Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

19.10.2017 Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки.

С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов.

От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

Вязать морской узел. Основные Морские УзлыВ настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Булинь

Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

  • Используется для закрепления и подъема груза на высоту.
  • Вязать морской узел. Основные Морские Узлы
  • Принцип завязывания:
  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.
  1. Такой узел можно выполнить со шлагом:
  2. Вязать морской узел. Основные Морские Узлы
  3. Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Морские узлы: Как вязать основные морские узлы

Морские узлы предназначены для скрепления оснастки судна, вязание их входит в основу такелажной работы: мастерство связывать концы, шить и чинить паруса, вязать маты, делать сплесны, огоны и т.п.

Читайте также:  Как стать хорошим вингером: по шагам (c картинками)

 Для морских узлов примечательны: легкость и скорость завязывания, они надежны и не стягиваются при усиленном натяжении, в любом состоянии легко распускаются, даже мокрые.

 В морской терминологии при связывании канатов различают два конца: Коренной конец, закрепленный неподвижно; Ходовой конец, незакрепленный, с ним все манипуляции при вязании любых связок. Каждый узел специфичен и имеет определенное применение.

Узлы стыковочные, для связывания разъединенных канатов

 

Прямой / рифовый

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы Вязать морской узел. Основные Морские Узлы  

Прямой соединяет два троса одного диаметра. Недостаток: при намокании и при усиленных натяжениях намертво стягивается. Во избежание чего, в петли вставляют деревянный клин. Прямой двойной соединяет два троса одинакового диаметра, выдерживает высокие нагрузки натяжения. Рифовый закрепляет палубные механизмы, штерты, чехлы для шлюпок, а так же когда нужна надежная, но быстро раздаваемая связка.

Шкотовый и Брамшкотовый узлы

  

Традиционно применяется для связывания двух концов разной толщины, но на практике годится и для одинаковых по толщину тросов. Не рекомендуется использовать на синтетике. Он хорошо держит при применении нагрузки. Брамшкотовый отличается от шкотового только одним дополнительным витком. Брамшкотовый узел размещен на последней картинке галереи.

Узлы швартовочные и буксировочные

Рыбацкий или якорный узел или штык

  

Рыбацкий или якорный узел или штык используют для крепления якоря, при швартовке, применяют всегда, когда нужно закрепить веревку надежно, а затем легко развязать. Простой штык — незатягивающаяся связка для закрепления швартовых концов на причалах и для буксировки.

Простой штык со шлагом связывается, как и простой, отличие: один дополнительный шлаг вокруг предмета, к которому прикрепляют канат. С двумя шлагами вокруг предмета увеличивается надежность во время длительных стоянок.

Морские узлы специального назначения

 

Булинь

 

Беседочный узел или булинь называют королевским. Выполняет роль страховочного или спасательного бандажа на теле человека, находящегося на мачте или за бортом; так как представляет собой незатягивающуюся петлю. Двойной беседочный плетется так же как и обычный беседочный, только веревкой, сложенной вдовое.

Стопорный узел восьмерка

 

Восьмерка стопорит снасти, сложенные в кипе. Свободный (ходовой) конец размещают сверху на закрепленный (коренной), заводят под него и снова наверх, заправляют в петлю, образовавшуюся в начале работы. Стягивается при нагрузке.

Выбленочный узел

 

Выбленочный им крепят шкоты за предметы с гладкой поверхностью, используют когда нужен стягивающийся узел.

Задвижной штык

 

Задвижной штык распределяет нагрузку на плечи канатов. Начало плетения: в 2 петли вокруг действующего конца каната. За первым витком делают второй, перекрывая им закрепленный край первого витка.

Третий делают с небольшим отступом от первых двух после чего свободный конец пропускают вокруг обвиваемого каната в противоположном направлении так, чтобы третий виток при затягивании сильно зажимался. Рабочие два первых витка, третий их фиксирует.

Недостаток задвижного штыка в том, что затягивается при нагрузке каната.

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

  • Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
  • Что стоит учесть новичкам перед обучением
  • Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:
  • 1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;

2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

  1. В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:
  2. 1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
  3. 2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
  4. 3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.
  5. Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы
Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

  • Как завязать беседочный узел:
  • 1) создать с верха вниз петлю;
  • 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
  • 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
  • 4) туго затянуть.
  • Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Восьмёрка  – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

  1. Как завязать узел восьмёрка:
  2. 1 ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
  3. 2 пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
  4. 3 крепко затянуть.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Учимся вязать морские узлы с Сашей Гороном (Видео) – INTERPARUS

Яхтинг – это идеальное времяпрепровождение! Это очень весело, хотя и требует неких навыков и ловкости, и может иметь дополнительное преимущество от тренировки и уровня подготовки. Это также активный отдых, который ставит безопасность во главу угла, и одним из способов достижения этого является знание различных морских узлов.

Вязать морской узел. Основные Морские Узлы

Учимся вязать морские узлы с Сашей Гороном

Знание того, как завязать узел на лодке, имеет решающее значение. Мы рассмотрим самые основные виды морских узлов, которые нужно уметь завязывать, когда вы находитесь в море, и конечно знать, для чего они предназначены.

Беседочный узел

Беседочный узел или Булинь (Bowline Knot) – это важнейший из морских узлов. Это универсальный узел, который используется при швартовке лодки, при спасательных операциях, для страховки и фиксирования палубного оборудования.

Он легко вяжется, при этом считается самым надежным из всех морских узлов. Он не скользит и не запутывается, и его можно легко и быстро развязать.

Чтобы создать форму петли, оставьте достаточно веревки для петли нужного вам размера. Пропустите ходовой конец через глазок снизу. Затем, по диагонали оплетаем коренной узел и пропускаем его обратно через глазок. Очень важно туго затянуть узел, чтобы привести его в рабочее состояние. Морской узел начинает работать только тогда, когда он хорошо перетянут.

Любой морской узел должен также легко развязываться, как и завязываться. Для развязывания беседочного узла достаточно одного правильного движения. В нашем пошаговом видео, Саша Горон – шкипер из команды Интерпарус Яхтинг, покажет, как завязывать беседочный узел классическим способом:

Или быстрым способом:

Стопорный узел

Стопорный узел или узел Восьмерка (Figure-Eight Knot, Flemish Knot) – это простой, но важный узел для яхтсменов. Он предназначен для утолщения веревки, и применяется в качестве узла стопора и закрепляющего узла.

Чтобы завязать узел Восьмерка, вам необходимо обнести ходовой конец вокруг коренного, и вытянуть поверх него, образовав петлю. Затем, пропустите ходовой конец через образовавшуюся петлю, перед этим завязав на себя, и крепко затянуть ваш узел.

Стопорный узел используется во всех фаловых и шкотовых концах, которые имеют риск выскользнуть из стопоров, поэтому его значение не преувеличено. В нашем пошаговом видео, Саша покажет, как легко научиться завязывать этот классический морской узел:

Прямой узел

Прямой узел (Reef Knot, Square Knot, Hercules Knot) – это самый простой морской узел, но один из самых древних, хотя и не самый надежный.

Древние греки называли прямой узел – Гераклов узел, а по-английски он звучит как Квадратный узел. Основное его назначение – это связывание двух тросов одинакового диаметра.

В основном, он используется для легкого прихватывания на не сильных тягах, поскольку главным его недостатком является сползание по тросу, и сильное затягивание при больших нагрузках или при намокании.

Чтобы завязать прямой узел, возьмите две веревки. Два конца перебросьте в одну сторону, затем в другую, и вы получите два параллельных витка.

При большой нагрузке прямой узел туго затянется, и развязать его может быть не просто. Если вы столкнулись с такой ситуацией, для развязывания сильно затянутого прямого узла используйте свайку из боцманского ножа. Как завязать прямой узел, смотрите в нашем детальном видео:

Выбленочный узел

Выбленочный узел (Clove Hitch) – один из самых надежных и сильно затягивающихся узлов, хотя на первый взгляд может показаться слишком простым.

Это самозатягивающийся узел, который применяется для завязывания веревок к гладким, круглым поверхностям.

Название узла походит от слова Выбленки – на старом флоте так называли поперечные отрезки старого троса служащие ступеньками для подъёма на мачты. Этим узлом крепили выбленки к вантам.

Сегодня главным назначением этого узла является подвязывание кранцев на леера, подвязывание к трубам из нержавейки, и швартовка к причальной тумбе. К положительным качествам этого узла можно отнести то, что его легко завязывать одной рукой. Завязать выбленочный узел можно несколькими способами:

Швартовый узел

Швартовый узел или Морской Кнехтовый узел (Bollard Hitch) – это популярный способ крепления швартовых концов. Существует множество вариаций изделий, применяемых для швартовки яхты, но основными из них можно считать кнехты и утки, вы найдете их в любой марине, и крепление к ним происходит с помощью данного узла.

Правильная швартовка — это неотъемлемая часть жизни на лодке, и знание швартового узла является обязательным для безопасной стоянки. Смотрите наше пошаговое видео, чтобы при заходе в марину быть во всеоружии и правильно закрепить швартовый конец.

Шкотовый узел

Шкотовый узел, узел Вебера или ткацкий булинь (Sheet Bend) – это один из основных узлов, которому кстати уже более 9 тысяч лет.

В морской практике шкотовый узел используется для связывания двух концов разной толщины, но он также хорошо держит веревки одинаковой толщины.

Он часто применяется для связывания тонкого проводника с толстым тросом муринга. Этот узел держит надежно, когда на трос приложена тяга.

Шкотовый узел является родственником беседочного узла, и имеет две вариации: одинарный и двойной. Мы рекомендуем использовать на яхте именно двойной шкотовый узел. Поскольку этот узел брат беседочного узла, развязывается он подобным образом. Как завязать шкотовый узел пошагово покажет Саша Горон:

  • Друзья, подписывайтесь на наш канал Интерпарус Яхтинг, чтобы получать полезные видео, которые будут всегда под рукой!
  • ПОДПИСАТЬСЯ
  • Поделитесь с нами, какой видеоматериал вам был бы максимально полезен и интересен, мы с радостью подготовим новые ролики!

22.02.2019

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector