Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

  • Развязывающийся простой узел
  • Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы
  • Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса.
  • При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется.
  • Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.
  • Развязывающаяся восьмерка
  • Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Если обыкновенную восьмерку сделать с петлей, т.е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получили хороший быстроразвязывающийся стопор.

Развязывающийся бегущий простой узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Бегущий простой узел — можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстроразвязывающимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли.

С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (б).

Рифовый узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Свое название он получил от слова «риф-штерт» — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, который «брали рифы» т.е.

связывал подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.

На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру.

Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, «раздернуть». Для этой цели и применялся рифовый узел. В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других, приборов на верхнем ходовом открытом мостике.

Этот узел известен в обиходе под названием «узел с одним бантиком». 0н знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.

  1. Двойной рифовый узел
  2. Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Иногда его называют фалевым узлом. Но моряки им почти не пользуются. Для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется «петельным узлом» и «репейком (бантом)».

Нередко его называют и бантовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое, Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

Развязывающийся ткацкий узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Отличный ткацкий узел — «родной брат» шкотовому узлу, можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под подкоренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.

Калмыцкий узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, что он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи не вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте.

Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.

На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.

Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него.

Затем движением левой руки перемещайте коренной конец под коренную часть большой петли, с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки.

После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец.

не распрямился, и коренным концом затяните узел. Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец.

Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал.

Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.

Развязывающийся самозатягивающийся узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

Шлюпочный узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди.

Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Мельничный узел

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Он очень удобен тем, что его можно туго затянуть и, быстро развязать, дернув за ходовой конец.

Мокрый полуштык

Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали узел с названием «мокрый полуштык».

Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.

Курьерский узел

Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.

Ведерный узел

Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всегда одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку?

  • Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху.
  • С помощью этого «дистанционно развязываемого» узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.
  • Пиратский узел

Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному. Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители.

Способы вязания морских узлов

Быстроразвязывающиеся узлы

Все нижеприведенные узлы взяты из книги Льва Скрягина «Морские узлы»

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы Свое название он получил от слова «риф-штерт» — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, который «брали рифы» т.е. связывал подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, «раздернуть». Для этой цели и применялся рифовый узел. В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других, приборов на верхнем ходовом открытом мостике. Этот узел известен в обиходе под названием «узел с одним бантиком». 0н знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел. наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы наверх
Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали узел с названием «мокрый полуштык». Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать. наверх
Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий. наверх
Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всегда одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого «дистанционно развязываемого» узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх. наверх
Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному. Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители. наверх
Читайте также:  Как заплести сеточку. Мастер-класс Прическа Плетение Сеточка-это просто Волосы

Быстроразвязывающиеся морские узлы

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающийся простой узел. Этот узел служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже при натяжении троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку. (рис. 91)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающаяся восьмерка. Если обыкновенную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т.е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающий  стопор. (рис. 92)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающийся бегущий простой узел. Бегущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстроразвязывающий, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстроразвязывающим узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое.

В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если потянуть за ходовой конец, торчащий из петли. Это узел очень распространен в мире. Он применяется для зачаливания лодки за пал, для привязывания лошадей за уздечку к привязи.

А чтобы узел не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис.93 б).   (рис.  93)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Рифовый узел. Свое название он получил от слова «риф-штерт» — небольшой ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым связывали подобранную к нижней части шкаторине паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.

Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

Применяется для связывания штетов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, а также в обиходе для завязывания шнурков на ботинках.  (рис.94)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Двойной рифовый узел. Еще его называют фаловым узлом. Моряки им почти не пользуются. Вяжется он также, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. (рис. 95)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающийся ткацкий узел. Отличный ткацкий узел — «родной брат» шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец торса пропустить под коренной сложенным вдвое. (рис. 96)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Калмыцкий узел. Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о происхождении. На рис.

97 дана принципиальная схема вязки этого узла, на котором показано взаимное расположение концов троса относительно друг друга. Применяется для временного крепления бросательного конца к огону швартова, при подаче последнего с судна на причал.

А если в петля этого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться бысторазвязывающим. (рис. 97)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Развязывающийся самостягивающийся узел. Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. (рис. 98)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Шлюпочный узел. Применяется при буксировке шлюпок. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. (рис. 99)

Узел быстроразвязывающийся. Быстроразвязывающиеся морские узлы

Мельничный узел. Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. (рис. 100)

«Мокрый» полуштык. Многие узлы, когда намокнут трудно развязать. Именно этот узел был придуман моряками для такой ситуации. Применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Как узел сильно не затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать. (рис. 101)

Курьерский узел. Он служит для тех же целей что и «мокрый» полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Развязывается не так быстро как предыдущий. (рис. 102)

Ведерный узел. Что сделать, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Применяют этот «дистанционный» узел. Веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный на верху. С помощью этого узла можно опустить ведро с водой, поставить на землю и снова поднять веревку наверх. (рис. 103)

Пиратский узел. Принцип  такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-другому. Этими узлами пользуются скалолазы и строители. (рис. 104)

AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDetect languageDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish⇄AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

English (auto-detected) » Russian

Морские, рыбацкие и прочие узлы — описание и способы вязки

Страница 5 из 8

  •   Развязывающийся простой узел — неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса.
  •   При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется.
  •   Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.

  Развязывающаяся восьмерка — если обыкновенную восьмерку сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор, который называется «Развязывающаяся восьмерка».

  Развязывающийся бегущий простой узел — можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом.

  Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли.

  С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю.

  Рифовый узел — название он получил от слова «риф-штерт» — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «брали рифы», т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре c таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, «раздернуть».

  Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом, при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

  Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах.

Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

  Развязывающийся самозатягивающийся узел — если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан.

  Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

  Шлюпочный узел — применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди.

Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки.

  Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

  Мокрый полуштык — Многие узлы, после того, как они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить.

  Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием «мокрый полуштык».

  Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги.

  Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.

  Ведерный узел — Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется.

  1.   Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку?
  2.   Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху.
  3.   С помощью этого «дистанционно развязываемого» узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.

Читать

Леонид Скрягин

Морские узлы

  • Светлой памяти
  • Инны Александровны Скрягиной
  • посвящается

Содержание

  1. От автора
  2. Понятия и термины
  3. Введение
  4. Алфавитный указатель узлов
  5. Узлы для утолщения троса
  6. Незатягивающиеся узлы
  7. Узлы для связывания двух тросов
  8. Затягивающиеся узлы
  9. Незатягивающиеся петли
  10. Затягивающиеся петли
  11. Быстроразвязывающиеся узлы
  12. Особые морские узлы
  13. Узлы для рыболовных снастей
  14. Декоративные узлы
  15. Пояснения морских терминов,встречающихся в книге
  16. Список использованной литературы

От автора

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека.

Читайте также:  Как сделать арбалет из подручных средств. Как сделать арбалет своими руками в домашних условиях: видео, чертежи

В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство.

Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов.

Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон.

В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант.

Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен.

Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе.

Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов.

Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе.

Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов.

Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания.

В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях.

Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Как вязать морские узлы — обучение вязки морских узлов по видеоуроку

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

  Жизнь одного рыбака

Рыболовный узел Паломар

Узел Паломар самый популярный из простых рыболовных узлов. Это не только один из самых сильных узлов в списке, это также один из самых простых рыболовных узлов для освоения. Этот тип узла лучше всего подходит для крепления вашего крючка с плетеной леской, или для соединения основной лески с поводком. Узнайте, как завязать Паломарский узел:

  1. Сложите леску пополам, так чтобы получилась петля. И проденьте ее через ушко крючка.
  2. Завяжите простой узел на двойной леске и пусть ваш крючок свободно висит. Не нужно перекручивать леску.
  3. Конец, который остался в виде петли нужно пропустить через крючок..
  4. Смочите леску и потяните за оба конца, чтобы затянут свой узел и обрезать лишнюю леску.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке.

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Узел Рапала

Узел Рапала является лучшим из простых рыболовных узлов для крепления приманок к фторуглеродным лескам. Названный в честь компании, которая изобрела этот узел, он может быть умело завязан всего за пять простых шагов:

  1. Завяжите простой узел, но не затягивайте, примерно от конца лески на 15-20 см.
  2. Проденьте конец лески через ушко в крючке, и затем проденьте конец лески в простой узел.
  3. Оберните вокруг вашей лески конец 3-4 раза, сформируйте петлю и просуньте туда еще раз конец лески.
  4. Запустите конец лески через петлю, которую вы только что сформировали на предыдущем шаге.
  5. Потяните за основную леску, конец лески и крючок одновременно, чтобы затянуть узел вниз.

Дидактический материал на тему «Техника вязания туристских узлов»

Техника вязания туристских узлов.

Верёвка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение её достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьёзный походник должен знать, как вязать узлы на верёвке. И не простые, а туристические верёвочные узлы на все случаи жизни.

Поэтому ниже мы разберём основные виды верёвочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберёмся, как завязать самый простой узел.

Вяжем прямой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдёт, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы.

Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца верёвки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две верёвки одинакового диаметра для нетяжёлых грузов, прямой узел подойдёт как нельзя лучше.

  • Схема прямого узла:
  • Один из вариантов контрольного узла:
  • Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмёрка

Как правильно завязать узел проводник и восьмёрка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмёрка очень надёжные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмёрка при этом считается более надёжной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

  1. Схема узла проводник:
  2. Как взять узел восьмёрка? Схема:
  3. Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надёжен. Однако для серьёзных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать верёвку вокруг опоры, для связывания двух верёвок, для создания незатягивающейся петли.

Читайте также:  Какая должна быть сталь для хороших ножей. Какая сталь для ножей самая лучшая

Узел грейпвайн

Грейпвайн – более сложный узел, чем приведённые ранее. Это надёжный узел, предназначенный для связывания двух верёвок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъёме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

  Как привязать вертлюжок к различным видам лесок

Вариант 2

Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть верёвку. Один конец верёвки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух верёвок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов.

Как завязать ткацкий узел? Накладываем две верёвки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски верёвок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая верёвка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно?

Подведём итоги. Все виды верёвочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух верёвок одинакового диаметра;
  • для связывания верёвок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания верёвки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой верёвки (крепления страховки, организации переправы ).

Узел Палача

Этот стиль узла лучше всего подходит для моноволоконных лесок, но это универсальный узел и может использоваться в различных условиях рыбалки. Hangman — это один из простых узлов привязать крючок к леске, и он отлично подходит для крепления вашей лески к вашей катушке.

  1. Проведите свою леску через ушко на крючке и сложите ее пополам. Это должно образовать круг.
  2. Оберните конец остатка вокруг двойной лески шесть раз, а затем потяните через петлю.
  3. Затем смочите свою леску и потяните за основную леску, чтобы затянуть.
  4. Закончите, потянув основную леску, чтобы сдвинуть узел вниз к ушку крючка.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески — эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются.

Есть древние методы и современные способы, как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок.

Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Наиболее популярные морские узлы и их назначение

Отдельно разберем наиболее популярные термины и морские, которые затрагиваются в этом уроке.

  • Терминология
  • Практическое применение
  • Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон
  • Как вязать беседочный узел
  • Как вязать шкотовый узел
  • Как вязать выбленочный узел
  • Как наложить марку и бензель на конец троса
  • Как вязать бурлацкую (травяную) петлю
  • Как вязать гачный узел для швартовки
  • Бухтовка тросов
  • Как вязать дубовую петлю
  • Схема вязки восьмерки
  • Как установить кранцы

Терминология

  • Трос — это канат, веревка из любого материала (мателл, натуральное, искусственное волокно) любого диаметра.
  • Шлаг — это оборот троса вокруг чего-либо.
  • Коренной конец — это тот конец веревки, который закреплен к чему-либо.
  • Ходовой конец — это тот конец, который используется для вязки, закладки.
  • Огон — это заделка одного из концов троса в петлю.

Такелажные работы яхтсменов:

  1. Заводка швартовых;
  2. Крепление кранцев;
  3. Бухтовка тросов;
  4. Крепление флагов;
  5. Сращивание тросов;
  6. Крепление тросов на утку;
  7. Крепление тросов к рангоуту, паллам.

Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон

Беседочный узел (булинь)

Незатягивающийся узел булинь — схема вязки.

Шкотовый узел

Шкотовый узел по схеме похож на булинь. Показываем простую схему вязки шкотового узла.

Выбленочный узел

Этот узел взял свое названия от слова выбленка. Выбленка — это ступенька для веревочной лестницы, которыми обычно оснащались парусники прошлого для того, чтобы матросы поднимались на мачту. Сейчас этот узел все еще актуален для других целей. Показываем схему вязки этого узла:

Как наложить марку и бензель на конец троса

Рассказываем назначение марки и бензеля и показываем, как их накладывать на конец троса.

  Светлое озеро (Чувашская Республика) — место для рыбака

Бурлацкая (травяная) петля

Показываем как завязать бурлацкую петлю и область ее применения.

Гачный узел для швартовки

Гачный (гаковый) узел вяжется на утке для швартовки. Показываем, как правильно его вязать.

Бухтовка тросов — как правильно собирать тросы

Показываем, как правильно бухтовать тросы на яхте.

Дубовая петля

Показываем еще один возможно самый простой морской узел — дубовую петлю.

Фламандская петля (восьмерка)

Показываем, как вязать восьмерку.

Как установить кранцы

Закрепляем материал по кранцам для яхты.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности.

Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната.

При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий — и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве.

Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности.

Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна — шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел.

Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется.

А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам — ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу.

Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли.

Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник, среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения.

А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону.

Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения.

Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, — умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector