Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Хотите начать заниматься пленочной фотографией, но не знаете как? Давайте посмотрим на ваши возможности.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Несмотря на то, что прошло много времени с тех пор, как современные цифровые фотоаппараты вытеснили пленочные с рынка, у аналоговой фотографии все еще есть свои истинные сторонники.

И даже в последнее десятилетие наблюдается целый бум на классическую фотографию.

Аналог становится модным — прежде всего среди молодого поколения энтузиастов, которые не выросли в эпоху пленки, что делает такую съемку еще более винтажной и по-своему очаровательной для них.

Зачем сегодня снимать на пленку?

Многие наверняка называют растущую популярность аналоговой съемки среди молодежи чем-то хипстерским и желанием выделиться из толпы. Однако, правда немного сложнее. Цифровая камера позволяет легко делать тысячи снимков. Но сколько из них окажется где-то еще, помимо нетронутой папки на вашем диске? Сколько из них имеют больше нескольких часов славы в социальных сетях?

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Фотограф: Ярослав Крезек

Пленочная съемка восстанавливает более личное отношение к фотографиям, а также необходимость тщательно думать обо всем процессе и снимать внимательно.

Возврат к аналогу является выражением более широкой тенденции к росту — ощущения перенасыщенности современными технологиями и стремления заменить мимолетное виртуальное количество физическим, постоянным качеством.

Для новичков съемка на пленку также является отличным способом изучения основ: вы можете использовать свой опыт с аналогом, когда работаете с цифровой камерой.

Найдите камеру

Купите фотоаппарат и пленку. Это на самом деле просто. Короче говоря, ваш выбор — зеркальные камеры и мыльницы. Удобны в использовании старые камеры, так как они не нуждаются в батареях, поэтому готовы к работе без лишних забот. В интернет-магазинах секонд-хенд их просто полно; нужно только выбрать. Или проверьте чердак бабушки и дедушки.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Фотограф: Вацлав Максмилян (Václav Maxmilián)

Как выбрать пленочную камеру?

Однообъективные зеркальные камеры (SLR – single-lens reflex camera) основаны на наклонном зеркале, которое проецирует реальное изображение из объектива в видоискатель.

Они, вероятно, по-прежнему наиболее популярны, и для них доступно множество объективов и аксессуаров.

К ним относятся старые зеркальные фотокамеры Nikon и Canon и более экзотические примеры, такие как старые камеры East Bloc Praktica и Zenit.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Двойные зеркальные камеры (TLR – twin reflex camera) оснащены видоискателем, на который вы смотрите сверху. Они используют две линзы: одна проецирует изображение в видоискатель, а другая используется для экспонирования. Вы можете знать культовый немецкий Rolleiflex, Autocord Minolta 50-х и 60-х годов или, например, чехословацкий Flexaret.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Пленочные мыльницы механически проще. Видоискатель не связан с объективом, и поэтому смотреть в него нужно, скорее, для ориентировки. Существуют бесконечное количество моделей с разным уровнем качества, а некоторые даже продаются в антикварных магазинах за несколько долларов.

  • Купите пленку
  • Вы не можете купить пленку сегодня на каждом углу, но все равно можно найти фотомагазин, в котором будет продаваться фотопленка с широким выбором брендов и типов.
  • Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Выбрав между цветным и черно-белым изображениями, подумайте, в каких условиях вы планируете снимать. Выберите ISO, исходя из этого. В то время как цифровая камера позволяет устанавливать ISO по мере необходимости, в случае с аналоговой фотографией, оно жестко установлено выбором используемой пленки.

Попробуйте разные типы и найдите тот, который подходит лучше всего. Пленка различается по тому, как передает цвета, а также по контрасту, зернистости и т.д. В Интернете полно образцов изображений, поэтому не придется делать этот выбор «вслепую».

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Photo by Walkers on the Moon

Пленка покрыта фотоэмульсией — раствором галогенида серебра, защищенного слоем желатина. Он же и определяет светочувствительность, оптическое разрешение и контрастность.

Чтобы получить негатив, пленку сначала поддают короткому облучению, после чего обрабатывают раствором химикатов — ее проявляют (главное, вовремя прервать этот процесс). После этого его промывают и высушивают.

Далее из негатива получают позитивное изображение: негатив накладывают на специальную фотобумагу и подвергают воздействию света, то есть экспонируют светочувствительный материал сквозь него (контактная печать).

В процессе печати соотношение между светом и тенью инвертируется, и таким образом получается изображение, отвечающее действительности.

Эта инверсия получается за счет того, что наиболее освещенными участками фотобумаги получаются те, которые находятся под светлыми областями негативного снимка (поскольку свет, и это очевидно, легче проходит сквозь его светлые участки, нежели темные).

А теперь снимайте!

С аналоговой фотографией все совсем не так, как с цифровой. Во-первых, пленка не позволяет вам «обманывать». Вы должны знать, как работать со скоростью, диафрагмой, глубиной резкости и ISO пленки. Забудьте о мгновенной обратной связи с вашими фотографиями. Это не моментальный процесс.

Но пленочное фото тоже может что-то прощать. Благодаря большому динамическому диапазону картину сложнее испортить. В общем, пленка ведет себя особенно хорошо при ярком освещении, и вызвать засвет (переэкспонированные пятна) не так легко, как при использовании цифровой камеры.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Фотограф: Зузана Шестакова

Совет: вначале запишите настройки камеры после каждой сделанной фотографии. После того, как вы поснимаете, эти «EXIF-данные» ручной работы помогут вам понять, как работает камера и на что обращать внимание в следующий раз.

Также учитывайте, что пленочную фотографию лучше переэкспонировать — с ней попросту сложнее получить засветы. Проще будет снизить экспозицию позже. В цифровой же фотографии лучше делать наоборот. Недоэкспонирование сцены позволяет вытащить детали из тени.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Вы должны признать, что вы, вероятно, испортите каждое фото на своей первой съемке. Но это только часть процесса. Совершенствуясь благодаря практике, с каждым новым негативом вы будете лучше и быстрее пользоваться камерой, и ваши результаты будут все интереснее. Съемка на пленку качественнее научит вас, как различные параметры влияют на окончательное изображение.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Фотограф: Ян Тихи

Фотографии сделаны. Что теперь?

С пленкой вы, в общем-то, можете сделать две вещи:

  • проявить негативы и, возможно, напечатать сами фотографии;
  • оставить процесс проявления фотолаборатории и отсканируйте негативы или попросите их подготовить печатные версии.

Проявление дома — достаточно большая тема для отдельной статьи. Но вам не нужно бояться этого. Проявление черно-белой пленки дома – это недорогое и простое занятие по своей сути.

И оно также позволяет испытать весь процесс от помещения пленки в камеру до сушки окончательного печатного снимка.

Изучив основы, вы можете погрузиться в более сложные эксперименты с различными типами проявления, фотобумаги и ретуширования.

Но поначалу, вероятно, будет наиболее целесообразно, чтобы ваша пленка была проявлена в лаборатории, где специалисты могут отсканировать негативы. Затем вы cможете работать с изображениями на компьютере. Вопрос в том, должны ли фотографии на пленке быть отредактированы на компьютере или оставлены так, как они получились изначально на камере… решение остается только за вами.

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку

  • Культура
  • Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку

25 ноября 2020,  14:29

 Наталья Малыхина 2312

Первый плёночный фотоаппарат Kodak появился в 1888 году, а первый цифровой – 100 лет спустя. Разбираемся, почему некоторые возвращаются к истокам и какие есть нюансы у плёночной фотографии. В этом нам помогали фотографы Данил Шаповалов и Валерия Зайцева.

Лера Зайцева:

«Однажды я познакомилась с человеком, который фотографирует на плёнку. Под моей фотографией стоял хештег «35 мм». Человек (оказалось, что его зовут Андрей) спросил, на какую плёнку снято. Но это было снято на телефон с наложенными фильтрами. Мы познакомились. Оказалось, что у Андрея много хороших фотоаппаратов, даже Leica есть. После встречи с ним я купила плёночный фотоаппарат.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Валерия Зайцева / из личного архива

Меня вообще интересует фотография, поэтому и плёнку решила попробовать. Я бы попробовала и на консервную банку поснимать, знаю, что это возможно. Главное – знать, как всё правильно настроить.

Признаюсь, если бы мне сказали выбирать между цифрой и плёнкой, я бы выбрала цифру. Мне нравится сам эффект плёнки, особая передача света, но на неё я потрачу все деньги и ещё буду должна. Поэтому в основном снимаю на цифровую камеру.

Плёнка для меня не что‑то серьёзное, это для души. Я нечасто снимаю на неё. Те, кто выбирает только плёнку, возможно, немного старомодные».

Данил Шаповалов:

«Мне нравится всё старое. До плёнки я не фотографировал. Потом купил цифровой фотоаппарат, сделал немного кадров и продал его. Неинтересно: отфоткал и сразу посмотрел.

А с плёночным – отфоткал, отдал плёнку на проявку, на следующий день забрал. Сам процесс гораздо душевнее. Обычный человек вряд ли будет фоткать на плёнку.

Моя мама принимает моё увлечение, но не понимает, зачем мне плёнка, когда есть цифра.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Данил Шаповалов / Наталья Малыхина

Для меня очень важно, как выглядит фотоаппарат, и внешне больше нравятся плёночные. Когда получаю новый, первое время он лежит под рукой. Потом ставлю его на полку. Пока в моей коллекции 15 аппаратов, но останавливаться я не собираюсь.

Сейчас модно обрабатывать под плёнку. Я спокойно к этому отношусь. Но смогу отличить плёнку от фильтра, наложенного на цифровую фотографию. Обычно накладывают эффект старой плёнки, которая будто бы лежала много лет в непонятных условиях: на фото появляется сильная зернистость и заломы. На деле фотографы снимают на хорошую плёнку, где этого всего нет.

Тем, кто захочет попробовать, я бы советовал не бояться. Сначала я смотрел обучающие видео и обзоры фотоаппаратов, это помогает. А так, всё приходит с опытом».

В плёночных фотоаппаратах не всё так просто, как в смартфонах. Современные камеры всё делают сами, нынешние фотографы даже не задумываются, какая математика стоит за каждым кадром. Чем старше плёночный фотоаппарат, тем он сложнее. Тем, кто хочет лучше понимать фотографию, возможно, стоит начать с плёнки.

Плёночные фотоаппараты можно разделить на зеркальные, дальномерные и шкальные. Они различаются по конструкции, особенностям фокусировки и другим параметрам. Ещё фотоаппараты различаются по кадру: бывают среднеформатные, полуформатные и малоформатные.

Последние получили самое большое распространение: их плёночное окошко размером 24 на 36 мм. Полуформатные делают половину от стандартного, поэтому плёнка увеличивается до 72 кадров. А окошко среднеформатных больше размером – 60 на 60 мм.

У них всего 12 кадров, но зато хорошая детализация.

Сам процесс создания снимка везде похож: нужно протянуть плёнку до следующего чистого кадра, взвести затвор, настроить диафрагму и выдержку и сфокусироваться. Протягивать нужно аккуратно, иначе некоторые фотоаппараты могут порвать плёнку. А если не протянуть, то фотографии будут накладываться друг на друга.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Валерия Зайцева

«Это называется двойная экспозиция. Может получиться как очень хорошо, так и очень плохо. Я пока так не пробовал, но хочу. У меня автоматическая протяжка на Nikon, поэтому нужно отфоткать всю плёнку, вытащить и снова отфоткать. То есть нужно помнить последовательность, чтобы не было случайного наложения», – рассказывает Данил.

Как выбрать фотоаппарат, универсального совета нет – дело вкуса. Данил советует попробовать начать с «Зенита-122»:

«Его я покупал на «Авито». Смотрел видео о фотоаппаратах, чтобы решить, какой взять. «Зенит» понравился мне по фокусировке и по экспонометру (прибор, который помогает выставить значения выдержки и диафрагмы – прим. авт.). Сейчас я не фоткаю на него. Мне не хватало выдержек и автофокуса. Всё это есть на Nikon F-501, который я купил более осознанно».

Читайте также:  Коврик туристический материал. туристический коврик — из чего сделан?

Все фотоаппараты в коллекции Данила куплены с рук, но при желании можно взять и новый. Да, их до сих пор производят.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Валерия Зайцева

Главное, чему учит плёнка, – ценности каждого кадра. Здесь нельзя, как на цифровом, сделать миллион фото и выбрать лучшие. У тебя только 36 попыток. Кроме того, на плёночном узнать, что получилось, можно, только когда плёнку проявят. 

«Могу в одно место приходить несколько раз, чтобы сделать кадр, который мне понравится», – признаётся Данил.

Да и нынешняя цена плёнки шепчет: не фотографируй, подумай. Бэушный плёночный фотоаппарат дешевле цифрового: с рук его можно купить за 5 тыс. рублей, а можно и вовсе достать бесплатно. А вот сэкономить на плёнке не получится, ведь вскоре она понадобится снова.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Данил Шаповалов

«Цветная плёнка стоит от 500 рублей. Чёрно-белая немного дешевле: украинскую «Тасму» можно найти за 300 рублей за 40 кадров. Их больше, потому что катушка смотана вручную», – рассказывает Данил.

Хороший вариант сэкономить деньги, но не время – просроченная плёнка. Дело в том, что она может быть нормальной, с интересным цветовым эффектом или полностью испорченной. Пока не снимешь и не проявишь – не узнаешь.

«Всё зависит от того, в каких условиях хранили плёнку. Её берут из‑за того, что она дешевле. Один раз я купил по 50 рублей четыре штуки. Я фотографирую на просрочку, когда проверяю фотоаппарат», – делится Данил.

«За пять катушек просрочки Fuji я отдала 1 тыс.рублей. Где‑то она зеленила, где‑то отдавала фиолетовым. Это создаёт атмосферу. Но это рулетка: может ничего не проявиться. Пока мне везёт», – добавляет Лера.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Данил Шаповалов

Плёнки отличаются друг от друга светочувствительностью, тонами, цветопередачей, зернистостью.

«Моя первая плёнка была KodakColor +. Тогда я только купил фотоаппарат и знал только в теории, как фотографировать. У плёнки было ISO 200 (светочувствительность, 200 – это для ясного дня: чем больше число, тем лучше подходит для помещения или вечера – прим.авт.). И я пошёл фотографировать ночью. Кадры были чёрными с пятнами от света фонарей. Всего пара были хорошими», – рассказывает Данил.

Оба фотографа советуют пробовать разные плёнки: так никогда не надоест снимать.

«Каждая компания отличается друг от друга. У Kodak плёнки яркие и насыщенные, кадры получаются летними и тёплыми. У Fuji более спокойные и натуральные цвета. Мне больше всего нравится, как получается на Polaroid. Даже если выглядишь не очень, Polaroid делает тебя красивым. Его кадры получаются розово-фиолетовыми», – описывает Лера.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Данил Шаповалов

Данил и Лера покупают плёнки там же, где проявляют. Данил ездит в салон в Дубовое Белгородского района: там подскажут, как выбрать плёнку, и помогут, если что‑то пойдёт не так.

«Недавно я зарядил «Тасму» в свой Nikon с автоматической смоткой. После 36-го кадра она остановилась. Когда я попытался сфотографировать ещё, услышал хруст. Она порвалась, и я не смог её смотать. Но в салоне с этим справились: просто достали её в тёмной комнате», – вспоминает Данил.

Красные лампы и растворы

Проявить плёнку можно и дома. 

«Очень хочу попробовать проявлять сам. У меня уже есть бачок для плёнки. И технологию я знаю: в темноте нужно закрепить в бачке плёнку, потом залить туда проявитель, промыть и зафиксировать специальным раствором», – объясняет Данил.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета Валерия Зайцева

Плёнку в бачок можно поместить в светонепроницаемом мешке. В студиях используют красные лампы, так как это единственный цвет, который не активизирует серебро в плёнке.

Все жидкости должны быть 38 градусов, а плёнку помещают в них на определённое время. Несмотря на то что всё звучит не очень сложно, нюансов много. Надо быть готовым к тому, что первый блин будет комом.

Сейчас в салонах проявленную плёнку сканируют при помощи специального оборудования и отправляют уже оцифрованные кадры на почту.

Саму плёнку можно пере- или недоэкспонировать: то есть можно сделать ярче или темнее. Для этого нужно либо раньше, либо позже вытащить из реактивов. Если на фото нужно что‑то подправить или закрасить – это можно сделать во время проявки. Так что фотошоп в плёночное время тоже был возможен, просто современным фотографам с ретушью проще.

Хороший плёночный фотоаппарат, как и хороший цифровой, справится со всем. Поэтому нет ограничений, что можно снять на плёнку, а что нет. Хотя в темноте у цифровых фотоаппаратов есть преимущество: их светочувствительность выше.

Но и у плёнки есть преимущества: она более мягко передаёт переходы между цветами, а в тенях может быть больше деталей при хорошей проявке.

Пять уроков, которые даёт пленочная фотография

Фотограф и автор уроков Julien Matabuena поделилась своим опытом работы с плёночной фотографией:

Позвольте мне начать с того, что это ни в коем случае не дискуссия о том, что лучше, цифровая или плёночная фотография. Как и многие люди моего возраста — мне только что исполнилось 30 лет, на случай, если вам интересно, — первая камера, с которой я познакомилась, когда была ребенком, была камера моей семьи. Но первая серьёзная цифровая камера у меня появилась только в колледже.

Однажды моя зеркалка сломалась, а старая семейная плёночная камера была цела. И я просто решила снимать исключительно на пленку. Сначала я сделала это, потому что это было удобно, и мне нравится делать снимки, используя все виды пленки, которые я могла достать.

В конце концов, просто фотографирование стало важной частью моей жизни. Хотя я не считаю себя настоящим фотографом, я могу сказать вам, что для меня это очень важно.

Но позвольте мне перейти к сути. Я верю, что съемка на плёнку даёт вам определенные уроки, которые вы больше нигде не можете получить. Ниже приведены пять вещей, которые я смогла извлечь из этого из опыта:

Терпение окупается

Само собой разумеется, что большая часть работы с плёнкой — это ожидание. Съемка целого рулона пленки до проявки и просмотра результатов вашего труда может занять недели, даже месяцы. Мой личный «рекорд» — шесть месяцев съемки всего одного рулона.

Это был рулон LomoChrome Purple на 36 кадров, загруженный в Canon Demi. Потом пришлось ждать ещё шесть месяцев до того, как я его проявила, потому что я ждала пока закончу снимать еще как минимум два рулона, прежде чем отправить их все в лабораторию.

 Это просто более практично.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

В любом случае, это может показаться абсурдным для тех, кто никогда не снимал на плёнку, но все эти ожидания, на самом деле, просто идут рука об руку с плёнкой. Весь процесс — урок терпения.

В пленочной фотографии нет мгновенного удовольствия от результата съёмки, которое дает цифровая фотография и фотография на смартфон. На самом деле нет никакого смысла торопиться, чтобы не тратить свои усилия и ресурсы, поэтому лучше всего действовать помедленнее, ждать идеального времени, правильно составить композицию и наслаждаться процессом.

Каждый кадр имеет значение

Поскольку вы имеете только 36 кадров, вы действительно вынуждены думать о том, что снимаете.

 И, конечно же, не секрет, что плёночная фотография стала немного дороже, чем когда-либо, из-за сокращения запасов плёнки и уменьшения количества фотолабораторий.

 В результате вы находите время, чтобы найти правильную историю, композицию, сюжеты и тому подобное, прежде чем нажать кнопку спуска затвора. И при этом вы тренируете свой глаз, чтобы найти уникальное в обычном мире.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Когда я снимаю на цифровую камеру или на свой смартфон, я обычно делаю как минимум два или более снимков «в целях безопасности», но когда я использую пленку, я в буквальном смысле даю себе только один снимок, чтобы сделать это правильно с первого раза. Я считаю, что более приятно видеть несколько разных изображений на одном рулоне, чем видеть два, три или более одинаковых.

Разговоры с незнакомцами становятся проще

Для того, чтобы общаться с незнакомцами вам не обязательно снимать на плёнку, но выслушайте меня.

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Съёмка на плёнку действительно помогла мне общаться с незнакомцами и не испытывать затруднений. Это сделало мою жизнь намного проще. Оказывается, старые фотоаппараты также являются хорошим началом для разговора, и я говорю не только про общение с другими фотографами.

Часто люди начинают рассказывать свои истории, связанные с плёночной фотографией и старыми камерами. Моя пленочная камера стала источником ностальгии и знаком доверия, который позволяет людям чувствовать себя достаточно легко, чтобы доверять кому-то, кого они едва знают.

Ошибки являются частью процесса

Фотографируя на плёнку можно многое упустить. Вы не сразу видите результаты, поэтому не узнаете, каким получился снимок, пока ваши рулоны не будут проявлены. Если вы сделали хорошее фото, это хорошо! Если нет, то это отстой, но знайте, что это всего лишь часть процесса, и вы всегда можете попробовать снова.

Ошибки, сделанные при съёмке на плёнку, намного более серьёзные, чем ошибки на цифровом уровне, потому что вы видите их только спустя долгое время. Вы не можете сразу узнать, в чём была ошибка и в следующих фотографиях не допускать её.

По этой причине часто приходится ждать плёнку с лаборатории, прежде чем начинать снимать на следующий рулон.

Сначала нужно проанализировать предыдущие снимки, чтобы выявить ошибки и не допускать их снова. Не говоря уже о том, что плёнка стоит не дёшево, поэтому вы вынуждены учиться более усердно.

Вы не можете позволить себе тратить время и ресурсы, повторяя одни и те же ошибки снова и снова.

Эксперименты с плёнкой интересны

Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

Разновидностей плёнки много. Есть просроченная плёнка, которая даст непредсказуемый результат, можно снимать с двойной экспозицией, использовать цветные гели и многое другое. Это делает процесс съёмки более интересным.

Когда я только начинала, я почти ничего не знала, и мне навилось использовать разную плёнку. Мне нравилось, что я могу вручную управлять плёнкой, нравилось видеть результаты и знать, что я буквально приложила руку к этому.

Следите за новостями:

Как начать фотографировать на фотоплёнку

В плёночную фотографию приходят по разному. Некоторые просто даже чтобы продолжать ходить по улице с фотоаппратом не вызывать у прохожих удивления. Я люблю поговорить со своими покупателями на каких фотоаппараты они снимают и что значит для каждого из них плёночная фотография.

Беседа сама собой переходит на причины и следствия. Так как приходят к плёнке? Чаще всего в семье есть дедушкин фотоаппарат. Который приятно держать в руках. Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджета

На него-то и сделаны все самые важные в жизни семьи фотографии. Наверняка хранятся и какие-то негативы. Появляется желание попробовать его в деле. Так, кстати, было у меня в детстве: на верхней полки шкафа лежал советский фотоаппарат (сейчас не могу сказать какой) и он просто манил меня. Но я не сделал на него ни одной фотографии, потому что даже не знал с какой стороны к нему подойти. Фотографов в семье не было.

Читайте также:  Осы укус. Укус осы: первая помощь в домашних условиях, что делать с опухолью и покраснением?

Ребята с дедушкиным фотоаппаратом уже на пол пути к успеху. Им достаточно посмотреть пару роликов на YouTube как настраивать фотоаппарат и найти меня с плёнкой, проявкой и сканированием.

А вот тем, кто стартует с нуля, без дедушкиного наследства, труднее. У этих ребят есть проблема выбора фотоаппарата. Выбора непростого. Но я имею смелость утверждать, что к концу этой статьи ваши мозги проясняться. 

Выбрать фотоаппарат

Если вы никогда не фотографировали на плёнку, значит вам предстоит убедиться, что плёночная фотография вам понравится. Проведите недорогой эксперимент. Зайдите на Авито и купите самую простую и дешёвую плёночную мыльницу. Как начать фотографировать на пленку в условиях ограниченного бюджетаИх там просто море по цене от 150 до 500 рублей. Когда поедете забирать, возьмите с собой пару батареек АА, чтобы проверить индикаторы работоспособности. 

Когда купили фотоаппарат, звоните мне, я продам вам самую недорогую фотоплёнку. После чего захватите друзей на прогулку и отстреляйте всю плёнку за раз в каком-нибудь живописном месте. Побольше улыбок и всяких глупостей, вам же интереснее будет!

Позвоните мне снова и я расскажу где проявить плёнку. Когда вам её отдадут, привозите плёнку мне, мы её оцифруем и отдадим вам сканы.

После этих приятных манипуляций, уже глядя на фотографии, вы поймёте, хочется ли вам продолжать или нет. Если вы на этом этапе не чувствуете драйв и вдохновение, то вам ничего не поможет.

Плёнка не для вас и никакие фотоаппараты и профессиональные фотоплёнки не пробудят в вас любовь к аналоговой фотографии. 

Но если вам, что называется, зашло, то поздравляю! Вы вошли в мир фотоплёнки и дальше вас ждут настоящие чудеса.

Где проконсультироваться

Я знаю, что у вас куча вопросов. На каждом этапе жизни у фотографа есть вопросы. У новичков они свои, с опытом приходят другие.Я не претендую на роль гуру. Я предлагаю свою помощь. Проконсультирую вас по вопросам плёночной фотографии. Я неплохо разбираюсь в сортах фотоплёнки, многие протестировал сам.

Я подержал в руках немало старых механических фотоаппаратов, включая советские. Я регулярно фотографирую на электронные плёночные зеркалки и тут вам тоже помогу. Кой-какие советы имею про технику плёночной фотографии: как добиваться лучших результатов. В общем, делюсь своим опытом.

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru).

Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!

Как я начал фотографировать на фотоплёнку

Мой совсем не тернистый путь в плёночную аналоговую фотографию. Будет интересно тем, кто пока не решился попробовать фотоплёнку.

Заголовок у меня получился так себе. Потому что фотографы моей эпохи не «начинают», а «вспоминают» фотографировать на плёнку. Да-да, уважаемые +-двадцатилетние читатели, в моей жизни плёнка уже была.

И была безальтернативной, потому что по-другому фотографировать было невозможно (на самом деле, мокрые пластины, кофейная гуща, прямая съёмка на фотобумагу была и тогда, но мы тут не извращенцы, а как бы нормальные фотографы).

Откуда я знаю про плёнку

В общем, в детстве и в юности я фотографировал на плёнку и было это не творчество, а банальная фиксация событий, как сейчас люди фотографируют на Айфоны. Идёшь на мероприятие с фотиком, щёлкаешь там всех подряд:

А потом отдал в Кодак, тебе в пакете отсыпали фотографий:

А потом пришла цифра. Для меня это свершилось в 2004-м, когда я за бешеные $600 купил 5-мегапиксельную Конику-Минольту (модель не помню). Из тех, что теперь на Авито по 250 рублей никому не нужны.

Творить она позволяла условно (т.е., никак), но фиксировать действительность на крупных и средних планах могла. Почти сразу я завёл Canon EOS 400D. А дальше фотоаппараты сменялись быстрее, чем я к ним привыкал. Люди зовут это «прогрессом». А по мне — потреблядство.

Пока я вот так перебирал цифрозеркалки, со мной жил плёночный Canon EOS 50. Такое случается: иногда фотоаппараты сами заводятся в доме. Этот (прекрасный) образец современного плёночного фотоаппарата ездил со мной в красивые места «вторым». Ну, знаете, как это бывает: у фотографа рюкзак всякой техники и есть вот такой второй фотик, чтобы «его самого тоже фотографировали».

Плёнка покупалась по случаю, абы какая (вот, например). Фотографии печатались в ближайшей лабе и ни у кого не возникало вопросов к качеству этих фотографий. Это тянулось с 2011 по 2017-й года.

Эпопея с Fujifilm

В 2014-м я очаровался магией Fujifilm. В моей жизни случился X-Pro 1. Потом X-T3. А потом я разочаровался в Фуджи.

Сейчас-то я понимаю, что искал в системе Fujifilm магию плёнки. А они, будучи похожими на плёночные фотоаппараты внешне, имитируя плёночные профили, оставались по сути цифровыми и не способны удовлетворить аналогового фотографа. Мне бы эти знания в 2014-м, метаний и разочарований было бы меньше!

Fuji стал лишним звеном в моей эволюции. Тупиковой ветвью.

Я уже стал плёночным фотографом?

Можно ли сказать, что в это время я «вернулся к плёнке»? Конечно нет! Я не разбирался в плёнках, не понимал процессов, не использовал преимущества фотоплёнки. Плёночный фотоаппарат был вторым (читай, запасным) с удобным байонетом EF, куда навинчивались все мои L-ки с Кэнона.

Пролетели годы, выяснилось, что мы вспоминаем события минувших тревел-дней с фотоальбомом на коленях. А фотографии с цифры вроде есть, а вроде их и нет. Уже как бы повод задуматься.

Когда я увлёкся фотоплёнкой

Только в 2019-м. Когда я нашёл в Волгограде почти умерший Клуб Плёночных Фотографов.

Я открыл для себя, что плёнки разные. Стал писать на них обзоры. Изучаю плёнку, читая советы бывалых, я прихожу к интересным способам выжать из плёнок максимум.

Это само по себе увлекает. А плёнка стала основным фотоматериалом. Не в абсолютном отношении, потому что, будучи спортивным фотографом, я делаю на соревновании больше тысячи цифровых снимков за раз на свой рабочий комплект. Плёнке тут не угнаться. Но любимым творческим и travel-must-have точно! Думаю, по моей Инсте это понятно.

В 2019-2020-х я путешествовал как философ: цифра + плёнка. Выяснилось, что плёночная фотография лучше и остаётся, а цифра хуже и… В общем, для меня(!) плёнка работает лучше.

Видите, я поставил восклицательный знак в скобках? Этим я подчеркнул, что это работает для меня, а не для вас и для всего остального человечества.

Поэтому, если, дочитав до этого места, вы почувствовали зуд в кончиках пальцев написать комментарий в духе «Плёнка сдохла, автор выдаёт желаемое за действительное», то не напрягайтесь. Меня уже столько раз полоскали в пабликах за мои статьи, что у меня выработался иммунитет.

В 2021-м я выезжаю только с плёнкой. И выхожу тоже. Для фотографии чего-то значимого я беру какую-нибудь плёночную камеру. Предпочитаю Canon EOS 1N для сессий, Canon EOS 3000 для слайда или семейство Olympus OM для ч/б фотоплёнок. Часто они заряжены одновременно.

2021 год закончил моё превращение. Теперь моя творческая фотография стала плёночной. Для всего остального есть Айфон.

Минутка рекламы:

Если вы в Волгограде или Волжском, вы можете проявить и оцифровать у нас свои плёнки.

Донат автору в благодарность: https://www.donationalerts.com/r/vesnin_sergey

Как начать снимать на плёнку. 2018 – ФотоКто

Серебряная фотография, после полутора веков существования, в один момент стала неактуальной и была практически повсеместно вытеснена более практичной цифровой. Однако и по сей день остаётся множество энтузиастов, продолжающих снимать на плёнку, у самой плёнки остаются некоторые преимущества перед цифрой, ну и сам процесс, что уж там, сам по себе очень залипательный.

Итак, вы решили попробовать. Но с чего начать? Если лет 10-15-20 назад такой вопрос был ещё не актуален — идёшь в ближайший магазин и покупаешь то, что можешь себе позволить, то наша эра победивших цифровых технологий делает его не таким уж и тривиальным.

Тут надо определиться с форматом. От этого шага будут зависеть все последующие.

Практически вся современная цифроая фотоаппаратура (за исключением цифромыльниц) имеет свои корни в плёночном формате, называемом малым. Использовал он в качестве чувствительного материала то, что изначально для этого не предполагалось — киноплёнку шириной 35мм.

Благодаря небезызвестной компании Leica этот формат стал подавляющим в бытовой фотографии, поэтому как выглядит стандартная 35мм плёнка, пожалуй, знает каждый, даже те, кто родился после 2000 года. Перфорированная плёнка, шириной 35мм заправляется в кассеты либо самостоятельно, либо на заводе. Длинна плёнки в кассете до 165 см, что соответствует 36 кадрам.

В былые времена продавались кассеты с 12 и 24 кадрами (насколько я знаю, профессиональные плёнки так не выпускались), ныне практически не встречающиеся.

Собственно, про существование других форматов в 90-е и начале 00-х большинство и не подозревало, ибо были они сугубо уделом профессионалов. Однако, не упомянуть про них было бы кощунством. Кроме малого, вполне логично, существуют средний и большой. Что менее логично, так это то, что это два семейства форматов. Здесь название указывает размер негатива.

Самый маленький из больших — формат 6 на 4,5 см или 645, затем классический де-факто, квадратный 6 на 6, 6 на 7 (или 67) и 6 на 9. Все они так или иначе получаются на рулонной неперфорированной плёнке шириной 61,5 мм. Можно, конечно, снимать и на листовую плёнку, но эти упражения непрактичны. Плёнка такого размера бывает двух типов — 120 и 220.

Отличия в количестве кадров (на ролик 220 их получается в 2 раза больше), том, что бумажная подложка-ракорд у 220й есть только в начале и в конце и в том, что они требуют разного положения прижимного столика в камере. Это следует иметь ввиду. В продаже встречается практически только 120я.

Ролик 120й плёнки содержит в себе бумажный (или не совсем бумажный) ракорд длиной 1475мм, к нему на строго определённом расстоянии от начала приклеивается плёнка длиной до 850мм. Всё это дело наматывается на пластиковую катушку. Такая конструкция позволяет заряжать плёнку на свету и при этом обходиться без кассеты, как в случае с малым форматом.

Читайте также:  Как обеззаразить воду для питья. Способы обеззараживания воды: необходимость, нормы, описание методов

На один ролик можно сделать до 16 кадров формата 645, 12 — формата 6х6 и 10 — 6х7. Про отличия среднего формата от малого и про его преимущества/недостатки можно почитать в моей статье «Когда размер имеет значение»

Большой формат предпполагает съёмку на листовые материалы размерами от 9х12см (4х5 дюймов)… Самые ходовые форматы — 4х5 и 8х10. По крайней мере плёнку под них можно относительно беспроблемно купить. Очень (нет, очень-очень) дорого, крайне медлительно и тяжело. Далеко не лучший и не очевидный выбор для начала.

Если у вас есть зеркальная камера Canon, Nikon, Sony (A-mount) или Pentax и объективы к ней (причём под полный кадр, Canon EF-S, Nikon DX и прочие кропы не покатят, а кэнон и вовсе физически несовместим), то самым логичным будет приобретение плёночной тушки соответствующего производителя.

Собственно, текущие зеркальные системы ведущих производителей появились не вчера и разрабатывались под плёнку, разве что у Sony своего производства не было и она просто купила компанию Minolta уже во времена перехода на цифру и использовала наработки последней.

По своему опыту могу сказать, что все современные объективы Canon EF спокойно работают в автоматическом режиме со старыми плёночными камерами. То же самое, скорее всего, справедливо и для остальных систем. Объективы сторонних производителей, таких как Tamron, Sigma и Tokina тоже вполне неплохо работают.

Ещё раз скажу, что подойдут только объективы под полный кадр. Стёкла у недорогих кропнутых зеркалок таковыми в 99% случаев не являются (китовые — 100%).

Учтите, что для таких камер требуются батарейки типа CR123  или подобные литиевые, они производятся, но на каждом углу не продаются, а где продаются — стоят довольно ощутимых денег (рублей 200-300 за батарейку). Поэтому не поленитесь почитать описание к выбранной камере и заблаговременно заказать/купить батарейки, дабы потом не грызть локти.

Где взять и почём? eBay наше всё. Свою Canon EOS 500N (зеркалка начального уровня, описание можно почитать тут ближе к концу статьи) я взял за какие-то 20 фунтов с доставкой. Что-то более продвинутое, естественно, подороже, но, в любом случае (кроме Лейки) это будет несоизмеримо меньшая сумма, нежели за цифровую камеру.

Так, практически топовая камера EOS 3 (полный фарш, далеко не каждая цифрозеркалка и сегодня может таким похвастать) вряд ли будет дороже 300 баксов при наличии коробки и книжки. Единственное, что при выборе трёшек и единичек (и прочих профессиональных камер) надо обращать внимание на состояние. Скорее всего ими деньги зарабатывали и снимали довольно много. Впрочем, пробеги там не такие внушительные как у цифровых камер.

Если зеркалка у вас кропнутая и полнокадровых стёкол у вас нет или вообще зеркалки нет, а хочется, то свободы в действиях у вас гораздо больше и можно рассматривать другие варианты. Можно выбрать средний формат. Здесь есть несколько производителей-законодателей мод: Hasselblad, Mamiya, Pentax, я бы выбирал из этих трёх.

Но Хассель стоит особняком — это почти Лейка, тобишь дорого. Есть ещё немцы типа Contax и Pentacon, но эти конторы нынче камеры не производят и вообще, вроде как, не существуют в таком виде, так что с ремонтом могут возникнуть большие проблемы, то же самое касается Zenza Bronica.

Хотя Contax 645 — шикарнейшая камера (с шикарнейшей ценой, заставляющей 33 раза задуматься, прежде чем купить и довольно капризной электроникой) с шикарнейшей цейссовской оптикой. Пожалуй, Мамия тут будет оптимальной: недорогие тушки, недорогая и весьма качественная оптика.

Цены, конечно же, поболее, чем у малоформатных камер, но им всё ещё далеко до полнокадровых цифротушек — комплект Mamiya 645 + какой-нибудь объектив, типа 80/2,8 навряд ли будет стоить дороже 500 баксов. Дешевле всего покупать у наших соотечественников в профильных группах вконтакте и у японцев на eBay.

То же справедливо и для 67 формата — Mamiya RB67 или RZ67 (поновее, подороже, понафаршированнее), а также Pentax 67.

Касательно покупок в интернете единственное — внимательно читаем описание, никаких слов fungus и mold идущих без no и without. Особенно актуально для японских продавцов. Если пришлют не то или описание не соответствует действительности — всегда можно открыть спор и, с наибольшей вероятностью, он завершится в вашу пользу. В этом плане eBay весьма надёжная площадка.

Аргумент о почтовой доставке для большинства жителей России неактуален — более-менее широкий выбор есть разве что в Питере и Москве, а в регионы всё равно придётся заказывать доставку той же почтой. Будет очень неплохо, если ещё положат инструкцию — там даже как плёнку вставить нарисовано.

Если инструкции нет, то идём сюда и ищем, если впечатлились объёмом работы, можно зарядить автору десятку баксов.  

Камера есть, необходимо разобраться с материалами. Плёнка в наше время выпускается, по сути, только 135я, 120я и листовая 4х5 и 8х10. Они бывают черно-белые, цветные негативные и цветные позитивные (слайды тобишь). Стоят все примерно одинаково, вне зависимости от формата и типа.

Единственное, что слайд, это конечно круто, но не всякая лаба (а их итак немного нынче) будет их обрабатывать, а если и будет, то за вполне себе конский ценник — химия дорогая. Где покупать — да всё тот же eBay, смотрим рейтинг продавца, ценник и покупаем. На моей памяти только один раз из Таиланда приехала неправильно хранившаяся плёнка.

Можно покупать в Фотоаптеке, как вариант Фотосэйл, можно в Среде. Это, по крайней мере, те места, с которыми я имел дело и остался доволен. Из произвводителей — больше всего и легче всего купить Kodak и Fujifilm.

Эти два великана прошедшей эпохи договорились, по-видимому между собой о том, что Кодак делает негатив, а Фуджи — слайд, впрочем, если Кодак слайд нынче не делает, то у Фуджи есть и цветной негатив (особенно следует отметить PRO 400). Среди черно-белых материалов следует отметить тот же Kodak (но относительно дорого), Ilford и Foma.

Последнюю особенно рекомендую для начала — она дешевле всех перечисленных. Если решили снимать на малый формат, то есть ещё Kentmere — тот же Ильфорд, только в профиль и подешевле. За эти бренды можно ручаться. Фома очень часто со скидкой встречается в Фотоаптеке. Плёнки профессиональных серий дают более естественнные цвета, но хранятся меньше, да и в продаже нынче встречаются чаще. 

Камера есть, плёнку отсняли, как снимать — отдельный вопрос. По экспозиции — плёнка, в целом, более терпима к промахам (но не слайд!), но есть один нюанс — если цифровой снимок лучше недосветить и потом подтянуть в фотошопе, то с плёнкой всё наоборот — лучше дать +1, а то и +1,5.

Если плёнка просроченная, то её чувствительность снижена, но насколько — это гадание на кофейной гуще, в идеале, если есть несколько роликов одной партии, первый лучше потратить на пробы (если проявлять самому). При недодержке уводит цвета и об этом надо помнить.

Это если быть совсем кратким.

В отличие от цифры, плёнку нужно обработать. Это можно сделать самому, а можно сдать в лабораторию. Проблема здесь может крыться в том, что на дворе не 00-е и не 90-е, когда фотолабы были в каждом квартале.

Теперь проявляют не в каждом городе, так что если вы живёте не в Москве, Питере или Новосибирске (это те о которых я знаю), придётся заморочиться с пересылкой. Фотолабы есть у фотоаптеки (только ч/б), и у среды (ч/б, цвет, проекционная печать, слайды, вроде, тоже проявляют).

Также, пока жил в Новосибирске, проявлял в Lighthouse (хоть в огуречном рассоле проявят, только попросите).

Если хочется заморочиться самому, то потребуется ещё некоторое оборудование, прямые руки и химия. Химию можно затаваривать в фотоаптеке (они её сами делают, хорошая химия, сейчас пользуюсь ей) — это если ч/б. Как это делается, я уже писал в отдельной большой статье. Это тоже касательно ч/б.

По поводу цвета — всё, в принципе, то же самое, но температуру процесса нужно выдерживать точнее, химия токсичнее и дороже.

Продаётся в виде жидких концентратов (Tetenal и Rollei Digibase), которые к вложению в международные почтовые отправления в нашей замечательной стране запрещены, так что список мест, где их можно купить ограничивается одним фотосэйлом и очень некислой наценкой.

На eBay видел американцев, которые продают порошковые киты, но пока не пробовал. Статью по домашней проявке плёнки по цветному негативному процессу C-41 я, наверное, напишу позже, когда соберу термостат. Про геморрой с тазиком и кручением кранов писать не хочется ).

Сканирование делают Среда и Lighthouse. Делают неплохо. Сканят как 135, так и 120, но услуга не самая дешевая. Можно заморочиться самому, но сканер потребует вложений. В случае 120й плёнки — внушительных (если речь идёт и полноценном слайд-сканере). Про сканирование можно прочитать тут .

Если хочется совсем олдскула, то в Среде печатают на фотоувеличителе (ценник соответствующий, поскольку вручную), но оно того стоит. Покупать фотоувеличитель самому — ну так себе затея, только для самых упорных.

Может у кого на антрессолях валяется папкин или дедушкин увеличитель, но на выдающиеся результаты можно не рассчитывать, да и если снимать решили на 120, скорее всего, не пойдёт. 

Итак, в данном «небольшом очерке» я рассмотрел основные моменты, на которые стоит обратить внимание тем, кто решил попробовать поснимать на плёнку и если вы дочитали это до конца и у вас попрежнему есть вопросы — добро пожаловать в комментарии.

P.S. Картинки добавлю позднее…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector