Отображение рельефа играет важную роль, так как он в значительной мере определяет характер всех остальных элементов содержания карт и планов.
Кроме того, рельеф влияет на водный режим, на распределение растительности и на пространственное размещение большинства объектов местности.
Без достаточно точного отображения рельефа и его детального изучения на карте или плане невозможно установить взаимосвязи между отдельными элементами ландшафта и, следовательно, рационально использовать природные ресурсы.
Традиционным представлением о рельефе местности на топографических картах и планах является его изображение горизонталями. Этот способ нагляден и дает однозначное представление о рельефе местности, позволяет быстро получать количественные характеристики рельефа и решать различные прикладные задачи.
Типы и формы рельефа местности
Рельеф — совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм.
Основными формамирельефа являются: гора, котловина, хребет, лощина и седловина.
Кроме перечисленных форм рельеф имеет детали. К деталям рельефа относятся: овраги, промоины, курганы, насыпи, выемки, уступы, каменоломни и т. д. Все разновидности форм и деталей рельефа состоят из элементов. Основными элементами рельефа являются: основание (подошва), склон (скат), вершина (дно), высота (глубина), крутизна и направление ската, линии водораздела и водосбора (тальвег).
В военном деле под местностью понимают участок земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия. Неровности земной поверхности называются рельефом местности, а все расположенные на ней объекты, созданные природой или трудом человека (реки, населенные пункты, дороги и т. п.) — местными предметами.
Рельеф и местные предметы являются основными топографическими элементами местности, влияющими на организацию и ведение боя, применение боевой техники в бою, условия наблюдения, ведения огня, ориентирования, маскировки и проходимость, т. е. определяющими ее тактические свойства.
Топографическая карта является точным отображением всех наиболее важных в тактическом отношении элементов местности, нанесенных во взаимно точном расположении относительно друг друга.
Она дает возможность изучить любую территорию в относительно короткий срок.
Предварительное изучение местности и принятие решения для выполнения подразделением (частью, соединением) той или иной боевой задачи обычно производят по карте, а затем уже уточняют на местности.
Местность, оказывая влияние на боевые действия, в одном случае может способствовать успеху войск, а в другом оказывать отрицательное воздействие. Боевая практика убедительно показывает, что одна и та же местность может больше преимуществ дать тому, кто лучше ее изучит и более умело использует.
По характеру рельефа местность делится на равнинную, холмистую и горную.
Равнинная местность характеризуется небольшими (до 25 м) относительными превышениями и сравнительно малой (до 2°) крутизной скатов. Абсолютные высоты обычно небольшие (до 300 м).
Тактические свойства равнинной местности зависят главным образом от почвенно-растительного покрова и от степени пересеченности.
Глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты ее допускают беспрепятственное движение боевой техники в сухую погоду и значительно затрудняют движение в период дождей, весенней и осенней распутицы.
Она может быть изрезана руслами рек, оврагами и балками, иметь много озер и болот, значительно ограничивающих возможности маневра войск и снижающих темпы наступления.
Холмистая местность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25 — 200 м и преобладающей крутизной 2-3° (рис. 3, 4). Холмы обычно сложены твердыми породами, вершины и склоны их покрыты толстым слоем рыхлых пород. Понижения между холмами представляют собой широкие, ровные или замкнутые котловины.
Холмистая местность обеспечивает скрытое от наземного наблюдения противника передвижение и развертывание войск, облегчает выбор мест для огневых позиций ракетных войск и артиллерии, обеспечивает хорошие условия для сосредоточения войск и боевой техники. В целом она благоприятна как для наступления, так и для обороны.
Горная местность представляет собой участки земной поверхности, значительно приподнятые над окружающей местностью (имеющей абсолютные высоты 500 м и более). Она отличатся сложным и разнообразным рельефом, специфическими природными условиями.
Основные формы рельефа — горы и горные хребты с крутыми скатами, часто переходящими в скалы и скалистые обрывы, а также лощины и ущелья, расположенные между горными хребтами.
Горная местность характеризуется резкой пересеченностью рельефа, наличием труднодоступных участков, редкой сетью дорог, ограниченным количеством населенных пунктов, бурным течением рек с резкими колебаниями уровня воды, разнообразием климатических условий, преобладанием каменистых грунтов.
Боевые действия в горной местности рассматриваются, как действия в особых условиях. Войскам часто приходится использовать горные проходы, затрудняется наблюдение и ведение огня, ориентирование и целеуказание, в то же время она способствует скрытности расположения и передвижения войск, облегчает устройство засад и инженерных заграждений, организацию маскировки.
Сущность изображения рельефа на картах горизонталями
Рельеф является важнейшим элементом местности, определяющим ее тактические свойства.
Изображение рельефа на топографических картах дает полное и достаточно подробное представление о неровностях земной поверхности, форме и взаимном расположении, превышениях и абсолютных высотах точек местности, преобладающей крутизне и протяженности скатов.
Рельеф на топографических картах изображается горизонталями в сочетании с условными знаками обрывов, скал, оврагов, промоин, каменных рек и т. п.
Изображение рельефа дополняется отметками высот характерных точек местности, подписями горизонталей, относительных высот (глубин) и указателями направления скатов (бергштрихами).
На всех топографических картах рельеф изображается в Балтийской системе высот, то есть в системе исчисления абсолютных высот от среднего уровня Балтийского моря.
Виды горизонталей
Горизонталь — замкнутая кривая линия на карте, которой соответствует на местности контур, все точки которого расположены на одной и той же высоте над уровнем моря.
Различают следующие горизонтали:
- основные (сплошные) — соответствующие высоте сечение рельефа;
- утолщенные — каждая пятая основная горизонталь; выделяется для удобства чтения рельефа;
- дополнительные горизонтали (полугоризонтали) — проводятся прерывистой линией при высоте сечения рельефа, равной половине основной;
- вспомогательные — изображаются короткими прерывистыми тонкими линиями, на произвольной высоте.
Расстояние между двумя смежными основными горизонталями по высоте называют высотой сечения рельефа. Высоту сечения рельефа подписывают на каждом листе карты под ее масштабом. Например: «Сплошные горизонтали проведены через 10 метров».
Для облегчения счета горизонталей при определении высот точек по карте все сплошные горизонтали, соответствующие пятой кратной высоте сечения, вычерчиваются утолщенно и на ней ставится цифра, указывающая высоту над уровнем моря.
Для того чтобы при чтении карты можно было быстро определить характер неровностей поверхности на картах, применяются специальные указатели направления скатов — бергштрихи — в виде коротких черточек, расставленных на горизонталях (перпендикулярно им) по направлению покатостей. Они помещаются на изгибах горизонталей в наиболее характерных местах, преимущественно у вершин седловин или на дне котловин.
Дополнительные горизонтали (полугоризонтали) применяются для отображения характерных форм и деталей рельефа (перегибов склонов, вершин, седловин и т. п.), если они не выражаются основными горизонталями. Кроме того, применяют для изображения равнинных участков, когда заложения между основными горизонталями очень велики (более 3 — 4 см на карте).
Вспомогательные горизонтали применяют для изображения отдельных деталей рельефа (блюдец в степных районах, западин, отдельных бугров на плоскоравнинной местности), которые не передаются основными или дополнительными горизонталями.
Изображение горизонталями типовых форм рельефа
Рельеф на топографических картах изображается кривыми замкнутыми линиями, соединяющими точки местности, имеющие одинаковую высоту над уровенной поверхностью, принятой за начало отсчета высот.
Такие линии называются горизонталями.
Изображение рельефа горизонталями дополняется подписями абсолютных высот, характерных точек местности, некоторых горизонталей, а также числовых характеристик деталей рельефа — высоты, глубины или ширины.
Определение на карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности
- Профиль — чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.
- Для большей выразительности рельефа местности вертикальный масштаб профиля принимается в 10 или более раз крупнее горизонтального.
- В связи с этим профиль, передавая взаимное превышение точек, искажает (увеличивает) крутизну скатов.
- Для построения профиля нужно:
- прочертить на карте профильную линию (маршрут движения), приложить к ней лист разграфленной (миллиметровой) бумаги, перенести на ее край короткими черточками места горизонталей, точки перегиба скатов и местные предметы, которые сечет профильная линия, и подписать их высоты;
- подписать на листе разграфленной бумаги у горизонтальных линий высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения (установить вертикальный масштаб);
- от всех черточек, обозначающих места пересечения профильной линии с отметками высот горизонталей, точек перегиба скатов и местных предметов, опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения;
- соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности (подъемы и спуски на маршруте движения).
Определение на карте крутизны скатов
- Крутизна ската на карте определяется по заложению — расстоянию между двумя смежными основными или утолщенными горизонталями; чем меньше заложение, тем круче скат.
- Для определения крутизны ската надо измерить расстояние между горизонталями циркулем, найти соответствующий отрезок на графике заложений и прочитать число градусов.
- На крутых скатах это расстояние измеряется между утолщенными горизонталями, и крутизна ската определяется по графику, расположенному справа.
Как правильно работать с топографической картой
Вопрос о том, как на топографической карте прочитать рельеф, возникает достаточно часто в силу того, что подробное знание о местности помогает решить множество технических задач.
Правильный выбор материала и базовые знания о том, как читать топографическую карту, помогут разобраться в местонахождении объектов в пространстве и друг относительно друга, правильно определить их размеры и самостоятельно составить карту.
Как выбрать карту в зависимости от поставленных задач?
Топографические карты – разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.
Работа с топографической картой не сложна, главное знать, с чего начать и на что необходимо обратить внимание. Это помогает решить любые задачи, связанные с получением необходимой информации о местности.
Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности, поэтому в зависимости от поставленных задач нужно выбирать и нужную карту.
Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный.
Допустим, карта 1:10000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров.
Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.
- Самым детальным является топографический план, его масштаб 1:5000 включительно. Он не считается картой, и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что Земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее, план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
- Топографические карты масштабом 1:10000 и 1:25000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации о местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
- Карты с масштабом 1: 50000 и 1:100000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
- Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
- Карты с масштабом до 1:1000000 позволяют правильно оценить общую картину местности.
Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно несложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.
Условные знаки и обозначение ландшафта
Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов. Выделяют следующие их группы:
- площадные – для крупных объектов, таких как лес, луг, озеро;
- линейные – для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
- внемасштабные – ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в достаточно условном размере (мост, колодец);
- пояснительные – характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона;
- изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
- специальные – наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Читать топографические карты, обладая знаниями об условных обозначениях, которые на ней изображены, не сложно. Благодаря знакам на карте можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.
Кроме условных обозначений, важными являются компоненты ландшафта. Любая топографическая карта несёт достаточно полную информативную нагрузку о рельефе местности.
На картах обозначатся элементы и формы рельефа.
Формы рельефа и их комплексы создаются активными природными силами. Это балки, лощины, овраги, карстовые воронки, оползни.
Элементы – это самые простые составляющие форм, которые характеризуют высоту и нижние точки формы, структурные линии (к примеру, подошва и водораздел), а также наипростейшие пространственные характеристики, такие как ямы, террасы, рёбра, бугры и т.д.
При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов.
Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь – это впадина, балка или низменность.
Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко – пологим.
Умение прочесть рельеф местности помогает определить, насколько она пригодна к ведению того или иного вида хозяйственной деятельности, насколько участки карты проходимы, и как было бы лучше разместить элементы инфраструктуры. Кроме этого, рельеф даёт информацию о растительности местности, которая присуща тем или иным географическим объектам.
Для того, чтобы иметь полное представление о нахождении того или иного объекта, нужно знать его широту (цифры сбоку карты) и долготу (цифры вверху или внизу).
Для определения точного нахождения объекта нужно знать следующее:
- широте соответствуют параллели, которые показывают расстояние от экватора до нужного места;
- широта бывает северной и южной и зависит от полушария, в котором находится объект;
- чем далее от экватора будет объект, тем показатель в градусах будет выше;
- долготу обозначают меридианами, которые показывают расстояние в градусах от Гринвичского меридиана до нужного места;
- долгота бывает западной и восточной и зависит от того, к западу или к востоку находится она по отношению к Гринвичу;
- каждый градус разделён на 60 минут, 1 минута равняется 1 морской миле.
Если объект находится прямо на пересечении меридиана и параллели, его показателями будут те цифры, которые изображены рядом с этими линиями. В противном случае, определяется расположение объекта исходя из показателей соседних меридианов или параллелей.
Обладая базовыми знаниями о расположении меридианов и параллелей, можно определить местонахождение любого места и расстояние между важными объектами, также эта информация важна для навигации и нанесения объектов на карты.
Иногда для более полного понимания местоположения предметов и направлений на них нужно измерить азимут и дирекционный угол, они измеряются по часовой стрелке. Чтобы узнать их значения удобно пользоваться обычным транспортиром или циркулем.
- Истинный азимут – это угол между северным направлением географического меридиана и указанием на объект.
- Магнитный азимут – зависит от направления стрелки компаса и расположения объекта на местности.
- Дирекционные углы – углы между северным направлением сетки карты и объектами.
- Измерения углов используются для правильного ориентирования на местности и правильного размещения объектов при создании карт.
Требования к картам
При обладании достаточными знаниями об обозначениях на картах, при возможности выбрать из нескольких карт, обратить внимание нужно на следующее.
- Карта должна быть предельно точной – величина объектов, показатели высот, низин, глубин должны соответствовать реальным. Хорошая карта должна иметь линии магнитных меридианов, строго параллельные одному из обрезов карты.
- При выборе карты необходимо учитывать тот факт, что микрообъекты не всегда изображены на них. Для этого лучше воспользоваться планом местности. Карта, к примеру, с масштабом 1:10000 не может считаться неточной, если на ней нет контуров грунтов, которые схематично занимали бы площадь менее 4 мм2. Изображение таких объектов просто нецелесообразно в материале такого масштаба.
- При возможности проверить точность карты на местности не нужно пренебрегать этим. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности. Это называется азимутальным и визуальным сопряжением объектов, которые должны в идеале совпадать.
- Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:
- правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
- правильное изображение штриховых элементов;
- одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
- микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
- цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно – высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.
- Карта должна быть полной и достоверной.
- Материал в зависимости от своего назначения может быть в некоторых местах упрощён. Это не является нарушением при создании карт, а, скорее, несёт несколько другую важную информацию. Исходя из этого, нужно определить, является ли материал подходящим для тех или иных задач. Допустим, для создания спортивных карт важно обозначить тропинки, и даже минимальные микрообъекты и элементы рельефа. Это необходимо, так как карта создана для пешей ходьбы. Многие же другие объекты упрощены. Поэтому, при выборе карты, нельзя забывать об этом пункте, нужно выбирать материал, который будет нести необходимую информативную нагрузку для той или иной задачи.
Правильно выбрав карту и умея ею воспользоваться, можно получить все необходимые знания о местности и успешно применять эту информацию на практике.
4. Подготовка карты к работе
Подготовку карты к работе следует начинать сразу же после ее получения, чтобы в последующем при выполнении какой-либо задачи уже не затрачивать на это дополнительное время.
Наиболее целесообразно готовить карту к работе в такой последовательности. Сначала следует ознакомиться с полученными листами карты и склеить их (карта, особенно крупного масштаба, состоит, как правило, из нескольких листов), а затем «поднять» карту и сложить ее, придав склейке удобные для пользования форму и размеры.
Ознакомление с полученными листами проводится с той целью, чтобы уяснить все важные характеристики данной топографической карты, а также установить совпадения или различия в полученных листах, которые составят склейку нужного района.
В первую очередь нужно определить масштаб карты, значение которого дано на каждом листе под его южной рамкой. Затем следует ознакомиться с размерами километровой сетки, т. е. определить «цену» стороны квадрата сетки в сантиметрах карты и километрах местности.
При этом необходимо помнить, что сторона квадрата километровой сетки для карт масштабов 1:10 000, 1 : 25 000, 1 : 50 000 соответствует одному километру на местности и соответственно 10, 4 и 2 сантиметрам на карте.
А вот для карты масштаба 1 : 100 000 сторона квадрата равна 2 сантиметрам, масштаба 1 : 200 000 — 5 сантиметрам, что соответствует 2 и 10 километрам на местности. На топографических картах масштабов 1 : 500 000 и 1 : 1 000 000 километровые сетки не наносятся.
Уяснение масштаба полученных листов и размеров километровой сетки позволит не только судить о точности и степени подробности карты, но и определить возможность ее использования для решения предстоящих задач, так как карты различного масштаба предназначаются для использования в разных целях.
Важно установить, в какой степени карта отвечает действительной картине местности, не устарела ли она. В этом можно убедиться, прочитав в юго-восточном углу рамки год съемки и год рекогносцировки.
В северо-западном углу рамки указаны номер и год издания данного листа, а также подписано, в какой системе координат составлен лист карты.
Последнее особенно важно при использовании карты для целеуказания в прямоугольных координатах.
Знакомясь с картой, состоящей из нескольких листов, изданных в разное время, следует установить возможные расхождения в наиболее употребительных условных знаках.
Ведь за время, прошедшее от одного издания до другого, могли быть введены совершенно новые условные обозначения или уточнены ранее существовавшие.
Одни и те же местные предметы на листах карты разных изданий могут быть поразному обозначены, что нужно учитывать при работе с картой.
Для правильной склейки полученных листов карты надо предварительно установить их взаимное расположение. Сделать это нетрудно, если склейка составляется из небольшого количества листов. Достаточно взять один из листов и посмотреть на каждой стороне его рамки номенклатуру четырех других листов.
В тех случаях, когда требуется карта-склейка из большого количества листов, рекомендуется составлять схему расположения последних. Пользуясь этой схемой, можно безошибочно подобрать все листы склейки и расположить их в правильном порядке.
Однако для правильного составления схемы расположения листов надо знать номенклатурную разграфку топографических карт различных масштабов по отношению к тому листу, который принят за исходный.
Так, для топографических карт масштабов 1 : 500 000, I : 200 000 и 1 : 100 000 в качестве исходного листа принят лист масштаба 1 : 1 000 000. Один лист карты этого масштаба охватывает территорию, равную по широте 4° и по долготе 6°. Номенклатура такого листа обозначается сочетанием буквы и числа, например, N-33, М-38, N-37 и т. д.
В этой номенклатуре буква означает ряд, а число — номер колонны. Дело в том, что всю поверхность земного шара условились разбить на ряды, ограниченные отстоящими друг от друга на 4° параллелями, и на колонны, ограниченные меридианами через каждые 6°.
Обозначение рядов ведется начиная от экватора с буквы А латинского алфавита к обоим полюсам, а колонны принято нумеровать арабскими порядковыми числами, начиная с меридиана 180°.
На рис. 3 показано, как разграфлен лист карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000. Исходный лист разделен на четыре части, каждая из которых имеет буквенное обозначение. Следовательно, если лист карты имеет обозначние, например, N-33-5 или М-38-В, то это означает, что данный лист представляет собой карту масштаба 1 : 500 000.
Рис. 3. Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000
Под номенклатурой понимают систему условных обозначений отдельных листов топографических карт.
Все обозначения номенклатуры листов карты более крупных масштабов записываются справа от номенклатуры исходного листа, в чем можно убедиться, обратившись к рис. 4.
Рис. 4. Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 100 000 и 1 : 50 000
В одном исходном листе карты масштаба 1 : 1 000 000 содержится 36 листов карты масштаба 1:200 000 и 144 листа карты масштаба 1 : 100 000. Для примера запишем номенклатуру заштрихованного листа — N-33-XV. Номенклатура листа карты масштаба 1 : 100 000 может быть записана N-33-81.
Номенклатура листов карт более крупного масштаба обозначается еще проще. Так, запись М-33-75-А на листе обозначает, что этот лист карты масштаба 1 : 50 000. Легко догадаться, что эта номенклатура получена путем деления листа карты 1 : 100 000 на четыре части (А, Б, В, Г).
Аналогично этому запись N-33-120-Г-а означает ее принадлежность к листу карты ) : 25 000. Лист этой карты составляет четвертую часть карты 1 : 50 000, где каждая часть занумерована слева направо русскими буквами а, б, в, г.
Разделив один лист карты 1 : 25 000 на четыре части и занумеровав каждую из них арабской цифрой (1, 2, 3, 4), можно составить номенклатуру листа карты масштаба 1 : 10 000 — например, N-33-120-Г-а-2, N-33-120-В-6-4 и т. п.
Таким образом, зная систему составления номенклатуры топографических карт, совсем нетрудно расположить все полученные листы в определенном порядке или составить схему разграфки листов.
Затем приступают к склейке. Предварительно в местах склейки обрезают восточную и южную стороны листа карты по его внутренней рамке. Для этого рекомендуется пользоваться острым ножом или лезвием безопасной бритвы.
При склеивании южная и восточная, то есть обрезанные стороны листа, накладываются соответственно на северную и западную части смежных листов.
При соблюдении этого простого правила склейки смежных листов во время работы на склеенной карте карандашом или резинкой, когда производятся привычные движения рукой слева направо и сверху вниз, края листов в местах склейки не будут задираться.
Если требуется склеить много листов, то эту операцию можно производить последовательно — или склеивать в колонки (с севера на юг) или по рядам (с запада на восток). Лучше всего начинать склеивать по короткому направлению.
Чтобы не испачкать карту клеем, обрезанный лист переворачивают лицевой частью вниз, совмещая его с необрезанным листом по линии склеивания, а затем кисточкой или тряпочкой аккуратно наносят клей на необрезанный лист тонким слоем полоской в два — три сантиметра шириной.
После этого обрезанный лист переворачивают и совмещают оба листа по линиям километровой сетки и по контурам.
Следует иметь в виду, что если требуется склеить листы, выполненные в различных системах координат, их совмещают не по линиям километровой сетки, а по контурам местности и местных предметов. В этих случаях линии километровой сетки двух смежных листов совпадать не будут.
Чтобы уплотнить склейку и убрать остаток клея, нужно поперек линии склейки в сторону обреза провести сухой тряпкой или положить вдоль линии склейки полоску бумаги, используя для этого обрезки карты. Оставлять излишки клея не рекомендуется, так как это мешает работе на карте с карандашом и, кроме того, в местах, покрытых клеем, карта быстрее рвется при перегибах.
После склеивания листов карту следует на некоторое время оставить в развернутом виде, чтобы подсох клей. Затем целесообразно сделать общую оценку района той местности, на которой придется выполнять поставленную задачу, и в пределах этого района «поднять» карту.
Что означает «поднять» карту?
Как известно, на наших топографических картах основные условные обозначения местности и местных предметов нанесены разным цветом примерно одинаковой яркости.
Эти цветные обозначения позволяют более наглядно представить, как выглядит интересующий нас район в действительности на местности.
Однако в боевой обстановке нас в большей степени интересует какая-то определенная группа местных предметов или деталей рельефа местности и в меньшей степени — другие элементы.
Поэтому, чтобы карта была более наглядной и па ней отчетливо выделялись нужные нам для выполнения задачи подробности, на ней усиливается расцветка тех деталей, которые нас больше интересуют. Это и входит в понятие «подъем карты».
Как показывает опыт, целесообразно «поднимать» высоты, овраги, водные преграды, дороги, мосты, броды, отдельные рощи и другие детали карты, которые могут использоваться в зависимости от конкретной задачи, решаемой с помощью карты.
Усиливать расцветку карты рекомендуется подтушевкой или дополнительной штриховкой нужных участков тем же цветом, которым на многоцветной карте обозначены интересующие нас детали местности и местные предметы.
Так, например, ручьи и реки «поднимаются» путем утолщения их изображения синим (голубым) цветом, дороги — утолщенной коричневой линией непосредственно по самой дороге или параллельно ей.
Населенные пункты «поднимают», обводя их по внешнему контуру, подчеркивая или подписывая их более крупным шрифтом. Изображения небольших местных предметов (мостов, курганов, отметок высот, ям и т. п.) «поднимаются» вычерчиванием более крупного условного знака.
Обозначения неровностей рельефа местности обычно подтушевываются коричневым и светло-коричневым цветом с более темным тоном в тех местах, где горизонтали гуще, то есть местность выше.
После «подъема» карты ее складывают. Карту нужно уметь складывать так, чтобы склейкой было удобно пользоваться, не разворачивая ее каждый раз полностью, а лишь открывая требуемый участок. Когда карта сложена правильно, она и сохраняется лучше.
Перед складыванием карты предстоит сначала определить, в каком районе предстоит больше всего работать. Листы этого района не должны завертываться внутрь.
Поясним эту мысль на примере. Допустим, что карта будет использоваться при движении по маршруту. Тогда она складывается полосой (размер полосы определяется величиной папки или планшета, где карта будет находиться большую часть времени) с маршрутом в центре полосы.
Поскольку при работе с картой придется пользоваться километровой сеткой, ее числовые значения желательно подписать непосредственно на карте на тех местах, которые не будут подгибаться внутрь. Нумерацию километровой сетки можно подписывать, например, через одну или две линии, чтобы не затемнять карты.
Те части склейки, которые не будут использоваться при движении по маршруту, подгибаются с обеих сторон тоже полосами и таких же размеров.
В результате такого складывания получится длинная полоса карты по маршруту. Эту полосу складывают в виде «гармошки» по размеру папки или планшета.
Теперь можно со всей уверенностью сказать, что подготовка карты к работе закончена.
Связанные статьи:
1. Что такое местность?
2. Назначение и содержание топографических карт
3. Классификация топографических карт
4. Подготовка карты к работе
5. Измерительные приемы, применяемые при работе с картой
6.
Топографическое ориентирование по карте
7. Изучение местности по карте
8. Оценка маршрута движения, выбранного или назначенного по карте
9. Определение координат точек по карте
10. Целеуказание по карте
11. Топографическая привязка с помощью карты
12.
Хранение и сбережение карт