Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов).

Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука.

Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается.

Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба.

Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться.

Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу.

К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2. Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Стремя

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д.

Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется.

Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Встречная восьмерка

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Восьмёрка

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Петля на веревке без узла. slip knots ◊ part 2.Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения.

Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста.

Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке.

При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу.

Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается.

Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов.

Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Петля на веревке без узла. Slip Knots ◊ Part 2

Если вы уже ознакомились с нашей статьей о том, как вязать туристические узлы, предлагаем прочитать новую статью, в которой тема узлов раскрывается более подробно. Мы поговорим об узлах булинь, восьмерка, штоковом, змеином, грейпвайне, встречном, плоском и других.

Узлы для вязания петель и соединения веревок

Булинь или, как его еще называют, «беседочный» представляет собой один из наиболее важных узлов, независимо от того, где находится человек — в воздухе, на суше или на воде. Его задача заключается в получении петли в конце веревки.

Узел булинь позволяет прикреплять грузы с помощью карабина или другой веревки.

Беседочный узел предпочтительнее многих других в плане безопасности, а также простоты завязывания и развязывания, что позволяет использовать его в экстремальных условиях и ситуациях.

Читайте также:  Узел для подъема по веревке. Подъем и спуск по веревке

Связываем петлю узлом булинь

Перед тем как начать вязать более сложные узлы, рекомендуется изучить беседочный, так как он служит основой для понимания других вариантов. Помимо этого, такой узел универсален и может быть использован для связывания двух веревок или закрепления на опоре.

Для того чтобы быстро завязать его в походных условиях, нужно хорошо ориентироваться в веревке, не только удобно устроившись в кресле у себя дома, но и на влажной сырой земле под дождем. В походе на Эльбрусе некогда вспоминать, как завязать булинь.

При низкой температуре, даже если знать процесс, с замершими пальцами сделать это будет намного труднее.

Для того что бы понять, как вязать булинь, его лучше всего ассоциировать с петлей на веревке. Существует множество стилей завязывания узла, от которых зависит скорость и удобство. Чтобы найти выход из любой ситуации нужно научиться представлять конечный результат. Понимание структуры позволит завязывать как одинарный, так и двойной узел булинь без инструкции, выработав собственный стиль.

Для того чтобы понять, как вязать узел булинь, нужно придерживаться такой последовательности:

  • положите веревку на стол или другую поверхность (во время обучения), так чтобы один из концов был под правой, а другой под левой рукой;
  • образуйте петлю ближе к левой руке, так чтобы правый конец был верхним, и проденьте его через тыльную сторону;
  • обведите свободный конец по тыльной стороне веревки и проденьте его через верхнюю часть петли;
  • затяните узел.

Для завязывая двойного узла булинь также придерживайтесь пошаговой инструкции:

  • положите веревку на поверхность, так чтобы сдвоенный конец был под правой рукой;
  • сложите веревку вдвое;
  • образуйте такую же, как и для одинарного узла петлю;
  • проденьте через тыльную сторону петли сдвоенный конец;
  • проведите между веревок сдвоенного конца новообразовавшуюся по правую руку петлю.

  Как заночевать в лесу. Выживание зимой без палатки

Связываем петлю узлом восьмерка

Узел восьмерка применяется для вязания петли и последующего зацепления грузов. Вообще это один из наиболее используемых узлов в альпинизме, например, при восхождениях в Непале. Такая петля не сдвигается и не затягивается, обеспечивая надежную основу.

Узел восьмерка завязывается как для крепления рыбацких крючков на леске, так и для карабинов, используемых альпинистами. Существует два варианта узла: одинарный и двойной.

Перед тем как научиться завязывать петлю, нужно изучить более простой вариант узла восьмерки:

  • проведите правый конец веревки сначала над, а за тем под ней, образовав петлю;
  • через верх полученной незакрепленной петли просуньте тот же конец;
  • затяните узел.

Двойная же восьмерка выступает в качестве узла, который позволяет создать незатягивающуюся петлю:

  • сложите веревку вдвое;
  • при помощи сдвоенного конца образуйте петлю, проведя его сначала над, а затем под веревкой;
  • вытащите сдвоенный конец веревки через тыльную часть петли;
  • затяните узел.

Связываем петлю узлом проводник

Узел проводник завязывается для образования петель, выступающих как точки крепления. Для создания такой петли нужно:

  • сложить веревку вдвое;
  • из сложенной вдвое веревки завязать простой узел;
  • затянуть и завязать при помощи оставшегося конца простой контрольный узел.

Связываем скользящую петлю

Скользящий применяется как узел для завязывания петли. Для ее создания понадобится:

  • сделать на веревке простой узел;
  • продеть конец веревки в образованную узлом петлю;
  • завязать стопорный узел, сдерживающий петлю, на свободном конце.

Связываем веревки шкотовым узлом

Шкотовый узел применяется для скрепления двух концов. Перед тем как завязать шкотовый узел, стоит запомнить, что его применение на синтетических тросах небезопасно. Так как синтетические волокна скользкие, узел может легко развязаться. Шкотовый используют лишь для натуральных веревок, находящихся под нагрузкой.

Для того чтобы завязать этот узел, нужно:

  • конец одной из веревок (на изображении находится слева) сложить в петлю;
  • через тыльную сторону веревки провести конец второй (на изображении справа);
  • обвести правой веревкой сложенную в петлю левую;
  • провести конец правой веревки в образованную ей же петлю.

Связываем веревки ткацким узлом

Для связывания двух веревок между собой можно использовать и ткацкий узел. Его также называют текстильным, так как изначально применялся для скрепления нитей.

Для того что бы завязать такой узел как ткацкий, понадобится:

  • завязать на конце одной из веревок простой узел, пропустив через образованную снизу петлю конец второй, оставив запас длины для страховочных узлов;
  • повторить действие со второй веревкой, но образовав петлю сверху;
  • затянуть узел;
  • образовать страховочные узлы из оставшихся концов в таком же порядке.

Связываем веревки узлом грейпвайн

Для того чтобы понять как вязать узел грейпвайн, достаточно ознакомиться с предыдущей инструкцией. Грепвайн представляет собой тот же ткацкий для скрепления двух веревок, но без страховочных узлов.

Связываем веревки змеиным узлом

Змеиный узел – это еще один вариант, используемый для соединения двух концов. Применяется для нейлоновых нитей и имеет высокую надежность. Второе название – кровавый. Оно обосновывается тем, что в прошлом узел использовали для завязывания петли на виселице.

Для завязывания узла нужно:

  • расположить веревки параллельно;
  • обвести конец одной веревки вокруг другой через верх трижды;
  • сделать то же самое для другой веревки, за исключением того, что обводить здесь уже нужно через низ;
  • концы продеть в образованное между веревками кольцо;
  • потянуть за основы веревок, после чего узел легко затянется.

Связываем веревки встречным узлом

Встречный узел вяжется как соединитель для двух веревок. С его помощью можно совмещать веревки любых диаметров. Пошаговая инструкция о том, как завязывать встречный узел:

  • завязать на одной из веревок простой узел;
  • продеть через правое «ухо» конец второй веревки;
  • вывести конец второй веревки через верх и снизу обвести первую;
  • продеть конец второй веревки через образованную двойную петлю;
  • затянуть узел.

Связываем веревки плоским узлом

Вариант того, как связать две веревки вместе предлагает также и плоский узел. Его схема максимально проста. Для завязывания плоского узла нужно:

  • скрестить две веревки;
  • обвязать одной из веревок вторую;
  • повторить предыдущий шаг с оставшимися концами веревки (так что бы концы первой выходили из петли, образованной второй веревкой).
  • затянуть узел, потянув за концы веревок, а затем за основы.

Существует множество вариантов завязывания петель и скрепления двух веревок между собой. Каждый из них предлагает подобный результат, но с использованием своих особенностей.

Высокая сложность выполнения узла говорит о большей надежности. Простые же имеют свой плюс в плане скорости, но не могут обеспечить надежное крепление на всех материалах.

Прочитать о других видах туристических узлов можно здесь.

Интересное видео об узлах для любознательных:

Беседочный узел (Незатягивающаяся петля) — Mitsubishi L200, 2.5 л., 2010 года на DRIVE2

Не так давно на страничке одноклубника — MAKEEHKOB (по драйву), проскочил небольшой пост о Беседочном узле.Решил тему частично продублировать и дать в более расширенном варианте.

И так, Беседочный узел — узел который не затягивается, и при любых нагрузках на него, будь то вес человека или много-тонной машины при буксировке, легко развязывается одной рукой. То есть он не запрессовывается, и резать буксир не нужно.

Этот узел наиболее часто применяем в мире и особенно на флоте.Количество жизней спасенным применением этого узла просто невероятно велико.

Его главная особенность — это то что его можно завязать одной рукой!

То есть если вы по какой то причине оказались за бортом или на обрыве, и вам сбросили конец страховки или какую нибудь веревку, вы можете Одной Рукой обвязать себя (продолжая второй рукой держаться) таким узлом, который вас потом не задавит при вытягивании.Прилагаю небольшой видео-гайд как это делать.

  • Меня этому узлу научил еще в детстве мой Батя, который всю жизнь проработал Боцманом на торговом флоте, и я своих детей тоже научил его вязать как двумя руками, так и одной вокруг себя.К сожалению современное поколение моряков не очень дружит с узлами, и мне иногда просто странно, что я — морской механик, начинаю на борту учить молодых щеглов как привязать себя, застраховать запчасти от перемещения…
  • По крайней мере что что, а вязку Беседочного узла одной рукой — все учат и с удовольствием, уж очень часто его можно применить в жизни.
  • Вариантов использования узла так много, что перечислять их не вижу смысла.
  • Узел из раздела тех, которые должны знать все.
  • Немножко общей информации из Вики:

Бесе́дочный у́зел, или були́нь (англ. bowline — тетива, bow — лук, line — шнур) — один из основных и наиболее древних узлов общего применения (с древних времен им крепили тетиву лука). Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков.

По археологическим свидетельствам, беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам уже 5000 лет назад . Наиболее раннее известное описание узла встречается в учебнике по морскому делу Джона Смита, изданному в 1629 году.

Узел, не развязывающийся, но и не затягивающийся под нагрузкой, позволяет легко развязать себя, когда нагрузка снята. Однако данный узел может ползти при переменной нагрузке или на скользких тросах.Рекомендуется закрепить свободный конец контрольным узлом. Контрольный узел необходим для безопасного применения булиня в высотных и иных работах.

Может использоваться для создания затягивающейся петли.

8 простых узлов, которые выручат в любой ситуации

В жизни случается всякое. Скажем, вам нужно забраться на небольшую высоту, привязать груз или вытащить машину из ямы. В подобных случаях не обойтись без правильно связанной веревки, поэтому умение вязать надежные узлы — крайне полезный навык.

AdMe.ru решил помочь вам освоить 8 самых простых и полезных узлов, которые пригодятся в любой ситуации.

Как делать. Берем край веревки и складываем его буквой «Z». Коротким концом делаем 3—4 оборота вокруг веревки и продеваем его в нижнюю петлю. Затягиваем веревку с помощью верхней, рабочей петли.

Где применить. Такой узел удобно крепить к различным предметам. Например, поднимать или опускать предметы с узким горлышком.

Читайте также:  Как тренировать кисти рук (Железное копье Кунг фу)

Как делать. Для начала делаем обычный узел на одной из планок. Затем прикладываем к ней вторую и делаем 5—8 оборотов вокруг. Оставшимся концом стягиваем обвязку, продевая его между жердей.

Где применить. Такие обвязки довольно прочные и могут быть использованы для получения одного длинноного шеста, устранения перелома или простого связывания двух и больше палок.

Как делать. По центру веревки делаем петлю. Затем одну из сторон переворачиваем так, чтобы веревка была в форме восьмерки. Теперь берем за центр этой восьмерки (место пересечения) и просто складываем петли в готовый узел.

Где применить. Особенность этого узла в том, что после затяжки в обратную сторону он сам не развяжется. «Констриктор» подходит, чтобы затягивать мешки, пережать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, можно даже пользоваться им как жгутом.

Как делать. В левую руку берем конец веревки. Правой рукой обратным хватом переворачиваем петлю и фиксируем веревку в левой руке. То же повторяем с оставшейся веревкой. Затем конец веревки (который болтается снизу) продеваем в петлю, хватаем за него, бросая остальное. Теперь вся веревка в узлах, промежуток которых равен величине петли.

Где применить. Такую веревку можно использовать при спуске, подъеме на высоту или чтобы вытянуть машину из ямы.

Как делать. Кладем предмет на веревку и обвязываем его самым обычным узлом, которым завязываем шнурки. Затем петлю узла растягиваем на стенки предмета и затягиваем.

Где применить. Такой узел часто используется для поднятия тяжелых круглых предметов. Кроме того, им удобно поднимать несколько предметов сразу. Или использовать вместо ручки для ведер, банок, бочек.

Как делать. Берем край петли из тонкой веревки и делаем 3—4 витка вокруг основной веревки, при этом пропуская конец через петлю. Без нагрузки этот узел отлично скользит по веревке и его можно легко передвигать рукой. Но если на узел подается нагрузка, то он затягивается намертво и не сдвинется с места.

Где применить. С помощью таких узлов можно легко подниматься по веревке на любую высоту или подвесить какой-либо предмет.

Как делать. Отмерьте веревку такой длины, чтобы она полностью огибала большой плоский предмет. Концы веревки свяжите обычным узлом, а остальную часть перекиньте на другую сторону, чтобы веревка была на 1/3 высоты предмета. Возьмите за середину веревки с двух сторон и используйте как ручку для переноса.

Где применить. Удобен для переноски больших плоских предметов, которые сложно охватить рукой. Хват в районе центра тяжести позволяет без усилий наклонять предмет при подъеме и спуске по лестнице.

Как делать. Возьмите две веревки и перекрестите их (красную поверх синей), чтобы образовался полуузел. Перекрестите их еще раз (красную поверх синей) и затяните оба конца, чтобы образовался прямой узел.

Где применить. Один из самых простых узлов для связывания двух веревок. Можно использовать, если нужно что-то временно подвязать при небольших нагрузках. При больших нагрузках на связанные тросы и при их намокании прямой узел сильно затягивается. Но развязать его очень просто.

Фотограф Роман Захарченко специально для AdMe.ru

"Безузловой узел". Как без узла привязать любое количество крючков на одной леске | Intellifishing.ru

Существует большое количество различных рыболовных узлов, каждый из которых имеет свою надёжность и прочность. Практически всегда у рыбака получается своеобразная дилемма: выигрывая в одном, он обязательно проигрывает в другом. Надёжные узлы хоть и гарантируют соединение элементов оснастки, но уменьшают прочность лески.

И наоборот – «щадящий» режим работы лески может привести к развязыванию узла. Компромиссным вариантом являются т. н. безузловые соединения (not a knot). Они позволяют получить достаточно надёжные конструкции, где леска испытывает относительно небольшие нагрузки и при этом не слишком сильно перетягивается в критических местах.

Где это применяется

Способ безузлового соединения используется в монтажах, где на одной нити может быть не один, а два или три (или более) дополнительных элементов.

Причём крайне нежелательно использовать несколько отрезков нити. Чаще всего в качестве этих элементов используются обыкновенные крючки.

В итоге получается некое подобие оснастки «гирлянда», но при этом не используются отводные поводки, а все элементы крепятся к одной нити.

Подобные конструкции хорошо зарекомендовали себя, например, при ловле сома. Несколько крючков располагают на леске, ориентировав их жала в разные стороны. При этом практически при любой поклёвке сом засекается всегда и сходы отсутствуют.

Как вязать безузловое соединение

Последовательность вязания безузлового узла для первого крючка имеет такой вид:

  1. Леску продевают со стороны жала крючка. При этом специально оставляют её небольшой отрез.
  2. Основной частью лески делают скрутку из 5–7 оборотов. Скрутка должна обматывать и цевьё, и оставленный отрез.
  3. В ушко крючка продевают основную часть лески с обратной стороны. Затем скрутку смачивают и затягивают, лишнюю часть отреза удаляют.

Последующие крючки привязывают к нити немного иначе. Леску нужно вставлять не со стороны жала, а с противоположной. Затем смещают крючок на необходимое расстояние от предыдущего и повторяют скрутку из 5–7 оборотов, но продевают леску в ушко со стороны жала. Далее осуществляют намачивание скрутки и её затягивание.

Таким способом можно привязать к нити любое количество крючков.

Альтернативный вариант вязания первого крючка

Для более надежного соединения первого элемента в оснастке можно использовать и другой способ соединения. Его смысл заключается в том, что леску не пропускают повторно в кольцо на крючке, а выводят из нижней части соединения, расположенной ближе к жалу.

Для этого вначале вставляют нить в кольцо, делая небольшую петельку. Скрутку из 5–7 оборотов делают, начиная от кольца и двигаясь к жалу. Затем свободный конец пропускают в нижнюю часть петли.

При таком соединении можно и не пропускать нить в кольцо, а привязать его сразу к цевью. Это даёт возможность использовать в качестве первого элемента оснастки крючок с лопаткой.

Как завязать узел: 20 узлов для выживания, которые нужно знать

Умение завязать узел, причём узел крепкие, надежные и подходящий к конкретной ситуации, очень важно не только для выживальщиков и бушкрафтеров, но и для охотников, рыболовов и просто любителей отдыха в дикой природе. Ведь с помощью узла можно не только соединить два конца веревки, но и отремонтировать снаряжение, зафиксировать один предмет к другому, изготовить простейшие ловушки, а также решить много других задач.

Сегодня мы расскажем про наиболее популярные и одновременно универсальные узлы, а также подробно объясним – в каких случаях какой узел применять, и как этот узел завязать.

1. Прямой узел

Прямой узел (Square Knot)

Основное его предназначение – связывать вместе веревки, а также фиксировать веревочный узел вокруг какого-либо предмета. По своей прочности прямой узел многократно превосходит простой узел и отличается устойчивостью к самопроизвольному развязыванию, что позволяет применять его даже в тех случаях, когда на веревку предполагается приложение значительных усилий.

Чтобы завязать прямой узел, необходимо положить веревки концами навстречу друг к другу, после чего веревку, идущую справа налево завести под вторую веревку и, выведя конец слегка вверх, отвести обратно вправо.

Со второй веревкой проделывается все тоже самое, но в зеркальном виде (при этом, свободный конец веревки в последний момент заводится под конец первой веревки, образуя петлю). Готовый узел (если он завязан правильно) выглядит полностью симметричным.

Все, что останется сделать – это затянуть его потуже – и веревки будут надежно соединены воедино.

2. Выбленочный узел

Выбленочный узел (Clove Hitch)

Выбленочный узел является одним из наиболее универсальных узлов, применяемых в морских такелажных работах. С его помощью выполняется закрепление тросов, канатов и веревок к матчам и другим предметам, имеющим гладкую округлую поверхность.  Данный тип узла отлично подойдет для прикрепления веревок, подверженных натяжению, к палкам и колышкам (например, при изготовлении растяжек для тента и т.д.)

Чтобы завязать узел, нужно взять веревку и без натяжки обернуть ее вокруг предмета (на который предполагается ее закрепить), создав таким образом петлю. После этого нужно сделать еще один оборот, создав вторую петлю, после чего пропустить конец веревки внутрь нее, и затянуть узел.

3. Булинь

Булинь (The Bowline)

Один из наиболее простых и, одновременно – популярных узлов. Он отличается большой универсальностью и надежностью (узел не склонен к самопроизвольному развязыванию, а также не затягивается под нагрузкой, что позволяет легко развязать его тогда, когда это требуется).  Булинь в тех или иных вариациях применяется в альпинизме, морском деле, при высотных и спасательных работах.

Чтобы завязать узел (мы говорим, в данном случае, о классическом варианте булиня, поскольку существует множество его разновидностей, включая скользящий узел), потребуется взять веревку и сформировать малую петлю, после чего провести конец веревки ниже и обвести его вокруг палки или другого объекта, на который выполняется закрепление. После этого конец следует пропустить внутрь первой петли снизу вверх и, обведя его вокруг верхней части веревки, вновь пропустить сквозь петлю, но уже сверху вниз. Далее нужно будет лишь хорошо затянуть концы, и булинь будет готов.

4. Восьмерка

Восьмерка (The Figure Eight)

Этот узел применяется, главным образом, в качестве «стоппера», предохраняющего  закрепленные на веревке предметы от перемещения или потери, а также в качестве страховочного узла, препятствующего свободному прохождению веревки через люверсы и другие крепежные элементы.

Чтобы завязать “восьмерку”, нужно сформировать узел одним из концов, затем, двигая его в обратном направлении, перекинуть через веревку и, вновь развернув конец в первоначальном направлении, пропустить его сквозь первую петлю и затянуть. Несмотря на сложное описание, завязать такой узел очень легко. Единственным его недостатком является сложность развязывания, особенно, если восьмерка была очень сильно затянута.

5. Шкотовый узел

Шкотовый узел (The Sheet Bend)

Также, как и прямой узел, служит для связывания двух свободных концов различных веревок, но, в отличие от первого, применяется не только для тросов равных диаметров, но и для заметно отличающихся.

Читайте также:  Правила поведения детей в лесу. Безопасность в лесу – памятка с правилами для детей

Для того, чтобы его завязать, нужно сложить конец большей по толщине веревки в форме буквы j, а конец тонкой веревки провести под средней частью получившейся полупетли.

После этого тонким концом нужно обвести сразу две части j-образного конца и, сделав один оборот, вывести его в бок (пропустив его под начало тонкой петли).

Но, стоит отметить, что наибольшую прочность шкотовый узел обеспечивает именно при соединении различных по диаметру тросов. Если же предполагается связать пару одинаковых веревок, то лучше отдать предпочтение прямому узлу.

6. Простой штык

Простой штык (Two Half Hitches)

Этот простой (на что указывает и его название) узел позволяет обеспечить надежную фиксацию веревки к статичным и подвижным объектам, к которым предполагается приложить значительное усилие или статичную нагрузку. Ввиду того, что он является незатягивающимся, развязать его в случае необходимости также просто, как и завязать. Основное назначение простого штыка – швартовка судов, фиксация грузов при перемещении, закрепление буксируемой техники  и т.д.

Завязывается этот узел следующим образом: конец веревки обвести вокруг объекта, создав таким образом петлю, после чего завести его внутрь получившейся петли (образовав таким образом петлю меньших размеров), после чего еще раз завести конец в петлю (на этот раз – в малую). Если требуется большая надежность  – по такому же принципу можно завязать еще одну петлю, увеличив таким образом общую надежность узла.

7. Линьковая намотка

Линьковая намотка (Taut Line Hitch)

Очень удобный узел в тех случаях, когда длину веревки приходиться периодически корректировать (в том числе – поддерживая ее в натянутом состоянии). Применяется он при креплении грузов, поднятии предметов на высоту, швартовке лодок, установке растяжек для палаток и тентов, а также во многих других случаях.

Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.

8. Рыбацкий узел

Рыбацкий узел (Fisherman’s Knot)

Применяется, главным образом, при связывании тонких веревок и рыболовных лесок, а также служит для привязывания к ним различных объектов.

Чтобы завязать узел, нужно пропустить леску через отверстие рыболовного крючка и, создав небольшую петлю, обмотать оставшимся концом основную леску несколько раз.

После этого следует пропустить конец через созданную ранее петлю и, после этого – через вторую петлю, образовавшуюся после предыдущей операции.

После затяжки этот узел будет крайне трудно развязать (а его самопроизвольное ослабевание практически полностью исключено).

9. Встречный проводник

Встречный проводник (Water Knot)

Один из лучших узлов для связывания двух ремней или лент, отличающийся огромной надежностью и, вместе с тем – простотой завязывания.

Для создания встречного проводника нужно наложить две соединяемых ленты одна на другую, после чего завязать на месте их соединения (с соответствующим отступом от ближних концов) простой узел и крепко затянуть его.

10. Подвижный штык

Подвижный штык (Rolling Hitch)

Служит для закрепления дополнительных веревок на основную. Чтобы завязать его, нужно одним из концов вспомогательной веревки завязать узел полуштык (о нем говорилось выше) вокруг основной веревки, а затем внутри образовавшейся петли завязать еще один полуштык. Полученное соединение надежно закрепит дополнительную веревку на теле основной.

11. Прусик

Прусик (Prusik Knot)

Схватывающийся узел, применяемый в альпинизме и при высотных работах в качестве страховочного. В свободном состоянии достаточно легко перемещается по основной веревке, но, в случае падения (при приложении на страховочную веревку большой нагрузки) моментально стопорится.

Чтобы завязать “прусик”, нужно обернуть петлю из страховочной веревки вокруг главной веревки трижды (понять, как это правильно сделать, можно из приведенного ниже рисунка), после чего провести свободные концы троса внутрь оставшейся петли и выполнить затяжку. Правильно затянутый прусик должен свободно перемещаться по веревке при помощи руки, но останавливаться при резком рывке.

12. Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками (Timber Hitch)

Этот узел (называемый в английском варианте древесным) служит для закрепления веревки на цилиндрические предметы с грубой, неровной или шероховатой поверхностью. Является самозатягивающимся и широко применяется в морском деле, при такелажных и погрузочных работах, при перетаскивании тяжелых объектов и т.д.

Чтобы его завязать – нужно лишь обернуть веревку вокруг требуемого объекта (например – бревна), после чего обогнуть конец вокруг основной веревки, завести его внутрь петли и несколько раз – 4 или 5 – обвить ее. После этого останется лишь выполнить затяжку, и узел будет готов к использованию.

13. Змеиный узел

Змеиный узел (Blood Knot)

Змеиный (или как его еще называют – Кровный) узел служит для связывания воедино двух веревок одинакового или близкого диаметра. Одним из наиболее употребительных его применений является связывание рыболовных лесок и шнуров.

Чтобы завязать “змеиный узел”, необходимо положить две лески параллельно друг к другу, соединяемыми концами в разные стороны. Затем обвить каждым концом противоположную леску 5 или 6 раз и, развернув концы в обратном направлении, пропустить их в петлю между лесок (в том месте, откуда начиналась намотка).

14. Артиллерийский  узел

Артиллерийский  узел (Man Harness)

Предназначается для создания прочной неподвижной петли на главной веревке без применения вспомогательных.

Завязывается он довольно просто – нужно лишь создать петлю при помощи свободного конца, после чего завести его под петлю. Затем петлю нужно немного растянуть, после чего продеть ее верхний виток внутрь нее самой (так, как показано на рисунке). После этого готовый узел нужно лишь немного подтянуть, и он готов к использованию.

15. Плоский узел

Плоский узел (Carrick Bend)

Служит для соединения двух веревок, но, в отличие от многих других узлов, отличается своей простотой.

Для завязывания плоского узла необходимо сформировать петлю при помощи свободного конца любой из веревок.

Затем конец другой веревки следует провести над этой петлей, после чего пропустить под первой коренной веревкой, над первым концом, под первой веревкой первой петли, а затем – над второй коренной веревкой внутри узла и под первой веревкой с другой стороны узла (все может показаться сложным, но посмотрев на схему  – легко убедиться в том, насколько легко выполняется этот узел). Его затяжку следует выполнять, прилагая примерно равное усилие к обоим концам.

16. Грузовая петля

Грузовая петля (Trucker’s Hitch)

Применяется для точного дозирования тягового усилия при перевозке или перетаскивании объектов. Отличается удобством и, одновременно, относительной простотой исполнения.

Начинать завязывание грузового узла необходимо с создания артиллерийского узла (о нем рассказывалось чуть выше).

Как только он будет создан, свободный конец пропускают сквозь кольцо карабина (или другое устройство, при помощи которого крепится трелюемый объект), а затем – сквозь петлю артиллерийского узла.

Выведя конец из петли, его дважды оборачивают вокруг парной веревки (между петлей и кольцом), завязывая при каждом обороте узел.

17. Бочечный узел

Бочечный узел (Barrel Hitch)

Как нетрудно догадаться из названия, применяется он для закрепления бочек, ведер и другой цилиндрической тары.

Для создания такого узла нужно завязать полупрямой узел, развести края его петли чуть в сторону, а на центральную веревку установить перемещаемый объект.

Затем боковые петли следует приподнять вверх так, чтобы они охватили бочку чуть выше средней части (это условие безопасно, поскольку при недостаточно высоком расположении веревки бочка можете перевернуться и выпасть из петли).

В некоторых случаях (если веревка коротка, и ее концы не равны по длине), на некотором расстоянии от крышки завязывается дополнительный узел, соединяющий вместе конец и коренную веревку.

18. Узел камикадзе

Узел камикадзе (Sheepshank)

Очень полезный узел тогда, когда нужно сократить длину веревки, не перерезая ее и не сокращая ее прочность и механические свойства.

Для завязывания “узла камикадзе” нужно сложить веревку в средней части трижды так, чтобы оставшаяся длина соответствовала новому требуемому размеру. После этого свободными концами нужно в противоположных направлениях завязать вокруг двух частей веревки узлы типа полуштык и затянуть их. После этого веревка окажется укороченной, сохранив при этом свою прочность и упругость.

19. Узел для треноги

Узел для треноги (Tripod Lashing)

Служит для связывания вместе трех стоек с образованием регулируемой треноги.

Чтобы завязать этот узел, необходимо положить в ряд будущие стойки, положить на них веревку и, обведя одну из крайних стоек, завязать на ней выбленочный узел (его описание было в самом начале). После этого несколько раз – 5,6 или 7 – следует обмотать веревкой все три стойки.

После этого нужно дважды обмотать оставшимся концом все обмотки стоек, выполненные коренной веревкой и, сделав это (и дойдя до крайней стойки) завязать на ней еще один выбленочный узел. После этого тренога будет полностью готова, и ее можно будет установить на нужное место.

20. Крестовинный узел

Крестовинный узел (Square Lashing)

Служит для надежного связывания двух палок крестообразно друг к другу.

Чтобы завязать его, нужно создать выбленочный узел на одной из палок недалеко от места их пересечения (но не в притык к нему). Затем следует обмотать по спирали обе перекладины 6 или 7 раз свободным концом и, дойдя до начала обмотки, связать оба конца веревки при помощи прямого узла.

Оригинальная статья: Essential Knots: How to Tie the 20 Knots You Need to Know

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector