Ориентирование на местности заключается в определении сторон света, своего собственного положения относительно окружающей местности и направления дальнейшего движения. Можно сказать, что ориентирование позволяет отслеживать точность прохождения проложенного ранее маршрута.
Во время похода, особенно, если путь пролегает через незнакомую местность, важно уметь ориентироваться, чтобы следовать проложенному маршруту и не заблудиться. Наибольшей популярностью среди туристов и военных, вполне заслуженно, пользуется ориентирование на местности по карте.
Карта – вообще, весьма полезная вещь в походе, поскольку с ее помощью можно быстро сориентироваться и выявить отклонения от маршрута. Конечно, желательно при этом использовать компас. Однако, если у Вас его нет, то можно обойтись и без него.
Рассмотрим, как правильно ориентироваться по карте.
Виды ориентирования по карте
Ориентирование по карте может носить общий или детальный характер.
Общее ориентирование заключается в приблизительном определении своего местоположения, вектора движения и времени на преодоление маршрута. Как правило, используется, когда маршрут уже проложен заранее. Для контроля соблюдения пути, например, в треккинге.
Детальное ориентирование – это точное определение своего местоположения и направления движения на карте. Играет важную роль при преодолении мест, где отклонение от заданного маршрута может быть опасным. Например, в горных переходах или в критической ситуации.
При ориентировании на местности важно уметь быстро и точно определять стороны света, проводить измерения расстояний до ориентиров и углы направлений по карте и на местности, составлять схему движения по азимутам.
Разновидности ориентиров
Ориентиры необходимы для определения местоположения относительно них и корректировки маршрута. Представляют собой легкоразличимые своей формой или окраской объекты или формы рельефа. Бывают площадные, линейные и точечные:
- Площадные ориентиры. Характеризуются, главным образом, тем, что занимают значительную площадь. Сюда относятся поселения, водоемы, болота, лесные массивы и т.п. Их легко определить и запомнить еще на этапе подготовки к походу и составлении маршрута.
- Линейные ориентиры. Это сооружения и рельефные формы, отличающиеся своей протяженностью при относительно небольшой ширине. Сюда входят: дороги, каналы и реки, трубопроводы, ЛЭП (линии электропередач), овраги, каньоны и т.д. Хорошо подходят для контроля соблюдения заданного направления при передвижении.
- Точечные ориентиры. Отличаются небольшой площадью, однако отмечаются на картах: строения, башни, перекрестки, горные вершины и фабричные трубы и иные объекты. Применяются при определении собственного местоположения. Позволяют точно обозначить цель назначения или какое-то определенное место, квадрат.
Способы ориентирования карты
По сути, процесс ориентирования на местности по карте состоит из двух этапов. Первый – ориентирование самой карты относительно сторон света, второй – определение своего собственного месторасположения. Разберем первый этап.
Любая карта, кроме отображения рельефа и легенды, имеет стороны света. Как правило, север размещается сверху карты, юг – снизу, соответственно, запад будет слева а восток – справа, но возможны и другие вариации. Ориентирование карты заключается в таком ее размещении, при котором обозначения сторон света на ней совпадали бы с реальными направлениями. Есть несколько способов ориентирования.
Ориентирование карты по компасу
Самый простой способ, поскольку для его использования не требуется искать какие-либо ориентиры. В связи с чем и производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Чтобы сориентировать карту, приложите к одной из ее вертикальных линий.
Например, к линиям километровой сетки, или к раме, компас так, чтобы направление стрелки компаса совпадало с направлениями сторон света на карте. Обычно в таких случаях северный конец стрелки компаса совпадает с верхним краем карты.
При этом, есть некоторые тонкости, которые зависят от того, к какой части карты Вы прикладываете компас.
По линиям километровой сетки
Так, если прибор был приложен к километровой сетке, после его размещения карту, как уже говорилось, следует повернуть в горизонтальной плоскости так, чтобы верх рамки карты совпал с северным направлением компаса. При этом магнитная стрелка прибора отклонится от отметки севера на величину поправки. Поправка при этом будет составлять сумму угла сближения меридианов и угла магнитного склонения.
Если же компас размещается относительно рамки карты, или истинного меридиана, то поправкой в таком случае будет являться просто угол магнитного склонения.
По краю карты
В случае, когда поправка положительна, стрелка компаса располагается правее северной отметки, а если отрицательна, то левее.
Ориентирование карты по линиям местности
Для этого нужно, чтобы в пределах видимости находились линейные объекты. Например, железная дорога, линии электропередач и т.п. Карту следует повернуть так, чтобы изображение этого линейного объекта совпадало с его реальным направлением. Все объекты, которые располагаются слева и справа от этого объекта должны совпадать с их изображениями на карте.
Ориентирование карты по линии местности
Ориентирование карты по направлениям на ориентир
Используется в том случае, если под рукой нет компаса и поблизости нет линейных объектов.
Для ориентирования необходимо, чтобы место, на котором находится наблюдатель, было определено на карте, и с этого места был бы заметен какой-нибудь ориентир, также отображенный на карте.
Таким образом, Вы сможете провести мысленный отрезок и так же мысленно наложить его на карту. Если воображение отказывает, можно воспользоваться линейкой.
Ориентирование по направлению
Определение своего местоположения
Свое местоположение проще всего определить, если Вы находитесь у какого-нибудь заметного ориентира, отображенного на карте. Например, моста, сооружения, скалы и т.д.
Место, где расположен этот ориентир и будет нужной точкой на карте. Если нет такой возможности, то можно оценить свое местоположение по близлежащим ориентирам на глаз.
Или же измерением пройденного расстояния, засечкой по местному предмету или обратной засечкой. Есть и другие способы.
Засечкой по местному предмету
Промером расстояний
По ближайшим ориентирам
Обратной засечкой
Как опознать ориентир и сличить его с картой?
Сличить местность с картой – это значит опознать окружающий рельеф в изображениях, представленных картой. Рельеф имеет большое значение при прохождении маршрута. Особенно это касается походов по опасной местности – болоту или горам.
Не разглядев опасный участок, Вы рискуете сойти с безопасного маршрута и, например, увязнуть в болоте или сорваться в пропасть. Чтобы опознать на карте наблюдаемый объект, необходимо хотя бы приблизительно рассчитать расстояние до него и азимут от севера или иного известного и определенного направления.
Затем, проведите на карте это расстояние, в масштабе, с поправками на установленное отклонение. После этого, как правило, объект уже определяется визуально.
Если же Вам нужно, наоборот, найти на местности объект, обозначенный на карте, то следует выполнить такую последовательность действий:
- Сориентируйте карту;
- Определите собственное местоположение;
- Рассчитайте по карте расстояние до искомого объекта;
- Определите дирекционный угол и азимут искомого объекта и произведите визуальный поиск на местности в нужном направлении.
Отметим, что при сличении карты с местностью, следует не только определить на ней наблюдаемые предметы, но и изучить особенности рельефа. Поскольку его форма сильно влияет на прохождение маршрута, при построении которого могли быть допущены ошибки. Как говорится: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги – как по ним ходить?».
В таком случае придется перестраивать маршрут на месте, с использованием обновленных данных.
Что делать, если направление потеряно, а ориентира нет?
Бывает и так, что точные ориентиры найти не получается, в таком случае вариантов местоположения может быть несколько. Если Вы потеряли направление, тогда нужно вернуться на то место, где было точно определено место нахождения. Затем следует собраться и снова начать движение в нужную сторону, но при этом чаще сверяться с картой.
Такой вариант проще всего в техническом плане. Также, Вы можете определить крупные объекты, например, реки, хребты, леса и др. и пройти по азимуту к любому из указанных мест. После этого нужно сориентироваться, выявить отклонение и пройденное расстояние, чтобы вернуться на маршрут.
Имеет смыл взобраться на возвышение, чтобы лучше осмотреть все и разведать обстановку.
Маршруты могут пролегать через места, где и вовсе нет ориентиров. В таком случае важно уметь предвидеть такие отрезки, и заранее их определять, еще на этапе планирования похода, чтобы можно было без проблем их преодолеть.
Ориентирование на местности по карте
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /var/www/plankonspekt.ru/www/wp-content/plugins/divider/divider.
php on line 200
Ориентироваться на местности – это значит найти направление сторон горизонта (сторон света) – север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.
1.1. Способы ориентирования карты (схемы)
(Статья: 1.1. Способы ориентирования карты (схемы))
Процесс ориентирования по карте осуществляется в 3 этапа:
- ориентирование самой карты;
- определение по карте своего местонахождения;
- сличение карты с местностью.
Ориентирование карты заключается в предании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором северная сторона рамки карты обращена на север, и все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.
Рис. 1 Ориентирование карты по линии местности
Рис. 2 Ориентирование по направлению
Карта может ориентироваться:
- по линиям местности (рис. 1);
- по направлениям на ориентир (рис. 2);
- по компасу (рис. 3).
Рис. 3.1 Ориентирование по рамке карты
Рис. 3.1 Ориентирование по рамке карты
Если наблюдатель находится на каком-либо линейном ориентире (шоссейной или железной дороге, линии электропередач и т. д.), то ориентирование проще всего осуществлять по линии местности (рис. 1).
Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение этого линейного объекта на карте совпало с направлением объекта на местности и все местные предметы, расположенные справа и слева от линейного ориентира на карте, располагались соответственно справа и слева на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир (рис. 2) применяется в том случае, когда точка местонахождения на карте известна и из этой точки виден какой-нибудь ориентир, обозначенный на карте.
Для этого карту ориентируют так, чтобы направление «точка стояния – ориентир», мысленно (или с помощью линейки) с ориентированное на карте, совпадало с соответствующим направлением на местности.
Ориентирование карты по компасу (рис. 3) производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Компас прикладывают к одной из вертикальных линий карты (к линии километровой сетки (рис. 3, а) или к рамке карты (рис.
3, б)) таким образом, чтобы линия, соединяющая отметку «север-юг» на компасе, совпадала с выбранной вертикальной линией на карте.
При этом отметка «север» на компасе должна быть направлена в сторону северного (верхнего) конца карты.
- Затем каргу вместе с компасом поворачивают в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы верхняя сторона рамки карты совпадала с северным направлением магнитной стрелки, причем магнитная стрелка должна отклониться от нулевого значения (отметка «север») на величину поправки.
- Если компас прикладывается к направлению истинного меридиана (рамке карты), то поправкой будет являться угол магнитного склонения, если же компас прикладывается к вертикальной линии сетки, то поправка слагается (алгебраически) из угла сближения меридианов γ и угла магнитного склонения δ.
- Если поправка положительная, то стрелка компаса должна располагаться правее отметки «север» на величину этой поправки, если же она отрицательная, то – левее.
1.2. Определение своего местоположения
(Статья: 1.2. Определение своего местоположения)
Точку своего местоположения на карте наиболее просто определить, находясь около какого-либо ориентира на местности, который изображен на карте (перекресток дорог, мост, отдельно стоящее дерево и т. д.). Место расположения этого условного знака на карте и будет искомой точкой.
Во всех остальных случаях свое местонахождение можно приблизительно определить одним из следующих способов:
- по ближайшим ориентирам на глаз (рис. 4);
- промером пройденного расстояния (рис. 5);
- засечкой по местному предмету (рис. 6);
- обратной засечкой (рис. 7) и др.
Рис. 4. Определение на карте точки стояния глазомерно по ближайшим ориентирам
Рис. 6. Определение точки стояния засечкой по местному предмету
Рис. 5. Определение точки стояния промером расстояний
Рис. 7. Определение точки стояния обратной засечкой
1.3. Порядок опознавания ориентиров и сличение карты (схемы) с местностью.
Сличить карту с местностью — это значит найти на карте изображение окружающих местных предметов и элементов рельефа и наоборот — опознать на местности объекты, обозначенные на карте.
При ориентировании на поле боя особое внимание необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых увязываются боевые задачи подразделения.
Для того чтобы найти на карте изображение наблюдаемого объекта, нужно определить расстояние до объекта, а затем определить направление на объект (азимут или угол между известным направлением и объектом). После этого, проведя на карте полученное направление от точки своего стояния и отложив в масштабе карты полученное расстояние, найти в этом районе изображение объекта.
Для решения обратной задачи, т. е. для того, чтобы опознать на местности объект, следует:
- сориентировать карту;
- найти точку своего местоположения;
- определить по карте расстояние до объекта;
- определить дирекционный угол и магнитный азимут объекта и, используя эти данные, решить задачу.
При сличении местности с картой необходимо не только опознать наблюдаемые местные предметы, но и тщательно разобраться в строении рельефа, чтобы использовать его характерные формы и детали в качестве ориентиров. Для этого необходимо выявить командные высоты и найти линии водоразделов, а также определить взаимное положение наиболее характерных элементов рельефа.
После этого нужно обратиться к карте и опознать на ней формы и детали рельефа, наблюдаемые на местности.
2. Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц
Организация и ведение боевых действий неразрывно связаны с ориентированием на местности. Оно необходимо при постановке боевых задач подразделениям и огневым средствам, выдерживании направления действий, целеуказании, нанесении на рабочую карту результатов разведки, управлении подразделениями в ходе боя.
Потеря ориентировки в бою может привести к невыполнению боевой задачи и неоправданным потерям личного состава и техники. Поэтому умение быстро и точно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки военнослужащих.
Ориентирование на местности по карте с использованием компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. По карте готовятся исходные данные и осуществляется контроль за продвижением по маршруту.
Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.
Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.
Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.
Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.
Линейные ориентиры – это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.
Точечные ориентиры – постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.
При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.
Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).
Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.
Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем.
При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.
3. Выполнение нормативов
(Статья: 3. Выполнение нормативов)
№ норм. | Наименование норматива | Условия (порядок) выполнения норматива | Категория обучаемых | Оценка по времени | ||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
7 | Ориентирование по карте: | В ходе марша на незнакомой местности определить по карте свое местоположение.
|
Военнослужащие | |||
днем | 1 мин 50 с | 2 мин | 2 мин 30 с | |||
ночью | 3 мин | 3 мин 30 с | 4 мин 30 с | |||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
8 | Нанесение целей на карту | Нанести на карту видимую на местности цель (местный предмет, элемент боевого порядка), удаленную от точки стояния до 2000 м, с ошибкой не более 3 мм в масштабе карты. При нанесении цели засечкой с двух точек двумя наблюдателями со средствами связи время на выполнение норматива увеличивается в 1,5 раза. Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до доклада о ее выполнении. |
Военнослужащие | 4 мин 30 с | 5 мин | 6 мин |
Ориентирование на местности по карте
Измерение углов положения.
Дирекционные углы, истинные азимуты измеряют по карте транспортиром (в градусах) в следующем порядке: исходную точку и местный предмет соединяют прямой линией, так чтобы она пересекла хотя бы одну из вертикальных линий координатной сетки, с которой совмещают транспортир, сообразуясь с величиной угла. Снимают отсчет по шкале транспортира против прочерченной прямой линии.
Измерение истинных азимутов выполняют транспортиром так же, как и дирекционных углов, только транспортир в этом случае совмещают с линией истинного меридиана, которой является боковая сторона рамки карты или линия ей параллельная.
Магнитные азимуты определяют на местности с помощью компаса в следующем порядке: северный конец устанавливают против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого
магнитного азимута на данный предмет.
Понятие ориентирования карты.
Ориентировать карту—значит расположить ее так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на север, а остальные соответственно на юг, восток, запад. При таком положении карты все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.
Способы ориентирования топокарты.
Карту можно сориентировать по линиям местности, по направлениям на ориентиры, по деталям рельефа и по компасу.
Ориентирование карты по линиям местности производится при наличии на местности прямолинейных участков (дорог, линий связи и электропередач и др.).
Для ориентирования карты этим способом надо встать на какую-либо линию местности, например, дорогу, повернуть карту так, чтобы изображение дороги на ней совпало с направлением на местности, а изображение всех других объектов, расположенных справа и слева от дороги, находились с тех же сторон, что и на карте.
Ориентирование карты по направлению на ориентир применяют в том случае, когда точка стояния известна и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния — ориентир совпало с соответствующим направлением на местности. Для более точного ориентирования карты к этим точкам прикладывают линейку и по ней визируют на ориентир.
Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, трудной для ориентирования. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают верхней стороной рамки в этом направлении. Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом магнитного склонения. Компас при рас стопоренной магнитной стрелке устанавливают на вертикальную линию координатной сетки карты, так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 или 180 градусов шкалы компаса совпала с линией карты. Затем карту поворачивают так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 градусов на величину поправки направления, которая указывается в левом нижнем углу данного листа карты.
- Способы определения своего местоположения.
- Точка стояния может быть определена на карте следующими способами:
- — по ближайшим ориентирам на глаз;
- — промером пройденного расстояния,
- — засечками (прямой и обратной).
- Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуют точности.
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз является наиболее распространенным способом.
На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния.
Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом, изображением на карте, то место расположения условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.
- Промером расстояния.
- Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
- Сущность способа: измеряют расстояние (спидометром, шагами) от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении.
Засечкой по местному предмету. По направлению на ориентир и расстояния до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир.
В этом случае по ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира.
Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния
Обратной засечкой по трем (двум) направлениям. Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознано три (два) ориентира.
Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя.
Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направление на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния.
Сличение карты с местностью заключительный этап топографического ориентирования. На этом этапе изучается местность, выявляются ее изменения, происшедшие с момента создания карты, уточняется положение на местности объектов, показанных на карте.
Ориентирование по карте в движении по дорогам и бездорожью.
В боевой обстановке очень часто приходится совершать передвижение по незнакомой местности как пешком, так и на всевозможных видах транспорта. Такие передвижения могут производиться по дорогам, вне дорог, на закрытой и пустынной местности, ночью, в густом туман, при задымлении и в других условиях.
В зависимости от характера местности при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100000 или 1:200000.
Основная задача ориентирования в движении — выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, с тем чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально, путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка.
Подготовка карты включает склеивание карты, подъем и изучение маршрута, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений.
Подъем маршрута осуществляется линий коричневого цвета, не закрывая при этом условного знака дороги и условных знаков других местных предметов, чтобы не ухудшить их читаемость. Линию проводят обычно справа (снизу) от условного знака дороги.
Выбор ориентиров одновременно с подъемом маршрута. Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута.
Их выбирают в местах, где особенно важно убедиться в правильности движения (на местах, переездах, развилках и поворотах дорог). В качестве ориентира выбирают объекты местности, хорошо видимые с маршрута.
Ориентиры обводят кружком коричневого цвета и около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта.
В отличии от плана марша, где расстояние подписывают через 5-10 км, на карте, предназначенной для ориентирования движения, расстояние подписывают у выбранных ориентиров. Азимуты определяют только на участках маршрута, трудных для ориентирования.
Перед началом движения на исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира по показаниям спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.
Во время движения необходимо приближенно ориентировать карту, и двигаясь от одного ориентира к другому, систематически сличать карту с местностью. Особенно внимательно надо следить за правильностью движения через населенные пункты, на перекрестках и развилках дорог.
К карте обязательно следует обращаться при подходе к очередному контрольному ориентиру. Для наблюдения за местностью следует привлекать водителя и других членов экипажа.
У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты.
В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных, местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.
Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.
При планировании движения вне дорог повороты маршрута помечают у местных предметов, которые можно опознать ночью.
Ориентирование в лесной местности. Лесные массивы, как правило, бедны ориентирами и в них ограничена дальность видимости.Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам.
Направление движения выдерживают по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах.
Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.
Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, устья высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам и по следу своей машины, если движение проходит прямолинейно.
Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения обычно начинают по главным и магистральным улицам. В качестве ориентира по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосты, памятники, церкви и др., выделяющиеся местные предметы.
При подходе к населенному пункту тщательно сличают с картой местность и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.
При движении по крупному населенному пункту своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте имеет важное значение, т.к. потеря намеченного поворота может привести к потере в ориентировки.
Ориентирование в особых условиях.
В районах массовых разрушений карта часто не будет соответствовать местности, что существенно затрудняет ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких условиях заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районе разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа.
При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов.
Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы, снятые и составленные по факту происшедших событий. Панорамное изображение требуемой территории на снимках и топооснова местности с карты позволяет более полно обеспечить мероприятия оценки обстановки.
Ориентирование по карте в полете. Определение в полете местонахождения вертолета (самолета) по опознанным на местности и карте ориентирам называется визуальной ориентировкой.
Перед полетом местность изучают по карте и аэрофотоснимкам, позволяющим представить ее в том виде, как она наблюдается с воздуха. Предварительно поднимают на карте линейные ориентиры, ограничивающие район полета. Вначале изучают и запоминают линейные ориентиры, их направления по сторонам горизонта.
Затем изучают характерные площадные и точечные ориентиры, заполняющие этот каркас. По маршруту на карте равномерно поднимают ориентиры, которые хорошо опознаются с воздуха: перекрестки шоссейных и железных дорог, озера, острова, крупные населенные пункты и др.
Поднятые ориентиры соединяют прямыми линиями и для каждого отрезка маршрута определяют азимут направления, расстояние и время полета.
- Последовательность ориентирования подчиненных на местности.
- Руководитель, начальник должен уметь не только быстро и правильно ориентироваться на местности лично, но и ориентировать своих подчиненных и других лиц, например, прибывших в район действия старших начальников, соседей, с которыми организуется взаимодействие.
- В любых видах боевых действий для определения и указания своего местоположения, направления движения, поиска или наблюдения органам внутренних дел постоянно приходится пользоваться ориентирами.
- Изучение и запоминание незнакомого участка местности с целью лучшего ориентирования на нем, следует всегда начинать с выбора вокруг себя трех-четырех наиболее приметных ориентиров, по возможности равномерно расположенных по фронту и глубине.
- Способы нанесения на карту объектов (целей).
- По ближайшим ориентирам:
- — ориентировать карту;
- — выбрать на местности два-три хорошо опознанных ориентира
- — по примерным расстояниям от ориентиров до цели определить ее местоположение на карте.
- Способом кругового визирования :
- — визировать от точки стояния на карте поочередно на определяемые объекты и прочерчивать направления на них;
- — отложить примерные расстояния на полученных линиях и определить искомую точку.
- Прямой засечкой.
Визировать от точки стояния на определяемый объект и прочертить направление на него. Аналогичные действий повторяют с другой точки так, чтобы угол пересечения прочерченных направлений был не менее 30 градусов.
- Искомая точка на карте и есть интересующий нас объект.
- Эта операция заключается в уточнении положения противника, своего подразделения, соседей, для изучения местности, а в конечном счете для ориентирования подчиненных в пространстве, где будет выполняться поставленная задача.
- Последовательность ориентирования подчиненных.
1. Встать лицом к противнику, показать направление на одну из сторон горизонта.
2. Определить и назвать свою точку стояния относительно характерного ориентира и указать квадрат, в котором она находится.
3. Показать справа налево положение окружающих местных предметов и деталей рельефа; указать направления и расстояния до них.
4. Назначить справа налево и по рубежам от себя в сторону противника ориентиры и называть их условными наименованиями.
- 5. Показать положение:
- — противника (преступника) справа налево.
- — положение своих сил и средств (справа налево).
- — соседей (справа налево).
6. Указать свое место расположение.
Карту можно ориентировать по. Как ориентироваться на местности по карте?
Важным элементом ориентирования на местности потопографической карте является определение точки своего местонахождения. Для этого могут использоваться различные способы. По местным предметам, по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой по ориентирам, обратной засечкой минимум по двум ориентирам.
Определение точки своего местонахождения на местности по карте, местным предметам, ориентирам на глаз, промером расстояния, засечкой по ориентирам
Проще всего определить точку своего местонахождения по местным предметам. Когда находишься рядом с каким-либоориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, отдельный камень, характерный выступ леса и т. п.). Место расположения условного знака на карте и будет указывать искомую точку нашего стояния.
Определение точки своего местонахождения по ближайшим ориентирам на глаз, является простейшим и основным способом приближенного определения на карте точки своего стояния. В этом случае карту надосориентировать и опознать на ней и на местности один-два ориентира. Затем определяют на глаз свое местоположение относительно этих ориентиров на местности и наносят свое местонахождение на карту.
Например, сделав остановку на открытой местности, вы заметили, что в направлении вашего движения виднодерево, а слева под прямым углом — поворотный столб линии связи. Сориентировав карту, вы нашли на ней изображение дерева и угол поворота линии связи.
Затем, определив глазомерно, что дерево находится от вас примерно на расстоянии 400 метров, а угол поворота линии связи на расстоянии 200 метров. Отложим эти расстояния на карте так, чтобы между ними был примерно прямой угол.
Вы найдете свое местонахождение на карте.
Определение точки своего местонахождения на местности промером пройденного расстояния
Этот способ применяется при движении по дороге, тропе, просеке или по любой другой линии местности, обозначенной на карте (берег реки, опушка леса, линия связи и т. п.). А также при движении по прямой в каком-либо определенном направлении. Например, на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости — в направлении по заданномуазимуту.
Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Особенно он полезен в условиях плохой видимости. На закрытой или бедной ориентирами местности.
Начав движение от какого-либо опознанного на местности и карте предмета (мост, перекресток дорог, опушка леса и т. п.), вы ведете счетпарам шагов.
В этом случае точку вашего местонахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по данному направлению движения.
Например, пройдя по дороге 200 метров от моста в направлении па тригонометрический пункт, турист остановился. Отложив пройденное расстояние от моста, он получил на топографической карте точку своего местонахождения.
Определение точки своего местонахождения на местности засечкой по ориентирам
Этот способ наиболее пригоден для открытой местности. Или в условиях хорошей видимости. При движении по дороге или вдоль какого-либолинейного ориентира засечка точки своего местонахождения осуществляется следующим образом.
Ориентируем карту и опознаем на ней ориентир, видимый на местности с данной точки. Затем накладываем на картулинейку или карандаш к изображению этого ориентира. Не сбивая ориентировки карты, поворачиваем ее вокруг условного знака. Точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги, на которой мы находимся, и будет на карте искомой точкой нашего местонахождения.
Определение точки нашего местонахождения упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения. Или в створе с каким-либо другим ориентиром.
Тоже обозначенным на карте и видимым с данной точки.
Тогда искомая точка нашего местонахождения на карте определяется пересечением дороги, на которой мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии нашего движения.
Во втором случае — с прямой, проходящей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется даже ориентирования карты, ни визирования на ориентиры с помощью линейки.
Определение точки своего местонахождения на местности обратной засечкой минимум по двум ориентирам
При движении вне дорог и понаправлениям, не обозначенным на карте, определение своего местонахождения определяется обратной засечкой минимум по двум ориентирам. Для этого находят на местности в разных направлениях, под углом не менее 30 градусов друг от друга и не более 150 градусов, два местных предмета, которые имеются на карте.
Самые нужные вещи для выживания. Список вещей для выживания
Топографическую карту ориентируют покомпасу, а затем поочередно визируют на каждый ориентир и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего местонахождения.
По материалам книги «Карта и компас мои друзья». Клименко А.И.