Ежегодная статистика ДТП поражает огромным количеством погибших и тяжело травмированных людей. По количеству жертв ДТП стоят на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. Каждый год дорожно-транспортные происшествия забирают десятки жизней водителей, пешеходов и пассажиров. Особенно страшно то, что для большинства людей они стали привычным делом. Многие перестали воспринимать аварии, как что-то опасное и несущее в себе угрозу. Однако не стоит забывать о том, что автомобиль – это источник потенциальной опасности, и каждая поездка на нем может стать для вас роковой.
Для того, чтобы спасти себе и другим участникам дорожного движения жизнь и избежать тяжелых травм важно знать базовые правила поведения в экстренных ситуациях, которые могут помочь в решающие доли секунды.
Очевидно, бывают ситуации, когда возможности водителя и пассажира ограничены, и спасение невозможно априори.
Однако автоэксперты настаивают на том, что нужно до последнего бороться за свою жизнь, ведь нередко случаются настоящие чудеса, когда казалось, что шансы на спасение равны нулю.
Один из ключевых советов, к которому часто прибегают водители — не рекомендуется покидать автомобиль вплоть до его полной остановки. Многочисленные исследования доказали, что вероятность спастись в автомобиле в десять раз больше, чем если вы будете пытаться из него выбраться. Зачастую это заканчивается еще большими травмами.
Важно стараться до последнего управлять автомобилем, максимально сохраняя спокойствие и самообладание. Очевидно, что в экстремальных условиях сделать это крайне сложно, но от этого напрямую зависит вероятность вашего спасения. Нужно постараться сделать все, чтобы уйти от прямого удара. Лучше угодить в кювет, врезаться в забор, пробурить кусты. Даже дерево лучше мчащейся на вас машины.
Если шансов избежать лобового столкновения нет, нужно постараться перевести удар из прямого в скользящий. Он должен максимально пройти по касательной. Во время удара важно сгруппироваться, удерживая и контролируя свое тело в заданном положении.
Необходимо свести к минимуму свое перемещение внутри салона, и постараться защитить голову. Водителю следует ногами сильно упереться в пол, напрячь все мышцы, руки должны твердо держать руль. Пассажиру необходимо также прикрыть руками прикрыть голову, и лечь на бок.
Если в салоне машины находится ребенок, его нужно обхватить двумя руками и крепко прижать к себе, максимально прикрывая голову, и также укатиться на бок.
Ни для кого не секрет, что самое опасное место в автомобиле – рядом с водителем. Подсознательно, он будет пытаться увильнуть от удара в свою сторону, подставляя ту часть авто, где находится пассажирское сидение. В связи с этим детям до двенадцати лет запрещено садиться на переднее сидение.
Кроме того, дети должны находиться в специальных удерживающих устройствах. После того, как столкновение все же случилось, в первую очередь, нужно понять, в какой части автомобиля вы находитесь, оценить свое состояние, и определить нет ли запаха бензина. Он может появиться при опрокидывании автомобиля.
В зависимости от того места, где находитесь, постарайтесь направиться к выходу.
Если двери сразу не удалось открыть, скорее всего, их заклинило. Можно не пытаться дергать их, и тратить последние силы. Лучше сразу стараться разбивать окна.
Если автомобиль упал в водоем, в течение некоторого времени он будет удерживаться на плаву. В данном случае не стоит открывать двери, иначе вода сразу хлынет в салон, и автомобиль начнет стремительно уходить под воду.
Лучше разбить окно, и попытаться выбраться через него. Так у вас будет чуть больше времени.
Следует помнить, что даже при полном погружении автомобиля воздух в салоне будет удерживаться в течение нескольких минут. Этого вполне достаточно для того, чтобы оценить ситуацию, и понять, что дальше делать. Первое, что нужно сделать, это включить фары. Так автомобиль быстрее обнаружат.
Важно подготовиться к погружению, сделать пару глубоких вдохов. Кроме того, необходимо снять с себя лишнюю одежду: пальто, куртку, пиджак. Выбираться необходимо через дверь или окно. Заранее нужно найти предмет, которым вы будете разбивать окно. Оказавшись в воде, знайте, что у вас не менее сорока секунд.
Этого вполне достаточно для того, чтобы спастись.
А вам приходилось попадать в серьезные ДТП? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.
Как выжить в автокатастрофе — Южные дела
От чрезвычайном ситуации на дороге не застрахован никто. Риск попасть в аварию есть всегда. Но если знать, что делать в экстренном случае, можно уцелеть и спасти своих близких. Рекомендации, представленные ниже, помогут избежать серьезных травм и выжить в ДТП.
Как и в любой чрезвычайной ситуации, при возникновении опасности столкновения со встречной машиной нужно сохранять самообладание. Рекомендуется напрячь все мышцы и не расслаблять их до полной остановки, рассказали в МЧС России.
Следует
сделать все, чтобы уйти от встречного
удара: в таком положении кювет, кустарник,
забор или даже дерево гораздо
предпочтительнее несущегося на большой
скорости автомобиля. Важно
помнить, что при столкновении с неподвижным
предметом удар левым или правым крылом
хуже, чем всем бампером.
При
неизбежности столкновения в первую
очередь нужно защитить голову. Избежать
серьезных травм можно, если вдавиться
в сиденье спиной и упереться руками в
руль. Если скорость автомобиля превышает
60 км/ч и водитель не пристегнут ремнем
безопасности, следует прижаться грудью
к рулевой колонке.
Пассажирам
на заднем сиденье рекомендуется закрыть
голову руками и завалиться на бок. По
возможности в таком положении лучше
лечь на пол. Если в машине находится
ребенок, его необходимо накрыть собой.
После
ДТП требуется незамедлительно покинуть
салон автомобиля. Если двери заклинило,
нужно разбить окна подручными предметами,
выбраться через них и отойти от машины
как можно дальше.
Как выжить в автомобильной аварии и снизить риски в лобовом столкновении
Каждый день в ДТП в России погибает больше 40 человек. За 10 лет на дорогах гибнет население небольшого города. Треть аварий в стране — это лобовые столкновения с высоким риском летального исхода.
Что нужно делать в момент такого ДТП, чтобы попытаться спасти себе жизнь? Узнайте в моем сюжете.
- Шок. Жизнь, о которой вы не знали. Я рассказываю то, что нас окружает, но остается незаметным. Люди, которых вы вряд ли встретите. События, в которых вы вряд ли поучаствуете. Тайны, которые вы вряд ли разгадаете сами.
Интервью, расследования и эксперименты — я топлю за качество и эксклюзив
Чем опасно лобовое столкновение
Лобовое столкновение опасно сочетанием поражающих факторов. Во-первых, водитель и пассажиры получают динамический удар от резкой остановки машины. А это почти космические перегрузки. Ведь несмотря на остановку инерция тянет тела вперёд по ходу движения. Во-вторых, после столкновения в людей летят осколки и части машины, зачастую зажимаются части тела.
Конечно же, вероятность выжить в таком ДТП зависит в том числе от того, в какой машине вы находитесь.
Какие авто безопаснее
В более крепких и тяжёлых авто с хорошей безопасности и АБС, которая не даёт уйти в занос и оставляет машину управляемой во время торможения, шансы выжить выше, чем, например, в старой машине без подушек или лёгкой и бюджетной легковушке.
Вообще вес авто играет большую роль в выживании в аварии. И тут стоит сказать об одном мифе, в который многие верят. То, что скорость двух машин, движущихся друг другу навстречу, суммируется в случае ДТП. Это не совсем так.
Если два одинаковых автомобиля движутся со скоростью 100 км/час навстречу друг другу, эквивалентная скорость повреждения будет вовсе не 200 км/час, как можно было бы подумать. Она будет равна теми же 100 км при ударе в неподвижную стену.
Одинаковые машины при аварии будут действовать друг на друга с одинаковой силой и поглощать её будут одинаково. Для равных машин импульс поглощения энергии будет равен 0,5.
То есть каждой машине и достанется половина тех самых сложенных км в час.
Но всё меняется, когда в уравнении различается масса. В случае столкновения легковушки с грузовиком большегрузу достанется лишь одна десятая всей силы удара, а легковой автомобиль получит целых девять десятых пунктов.
Именно поэтому встречи с грузовиками на трассе обычно заканчиваются фатальными последствиями.
Самыми безопасными машинами считаются крупные полноразмерные седаны с низкой посадкой. Их центр тяжести расположен в одной плоскости с пассажирами, поэтому во время аварии такие машины не перекручиваются, не подлетают и не опрокидываются. И люди внутри получают гораздо меньше повреждений.
Как снизить риск в лобовом столкновении
Но всё-таки снизить риск гибели в лобовом столкновении возможно. Эксперты утверждают, что для этого существует несколько способов
В первую очередь необходимо помнить про ремень безопасности. По статистике пристёгнутый ремень уменьшает риск смерти в лобовом столкновении минимум в 2–3 раза.
При лобовом ударе на скорости 80 км/час с непристёгнутым ремнём водитель в 90% случаев попросту ломает себе грудную клетку и травмирует брюшную полость. А уж удар головой о приборную панель и элементы кузова в условиях резкой перегрузки гарантирует серьёзные черепно-мозговые травмы и в большинстве случаев смерть.
Без пристёгнутого ремня вовремя правильно не сработает и подушка безопасности. После удара она, конечно, выстрелит.
Но в каком положении в этот момент уже будет тело водителя или пассажира, сказать трудно.
Если навстречу вам вылетела машина, ни в коем случаи не выезжайте на встречную полосу сами.
Это может привести к такому же лобовому столкновению. И помните: встречная обочина – для встречной полосы.
Обязательно необходимо постараться снизить скорость ещё на дороге, отпустить тормоз и прижаться к обочине. Если есть возможность, то лучше съехать с дороги полностью. Главное – не делать этого на большой скорости. Поверхность может оказаться достаточно мягкой. У вас закусит колёса, и машина поведёт себя непредсказуемо.
Кроме этого, даже в такой критической ситуации желательно включить поворотники. Так водитель, вылетевший навстречу, поймёт, куда именно вы пытаетесь уйти от столкновения, такой манёвр может спасти вам жизнь. Но ни в коем случаи не стоит поворачиваться боком к движению. Боковой удар всегда опаснее лобового.
Если при лобовом столкновении вас от встречной машины отделяет длина капота, то при боковом лишь тонкие крылья авто, которые сминаясь могут навредить водителю и пассажирам гораздо сильнее. Да и ремень безопасности не компенсирует боковой удар. А ещё от нагрузки при сильном боковом ударе гораздо легче сломать шею.
Если есть возможность улететь в отбойник, кусты или забор вместо встречного авто, лучше сделать это. Избежав удара встречной машины, вы повысите шансы на благоприятный исход.
Нередко машина выезжает на встречку из-за того, что водитель заснул за рулём. Тогда кроме торможения и ухода к обочине можно попытаться посигналить и поморгать дальним светом.
Возможно, это разбудит встречного водителя, и он вернётся на свою полосу.
Но в этом есть смысл только если позволяет расстояние между вами. В противном случаи лучше принимать меры для спасения себя.
Что делать, если вылетели на встречную полосу
Если же вы сами вылетели на встречку или вы понимаете, что вам не хватает времени для завершения обгона, постарайтесь замедлиться и вернуться на свою полосу.
В случае, если столкновения всё же не избежать, упритесь руками в руль, напрягите все мышцы, а спину вдавите в сидение. Если вы почему-то оказались не пристёгнуты, эксперты советуют прижаться грудью к рулю.
Не пристёгнутым же на заднем сиденье пассажирам нужно постараться лечь и закрыть голову руками. Так можно уменьшить площадь поражения от осколков и снизить риск вылететь через стёкла прямиком на дорогу (Как я 6 лет назад).
Ни в коем случаи не нужно держаться за ручки и детали дверей, ставить ноги под кресла. В момент аварии это может привести к зажатию конечностей.
И помните: не нужно ехать по левой полосе медленнее, чем общий поток машин. Ведь если вас захотят обогнать едущие следом авто, им придётся совершать сложный манёвр.
Поэтому если хотите передвигаться неспешно, уйдите правее. Да и риск попасть в лобовое столкновение в левой полосе всё-таки выше.
Главное, что нужно помнить — ни один совет не даёт 100-процентной гарантии на дороге. В критической ситуации всё зависит от вас самих — скорости реакции и вашего опыта вождения. Не забывайте держать безопасную дистанцию с впереди идущими машинами. Идите на обгон, только имея прекрасный обзор и при хорошей погоде.
На сегодня мои советы окончены! Увидимся в следующих выпусках!
А пока обнял. Поцеловал. Заплакал.
————————————————————————————————————————
Подписывайте на страницу и жмите палец верх или вниз, а также не забывайте про комментарии. Больше нового и интересного на странице «Давид Кастро».
Спасибо!
Как выжить, если ты — пассажир? — Статьи — Авто — Свободная Пресса
Почти у каждого, кто читает эту рубрику, есть машина. Но иногда нам приходится ездить в качестве пассажира. Сегодня мы поговорим, как выжить в автомобильной аварии, когда ты пассажир и от тебя — на первый взгляд — ничего не зависит?
Редкий случай
Советы универсальны — это тот редкий случай, когда в автомобильную рубрику стоило бы заглянуть не только водителям. Так что за распространение информации, изложенной ниже, заранее спасибо. Дело в том, что попасть в дорожную переделку ты можешь где угодно и когда угодно.
Неважно — едешь ли ты с личным шофером в лимузине с мигалкой, или в жёлтой «Газели», или в такси, или с родственником за рулем. Возможно, тебя подвозит коллега по работе или друг, а может быть, ты оказался в грохочущем пепелаце с признаками, что на нем ездил ещё Адам.
Думай, куда садишься
Прозвучит банально, но прежде чем сесть в машину — присмотрись к водителю. Пьяные за рулем попадаются гораздо чаще, чем ты думаешь. Особо часто такие горе-шоферы встречаются среди бомбил вечером и ночью. Кроме того, водитель может быть не только упитым до поросячьего визга, но и накуренным, нанюханным или надутым. Всякой дряни, порой даже вполне легальной, в России хватает.
Лучше всего занять самое безопасное место в салоне машины.
В случае с примитивными старыми машинами типа «классики» или «девятки» это место за водителем на заднем сидении. В случае аварии водитель инстинктивно будет стараться отвести от себя удар и бессознательно подставит под удар противоположенный бок машины. Самым небезопасным местом в таких автомобилях является место рядом с водителем.
Самое безопасное пассажирское место в машинах с минимальным набором средств пассивной защиты — позади водителя, второе по безопасности — посередине заднего дивана, потом заднее правое место и самое небезопасное место рядом с водителем.
В современных иномарках дела обстоят ровно наоборот. Самое безопасное место — рядом с водителем. Его обычно оборудуют более современными ремнями, всевозможными подушками и шторками безопасности. Так что есть хорошие шансы, что даже после тяжелого ДТП останешься жив.
Пристегнись и правильно сядь
Конечно, все это имеет значение при условии, что ты пристегнут ремнем безопасности, даже на заднем сидении. Иначе ты просто убьешься, со всей силы шарахнув своей головой о стойку или о приборную доску.
Или сломаешь позвоночник на маленькие кусочки при перевороте или боковом ударе. А ещё тебе обеспечен полет через лобовое или боковое окно с разбиванием стекла своей головой так, что и бывалые ВДВшники позавидуют.
В общем, не пристегнувшись, тебе представится шанс выполнить смертельный номер.
О ремнях все знают, но многие пристегиваются только для того, чтобы машина не пищала. Ещё в автомобилях есть подголовники.
И они придуманы не дизайнерами, чтобы слаще спалось и удобней ехалось, а инженерами по безопасности, чтобы при ударе сзади (и в конце лобового столкновения) шейные позвонки остались целыми и голова не болталась отдельно от тела.
Подголовник должен быть настроен так, чтобы нельзя было запрокинуть голову назад. Идеально, если его верхняя точка и макушка будут на одном уровне.
И не стоит отвлекать водителя во время движения пустыми разговорами. Кто знает, что произошло у шофера вчера вечером?! Может, от него жена ушла или его предал лучший друг. А может быть, мама болеет.
И любое твое мирное «может, поедем быстрее» или «куда мы так спешим» может быть воспринято как «ты, идиот, не умеешь ездить!» А может, этот человек был контужен в Афганистане, например, или страдает психическими отклонениями.
Ничего смешного! Никто не запрещает садиться за руль таким людям, а почти треть россиянин психически нездорова, если считать невротические отклонения.
Когда авария неизбежна
Если аварии уже не избежать, и ты точно знаешь, что сейчас будет лобовой удар, прижми подбородок к груди (при ударе голову дернет вперед, и она обопрется на грудь, а потом откинет назад на подголовник), и упрись ногами в пол, а руками либо в панель, либо в переднее кресло.
При боковом ударе, не отстегиваясь, нужно плавно (!) упасть на бок, если ты сзади. Если ты спереди, то на колени к водителю упасть, скорее всего, не получится, поэтому просто максимально отклонись от удара и в любом случае не упирайся ногами в дверь — так ты получишь перелом, — а лучше максимально подогни ноги под себя.
При ударе сзади нужно упереться ногами в пол или переднюю панель, а голову прижать к подголовнику, если он есть. Если подголовника нет, то сползи так, чтобы можно было упереться затылком в спинку сиденья.
При переворачивании можно почувствовать себя хомячком в колесе. Можно разбить собственной головой все стекла, сломать себе шею, позвоночник и переломать кости. Если не хочется летать по салону, то не отстегивайся, а лучше покрепче вцепись руками в неподвижные части автомобиля.
Например, ручку двери или спинку сиденья. Ручки над пассажирскими дверьми, кстати, совсем ненадежны. В любом случае, прыгать из движущегося автомобиля — не лучшая идея. Все равно обо что тебе выбьет мозги сила инерции. На скорости больше 60 км/ч тебя размажет в любом случае.
Маршрутки
И ещё несколько слов о маршрутках. Об их водителях слагают легенды. И все знают о манере вождения многих из них. Тем не менее, порой нам приходится обращаться к их услугам. В ходе поездки на «Газели» не стоит забывать ни на минуту о том, как ты будешь спасаться из нее.
Итак, лучше всего сесть в самом безопасном месте.
«Газель» — не самая современная машина (да и микроавтобусы Ford, Peugeot, Mercedes не далеко от нее ушли в плане безопасности пассажиров), поэтому места рядом с водителем спереди не оставят тебе ни единого шанса.
Лучше всего «поработать» кондуктором — сесть на одно из кресел сразу позади водителя (они расположены против хода): на них ты хотя бы не размозжишь лицо о панель или сиденье впереди тебя.
Если ты оказался в середине салона, то покрепче зафиксируйся. Так как ремней безопасности в городских маршрутках нет (а если есть, то только для галочки), обхвати руками, например, впередистоящее кресло или собственную сидушку.
Даже если ты спешишь, а места только стоячие, не соглашайся ехать стоя, — водителю потом влетит за то, что количество трупов не совпало с количеством кресел. Ну и не забывайте, что многие водители работают по 12, 15, а то и 18 часов в сутки. Поэтому они могут психовать, засыпать за рулем, в общем, их физическое и эмоциональное состояние оставляет желать лучшего.
Надеюсь, достаточно напугал?!
Александр Краснов/ ТАСС
«Вся жизнь изменилась в одну секунду…» Три истории из Центра помощи жертвам ДТП — Авто Onlíner
Одномоментность ситуации и необратимость последствий определяют практически любое дорожное происшествие.
Но если бампер можно поменять, крыло — подрихтовать, то человеческий организм иной раз починке не подлежит.
Вчера под Минском, в поселке Лесной, журналистам показали Центр помощи жертвам ДТП, где помогают пациентам в вегетативном состоянии. Рассказываем три истории, которые вдохновляют на жизнь.
Каждая история пациента центра особенная, но всегда это внезапность и шок для близких. Владимир Дмитриевич, который находится возле больничной койки жены, рассказывает о произошедшем полгода назад уже с некоторой, как нам кажется, смиренностью:
— Когда вернулся в тот день домой, то супругу не застал. Хотя все говорило о том, что она отлучилась ненадолго: работал телевизор, телефон лежал рядом (а без него она никуда далеко не уходила). Заволновался.
Решил сбегать вниз к ближайшему киоску. Там сообщили, что произошло ДТП — сбили женщину. Супругу нашел в областной больнице.
Документов у нее при себе не было, только банковская карточка, по которой впоследствии установили личность.
По словам мужчины, наезд был совершен микроавтобусом на пешеходном переходе в Витебске.
— Якобы жена шла на красный. Маршрутка остановилась, а водитель микроавтобуса не видел и… — продолжает наш собеседник. — Переломов нет, внутренние органы все целые, а вот ЧМТ — тяжелая. Три месяца была в коме. Теперь отходит, пытается говорить — пока тихо, шепотом… На людей реагирует, улыбается.
Как говорит Владимир Дмитриевич, в тот день жизнь его семьи в один миг изменилась. То же самое может сказать любой пациент (а точнее, его близкие) центра.
«До» и «после» — это два совершенно разных состояния, образа человека.
— Найти сиделку — целая проблема, — вздыхает мужчина. — Если официально, через райисполком, то очереди ждать пять лет. Нанять за деньги? Выходит около шести рублей в час, то есть в день — сорок рублей. За месяц набегает конкретная сумма… Сейчас выкручиваемся. Пока работаю — соседей просим. Опять же, теща помогает… Но ей восемьдесят лет, она может только посидеть.
Описывая состояние таких пациентов, врачи говорят: «Человек не может себя идентифицировать в обществе. Он дышит, ест, желудок и кишечник работают. Но пациент не может сформулировать простое предложение, вспомнить прошлые события, в целом мыслить, даже глотать! Это, к слову, может стать большой проблемой»
Так, жена Владимира Дмитриевича в течение пяти месяцев принимала пищу только через зонд. Сейчас уже может есть привычным для здорового человека способом.
— Основная опасность данного состояния — возникновение пневмонии из-за того, что пациент лежит. Ворочаем каждые три-четыре часа. А еще очень такие аппараты помогают, — кивает в сторону небольшого прибора мужчина.
С помощью этого медицинского оборудования делают вибромассаж легких, что позволяет предотвратить образование мокроты. Родным жертв ДТП приходится досконально изучать особенности жизни пациентов центра после страшного события, вникать в терминологию, изучать последовательность действий при уходе.
— Знаете, когда мы были в областной больнице, мне сказали: золотых лекарств не бывает, — говорит напоследок Владимир Дмитриевич. — Как справится организм, так и будет… Пока что свое имя жена сказать может, а мое называет не всегда.
«Я ж отец, это мой долг!»
Про следующего пациента — 32-летнего Максима — медики говорят с гордостью: «Это наш, если можно так сказать, первенец. Счастливый случай! Раньше весь был в трубках, кормили его через гастростому. А сейчас мальчик реагирует. Знаете первейший признак ясного состояния? Реакция на шутку. Максим улыбается в нужный момент, и с ним уже можно вести какую-никакую беседу».
Врачи делают важную оговорку: на 90% такой прогресс — заслуга отца, не потерявшего надежду и ставшего для сына опекуном и главным помощником в тяжелейшей ситуации: «Вера близкого человека подчас творит чудеса»
Валерий Викторович рассказывает о страшных событиях трехлетней давности: «Сыну было 29 лет. Все как у всех. Семья, жена, двое детей. Младшей тогда было всего восемь месяцев.
Максим возвращался из Польши, с чемпионата Европы по карате. Он был спортсменом, тренировал… В то утро прошел дождь и морозик ударил.
Они со второстепенной выезжали на главную, „спящие полицейские“ были покрыты краской, и машину понесло — прямо под „Газель“».
— Три месяца сын провел в искусственной коме, — воспоминания мужчине даются с трудом. — Пережил шестнадцать операций, три трепанации черепа, селезенку удалили, руки-ноги были переломаны, сейчас они нашпигованы металлом.
«Что требуется? Уход. Нужно растяжки делать, массаж. Я до этого ничего не умел. Жил обычной жизнью. Работа, дом… А тут бац! В одну секунду все поменялось»
Отец парня работал электриком на водоканале. Два года назад уволился и полностью посвятил себя сыну — проводит с ним практически все время: «Целый день с ним. В 16 часов приходит жена.
У меня появляется время сходить в магазин, чтобы проветриться. А с 17 до 20 часов физуха. Сделали шведскую стенку, установили навесной турник, привезли велотренажер. Поначалу он 2—3 км на нем проезжал.
Сейчас руками — 7—8 км, ногами — 10—11 км».
Все это время Максим внимательно слушает, его взгляд, осознанный и заинтересованный, скользит по нашим лицам.
— Макс, помогай! Работаем, — призывает сына Валерий Викторович. — Согнутой ногой по руке. Слушай: ич — ни — сан — ши — го… Пришлось по-японски счет выучить. Самое сложное — не жалеть ни себя, ни его. Иногда бывает так, что оба не хотим работать. Но я-то понимаю: пропустим день, и завтра придется наверстывать за два.
По словам отца парня, друзья-спортсмены оказывают большую поддержку и помощь, что вдохновляет. Но этого мало, требуется квалифицированное врачебное участие:
— На периферии таких людей, как мой сын, боятся. То ли не знают, что делать, то ли не хотят брать ответственность… Так что центр для нас — настоящее спасение.
Здесь Максиму оказывают комплексную помощь: предоставляют медикаменты, проводят физиопроцедуры, стимулируют нейроны мозга. Как говорят врачи, у здорового человека в мозговой деятельности участвуют всего около 30% клеток, остальные «спят». Разбудить их после таких событий, использовать резерв — большая надежда и задача.
— Я ж отец, это мой долг! — удивленно восклицает Валерий Викторович после наших ободряющих слов.
Правда, тут же вспоминает о событиях трехлетней давности: «Тут много чего… В той аварии погиб человек, пострадали другие. А виноват мой сын. И он лежит. Двойной удар…»
«Как жил раньше, так и живи. Уйдешь в себя — больше не выйдешь»
Еще один герой — Виталий — рассказывает о приключившемся с ним несчастье самостоятельно. У мужчины ясное сознание и острый ум, но полностью парализована нижняя часть тела:
— Сам я из Кобрина. Пятнадцать лет назад попал в ДТП. За рулем моего микроавтобуса Volkswagen находился знакомый, я ехал на пассажирском сиденье.
Приятель плохо знал дорогу, да и скорость превышал — в результате вылетели с трассы, бус перевернулся. Водителя выкинуло через лобовое стекло — ему ничего, а я попал под автомобиль.
Говорят, что в шоковом состоянии пытался поставить машину на колеса. Не знаю, слухи или правда, потому что сам ничего не помню.
Очнулся через несколько суток. А вскоре мужчине предстояло услышать страшный диагноз: перелом шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга.
— Когда сделали МРТ и стало очевидным, что я больше не смогу ходить, профессор дал напутствие, — вспоминает наш собеседник. — Мол, как жил раньше, так и живи. Уйдешь в себя — больше не выйдешь. Я в тот же вечер позвонил друзьям и предложил приехать, попить чай, поговорить. Никто не отказал. Да, со временем кто-то отошел. Зато появились другие.
Пример Виталия достоин восхищения. Будучи прикованным к кровати, он смог организовать небольшой бизнес и сейчас сам зарабатывает деньги.
— Как-то сидел и думал, чем бы заняться, — рассказывает мужчина. — Прикинул, что можно купить грузовой микроавтобус и организовать перевозки. В нашем городе есть фабрика детских игрушек «Полесье».
Ее директор — Андрей Гольцман, мой одноклассник. Договорились, и я стал возить его продукцию. Сначала была одна машина, потом другая, третья… На данный момент парк составляет 10—12 единиц техники. Сам веду бухгалтерию, выписываю путевки.
Сейчас же все онлайн можно сделать.
Несколько раз во время нашего разговора Виталий упоминает значение родных и близких. Он знает случаи, когда после страшного диагноза супруги отворачивались, уходили, бросали.
— Во время травм рядом должен быть кто-то близкий, — убежден наш собеседник. — Мама, папа, кум, брат, жена. Для меня главным страхом было потерять родню.
— Мы остались вместе, — говорит Инна, жена мужчины. — У меня даже в мыслях не было его оставить. А теперь привыкла. Каждый день утренняя зарядка, моемся, бреемся, кушаем, катетеры меняем.
На момент ДТП детям пары было по двенадцать лет. Сейчас они закончили вузы, налаживают свою жизнь. Это особенный предмет гордости Виталия.
— Нельзя сдаваться, — в очередной раз повторяет мужчина. — Необходимо проявлять терпение, силу воли.
Он четко понимает, что всю оставшуюся жизнь ему придется проходить реабилитацию, а процесс это непростой: «Мышцы атрофируются. Сейчас прошел обследование — оказалось, что упал гемоглобин, сахар поднялся, обнаружилась грыжа. Такие центры очень нужны. Они помогают не только освоить ЛФК и прокáпаться, но еще и поверить в себя, что, быть может, самое главное».
Кто-то из присутствующих спросил, возможно ли стопроцентное восстановление жертв ДТП, находящихся в вегетативном состоянии? Медики в таких случаях уходят от категоричных ответов: «Это индивидуально…
Самый известный пример — актер Николай Караченцов (в 2005 году в Москве попал в серьезное ДТП, в момент аварии не был пристегнут ремнем безопасности. — Прим. Onliner). Все знают, сколько было вложено сил, денег… Он даже в кино потом еще снялся. Но к полноценной жизни, как мы ее понимаем, так и не вернулся.
Впрочем, это, наверное, не столь важно. После подобных событий ценности меняются, значение приобретают другие вещи, жизнь начинает восприниматься иначе».
«Одно дело, когда человек лежит пластом и его родственники в растерянности — не знают, что делать. И совсем другое, если ему помогают, появляется надежда. Хотя, конечно, и врачи не боги…»
Дополнено
После публикации в редакцию обратились несколько человек с одним вопросом: как помочь центру? Отвечаем. Сделать перевод можно на счет благотворительного фонда «Безопасные дороги»: № BY61PJCB30150561501000000933. Банк — «Приорбанк» ОАО, г. Минск, ул. В. Хоружей, 31а, БИК PJCBBY2X, УНП 194905748. Назначение платежа: Центр помощи жертвам ДТП.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by
Как пережить поставарийный синдром
16 Декабря 2009
Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто
Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом.
Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.
— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.
Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…
Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.
Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.
Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.
Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…
Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей.
Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон.
Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.
Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.
Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…
И уже за руль нового автомобиля.
Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.
Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм.
Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого.
Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.
После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.
Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.
Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!
Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.
В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.
Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.
- ИРИНА БОГДАНОВА
- Разноголосица
Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:— Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»…
Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся…
Андрей, водитель «тойоты»:— Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.
И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.
Катя, 25 лет: — Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу… Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!
Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить… Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться… Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.
Лариса Пономаренко, пешеход:— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.
Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА