Как плавать на каноэ

Гребля на байдарках и каноэ является обязательной дисциплиной Олимпиады. Этот гребной спорт заключается в преодолении трасс на время, передвигаясь на каноэ и байдарках. Есть несколько видов гребли: слалом и спринт.

Каное-слалом

Каноэ-слалом, также известный как «Уайтуотер-слалом», — это соревновательный водный вид спорта, в котором спортсмены проводят лодки через серию ворот на порогах бурной реки. Участники приводят в движение свои транспортные средства с помощью лопастей и вынуждены справляться с турбулентными условиями, пытаясь пройти трассу в кратчайшие возможные сроки.

Как плавать на каноэ

В каноэ-слаломе используются лодки, отличающиеся от каноэ-спринта, с меньшими размерами, которые помогают спортсменам преодолевать пороги с большей степенью маневренности и контроля. В гонках на каноэ-слаломе используются два типа лодок: каноэ и байдарки.

Каное-спринт

Каноэ-спринт — это водный вид спорта, в котором спортсмены мчатся на длинных лодках (каноэ или каяках) по спокойной воде, пытаясь достичь финиша как можно быстрее.

Что такое гребля на байдарках и каноэ

Цель каноэ-спринта проста: добраться до финиша в кратчайшие сроки. Каноэ-спринт можно выполнять как на каноэ, так и на байдарке с множеством разных участников внутри и на разных дистанциях.

В настоящее время существует двенадцать различных соревнований по гребле на байдарках и каноэ на Олимпийских играх, и все они перечислены ниже. Буква обозначает тип используемой лодки («C» для каноэ, «K» для байдарок), а число обозначает количество спортсменов, участвующих в этой лодке:

  1. Мужчины C-1: Один мужчина в одиночной лодке-каноэ.
  2. Мужчины C-2: два мужчины в двойной каноэ.
  3. Мужчины К-1: один мужчина в байдарке-одиночке.
  4. Мужчины К-2: два мужчины в двойной байдарке.
  5. Мужчины К-4: 4 мужчины в байдарке.
  6. Женщины К-1: одна женщина в байдарке-одиночке.
  7. Женщины К-2: две женщины в двойной байдарке.
  8. Женщин C-1: одна женщина в одиночном каноэ.

Мужские заезды бывают на 200 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000, 42000 м и сверхдлинные. Женщины соревнуются на таких же дистанциях, за исключением 1000 м.

Как плавать на каноэ

Большинство гонок на каноэ-слаломе являются одиночными. Раньше проводился мужской турнир в парном разряде, но недавно официальные лица решили отказаться от него и вместо этого ввести новый турнир в женском одиночном разряде.

Соревнования проводятся на лодках-каноэ или байдарках, при этом участники используют специальные весла для навигации по трассе.

Конкретное оборудование, используемое в соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ, зависит от длины гонки, типа гонки, а также количества участников.

Каноэ

В каноэ спортсмены используют однолопастные весла. Типы каноэ, используемые в каноэ-слаломе, известны как «каноэ с закрытой кабиной», когда участники соревнований принимают положение на коленях во время движения.

Как плавать на каноэ

В каноэ-спринте спортсмены становятся на одно колено, а противоположную ногу помещают перед собой для максимальной устойчивости и контроля. Большинство весел для лодок Canoe Sprint имеют деревянную ручку для надежного захвата, вал из углеродного волокна и лопасть из углеродного волокна.

Байдарки

На байдарках спортсмены используют весло с пластами на обоих концах. Байдарки доступны в большом количестве различных конструкций, используются в нескольких видах водных видов спорта, помимо каноэ-слалома.

Трассы

Каждая трасса в каноэ-слаломе оборудована от 18 до 25 различными воротами. Зеленые ворота расположены ниже по течению, а красные ворота — вверх по течению. Трассы каноэ-слалома на Олимпийских играх представляют собой искусственные бетонные каналы, и большинство команд тренируются на собственных искусственных трассах перед Играми.

Как плавать на каноэ

Каждой лодке в каноэ-спринте назначается собственная дорожка, которую они должны строго придерживаться на протяжении всей гонки. Любая лодка, выходящая за пределы 5-метровой границы, может быть дисквалифицирована.

История возникновения и развития гребли на байдарках и каноэ

Каноэ-слалом впервые появился как соревновательный вид спорта еще в 1940-х годах, хотя, в отличие от каноэ-спринта, он не стал постоянным элементом Олимпийских игр до 1992 года. Франция и Словакия добились большого успеха в олимпийских соревнованиях по слалому, в то время как Чехия, Испания и Германия тоже завоевала золотые медали.

Гребля на каноэ в развлекательных и спортивных целях появилась сравнительно недавно и стала популярной в начале двадцатого века. В течение многих лет каноэ были просто лодками, используемыми для путешествий, тогда как каяки изначально были вырезаны эскимосами для охоты.

Как плавать на каноэ

Каноэ-спринт был олимпийским мероприятием с 1936 года. Первоначально этот вид спорта начинался как единственное мужское соревнование, но к 1948 году женские соревнования на каноэ-спринте были включены в олимпийскую программу.

Немецкая Биргит Фишер считается лучшей спортсменкой в истории каноэ-спринта, заработав впечатляющие 8 золотых и 4 серебряных медали за долгую и выдающуюся игровую карьеру. Европа в целом полностью доминировала в соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ: с 1936 года удивительные 90% всех олимпийских медалей достались европейским странам.

Правила гребли на байдарках и каноэ (кратко)

Как плавать на каноэ

Главными правилами гребли на байдарках и каноэ являются:

  1. Тай-брейки. Во время заплыва спортсмены делают две пробежки по трассе. Если после обоих заездов у спортсменов останется ничья, все они выйдут в полуфинал. Если у кого-то из спортсменов в полуфинале ничья, опять же, все они перейдут в финал. Если в финале будет ничья, золотая медаль будет разделена между всеми спортсменами, занявшими первое место.
  2. Штрафы. Спортсмены могут понести штрафное время за несоблюдение правил и положений во время соревнований на трассе, и в качестве наказания к их времени финиша будет добавлено определенное количество секунд. Штрафы могут быть назначены за:
    • касание шеста ворот веслом или самой лодкой (2 секунды штрафа);
    • неправильное взятие ворот, в том числе пропуск ворот, их смещение более чем на 45 градусов или прохождение ворот задом на перед (штраф 50 секунд).
  3. В командных соревнованиях никто из членов экипажа не может быть заменен в любое время, независимо от травмы, болезни или любых других смягчающих факторов. Любая команда или спортсмен, которые не могут выступать по какой-либо причине, будут дисквалифицированы.
  4. Совершение любого из следующих фолов может привести к предупреждению или полной дисквалификации:
    • опоздание на гонку;
    • пропуск гонки;
    • совершение двух фальстартов;
    • нарушение правила 5-метровой дистанции, согласно которому яхты должны все время оставаться в пределах 5-метровой границы своей полосы движения.
  5. Все яхты также будут подвергаться проверке в конце гонки, чтобы убедиться, что они соблюдают предварительно согласованные правила и положения. Любая яхта, не соблюдающая эти правила (например, взвешивание на свету), будет дисквалифицирована.
  6. Спортсмену или команде разрешается опротестовать предупреждение, но они должны сделать это сразу после окончания гонки (максимум 20 минут) в комитет соревнований. Комитет незамедлительно примет решение, и, если спортсмен или команда не согласны с этим решением, им разрешается подойти к жюри в течение следующих 20 минут. Решение жюри окончательно.

Как плавать на каноэ

Стандартные положения и термины

Терминами гребли на байдарках и каноэ являются:

  • байдарка – судно маленького веса для соревнований;
  • весло – приспособление для передвижения байдарок и каноэ;
  • гребной слалом – дисциплина, в рамках которой спортсмены проводят лодки между воротами на трассах;
  • дека – часть байдарки, возвышающаяся над водой;
  • кильсон – деталь на дне байдарки, к которой крепятся остальные её элементы.

Судейство

Каноэ-слалом и каноэ-спринт предполагает прохождение дистанции в кратчайшие возможные сроки, и, несмотря на отсутствие системы начисления очков как таковой, игрокам могут быть наложены временные штрафы за несоблюдение правил и положений на дистанции. Самые быстрые игроки в каноэ-слаломе часто проходят трассу менее чем за две минуты, но это может варьироваться в зависимости от сложности трассы и сложности условий.

Как плавать на каноэ

Чтобы полностью выиграть соревнования по гребле на байдарках и каноэ, игроки должны сначала пройти квалификационные раунды. Они известны как «заплывы», и все спортсмены выполняют их дважды.

Затем самые быстрые лодки проходят в полуфинал, где у каждого участника есть одна возможность пройти трассу.

Самые быстрые лодки в полуфинале затем переходят в финал, где лучшие лодки награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Победители заездов или полуфиналов будут закреплены за центральными полосами в последующих гонках. Если между двумя яхтами имеется ничья, обе проходят в следующую гонку, причем одна из яхт участвует в запасной полосе, известной как «0».

Если полос для размещения всех яхт недостаточно, то яхты, которые сыграли равную ставку, будут соревноваться в другой гонке, чтобы определить, кто пройдет дальше. Если в финале будет ничья, оба спортсмена или команды будут награждены золотом.

Иногда гонщики могут идти вразрез до самого конца, и когда это происходит, может потребоваться «фотофиниш», чтобы определить, какой спортсмен или команда выиграла гонку.

Как плавать на каноэ

Инвентарь и экипировка для гребли на байдарках и каноэ

Все лодки для каноэ и байдарок должны соответствовать определенным критериям с точки зрения их размера, формы, веса и длины. Правила измерения следующие:

  1. Лодки K1: минимальная длина 3,50 м, минимальная ширина 0,6 м, минимальный вес 8 кг.
  2. Лодки C1: минимальная длина 3,50 м, минимальная ширина 0,6 м, минимальный вес 8 кг.
  3. Лодки C2: минимальная длина 4,10 м, минимальная ширина 0,75, минимальный вес 13 кг.

Весла для соревнований производят из карбона или углеводного волокна. Речки весел часто можно встретить деревянными. Длина весел составляет от 210 до 260 см.

Как плавать на каноэ

Новички и даже опытные гребцы обычно всегда носят шлемы. Они не только защищают от травм головы при попадании в затруднительное положение, но и очень удобны, при случайных ударах собственным веслом и свисающими ветками во время речной гребли.

Главный совет для начинающих спортсменов — всегда носить спасательный жилет. Он не сковывает движений рук и шеи, что идеально подходит для гребли. Даже если вы хорошо плаваете, никогда не угадаете, когда у вас могут возникнуть проблемы на воде, особенно при занятиях морской греблей.

Турниры по гребли на байдарках и каноэ

Соревнования по гребле на байдарках и каноэ принимают разные формы. От местных веселых соревнований до международных противостояний и Олимпийских игр.

Дебютный Мировой чемпионат по гребли и каноэ состоялся в 1938 году в шведском Ваксхольме. Следующие 10 лет соревнования не организовывались. Вторые противостояния состоялись в 1948 году в английской столице.

Также спортсмены соревнуются в рамках Кубка мира.

Федерации гребли на байдарках и каноэ

Международная федерация гребли на каноэ (ICF) была организована в 1924 году. Она занимается развитием и организацией соревнований, контролем соблюдения правил соревнований и составлением рейтинга спортсменов и команд. Сейчас в её состав входят 113 национальных федераций.

Национальные федерации занимаются организацией турниров в своих странах.

Как грести на байдарке, каяке и каноэ

На байдарке легко грести только с виду, техника гребли имеет много приемов. Это не очень устойчивая лодка, которая может перевернуться и гребец станет пловцом. На каноэ плыть еще труднее, ведь она может в любой момент перевернуться.

Гребля имеет свою спортивную технику, которой нужно придерживаться не только в спорте, но и на прогулочных путешествиях, на рыбалке. От правильности выполненных действий зависит спортивный результат, а также безопасность на воде.

Техники гребли на каноэ и байдарке отличаются, ведь в каноэ спортсмены стоят на одном колене, а на байдарке — сидят, но некоторые приемы работы веслом применяются в обоих видах.

Посадка

Оглавление

  • 1 Посадка
  • 2 Гребок
  • 3 Управление

В спортивной байдарке равновесие поддерживается благодаря расслабленному состоянию мышц поясницы. В байдарке туристического назначения баланс поддерживается чуткой и постоянной работой нижних конечностей и корпуса.

Туристическую посадку еще называют слаломной, при ней пятки упираются в подставку, колени поставлены широко в стороны, и фиксируются упорами для бедер.

Читайте также:  Как играть в Монополию с электронным банком

Сиденье выше кильсона, причем оно регулируется в зависимости от роста, веса и комплекции гребца, а также от конструктивных особенностей байдарки.

Перед греблей спина не упирается в спинку седушки, сохраняется зазор около четырех сантиметров. Туловище, наоборот, наклоняется вперед для того, чтобы корпус в пояснице двигался со свободной амплитудой и была возможность наклонятся во все стороны.

Благодаря жесткой посадке корпус остается вертикальным и крен можно делать ногами. Чтобы посадка была напряженной и жесткой, суставы голеностопа должны быть напряжены.

Правильность сидения можно проверить, если она правильная, то можно раскачать байдарку только ногами, без работы туловища, также при получасовой гребле ноги не должны уставать. Посадочные ошибки:

  • слишком низкое сиденье не позволяет наклоняться, ведь фальшборт расположен на уровне грудной клетки, плохо закрепленные бедра устают, человеку труднее балансировать на лодке, нормальная гребля затрудняется упором рук в деку и фальшборта;
  • при высокой посадке нарушается баланс из-за того, что центр тяжести находится слишком высоко, а также трудно закрепить бедра на фальшбортах;
  • если гребец в начальном положении слишком сильно упирается в спинку сидения, это сковывает его свободу в пояснице, и он не может исполнять все приемы;
  • наклон сиденья вперед нагружает ноги;
  • наклон сиденья назад делает корпус менее подвижным, так как гребец слишком сильно опирается на спинку, сиденье (его передняя кромка) при такой посадке может пережимать кровеносные сосуды бедер, от чего спортсмен может быстро уставать.

Гребок

Весло должно быть длиной на поднятую вверх руку с загнутыми пальцами. Подобным образом выбирают лыжи. Если рост гребца большой, то весло может быть короче, если рост малый — весло может быть на 10 сантиметров длиннее.

Ширина хвата должна быть такой, чтобы кисти были приблизительно над разведенными в сторону локтями. Если хват будет уже или шире, то гребля будет неэффективной из-за нерационального использования мышечного потенциала.

При слишком близком расположении кистей мышцы будут испытывать перегрузку, при слишком далеком — недогрузку, руки будут проходить слишком большое расстояние, что может снизить частоту гребка, и, как следствие, скорость.

  • Гребки делаются циклически, движения двохфазные — первая фаза безопорная (весло в воздухе), и опорное движение (весло в воде).
  • Опорный цикл делится на этапы:
  1. Захватываем воду, создаем опору с помощью силы трения воды о весло.
  2. Проводка — движение весла в воде, байдарка ускоряется.
  3. Заканчиваем проводку, извлекая весло для следующего захвата воды.

Как плавать на каноэ

С точки зрения эффективности использования мышечной массы нерационально делать гребок с заносом весла слишком далеко вперед с длинной по времени проводкой. Чтобы сэкономить силы, весло из воды нужно вытягивать боковой кромкой вперед, а не доводя весельную плоскость до верхнего края воды.

Время опорной фазы должно быть в два раза большим, нежели безопорной. Если время части гребка без опоры уменьшается, повышается усталость.

Если безопорная фаза по времени длится дольше, нерационально используются силы через то, что байдарка начинает двигаться неравномерно, в каждом цикле нужно тратить энергию на разгон лодки.

Спортивный темп гребли на байдарке в минуту — до 140 гребков, при туристическом ритме совершается до 100 гребков в минуту.

Перед гребком нижняя рука должна быть на уровне груди, кисть верхней руки — на уровне виска, локоть — на одном уровне с плечом. Кисть не должна быть напряженной, она должна свободно удерживаться кистью. Весло входит в воду под углом 45 градусов, нижняя рука идет вниз, верхняя рука выпрямляется с движением кисти вперед и немного вверх.

  1. При проводке рука движется и одновременно поворачивается туловище.
  2. Виды гребков при прямолинейном движении:
  1. Спортивный — проводка средней длины без сильной опоры на весло, гребки происходят часто.
  2. Опорный называют еще ударом. Он предназначен для того, чтобы удержать равновесие или просто опереться на воду. При опорном гребке спортсмен ударяет веслом о водную поверхность. Его используют в виде коротких серий, а также если нужно резко ускорится, когда нужно подняться на сливы, при плавании на суводях и на валах.
  3. Накрывающий — при приподнятых кистях осуществляется проводка с менее, чем на 45 градусов углом, на несколько большем расстоянии от каяка, чем при других видах гребка. Такой вид гребка нужен на сложных участках, например в турбулентном потоке, при продолжительных сложностях на воде следует очередь накрывающих гребков, на небольшом валу и в несильной суводи достаточно одного накрывающего гребка, который позволяет пройти водное препятствие.
  4. Ударно-накрывающий — сначала проводится ударный, потом накрывающий гребок, используется для поддержания равновесия в сложных условиях на воде.
  5. Протяжка — проводка осуществляется длиннее, чем обычно, что достигается раскачкой гребца вперед, иногда — назад. При спортивном гребке движения туловищем вперед и назад считаются ошибочными. Протяжку можно делать при необходимости ускорения, при подъемах на сливы, а также в случаях, когда нужно пройти отмель, на которой лодка касается дна реки или озера.

Гребки не являются отдельными приемами, их нужно использовать в комбинациях с управляющими гребками.

Управление

Управлять байдаркой можно разными способами — с помощью руля, с помощью двигательной силы весла, также можно помогать в поворотах с помощью крена корпуса лодки. Байдарки в стандартном исполнении имеют руль, однако в случае, если нужно двигаться спиной вперед, рулевое управление не используется, а иногда и мешают, поэтому на коротких дистанциях управляют только веслами.

Как плавать на каноэ

Приемы:

  • управление креном — при крене на правую сторону вода будет справа давить больше, при этом байдарка будет поворачивать влево;
  • наклоны в стороны, это фактически крен внутрь, словно при езде на велосипеде, наклонами нельзя полноценно управлять, но можно корректировать траекторию при поворотах, а также выравнивать водный снаряд для прямолинейного движения;
  • рычаг используется, если нужно маневрировать, не теряя скорости (полностью сохранить скорость, конечно, не получится) — веслом отталкивается нос или притягивается корма;
  • перехват — если руками перехватить весло так, что рычаг руки со стороны гребка становится длиннее, то усилия гребца будут более эффективными, данный прием может быть последовательным и одновременным и предпринимается ситуативно (например для выравнивания), поскольку при нем лодка не может постоянно двигаться ровно, а будет заворачивать в сторону, противоположную гребку;
  • кормовой гребок осуществляется под корму лодки, используется, когда нужно сделать маневр, осуществить управление на высокой скорости без ее потери, различают следующие виды этого приема — рычагом, из прямого гребка и управляющий кормовой;
  • боковое притяжение применяется редко, используется как составляющая часть других трюков, например завеса, этот элемент можно делать вынимая весло из воды, а также когда оно непрерывно находится в полном или частичном подводном положении;
  • полуподтяг — незначительное притяжение кормовой или носовой части;
  • циркуляция — плавный поворот без уменьшения скорости;
  • завес — для резких изменений направления, разновидности — на параллельный сдвиг, на разворот;
  • закол;
  • «флажок»;
  • подхват;
  • табан;
  • реверс из завеса.

Выучить технику гребли на байдарке и каноэ непросто, ведь нужно соблюдать равновесие, порой в трудных условия. И приемов довольно много, так что спортсменам есть над чем работать на протяжении многих лет, упорно тренируясь, уделяя гребному спорту много времени.

Как управлять каяком: основные приемы и техника гребли

Каяк – это гребное маломерное маневренное судно. Благодаря способности преодолевать мелководные участки и пороги, это небольшое плавсредство привлекает любителей рыбалки, туристов и охотников.

Но, прежде чем отправиться в путь по воде, следует освоить технику гребли. Это поможет гребцу уверенно чувствовать себя на водоемах различной сложности, без устали преодолевать значительные расстояния.

Как правильно грести

В зависимости от типа лодки, гребец располагается или на верхней ее части, или внутри кокпита. Чтобы эффективно расходовать силы при движении по воде, нужно, в первую очередь, научиться держать в руках весло с двумя лопастями. Гребец должен определить оптимальную для себя ширину захвата. Это делается следующим образом:

  • возьмите весло обеими руками с захватом сверху;
  • вытяните руки перед собой;
  • положите веретено (ручку) на голову.

В таком положении раздвиньте руки так, чтобы локти были согнуты под прямым углом. При этом расстояние от ладоней до лопаток должно быть одинаковым. После определения правильного положения можно приступить к обучению гребле.

Как плавать на каноэ

Одна рука гребца, правая или левая – ведущая. Ею он всегда крепко и неподвижно держит весло, не допуская проворачивания в ладони и, конечно же, смещения влево или вправо. Не нужно охватывать веретено всей ладонью, достаточно больших пальцев. Предплечье ведущей руки должно быть перпендикулярно веретену весла. В ладони второй руки веретено будет проворачиваться на 180 градусов.

При управлении лодкой гребец должен держать весло ниже, на уровне груди. Это обеспечит рациональное использование групп мышц. Старайтесь не поддаваться естественному желанию поднять его до уровня подбородка.

При движении рук вперед старайтесь сильно не сгибать их в локтях, достаточно согнуть чуть-чуть. При гребке немного нагнитесь вперед. Тянуть к себе весло не нужно. Следите, чтобы хват усиливался только в начале гребка, а когда лопасть окажется над водой, становился ослабленным.

Удерживание веретена большим пальцем позволит сэкономить силы, предупредит появление мозолей.

Чтобы лодка не расшатывалась, спина гребца должна быть прямой, перпендикулярной поверхности воды.

Управление каяком

Удобную посадку обеспечивает пара упоров, установленных в соответствии с ростом гребца. Упоры поддерживают корпус в поворотах, помогают держать равновесие при прямолинейной гребле и разворотах.

Усилия на лодку при гребках передаются посредством упирающихся в упоры ног. Руки при этом исполняют роль промежуточного звена между веслом и туловищем гребца. Поэтому при обучении важно научиться работать корпусом.

При гребке корпус должен повернуться так, чтобы весло лопастью погрузилось в воду на уровне ступней. Одновременно гребец плотно прижимает ступню к упору. Гребок нужно заканчивать, как только нижняя рука поднимется до уровня живота. При этом лопасть уводится вбок подъемом локтя.

Сладите, чтобы кисть и предплечье были на одной линии. Для следующего гребка корпус поворачивается в другую сторону.

Техника разворота на каяке

Как плавать на каноэ

Чтобы выполнить разворот, гребец делает дуговые гребки. Этот прием обеспечивает сохранение скорости движения лодки. Хват веретена такой же, как при прямолинейном плавании. Опущенную в воду лопасть весла нужно повернуть от лодки по большой дуге от носа к корме. При этом руки только держат весло, а собственно разворот осуществляется поворотом корпуса гребца. Дуговой гребок произойдет, если начальное положение лопасти будет у кормы с аналогичным движением корпуса. Этот прием гребец должен освоить в совершенстве.

Весло из воды нужно доставать вытянутой и слегка согнутой в локтевом суставе рукой. Вы должны при этом чувствовать, как нижняя часть вашего тела разворачивает каяк, и лопасть встречает сопротивление воды. Не допускайте крена лодки! Никаких резких движений – на воде не должно быть бурунов.

В целом этот прием представляет собой движение весла по дуге, а осью этого перемещения является корпус гребца. При обратных гребках, задом наперед, гребцу можно слегка наклониться вперед, но только когда лопасть достигнет носа лодки.

В практическом плане дуговые развороты выполняются нечасто. Это больше спортивный прием, без которого преодоления бурной воды невозможно. Но на рыбалке или в турпоходе всегда может случиться ситуация, когда нужно немедленно произвести подобный маневр.

Техника гребли для новичков

Новичкам учиться правильно управлять лодкой нужно на спокойной воде. Лучше, если хотя бы на первых порах опытный инструктор научит вас держать корпус и весло в нужном положении. Важно, чтобы кто-то вовремя указал на ошибки, и они не стали вашей привычкой. Самостоятельное обучение вполне возможно, но оно займет неоправданно много времени.

Читайте также:  Принцип работы эхолота для рыбалки. Принцип работы эхолота

Как вариант – школа каякеров, которую можно найти при приличном пункте проката лодок. Там инструктор поможет вам научиться чувствовать судно, покажет и поможет освоить все приемы управления.

Если будете стараться, научитесь делать даже профессиональный эскимосский переворот.

После недолгого обучения можно думать о самостоятельном выходе в плаванье, а со временем даже попробовать свои силы на бурной воде.

Как плавать на каноэ

Как плавать на каноэ.

Такие лодки, как каноэ, были созданы много веков назад аборигенами Северной Америки. В те далекие времена они выдалбливались из ствола дерева или собирались из бересты и обладали узкой длинной формой с острыми и закругленными вверх носом и кормой.

Сегодня каноэ тоже активно используются для рыбалки, охоты, сплава, разных видов спорта, сплава по горным рекам и изготавливаются из современных материалов, но их форма вместе с принципом управления практически не изменились.

Традиционно на каноэ гребут веслом с одной лопастью, которое опускается в воду то с левой, то с правой стороны.

Как плавать на каноэ

Сложно ли плыть на каноэ

Гребля на таких лодках требует обучения даже от опытных байдарочников. На байдарках управляют двухлопастными веслами с помощью симметричного вращения.

На каноэ они попеременно опускаются то с одной, то с другой стороны при посадке гребцов на одном колене или на сиденье-банке. В принципе, освоить такой способ гребли несложно, тем более что каноэ довольно тяжело перевернуть на сравнительно спокойной воде.

Однако перед тем, как сесть в лодку, следует позаботиться о снаряжении, потому что плаванье по воде всегда сопряжено с риском, и лучше обеспечить себе полную безопасность. В минимальном наборе это спасательный жилет и шлем.

Важно подобрать весло по росту, которое по длине должно доходить до плеча, иначе работать им будет неудобно. Целесообразно брать непотопляемое весло, чтобы  не потерять его при неловком движении.

В принципе, стать хорошим гребцом на каноэ при желании могут все. Для того, чтобы плавать на нем, необходимо, в первую очередь, научиться держать в лодке равновесие как сидя, так и стоя на одном колене.

Изначально лучше потренироваться недалеко от берега в течение нескольких часов, опустившись на самый низ кокпита.

Как только тело начнет автоматически принимать нужное положение при поворотах или легком крене судна, можно выходить на воду и оттачивать технику гребли.

Техника гребли на каноэ

Каноэ отличаются большой чувствительностью, поэтому перед обучением гребле надо учитывать, что лодка станет отвечать на слабые толчки и приготовиться к легким взмахам весла. Его держат одной рукой за верхнюю часть, другой за место, расположенное на 25-30 сантиметров выше лопасти. Рука возле лопастью ладонью поворачивается к борту судна.

Сначала весло выбрасывают вперед, располагают над водой, затем опускают в нее вертикально, полностью погружая лопасть и вместе с ней 3-5 сантиметров от средней части.

При первом гребке весло нужно выносить как можно дальше, но не наклоняться при этом и не приподниматься с точки опоры тела. В воде лопасть проворачивается под прямым углом к борту, потом отводится назад строго параллельно корпусу каноэ и максимально близко к нему.

Слишком широкие гребки в данном случае делать нельзя. Они развернут лодку, а не толкнут ее вперед.

Следующий гребок пойдет от бедра. Когда лопасть сравняется с ним, весло поднимается параллельно поверхности воды, снова направляется вперед, опускается в воду, поворачивается перпендикулярно борту, отводится назад и так далее.

На одной стороне гребки делаются до тех пор, пока каноэ не ускорится, потом следует переходить на другую сторону, чтобы лодка не пошла по кругу.

Для этого весло поднимают в тот момент, когда оно достигнет линии бедра, устанавливают в положение, перпендикулярное по отношению к днищу, меняют руки (ту, которая была снизу, ставят наверх, и наоборот), затем опускают весло в воду с другого борта и гребут.

Такие тренировки продолжаются до того, пока движения не приобретут автоматическую ритмичность. После этого можно приступать к отработке техники поворотов. Для того, чтобы они были плавными, надо просто грести все время с одной стороны. Если нужно повернуть налево, гребут с правой стороны, при повороте направо – с левой.

Если повернуть необходимо быстро, делают обратные дуговые гребки. Например, весло опускают в воду так, чтобы оно оказалось за спиной и лежало вдоль борта почти вплотную к нему.

Торс гребца при этом сначала разворачивается до такой степени, чтобы плечи встали параллельно борту, а потом быстро возвращается в исходное положение. В итоге, получается толчок веслом, который развернет лодку.

Такие гребки быстро меняют направление движения каноэ, но существенно снижают его скорость, поэтому их стоит проводить один-два раза одновременно. Подобный способ поворотов используют редко, потому что потом приходится прикладывать много усилий, чтобы набрать скорость.

Чтобы она не падала настолько значительно, при повороте корпуса в исходное положение весло выносят в сторону так, что оно встало перпендикулярно корпусу. Существует еще один способ поворота под названием «боковое притяжение», но для его изучения надо набраться опыта в управлении каноэ.

В том случае, когда в лодку садятся два человека, смена сторон у них должна происходить синхронно. Важно, чтобы осадка каноэ в данном случае была равномерной по всему объему. Для достижения этого можно дополнительно использовать какой-то груз.

Правила безопасности при плавании на каноэ

Каноэ отличаются хорошей устойчивостью, однако в их кокпит часто заливается вода, а при большом крене лодка может опрокинуться, и люди окажутся в воде. Этот факт нельзя выпускать из вида.

Одно из главных правил безопасности при плавании на каноэ – всегда надевать жилет, а не складывать рядом, если в нем жарко или неудобно! Авария может произойти внезапно, и времени облачиться в него просто не будет.

Еще одно из важнейших правил – не отправляться в плаванье, не узнав предварительно прогноз погоды и не прихватив с собой что-то такое, чем можно подавать сигнал спасателям. На высоких волнах лодку перевернет, начнет носить по волнам, и те, кто готов оказать помощь, могут просто не увидеть ни её, ни того, кто нуждается в этой помощи.

И, наконец, при походе на каноэ в одиночку следует сообщить друзьям, близким, знакомым о своем маршруте, примерном времени и месте возвращения. Они встревожатся, если что-то пойдет не так, и предпримут меры для спасения.

Техника гребли!

Информация о материале Опубликовано: 11.02.2013 12:07 Просмотров: 34717

Тема техничной гребли на байдарках и каноэ всегда вызывает оживленные дискуссии.

В центре внимания – циклы движения гребца в лодке.

Почему спортсмены с хорошей техникой не всегда побеждают? Всегда ли у победителей Олимпиады она идеальна? С кого брать пример? И наконец, что особенного нужно делать, чтобы приобрести славу «техничного гребца»?

Олимпийское «золото» и техника гребли

Беседа о технике гребли невозможна без упоминания олимпийских чемпионов – спортсменов, у которых, по идее, должна быть лучшая техника гребли в мире, ведь на то они и чемпионы! На Олимпийских Играх выявляются лучшие из лучших – именно это и подразумевалось авторами девиза «Citius, Altius, Fortius!».

Как плавать на каноэДумается, не стоит принимать во внимание исключительные случаи: допинг в крови победителя, спорные ситуации, неизвестные общественности дарования с фантастической техникой гребли и т.д.

  • Итак, является ли чистая победа на Олимпийских Играх – эталонном спортивном состязании самых-самых – главным доказательством того, что ее обладатель – самый техничный гребец в мире?
  • Техника – еще не всё
  • Если ты первый, значит, ты техничный,
  • но если ты техничный, это еще не значит,
  • что станешь первым.

Если ты первый, значит, ты лучший, и, соответственно, всё делаешь правильно. Значит, и техникой гребли владеешь на высочайшем уровне. Так? Полагаем, что нет, и вот почему.

Победа – это результат, который становится возможным благодаря многим фактором, начиная от психологического настроя участника Игр и заканчивая удачей. Техника гребли занимает в ней важное, но не единственное и не центральное место.

Она в свою очередь зависит от множества своих факторов, среди которых даже вес и размер весла. Нельзя забывать и о тренерах, чей труд, теоретические знания и практический опыт, внимательность и многое другое способствуют победе ученика.

Логично предположить, что звание олимпийского чемпиона не является гарантией идеальной техники.

Иногда случается, что техника байдарочника или каноиста достаточна для победы, но физическая форма и силы не дают спортсмену занять первое место. Вот что думает об этом Клинт Робинсон, обладательтрех медалей на Олимпийских Играх и четырех – на Чемпионатах Мира:

«Тот факт, что вы хорошо смотритесь, и люди с этим согласны, не гарантирует вам победу. Иначе, мы всегда бы ставили на спортсмена с хорошей техникой и были бы миллионерами, если спортсмен, который смотрится лучше всех, всегда бы выигрывал».

Особое мнение

КаноэСпорт задал вопрос о технике гребли Илье Медведеву:

«Сравнивать грандов в техническом плане несложно.

У них у всех есть одна отличительная черта — опорная рука! Эта рука у всех «элитных гребцов» стоит жестко, и вся работа закручена вокруг нее! Работа корпуса, таза и ног.

Я для себя выделяю технику Антона Ряхова и Эрика Ларсена! Они более экономичны в плане затрат энергии. И что самое главное, их техника не требует невероятной физической подготовки.

Если же говорить про Коевердена, то я всегда считал его физически сильным и крепким гребцом, который имеет идеальную работу.

Однако повторить такое удастся далеко не каждому, потому что в его технике очень большая нагрузка идет на опорную руку. Обычный человек получит уже к 500 метрам забитые предплечья! То же самое могу сказать и про Макса Хоффа.

Его техника очень хороша и индивидуальна. С такой работой нужно иметь сильные руки и крепкий корпус.

Кстати, резонно заметить, что под технику этих двух парней, так любящих все выигрывать (Хоффа и Коевердена), очень подходит весло формы Янтекс Гамма! Оно концентрирует начало и обеспечивает нужную опору в воде. Это, конечно, не может не сказаться на быстром продвижении лодки.

Но если вы думаете, что взяв весло Гамма и скопировав Макса под копирку, вы поедете так же быстро, вы глубоко ошибаетесь. Мы с Антохой не раз пробовали открыть для себя Гамму с техникой похожей на Хоффовскую… и оставили эти попытки. Нужно иметь чертовски сильные руки, чтобы удержать его с такой опорой, как у Макса.

Несмотря на то, что лодка едет в разы быстрее, силы покидают тебя также с большой скоростью. Забитые руки ДО финиша и скорость в разы медленнее — вот что мы получили, пытаясь грести, как Макс Хофф. Зато была быстрой первая 500 метровка. Вообще, «забитые» руки до финиша я считаю самым большим роком для байдариста 1000-ка.

Нужно искать для себя что-то более подходящее в семействе Jantex».

Форум о технике гребли

Форум о технике гребли существует на КаноэCпорт уже долгое время. Вот лишь некоторые из вопросов, которые прозвучали от спортсменов в этой ветке дискуссии:

  1. Что такое чувство воды, и где оно находится в теле в ощущениях?

  2. Почему нос лодки прыгает вверх-вниз при ускорении, и как исправить эту ошибку?

  3. Существует ли идеальная индивидуальная техника для конкретного спортсмена? Как ее можно «найти» или «просчитать»?

Читайте также:  Компас для смартфона без магнитного датчика. 5 лучших компасов для android

5 самых интересных мнений о технике гребли с форума Каноэспорт:

  1. «В век компьютеров, я думаю, создать биомеханическую модель для каждого отдельного спортсмена вполне возможно. Наверно, где-то это уже делается».

  2. «Если образовался хороший тандем тренера и спортсмена, намного легче обсуждать и решать проблемы, связанные не только с техникой, но и с методикой подготовки. Если взаимопонимания нет, то ничего не получится».

  3. «Для того, чтобы грести технически классно, необходимо уметь убивать сразу двух зайцев: чувствовать и понимать. А биомеханическая модель гребка и любая другая теория всегда отстаёт от практики».

  4. «Каждый человек индивидуален, и техника у каждого своя. С возрастом меняется телосложение, а потому и техника может измениться».

  5. «Особенно тревожит женская гребля. Каждый, кто учил физиологию и биохимию, понимает, что происходит в женском организме, а работать без учета этих нюансов просто невозможно. На деле же никого не волнует, что впоследствии происходит со спортсменкой».

Перейти на форум о технике гребли на Каноэспорт (разделы: гребля и биомеханика, техника гребли на байдарках и каноэ, Кнут Холман и его техника)

Прочитать статью «Техника гребли» – на Каноэспорт (дата публикации статьи – 09.03.2010, 00:00)

Как научиться технике гребли по видео?

Видео с соревнований не в состоянии объяснить основы техники, даже если съемка замедленная и с разных ракурсов. Демонстрационные видеоролики с закадровым пояснением, озвученные профессионалами гребли, представляются более полезными.

Еще один вариант видеоматериала для анализа – 50 000 кадров, отснятых за короткий промежуток времени:

Плавание на байдарках и каноэ: практические советы

Плавание на байдарках и каноэ – идеальный способ провести выходные для тех, кто любит природу, брызги воды и умиротворение.

Хотя принято считать, что эти небольшие суда предназначены только для коротких экскурсий, практика показала, что это далеко не так. Их малый вес – их основное преимущество.

Они имеют маленькую осадку и могут спокойно пройти по мелководью и участках с засоренным дном. Если вы планируете путешествовать на байдарке или каноэ, наши практические советы помогут вам в этом.

Где и как спать во время перехода

В отличие от путешествия на катере, который в большинстве случаев оборудован каютой, во время путешествия на каноэ или байдарке вам необходимо продумать свой ночлег.

Наиболее оптимальным вариантом станут спальные мешки и палатка, которую вы можете разбить на берегу.

Поэтому перед началом путешествия тщательно проработайте маршрут и убедитесь, что береговая линия доступна на большей части пути.

Если же вы путешествуете от отеля до отеля, то заранее забронируйте отель, в котором планируете остановиться на ночь.

Лучше всего, если он будет стоять рядом с рекой, а также иметь охраняемый причал или стоянку для катеров и лодок, где вы сможете оставить свои байдарки или каноэ.

Наконец, проверьте и перепроверьте прогноз погоды, чтобы дождь или гроза не застали вас врасплох. Лучше отложить путешествие, чем плыть в непогоду или в опасных условиях.

Что нужно взять с собой

Если вы путешествуете на каноэ или байдарке, позаботьтесь о достаточно количестве герметичных мешков для упаковывания вашего груза. Для бывалых путешественников это не составит труда.

Если вы отправляетесь в байдарочное путешествие в первый раз, то можете купить их или взять в аренду в специализированных магазинах и станциях. Хорошее эмпирическое правило гласит: кладите сухие вещи в сухой пакет, который не пропускает воду.

Самая главная опасность при этом – не дождь, а случайное опрокидывание судна.

Помимо герметичных пакетов и упаковки возьмите с собой следующие предметы и вещи:

  • Туристическое снаряжение (палатки, спальные мешки, брезент);
  • Аптечка первой помощи, ножницы, солнцезащитный крем и средство от насекомых;
  • Персональное плавучее устройство;
  • Одна сухая смена одежды для каждого;
  • Теплая одежда и дождевик для каждого;
  • Черпак для каждой лодки;
  • Питание;
  • Карта, компас и GPS с запрограммированным маршрутом;
  • Водонепроницаемые ботинки и пара легкой обуви для кемпинга;
  • Спички;
  • Товары для упаковки мусора.

При упаковке груза важно распределять вес не только между лодками, но и внутри них. Самый тяжелый груз поместите в середине лодки или равномерно распределите по ее концам. На всем протяжении путешествия общий вес груза будет меняться, поэтому следите за его правильным размещением постоянно. Также надежно закрепить груз, чтобы при случайном опрокидывании он не пошел ко дну.

Особенности кемпинга вдоль воды

При кемпинге у водоема важно быть очень осторожным в отношении того, где и как вы сделаете уборную. Многие туристы используют специальный горшок или ведро для твердых отходов.

Другой вариант – лопата и возможность удалиться от берега реки на достаточное расстояние, чтобы не загрязнить испражнениями воду и берег. Мусор, как и остатки пищи, необходимо утилизировать.

Если это оплачиваемый кемпинг, на его территории вы найдете ящики для мусора или урны. В противном случае упакуйте весь мусор в специально приготовленные для этого пакеты.

Встречное движение

Если вы путешествуете по реке с активным встречным движением (паромы, катера, баржи и т.д.), подумайте о мерах безопасности – сделайте все возможное, чтобы другие участники речного движения замечали вас как можно раньше. Это могут светоотражающие элементы на одежде и судне, яркая окраска судна и одежды, свисток или даже специальный гудок.

Плывите по кратчайшему маршруту между двумя точками, не теряя времени, чтобы не стать уязвимым. В то время как небольшие прогулочные суда могут видеть вас и быстро корректировать свой курс, большие суда, могут не успеть вовремя остановиться. Во избежание таких ситуаций приобретите радиолокационные отражатели, которые помогут вам стать более заметными.

Советы по безопасности 

При выборе и построении маршрута помните три главных правила:

  • Выбирайте и стройте маршрут, основываясь на навыках владения веслом и байдаркой самого слабого и неопытного лодочника;
  • Не забывайте о технике безопасности даже в самых спокойных водах;
  • Не пытайтесь делать что-либо новое, если условия вокруг неблагоприятны.

Поездки на байдарках и каноэ могут быть прекрасным времяпрепровождением. Созерцание природы и исследование новых территорий, свежий воздух, тренировка – все это принесет вам удовольствие и пользу, если вы тщательно подготовитесь к поездке и будете соблюдать правила безопасности.

Гребля на байдарках и каноэ — техника

Гребля на байдарках и каноэ

Техника гребли относительно проста, она представляет собой равномерное повторяющееся движение. Однако использование общепринятой техники осложняется рядом особенностей. Например, лабильность судов. В командной лодке решающую роль для придания максимального ускорения ходу лодки играет синхронность в приложении силы.

Каноист стоит в лодке на одном колене. Бедро и голень другой (опорной) ноги составляют при выпрямленном корпусе почти прямую линию, т.е. образуют по отношению друг к другу лишь небольшой угол.

С начальной фазой гребка опорная нога может быть согнута в колене максимально до образования прямого угла между бедром и голенью. Гребущий с правого борта стоит на правом колене. Опорой для корпуса служит не только колено, но и большая берцовая кость.

Путем перемещения подколенной подушки гребец может сбалансировать лодку и добиться се максимальной устойчивости. Движениями ног и перемещением туловища гребец может добиться того, чтобы лодка получила благоприятную для управления осадку. Держа однолопастное весло в свободно вытянутых руках, гребец погружает его в воду.

При этом плечо, обращенное к «рабочему борту», выдвигается далеко вперед. Противоположная рабочему борту сторона корпуса также «вытягивается» вперед.

В фазе проводки гребец энергично тянет весло на неизменном расстоянии от продольной оси лодки до тех пор, пока лопасть не окажется против бедра. Одновременно выпрямляется корпус. Плечи занимают после заноса исходное положение (т.е.

разворачиваются под углом 90º по отношению к направлению движения). Затем снова начинается захват.

Для управления каноист-одиночник применяет «рулевой гребок». Он заключается в том, что перед заносом, т.е. в конце проводки, гребец отворачивает внутреннюю кромку весла от лодки. Этим более или менее энергичным движением можно рулить на каноэ-одиночке.

В каноэ-двойке упирающаяся коленом нога загребного находится примерно на уровне опорной ноги второго гребца. Действия гоночного экипажа должны быть настолько отлаженными, чтобы на прямой дистанции им не приходилось рулить и использовать всю силу для продвижения лодки вперед.

Темп гребли составляет 50-80 гребков в минуту. Длина весла не ограничивается, но, как правило, она достигает уровня лба гребца.

В соревновательной байдарке имеется соответствующее очертаниям тела сиденье. Однако даже просто занять место в лодке представляет собой трудность для начинающего. Лодка ставится против течения (если оно есть). Гребец берется находящейся ближе к воде рукой за то место деревянного канта кокпита байдарки, которое представляет собой острый угол.

Ногу с нажимом ставит в середину лодки близко к сиденью. Затем он сгибает эту ногу и встает на колено. Ногу, находившуюся до сих пор на мостике, он в вытянутом состоянии также втягивает в лодку. Высоту сиденья можно считать правильной в том случае, если таз гребца находится примерно на том же уровне, что и деревянный кант кокпита.

Байдарочник не должен сидеть слишком высоко, потому что это делает лодку неустойчивой и гребец чувствует себя в ней неуверенно. Прислоняться нецелесообразно, корпус гребца, наоборот, должен быть несколько наклонен вперед, чтобы можно было сделать максимально большой захват воды. Ноги свободно согнуты.

Для того чтобы правильно взять 2-лопастное весло, нужно положить его на голову и взять обеими руками. Если между плечом и предплечьем образуется прямой угол, то весло взято правильно. Чтобы быстрее выносить весло из воды, площади лопастей ограничены примерно до 90º. Это значительно облегчает также ведение весла на заносе, потому что такая лопасть режет воздух.

Во время цикла между заносом и новым захватом не должно быть заметной паузы. Рука ведет весло на уровне глаз. При этом локоть другой, тянущей, руки не должен быть прижат к корпусу.

При погружении в воду лопасть так же, как и в гребле на каноэ, должна ставиться параллельно продольной оси лодки. Погружение, так же как и занос, должно выполняться по возможности без брызг.

Во время старта гребец выполняет после 3 длинных до 20 коротких сильных гребков, которые приводят лодку в движение и защищают ее от действия волн, оставляемых байдаркой соперника.

Если выполнять только длинные гребки, то при медленном движении лодка может уклониться от курса.

На коротких дистанциях частота гребков у байдарочника составляет до 140 гребков в минуту, на длинных темп гребли равен примерно 100 гребкам в минуту.

В отличие от каноиста в распоряжении байдарочника имеется рулевое управление, с помощью которою он может легко регулировать направление лодки. Перемещением тела можно регулировать осадку лодки и таким образом придавать лодке наиболее эффективную форму и облегчать управление ею.

Гребля на байдарках и каноэ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector