Если у Вас появилась новенькая цифрозеркальная камера Canon, или просто захотелось выжать со своей зеркалки Canon максимальное качество картинки и нет денег на очень дорогие профессиональные объективы — на помощь приходит мануальная оптика. В странах, вышедших из бывшего Советского Союза очень популярна советская мануальная оптика.
Мануальные объективы – это объективы с ручной фокусировкой. Обычно под мануальными объективами подразумевают старые объективы. В прежние времена объективы и фотоаппараты не обладали автоматической фокусировкой.
Обратите внимание, что советские объективы (вся советская оптика) является мануальной, т.е. не может фокусироваться автоматически. Для работы с мануальным объективом фокусироваться нужно вручную.
Этому можно быстро научиться.
Tessar 2,8/50 C.Z.Jena (GERMANY). Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS с чипом.
Как использовать старые мануальные объективы на системе Canon? Очень просто, чтобы установить старый мануальный объектив на камеру Canon нужно узнать под какое крепление (байонет) рассчитан объектив. В основном, типов крепления не так уж много, это старая добрая резьба М42, байонет Н и резьба М39.
Для объективов с резьбой М42 нужен переходник М42 — Canon EOS. Данный переходник накручивается на резьбу объектива, а дальше объектив устанавливается на камеру. Все камеры Canon будут автоматически замерять экспозицию.
При чем снимать можно будет в любом режиме камеры, даже в автоматическом, правда, при этом диафрагму нужно будет изменять вручную. Очень удобно пользоваться полуавтоматическим режимом приоритета диафрагмы (Режим AV).
При использовании переходника М42 — Canon EOS будет сохранятся возможность фокусировки на бесконечности.
Обычный переходник M42 – Canon EOS без чипа
Внимание 1. При использовании обычного переходника М42 — Canon EOS без чипа на камере не будет работать подтверждения фокусировки. Это означает, что фокусироваться придется полностью «на глаз».
Чтобы решить данную проблему, можно купить переходник с чипом. Чип обычно дает возможность подтверждения фокусировки и «обманывает» камеру, после чего камера думает, что на ней находится родной объектив. Чип еще называется одуванчиком, реже одуванчиком лушникова.
В одуванчик можно запрограммировать фокусное расстояние объектива и значения диафрагмы (можно этого и не делать). Потому, в EXIF получаемых изображений будет указаны полностью все параметры объектива (возможно, кроме дистанции фокусировки).
Одуванчик можно купить отдельно и присоединить к переходнику или купить сразу переходник с одуванчиком.
Внимание 2. Заданные в одуванчик параметры (зашитые значения фокусного и диафрагмы) практически не влияют на работу подтверждения фокусировки, но влияют на замер экспозиции.
Где купить?
Переходник для объективов с посадочной резьбой M42 для установки их на цифровые резкальные фотоаппараты Canon EOS можно купить по этой ссылке.
Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.
К объективам с посадочной резьбой можно отнести очень и очень много объективов. Для примера — семейство объективов Гелиос-44м-Х, часть объективов Юпитер, часть объективов Индустар и другие. Ярким примером являются объективы Гелиос-44м-2 и Индустар-50-2.
KALIMAR MC 50mm K-90 AUTO 1:1.7 COATED. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника PENTAX K – CANON EOS.
Для объектива с байонетом Н нужно будет пользоваться переходником Nikon mount F — Canon EOS. Да, байонет Н такой же как и у системы Nikon. Точно так существует переходник с одуванчиком и без.
Самые популярные объективы с байонетом Н: Гелиос-81Н, МС Зенитар-Н, МС Мир-47Н, Мир-20Н, МС Мир-24Н, Калейнар-5Н, Телеар-Н, МС Гранит-11Н. Обычно имеют букву «Н» в конце названия.
Более детально про этот переходник можете почитать здесь.
Советский объектив МС Гелиос-44м-5 на камере Canon EOS 350D Digital. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.
Для объективов с резьбой М39 нужно использовать переходник М39-EOS или два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS (рисунок ниже).
Обратите свое внимание, что объективы с резьбой М39 есть от двух типов камер — зеркальных и беззеркальных. Для нормальной работы на системе Canon подходят только объективы от зеркальных камер с резьбой М39, например, такие как Гелиос-44, белый Юпитер-9. Объективы от дальномерных камер можно использовать только в макро режиме, более детально здесь.
Примеры объективов с посадочной резьбой М39
Два переходника M39-M42 и M42 – Canon EOS без чипа
Объективы от Киев-10, Киев-15 “АВТОМАТ”
Объективы с маркировкой “Автомат” от камер Киев-10 и Киев-15 нельзя будет использовать на современных ЦЗК, так как у объективов очень короткий рабочий отрезок. Переходников я не встречал, переточить будет, тоже, сложно.
Внимание 3. При использовании объективов от дальномерных камер под М39 на системе Canon будет потеряна возможность фокусироваться на бесконечности, да и вообще, предел фокусировки будет в нескольких сантиметрах. Это связано с разными рабочими отрезками родной оптики и беззеркальной. Более детально написано в статье советская оптика на Nikon.
Для объективов с байонетом “Б”, от среднего формата, нужно переходник Pentacon Six(Киев-60) – Canon EOS. Байонет Б в точности такой же как и Pentacon Six, который имеется у среднеформатных камер Киев-60.
Если переходник Pentacon Six – Canon EOS найти сложно, то можно вопспользоваться двумя переходниками – Pentacon Six-М42 и М42-Canon EOS. К объективам с байонетом Б относятся Вега-12Б, Юпитер-36Б, Carl Zeiss Jena Sonnar 2.
8/180 Pentacon Six.
Для объективов с байонетом “B”, от среднего формата, нужно использовать два переходника Киев 88/Салют на Pentakon six + Pentacon Six (Киев-60) – Canon EOS. Pentacon SIX еще называют P6 и Pentacon 6.
Внимание 4. Байонет “В” и “Б” – два разных байонета. Часто люди путаю их. Будьте внимательны, при выборе объектива.
Советский объектив Мир-1 на камере Canon EOS
А еще есть очень интересные объективы ССCР со сменным хвостовиком. Обычно, объективы обозначаются с буквой «А» в конце названия. Это означает, что заднюю часть объектива можно менять. Можно установить, например, хвостовик с резьбой М42, либо с креплением Н, какой нужно такой и ставится.
Обычно хвостовик крепится с помощью трех стопорных винтов, которые очень просто открутить, а потом закрутить обратно. К таким объективам относится, например, легендарный Юпитер-37А. Чтобы использовать на камере Canon на объектив стоит установить два переходника КП-А42 + М42 — Canon EOS.
Ну, или совсем с извращением КП-АН + Nikon mount F — Canon EOS.
Советский объектив Индустар-22 П
И так, установили мы старый объектив на камеру — что делать дальше? При использовании советской оптики на камерах Canon следует всегда помнить, что:
1. Автоматической фокусировки не будет ни на одной камере Canon, даже на самом классном Canon EOS 1DХ. Фокусироваться придется вручную. Без чипа подтверждения фокусировки очень и очень сложно наводиться на резкость, особенно при открытых диафрагмах.
Советую сразу обзавестись одуванчиком (чипом).
2. На ряде камер есть режим Live View — он поможет попадать в фокус. Даже если на объективе установлен одуванчик, количество удачных кадров с помощью наводки на резкость с помощью Live View намного выше.
Очень удобно масштабировать изображения на Live View для еще более точной наводки на резкость.
3. Некоторые объективы требуют доработки метода управления диафрагмой.
Обычно это сводится к тому, что нужно заблокировать механизм моргающей диафрагмы, для того, чтобы диафрагмой можно было управлять вручную.
Какой взыск при пользовании старыми объективами, новые же намного лучше, быстрей и т. д. Вот коротенький ответ:
1. Почти все советские объективы подходят для полнокадровых камер. Как известно, объективы под ФФ намного дороже. Так что при смене кропа на полный кадр, у Вас останется рабочий объектив и на полном кадре.
А еще, можно найти объективы от среднего формата, которые даже на ФФ не будут давать виньетирования.
2. Объективы дешевые. Конечно, вопрос спорный, но простенький Гелиос-44м-2 стоит сущие копейки, можно найти за 10 у.е., а картинку он дает очень хорошую.
За небольшие деньги можно получить светосильный объектив. Но в связи с бумом на советскую оптику, например, цена на Гелиос-40-2 доходит до 1000 у.е.
3.
Старые объективы при правильном использовании, действительно, дают отличный результат картинки, приучают к многим полезным фотографическим вещам. А ради красивой фотографии и работают все камеры и люди.
Два советских объектива, снятых с камеры Зенит
Что для начала можно подобрать из старых объективов?
Меня часто спрашивают, что можно взять из старой советской оптики на Canon, однозначного ответа нет, так как каждый объектив имеет свое собственное предназначения. Выходя из параметров цена/качество я рекомендую следующие объективы:
- Гелиос-44 или любая другая его модификация. На камерах APS-C Canon будет работать как отличный портретник. Объектив имеет отличную резкость, высокую светосилу и легендарное крученое боке. Я рекомендую Гелиос-44 либо любой Гелиос-44М-Х как первый советский объектив на ЦЗК Canon.
- Индустар-50 – просто хороший резкий полтинник, наверно, самый дешевый и доступный советский объектив и в то же время интересен в использовании.
- Юпитер-9 (любой его вариант). Чудесный портретник и на полном кадре и на кропе.
- Юпитер-37А. Чудесный портретник. Легко найти. На APS-C Canon не совсем удобно управляться.
- Юпитер-21А или его брат Юпитер-21М. Отличный телевик. Позволит дотянуться до удаленных предметов.
- Вега-12Б. Отличный портретник.
- Гранит-11Н (Zoom Arsat 80-200). Зум-телевик. Удобный в использовании. Легко найти.
- Калейнар-5Н. Очень резкий короткий телевик.
- Индустар-61 ЛЗ. Очень резкий полтинник, удобен для съемки мелких предметов, при использовании макро колец может обеспечить отличное макро. Один из лучших объективов Советского Союза.
- Зенитар-М 50mm F1.7, хороший резкий полтинник
- МС Гелиос-77м-4 или его брат МС Гелиос-77м
- Волна-3 80mm F2.8 МС отличный портретник
Вывод:
На современных цифрозеркальных камерах Canon можно без проблем использовать старые советские объективы, а также любые другие старые мануальные объективы. Чаще всего, чтобы установить объектив на камеру Canon, будет достаточно одного переходника.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
Байонеты и переходники
Байонет «Б» (Pentacon Six)
Байонет «В»
M42 -> Canon EOS
Nikon -> Canon EOS
Тест качества адаптеров для мануальных (ручной фокус) объективов
Проблема переэкспозиции и недоэкспозиции при использовании адаптеров с мануальными объективами
Чипы-одуванчики для адаптеров к мануальным объективам
Правильная наклейка китайского чипа на адаптер
Байонет «Б» (Pentacon Six)
- Объективы с байонетом «Б» (Pentacon Six) можно поставить на камеры Nikon с помощью советского адаптера КП-6 или с помощью переходника Pentacon Six -> Nikon
- Объективы с байонетом «Б» (Pentacon Six) можно поставить на камеры Canon с помощью советского адаптера КП-6, добавив к нему адаптер Nikon->Canon или с помощью переходника Pentacon Six -> Canon
- Байонет Б, больше известен как Байонет Pentacon Six или P6 — тип крепления среднеформатных фотографических объективов и фотоаппаратов.
- По сравнению с 35-мм плёнкой, объектив имеет большую площадь получаемого кадра, поэтому угол изображения объектива для фотоаппарата с байонетом Б должен рассчитываться исходя из диагонали кадра в 85 мм, против 43 мм (у 35-мм плёнки).
- CZJ Flektogon 50/4 является широкоугольным для фотоаппарата с байонетом Б и нормальным для фотоаппарата с 35-мм плёнкой
- Для установки объективов требуется участие обоих рук, поэтому их смена на весу вызывает небольшие затруднения.
Следует отметить, что главное фокусное расстояние объектива с байонетом Б не нуждается в пересчёте на эквивалентное фокусное расстояние 35-мм плёнки. Пересчёт необходим только в случае наличия кроп-фактора непосредственно у используемого фотоаппарата.
Байонет «В»
Байонет «В» был скопирован с ранних камер Хассельблад и потому они механически совместимы. Кроме того, объективы с байонетом «В» можно поставить на камеры:
Nikon
байонетом «В» на Nikon с помощью советского адаптера КП-88/Н.
или с помощью связки адаптеров байонетом «В» -> Pentakon six + Pentacon six->Nikon
Canon
байонетом «В» на Canon с помощью советского адаптера КП-88/Н, добавив к нему адаптер Nikon->Canon
или с помощью связки адаптеров байонетом «В» -> Pentakon six + Pentacon six->Canon
M42 -> Canon EOS
Крепление М42 — очень распространенное резьбовое крепление. Аналогичное крепление бывает М39, которое превращается в М42 с помощью переходного кольца М39-М42. Рабочий отрезок М42 = 45.5мм Рабочий отрезок Canon EF: 44mm.
Это позволяет изготовить адаптер, который теоретически должен быть толщиной 1.5мм. На практике он бывает от 1.37 до 1.6мм, что призвано компенсировать погрешности при изготовлении байонетов старых объективов. Где-то 1.5мм адаптер не оденется т.к.
слишком толстый (и не будет фокусировки на бесконечность), а где-то 1.37мм будет болтаться. Потому нужно пробовать.
переходник М42 — Canon EOS
переходник с М42 на Canon EOS
Nikon -> Canon EOS
Оба крепления — байонетные. Поставить можно только объектив Никон на камеру Canon. Наоброт невозможно адаптером без линзы т.к. рабочий отрезок Никон больше, чем у Canon и потому на Никон так сложно ставить многие старые объективы, например, с резьбой М42.
переходник с Nikon на Canon EOS
переходник с байонета Nikon на Canon EOS
(8 votes, average: 5,00
Использование советских объективов м42 на зеркальных камерах
Ранее нами уже делался краткий обзор систем крепления фотокамер. В данной статье более подробно остановимся на системе М42.
В 1960-1970-х гг. советские, японские и немецкие производители фототехники широко использовали на тот момент самый популярный вид крепления – резьба М42. Этот вид крепления объективов к 35 мм зеркальным камерам имеет диаметр резьбы 42 мм с шагом в 1 мм. Такие производители как Cosina и Красногорский завод им. C.А. Зверева до сих пор занимаются выпуском объективов с креплением М42.
Главными достоинствами оптики М42 является соотношение цена-качество, а также удобство в использовании и высокое качество сборки.
Главным, и чуть ли не единственным недостатком M42 при использовании на современных камерах является исключительно ручное управление диафрагмой и фокусировкой. Но и в этом можно найти положительные моменты.
Так, использование мануальной оптики (и М42 в частности) само по себе является драгоценным опытом, с помощью которого можно понять и научиться управлять процессами фотосъемки не полагаясь на автоматику фотокамеры. Но при этом присутствуют сложности при съемки быстро движущихся объектов.
Объективов М42 было выпущено больше, чем любых других и из этого всего разнообразия были как удачные модели, так и не очень. Но, в целом, они способны конкурировать с современной оптикой. Однако, объективы Гелиос более распространены и дешевы, с примерами фото, например, объектива гелиос 44 можете ознакомиться у нас на сайте.
Что касается цены на оптику М42, то здесь все не так однозначно. Соотношение цена-качество не всегда справедливо, это обусловлено принадлежностью оптики к тому или иному бренду, ее редкостью или раритетностью.
Для того, чтобы использовать объектив М42 на современных фотоаппаратах необходим адаптер, который можно всегда без проблем приобрести в нашем магазине с доставкой на следующий день под популярные системы – Canon, Nikon.
Адаптер, или переходное кольцо, представляет собой металлическое кольцо, с одной стороны которого крепление М42, а с другой – байонет, соответствующий фотоаппарату. Сначала объектив крепим к адаптеру, закручивая по резьбе, а после этого – всю эту “связку” крепим к камере как китовый объектив. Можно и наоборот, но так значительно удобней.
Большинство адаптеров позволяет перейти с системы М42 без потери бесконечности, и не содержит никаких оптических элементов и качество изображения при этом остается без изменения.
Система Nikon в этом плане отличилась – для перехода с М42 оптики нужен переходник с компенсирующей линзой. В противном случае с обычным переходником сфокусироваться можно будет только до 1-1,5 метров со штатным объективом.
В данной статье более подробно описывается, для чего нужна линза в переходнике. Также, качество получаемого изображения зависит от того, насколько качественная линза используется – подробнее про мультипросветление линзы.
Если использовать адаптер без чипа подтверждения фокусировки, камера может отказаться делать снимки, так как она не видит на себе объектива. Поэтому предварительно необходимо в меню камеры выставить режим “съемки без объектива” – это касается систем micro 4/3 и Sony E (NEX).
Для Samsung NX или Nikon может потребоваться просто перевести камеру в режим М (manual – ручной). В автоматических режимах процессе съемки скорость выдержки и значение ISO сенсора выбираются автоматически, а значение диафрагмы устанавливается вами на объективе (подробнее про экспозамер).
Фокусировка также выполняется вручную – никакие устройства вам не дадут возможности автофокусировки, поскольку М42 оптика была изначально ее лишена.
Оптику М42 удобней всего использовать с камерами Pentax, это обусловлено тем, что рабочие отрезки объективов с креплением Pentax K и М42 одинаковы и составляют 45.5 мм. Подтверждение фокуса и работа экспозамера сохраняется – поддерживается на уровне камеры. Остается только приобрести адаптер М42-Pentax K.
C другими системами ситуация следующая: рабочий отрезок Canon EF – 44 мм, а Sony A – 44,5, это меньше чем у М42, но фокусировке не мешает, разница съедается преходником. Экспозамер работать будет, а вот подтверждения фокусировки нет – камера должна быть уверена, что на ней установлен родной объектив.
Этот вопрос решается с помощью переходников чипами подтверждения фокусировки.
Больше всего проблем с использованием оптики М42 возникает с камерами Nikon. Рабочий отрезок Nikon F составляет 46,5 мм это больше чем у М42, разницу этих отрезков компенсировать нет другой возможности, кроме как линзой.
Что касается беззеркальных компакт-камер, благодаря малым рабочим отрезкам байонетов использование оптики с креплением М42 не вызывает сложностей, соответствующий адаптер компенсирует разницу рабочих отрезков.
Более того, именно на компакт-камерах выгодно использовать оптику, которая на другие системы требует переходника с линзой, как то: Canon FD, Minolta MD, M39 оптика – все эти системы можно хорошо подружить с камерами Sony NEX, Samsung NX, micro 4/3, Nikon 1 (подробнее об использовании такой оптики на компактах). Фокусировка на бесконечность и замер экспозиции доступны во всех беззеркальных камерах кроме Nikon 1, экспозамер в последнем выполняться не будет.
Если вы выбираете себе объектив, то вам может пригодиться данная статья с самыми популярными объективами.
Руководство по совместимости объективов Canon — Техническое руководство для объективов — Canon Russia
Consumer
Если вы увидите красный кружок и белый квадрат, камера также совместима с объективами EF-S.
Если вы увидите белый кружок, камера совместима только с объективами EF-M.
EF
Первая система камер EOS была выпущена в 1987 году. В ее основе лежало крепление объектива EF, которое впервые обеспечивало полное электронное соединение с корпусом камеры.
Кроме физического соединения этих двух компонентов, вся связь осуществляется электронным образом и гарантирует высокоточную передачу данных в режиме реального времени.
Canon стал первым производителем, создавшим мотор, который управляет фокусировкой внутри объектива, а не внутри корпуса камеры.
Несмотря на непрерывное совершенствование систем фокусировки, технологий стабилизатора изображения, специальных объективов и защиты от погодных условий, оригинальное крепление EF остается неизменным. Все объективы EF совместимы со всеми когда-либо созданными камерами EOS, включая новую серию EOS M при использовании адаптера для крепления EF к EOS M.
EF-S
Объективы EF-S специально созданы для цифровых зеркальных камер EOS, оснащенных неполнокадровым датчиком изображения, — а потому являются легкими, универсальными и портативными.
В линейке EF-S инженеры Canon использовали преимущества датчика размера APS-C для создания объективов, которые не только легче и компактнее, но и обеспечивают значительно более широкий выбор широкоугольных объективов.
Владельцы камер с креплением EF-S могут использовать весь ассортимент легких объективов с фокусным расстоянием от 16 до 400 мм (эквивалент для 35-мм пленки).
EF-M
Объективы EF-M были созданы для оригинальной линейки камер EOS M в 2012 году. Они являются еще более компактными по сравнению с объективами EF и EF-S и созданы исключительно для камер EOS M.
Благодаря компактным размерам эти объективы, от сверхширокоугольных до телефото и макро, можно взять с собой куда угодно.
Идеальный выбор для тех, кто привык использовать творческий подход к повседневной съемке.
О совместимости камер и объективов различных фотосистем
Micro Four Thirds 4/3.К этой системе относятся беззеркальные камеры с матрицами формата 4/3 (Olympus E-P, E-PL, E-PM, OM-D, Panasonic G, GH, GF), но с меньшим, чем у 4/3 рабочим отрезком (он составляет всего 19.25 mm).
Сразу отметим, что компания Olympus выпускает фирменные адаптеры Olympus OM — Micro 4/3 и Olympus 4/3 — Micro 4/3, которые, впрочем, доступны и в «неродном», но гораздо более дешёвом исполнении. Всё остальное изобилие переходников производится сторонними фирмами.
Начнём со среднеформатных фотографических систем, переходники с которых на Micro 4/3 имеются в продаже — это Hasselblad, Pentacon Six, Pentax 645, Mamiya 645.
Нам не удалось найти переходник заводского изготовления Pentax 67 — Micro 4/3, но если у кого-либо возникнет желание водрузить объектив от Pentax 67 на камеру Micro 4/3, то проблем это не составит.
Можно с успехом использовать любую из множества возможных комбинаций: Pentax 67 — Pentax 645 и Pentax 645 — Micro 4/3, Pentax 67 — Canon EOS и Canon EOS — Micro 4/3 или Pentax 67 — 4/3 и 4/3 — Micro 4/3 … Вопрос в другом! А стоит ли вообще изощряться и приспосабливать громоздкую и тяжёлую среднеформатную оптику на миниатюрные и довольно хрупкие камеры формата Micro 4/3? Предостаточно более компактных и лёгких объективов, которые можно использовать на этих камерах.
Приводим перечень фотографических систем с форматами кадров 24 х 36 mm, APS-C формата и полуформатных (18 х 24 mm), объективы которых с успехом можно устанавливать на камеры формата Micro 4/3.
Зеркальные системы — Leica R, Nikon F / Киев Н, Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные — Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M.
Полуформатные — Olympus Pen F. Адаптеры-переходники со всех перечисленных систем на Micro 4/3 имеются в продаже.
Существует и ещё один переходник на систему Micro 4/3 — это адаптер C-mount — Micro 4/3. Но, поскольку рабочие отрезки объективов С-mount меньше, чем рабочие отрезки камер Micro 4/3, то конструктивно адаптер выполнен таким образом, что его рабочая поверхность заглублена внутрь камеры.
Это накладывает некоторые ограничения на применение объективов С-mount.
Кроме того, покрытие кадра объективов С-mount меньше по площади, чем матрица камер Micro 4/3, а значит, может возникать довольно заметное виньетирование кадра, особенно сильно выраженное при использовании широкоугольной оптики.
Кроме того, надо быть очень внимательным при установке объективов от дальномерных систем на беззеркалки Micro 4/3. Особенно это касается некоторых широкоугольных объективов с линзблоком далеко выступающим за задние габариты объектива. Не исключено, что задняя линза может упереться во внутреннюю поверхность адаптера. Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице «Адаптеры без оптики».
Переходник М42 – EOS с программируемым чипом. Инструкция
Программирование и настройка переходника Canon М42 – EOS с программируемым чипом.
Внимание! Запрограммировать и настроить можно лишь программируемый чип! Рекомендуется использовать переходник с программируемым чипом только на одном объективе.
Практика показывает, что гораздо удобнее и функциональнее оснастить каждый мануальный (старый ручной объектив с резьбой М42) переходником с программируемым чипом и настроить переходник под параметры данного объектива, чем каждый раз перекручивать переходник на другой объектив.
Это связано с тем, что программируемый чип позволяет очень точно настроить точку подтверждения фокуса, а так же значение диафрагмы и фокусного расстояния под конкретный объектив.
При установке уже запрограммированного переходника на другой объектив точность подтверждения фокусировки может быть нарушена, а значения диафрагмы и фокусного расстояния – не соответствовать действительности.
Программируемый
M42 Canon Программируемый
Обычный переходник, не программируемый
M42 Canon обычный
У программируемого переходника больше контактов. Оба переходника фирмы Pixco
Что позволяет сделать переходник М42-EOS с программируемым чипом: 1. установить объектив с присоединительной резьбой М42 (Зенит, Praktica, Pentax, Carl Zeiss, Mayer, а так же многих других марок) на фотоаппараты Canon с байонетом EF и EF-S (система EOS); 2. задать фокусное расстояние данного объектива (от 1мм до 65535мм); 3.
задать минимальное значение диафрагмы (светосилу) для данного объектива; 4. установить точность подтверждения фокусировки; 5. чип сохраняет последние настройки; 6. данные о диафрагме и ФР будут прописаны в EXIF фотографии; 7. работа в режиме М и Av; 8. совместим со всеми Canon, в том числе 5D mark III, 6D, 650D.
Фокусное расстояние объектива и минимальное значение диафрагмы (светосила), записанные в программируемый чип, будут записаны в EXIF фотографии. На подтверждение фокусировки эти параметры НЕ ВЛИЯЮТ! Их следует задавать лишь для того, чтобы в дальнейшем Вы могли определить каким объективом был сделан снимок. Значения светосилы от 1.1 до 2.
0, записанные в чип, могут влиять на экспозамер. Поэтому желательно прописывать в чип минимальное значение диафрагмы (светосилу) конкретного объектива. Наиболее важной и полезной особенностью программируемого чипа является возможность точной корректировки подтверждения фокуса (юстировки).
Точно настроенный под конкретный объектив чип позволяет точно и быстро фокусироваться вручную по любой фокусировочной точке видоискателя Вашего фотоаппарата. Подтверждение фокусировки будет работать на всех фотоаппаратах системы EOS при полунажатии кнопки спуска затвора.
Иными словами, Вы можете использовать любой объектив с резьбой М42 на фотоаппарате Canon как автофокусный, переведенный в режим MF. При этом фокусироваться и закрывать диафрагму придется вручную, однако при попадании объекта в фокус фотоаппарат подтвердит фокусировку звуковым сигналом и горением сигнала фокусировки (зеленый кружок в видоискателе).
Это значит, что объект в выбранной фокусировочной точке видоискателя находится в фокусе – и можно снимать! Один важный нюанс: если фактическая светосила Вашего объектива менее 8, подтверждение фокуса работать не будет. Это связано с техническими особенностями принципа фокусировки камеры.
Использование старой оптики на современных фотокамерах
Фото, видео и аудио Цифровые фотоаппараты продолжают падать в цене. Сегодня за скромные деньги можно купить профессиональную камеру 2-3 летней давности. Тем временем, цены на оптику устойчиво растут каждый год.
У многих из вас наверняка есть объектив от какого-нибудь старого «Зенита», который можно успешно использовать на современной камере. Сегодня мы расскажем, как это делается и что для этого нужно.
Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше. Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.
Использование «классических» объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.
Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей, новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей. Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже.
Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене примерно 55 тысяч рублей. Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги.
Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще можно купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна — тут ничего не попишешь.
Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику — банальная экономия.
Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F.
Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, «привязав» фотографа к своей системе, что называется, «обратив в свою религию». Ну а поскольку срок службы объектива значительно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер.
Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.
Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет работать на другой зеркальной системе.
Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.
Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.
Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.
Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.
Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок — ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!
Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.
Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.
Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе.
Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях.
Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.
Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42.
Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России.
Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.
Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой.
То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно.
Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.
Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также достаточно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.
Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.
Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.
Объектив, установленный через адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны.
Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение.
Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).
- Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
- Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
- Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
- Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
- Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
- Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.
После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.
Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.
Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.
Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View.
Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость.
Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Кроме того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.
Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала.
Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии.
Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.
Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики.
Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.
Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый «одуванчик». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.
Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка «думает», что на нее установили родной объектив.
Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной.
«Одуванчики» выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.
Последнее поколения чипов могут программироваться на вкус пользователя, проводить юстировку системы фазовой фокусировки вместе с данным объективом, а также менять изначально определенные параметры чипа.
Особого внимания заслуживают фотоаппараты Sony NEX, построенные на таких же APS-C сеносорах, как и зеркальные. В попытке сделать самую маленькую камеру со взрослым сенсором, конструкторы Sony спроектировали линейку NEX таким образом, что рабочий отрезок у них составляет 18 мм, и пространство для установки оптики тут широчайшее.
Фактически, создав переходное кольцо-адаптер, на NEX можно устанавливать любую оптику, что дает любителем широчайшую свободу действий.
В принципе, то же самое справедливо и для фотоаппаратов системы Micro Four Thirds – у них также небольшой рабочий отрезок, но спроектированы они под матрицу с другим соотношением сторон, поэтому изначально сконструированная под пленочное разрешение Sony NEX будет выигрышнее.
В последней версии прошивки Sony реализовала возможность подключать старые объективы Minolta с фокусировочным мотором, но в контексте данной статьи нас это мало интересует. Используя переходные кольца Sony E-mount – M39, M42, T-mount — можно устанавливать любые старые объективы.
На форумах, посвященных продаже-покупке фотоаксессуров, можно встретить немало интересных объективов, которые распродают фотолюбители. Нас интересуют байонеты T2, M42, M42-M39, Zeiss C/Y, Leica R, Nikon F, Olympus OM, Pentax K, Minolta MD, Pentacon Six.
Почти все экземпляры старых мануальных объективов отличаются «звенящей» резкостью, немного измененной цветопередачей (старое оптическое стекло приобретает легкий желтоватый оттенок и может выдавать «пленочные» цвета), красивой зоной нерезкости и выразительным боке.
Мануальные объективы отличаются своеобразным боке. Кадр ниже снят объективом Carl Zeiss Jena MC Pancolar f1.8-50mm
Тут хочется упомянуть объектив 40-2 85/1.5. Он отличается потрясающим овальным боке, которое как бы подкручивается кругами к центру.
К счастью, M42-объективов достаточно много. Есть и фикс-телеобъективы, и фишаи, и портретная оптика. Полный список мануальных стекол и технических характеристик можно посмотреть здесь. Ну а мы надеемся, что подкованные читатели FERRA.RU, руководствуясь нашей статьей, найдут себе подходящий объектив и сделают много отличных фотографий и расширят свои фотографические навыки.