Топографические (картографические) условные знаки – символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических картах.
Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений (по начертанию и цвету) однородных групп объектов, при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий. Как правило, топографические условные знаки передают форму и размеры, местоположение и некоторые качественные и количественные характеристики воспроизводимых на картах предметов, контуров и элементов рельефа.
Топографические условные знаки принято разделять на масштабные (или площадные), внемасштабные, линейные и пояснительные.
Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана.
Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски.
Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди).
Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания.
Внемасштабные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов.
Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака.
Следует учесть, что одни и те же местные предметы на картах или планах крупных масштабов могут быть выражены площадными (масштабными) условными знаками, а на картах мелких масштабов – внемасштабными условными знаками.
Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками.
Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.
Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов.
Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д.
Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.
- Компас
- Компас – это устройство для ориентирования на местности путём указания на магнитные полюса Земли, стороны света, и другие объекты.
- В настоящее время существуют несколько принципиально различных видов компаса: магнитный компас, гирокомпас, астрономический компас, а также компасы, ориентирующиеся на положение искусственных объектов: радиокомпас, спутниковый компас.
Рис. Магнитный компас Рис. Электромагнитный компас
Рис. Гирокомпас Рис. Спутниковый компас
Стороны горизонта.
В географии сторона горизонта — одно из четырёх основных направлений: север, юг, запад, восток. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 126; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Узнать еще:
Составить памятку как вести себя на лугу 4 класс и нарисовать условные знаки
- Как нарисовать условные знаки к правилам “Как вести себя на лугу” 4 класс?
- Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 133
- Обсудим!
- Правила безопасности на лугу
- Проверь себя
- Задания для домашней работы (на выбор)
- Жизнь луга стр.
170 – 177
- 1) Опишите луг по фотографии.
- 2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа — определителя.
- 3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
- Пример экологических связей на лугу для 4 класса
- 5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.
- Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса
- 6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.
- Характеристика лугового сообщества для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Сравните лес и луг.
- 2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?
- 3) Сравните схемы.
Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.
- Проверь себя
- 1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
- 2. Какие организмы составляют луговое сообщество?
- 3. Как нужно вести себя на лугу?
- Задания для домашней работы
- 1.
В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом — определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.
- 2.
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
- Условные знаки “Как вести себя на лугу” для 4 класса
- На следующем уроке
- Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды.
Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?
Задание по окружающему миру для 4 класса Как нарисовать условные знаки к правилам поведения на лугу?
Как нарисовать условные знаки к правилам безопасности луга?
я бы нарисовала так некоторые из пунктов:
Пункт 3. символами воду // температуру, например, меньше 15С и все это перечеркнуто красной линией.
Пункт 5. опять таки символично воду, в ней мусор, например, бутылку или грязное пятно, и все это перечеркнуто.
Пункт 6. символично воду, разделенную на две части, разделяет буй, и перечеркнута дальняя часть воды.
Первобытные люди занимались охотой и собирательством, они научились добывать костер, обрабатывать шкуры, делать орудия труда. Первобытные люди любили украшать стены пещер разнообразными рисунками. Они уже начинали приручать животных и делали попытки обрабатывать землю.
- Любые из этих занятий можно попытаться изобразить в картинках и это задание будет много проще для тех, кто неплохо рисует.
- Я попыталась подобрать наиболее простые картинки, иллюстрирующие жизнь первобытного человека.
- Вот охота и изготовление орудий:
Вот первобытные художники:
Веселый первобытный человек с каменным топором:
Все очень просто! Нужно набрать фразу “условные топографические знаки” и заняться поиском материала в интернете. Через некоторое время можно будет выбрать варианты. Можно найти учебник по военной топографии, в них обязательно будут таблицы с условными знаками. Нужно учесть, что ныне действуют знаки, которые определены стандартами 1986 года.
В полусотне километров от нашего города, находится достаточно большой угольный разрез ведущей энергетической компании СУЭК.
Как составить предложение с хвостиком на английском
Ближайшие окрестности и самого разреза и поселка при нем обставлены этими самыми рукотворными горами. Зовутся они терриконы. Высота большинства из них достигает более сотни метров от подножия.
Многие из них на сегодняшний день представляют довольно мрачное зрелище темной и безжизненной горной породы.
Некоторые уже начинают обрастать растительностью, но для того что бы природа восстановила здесь свое великолепие полностью пройдет не одна сотня лет.
Ну конечно люди тоже помогают, на терриконы возят плодородный слой, что бы растительность приживалась лучше, однако рост других терриконов гораздо быстрее рекультивации.
Есть еще один вид “самодельных” гор, это курганы. В древности это были погребальные склепы кочевых народностей. Сегодня такие сооружения не делаются, однако их мощь до сих пор можно наблюдать.
По тундре бродят стада северных оленей, которые пасут суровые оленеводы в олених шкурах. Они живут в небольших стойбищах, раскиданных по тундре и часто ездят на упряжках, запрягая в них северных оленей.
В тундре много болот, много комаров и много мхов. Олени едят ягель, а летом объедают карликовые кустарники, которые могут образовывать настоящие заросли.
- Кое-где в тундре раскиданы буровые вышки и там добывают нефть.
- Суровый край, где мне не очень хотелось бы побывать.
- Источник
Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 133
???? Ответы к странице 133. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. А. А. Плешаков.
По приведённому на с. 127 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.
Обсудим!
Сравните лес и луг.
Отличие леса от луга в том, что основной растительностью луга являются травы, а леса – деревья. На лугу нет крупных животных, а в лесу есть.
Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вие человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе? Какие правила безопасности нужно соблюдать на лугу?
Примеры правильного поведения людей на лугу: любоваться природой луга, дышать луговым воздухом, любоваться красотой цветов.
Примеры неправильного поведения людей на лугу: топтать траву, срывать полевые цветы, жечь траву, разорять гнёзда шмелей.
По вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе. Истребляя луговые растения, человек истребляет и животных, которые населяют это сообщество.
Правила безопасности на лугу
Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните почему.
Косилка должна двигаться от центра к краям луга. Это важно, чтобы обитатели луга могли убежать.
Если косилка будет двигаться от краёв луга к центру, то обитатели луга будут двигаться к центру луга и они погибнут.
Проверь себя
Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
Сходства: растут одни и те же виды растений и цветов, чистый и свежий воздух, обилие насекомых и микроорганизмов.
Отличия: на лугу нет деревьев, а в лесу – это основная растительность. На лугах нет крупных животных, а в лесу есть.
- Какие организмы составляют луговое сообщество?
- Луговое сообщество составляют насекомые, грызуны, птицы, черви, земноводные.
- Как нужно вести себя на лугу?
- Не топтать траву, нельзя срывать полевые цветы, разорять гнёзда шмелей, жечь траву.
Задания для домашней работы (на выбор)
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
Прочитав рассказ «Горит трава» я нашёл(а) доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву:
С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Как составить план текста расставь все пункты по порядку
Источник
Жизнь луга стр. 170 – 177
Луг — это пространство, заросшее травами. На лугу почти нет деревьев, зато там много трав, много цветов. Из-за этого на лугах всегда много насекомых, там много птиц, там есть грызуны.
2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа — определителя
На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных, мышиный горошек является представителем бобовых растений, нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.
3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя
Животный мир луга бога и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.
По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.
Пример экологических связей на лугу для 4 класса
Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.
Трава является основным производителем на лугу, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня
На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные птицы и звери.
Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.
- Для лугов Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.
- Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.
- На лугах области растут грибы: опёнок луговой, негнеючник, говорушка.
5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края
Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса
- Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.
- Клевер — бабочка — трясогузка.
- Лисохвост — жаворонок — лунь.
- Мышиный горошек — кузнечик — жаба.
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края
Характеристика лугового сообщества для 4 класса
1. Название — луговое сообщество
2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует луга для пастбищ, для сенокоса.
5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.
6. Охрана: соблюдать правила поведения на лугу, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.
Обсудим!
1) Сравните лес и луг
Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.
2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?
Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей, жечь траву.
Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.
Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи на лугу.
Как составить служебную характеристику
Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей луга.
3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину
Косилка должна двигаться от центра к краям луга, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка будет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру луга, а оттуда им уже некуда будет бежать, и многие животные погибнут.
Проверь себя
1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
Сходства: Производителями на лугу являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.
Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, растениями луга — травы.
2. Какие организмы составляют луговое сообщество?
Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.
3. Как нужно вести себя на лугу?
Нельзя топтать луговые травы, рвать луговые цветы, бегать и пугать обитателей луга, ловить бабочке, других насекомых, разорять гнёзда шмелей, жечь сухую траву.
Задания для домашней работы
1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом — определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту
Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка — Икар, и зорька.
Голубянка — Икар более мелка бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.
Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту зорька побывала на двух цветках.
А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.
2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву
Поджигать сухую траву нельзя, потому что:
1. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки.
2. Уменьшается видовое разнообразие трав. Выживают только растения с глубок расположенными корнями.
3. Сгорают различные насекомые и бактерии.
4. Полезные вещества из сухой травы не возвращаются в землю.
5. Могут образоваться овраги
6. Может возникнуть пожар, и пострадать люди.
7. С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Условные знаки “Как вести себя на лугу” для 4 класса
1. Не лови бабочек и стрекоз.
2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков.
3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей
4. Не рви луговые цветы.
5. Не жги сухую траву.
6. Не оставляй за собой мусор.
На следующем уроке
Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?
У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.
Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.
Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.
Источник
Библиотека условных обозначений для QGIS
Описание библиотеки условных обозначений для QGIS, установка, получение и примеры
Редактор стилей QGIS позволяет создавать красивые и сложные условные обозначения для ваших проектов. Но этот процесс может оказаться трудоёмок для сложных условных обозначений, поэтому мы решили помочь всем пользователям QGIS и создали набор условных знаков, на основе общепринятых в России условных обозначениях для топографических карт.
[править] Общее описание
Библиотека символов распространяется под лицензией CC-BY (более подробная информация в license.txt), что делает его пригодным для коммерческого использования и создания производных произведений.
Набор условных знаков представлен в двух вариантах:
- все условные знаки представлены одним файлом (all.xml)
- условные знаки разбиты на несколько тематических категорий, каждой из которых соответствует свой .xml файл (в директории by-type/):
- границы (boundary.xml)
- грунты (ground.xml)
- водные объекты (hydro.xml)
- промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты (industrial.xml)
- железные дороги (railroad.xml)
- рельеф (relief.xml)
- дороги (road.xml)
- растительность (vegetation.xml)
Название каждого условного знака оканчивается одним или двумя числами и буквой «к», которые обозначают масштаб карты для которой данный условных знак подходит больше всего. Например, знак «виноградники_25к-50к» подойдёт для карт масштабов 1:25 000 — 1:50 000. Если название условного знака заканчивается на «_эк», значит он предназначен для более наглядного отображения на экране монитора.
[править] Инструкция по установке
Используйте QGIS 1.7 или более позднюю версию.
- Скачайте архив с условными знаками.
- Скопируйте содержимое директории svg/ в директорию со значками qgis (Linux: /usr/share/qgis/svg; Windows: OSGeo4Wappsqgissvg), или добавьте путь к ней в настройках (Установки->Параметры, вкладка Отрисовка -> «Значки в формате SVG»)
- Вызовите менеджер стилей: Настройки->Менеджер стилей.
- Нажмите кнопку «Импорт».
- Укажите путь к файлу «all.xml» из данного архива либо нужный из директории by-type/
- Выберете нужные символы или выделите все и нажмите кнопку «Импорт».
Обратите внимание, что в импортированных символах не должно быть красных кружков.
Если вы видите красные кружки в символах (или не видите некоторых символов, хотя их имена присутствуют в менеджере стилей), это означает что пути к SVG иконкам, использованным в данных символах импортированы неправильно. Это можно исправить, отредактировав файл «symbology-ng-style.
xml», НАХОДЯЩИЙСЯ В ПАПКЕ QGIS ВАШЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (Linux: ~/.qgis; Windows: usersимя пользователя.qgis): скопируйте нужные пути из файла «all.xml» ИЗ ДАННОГО АРХИВА. Например, если нужно исправить условный знак «Виноградники (точечный)_100к», находим соответствующее описание в файле all.xml.
Оно будет начинаться с:
- Чуть ниже вы увидите строчку:
- Скопируйте её и замените соответствующую строчку в файле «symbology-ng-style.xml»
[править] Галерея условных знаков
Линейные условные знаки
Заливки
Точечные условные знаки
Пример карты, оформленной условными знаками из набора
[править] Ссылки по теме
Создание комплексных условных знаков в QGIS: «шлюз»
Последнее обновление: 2014-05-14 21:54
Система условных обозначений на картах. Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки
Условные знаки — это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику. В РФ и странах СНГ используется 465 условных знаков (в США — 243, во Франции — 288. в ФРГ — 231).
Масштабными условными знаками изображаются такие местные предметы, размеры которых выражаются в масштабе карты. Их размеры (длину, ширину, площадь) можно определить по карте, например размеры леса, луга, болота и т. п.
Каждый масштабный (контурный) условный знак состоит из контура, т. е.
границы данного предмета, например границы леса, и дополнительных обозначений внутри контура, показывающих, какой местный предмет находится в данном контуре, например лес, кустарник, луг и т, п.
Контур леса, кустарника, луга, болота вычерчивается на картах точками (пунктирами).
Внемасштабными условными знаками изображаются более мелкие предметы, размеры которых в масштабе карты не отражаются, например колодец, указатель дорог, километровый столб и т. п.
Такие предметы изображаются на картах в увеличенном виде. Если условный знак имеет вид симметричной фигуры (завод, колодец и т. п.), то точное местоположение по карте предмета, изображенного внемасштабным условным знаком, определяется центром знака, а несимметричной фигуры (памятник, отдельный камень и т. п.) – серединой основания.
Если внемасштабный условный знак имеет в основании прямой угол, то изображаемый предмет находится в вершине прямого угла (указатель дорог, километровый столб, отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.). Ось дороги, изображаемой на карте двумя линиями, проходит посередине между этими линиями.
Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной характеристики местных предметов. Пояснительный условный знак показывает, например, какова порода леса, в каком направлении течет река и т. п.
Помимо пояснительных условных знаков на картах имеются пояснительные надписи. Например, у условного знака завода стоит надпись «кож». Это означает, что завод кожевенный. У некоторых условных знаков ставятся цифровые обозначения, например у условного знака моста дробь 15/10 показывает, что длина моста (числитель) –15 м, а грузоподъемность (знаменатель) – 10 т.
Надписи применяются также для указания собственных названий населенных пунктов, рек, озер, урочищ и т. д.
Чтобы карта легче читалась и была более наглядной, условным знакам придают по возможности форму, напоминающую форму изображаемых ими предметов (отдельное дерево, ветряная мельница и т. п.).
Для этой же цели карты изготовляют в несколько красок: леса, сады, парки печатают зеленой краской, воду – голубой, шоссейные дороги – красной, улучшенные грунтовые дороги – оранжевой, рельеф – линиями светло-коричневого цвета.
При изображении на картах железных дорог указывают их характеристику (трех-, двух- и одноколейные), насыпи и выемки, мосты, а также все придорожные сооружения (станции, депо, казармы, будки). Линии связи вдоль железных дорог не показывают.
Автогужевые дороги при изображении их на карте делятся на автострады, шоссейные, улучшенные грунтовые и грунтовые (проселочные, полевые или лесные), а также тропы.
На дорогах показываются выемки, насыпи, мосты, линии связи, километровые столбы, указатели дорог, обсадки.
На улучшенных грунтовых дорогах надписывают их ширину в метрах, а на шоссейных – ширину одетой части (первая цифра) и всей дороги (вторая цифра в скобках), а также материал покрытия (А – асфальтобетон, Б – булыжник и т. п.).
В населенных пунктах наносят все улицы, площади, сады, парки и постройки, имеющие значение ориентиров. Дома в населенных пунктах объединяют в кварталы, которые заштриховывают.
Реки на картах изображают в одну или в две линии в зависимости от их ширины. Ширину рек (в метрах) надписывают. На картах масштаба 1 : 25 000 и 1 : 50 000 реки шириной менее 5 м изображают в одну линию.
Скорость течения рек (м/с) надписывают в середине стрелки, показывающей направление течения. У бродов указывают: в числителе – глубину брода в метрах, в знаменателе (буквой) – качество грунта дна (Т – твердый, В – вязкий, П – песчаный, К – каменистый).
Каналы шириной менее 3 м изображают на карте одной линией.
Условные знаки местных предметов делятся на три основные группы:
- · масштабный;
- · внемасштабные;
- · пояснительные.
- Масштабными (или контурными) условными знаками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, то есть такие, размеры которых (длину, ширину, площадь) можно измерить по карте.
Каждый такой знак состоит из контура, т.е. планового очертания изображаемого объекта и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (запоминающих знаков), указывающих род и разновидность объекта.
Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они не совпадают с другими линиями местности (канавами, береговыми линиями, дорогами и т.д.), которые обозначаются своими условными знаками.
Внемасштабными (точечными) условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, отдельные дома, башни, памятники и др.
), не выражающиеся в масштабе карты, фигурный рисунок такого знака включает главную точку, показывающую точное положение объекта на местности, и обозначает, что это за предмет. Внемасштабные условные знаки можно разделить на 4 группы в зависимости от положения главной точки:
· знаки, имеющие центр симметрии, (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка и т.д.); главная точка совпадает с центром симметрии;
- · знаки, имеющие широкое основание, главная точка — в середине основания;
- · знаки, имеющие основание в виде прямого угла; главная точка — в вершине утла;
- · знаки, представляющие сочетание нескольких фигур; главная точка — в центре симметрия нижней фигуры.
- Геометрический центр фигуры
Рис. 1. 1 – пункты геодезической сети; 2 – точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 – астрономические пункты; 4 – церкви; 5 – заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 – электростанции; 7 – водяные мельницы и лесопилки; 8 – склады горючего и газгольдеры; 9 – шахты и штольни действующие; 10 – нефтяные и газовые скважины без вышек. |
Середина основания знака
Рис. 2. 1 — заводские и фабричные трубы; 2 – терриконы; 3 – телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 – метеорологические станции; 5 – семафоры и светофоры; 6 – памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 – буддийские монастыри; 8 – отдельно лежащие камни. |
Гдз по окружающему миру 4 класс учебник плешаков 1 часть ответы стр 133
???? Ответы к странице 133. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. А. А. Плешаков.
По приведённому на с. 127 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.
Ответ:
- Название – Луговое сообщество.
- Организмы сообщества: травы, насекомые, черви, земноводные, птицы, млекопитающие.
- Экологические связи: Жизнь растениям даёт солнце, воздух, вода, почва. Растения – это корм для насекомых, птиц, млекопитающих. Птицы и земноводные питаются насекомыми. Трава, которая осенью высыхает попадает в землю, в ней же скапливаются отходы жизнедеятельности животных, которые измельчаются насекомыми, червями, личинками, а после перерабатывается грибами и бактериями, становясь перегноем и минеральными солями.
- Значение сообщества для человека: использование для сенокоса и пастбищ.
- Влияние человека на сообщество. Человек оказывается негативное влияние на луга, истощают почвы лугов, растения и животные могут погибают.
- Охрана сообщества. Человек должен соблюдать правила поведения на лугу и помнить, что многие луговые растения занесены в Красную книгу.
Обсудим!
Вопрос 1
Сравните лес и луг.
Ответ:
Отличие леса от луга в том, что основной растительностью луга являются травы, а леса – деревья. На лугу нет крупных животных, а в лесу есть.
Вопрос 2
Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вие человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе? Какие правила безопасности нужно соблюдать на лугу?
- Ответ:
- Примеры правильного поведения людей на лугу: любоваться природой луга, дышать луговым воздухом, любоваться красотой цветов.
- Примеры неправильного поведения людей на лугу: топтать траву, срывать полевые цветы, жечь траву, разорять гнёзда шмелей.
По вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе. Истребляя луговые растения, человек истребляет и животных, которые населяют это сообщество.
Правила безопасности на лугу
- Не разводить костёр.
- Не срывать и не пробовать на вкус растения, грибы, которые растут на лугу.
- Нельзя разорять гнёзда шмелей, это может плохо для вас закончиться.
Вопрос 3
Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните почему.
Ответ:
Косилка должна двигаться от центра к краям луга. Это важно, чтобы обитатели луга могли убежать.
Если косилка будет двигаться от краёв луга к центру, то обитатели луга будут двигаться к центру луга и они погибнут.
Проверь себя
Вопрос 1
- Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
- Ответ:
- Сходства: растут одни и те же виды растений и цветов, чистый и свежий воздух, обилие насекомых и микроорганизмов.
Отличия: на лугу нет деревьев, а в лесу – это основная растительность. На лугах нет крупных животных, а в лесу есть.
Вопрос 2
- Какие организмы составляют луговое сообщество?
- Ответ:
- Луговое сообщество составляют насекомые, грызуны, птицы, черви, земноводные.
Вопрос 3
- Как нужно вести себя на лугу?
- Ответ:
- Не топтать траву, нельзя срывать полевые цветы, разорять гнёзда шмелей, жечь траву.
Задания для домашней работы (на выбор)
Задание 1
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
Ответ:
Прочитав рассказ «Горит трава» я нашёл(а) доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву:
- Сто старой травой могут сгореть молодые ростки.
- Видовое разнообразие трав уменьшается.
- Сгорают насекомые и бактерии.
- Возможно образование оврагов.
- Может возникнуть пожар.
Задание 2
С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Ответ:
Памятка «Как вести себя на лугу»
- Нельзя срывать полевые цветы.
- Не топчи траву!
- Не разоряй гнёзда шмелей.
- Нельзя жечь траву.
- Не ловите бабочек и стрекоз!
Работа с картами. Топографические знаки
в переводе с древне греческого: τόπος — место γράφω — пишу
Научная дисциплина изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха, из космоса) и создание на их основе топографических карт и планов.
Ознакомление с картой заключается в установлении некоторых исходных данных, которые необходимы при работе с ней:
Масштаб.По величине масштаба судят о графической точности карты. Для быстрого производства расчетов уясняют оцифровку координатной сетки и расстояния, соответствующие отрезкам карты в 1 см и 1 мм; возможную точность определения прямоугольных координат и измерения расстояний по карте.
Высота сечения.О подробности и точности изображения рельефа судят по высоте сечения. Для быстрого определения крутизны скатов необходимо определить и запомнить крутизну ската при заложении в 1 мм, а также ознакомиться со шкалой заложения.
Дата съемки и составления. По дате съемки судят о современности карты, а следовательно, и ее достоверности. Эти данные помещаются под юго-восточным углом рамки карты.
Кроме этого, карты имеют номер и год издания, которые иногда приходится указывать в различных документах. Номер и год издания печатаются на северной стороне рамки.
Средний срок службы (без обновления и исправления) крупномасштабных карт наиболее обжитых и быстро развивающихся в экономическом отношении районов составляет 5÷10 лет.
Поправка направления. Для перехода от дирекционных углов к азимутам магнитным и обратно необходимо определить поправку направления, которая печатается под юго-западным углом рамки карты.
Объекты местности, ситуация и некоторые формы рельефа изображаются на топографических картах условными знаками. Различают четыре типа условных знаков: контурные или площадные, линейные, внемасштабные и пояснительные подписи.
Контурные условные знаки служат для изображения объектов, занимающих определенную площадь и выражающихся в масштабе карты. Контур вычерчивают точечным пунктиром или тонкой сплошной линией и заполняют условными значками леса, луга, сада, огорода, болота и т.д.
Линейные условные знаки служат для изображения линейных объектов: дорог, ЛЭП, линий связи, различных продуктопроводов и т.д. Масштаб по линии равен масштабу карты, а в поперечнике – на несколько порядков крупнее.
Внемасштабные условные знаки служат для показа объектов, не выражающихся в масштабе карты: геодезических пунктов. километровых столбов, теле- и радиовышек, фабрик, заводов, различного рода опор, и т.д. Местоположение объекта соответствует характерной точке условного знака, которая может располагаться в центре , условного знака, в середине его основания и т.д. .
Пояснительные подписи служат для дополнительной характеристики объектов: у брода через реку подписывают глубину и характер грунта, у моста – его длину, ширину и грузоподъемность, у дороги – ширину проезжей части и характер покрытия и т.д.