Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

  • Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.
  • Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.
  • Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.
  • • Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем.

Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием.

Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны.

По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины.

А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах
стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе.

Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге.

Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия.

Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы.

Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис.

8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

• Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд.

Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава.

Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Читайте также:  Как написать сценарий документального фильма

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная.

Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована.

На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

• Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке.

В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах.

В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег.

Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам.

Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах
Как обозначается полевая дорога на карте. Обозначения на топографических картах

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон.

Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

View the entire series

Как читать топографическую карту: рельеф, условные обозначения

Знаете ли вы, что в древности карта была самым ценным инструментом в изучении земной поверхности? На ней изображались вновь открытые материки, значимые объекты и даже клады. Сейчас топографической картой пользуются путешественники, инженеры и геологи. Но чтобы понять, что именно изображено на схеме, нужны знания об условных обозначениях, системе координат, масштабе и т. д.

Топографическая карта — это структурированный план определенной местности, которая включает изображения ее рельефа, водоемов, дорог и других значимых предметов. Также этот план содержит информацию о растениях данного района, его коммуникациях, территориальных границах.

Топографические карты удобны в использовании туристами, которые путешествуют пешком, на велосипеде или отправляются в сплав на байдарках.

Расстояния и масштабы

В зависимости от масштаба карты предоставляют читающим более или менее детальную информацию о местности. Соотношение линий действительным размерам местности стандартно указывается на нижней или боковой сторонах плана. Оно имеет вид дроби и показывает, во сколько раз каждая линяя чертежа меньше ее реальных размеров.

Указание масштаба на карте

Числитель всегда равен единице, а знаменатель показывает величину масштаба. Чем больше знаменатель, тем мельче масштаб карты, а значит менее детальная информация о представленной местности.

Как определить расстояние?

Чтобы определить расстояние на топографической карте между двумя объектами, нужно измерить их отдаленность обычной линейкой и умножить это число на знаменатель масштабной дроби. Результат получится в метрах.

Измерение расстояния раствором циркуля

Существует еще один простой способ определения расстояния на чертеже. Он не требует никаких вычислений. Для этого нужно взять циркуль, наложить его ножки на объекты, между которыми нужно определить расстояние, а затем приложить неизмененный раствор циркуля к линейному масштабу. Количество отсчетов между ножками циркуля будет являться расстоянием между заданными точками на карте.

LО том, как читать масштаб, подробно рассказываю в статье: Как по масштабу определить расстояние на карте в походе

Использование карт с различными масштабами

Топографические карты с масштабом 1: 5000 считаются наиболее информативными. На плане с такой детализацией изображаются даже небольшие постройки, местная растительность и грунты.

Распространенные масштабы карт

Для районов, не имеющих большого количества деревьев, оптимальным вариантом являются карты с соотношением линий 1:10000 и 1:25000. Они хорошо отображают населенные пункты, предприятия, дороги, заболоченную местность и границы. Планы с такими масштабами очень популярны для использования в хозяйственных нуждах и туристических походах.

Планы с масштабом 1:50000 и 1:100000 не такие детализированные, как предыдущие. По ним удобно изучать расположение крупных предметов, которые не требуют подробной информации. Например, леса, пустыни. Обычно карты с такими масштабами используются при планировании длинного маршрута.

Топографические чертежи с еще более мелким масштабом несут общее представление о местности.

Система координат

Координатами называют угловые или линейные величины, которые определяют положение точек в каком-либо пространстве или поверхности. При создании топографических карт применяются:

  • Географические системы координат — это угловые значения (широта и долгота), которые определяют положение объекта на земле относительно точки пересечения начального меридиана с экватором. На планах с мелким масштабом сетка графических координат изображается в виде параллельных линий. На более детализированных планах географическая сетка выглядит в виде шкалы у рамки карты. С западной и восточной сторон рамки линии обозначают меридианы, а с южной и северной — параллели. В углах карты имеется информация о географических координатах точек пересечения сторон рамки.
  • Плоские прямоугольные системы координат — это линейные величины, которые определяют положение объекта на чертеже относительно двух перпендикулярных осей. Такая система устанавливается для каждой зоны, изображенной на карте. Точка пересечения осевого меридиана с экватором в плоской прямоугольной системе является началом координат. Исходя от нее, определяется положение всех предметов данной зоны.

LКроме карты, в походе еще необходим компас. Компасу посвящена статья: Азбука ориентирования — как пользоваться туристическим компасом

Как определить координаты по карте в походе?

Чтобы определить широту необходимой точки на топографической карте, необходимо прочертить через нее параллельную верхней или нижней сторонам рамки линию. С правой или с левой стороны отображаются широты (в градусах, минутах и секундах). Проведя через эту же точку вертикальную линию, можно определить долготу объекта.

Определение широты и долготы

Рельеф

На топографическом плане для изображения форм рельефа используются замкнутые линии. Такие горизонтали дают объемное представление о рельефе местности.

Горизонтали

Горизонталью называют линию на карте, которая соединяет точки земли с одинаковой высотой относительно уровня моря. Но те части земной поверхности, которые нельзя отобразить линиями, помечаются специальными знаками. К таким неровностям относятся овраги, обрывы, скалы.

Читайте также:  Римская свеча из пня. Дрова "Финская свеча" 30х20см

Горизонтали рисуются на плане через одинаковые отрезки высоты. Поэтому количество горизонталей говорит читателю о высоте или глубине неровности. Чем больше и чаще расположены горизонтали, тем круче подъем или спуск. А с помощью бергштриха можно понять возвышенность на карте или яма.

Бергштрих — это черточка, проведенная перпендикулярно изолинии и указывающая свободным концом направление уменьшения величины объекта.

Бергштрихи

Условные обозначения

Все объекты на планах изображаются системой знаковых графических обозначений. Условные знаки и обозначения топографических карт делятся на:

  • Масштабные — такими знаками обозначаются предметы, размеры которых соответствуют масштабу карты. То есть их длину, широту или площадь можно измерить прямо на карте. К подобным объектам относятся водоемы, лесные массивы, луга. Все масштабные знаки имеют контур, который соответствует границам объекта. А внутри этого контура дополнительное обозначение предмета.
  • Внемасштабные — такими знаками обозначаются предметы маленьких размеров. Например, родник, указатель на развилке, дерево и прочее.
  • Пояснительные — эти знаки дополняют характер объектов на плане местности. Например, какой именно лес, куда течет река.

Наряду с пояснительными условными знаками на топографических картах и планах используются пояснительные надписи. Например, рядом со стрелкой, обозначающей направление течения реки, стоит надпись «0.2». Это обозначает, что скорость течения реки 0.2 м/с. Также пояснительные надписи могут включать в себя названия водоемов, населенных пунктов и т. д.

Реки на планах изображаются в соответствии с их шириной. То есть если речушка узкая, то ее отображают в виде одной линии. Если река широкая, то используют две линии и пояснительную надпись в виде цифр, обозначающих ее ширину в метрах.

Условные обозначения

В населенных пунктах обязательно отображаются улицы, лесопосадки, скверы и объекты, которые могут помочь в ориентации на местности. Дома, обычно, группируют по кварталам.

Населенный пункт на топографической карте

На картах местности обязательно указываются линии железнодорожных путей. Причем с пояснительной надписью в виде количества колеи. Также изображаются мосты и станции.

Условные знаки мостов

На плане указываются все виды дорог, включая лесные, полевые и пешие тропы. На автомобильных дорогах обозначаются километровые столбы, различные указатели и вид дорожного покрытия.

Дороги на картах

Заключение

Правильно выбранная топографическая карта и умение ею пользоваться, позволит получить максимум данных о местности и свободно в ней ориентироваться. Желаю вам приятных и интересных походов.

Метки статьи: Карты и компас, Ориентирование

3.3. Изображение местных предметов на топографических картах

Виды условных знаков топографических
карт.
Местные предметы на топографических
картах изображаются условными знаками.
Наиболее часто встречающиеся условные
знаки даны в приложении 4.

Для удобства чтения и запоминания многие
условные знаки имеют начертания,
напоминающие вид изображаемых ими
местных предметов сверху или сбоку.
Например, условные знаки заводов,
нефтяных вышек, отдельно стоящих
деревьев, мостов по своей форме сходны
с внешним видом перечисленных местных
предметов.

Условные знаки, изображающие одни и те
же элементы местности на топографических
картах различных масштабов, одинаковы
по своему начертанию и различаются лишь
размерами.

Рельеф на топографических картах
изображается горизонталями, а некоторые
его детали (обрывы, овраги, промоины и
т. п.) — соответствующими условными
обозначениями.

Условные знаки принято делить на три
основные группы: масштабные, внемасштабные
и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются
те местные предметы и детали рельефа,
когорые по своим размерам могут быть
выражены в масштабе карты (озера, леса,
кварталы населенных пунктов, крупные
реки, овраги и т. п.).

Контуры (внешние
границы) таких предметов (объектов)
показываются на карте сплошными линиями
или пунктиром в точном соответствии с
их действительными очертаниями. Сплошными
линиями показываются контуры озер,
широких рек, оврагов, кварталов населенных
пунктов; пунктиром—контуры леса, луга,
болота.

Площадь внутри контура таких
условных знаков на карте обычно
покрывается краской соответствующего
цвета или заполняется дополнительными
знаками (табл. 1, 4 и 5 приложения 3).

Масштабные условные знаки позволяют
определять по карте действительные
длину, ширину и площадь изображенных
ими объектов. Например, если ширина реки
на карте масштаба 1:50 000 составляет 2 мм,
то действительная ее ширина на местности
равна 100 м.

Внемасштабные условные знаки (табл. 2
приложения 3) применяются для изображения
таких местных

предметов и деталей рельефа, которые
из-за малых размеров занимаемой ими
площади не могут быть выражены в масштабе
карты. Такими местными предметами
являются шахты, радиомачты, колодцы,
сооружения башенного типа, курганы и
т. п.

Точное положение на карте предмета,
изображенного внемасштабным условным
знаком, определяется геометрическим
центром фигуры, серединой основания
знака, вершиной'прямого угла у основания
знака, геометрическим центром нижней
фигуры (рис. 31).

Промежуточное положение между масштабными
и вне-масштабными условными знаками
занимают условные знаки дорог, ручьев,
промоин, водопроводов, электролиний и
других линейных местных предметов, у
которых в масштабе выражается только
длина.

Такие условные знаки обычно
называют линейными. Их точное положение
по карте определяется продольной осью
объекта. Пояснительные условные знаки
(рис.

32) применяются в сочетании с
масштабными и внемасштаб-ными; они
служат для дополнительной характеристики
местных предметов и их разновидностей.

Например, изображение хвойного или
лиственного дерева в сочетании с условным
знаком леса показывает преобладающую
внем породу деревьев, стрелка на реке
указывает направление ее течения,
поперечные штрихи на условном знаке
железной дороги показывают количество
путей.

На картах помещаются подписи собственных
названий населенных пунктов, рек, озер,
гор, лесов и других объектов, а также
пояснительные подписи в виде буквенных
и цифровых обозначений.

Они позволяют
получить дополнительные сведения о
количественной и качественной
характеристике местных предметов и
рельефа.

Буквенные пояснительные подписи
чаще всего даются в сокращенном виде
согласно установленному перечню условных
сокращений (приложение 5).

Для более наглядного изображения
местности на картах каждая группа
условных знаков, относящаяся к однотипным
элементам местности (растительный
покров, гидрография, рельеф и т. п.),
печатается краской определенного цвета.

Условные знаки местных предметов.Населенные пункты на топографических
картах масштабов 1:25000—1:100000 показывают
все ч подразделяют на города, поселки
городского и сельского типа (табл. 1
приложения 3).

Рядом с изображением
населенного пункта подписывается его
название: города—прописными буквами
прямого шрифта, а населенного пункта
сельского типа—строчными буквами более
мелкого шрифта.

Под названием населенного
пункта сельского типа указывается число
домов (если известно), а при наличии в
них районного и сельского Советов—их
сокращенная подпись (PC, CC). Названия
городских и дачных поселков печатают
на картах прописными буквами наклонного
шрифта.

При изображении населенных пунктов на
картах сохраняют их внешние очертания
и характер планировки, выделяют главные
и сквозные проезды, промышленные
предприятия, выдающиеся здания и другие
постройки, имеющие значение ориентиров.

Широкие улицы и площади, изображающиеся
в масштабе карты, показывают масштабными
условными знаками в соответствии с их
действительными размерами и конфигурацией,
другие улицы—условными внемасштабными
знаками, главные (магистральные) улицы
выделяются на карте более широким
просветом.

Наиболее подробно населенные пункгы
изображаются на картах масштабов 1:25
000 и 1: 50 000. Кварталы с преобладающими
огнестойкими и неогнестойкими строениями
закрашиваются соответствующим цветом
(табл. 1 приложения 3). Строения, расположенные
на окраинах населенных пунктов,
показываются, как правило, все.

На карте масштаба 1: 100000 в основном
сохраняется изображение всех магистральных
улиц, промышленных объектов и наиболее
важных предметов, имеющих значение
ориентиров.

Отдельные постройки внутри
кварталов показываются только в
населенных пунктах с весьма разреженной
застройкой, например в поселках дачного
типа.

При изображении всех других
населенных пунктов постройки объединяются
в кварталы и заливаются черной краской,
огнестойкость построек на карте 1: 100000
не выделяется.

Отдельные местные предметы, имеющие
значение ориентиров, наносятся на карту
наиболее точно.

К числу таких местных
предметов относятся различные вышки и
башни, шахты и штольни, ветряные двигатели,
церкви и отдельно расположенные
постройки, радиомачты, памятники,
отдельные деревья, курганы, скалы-останцы
и т. п.

Все они, как правило, изображаются
на картах условными внемасштабными
знаками, а некоторые сопровождаются
сокращенными пояснительными подписями.
Например, подпись шах. уг. при знаке
шахты означает, что шахта каменноугольная.

Дорожная сеть на топографических картах
изображается полно и подробно (табл. 3
приложения 3).

Железные дороги показывают на картах
все и подразделяют по количеству путей
(одно-, двух- и трехпутные), по ширине
колеи (нормальные и узкоколейные) и
состоянию (действующие, строящиеся и
разобранные).

Особыми условными знаками
выделяются электрифицированные железные
дороги.

Читайте также:  Узел для удочки. 23 самых крепких рыболовных узлов

Количество путей обозначается
перпендикулярными к оси условного знака
дороги черточками: три черточки—трехпутная,
две—двухпутная, одна — однопутная.

На железных дорогах показываются
станции, разъезды, платформы, депо,
путевые посты и будки, насыпи, выемки,
мосты, туннели, семафоры и другие
сооружения.

Собственные названия станции
(разъездов, платформ) подписываются
рядом с их условными знаками.

Если
станция расположена в населенном пункте
или поблизости от него и имеет одинаковое
с ним название, то подпись ее не дается,
а подчеркивается название этого
населенного пункта.

Черный прямоугольник внутри условного
знака станции указывает расположение
вокзала относительно путей; если
прямоугольник расположен посередине,
значит, пути проходят по обеим сторонам
вокзала.

Условные знаки платформ, блок-постов,
будок и туннелей сопровождаются
соответствующими сокращенными подписями
(пл., бл. п., Б, тун.). Рядом с условным
знаком туннеля, кроме того, помещается
его численная характеристика в виде
дроби, в числителе которой указываются
высота и ширина, а в знаменателе—длина
туннеля в метрах.

Шоссейные и грунтовые дороги при
изображении на картах подразделяют на
дороги с покрытием и без покрытия. К
дорогам с покрытием относятся автострады,
усовершенствованные шоссе, шоссе и
улучшенные грунтовые дороги.

На топографических картах показывают
все имеющиеся на местности дороги с
покрытием. Ширину и материал покрытия
автострад и шоссейных дорог подписывают
непосредственно на их условных знаках.

Например, на шоссе подпись 8(12)А означает:
8—ширина покрытой (одетой) части дороги
в метрах; 12—ширина дороги от канавы до
канавы; А—материал покрытия (асфальт).
На улучшенных грунтовых дорогах, как
правило, дается только подпись ширины
дороги от канавы до канавы.

Автострады,
усовершенствованные шоссе и шоссе
выделяются на картах оранжевым цветом,
улучшенные грунтовые дороги—желтым
или оранжевым цветом.

На топографических картах показывают
не имеющие покрытия грунтовые
(проселочные), полевые и лесные дороги,
караванные пути, тропы и зимние дороги.
При наличии густой сети дорог более
высокого класса некоторые второстепенные
дороги (полевые, лесные, грунтовые) на
картах масштабов 1:200000, 1:100000, а иногда и
1: 50 000 могут быть не показаны.

Участки грунтовых дорог, проходящие
через заболоченные места, выстланные
по деревянным лежням связками хвороста
(фашинами) и засыпанные затем слоем
земли или песка, называются фашинными
участками дорог.

Если на таких участках
дорог вместо фашин сделан настил из
бревен (жердей) или просто насыпь из
земли (камней), то их называют соответственно
гатями и греблями.

Фашинные участки
дорог, гати и гребли на картах обозначают
черточками, перпендикулярными к условному
знаку дороги.

На шоссейных и грунтовых дорогах
показывают мосты, трубы, насыпи, выемки,
посадки деревьев, километровые столбы
и перевалы (в горных районах).

Мосты изображают на картах различными
по начертанию условными знаками в
зависимости от материала (металлические,
железобетонные, каменные и деревянные)
; при этом выделяются двухъярусные, а
также подъемные и разводные мосты.
Особым условным знаком выделяются мосты
на плавучих опорах.

Рядом с условными знаками мостов, имеющих
длину 3 м и более и расположенных на
дорогах (кроме автострад и усовершенствованных
шоссе), подписывается их численная
характеристика в виде дроби, в числителе
которой указываются длина и ширина
моста в метрах, а в знаменателе—грузоподъемность
в тоннах, Перед дробью указываются
материал, из которого построен мост, а
также высота моста над уровнем воды в
метрах (на судоходных реках). Например,
подпись рядом с условным знаком моста
означает, что мост каменный, его высота
над уровнем воды 7 м, длина 270 м, ширина
проезжей части 8 м, грузоподъемность 50
т. При обозначениях мостов на автострадах
и усовершенствованных шоссе даются
только их длина и ширина. Характеристика
мостов длиной менее 3 м не дается.

Гидрография (водные объекты).На
топографических картах показывают
прибрежную часть морей, озера, реки,
каналы (канавы), ручьи, колодцы, источники,
пруды и другие водоемы. Рядом с ними
подписывают их названия. Условные знаки
гидрографии показаны в табл. 4 приложения
3. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее
изображаются водные объекты.

Озера, пруды и другие водоемы показывают
на картах, если их площадь составляет
1 мм2и более в масштабе карты.
Водоемы меньших размеров показывают
лишь в засушливых и пустынных районах,
а также в тех случаях, когда они имеют
значение надежных ориентиров.

Реки, ручьи, каналы и магистральные
канавы на топографических картах
показывают все. При этом установлено,
что на картах масштабов 1: 25 000 и 1: 50 000
реки шириной до 5 м, а на картах масштаба
1:100000—до 10 м обозначают одной линией,
более широкие реки—двумя линиями.
Каналы и канавы шириной 3 м и более
изображают двумя линиями, шириной менее
3 м—одной.

Ширину и глубину рек (каналов) в метрах
подписывают в виде дроби: в числителе—ширина,
в знаменателе—глубина и характер грунта
дна. Такие подписи помещаются в нескольких
местах на протяжении реки (канала).

Скорость течения рек (м/с), изображаемых
двумя линиями, указывают в середине
стрелки, показывающей направление
течения. На реках и озерах подписывают
также высоту уровня воды в межень по
отношению к уровню моря (отметки урезов
воды).

На реках и каналах показывают плотины,
шлюзы, паромы (перевозы), броды и дают
соответствующие им характеристики
(табл. 4 приложения 3).

Колодцы обозначают кружками синего
цвета, рядом с которыми помещается буква
К или подпись арт. к. (артезианский
колодец).

Наземные водопроводы показывают
сплошными линиями синего цвета с точками
(через 8 мм), а подземные — прерывистыми
линиями.

Чтобы легче отыскать и выбрать по карте
источники водоснабжения в степных и
пустынных районах, главные колодцы
выделяют более крупным условным знаком.
Кроме того, при наличии данных слева от
условного знака колодца дается
пояснительная подпись отметки уровня
земли, справа—глубины колодца в метрах
и скорости наполнения в литрах за час.

Почвенно-растительныи покровизображается на картах обычно масштабными
условными знаками. К ним относятся
условные знаки лесов, кустарников,
садов, парков, лугов, болот и солончаков,
а также условные знаки, изображающие
характер почвенного покрова: пески,
каменистая поверхность, галечники и т.
п. (табл. 5 приложения 3).

При обозначении почвенно-растительного
покрова часто применяют сочетание
условных знаков. Например, для того
чтобы показать заболоченный луг с
кустами, контуром обозначают участок,
занимаемый лугом, внутри которого
помещают условные знаки болота, луга и
кустов.

Контуры участков местности, покрытых
лесом, кустарником, а также контуры
болот, лугов обозначают на картах
точечным пунктиром. Если границей леса,
сада или другого угодья служит линейный
местный предмет (канава, забор, дорога),
то в этом случае условный знак линейного
местного предмета заменяет собой
пунктир.

Лес, кустарники. Площадь леса внутри
контура закрашивают зеленой краской.
Породу дерева показывают значком
лиственного, хвойного дерева или их
сочетанием, когда лес смешанный.

При
наличии данных о высоте, толщине деревьев
и густоте леса указывается его
характеристика пояснительными подписями
и цифрами.

Например, подпись обозначает,
что в данном лесу преобладает хвойная
порода деревьев (сосна), их средняя
высота 25 м, средняя толщина 30 см, среднее
расстояние между стволами деревьев 4
м. При изображении на карте просек
указывают их ширину в метрах.

Площади, покрытые порослью леса (высота
до 4 м), сплошным кустарником, лесные
питомники внутри контура на карте
заполняются соответствующими условными
знаками и закрашиваются бледно-зеленой
краской. На участках сплошных кустарников
при наличии данных специальными значками
показывается порода кустарника и
подписывается его средняя высота в
метрах.

Болота изображают на картах горизонтальной
штриховкой синего цвета с разделением
их по степени проходимости в пешем
порядке на проходимые (прерывистая
штриховка), труднопроходимые и непроходимые
(сплошная штриховка).

Проходимыми принято
считать болота глубиной не более 0,6 м;
глубину их на картах обычно не подписывают.
Глубина труднопроходимых и непроходимых
болот подписывается рядом с вертикальной
стрелкой, указывающей место промера.

Труднопроходимые и непроходимые болота
показываются на картах одинаковым
условным знаком.

Солончаки на картах показывают вер
гикальной штриховкой синего цвета с
разделением их на проходимые (прерывистая
штриховка) и непроходимые (сплошная
штриховка).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector