Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Многие начинающие фотографы жалуются, что цвета на их фотографиях получаются не такими, как в жизни. В жизни предмет одного цвета, а на фото он становится желтоватым, голубоватым или даже зеленоватым. Как добиться точной цветопередачи на фото? В этом уроке мы разберем настройки, отвечающие за цвета на наших фотографиях.

Почему на фото получаются неправильные цвета? Важно понять, что освещение, при котором мы фотографируем, бывает разным по цвету: домашние лампы накаливания светят желтоватым светом, а флуоресцентные лампы — голубоватым или зеленоватым.

На улице в сумерках освещение тоже немного голубое, а на закате и на рассвете оно вполне может стать желтым и даже красным. Оттенки света называют цветовой температурой. У каждого источника света — своя цветовая температура. Цветовая температура измеряется в Кельвинах (К).

Чем ниже цветовая температура, тем “краснее” наш свет. И наоборот: чем выше цветовая температура, тем свет “голубее”.

Иногда фотоаппарат не понимает, источник с какой цветовой температурой освещает наш кадр. В таком случае, он может ошибиться и сделать кадр слишком желтым или слишком синим.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Слева на голову падает голубоватый свет от флуоресцентной лампы, а справа — от лампы накаливания. Как видите, у этих источников света разная цветовая температура.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Камера не наделена интеллектом, и она не знает, какой именно сюжет и при каком освещении мы снимаем. Но мы можем подсказать фотоаппарату, какой свет сейчас в кадре. За это отвечает настройка баланс белого.

Баланс белого — настройка, отвечающая за то, какой цвет в кадре считать нейтральным. Нейтральный цвет в представлении фотоаппарата — это цвет, не обладающий никакими оттенками: белый, серый. Беря такой цвет за точку отсчета, аппарат сможет и остальные цвета представить на снимке правильно.

Настройка баланса белого в фотокамере сводится к определению цветовой температуры источника света, при котором мы снимаем. Для удобства пользователя во всех камерах создан набор предустановок, соответствующих тем или иным условиям съемки. Таких предустановок хватает для большинства съемочных ситуаций.

Среди них есть настройки: “Дневной свет”, “Тень”, “Облачно”, “Лампы накаливания”, “Флуоресцентные лампы”, “Вспышка”. Собственно, по их названиям становится ясно, когда их применять.

Конкретное значение цветовой температуры для этих предустановок немного варьируется в зависимости от модели фотоаппарата, но в целом ведут они себя на всех камерах примерно одинаково.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Выбор предустановок баланса белого в меню фотокамеры Nikon D5300

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Настройка баланса белого “лампы накаливания” применена в сюжете с дневным солнечным светом. Как результат — цвета на снимке стали синеватыми, не естественными.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.
Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

В этом случае применена настройка “Дневной свет”, вполне соответствующая условиям съемки. Кадр выглядит естественно.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Компания Nikon пошла еще дальше и сделала для некоторых установок баланса белого дополнительные подстройки. Например, мы можем выбрать при каких именно лампах дневного света мы снимаем:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Таким образом при желании мы можем настроить баланс белого очень точно.

Автоматический баланс белого (“AWB”). Когда его использовать?

При установке автоматического баланса белого камера самостоятельно определяет цветовую температуру в некотором диапазоне значений, установленном производителем. Обычно речь идет о диапазоне 2000-7000 К.

Большинство современных фотокамер прекрасно работает с автоматическим балансом белого. Ошибается автоматика обычно в сложных условиях, например, при ночной съемке или при съемке в помещении со смешанным светом.

Автоматический баланс белого особенно уместно использовать при съемке на улице, при ярком дневном освещении. Там он даст оптимальные результаты.

Также настройку “AWB” полезно использовать при динамичной съемке, когда мы быстро перемещаемся из одного места в другое, постоянно меняем условия съемки и освещения. В этом случае лучше довериться автоматике, чтобы из-за смены настроек не упустить нужный кадр.

Ручная установка цветовой температуры

В некоторых фотоаппаратах имеется возможность вручную выставить цветовую температуру. Это полезно тогда, когда мы снимаем при каком-то нестандартном освещении, но при этом точно знаем его цветовую температуру. К примеру, иногда цветовую температуру пишут на энергосберегающих лампах. Ее обязательно указывают в характеристиках фотовспышек и другого осветительного оборудования.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Выбор цветовой температуры в камере Nikon D810.

Ниже представлена таблица с некоторыми источниками света и их ориентировочной цветовой температурой.

  • 1500-2000 К — пламя свечи;
  • 2200-2800 К — лампа накаливания;
  • 3000-3200 К — закат, галогеновые лампы;
  • 3500 К — утреннее и вечернее освещение в ясный день;
  • 3800-4500 К — лампы дневного света;
  • 4500-5500 К — дневное солнечное освещение;
  • 5400 — 5600 К — фотовспышка;
  • 6000 К — летняя облачная погода;
  • 6500-7500 К — пасмурно;
  • 9000-12000 К — дымка, глубокая тень.

Настройка баланса белого по эталону

Помимо этого, мы можем просто указать камере, какой цвет у нас является нейтральным: что на снимке принять за серый и белый цвета. Для этого достаточно найти в кадре однородный серый или белый объект и сфотографировать его так, чтобы он заполнял собой всю площадь кадра.

При этом даже не обязательно фокусироваться на нем, можно снять и в расфокусе. Как правило, в качестве такого объекта используют лист белой бумаги или специальную “серую карту”. Достаточно просто поместить эталонный объект в снимаемый сюжет, а после установки баланса белого — убрать.

После этого используем сфотографированный кадр для настройки баланса белого. Это, пожалуй, самый точный способ настройки баланса белого.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Меню ручной настройки баланса белого в камере Nikon D5300. Предлагается либо выбрать уже отснятый кадр с эталонным серым объектом, либо сфотографировать таковой.

Однако, у такого способа настройки баланса белого есть и подводные камни.

  • Важно, чтобы наш серый объект находился не где-то, а именно в тех же самых условиях освещения, в которых мы собираемся снимать. Иначе настройка будет не точной. Ручную настройку баланса белого производят непосредственно перед съемкой. И если мы собрались сменить место съемки или просто поменялось освещение (например, вышло солнце из-за облаков), придется всё настраивать заново.
  • При использовании листа белой бумаги для ручной настройки баланса белого мы вряд ли добьемся точных результатов. Бумага не идеально бела, она имеет оттенки. Бывает бумага желтоватая, бывает слегка голубоватая: всё это скажется на настройке баланса белого. Эффективнее пользоваться серой картой — картонной карточкой-эталоном идеально серого цвета. Серая карта продается в фотомагазинах.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Офисная бумага формата А4. Листы из разных пачек. Можно заметить, что они немного различаются по цвету. При настройке баланса белого по каждому из них, результат будет различным и в любом случае, не совсем достоверным.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 185.0 мм экв. Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв. Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Так должен выглядеть снимок для настройки баланса белого по серой карте. Наш эталонный серый объект должен занимать всю площадь кадра. Только в таком случае мы можем рассчитывать на корректную настройку баланса белого.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 122.0 мм экв.

Баланс белого и творчество

Не стоит забывать, что фотография — это творческое занятие. Не всегда абсолютно точная настройка баланса белого идет кадру на пользу. Порой выразительнее будет смотреться изображение с чуть-чуть нарушенным балансом белого. Зимние и туманные кадры порой хорошо смотрятся, будучи немного голубоватыми.

А снимки, сделанные на закате или рассвете, лучше сделать чуть теплее, желтее. Тут всё зависит от вас и вашего творческого подхода.

Экспериментируйте с балансом белого! Делайте кадры с разными настройками баланса белого! Однако, и злоупотреблять с творческой настройкой баланса белого не стоит: абсолютно синие или желтые кадры вряд ли будут интересны.

В данном случае я решил сделать кадр чуть теплее (желтее), чтобы подчеркнуть осенние краски и блик на стене церкви от заходящего солнца.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/80 с, 82.0 мм экв.

Как работают с балансом белого продвинутые фотографы?

Дело в том, что продвинутые фотографы порой вообще не уделяют внимания балансу белого при съемке. Как же так, как же они получают снимки с корректной цветопередачей? Продвинутые фотографы отнюдь не забывают о балансе белого, а просто занимаются его настройкой не до съемки, а после.

Дело в том, что они снимают в формате RAW (в камерах Nikon он называется NEF). Этот формат позволяет установить необходимый баланс белого уже на компьютере на этапе конвертации RAW-файла без всяких потерь в качестве.

А вот если мы попробуем поменять цвета файлу JPEG при обработке, результат может оказаться плачевным.

Посмотрите на пример. Попробуем исправить баланс белого в таком кадре:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв. NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Читайте также:  Паук из дерева своими руками. Паук своими руками: как необычно украсить интерьер помещения или изготовить аксессуар

Можно видеть, что при изменении баланса белого в JPEG потерялись все детали в светлых участках снимка (обратите внимание на белый велосипед). Теперь там просто белые пятна, лишенные деталей, полутонов. Тогда как изменение баланса белого в RAW прошло без каких-либо потерь.

Смешанное освещение

Часто бывает так, что наш объект съемки освещается разными источниками света с различной цветовой температурой. Как правило, в таком случае стоит настроить баланс белого по преобладающему источнику света.

Однако, зачастую использование смешанного освещения порождает множество проблем. Например, нежелательные цветные блики. Простой пример — съемка портрета при использовании света от окна с одной стороны и ламп накаливания с другой.

Такие условия часто создаются дома или в каких-нибудь кафе. В таком случае результат может быть таким:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Согласитесь, голубовато-сиреневатый блик на лице девушки выглядит не очень хорошо. Всему виной — лишнее освещение от окна. Как быть? Как получить нормальные цвета на снимке? Ответ на словах простой, но порой сложный в реализации: устраните свет от лишнего источника или просто не снимайте в таких условиях. В нашем случае, достаточно было закрыть окно шторой.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 125, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Как настроить баланс белого при съемке в ночном городе?

Съемка в ночном городе — довольно сложная задача для автоматики аппарата. И при ночной съемке лучше уделить побольше внимания настройке баланса белого.

Еще пару лет назад на эту тему я бы написал очень просто: для съемки в ночном городе установите баланс белого по лампам накаливания, так как именно они освещают наш сюжет. Однако сейчас появилось очень много энергосберегающих фонарей, светящих зеленоватым или голубоватым светом.

Поэтому, чтобы корректно настроить баланс белого при ночной съемке, обратите внимание, какие лампы установлены в фонарях в вашем сюжете. И уже под ним подбирайте установку баланса белого методом проб и ошибок.

Баланс белого — люминесцентные лампы. Именно эта предустановка позволила добиться реалистичной цветопередачи в кадре.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/2 с, 110.0 мм экв.

Баланс белого: как добиться правильной цветопередачи при цифровой фотосъемке

Часто приходится видеть или слышать, что у людей, не разбирающихся в технике фотографии, снимки получаются с каким-либо неправильным цветовым оттенком: синим, желтым, а то и зеленым. В чем причина данной проблемы?

Вы наверняка замечали, что одна лампа, купленная в магазине, имеет желтоватый оттенок света, а другая — чисто белая, иногда синеватая?

Дело в том, что любой источник видимого света имеет так называемую цветовую температуру, которая измеряется в Кельвинах. Цветовая температура зависит от длины волны излучаемого света. В физике существует понятие “абсолютно черное тело” — это тело, которое полностью поглощает все падающие на него лучи.

Цветовая температура, соответственно, обозначает температуру, до которой нужно нагреть абсолютно черное тело, чтобы оно излучало свет с данной длиной волны. Большая длина волны означает красный цвет, а более короткая — синий и даже фиолетовый.

Таким образом, как ни странно, высокая цветовая температура обозначает холодный цвет, а низкая — теплый.

Зрительная система человека приспособилась к этому, и мы не замечаем, что, когда на белую поверхность падают солнечные лучи, она окрашивается в желтоватый цвет.

Для нас зеленая трава всегда остается зеленой: на закате, когда небо окрашивается в красный цвет, в сумерках, в облачную погоду и на прямом солнце.

В то же время на фотографии становится видно, что это далеко не так: цвет объектов на фотографии отличается в разное время суток или под разными источниками света.

В отличие от нашей зрительной системы информация о цвете у цифровых фотоаппаратов слагается из трех цветов.

Матрица у них состоит из светочувствительных датчиков — пикселей, каждый из которых имеет цветной фильтр одного из цветов: красного, зеленого или синего (встречаются и другие варианты устройства матрицы, но у всех используется пространство RGB, где R — красный,G — зеленый, B — синий). Поэтому все оттенки освещения непосредственно записываются на фотографии.

Для того чтобы изображение цвета на фотографии было без искажений, существует такая настройка как баланс белого цвета, или просто «баланс белого». Эта настройка вносит поправку в цветовую температуру снимка, для того чтобы он выглядел естественно. Для этого камера или фотограф должны определить цветовую температуру источника света.

Например, настройка цветовой температуры в 10000К означает, что свет имеет синий оттенок и камера добавляет красно-желтого цвета. Если эта настройка неверна и на самом деле свет не такой холодный, то фотография приобретет теплый оттенок. Таким образом, когда мы повышаем температуру, фотография желтеет, когда понижаем — становится синей.

Кроме того, в настройке баланса белого присутствует и так называемый “сдвиг зеленого”, так как такие источники света, как люминесцентные лампы, вносят и зеленоватый, либо наоборот, пурпурный оттенок в изображение.

Примеры эффекта баланса белого

Правильно настроенный баланс белого:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Слишком высокая цветовая температура:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Слишком низкая цветовая температура:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Итак, алгоритм работы автоматического определения баланса белого камерой таков: камера пытается найти на фотографии какой-либо предмет, обладающий нейтральным цветом (белый или серый), и отрегулировать температуру снимка так, чтобы он был действительно нейтральным по цвету. В хороших условиях этот алгоритм работает вполне неплохо. Но то же самое мы можем сделать вручную, если не доверяем камере или нас не устраивает результат её автоматики.

При этом момент настройки баланса белого отличается в зависимости от формата, в котором сохранен снимок.

Например, “сырой” формат RAW, предназначенный для последующей обработки фотографий, хоть и сохраняет настройку баланса белого, которую использовала камера, позволяет менять его уже у готовой фотографии в программе обработки на компьютере, либо в камере, если она поддерживает данную функцию. В то же время, у сжатых форматов, таких как JPEG, корректно поменять баланс белого готового снимка уже не получится.

Как же работать с этой настройкой и как добиться правильной цветопередачи на фотографиях?

Как правило, в фотоаппарате возможно выбрать один из вариантов настройки баланса белого:

1) Автоматический выбор. Здесь фотоаппарат самостоятельно определяет цветовую температуру в соответствии с заданным производителем алгоритмом. Определение происходит в определенном диапазоне. Его можно порекомендовать, когда вы точно уверены, что автомат сработает адекватно или условия съемки меняются очень часто.

Для корректной работы автоматического баланса белого в кадре должен быть хотя бы один нейтральный по цвету объект.

2) Выбор источника освещения. Здесь выбирается тип источника света, и снимку придается фиксированное значение цветовой температуры, характерное для этого источника. Например, в камерах Canon используются следующие преднастройки:

  • Лампа накаливания — 3200К. Данная настройка предназначена для нейтрализации теплого оттенка, который дают всем известные электрические с нагретой вольфрамовой нитью. Естественно, нагретый металл имеет ярко выраженный красно-желтый цвет. Можете использовать её, когда хотите придать фотографии ярко выраженный холодный оттенок, как на фотографии ниже.
  • Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

  • Флуоресцентные лампы — 4000К. Лампы данного типа могут иметь разную цветовую температуру, поэтому в продвинутых фотоаппаратах могут встречаться разные настройки для флуоресцентных ламп. Также данная настройка вносит пурпурный оттенок в фотографию, что может использоваться для съемки на восходе и закате.
  • Дневной свет — 5200К. Применяется при прямом солнечном свете.
  • Облачная погода — 6000К. Как ясно из названия, режим предназначен для съемки днем на улице, но когда небо затянуто облаками.
  • Тень — 7000К. Используется в тех сложных случаях, когда мы снимаем под открытым небом, но объект съемки находится в тени.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

3) Ручной выбор. Можно самостоятельно выбрать цветовую температуру с определенным шагом. На лампах очень часто напрямую указывается их цветовая температура. Очевидно, можно использовать экран фотоаппарата или электронный видоискатель для отслеживания изменений баланса белого при ручной настройке.

4) Пользовательский баланс белого. Это настройка баланса белого по образцу поверхности нейтрального цвета (то есть белой или серой). Что это такое и как он применяется?

Допустим, мы не знаем точной температуры источника света и при этом не доверяем автоматике, но хотим максимально правильной цветопередачи на снимках. Как же настроить баланс белого максимально точно? Есть два основных подхода.

Предварительная настройка по бесцветной поверхности. Первый вариант подойдет в случае, когда нужно выставить баланс белого перед съемкой. Это полезно, если вы не планируете редактировать фото потом или снимаете видео. Последовательность действий такова:

а) Найти так называемую серую карту. Это карта, имеющая 18% серого цвета, но можно воспользоваться любой белой поверхностью без бликов (лист бумаги, белая техника).

Компактная серая карта:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Студийная серая карта:

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

б) Сделать фотографию выбранного образца (при этом нужно, чтобы он занимал весь снимок). Можно даже отключить автофокус и поднести объектив к образцу, не фокусируясь на него.

  • в) Выбрать фотографию с серой картой (или её заменой) как эталон для пользовательского баланса белого.
  • г) Использовать данную настройку баланса белого для последующих снимков, сделанных при том же освещении, что и «образцовый» снимок с серой картой.
  • Второй вариант — настроить баланс белого при постобработке.
  • Последовательность действий при этом:
  • Включить в фотоаппарате съемку в формате RAW
  • При фотографировании сделать снимок серой карты в месте основной съемки.
  • При постобработке в RAW-конверторе с помощью применения пипетки баланса белого на серой карте добиться правильной цветопередачи. Естественно, на снимке не должно быть цифровых шумов, так как они имеют цвет.
  • Применить эту настройку в программе для готовых снимков, сделанных при том же освещении.
Читайте также:  Отбой воздушной тревоги сигнал. го и чс – отбой воздушной тревоги

В обоих случаях нам важно, чтобы замер баланса белого происходил при том же освещении, что и остальные фотографии, для которых он применяется. Так, например, если мы снимаем на природе и поменялась погода, то нам необходимо заново делать настройку баланса белого по серой карте. То же самое справедливо при смене места съемки.

При использовании белой поверхности (лист бумаги или что-то подобное) необходимо помнить, что даже белая краска имеет в своем составе цветные красители. А уж количество этих красителей может отличаться у разных производителей. Так что лучше всё же использовать серую карту, купленную в фотомагазине.

Вместо серой карты может использоваться устройство, выпускаемое под торговой маркой EXPODISC. Это специальная белая полупрозрачная насадка, которая надевается спереди на объектив фотоаппарата.

Далее остается отключить автофокус, направить объектив на источник света и произвести замер баланса белого. Здесь мы измеряем падающий, а не отраженный свет, и этот способ является более точным.

Проблема наступает тогда, когда в кадр попадает свет от источников света с разной цветовой температурой, например при смешении естественного и искусственного освещения. В данном случае автоматический баланс белого будет стремиться “усреднить” цветовую температуру. Это может быть не самым лучшим вариантом.

Если один источник света преобладает и остальные источники не сильно отличаются от него по температуре, то можно настроить баланс белого по нему. Также можно сделать приоритетным именно естественный источник света при его наличии. Однако бывает, что разница слишком выражена и откровенно портит фотографию.

В данном случае никакая настройка баланса белого не поможет, нужно работать с самими источниками света.

Так, если вы фотографируете с накамерной вспышкой, имеющей цветовую температуру 5500K, свет которой при этом попадает в кадр вместе с окружающим светом, отличающимся по цветовой температуре, необходимо использовать соответствующие цветные фильтры на вспышку, чтобы выровнять эту разницу.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Существуют также разнообразные цветные фильтры для студийного освещения.

При всем при этом, идеальная настройка баланса белого не всегда является наиболее правильной. В творческих целях можно применять и слегка смещенный баланс белого, чтобы придать тот или иной оттенок фотографии.

Например, при съемке на закате или рассвете можно сделать снимки теплее, а зимние кадры со снегом могут лучше выглядеть слегка более холодными.

Здесь все зависит от вашего вкуса, ведь и «перебарщивать» с цветопередачей тоже никогда не стоит.

Что такое баланс белого в фотоаппарате

Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Баланс белого

Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого), в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans), что сути не меняет.

Это очень важный параметр при создании цветной фотографии. Он отвечает за правильность цветовой передачи. Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.

Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.

Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры.

Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом.

Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.

А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.

А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Баланс белого — разные настройки ББ

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный баланс белого Вы сможете добиться «правильных цветов» на Вашем снимке. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже – с оттенком голубого.

Можете сами убедиться на тестовых снимках, которые находятся в данной статье и сравнить вид картинки с разными настройками ББ. Цветы освещаются слева дневным светом с окна и сверху справа лампой накаливания, в связи с этим получается свет от разных источников с разными цветовыми температурами и камера затрудняется правильно выставить ББ.

Обратите внимание на разницу между автоматическим балансом и балансом по белому листу (предустановленным).

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Настройка Баланса белого

Как настроить ББ в камере? Настроить баланс белого в камере проще простого, почти у всех обычных цифровых или цифро зеркальных камер есть такая функция. Обычно камера предлагает один из заданных профилей ББ, например, «солнечно», «пасмурно», «отраженный свет», «лампа накаливания», «вспышка» и, конечно же, «авто».

Данные стандартные настройки обычно имеют вид пиктограмм и интуитивно поняты. Например, на открытом воздухе в солнечный день разумно будет установить ББ в режим «солнечно» и тем самым дать камере знать, что ББ смещен в более горячую сторону. Точно так же, вечером при лампах накалывания нужно использовать соответствующую настройку.

В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах. Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры

Как настроить ББ в камерах Nikon? Достаточно нажать кнопку WB и мультиселектором выбрать предустановленный вариант. Либо выбрать вариант PRE, повторно нажать кнопку WB, навести камеру на белый объект и сделать снимок. Снимок на карточку не запишеться, но из него возьмется информация о цвете, который считать белым.

После успешной установки ББ камера напишет Good, если же камера не смогла правильно считать ББ, появится сообщение No Good, и придтся повторить процедуру еще раз. Также, можно хранить образцы ББ в памяти камеры и включать их по необходимости.

Более детально Вам поможет только инструкция к фотоаппарату, которую я настоятельно рекомендую изучить.

Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.

Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет.

Обычно такой способ установки ББ называют баланс белого по белому листу. Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток.

Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.

Нужно ли постоянно помнить о ББ? Все зависит от ситуации – когда много времени и есть желание сделать максимально «правильный» снимок – то баланс белого незаменимая вещь. Но если сцены и композиции меняются с огромной скоростью, то я рекомендую использовать Auto Баланс Белого.

Современные, особенно цифро зеркальные, камеры отлично справляются с этой задачей. Но все же при малом освещении камере будет сложно правильно подобрать цветовую температуру.

Для большинства людей достаточно автоматического баланса белого, так как отличить снимки с разными ББ порой очень сложно.

Если баланс белого был выставлен не правильно, то снимок еще можно спасти. Для этого нужно воспользоваться редактором фотографий, таким как Photoshop или любым другим.

В редакторе можно задать цветовую температуру, особенно легко это сделать выбрав на фото белый объект и пипеткой «взять» образец белого. Очень легко вытянуть ББ из RAW. Я использую маленькую хитрость – когда снимаю людей, портреты и т.д.

и хочу с RAW вытянуть правильный баланс белого, то выставляю ББ с помощью замера пипеткой по белым участкам глаз.

Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.

Вывод: почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.

Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.

Читайте также:  Как спрятать пятна пота

Как настроить баланс белого в фотоаппарате

Многие фотографы-новички, только начинающие свое знакомство с фототехникой, часто сталкиваются с такой проблемой: цвета на снимках получаются неестественными и сильно отличаются от реального изображения. Например, в жизни предмет выглядит насыщенно и красиво, а на фотографии его цвет тускнеет или приобретает желтоватые/зеленоватые оттенки.

В чем причина таких изменений и как ее устранить? Как настроить идеальную цветопередачу на своем фотоустройстве? Мы расскажем вам обо всех параметрах, отвечающих за цвета на ваших снимках!

Причины появления недостатков

Итак, почему же фотоаппарат изменяет цвета предметов? Важно понять, что условия освещения, при которых мы создаем кадр, бывают разными.

Свет может иметь множество оттенков в зависимости от рода своего происхождения: домашние осветительные приборы, в основном, издают желтоватое свечение, а флуоресцентные лампы придают пространству голубоватый или фиолетовый оттенок.

На улице в вечернее время освещение также может быть голубым или фиолетовым (в зависимости от облачности и положения солнца), а вот рассвет может обеспечить появление желтых, оранжевых и красных тонов. Такое оттеночное разнообразие света называется цветовой температурой.

Как вы уже догадались, каждый источник света имеет собственную цветовую температуру, значение которой измеряется в Кельвинах (К). Чем ниже значение, тем больше в свете преобладают красные тона. Существует также и обратная пропорция: чем больше Кельвинов отмечено на шкале, тем “голубее” получится свет.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Иногда фототехника может не распознавать источник освещения и, соответственно, определить цветовую температуру пространства. В таких случаях и возникают ошибки. Фотоаппарат может ошибиться и применить стандартные настройки,не выравнивающие баланс белого, в результате чего кадр приобретает слишком желтые или слишком синие цвета.

Баланс белого: настройка параметров

Камера не имеет интеллекта, и поэтому, не способна точно проанализировать и определить, какой именно сюжет и в какой локации мы хотим запечатлеть. Однако, мы всегда можем “подсказать” своему устройству правильное направление. Для этого следует настроить несколько параметров в ячейке “баланс белого”.

Баланс белого — это особый параметр, имеющийся в каждом современном фотоустройстве. Он определяет, какой цвет при съемке камера будет считать нейтральным.

Как правило, нейтральными считаются цвета, не имеющие каких-либо оттенков. Например, белый или серый.

Определяя такие цвета, как исходную точку отсчета, съемочная техника сможет скорректировать и остальные цвета, представляя их правильно на снимке.

Зачастую определение цветового баланса в фотоаппарате заключается в правильном выборе цветовой температуры источника освещения, при котором производится съемка.

Для сокращения времени на настройку верных параметров и удобства использования аппаратуры в съемках с различными осветительными приборами или быстро меняющейся погодой, производители устройств предусмотрели набор необходимых настроек для самых распространенных условий съемки. Для большинства локаций и съемочных ситуаций это — оптимальный вариант.

Хорош он тем, что фотографу не приходится тратить время на выставление всех параметров светового баланса вручную, он просто выбирает ячейку “дневной свет”, “лампы накаливания”, “облачно”, “тень” или другие виды в зависимости от фактических съемочных условий.

Как правило, названия настроек определяют случаи их применения, поэтому, с этим у вас не возникнет никаких проблем. Точное значение представленных установок может немного разниться, в зависимости от модели вашего устройства, однако, в целом, они ведут себя примерно одинаково на всех фотоаппаратах.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Известная любому фотолюбителю компания NIKON продолжила совершенствование световых настроек в своих устройствах, внедрив дополнительные параметры в уже имеющиеся функции.

Например, вы сможете выбрать не просто параметр “лампа дневного света”, но и определить тип этой самой лампы (теплого белого дневного света, белого света, холодного белого дневного света, натриевые лампы, ртутные лампы и т.д.) Это значит, что при желании, вы сможете настроить баланс белого практически идеально.

Автоматический баланс белого

При выборе автоматического баланса белого (или AWB) вы даете своему устройству возможность самостоятельно самостоятельно определять параметры цветовой температуры в некотором спектре значений, который был определен производителем. Как правило, этот спектр ограничивается диапазоном 2000-7000 К.

Большая часть современного съемочного оборудования оказывает прекрасный результат работы с автоматическими настройками баланса белого.

Ошибки и недочеты появляются, в основном, в сложных случаях, например, при проведении неординарной фотосессии с большим количеством разнотипных осветительных приборов, при ночной съемке или съемке в слабоосвещенном помещении.

Автоматический баланс белого окажется крайне полезным при съемке на улице, в условиях яркого и интенсивного дневного света.

Настройка AWB окажется полезной и при динамичной фотосъемке, когда объекты быстро движутся и меняют место дислокации, вследствии чего изменяются и условия фотосессии.

В таких ситуациях автоматические настройки не просто обеспечат оптимальное качество снимков, но и помогут предотвратить потерю интересных кадров из-за постоянной настройки аппаратуры.

Настройка параметров вручную

Если автоматические функции не удовлетворяют вашим потребностям, вы всегда можете прибегнуть к использованию ручных настроек баланса белого, которые предусмотрены в большинстве съемочных аппаратов.

Это очень полезная функция, особенно, если речь идет о каких-либо нестандартных условиях, цветовую температуру которых мы знаем в точности. Например, иногда цветовую температуру энергосберегательных ламп можно узнать по специальной отметке на корпусе изделия.

Ее также всегда указывают в характеристиках и аннотациях к фотовспышкам и другой профессиональной осветительной технике.

Предлагаем вам изучить таблицу с приблизительными значениями температуры самых распространенных источников света. Она поможет вам задать верные координаты при работе с ручными настройками светового баланса.

Правила определения баланса белого

Помимо всех вышеперечисленных функций вы можете просто указать своему аппарату, какой именно цвет стоит считать нейтральным (какой оттенок на снимке принять за серый и белый цвета).

Сделать это довольно легко: достаточно лишь выбрать в кадре объект серого или белого цвета и сфотографировать его вблизи так, чтобы кадр был заполнен исключительно им.

Стоит отметить, что в данном случае вам даже не потребуется фокусировка, а значит, вы можете не утруждать себя поиском фокуса для фотографии.

Обычно в качестве предмета для выставления баланса белого используется обыкновенный чистый бумажный лист или же специальная “серая карточка”. Поместите бумагу перед объективом, сделайте пару снимков и отстраните вспомогательный объект. После этого — работаем с получившимися кадрами. Производим необходимые настройки и проверяем результат работы с помощью нескольких тестовых снимков.

Такой способ можно назвать, пожалуй, самым точным из всех перечисленных ранее, однако, следует отметить определенные нюансы его использования.

  1. Если вы собираетесь настраивать баланс белого при помощи серого объекта, то крайне важно учесть один момент — объект должен находиться в тех же условиях освещения, в которых планируется проведение съемки. Иначе в ваше настройке могут появиться погрешности, и вы не получите желаемого эффекта от изображений. Ручную настройку баланса света следует проводить непосредственно перед началом съемочного процесса, а также перед сменой светового сопровождения на фотосессии или изменением локации.
  2. Использование белого листа бумаги для ручной настройки вряд-ли обеспечит нам стопроцентно правильный результат. Даже обычная, казалось бы, белая бумага имеет свои оттенки. Она может быть желтоватой или голубоватой, что не лучшим способом скажется на определении баланса белого. Наилучшим вариантом станет серая карта — образец идеального белого цвета на фотографии. Вы легко сможете купить ее в фото-отделе любого магазина.

Как настроить баланс белого в цифровом фотоаппарате

Баланс белого как уникальный эффект

Не будем забывать, что фотографирование — занятие, не лишенное творческой составляющей. Не во всех случаях идеально настроенный баланс белого исправляет фото в лучшую сторону, иногда можно и пренебречь правилами, если это гарантирует появление в вашей коллекции уникального и интересного снимка.

Очень часто фотографии с неправильным балансом смотрятся куда выразительнее и интереснее, чем те же кадры с верными настройками.

Характерный для повышенной температуры света голубоватый оттенок иногда прекрасно дополняет снимки снега, воды или тумана, а небольшая желтизна низких значений — придает фотокарточкам закатов и рассветов особый шарм.

Итак, необычные эксперименты с настройками техники иногда могут привести к появлению настоящих фотошедевров, здесь все зависит от вашего мастерства, творческого подхода и фантазии. Пробуйте использовать различные методы настройки баланса белого и выберите для себя идеальный вариант.

Смешанное освещение

Как мы уже говорили, существуют единичные случаи, в которых свет излучают несколько разноформатных объектов.

В такие моменты начинающие фотографы сталкиваются с серьезной проблемой — как настроить баланс белого? Ответ звучить достаточно просто: постарайтесь сделать “главным” один источник света и по максимуму устранить другие.

Если это технически невозможно, то вам следует переместить модель или объект съемки в место максимальной концентрации главного источника света и фокусировать фотоаппарат именно на нем.

Как видите, сделать качественный кадр с правильным балансом белого не так уж и сложно. Для этого нужно всего лишь изучить принцип его внутренней и внешней настройки. Тренируйтесь и создавайте уникальный кадры!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector