В правилах дорожного движения подобных терминов нет. Они были приняты автовладельцами самостоятельно. Означают ли они одно и то же и для чего их нужно контролировать?
Что такое слепая зона?
Вообще, слепая и мертвая зона – это одно и то же. По крайней мере, так решили автовладельцы. Но на самом деле, понятие мертвая зона относится к рулевому управлению и к нему следует вернуться чуть позже.
Слепой зоной принято считать области, находящиеся в непосредственной близости автомобиля, но не доступные для взгляда водителя. Говоря простыми словами, шофер не видит объектов и препятствий, находящихся в слепой зоне.
Подобные области могут быть в самых различных местах, в зависимости от обзорности и конструкции автомобиля. Для грузовиков и легковых машин они различаются, но каждое авто, однозначно, имеет, хотя бы, одну слепую зону.
Что такое мертвая зона руля?
А теперь следует узнать о мертвой зоне. Под этим понятием понимают угол поворота руля, при котором рулевое управление не реагирует поворотом колес. То есть, водитель поворачивает руль, но колеса начинают менять положение не сразу.
В правилах, это понятие заменяется простым словом – «люфт». Он измеряется в градусах и имеет нормы:
- машины категории B – 10 градусов;
- категория D – 20 градусов;
- грузовики и все транспортные средства, подходящие под категорию C – 25 градусов;
Если значение люфта превышает заданные нормы, то управление автомобиля требует ремонта. Эксплуатация такой машины запрещена.
Слепые зоны у разных транспортных средств и чем они опасны
Чтобы аккуратно маневрировать в условиях города или правильно перестраиваться на широкополосных дорогах, водитель должен хорошо разбираться в подобных зонах автомобиля. Среди автовладельцев действует негласное правило:
«Если ты не видишь в зеркале заднего вида водителя грузовика, то и он не видит тебя»
И это правило самое верное. Но не всегда слепая область машины находится сзади. Следует, к примеру, взять грузовой автомобиль:
Стоит обратить внимание: водитель грузовика имеет самую опасную слепую зону – справа и спереди. Автомобиль, который надолго задерживается в этих местах – рискует быть задетым. Фура начинает трогаться и цепляет легкую легковушку, не заметив.
Передняя часть грузовика – смертельно опасна для пешеходов, так как водитель не видит их из-за носа или особенностей строения стекла на «головастиках» (пустых грузовиков без носа).
Лучший способ остаться целым – не заезжать в области, не попадающие в поле зрения водителя большегруза.
У легкового автомобиля ситуация несколько лучше, но и этот фактор зависит от особенностей кузова. В общем, зоны эти выглядят так:
В данном случае, водитель не замечает пешехода из-за боковой стойки кузова. Исправить тут ничего не получится. Современные автомобили обладают худшей обзорностью.
Есть и такие зоны:
При движении, к примеру, по средней полосе, автомобилист может столкнуться с ситуацией, когда при перестроении он не замечает машину, которая приближалась с боку. Такое явление вполне логично — автомобиль оказался в слепой зоне: его не видно в зеркале и не видно сбоку. Оборачиваться назад тоже опасно.
Другой пример касается джипов и универсалов. Учитывая высокое положение стекла багажника, под ним остается область, которая не доступна водителю:
При движении задним ходом, для взрослых пешеходов нет никакой опасности, их видно, а вот дети, находящиеся за машиной, могут под нее угодить, так как их рост ниже уровня стекла.
Как обнаружить слепую зону?
Каждый автовладелец должен знать все слепые зоны своего автомобиля. Для этого есть простой прием:
- Сядьте за руль машины.
- Попросите помощника медленно обойти автомобиль по кругу.
- Заострите внимание на том, как помощник исчезает из поля зрения.
Это и есть слепая зона автомобиля.
Как правильно настроить зеркала?
Одним из самых эффективных методов борьбы с ухудшением обзорности принято считать правильную настройку зеркал заднего вида. Многие автовладельцы совершают массу ошибок, поворачивая отражающие элементы совершенно не на тот угол. Как следствие, получают еще более худшую обзорность.
Правильно настроенное зеркало заднего вида должно показывать следующую картину:
В зеркале должно быть видно лишь малую часть автомобиля, чтобы автовладелец мог ориентироваться по габаритам во время парковки и маневров. Все остальное поле должно максимально захватывать дорогу.
Частые ошибки:
- Поворот зеркала на колесо. Многие для упрощения процедуры парковки, направляют зеркальный элемент к заднему колесу, но это ошибка, так как нарушается обзорность далеко позади машины.
- Большая часть машины находится в поле зрения. Многие начинающие водители, особенно женщины, стараются видеть в зеркале не обстановку позади, а себя.
Применение зеркал для слепых зон
Основным средством борьбы против нарушения обзорности является применение специальных зеркал для слепых зон автомобиля. Они представляют собой небольшие зеркальные элементы, которые устанавливаются поверх основных, и имеют другой угол поворота. Выглядят они следующим образом:
Подобные зеркала могут иметь и иную конструкцию, к примеру, такую:
Стоит отметить, что их можно настроить и для парковки. К примеру, водителю необходимо иметь возможность с точностью до положения колеса припарковаться к бордюру или любому другому объекту. Он может направить зеркало на заднее колесо и оценивать расстояние от него до объектов или препятствий.
На грузовиках, автобусах и внедорожниках используются другие зеркала, которые крепят к стеклу, чтобы видеть ситуацию перед кабиной, справа или позади нее, если это универсал:
Электронные системы контроля слепых зон
Зеркала – достаточно эффективное, но примитивное средство контроля. Самыми продвинутыми способами исключить слепые зоны автомобиля принято считать применение специальных электронных устройств. Условно их можно разделить на две категории:
- ассистенты помощи при перестроении;
- камеры кругового обзора;
Датчики мертвых зон
Подобные устройства необходимы для безопасного перестроения в городе в условиях плотного дорожного трафика. Представляют собой комплект датчиков, установленных по бортам автомобиля и специального индикатора, который включается и показывает водителю, что вне поля зрения находится другая машина.
Предупреждает система в виде негромкого звукового сигнала и оранжевой лампы, которая вмонтирована в накладку кузовной стойки или салонное зеркало. Принцип действия датчика предельно прост – он посылает ультразвуковой сигнал до объекта, затем он отражается и идет обратно. По времени, за которое сигнал «сходил» туда и обратно, система вычисляет отсутствие или наличие объекта в слепой зоне.
Камера кругового обзора
Внимание! Применять такие системы во время движения с большой скоростью запрещено, так как они отвлекают внимание и предназначены не для перестроений.
Камеры кругового обзора используются, как одно из средств помощи при парковке автомобиля. Подобные системы помогают оценить боковой интервал машины и дистанцию до других препятствий.
К примеру, камеры кругового обзора видят, все, что происходит перед машиной, сзади и под боковыми зеркалами заднего вида.
Активация данных камер происходит со штатной мультимедийной системы, если подобный ассистент вообще предусмотрен комплектацией.
Что еще следует знать о мертвых зонах?
Водитель должен учитывать, что площадь мертвой зоны возрастает прямо пропорционально скорости движения автомобиля. Дело в том, что на большой скорости поле зрения водителя сужается, так как он фокусируется на объектах, находящихся на пути. Поэтому возможности оборачиваться или обращать внимание на зеркала заднего вида у него нет.
Еще один неприятный факт. При разбирательствах в ДТП вина, обычно, ложится на автовладельца, который «не увидел» другой машины из-за отсутствия дополнительного зеркала или слепой зоны. В ПДД нет такой формулировки, а значит, автовладелец должен сам бороться с этим явлением своими силами.
С другой стороны, суд может встать на сторону водителя большегруза и признать виновным водителя, который «влез» под грузовик с целью его быстро обогнать или «подрезать». К примеру, большегруз поворачивает, а другой автомобиль пытается проскочить «под ним» и цепляется за кабину.
Что такое слепая зона у автомобиля и как ее контролировать
Главная » Блог » Слепая зона в автомобиле
17.11.2020
Комментариев нет
10547
Обеспечение достаточности обзора из водительского места очень важно для безопасности дорожного движения. Правильное определение слепой зоны автомобиля поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.
Многие производители утверждают, что водительское место в современных моделях авто оборудовано таким образом, что водитель способен полностью контролировать положение окружающих объектов. Но это не совсем так, есть углы и некоторые варианты расположения машин на дороге, которые трудно заметить даже при помощи камер.
Что такое слепая зона автомобиля
Слепой зоной автомобиля называют часть окружающего пространства, не контролируемую с водительского места. Водитель обозревает обстановку на дороге следующим образом:
- непосредственным наблюдением – по направлению движения, частично – боковые зоны;
- через зеркала – часть бокового пространства и то, что находится сзади.
Но некоторая часть пространства сзади автомобиля остается без внимания, поскольку не отображается в зеркалах. А конструктивное исполнение кузова оставляет вне пределов зрения водителя сектора, закрываемые стойками.
Это может стать причиной аварии в ходе перестроения, если другая машина, которую не было видно до начала маневра, вдруг окажется по траектории движения.
Что такое мертвая зона руля
Еще одно схожее понятие, которое многие путают с не обозреваемым водительским пространством – мертвая зона руля. Под этим термином понимают угол поворота рулевого колеса, при котором направление движения не изменяется.
Этот люфт выполнен с той целью, чтобы исключить опасные ситуации от непроизвольной реакции системы управления автомобиля на случайные изменения положения руля. До определенного предела машина продолжает двигаться в прежнем направлении, выполняя поворот после того, как указанная мертвая зона преодолена.
Что такое опасная зона транспортного средства
Под опасной зоной транспортного средства понимают часть окружающего пространства, нахождение в которой другого объекта может стать причиной аварии. Если в непосредственной близости от машины оказывается другой автомобиль или стационарная преграда, необходимо предпринять действие по увеличению дистанции и обеспечению безопасного расстояния.
Слепые зоны автомобиля
В слепую зону автомобиля попадают:
- часть боковых пространств, расположенная за пределами зеркал и непосредственной видимости;
- зона позади машины, не отображаемая зеркалом
- переднее пространство, закрытое стойками.
Некоторые различия формирования слепой зоны следует учитывать, в зависимости от вида транспортного средства.
Слепая зона у легкового автомобиля
У современных легковых автомобилей система зеркал выстроена таким образом, что не обозреваемое пространство максимально сужено. Но все равно, зеркала не охватывают все окружение в полной мере.
Наибольшая часть вне пределов видимости водителя легковушки – с правой задней стороны, но и отдельные секторы слева и сзади не обозреваются с водительского места.
Современные производители, в стремлении повысить прочность кузова, увеличивают ширину передних стоек. Пространство, закрываемое этими конструктивными элементами, способно вместить пешехода, что также может стать причиной дорожного происшествия.
Слепые зоны грузовика
У грузового автомобиля не обозреваемые водителем зоны несколько шире, по сравнению с легковой машиной, в силу особенностей конструктивного устройства.
Заднее пространство полностью не контролируется водителем, поскольку кузов закрывает возможность обзора в этом направлении. Также не обозревается зона, непосредственно прилегающая к кузову с правой и левой стороны.
Поэтому при движении в непосредственной близости от грузовика не следует прижиматься к нему вплотную. Дополнительную безопасность обеспечит разумная дистанция, ведь водитель грузовика лишен возможности увидеть тех, кто движется позади него.
Слепые зоны фуры
У водителя фуры слепая зона увеличивается еще больше, по сравнению с обычным грузовиком по причине большей длины этого транспортного средства. Из водительского места через зеркала заднего вида обозревается только часть пространства, ограничиваемая началом кузова.
Учитывая большую протяженность фуры, водитель не в состоянии контролировать все, что находится за пределами сектора в 120 градусов в заднюю сторону.
Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
Опасность нахождения в зоне, не обозреваемой непосредственно и через зеркала заднего вида в том, что водитель другой машины не видит того, кто расположен рядом с ним.
При прямолинейном передвижении в границах занимаемого ряда непосредственной опасности нет. Но если в момент перестроения другая машина окажется в пределах непосредственной близости, неожиданно выскочив из слепой зоны, резко сократившаяся дистанция не всегда позволяет своевременно среагировать и избежать столкновения.
Как обнаружить слепую зону
Границы не обозреваемого пространства можно вычислить двумя способами:
- опытным путем – попросить помощника обойти вокруг авто по определенному радиусу, фиксируя момент, когда он исчезнет из поля зрения зеркал заднего вида и вновь там появится;
- в процессе движения, контролируя через зеркала движение автомобилей по соседним рядам, в процессе приближения и обгона; этот способ особенно удобен при стоянии в пробках, если ТС по соседнему ряду приходят в движение – это позволяет установить границы слепой зоны, без непосредственной опасности столкновения.
При обнаружении слепой зоны, вне зависимости от избранного способа, важно понимать, что она начинается с момента, когда наблюдаемый объект исчезнет из поля зрения до его появления в пределах видимости.
Зеркала для слепых зон
Зеркала не смогут позволить полностью обозревать пространство вокруг авто. Но при правильной их установке и настройке, можно максимально сократить недоступный для наблюдения сектор пространства.
как правильно настроить зеркала в машине.
Расширить обозреваемые зоны можно за счет установки дополнительных зеркал. Эти оптические приборы относительно небольшого размера выполнены в виде линз, позволяющих расширить обозреваемый сектор.
Основные характеристики дополнительных зеркал представлены в таблице:
Вид зеркала | Особенности |
Сферическое | Крепится к поверхности основного, во внешнем верхнем углу или выше него; выполняется в собственном корпусе |
Параболическое | Отражает окружающее пространство, искажая расстояния |
Электрохромное | Реагирует на свет фар окружающих машин, предохраняя зрение водителя от чрезмерного светового потока |
Они наклеиваются на основные зеркала машины или устанавливаются рядом с ними, расширяя углы обзора.
Мертвая зона в зеркалах заднего вида
Боковое пространство частично обозревается из зеркал, расположенных с левой и правой стороны от водителя. Эти оптические приборы позволяют увидеть большую часть левого и правого сектора, вплоть до зоны, примыкающей к задним бамперам, и частично – заднее пространство.
Контроль мертвых зон автомобиля
У водителя имеется возможность в процессе движения обозревать через зеркала пространство, расположенное по бокам и сзади машины. Но важно учитывать оптические искажения, не всегда позволяющие визуально представлять дистанцию до объектов, и то, что часть окружения остается за пределами сектора зеркал.
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться линзовыми зеркалами, в связи со значительным искажением расстояний, не позволяющими реально оценить дорожную обстановку. Поэтому каждый водитель должен принимать решение о необходимости использования дополнительных оптических приборов самостоятельно, исходя из собственного опыта.
Еще один важный недостаток дополнительной оптики в том, что она занимает часть полезной площади обычного зеркала, что иногда может представлять помеху для полноценного отображения окружающего пространства.
Как правильно установить зеркала мертвой зоны
Дополнительные зеркала мертвой зоны устанавливают в углу основного отражателя, фиксируя с помощью клея, или рядом, с помощью специального крепления. Важно тщательно зачистить поверхность стекла, на которую приклеивается дополнительное зеркало, и выполнить операцию максимально аккуратно.
Правильная настройка зеркал
Слепую зону можно предельно сузить, если правильно настроить зеркала.
Настройка выполняется после установки автомобиля на ровной площадке. Порядок действий следующий:
- процедура начинается с левого зеркала заднего вида – отражатель поворачивается до того момента, пока при повороте головы влево отражение позволит увидеть край левого бампера позади авто;
- необходимо отклониться к центру машины и настроить правое зеркало, аналогично левому, чтобы в поле зрения попадала правая задняя часть автомобиля.
При правильной настройке, задние стойки должны располагаться по краям изображения в зеркалах.
Как обезопасить себя во время движения
Водитель может обезопасить себя в процессе движения, минимизировав опасности, связанные со слепыми зонами, за счет использования дополнительных технических средств и выполнения правильных приемов вождения.
Датчик для слепой зоны
Большую помощь могут оказать специальные датчики — парковочного радара (парктроник), подающие звуковой сигнал при приближении постороннего объекта на опасное расстояние. Эти приборы особенно полезны при парковке и позволяют своевременно среагировать, если задний бампер авто опасно приблизится к стоящему позади автомобилю или другому препятствию.
Некоторые из таких приборов комплектуются камерой заднего вида, выдающей изображение на экран видеорегистратора. Прибор устанавливается в отверстии заднего бампера, а камера – в нише под номерным знаком. Монтаж не представляет особенных сложностей и может быть выполнен своими руками.
Стоимость звуковых моделей – от 2 800 рублей и выше. Приборы с видео наблюдением обойдутся от 10 000 рублей.
Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне
При выполнении маневра перестроения важно по возможности исключить его проведение из мертвой зоны. Для этого не следует максимально приближаться к соседнему автомобилю. Любые действия необходимо сопровождать включением соответствующего сигнала поворота.
Важно избегать резких действий при выполнении маневра. Вливаться в поток соседнего ряда следует максимально плавно, исключая рывки. Обгон впереди идущего автомобиля необходимо выполнять под острым углом к направлению движения.
Правильный порядок действий при перестроении выглядит следующим образом:
- включается указатель поворота;
- машина разгоняется до необходимой скорости, соответствующей движению авто в ряде для перестроения;
- проверяется отсутствие других машин, представляющих опасность для маневра, через боковые зеркала;
- начинается выполнение маневра перестроения, под углом не более 45 градусов к направлению движения;
- авто аккуратно встраивается в соседнюю полосу.
Если перестроение выполнено безопасно, соседние автомобили не изменят скорости, и расстояние между ТС не сократится.
Как не попасть в ДТП
Чтобы избежать опасности ДТП, важно по возможности исключить нахождение в слепой зоне другой машины. Но если это невозможно, необходимо на какое-то время показаться соседнему водителю, чтобы нахождение в «мертвом» пространстве не стало причиной неожиданного появления в ходе перестроения или другого маневра.
Важно сопровождать любое действие предварительным включением соответствующего сигнала поворота, избегать резкого изменения скорости и направления движения.
Советы по «оживлению» мертвой зоны
Чтобы предупредить возможные аварии, необходимо:
- внимательно следить за сигналами поворота других водителей;
- самому своевременно предупреждать о предполагаемом маневре включением соответствующего поворотника;
- соблюдать четкость и оперативность действий при перестроении, избегая резких маневров из слепой зоны другого водителя;
- учитывать возможность недостаточного опыта у прочих водителей из участников транспортного потока;
- перед выездом с парковки, предварительно убедиться в отсутствии препятствий, в том числе личным осмотром, выйдя из машины;
- не включать музыку на полную громкость, приоткрыть окно, чтобы компенсировать недостаток визуальной информации слухом;
- правильно настроить зеркала.
Если лицо водителя видно в отражении его зеркала, значит автомобиль не находится в слепой зоне. Это простое правило позволит лучше контролировать нахождение в секторе, не обозреваемом другими водителями.
Рискованные маневры, особенно если они начинаются из слепой зоны обгоняемого авто, нередко становится причиной серьезных ДТП.
Даже правильная регулировка зеркал и использование самых современных технических средств не исключат аварию, если водитель не придерживается элементарных требований безопасности, что особенно актуально, если маневр начинается с зоны, не обозреваемой водителем соседнего авто.
29.08.2021
«Мертвые зоны» грузовика: можно ли избежать ДТП
03 января 2019 Категория: Интересные новости.
Многие автомобилисты с легковой категорией вождения забывают одну вещь. При движении рядом с групногабаритным транспортом нужно понимать, что у него есть «мертвые зоны», то есть та часть дороги, где водитель грузовика не увидит легковушку при всем желании.
Фуры огромны и неповоротливы, автомобили и пешеходы их не любят. И тем не менее, совсем не учитывают смертельную опасность, не хотят учиться выживать рядом с большегрузом, считают, что их видно по умолчанию — вон же, сидит высоко и зеркала в два ряда. А как на самом деле?
Смотрю но не вижу
На самом деле у грозового автомобиля целых четыре «мертвые» зоны — по бокам (доходят до пары полос), сзади и спереди, прямо перед кабиной и чуть справа.
- Всего протяженность «слепой зоны» у грузовика примерно три метра вперед и пять — назад вдоль борта.
- Справа за стойкой шофер слеп на полтора метра.
- Почти весь правый борт у большинства фур — вне поля зрения.
По итогам эксперимента в «Главной дороге», в «метвой зоне» грузовика легко прячется четыре машины. Прямо перед кабиной могут спрятаться 10 человек — и водитель их не увидит.
Поэтому рассчитывать, что водитель грузовика увидит легковушку если не в основное, то в дополнительное зеркало, не стоит. Безопаснее считать, что зеркала просто нет.
Некоторые дальнобойщики так устали от того, что под правый бок фуры или прямо под носом кабины так и норовит кто-то влезть, что даже лепят наклейки с предупреждениями на правый борт — мол, не вижу тебя, легковушка.
Особенно часто ДТП с участием фур и других автомобилей происходят в поворотах, и неслучайно: водители большегрузов сосредоточены на том, чтобы радиуса поворота хватило не только на машину, но и на прицеп, чтобы не задеть тротуар, ограждения, знаки, светофоры и пешеходов… И если в этот момент «проскочуны» решают, что обгонят автопоезд — трагедии не избежать.
Так у них же есть зеркала!
Водители с правами категории «В» подходят к вопросу «мертвых зон» грузовиков по аналогии с легковыми авто. Есть зеркала, их много — значит, все видно. Но есть момент.
Зеркала у большегруза расположены на уровне глаз водителя — значит, очень и очень высоко (речь-то о фуре). В них отражается только то, что сзади и на уровне глаз, а того, что происходит снизу, не видно.
Для владельцев легковых автмообилей можно предложить эксперимент: поставьте ведро рядом с задним колесом. Затем сядьте за руль и посмотрите в зеркало. Видите ли вы табуретку?
Нет, потому что ведро находится ниже границы поля обзора, который доступен через зеркало заднего вида. Повторите эксперимент, поставив ведро рядом с правой дверью, позади машины ровно по центру.
Вот так же видит вашу машину водитель грузовика со своего рабочего места: нижняя граница поля зрения через зеркало проходит выше машины, ведь зеркала расположены высоко. В результате — аварии, потому что у водителя фуры просто физически нет возможности заметить что там внизу происходит.
Конечно, есть и дополнительные зеркала — сферические, бордюрные, передние. Но они предназначены не для контроля «мертвых зон», а для маневрирования в городе, в частности, парковки. Направление их выставлено так, чтобы было удобно парковаться. А еще такие зеркала имеют сильно выгнутую линзу, тем самым сильно искажают и уменьшают изображение.
Кроме того, в непогоду дополнительные зеркала сильно забрызгивает, видимость падает. Днем обзорности мешает слепящее солнце, ночью — ксеноновые фары встречных машин. Как правило, автомобили немарких, темных цветов — их плохо видно в сумерках, даже в дополнительные панорамные зеркала.
Конечно, современные грузовики оснащаются датчиками и камерами заднего вида, которые улавливают объекты позади и сбоку машины, и предупреждают водителя. Но много ли водителей-международников ездят в таких условиях?..
Вот и получается, что о безопасности других участников дорожного движения речь не идет — водителю фуры остается полагаться только на свое «чутье». Если и заметит, что в одном из восьми зеркал что-то мелькнуло — и то хорошо. Но успеет ли среагировать?
Проблемы взаимопонимания
Дальнобойщики негодуют: водители с категорией «B» вообще не понимают особенностей и отличий управления большегрузами. А ведь это и «мертвая зона», и риск складывания, и большой тормозной путь.
Самое безрассудное в поведении водителей легковых автомобилей — вести себя с фурой так же, как с остальными легковушками: подрезать, опережать во время поворота, обгонять справа, например, при съезде с трассы. А еще — опережать грузовик и затем резко тормозить, например, на светофоре или пропуская пешехода.
Топ-грехов водителей легковых автомобилей, которые приводят к авариям с фурами, выглядит так:
- перестроение прямо под носом у фуры, когда водителя грузовика вынуждают экстренно тормозить;
- обгон и резкое торможение, когда водитель легковушки пропускает пешехода или увидел другое препятствие, а сзади — фура;
- когда «висят» в «мертвой зоне», не понимая, что их просто не видно;
- когда не переключают свет с дальнего на ближний и слепят;
- когда требуют уступить место, съехав на обочину (в темноте это небезопасно для дальнобойщика).
Что делать (водителям легковушек)
- будьте пессимистом: если вы видите фуру, это не значит, что ее водитель видит вас;
- старайтесь не ехать справа от фуры никогда;
- если вы движетесь за грузовиком и не имеете возможности переместиться, хотя бы чаще показывайтесь в зеркалах его заднего вида, смещаясь правее или (лучше) левее, а если фура останавливается, и вы тоже — стойте тоже чуть левее.
- избегайте ситуации, когда вы двигаетесь в районе подножки кабины грузовика;
- всегда пропускайте фуры при перестроении: 40 тонн сложно остановить, а водитель, вероятно, вас не видит;
- оказавшись под боком или сзади грузовика, не висите в слепой зоне, а принимайте меры — отставайте, обгоняйте слева (!) или уходите на соседнюю полосу;
- запомните негласное правило: если вы не видите голову водителя в боковых зеркалах машины (в том числе, грузовика) — он не видит вас тоже. Совершать маневры в таком случае нельзя! Ускорьтесь или замедлитесь, чтобы вас увидели.
- если решили обогнать грузовик, подавайте четкий сигнал «поворотниками» или дальним светом, убедитесь, что полоса целиком свободна, и совершайте маневр максимально быстро. Если возможности для безопасного обгона нет — увеличьте дистанцию (правило 4-х секунд), отставайте;
- не подрезайте грузовик после обгона и не сбрасывайте скорость: обзор водителя спереди частично ограничен, если вы близко к кабине, вас не видно. Оторвитесь хотя бы на 10 машин (дистанция) после обгона от фуры;
- не прижимайтесь вплотную сзади к грузовику, особенно на подъемах;
- не опережайте фуру на спуске, чтобы стать перед ней: после торможения на грузовике тормоза перегреваются, дистанции до полной остановки может не хватить;
- если грузовик поворачивает направо, не выезжайте на полосу правее — фуре потребуются дополнительные полосы для движения;
- как только стало понятно, что фура поворачивает, увеличивайте дистанцию: для поворота грузовику нужно несколько полос;
- не вздумайте объезжать фуру, которая тормозит или поворачивает!
- если видите, что грузовик съезжает в вашу полосу, это значит, что водитель вас не видит. Жмите на клаксон, съезжайте на обочину: это поможет избежать аварии;
- если вас обгоняет фура, сбросьте скорость, чтобы как можно меньше находиться в «слепой зоне» дальнобойщика.
- в пробке не всовывайте свой капот перед грузовиком как перед легковушкой, надеясь, что вашу машину видно и вас пропустят — не видно и не пропустят!
- если движетесь по основной дороге, на которую выезжает со второстепенной фура, сбросьте скорость: дальнобойщик может не видеть легковушку;
- тренируйтесь читать и прогнозировать дорожную обстановку. Если видите, что фура берется правее и скоро съезд — учитывайте возможный маневр, ускоряйтесь или отставайте, чтобы не попасть под траекторию движения автопоезда.
Что делать (водителям грузовиков)
- помнить о «мертвых зонах», провести эксперименты конкретно на своей машине, чтобы оценить масштаб бедствия и знать, куда может спрятаться легковушка;
- максимально четко настроить зеркала, держать их в чистоте;
- перед тем, как трогаться с места и на пешеходных переходах чуть привставать с сиденья и смотреть, чтобы перед кабиной никого не было;
- перед поворотом (разворотом), если есть возможность — останавливаться, выходить из кабины и осматриваться вокруг;
- прежде, чем совершать маневры с перестроением, включить «поворотник», чтобы он проморгал не менее 3-х раз — если там едет машина, этого времени водителю должно хватить на реакцию или звуковой сигнал;
- совершать перестроение очень медленно, чтобы все водители вокруг успели прочитать обстановку и отреагировать.
- Нюансы управления автопоездом в гололед узнаете здесь.
- Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
- ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ
Слепые зоны грузовика. О чём должны помнить водители? – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Рассказываем, как избежать ДТП, связанных с попаданием в мёртвую зону обзора водителя грузовика.
Чем выше кабина и чем длиннее прицеп, тем больше у водителя появляется мёртвых или слепых зон для обзора. Слепыми зонами у грузовиков называются точки, где обзор для водителя затруднён или вовсе невозможен.
Участки, которые не видны или плохо видны водителю в зеркала заднего вида есть у каждой грузовой машины. И как у любой опасной ситуации, возникающей на дороге, у этой проблемы есть несколько сторон.
Ни один участник дорожного движения не застрахован от попадания в эту мёртвую зону обзора. Потому изложенная ниже информация будет полезна не только водителям грузовиков, но и мотоциклистам, скутеристам, водителям легковушек, велосипедистам и, безусловно, пешеходам. Каждый, кто находится в слепой зоне грузовика, рискует остаться незамеченным и пострадать в аварии.
Мёртвые зоны среднестатистической фуры (16 м)
Количество слепых зон у грузовика, прежде всего, зависит от его длины. У среднестатистической фуры (16 м) их несколько.
Первая мёртвая зона расположена позади самого автомобиля. Находясь в кабине, водитель грузового транспортного средства может увидеть только задний угол кузова, а что происходит ниже, скрыто от его глаз.
Вторая идёт по левой стороне и начинается там, где заканчивается кабина. Как правило, шофёр грузовика не видит в зеркало заднего вида происходящее за передним колесом. Из-за этого в определённый момент он просто не замечает идущего на обгон.
Справа тоже есть опасные слепые зоны, которые «активируются» в тот момент, когда грузовик едет по многополосной трассе.
- Во-первых, это пространство сбоку, под зеркалом заднего вида, на уровне середины кабины, заканчивающиеся на расстоянии около 1 м впереди неё.
- Во-вторых, — сектор на уровне задней части кузова. Эта мёртвая зона представляет угрозу для транспорта, движущегося через полосу от грузовика, при перестраивании из одного ряда в другой.
automania.ru
Как обезопасить себя водителю грузовика?
Для начала шофёру грузовика нужно запомнить расположение этих типовых мёртвых зон и вычислить индивидуальные для себя, если таковые имеются. Можно даже распечатать схему слепых зон и держать её на видном месте в кабине, это точно не будет лишним.
Также рекомендуется установка дополнительных зеркал для контроля над слепыми зонами и мини-камер, изображение с которых выводится на монитор, находящийся перед глазами у водителя. Стоимость такого решения не ударит по карману, а его наличие поможет избежать множества аварийных ситуаций.
Производители грузовиков тоже озаботились проблемой обзорности слепых зон и теперь всё чаще включают в комплектацию своих моделей дополнительные зеркала (базово) и камеры с мониторами (опционально).
Можете наклеить на мёртвую зону предупреждение с текстом: «Если ты это читаешь, то я тебя не вижу» и прочими вариациями этой фразы. Готовые наклейки с такими надписями продаются почти в каждом магазине автотоваров.
Во Франции обязательная маркировка мёртвых зон и её чёткое местоположение прописаны на законодательном уровне.
Помогайте водителям легковых авто совершать обгон, включая в безопасный момент правый поворотник.
Естественно, нельзя забывать о правилах дорожного движения и терять бдительность, чрезмерно уповая на водительские навыки и адекватное поведение других участников дорожного движения.
vinyl-market.ru
Как обезопаситься другим водителям?
Крупногабаритный транспорт на дороге нередко загораживает обзор водителям легковых автомобилей и затрудняет им маневрирование.
Если вы едете сзади, можно понаблюдать за поведением его шофёра: наиболее опытные из них, как говорилось выше, мигают правым поворотником в подходящий для совершения обгона безопасный момент.
Будьте готовы к тому, что у водителя грузовика, нет ни камер, ни дополнительных зеркал, обеспечивающих контроль над слепыми зонами, и избегайте попадания в них.
Нельзя «прижиматься» как сбоку, так и сзади – вплотную к грузовикам и другому крупногабаритному транспорту, соблюдайте безопасную дистанцию.
Держитесь так, чтобы его водитель мог увидеть вас в зеркале заднего вида, старайтесь всегда находиться у него поле зрения.
Перестраиваясь в соседний ряд, когда через полосу от вас едет грузовик, не забывайте о мёртвой зоне, находящейся на уровне задней части его кузова (см. выше: «Как обезопасить себя водителю грузовика?»)
Как мы уже писали, многие водители грузовиков клеят на мёртвые зоны наклейки с предупреждением об опасности. Смысл такой надписи заключается в том, чтобы вы прочитали и поняли, что находитесь у него в слепой зоне.
Помните, что вне населённых пунктов вы имеете право посигналить, чтобы предупредить другого водителя о своём намерении обогнать его (пункт ПДД 19.10), как и в случае с попыткой предотвратить вероятное дорожно-транспортное происшествие.
Многие водители считают излишним сигналить в такой ситуации, но это всего лишь влияние каких-то стереотипов, которые лучше всего отбросить, когда речь идёт о вашей безопасности, а также о безопасности ваших пассажиров и других участников дорожного движения. В конце концов подумайте, стоят ли эти принципы человеческих жизней!
"Мертвая" или "слепая" зона грузовика: что нужно знать?
Где находятся «слепые» секторы, в которых не видно легковой автомобиль?
Маневрировать во время движения становится намного труднее, если на дороге появляется крупногабаритный транспорт. Он закрывает собой обзор, из-за чего автомобилист не может быстро сориентироваться в ситуации. Многие водители грузовиков специально следят за тем, есть ли сзади легковые машины. Они помогают им совершать обгон, включая в безопасный момент правый поворотник.
Однако тот, кто сидит за рулем фуры, тоже ограничен в обзоре. У любого грузовика есть так называемые «слепые» зоны. Это участки, которые не просматриваются при помощи зеркал заднего вида.
Если водитель мотоцикла, мопеда или малолитражного легкового автомобиля попадет в один из них, он рискует остаться незамеченным. Из-за этого нередко случаются аварии.
Так что же нужно знать, чтобы всегда оставаться в поле зрения?
«Мертвых» зон может быть несколько. Их количество зависит от длины грузового транспортного средства. Разберем ситуацию на примере среднестатистической фуры (16 м).
Первый сектор находится прямо за транспортным средством. Его протяженности достаточно для того, чтобы вместить мотоцикл или небольшую машину длиной 3,5-3,8 м. Водитель сидящий в кабине грузовика, видит лишь задний угол кузова. То, что находится внизу за ним, для его взгляда недоступно.
Источник изображения: automania.ru
Поэтому прижиматься вплотную к длинномерам ни в коем случае нельзя. Если обгон невозможен, нужно держаться, соблюдая безопасную дистанцию. При этом целесообразно немного сместиться в левую сторону, чтобы человек, управляющий фурой, наверняка смог увидеть вас в зеркале.
Вторая «слепая» зона расположена слева: она начинается там, где заканчивается кабина грузового автомобиля. Из-за большой высоты длинномерного транспорта зеркала регулируются так, что пространство за передним колесом выпадает из обзора. Поэтому если водитель грузовика вовремя не заметит машину, идущую на обгон, в какой-то момент он просто не сможет ее наблюдать.
В связи с этим Правила дорожного движения разрешают подавать звуковой сигнал не только при вероятности ДТП. Вне населенных пунктов автомобилист имеет право посигналить для того, чтобы предупредить другого водителя о намерении совершить обгон (пункт 19.10).
Некоторые считают это излишним. Однако в случае, когда речь идет о безопасности людей, любые методы хороши. Поэтому смело используйте свое право на сигнал, если обгоняете транспортное средство большой длины на загородной трассе.
Еще два «мертвых» сектора находятся справа от фуры. Помнить о них нужно в том случае, если вы едете по дороге, имеющей несколько полос для движения.
Источник изображения: dtpptz.ru
Первый начинается на уровне середины кабины и заканчивается на расстоянии около 1 метра впереди нее. Это – пространство сбоку под зеркалом заднего вида. Вторая зона находится на уровне задней части кузова. В нее, в отличие от предыдущей, попадает транспорт, едущий не по соседней полосе, а через одну полосу. Этот факт важно учитывать при перестроении.
В продаже есть специальные зеркала, предназначенные для контроля «мертвых» зон. Многие современные дальнобойщики дополняют ими стандартный комплект зеркал, благодаря чему они получают возможность видеть намного больше.
Существуют и мини-камеры, которые сегодня все чаще устанавливают водители длинномеров. Изображение с них выводится на монитор, находящийся в кабине.
Так человек за рулем получает полный контроль над тем, что происходит в «мертвых» зонах.
О существовании подобных устройств полезно знать, но лучше не рассчитывать на то, что они есть именно в том автомобиле, который вы в данный момент обгоняете. Необходимо запомнить схему «слепых» секторов, чтобы в любой момент можно было мысленно воспроизвести картинку. Так вы избежите попадания в одну из «мертвых» зон и значительно снизите риск ДТП.