Долгое время в байкерской среде прочно был укоренен миф о том, что контрруление – это что-то высокотехнологичное, сложный навык, которому нужно специально учиться, и который используется только в определенных ситуациях. На самом же деле, контрруление – это обычное руление мотоциклом. Без него вы просто не сможете повернуть байк.
Суть работы контрруления
Этот прием можно испробовать на любых скоростях, даже на тесной площадке паркуя мотоцикл. Все дело в том, что байк, движущийся по прямой, достаточно стабилен. Его сложно вывести из равновесия – а ведь именно это необходимо сделать, чтобы он повернул.
Отбросьте мысли о том, что управляете мотоциклом наклоном корпуса – не раз проводились эксперименты с полностью заклиненным в центральном положении рулем. Пилот может хоть как угодно свешиваться с байка – без поворота руля он наклоняется – но продолжает ехать прямо.
Итак, чтобы вывести мотоцикл из равновесия, необходимо применить этот загадочный прием – контрруление. На долю секунды мотоциклист поворачивает руль, допустим, вправо.
Мотоцикл сразу же теряет равновесие, и начинает заваливаться влево. Далее он самостабилизируется (когда пилот перестает воздействовать на руль), и снова выравнивается – но уже на новой траектории. Поворот – получился.
Это и было то самое мифическое контрруление.
Почему это происходит?
Большинство мотоциклистов, которые краем уха слышали о контррулении, начинают рассказывать о гироскопическом эффекте и стремлении колеса выровняться в вертикальной плоскости. Якобы это и объясняет возможность контррулить. На самом деле, все намного проще: дело заключается в рулевой геометрии:
- Ось поворота переднего колеса расположена спереди от точки контакта с асфальтом;
- Это уже не эффект гироскопа – но эффект флюгера;
- Поэтому конттруление работает на всех скоростях и на любых двухколесных средствах, от самокатов и велосипедов – до больших туристических мотоциклов.
Гироскопический эффект в управлении мотоциклом, конечно, тоже играет роль. Но вот он-то как раз и работает на высоких скоростях. Обращали внимание? На небольшой скорости повернуть на мотоцикле очень легко.
Он словно сам заваливается в поворот. А на высокой это сделать уже сложнее. Гироскоп, создаваемый вращением колеса, вызывает стремление мотоцикла ехать прямо и только прямо.
И лишь с помощью контрруления можно нарушить эту стабильность.
Нужно ли дополнительно тренировать контрруление?
Миф об особенности и уникальности контрруления породил миф о том, что при обычной езде используется «обычное» руление.
На самом же деле для любого поворота необходимо сначала вывести байк из равновесия, и делается это именно с помощью контрруления. Это – единственный возможный способ повернуть на любом двухколесном транспорте.
Каждый пилот использует его во время езды бессознательно и всегда – иначе он бы не смог маневрировать.
Но вся проблема заключается именно в бессознательности. Выделение контр- и «обычного» руления вызвано полным непониманием физики управления мотоциклом.
И это уже – серьезная причина многих ДТП, которых можно было бы избежать.
Одно дело – бессознательно слегка уводить руль, чтобы просто повернуть – и другое дело – сознательно выкрутить руль в сторону, противоположную повороту, чтобы уйти в резкий маневр.
Когда впереди неожиданно возникает препятствие, начинают работать рефлексы и инстинкты.
Организм человека делает все, чтобы уйти от столкновения, и внедренные в подкорку установки о том, что «повернул руль вправо – поехал вправо» играют в этом случае злую шутку.
Пилот всеми силами пытается рулить «от угрозы», и этим направляет свой байк прямо в преграду. А если бы он отбросил в сторону инстинкты и применил контрруление сознательно – у него был бы шанс уклониться.
Именно поэтому контрруление необходимо отрабатывать на площадке. Для этого не обязательно записываться в мотошколу (хотя это, конечно, идеальный вариант), достаточно найти место с хорошим асфальтом, друга с конусами и флажками, и посмотреть несколько обучающих видео.
Сама же суть тренировки заключается в следующем:
- Едьте прямо со стабильной скоростью;
- Положите руку на руль с противоположной от поворота стороны;
- Не тормозите, но и не разгоняйтесь;
- Плавно отталкиваете от себя рукоятку руля, противоположную от поворота;
- Мотоцикл быстро накренится в сторону поворота;
- Прекратите воздействовать на рукоятку;
- Выпрямите мотоцикл;
- Готово! Вы сделали поворот, сознательно применив контрруление;
- Усложняйте задачу, чтобы друг играл роль препятствия, выбрасывая перед вами, например, руку или флаг.
Отлично помогает разобраться в управлении байком руление одной рукой. Когда пилот держится за руль двумя руками, они словно вступают между собой в борьбу. Если же при каждом повороте браться лишь за внутреннюю рукоять, которую нужно будет «толкать» — любые змейки и прочие элементы проходятся гораздо чище (конечно, здесь еще будет играть «серая зона сцепления», но об этом в другой раз).
Контрруление – ключевой элемент езды на мотоцикле. Нажмите «сюда», чтобы повернуть
«Контрруление» — это технический термин, принятый для описания того, каким образом одноколейные транспортные средства, к которым относится и мотоцикл, меняют направление своего движения при прохождении поворотов и при объезде препятствий.
Проще говоря, принцип руления у мотоцикла совершенно противоположен (приставка «контр» и означает «противоположный») принципу руления у двухколейного транспортного средства (автомобиля, например). Когда вы поворачиваете руль автомобиля вправо (по часовой стрелке), автомобиль поворачивает направо. Если вы повернете руль мотоцикла вправо, мотоцикл на самом
силы и с тем, как одноколейное транспортное средство (в отличие от двухколейного) реагирует на изменения в действии этой силы на входе в поворот.
Управлять мотоциклом — это не то же самое, что управлять велосипедом. Но стоит овладеть базовыми навыками, как этот процесс становится совершенно естественным. В этой главе мы расскажем о том, как научиться управлять мотоциклом максимально правильно и уверенно.
Если вам когда-нибудь приходилось разгонять велосипед до скорости хотя бы 15 км/ч (начиная с которой движущая сила становится значимым для рулевого управления фактором), а потом поворачивать его, то вы примерно можете себе представить, что такое контрруление.
Все мы в юном возрасте применяли этот прием, совершенно не подозревая о том, как на самом деле «рулится» велосипед. Также и мотоциклисты, которые учатся водить самостоятельно, долгое время ездят без малейшего представления о том, что такое контрруление.
Разумеется, сама концепция того, что, для того чтобы повернуть направо, нужно сначала повернуть налево, несколько сбивает с толку. Поэтому и новичкам, и опытным пилотам бывает непросто понять принцип контрруления.
Чтобы постигнуть этот феномен, нужно сначала разобраться, как, в принципе, работает руль транспортного средства (как одноколейного, так и двухколейного) и какие физические силы при этом действуют.
Проще говоря, транспортное средство меняет направление благодаря центробежной силе, которая действует на его центр тяжести. Автомобиль противодействует этой силе, перенося часть веса на внешний ряд колес, так что машина поворачивает именно в том направлении, в котором поворачивают руль.
Мотоциклу же, чтобы сделать поворот, нужно наклониться, а наклон — это дополнительная динамика.
Автомобиль противодействует центробежной силе тем, что переносит вес на внешний ряд колес, а мотоцикл — тем, что наклоняется и тем самым перемещает свой центр тяжести ближе к внутреннему радиусу поворота.
Когда мотоцикл наклоняется в поворот, он балансирует между действиями силы тяжести, которая тянет его к земле, и центробежной силы, которая тянет его к внешнему радиусу поворота.
Мотоцикл поворачивает, когда вы инициируете наклон и контролируете его угол. Ускорение и торможение не заставляют мотоцикл поворачивать, когда он едет по прямой и находится в вертикальном положении.
Перемещение центра тяжести также не заставит его поворачивать (хотя, перемещаясь на мотоцикле, вы можете корректировать угол наклона уже в повороте). Заставить мотоцикл быстро и точно повернуть, не применяя контрруления, невозможно. Движущийся мотоцикл должен наклониться в повороте, даже на небольшой скорости.
Поворот — это результат наклона, и контрруление — это самый действенный способ наклонить мотоцикл для инициации этого поворота.
заставляющие мотоцикл поворачивать, вызываются наклоном мотоцикла и особых действий от пилота не требуют. Стоит только наклонить мотоцикл в сторону поворота, как он пройдет его совершенно непринужденно.
Когда вы научитесь применять прием контрруления, вы увидите, как легко наклонить мотоцикл в поворот, просто надавив на соответствующую ручку руля.
Схема 13-1 поможет вам разобраться в этих, казалось бы, противоречащих друг другу понятиях. Представьте себе, что вы едете на мотоцикле со скоростью 60 км/ч по прямой и в какой-то момент нажимаете на правую ручку, чтобы повернуть руль в левую сторону. Нажатие на правую ручку — это «Действие» на первом рисунке.
Здесь вы видите, что пятно контакта переднего колеса тут же перемещается влево. Движущая сила заставляет мотоцикл и дальше ехать по прямой.
Но направление переднего колеса влево заставляет массу мотоцикла и пилота повернуть вокруг центра тяжести, в результате чего мотоцикл наклоняется вправо — это «Реакция», представленная на втором рисунке.
Схема 13-1: ДЕЙСТВИЕ — рулевое усилие при контррулении. РЕАКЦИЯ — боковая сила на шине продолжает составлять мотоцикл двигаться. БАЛАНС — наклон, который уравновешивает мотоцикл в повороте.
Образующийся в результате наклон и эффект гироскопической прецессии (см. далее) тут же разворачивают переднее колесо вправо — и вы поворачиваете направо.
По сути, контрруление слегка «сбивает с толку» мотоцикл: когда вы толкаете правую ручку, нижняя часть мотоцикла в какой-то момент поворачивает влево, но это тут же вызывает правый наклон, что в итоге и заставляет его повернуть направо.
Весь процесс происходит так быстро, что первоначального поворота налево вы и не замечаете.
Инициировав поворот пилот применяет контрруление и дальше, контролируя им угол наклона и сохраняя равновесие.
Когда давление на руль ослабевает, угол наклона стабилизируется на уровне, когда центробежная сила, толкающая мотоцикл к внешнему радиусу поворота, и вес, тянущий мотоцикл вниз, к земле, становятся равными друг другу. Это и есть «Баланс» на схеме 13-1.
Если пилот и дальше будет давить на правую ручку, мотоцикл будет наклоняться вправо еще сильнее, пока его ходовая часть не начнет касаться земли или пока у него не кончится сцепление, что приведет к соскальзыванию переднего колеса с полотна.
Назад в раздел
Секреты контрруления
Каждый использует это явление, даже если не знает о его названии. Но вот как только речь доходит до объяснения, внезапно становится сложно подобрать необходимые слова. Давайте поломаем мозг вместе, заодно поймем, почему же такой казалось бы элементарный эффект вызывает столько внимания.
Если кому-то лень вникать в смысл и теории, то вам достаточно выехать на ровную площадку и на пониженной передаче просто последить за поведением переднего колеса в момент руления, когда вы толкаете от себя то левую, то правую ручку.
А еще лучше, если вы будете ловить баланс на максимально низких скоростях. Мотоцикл, будучи конструкцией завязанной на балансе, уходит в повороты и любое изменение положения на дороге за счет наклона от вертикальной оси.
Наклон мотоцикла прямо пропорционален силе и продолжительности воздействия на рукоятку, к вопросу о положении рук, моторике и тонусе кистей. Резкий толчок рукояти равен резкому повороту, а слишком резкий на коротком мотоцикле иногда вовсе приводит к падению.
Чем дольше мы нажимаем на рукоять, тем больше мы делаем угол наклона. Пока все легко.
— Почему контрруление так сложно к восприятию, если оно так легко используется нами инстинктивно в движении? — спросите вы.
Вопрос любопытный. И хитрость даже не в том, что с толку сбивает явное противоречие, которое никак не хочет укладываться в голове, мол, повернуть влево, толкай правую ручку — зачем толкать правую, если поворачиваю в левую…
Собака зарыта в другом, мы мысленно представляем, что для поворота нужно тянуть на себя ту сторону руля, в которую хотим сделать наклон для поворота, но дело в том, что тянуть-то ничего не нужно! Кстати, из-за этого представления в экстренной ситуации контрруление играет против пилота, потому что водители слишком часто выворачивают руль в сторону от опасности, но получают эффект контрруления и врезаются в то, чего хотели избежать.
В основе контруруления лежат центробежная сила, гироскопический эффект и о черт, опять это пятно контакта! Чтобы сохранять вертикальное положение нам нужно действовать в пику силам гравитации, так как когда мотоцикл начинает падать (попробуйте на совсем низких скоростях ловить баланс по прямой, рулем будете юзать без конца, лишь бы не упасть!), нам приходится выворачивать руль в противоположную сторону, чтобы центробежная сила, имея пятно контакта на противоположной стороне покрышки вернуло нам стабильное положение.
Теперь понимаете? Не так и сложно, как оказалось. Сложности возникают с повышением скорости — чем больше скорость, тем больше влияние центробежных сил и гироскопического эффекта. Для поворота приходится прикладывать усилия как для вхождения в поворот, так и для возвращения в вертикальное положение.
Работу с контррулением нужно тренировать не менее усердно, чем торможение.
Если вы до сих пор не понимаете, как это работает, одолжите у соседского ребенка старенький велосипед «Аист» (утрирую), и попробуйте поездить на нем с предельно низкой скоростью, чтобы не мучить двигатель мотоцикла и не уронить его чисто случайно.
Пока вы будете ловить баланс, стараясь не упасть, вы неизбежно начнете использовать контрруление и о чудо, ручку руля будете толкать, от себя, а не тянуть со всей силы, начнете замечать поведение колеса. На мотоцикле все тоже самое, только с другими скоростями и габаритами.
Что такое контрруление? Практические занятия и тренировки
Техника выполнения контрруления
Вот такой вопрос получила наша мотошкола в прошлом году от одного из учеников. “Я никогда не понимал что такое контрруление. Я уже давно катаюсь на мото, так может я уже это делал без понимания что я делал … Это возможно?”
Не зависимо от того, понимает это райдер или нет, каждый мотоциклист используют контрруление во время езды на мотоцикле. Проще говоря, контрруление оказывает давление на внутреннюю рукоятку руля в направлении предполагаемого поворота, толкая рукоятку вперед (от себя).
-
Контрруление включается на скорости свыше 20-25 км/ч. И работает оно так, давим левую рукоятку от себя, мотоцикл поворачивает налево, давим правую рукоятку руля от себя, мотоцикл поворачивает направо. Все просто. Чем сильнее давим, тем быстрее поворачивает мотоцикл.
-
Это может показаться нелогичным, так как мы потенциально поворачиваем переднее колеса мотоцикла в противоположное нашему желаемому повороту направление. Поворачивая колесо в противоположное направление, мотоцикл стремится наклониться внутрь.
Это результат центробежной силы, создаваемой поворотом. Интересно, толчок руля вниз не оказывает практически никакого эффекта. Если давим на руль от себя то мы получим поворот быстрее и с меньшими усилиями, нежели если мы будем пытаться тянуть рукоятку руля на себя.
(не путайте, мы говорим о скорости 25 км/ч и выше)
-
Управление мотоциклом не требует физической силы (я имею в виду штатную эксплуатацию мото). Поэтому руки стараемся держать расслабленными. Не надо со всей дури давить на руль, для сравнения, мотоциклом в процессе контрруления можно управлять всего лишь двумя пальцами
-
Вот хороший пример. Слезаем с байка и перенесемся в огород. Вспоминаем, как нас бабуля нагрузила работой, мы хватаем тачку и… отрабатываем контрруление. Да, тачка управляется по такому же принципу! Конечно, у байка процесс посложнее, но суть та же
-
Есть еще одна разновидность руления, с которой большая часть мотоциклистов хорошо знакома – прямое руление (рулевое управление или обычное руление). Здесь мы наблюдаем руление уже на маленькой скорости ДО 20-25 км в час.
Процесс происходит по принципу велосипеда, при таких низких скоростях мотоцикл едет как велосипед, и вы просто задаете переднему колесу направление, куда вы хотите двигаться (потянули левую рукоятку на себя, мотоцикл повернул налево).
Применяем прямое руление в пробках, на парковках и на затяжных поворотиках в городе, где мы плавненько движемся на маленькой скорости
-
Хотя прямое руление проще всего обнаружить на медленных скоростях, оно также может произойти и при более высоких скоростях движения. Разница заключается в том, как быстро вы работаете рулем.
Относительно быстрая работа рулевым управлением вызывает эффект контрруления и регулирует угол наклона мотоцикла и, следовательно, регулирует линию.
Тем не менее, если мы делаем очень нежные, медленные входы в поворот, то мы получим прямой результат рулевого управления.
Такие тренировки мы проводим на площадке с длинной кривой. Здесь можно обнаружить, точные корректировочные линии, которые могут быть сделаны путем прямого рулевого управления. Если в работе у вас задействованы обе руки, то вполне вероятно вы не заметите разницу. И это происходит потому, что многие мотоциклисты используют слишком много сил, чтобы почувствовать эту тонкую технику.
Итог. Скорость вашего захода в поворот определит, будет ли это рулевое управление (медленно) или контрруление (быстро).
До встречи на тренировках на мототреке!
Контрруление практика на треке
Некоторые физические аспекты контрруления
Продал я своего Икса. Грустно расставаться, конечно, но есть и утешение – новый владелец, Александр, вменяемый человек и настоящий мотоэнтузиаст. Надеюсь, у них с байком завяжется крепкая мужская дружба.
В процессе переоформления в ГАИ, мы с Сашей, конечно же, говорили главным образом о мотоциклах. Выяснилось, что он не владеет приемом контрруления. Тут я, потакая своей гордыне, надел на себя маску прожженного мотогуру и начал вещать. Вещание, в двух словах, сводилось к следующему: контрруление – это такой прием, который проще освоить, чем объяснить.
– Саш, просто садись на мотоцикл, поезжай прямо по спокойной дорожке и попробуй толкнуть от себя левую ручку. Байк вильнет влево.
– Слушай, но это как-то странно. С чего бы ему влево поворачивать, если руль повернется вправо?
– Там сложная физика, на пальцах не объяснишь, просто попробуй и сам все увидишь.
Вечером Александр позвонил и сказал, что прокатился вокруг гаража и опробовал прием.
– Работает! – радостно кричал он в трубку. – Как же я раньше без этого ездил?
И я его прекрасно понимаю. Прием простой в освоении и закреплении и при этом очень полезный. С ним руление становится осмысленным, точным и быстрым. Перекладывание байка с боку на бок – в эсках или при проезде кругового движения – занимает меньше времени, что повышает безопасность.
Единственная проблема – противоречие тому интуитивному пониманию физики, которое за большим бугром называется folk или naive physics.
Задайте кому-нибудь вопрос, где упадет мячик, выпущенный из руки бегущего человека, или что случится с температурой на кухне, если открыть дверцу холодильника, и вы поймете, что большинство людей понимают физику не так, как их учили в школе.
В этом нет ничего постыдного, в конце концов Аристотелева физика (очень близкая к naive physics) помогала людям 2000 лет, прежде чем ее сменила Ньютоновская. Жаль только, что этот «здравый смысл» делает столь трудным обучение езде на одноколейных транспортных средствах и мешает применять контрруление.
Правда и то, что Аристотель ничего не знал о гироскопах, а именно они тут и работают. Я о них тоже почти ничего не знаю, знаю только, что парни с прикладмеха два семестра чуть не вешались на спецкурсе.
В общем, пришлось порыться в разных источниках. Оказалось, что глубины теории, все эти прецессии и кориолисы нам не нужны. Нужная нам физика оказалась гораздо проще. Попробую объяснить, что сам понял.
Итак, слово придумал Фуко, который использовал этот прибор для доказательства вращения земли («гиро-» – вращение, «скоп» – наблюдаю). Главное условие появления гироскопического эффекта – ротор должен вращаться гораздо быстрее, чем его ось. Гироскопических эффектов на самом деле два.
Прежде всего, это сохрание направления оси вращения тела при отсутствии внешних моментов. Если же внешний момент появляется, то гироскоп сам создает момент, но! – в перпендикулярной плоскости.
Применяются гироскопы много где: бумеранг, волчок, йо-йо, автопилот, системы наведения ракет – все это гироскопы.
Контрруление и вообще удержание байка в положении равновесия тоже работает благодаря гироскопическому эффекту. Он – одна из трех составляющих баланса, две другие – инерция и геометрия шасси.
Гироскопический эффект прекрасно показывает классический опыт с велосипедным колесом. Снимите с велосипеда колесо, возьмите его за ось и попросите кого-нибудь сильно его раскрутить.
Если вы попробуете поднимать и опускать колесо, оно будет вести себя так же, как и нераскрученное. Если же вы попробуете поворачивать колесо, как вы это делаете в процессе руления, то оно начнет наклоняться.
При повороте вправо оно наклонится влево, и наоборот.
Я попытался изобразить это явление на рисунке с реальным мотоциклом, чтобы было понятнее. Поворачивая (синяя стрелка) раскрученное колесо (зеленая стрелка), вы получаете момент, наклоняющий мотоцикл (красная стрелка). Собственно и все.
Где же проявляется этот эффект? Во-первых, он помогает удерживать равновесие. Все знают, что чем выше скорость, тем байк устойчивее. А все потому, с ростом скорости вращения колеса эффект усиливается.
Если колесо вильнет на неровности при проезде пробки со скоростью пешехода, вам придется отработать это движение руками или корпусом.
Если же оно вильнет на нормальной скорости, вы даже этого не заметите, потому что гироскопический эффект немедленно отклонит байк обратно и восстановит его вертикальное положение.
Второе проявление как раз и называется контррулением. То есть если вы повернете руль влево, гироскопический эффект завалит мотоцикл вправо.
Выполняя этот прием осознанно, принимая в расчет скорость мотоцикла, радиус поворота и состояние покрытия, вы с легкостью уложите байк в затяжной ходовой вираж или ловко вильнете при объезде препятствия.
Попробуйте, для начала, просто медленно повернуть руль в другую сторону при езде по прямой – и пустой! – дороге, просто чтобы понять, что это работает. А потом тренируйте прием в каждой поездке. Увидите, насколько проще вам станет управлять мотоциклом, а чем лучше вы управляете – тем выше ваша активная безопасность.
Существуют стандартные возражения, выдвигаемые записными спорщиками-теоретиками. Первое из них – можно наклонить байк и без руля. Кейт Код, устав объяснять людям очевидное, завел в своей калифорнийской школе «No BS bike», где BS значит bullshit.
Это обычный мотоцикл с дополнительный «рулем», который не связан с колесами, но имеет все органы управления. Сначала курсанту предлагается прокатиться, держась за дополнительный руль, потом за обычный.
Результат можете увидеть сами, по-моему вполне убедительно.
Второе возражение – поворот без рук.
Все мы делали это в детстве на велосипеде, а кто нет – может посмотреть, как победитель очередного MotoGP катит вдоль трассы, победно вскинув руки и при этом довольно аккуратно прописывая виражи. Что ж, все правда.
Но правда и то, что для поворота без рук вы тоже используете контрруление. Понаблюдайте за собой – перед поворотом направо вы корпусом или коленом отклоняете байк или велосипед влево. Вот и вся разгадка.
Ну или просто посмотрите внимательно на фотографии с мотогонок. Одну из них я вынес в начало статьи. Те из них, которые сняты в начале руления со всей очевидностью показывают, что гонщики отклоняют руль в другую сторону.
В заключение хотелось бы снова вернуться к гироскопическому эффекту. Дело в том, что он проявляется не только из-за вращающихся колес, но и благодаря коленвалу и маховику. Их масса вполне сопоставима с массой колеса.
Размер конечно меньше, но скорость вращения существенно выше, так что создаваемый ими гироскопический эффект вполне сопоставим с «колесным». Поскольку у большинства байков они крутятся в одной плоскостии в одном направлении с колесами, то моменты просто складываются. А самое главное, он зависит не от скорости движения, а от оборотов двигателя.
Попробуйте спуститься с крутого склона на нейтрали с выключенным мотором и с мотором, раскрученным на высоких оборотах, и вы почувствуете разницу.
Вот теперь точно все. Удачного вам (контр)руления.
Контрруление
В этой статье мы рассмотрим то, что уже давно не секрет, но, тем ни менее, вызывает активные дискуссии. Нередко, на форумах, мы видим вопрос — а ты пользуешься контррулением? Ответ на этот вопрос — любое транспортное средство, движущееся свыше 20 км/ч управляется контррулением и чем выше скорость, тем выше роль контрруления. С уверенностью можно сказать — если вы ездите на мотоцикле — вы пользуетесь контррулением. Мы объясним контрруление с практической точки зрения (контрруление для чайников/практиков) без направлений векторов, центробежных сил, центра масс и прочих терминов, мешающих нам понимать и ездить, оставим их теоретикам. На фотографии вы видите слайд (заброс заднего колеса) контролируемый контррулением. Мы выбрали это фотографию потому, что она хорошо демонстрирует инициатора наклона мотоцикла — залом переднего колеса в сторону противоположную повороту — что и есть контрруление. Тем ни менее не нужно считать заброс заднего колеса — контрулением. Контрруление используется нами каждый раз, когда мы выезжаем на мотоцикле.
Что такое контрруление
Мотоцикл это сложный, контр-интуитивно управляющийся объект, имеющий значительную массу, стабилизированную гироскопами, вылетом руля, после разгона — сдвинуть мотоцикл с прямой линии не просто. Но мы не будем останавливаться на конструктивных особенностях мотоцикла — нас интересует контрруление, его принципы мы и объясним, что называется — на пальцах.
Начнем с наклона. В отличии автомобиля — мотоцикл может изменить направление движения только за счет наклона. Всё предельно просто — нет наклона направо — нет поворота направо, нет наклона налево — нет поворота налево.
Поэтому шины мотоцикла, в отличие от автомобильных, и имеют радиальный профиль — для того чтобы мотоцикл мог наклоняться — т.е. изменять направления движения. Таким образом, чтобы инициировать поворот — нужно инициировать изменение угла наклона мотоцикла. Вопрос — как это сделать на прямолинейно движущемся мотоцикле.
Для изменения угла наклона мотоцикла и используется контрруление. Сейчас мы объясним его физику.
Итак, мотоцикл движется прямолинейно, вам надо повернуть направо, для этого вы толкаете руль налево обратите внимание, именно толкаете, а не поворачиваете, но об этом позднее.
Что происходит когда вы толкает руль налево, переднее колесо подламывается под прямо идущий мотоцикл (представьте себе что вы движетесь прямо и вдруг выставили руль до упора налево) — естественно что мотоцикл, движущийся прямо начинает падать в направление обратное залому руля.
Падает он на бок, поэтому угол наклона мотоцикла меняется, а изменение угла наклона инициирует поворот. Мы опустим сложные объяснения почему наклоненный мотоцикл поворачивает.
Возникает вопрос, если колесо заламывает, то что его возвращает обратно? Ответ на этот вопрос — прецессия гироскопа и геометрия вилки (вылет, крепление к раме). Прецессия — это ещё один физический закон, который используется в мотоцикле.
Суть её — если вы возьмете колесо за ось, раскрутите его и затем резко толкнете вправо, то колесо вильнет вправо а затем возвратится обратно но под другим углом наклона. Возвращается колесо за счет прецессии гироскопа и конструкции вилки.
По сути ничего непонятного в конструкции вилки тоже нет, если вы посмотрите внимательно перья вилки имеют наклон вперед если колесо развернуть во время движения вперед — сила трения, прикладываемая к колесу обязана вернуть его обратно.
Тем ни менее, первые, тогда ещё велосипеды, имели перпендикулярное крепление вилки и были неустойчивы. Велосипед, с наклоном вилки (выносом оси) был назван — самостабилизирующимся. С тех пор изменяются только углы и геометрии, но принцип остается неизменным.
Теперь снова вернемся к нашему прямолинейно движущемуся мотоциклу — мы толкаем руль направо, колесо подламывается, мотоцикл меняет угол наклона (наклоняется влево), инициируется поворот, прецессия гироскопа возвращает колесо обратно, а геометрия вилки — стабилизирует его, после чего мотоцикл переходит в стабильное движение по дуге — поворачивает. Это всё что стоит в основе контрруления, теперь вы это знаете!
Управление массой мотоцикла — body steering. Теперь, когда вы ведете дискуссию с человеком, который утверждает, что управляет мотоциклом массой — вы знаете что ему ответить.
Конечно, можно встать на подножки мотоцикла и наклоном массы тела влево, изменить угол наклона мотоцикла влево (очень медленно). Угол наклона — это то, что инициирует поворот — изменился угол — мотоцикл поехал влево.
Это происходит очень медленно, чем выше скорость тем больше времени вам нужно давить на мотоцикл стоя на подножках чтобы он изменил угол наклона (гироскоп).
Итак, конечно мотоцикл может управляться переносом массы, но вы никогда не сможете быстро изменить направление движения, перенеся массу на скорости больше 70 Км/ч. Перенос массы используется как вспомогательный механизм, но это тема для другой статьи.
Часто, самый рьяный приверженец теории body steering не замечает, что перед тем как пересесть вправо, он, при переносе масс, упирается в правый клипон мотоцикла, толкая одновременно руль влево, инициируя контрруление. Ему кажется что перенос массы радикально повлиял на угол наклона мотоцикла, но на самом деле эффект от переноса массы — незначителен.
Почему мы не тянем, а толкаем руль
Толчок руля — правильная техника управления мотоциклом.
Толчок инициирует контрруление, контрруление ведет к изменению угла наклона мотоцикла, чем выше скорость мотоцикла тем сильнее нужно усилие для толчка руля за счет гироскопического эффекта (чем быстрее крутится колесо тем больше усилие должно быть приложено к оси для изменения её положения). После толчка руля мотоцикл изменяет направление, прецессия возвращает колесо на место, геометрия вилки — стабилизирует его.
Разгрузка заднего колеса
В момент, когда мы контррулим — переднее колесо заламывается под мотоцикл — в это время, переднее колесо «тормозит» меняя наклон мотоцикла.
Это легко себе представить — переднее колесо выставлено боком, мотоцикл движется прямо, сила трения непосредственно действует на покрышку колеса, опрокидывая его на бок. В этот момент — залома колеса — вы практически делаете то же самое что давите на передний тормоз, поэтому зад разгружается.
Если вы сильно толкнете руль вы можете почувствовать как мотоцикл подпрыгнет. Понятие этого эффекта лежит в основе закидывания заднего колеса — управляемого дрифта. Но это тема другой статьи.
Если вы тормозите задом в момент руления вы должны понимать что во время резкого смена угла наклона мотоцикла — вы разгружаете зад (т.е. если не ослабите усилие на заднем тормозе — зад может заблокироваться, что не страшно, если вы этого ожидаете).
Нагрузка на переднем колесе
Из вышеописанного следует, что в момент смены угла наклона на переднюю покрышку приходится давление больше чем обычно (как при торможении).
И это действительно так — вспомните песок в котором переднее колесо при толчке влево какое то время скользит боком по песку прежде чем мотоцикл изменит угол наклона.
В момент смены направление — сцепные свойства асфальта особенно важны. Поэтому не рулите передом на масле или антифризе.
- Торможение переднем тормозом во время контрруления
- Вполне допустимо, в гонках используется повсеместно, нужно учитывать что торможение передом ещё больше разгрузит зад и предъявит ещё большие требования к покрытию. Если вы сделаете это в дождь, то вероятность разложить мотоцикл существенно увеличивается (особенно если вы придавили и задний тормоз)
- Руление в повороте
Широко используется, в повороте так же можно толкнуть руль и изменить угол наклона мотоцикла как в большую так и меньшую стороны. Нужно учитывать то что в этот момент заднее колесо — разгружается (если открыться — вы упадете) а так же нагружается перед — если вы очень резко и сильно толкнете руль — вы можете сорвать перед.
Надеемся что наша статья пролила свет на тайну контрруления. Как видите — всё элементарно. Тем ни менее большинство мотоциклистов в городе ездит без всякого осмысления того как мотоцикл управляется.
Поэтому разгрузки колес в экстремальных ситуациях — являются для них сюрпризом, они не понимают почему когда и в какое время нельзя пользоваться задним тормозом, сбрасывать передачи или давить на передний тормоз.
Конечно, если вы умышленно не пытаетесь запустить заднее колесо мотоцикла в дрифт.
Руление и контрруление | Мотошкола.ру
На различных сайтах, в форумах часто поднимается вопрос: что такое контрруление, когда его можно и нужно применять, и как вообще нужно поворачивать на мотоциклах.
Среди полемики по этому вопросу можно услышать диаметрально противоположные мнения, и порой даже фантастические.
Кто-то путает контрруление с гаревым заносом, кто-то считает, что оно нужно только для первоначального наклона мотоцикла, кто-то считает, что оно не нужно вообще.
Давайте попробуем разобраться. Для того, чтобы мотоцикл начал движение по дуге его нужно наклонить. Другими словами, мотоцикл всегда поворачивает и едет в ту сторону, куда наклонен. Наклон мотоцикла и его поворот – два взаимосвязанных процесса. Угол наклона мотоцикла определяет траекторию, по которой он поедет.
Но как наклонить то, на чем ты сидишь? Либо попробовать наклониться вместе, либо, используя мотоцикл как точку опору — отклонить его от себя? Если вы хотите быстро наклонить мотоцикл в одну сторону, имея в качестве точки опоры сам мотоцикл, то вы оттолкнете его от себя в другую. Такой прием хорошо работает на низких скростях а так же на легких мотоциклах.
На высоких скоростях или на более-менее тяжелых мотоциклах это перестает быть эффективным. Можно попробовать наклониться в требуемую сторону вместе с мотоциклом. и мотоцикл начнет наклоняться и поворачивать. Многие мотоциклисты уверены, что наклоняясь вместе с мотоциклом, они наклоняют его корпусом.
Если согнуть руки в локтях и попробовать наклониться то эффект уже не будет таким. Почему? Все дело в инерции.
Допустим, вы прикладываете усилие к рулю и тем самым кратковременно поворачиваете руль мотоцикла налево. При этом точка контакта переднего колеса с дорогой уходит чуть налево, а весь мотоцикл по инерции (или, говоря умными словами, по Первому Закону Ньютона) продолжает двигаться прямо. Возникает вращающий момент, который и наклоняет мотоцикл в нужную нам сторону, то есть направо. Для примера представьте, что двигаясь на автомобиле, вы повернули руль и начали поворот в ту же сторону, но обратите внимание, что весь автомобиль наклонится в другую сторону. В отличие, от автомобиля, любое одноколейное транспортое средство поедет туда, куда оно наклонено.
Смещение точки контакта почти незаметно, поэтому не нужно искать контрруление на фотографиях. Обратите внимание, что поворот колеса кратковременный, а вот усилие на руле может быть разным. По мере наклона мотоцикла, в зависимости от его модели, ускорения или торможения, скорости, загрузки и т.д.
он может либо сопротивляться наклону, либо наоборот стремиться завалиться в сторону наклона. Контрруление в данном случае позволяет водителю удерживать мотоцикл на том углу наклона, который нужен, независимо от того валится он или наоборот сопротивляется.
Допустим, до определенного угла наклона вам приходилось давить на руль в одну сторону, а мотоцикл начал валиться и вам уже приходится применять силу в обратном направлении, чтобы удерживать его от падения.
На высоких скоростях наклону немного способствует гироскопическая прецессия, но сам гироскопический эффект, наоборот заставляет прикладывать бОльшее усилие к рулю. Другими словами, гироскопический эффект вопреки мифам, не наклоняет мотоцикл в требуемую сторону, и даже наоборот — мешает. Кстати, мотоцикл с лыжей вместо переднего колеса очень чутко подчиняется контррулению.
Контрруление работает на любых скоростях движения. Когда вы начинаете движение на мотоцикле или велосипеде, то обратите внимание, каким образом вы удерживаете баланс.
Вы поворачиваете руль в ту сторону, куда валится мотоцикл или велосипед — то есть делаете контрруление! Поскольку эффект контрруления основан на инерции, то оно проявляется сильнее с ростом скорости.
Чем ниже скорость, тем более ощутимое воздействие на наклон мотоцикла оказывает работа корпусом, чем выше скорость, тем сильнее работает контрруление.
Катаясь на велосипеде или на легком мопеде можно почувствовать, что он подчиняется контррулению, но поскольку перемещения тела водителя в сторону в данном случае играют бОльшую роль, то можно на подсознательном уровне привыкнуть к этому и не думать о контррулении вообще.
Когда человек пересаживается на тяжелый мотоцикл, то он может заметить, что тот не так охотно заходит в поворот, куда он своей массой пытается его наклонить. При этом, если сидеть с прямыми руками, то водитель непроизвольно давит на ту рукоятку руля, куда он хочет наклонить мотоцикл попутно применяя контрруление.
Но, как уже говорилось выше, с согнутыми локтями это перестает работать.
И когда такое случается, мотоциклист желая разобраться, в чем дело пытается вычитать в книгах по трековым технологиям, как нужно рулить в повороте и пытается применять на практике нюансы, вроде наступания на подножки, направления взгляда и управления газом и тормозом. Забывая при этом о главном способе управления.
В глубоких наклонах (какие мы на дорогах общего пользования обычно не исполняем), любое усилие, приложенное к рулю может спровоцировать потерю контакта колеса с асфальтом, поэтому в мотогонках, когда мотоцикл наклонен совсем низко и гонщик держится за мотоцикл локтям и коленями не опираясь на руль, траектория корректируется ускорением и торможением. Для езды по городу, достаточно контрруления, да и не повиснуть на руле в глубоком наклоне на классическом мотоцикле достаточно сложно. Если мы ездим по асфальту, не на треке, то основным средством для изменения траектории движения мотоцикла на любых скоростях, является контрруление. Контрруление позволяет корректировать траекторию движения мотоцикла в любой момент прохождения поворота. Изменение траектории движения подразумевает под собой: поворот, корректировку траектории в повороте, быстрое экстренное маневрирование и еще некоторые нюансы, о которых будет рассказано в следующих статьях.
Кстати, эффект контрруления был официально признан лишь в 1974 году на конференции по безопасности мотоцикла в Сан-Франциско. У нас пока нет…
Тут тоже работает контрруление!
Текст и фото: Мотошкола.ру
Контрруление
На самом деле все предельно просто. Контрруление это способ управления мотоциклом. Это способ маневрирования.
Чем быстрее крутится колесо мотоцикла, с увеличением его скорости, тем выше становится его устойчивость. И если на сверхнизкой скорости мотоцикл рулится очень легко, то на высокой — он начинает походить на летящий снаряд, повернуть который достаточно сложно.
Это происходит не только из-за того, что под воздействием силы инерции масса мотоцикла стремится двигаться по заданной движением траектории, но еще и за счет гироскопического эффекта колеса. Чем быстрее оно крутится, тем сложнее отклонить его от заданного курса.
Поэтому маневрирование с помощью переноса веса становится не эффективным.
Для поворота мотоцикла его нужно наклонить, и чем резче должен быть маневр, тем сильнее необходим наклон. Так в чем заключается техника контрруления? Как я уже сказал, все предельно просто. Контрруление заключается во вращении руля в противоположную от поворота сторону. Т.
е если вам нужно совершить правый поворот, необходимо правой рукой надавить на правую рукоятку руля, от себя. Тем самым мы поворачиваем руль фактически влево, но мотоцикл наклоняется вправо, совершая именно правый поворот.
Все мы неосознанно, наклоняясь, например, в левый поворот, давим левой рукой на левую рукоятку руля от себя (руль при этом мы направляем вправо), тем самым мы все время неосознанно используем контрруление во время езды.
Но осознав механику процесса, можно многократно повысить его эффективность. Оттачивая свое мастерство пилотирования, увеличить и собственную безопасность. Как всегда, постигать все новое нужно постепенно.
Если вы при повороте резко толкнете одну рукоять руля от себя, а другую дернете к себе, то велики шансы слишком сильно наклонить мотоцикл, и разложится. Тренироваться нужно мягко и постепенно. Лучше всего делать это на широких площадках, где возможно пройти поворот с разным радиусом. Для начала лучше при контррулении использовать только одну руку.
То есть давить или тянуть руль только одной рукой. Отрабатывая этот навык, мы оттачиваем свое умение водить мотоцикл, совершенствуем свое мастерство.
Несколько раз я слышал суждения о том, что управление мотоцикл с помощью контрруления, опаснее руления весом. Это, разумеется, не так.
Контрруление может быть таким же плавным и аккуратным, если не делать резких необдуманных движений. Одно из самых главных преимуществ мотоцикла – его маневренность.
Так давайте пользоваться этим преимуществом как можно эффективнее. И я уверен, это умение еще не раз сослужит на дороге хорошую службу.