Плетение японских шнуров кумихимо неразрывно связано с древними традициями Страны восходящего солнца. В те далекие времена мужчины использовали их для подвязки мечей, а женщины — для кимоно. Традиционная культура Японии любому виду рукоделия придает огромное значение. Поэтому что бы это ни было — оригами, бонсаи, икебана, кинусайга и другие исконно японские виды искусства, — все это не просто хобби или способ себя развлечь. Это целая философия. И порой на оттачивание такого мастерства уходит вся жизнь.
История техники
С японского языка «кумихимо» переводится как «плести веревки». Несмотря на культурологические исследования в скандинавских странах и обнаружение там подобного вида рукоделия, именно японские шнурки считаются древнейшим искусством сплетания нитей.
Первоначально эти шнуры использовались в священных церемониях еще на заре буддизма в Японии. Позже это рукоделие вошло и в повседневную жизнь и стало применяться для вполне будничных целей — самураи использовали шнуры кумихимо для подвязки своей боевой амуниции, японские женщины подвязывали свои кимоно, не исключая и эстетической цели.
Сначала для плетения использовались крепкие нити или кожа.
Когда ремесло перестало исполнять чисто практические цели и начало использоваться для упаковки и оформления подарков для знати и императорской семьи, японцы стали использовать шелк и другие благородные материалы.
Несмотря на нежность, такие шнуры все равно получались очень крепкими, но теперь им уже не требовалось столько прочности — они были дорогими и считались достойными только высших чинов.
Спустя века японские шнурки распространились по всему миру. В интернете можно найти информацию, что при помощи этой техники плели свои фенечки представители субкультуры хиппи, однако это не так.
Дело в том, что классическая фенечка плетется с использованием большого количества узелков, а в технике кумихимо узлов нет как таковых — нити просто переплетаются в определенном порядке.
Поэтому несмотря на внешнее сходство готовых изделий, подход к их изготовлению совершенно разный.
Строение оборудования
Исторически сложилась технология плетения при помощи станка. Таких существует две разновидности: марудай (от японского «круглая подставка») более распространен, а такадай («квадратная подставка») используется немного реже. Оба приспособления в традиционном виде представляют собой следующие конструкции:
- В верхней части располагается непосредственно подставка под нити, называемая кагами, что означает «зеркало». В зависимости от вида станка она квадратная или круглая. Центральная часть кагами имеет отверстие для выхода готового изделия в процессе плетения.
- Для поддерживания необходимого натяжения в процессе рукоделия применяется специальный груз омори.
- Нити наматываются на своеобразные катушки-бобинки и закрепляются. Они тоже позволяют регулировать напряжение нитей и поддерживать плотность плетения на одном уровне.
Традиционный марудай — довольно громоздкое приспособление, поэтому его можно использовать только в качестве стационарного станка. Однако в наше время мобильности появилась усовершенствованная облегченная версия обоих станков. Ее можно купить в рукодельных магазинах или заказать на специализированных сайтах, но можно сделать и вручную.
Для этого достаточно найти кусок плотного материала — это может быть фанера, пенопласт, пенопропилен или даже плотный картон, из которого делают коробки. Мини-марудай вырезается в форме круга удобного размера (не следует брать слишком большой диаметр, 15 см вполне хватит). В центре прорезается отверстие не более 2 см в диаметре.
Далее заготовка шлифуется, если для ее изготовления использовалось дерево. Если это другой материал, то можно сразу приступать к разметке. Всю окружность необходимо разделить на 32 части. Это базовая разметка кумихимо.
При плетении можно использовать как все деления, так и любое другое количество. Главное, чтобы число являлось степенью двойки — 16, 8, или 4.
В более сложных работах может использоваться и 64, но для этого надо сначала освоить саму технику, а потом уже можно экспериментировать с количеством.
Поделки из шпагата: простые варианты плетения для начинающих
Такадай изготавливается точно так же, только в основу ложится не круг, а прямоугольник или квадрат. Размечается поровну по каждой стороне.
После нанесения разметки нужно сделать надрезы на каждом делении не более 1 см глубиной. В них будут закрепляться нити. Верхнее деление нужно отметить контрастным цветом как начало плетения.
Собственно на этом изготовление станка заканчивается, дальнейшие действия производятся с учетом характеристик предполагаемого изделия.
Подготовка к работе
Когда миниатюрный станок будет готов, нужно определиться с расцветкой будущего изделия, а также с его размерами. Длина нити должна превышать длину готового изделия в два с половиной раза. Если планируется небольшое изделие вроде фенечки, то концы ниток можно оставить свободными, но в случае изготовления, например, пояса следует накрутить каждую нить на катушку или просто полоску картона, иначе они будут путаться при плетении.
Начинать лучше с простого, поэтому оптимальное количество нитей — 4 штуки. Цвет выбирается исключительно исходя из предпочтений мастера — можно выполнить фенечку в пастельных тонах, а можно взять так называемые кислотные оттенки или подобрать гамму к определенной одежде.
Когда цвета выбраны, а нитки отмерены и отрезаны, их нужно связать узлом. Узел помещают в центр, например, марудая и распределяют нити по делениям.
Если выполняется плетение шнура из 4 нитей, то располагаться они будут, строго говоря, по четырем сторонам — верх, низ, левая и правая.
Чтобы описать, как плести кумихимо, обычно пользуются такими названиями для обозначения ниток — верхняя, нижняя и так далее.
При распределении нитей разного цвета можно импровизировать, а можно воспользоваться схемами плетения кумихимо — достаточно просто увидеть необходимый вариант расположения нитей для изначальной расстановки, больше схема не понадобится.
Станок заряжен, осталось подготовить грузик для шнурка. В качестве отвеса можно использовать, например, увесистый брелок или даже камень, только его нужно будет завернуть в подобие тряпичного мешочка, завязать и прикрепить к узлу на нитях в центре станка. Если используется брелок или что-либо другое с петлей, к нему можно прикрепить скрепку и тоже зацепить ее за узел.
Мужские и женские цепи: красивые и прочные виды плетения
Порядок плетения
На традиционных станках переплетаются одновременно по две нити, но на портативном это неудобно делать, так как одной рукой нужно держать станок, и только другой можно брать нить. Но техника плетения от этого практически не меняется.
Для начала плетения станок берется в удобную руку так, чтобы метка, символизирующая начало, была сверху. Хотя на больших японских приспособлениях никаких меток нет, все же начинающим она поможет сориентироваться.
Стандартный порядок плетения выглядит следующим образом:
- Ведущей рукой берется верхняя нить и перемещается вниз. Вставить ее нужно в деление справа от нижней нити.
- Нижняя вытаскивается из прорези и поднимается в деление слева от первоначального расположения верхней нити.
- Станок поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метка начала оказалась слева. Теперь левая нить стала нижней, а правая — верхней. Поступают с ними точно так же: верхнюю — вниз, а нижнюю — вверх, немного смещая, как и в первых двух шагах.
- Снова поворачивается станок и повторяются те же действия. И так до момента, когда шнурок станет нужной длины.
Из 4 нитей довольно быстро можно сплести браслет или шнур для подвязывания волос. В результате он выйдет не круглым и не плоским, а, скорее, квадратным, так как с каждой стороны бралось одинаковое количество нитей.
Но его сечение не будет так заметно, как, например, у шнура из 16 нитей. Схемы кумихимо на 16 нитей выглядят немного сложнее, но алгоритм действий совсем не отличается.
Он будет иметь отличия только в случае использования разных станков — круглого или квадратного.
Плоский шнур
Для того чтобы изделие получилось плоским, нужно воспользоваться станком такадай и распределить нити таким образом, чтобы слева и справа было по одной, а сверху и снизу требуется расположить остальные поровну. То есть при использовании 16 штук сверху и снизу будет по 7, а по бокам — по одной. Для плетения на портативном станке лучше и удобнее будет добавить одну нить, чтобы число было на 1 больше степени двойки. Например, не 8, а 9, не 16, а 17 и так далее.
Следовательно, с одной стороны, например, сверху, будет 8 нитей, а снизу — 7. Алгоритм плетения будет следующим:
- Так как нити расположены не попарно — у одной верхней пары нет, то ее переносят в нижнюю свободную ячейку напротив.
- Нижняя нить рядом с ней отправляется на ее место вверху.
- Теперь следующая верхняя, у которой не стало пары, переносится в нижний ряд. Следующая нижняя — на ее место в верхний.
- Так происходит, пока все нити не поменяются местами один раз. Далее берутся боковые и, перекрещиваясь, меняются местами. Здесь нужно контролировать натяжение, чтобы каждый раз оно было одинаковым, иначе шнур выйдет с неровными краями.
- Затем станов переворачивают на 180 градусов.
- Продолжают плетение точно так же, меняя нити местами. После этого перекрещивают боковые. Так поступают до тех пор, пока плоский шнур не станет нужной длины.
Плетение трубочками из газетной и журнальной бумаги
Это более простой вариант плетения. На настоящем станке такадай перемещение выглядит несколько иначе, следовательно, и готовое изделие будет иметь другой вид переплетения. Но для начинающих рукодельниц оно довольно сложное, и можно запутаться, поэтому начинать лучше все-таки с упрощенной версии.
Круглый жгут
Плетение круглого шнура из 16 нитей осуществляется таким же образом, как и из 4, просто в результате получится изделие большей толщины. Кроме того, толщина готового жгута зависит от толщины исходного материала.
Схемы плетения кумихимо для начинающих можно распечатать и прикрепить на свой мини-станок, чтобы не запутаться при переплетении и размещении.
Оформление готового изделия
Когда плетеный шнур достиг желаемой длины, нужно открепить груз — он больше не понадобится — и закрепить, например, невидимкой край плетения, чтобы он не распустился.
После этого можно снять все нитки со станка и подумать, как лучше завершить изделие. Существует несколько общеупотребляемых вариантов, однако никто не мешает включить фантазию на полную и придумать что-то свое.
Из популярных оформлений можно назвать такие:
- Простой узел. Если для изготовления использовалось небольшое число нитей — 4 или 8, то такой конец изделия будет выглядеть вполне эстетично. Если же ниток больше, то лучше воспользоваться другим способом.
- Косичка. Этот всем известный вид плетения подойдет для завершения любого изделия. Все нити делятся на три части и сплетается обычная коса, после чего ее конец можно обернуть несколько раз одной из ниток и завязать. Узел можно спрятать внутрь, а лишние концы обрезать.
- Крученый жгут. Это тоже очень привлекательный вариант. Выполняется он из двух пучков нитей. Каждый из них необходимо просто закрутить, например, по часовой стрелке. А потом необходимо скрутить их вместе против часовой стрелки. Направление играет решающую роль — если оно будет одинаковым в обоих случаях, то плетение просто раскрутится.
- Можно использовать вспомогательные материалы, например, бусины. Для этого берется крупная бусина из пластика, стекла или дерева и надевается на оставшийся пучок ниток. После нее делается узел и оставляется кисточка. Лишний материал отрезается.
Для того чтобы браслет мог застегиваться, до начала его плетения можно изготовить петлю в технике макраме перед будущим узлом. Для этого нити надо брать в два раза длиннее и просто складывать их пополам, оплетая потом отдельным цветом. А в конце изделия можно надеть бусину круглой или продолговатой формы.
Изготавливать шнуры в технике кумихимо можно из любого доступного современного материала — из швейных или вязальных ниток, вощенных или кожаных шнуров, а также из тонких лент.
Преимущества этого рукоделия состоят в том, что оно довольно простое и вполне доступно для работы с детьми, кроме того, изделия получаются очень прочными и носкими, а также уникальными, это позволит любой рукодельнице создать собственный необычный стиль.
Японские узлы: основы плетения и идеи для вдохновения
Японская культура всегда славилась своими мистическими традициями, которые были направлены на здоровье, благополучие и счастье. И не последнее место занимает у них такое очаровательное искусство, как «узелковое».
В основу данного искусства, как можно понять из названия, входят различные японские узлы, которые завязываются разными способами и преподносятся родным и близким в дар. В настоящее время это искусство стало выходить за пределы Японии и обширно используется по всему миру.
Предлагаем вам рассмотреть данное искусство более подробно в этой статье.
Данная техника имеет полное название «Медзухики» и плетется из специальных бумажных или шелковых шнуров. Такими узлами принято украшать различные подарки, открытки, бижутерию и даже одежду. В настоящее время встретить такие узлы не сложно, они обширно применяются для различных украшений в восточном стиле, что стало весьма популярно на данный момент.
Сделать такой амулет или просто красивую подвеску на гаджет своими руками довольно просто, главное — следовать подробным схемам, которые мы сейчас детально рассмотрим.
Основы плетения
Принято считать, что в основе этой техники лежит три узла, из которых в дальнейшем можно выплетать различные фигуры.
Этот узел считается первым, завязывается он таким образом, что его не возможно потом развязать. По приданиям такой узел завязывается на однократное событие, которое не может или не должно повториться. И стоит уделить особое внимание на расположение концов шнура, принято считать, что если событие радостное, то они должны смотреть вверх, а если печальное, то вниз.
Данный узел без начала и конца и символизирует повторение событий. По традиции, им украшали подарок или открытку Дня рождения ребенка.
Данный узел неоднозначный, поскольку его можно развязать. Он может символизировать как однократное событие, так и на повторение. Расположение концов, как в первом узле, либо положительное, т. е. вверх, либо отрицательное –вниз.
Научившись эти основам, можно смело приступать к более сложным примерам. Предлагаем вам несколько интересных узлов со схемами.
Прочтите это: Как плести из трубочек для плетения: ответы на любые вопросы
Разнообразие узлов
Схема плетения данного узелка довольно проста, использоваться может в бижутерии совместно с бусинами. При правильном его плетении обе петельки должны смотреть в одну сторону.
Такой узел наверняка вам встречался не единожды. Особенности его плетения заключаются в том, что плетется не концами, а непосредственно петельками.
Такой узел на первый взгляд кажется довольно простым, но схема плетения весьма интересна. Для его плетения обычно применяют нити контрастных цветов.
Змеиный узел получил свое названию из-за схожестью со змеей. Принято считать, что такой узел приносит удачу обладателю и оберегает его от воровства.
Такой узел также приносит удачу и символизирует тайны Вселенной. В исполнении он довольно-таки сложный, но если правильно следовать схеме, то все обязательно получится. За счет своей объемности и сложности сплетения, такой узел может стать прекрасным подарком или собственным украшением на мобильный телефон или ключи.
Данный узел плетется уже при помощи специальной подушки и иглы. Также для его использования стоит брать две нити длиной не менее 50 см.
Обратите внимание, что указаны два варианта данного узла, это все зависит от направления нити во время плетения, к примеру, если плести в одном направлении, то у вас получится «круглый» шнур, а если менять направление после каждого узла, то на выходе вы получите четырехгранный.
Существует еще довольно большое количество различных узлов, некоторые сохранились еще с древних времен, а некоторые получили уже изменение со временем. Все они по своему удивительны и неповторимы, а если серьезно увлечься этим искусством, то можно делать потрясающие вещи, которые могут стать не просто оберегом, но и изысканным украшением, как одежды, так и для вашего интерьера.
Видео по теме статьи
Ханамусуби — японское плетение. Продолжение
ziryaellМатериалы с мастер-класса. Копирайт Украинско-японского центра (надеюсь, они на меня не обидятся).
Ханамусуби (花結び) — японская техника шнурового плетения, использовавшаяся в Японии издавна для самых разнообразных целей. Ею пользовались в буддистских и синтоистских храмах для завязывания свитков и упаковки утвари, придворная знать заворачивала подарки, используя красивейшие узлы, и даже самураи шнуровали свою броню при помощи техник ханамусуби.
Согласно одному из преданий древности в 607 году н.е. Китайский Император Ян Гуан преподнес дары принцу Сётоку, который активно налаживал связи с Китаем. Дары принца восхитили, но также его восхитили и узлы, украшавшие коробки. Они были выполнены из бумажных и шелковых шнуров, что в последствии стало именоваться в Японии как искусства мидзухики и ханамусуби.
Поскольку знать не собиралась отставать от «современных тенденций» в моде, эти две техники плетения быстро распространились по Японии, и вскоре были изобретены исконно японские техники плетения.
В современной Японии, в этой стране контрастов, с легкостью можно найти, как традиционные примеры плетения ханамусуби, так и современные варианты.
Последние представлены всевозможными аксессуарами для мобильных телефонов, ноутбуков у прочей техники, украшениями, предметами декора и прочего. Поэтому очень часто ханамусуби ошибочно называют «японское макраме». Безусловно, сейчас японцы плетут свои узлы, используя техники, которые им нравятся.
Некоторые из них позаимствованы или же тесно переплетаются с европейскими техниками макраме. Но если говорить про традиционные техники плетения, в них не было ничего общего с макраме (а если и было, то очень мало).
Как уже упоминалось, назначение узлов было самое разнообразное.
Например, упаковывая утварь в специальные «мешочки», которые завязывались шнурком, хозяин точно знал, открывал ли кто-либо этот мешочек без него или нет. Это было возможным, потому что у каждого была своя манера вязания узлов, которую было трудно повторить. С той же целью, чтобы в чай не подсыпали яд, чайные мастера упаковывали сосуды с чаем в эти же «мешочки».
Поэтому нередко, завязанный узелок мог обозначать принадлежность предмета его хозяину.
Сейчас уже никто не боится, что его отравят, но, поскольку техниками ханамусуби выполняются очень красивые и разнообразные узелки, многие используют их как элемент украшений.
Зайдя в любой буддистский храм в Японии, вы точно увидите какой-либо элемент, выполненный в традиционном стиле ханамусуби.
Мастер-класс по ханамусуби — изготовление подвески на мобильный телефон
Основным элементом верхней части подвески является узелок «цветочек сливы». Он не сильно сложный в создании и будет очень кстати в канун 8 Марта.
Схема создания узла «цветок сливы» (梅結び/ Ume musubi)
Рекомендация: для начинающих стоит использовать как можно больше крепежных элементов при создании основы узла, максимально приближая его к тому виду, что указан на схеме. Также стоит уделить большое внимание стягиванию заготовки. Поэтому стоит каким-либо образом пометить «целевые» лепестки, например, подколов каждый из них булавкой.
Если после стягивания у Вас получились лепестки разной длины или не той длины, что Вы хотели, все равно, узел необходимо плотно стянуть. А уже после этого, начиная с центрального (верхнего на рисунке) лепестка начать уменьшать их длину перетягивая поэтапно шнурок через 2 боковых лепестка. Сначала это делается с одной стороны, потом с другой. После чего узел окончательно затягивается и вскрывается лаком для более надежного крепления.
Схема создания узла «круглый Аваджи» (あわじ玉 (二重) / Awaji dama(futae))
В верхней части схемы показано создание узла Аваджи, с которым знакомы все, кто уже посещал наши мастер-классы или те, кто занимается плетением мидзухики, или просто увлекается японской культурой.
Ниже приведена схема «трансформации» Аваджи в его круглый вариант. Для этого следует сделать довольно плотный Авадзи. После чего, как указано в пункте 5 подтянуть шнуры попарно. После этого основе придается шарообразная форма и затягивается до состояния плотного шарика (лучше перетягивать 1 шнур, пройдя таким образом весь узел).
Рекомендация: сложность создания шарика из узла Аваджи прямопропорционально зависит от диаметра шнура (чем шнур тоньше — тем тяжелее завязывать этот узел). Порой без специальных щипчиков или пинцета не обойтись. Кроме того очень тяжело уследить за тем, где нитка съехала с нужного положения. Кроме того, нужно сразу оставлять «отверстия» через которые будет пропущен шнур (если это предусмотрено в схеме изготовляемого изделия). Схема протягивания шнура приведена ниже.
Кроме этого стоит обратить внимание и на другую сторону вопроса — срезание лишних концов. Если это делать на узле из тонких шнуров, то это делается после того, как через узел продели шнуры. Это связано с тем, что если срезать их сразу, а потом «раздвинуть» узел для протягивания сквозь него шнура, узел может частично развалиться. На более больших диаметрах (более 3-4 мм) и в зависимости от «скользкости» шнура можно срезать лишнюю длину сразу после формирования шарика.
2 важных момента: 1) помните, чем плотнее узел, тем лучше он держится; 2) если не хотите долго возиться с затягиванием плотного узла, или Вам хочется более «воздушный» узел — непременно используйте лак (или силикатный клей) для фиксации узла. Последнюю рекомендацию можно отнести ко множеству узлов, а не только к Аваджи.
Некоторые подсказки:
Для того, чтобы протянуть шнур сквозь «шарик» необходимо сначала просунуть сквозь него пинцет или любое другое приспособление (для маленьких диаметров сойдут даже старенькие маникюрные ножнички). После чего захватываются шнуры (более удобным будет захватить сразу 2 шнура) и протягиваются сквозь шарик Аваджи.
Для завершения работы, если шнурок сделан из полипропилена, полиэтилена или другого полимера, способного к оплавлению, его можно немного расплавить зажигалкой для более надежной фиксации.
На закуску: один из вариантов кикумусуби (как я понимаю):
И совсем на закуску — мои достижения на этом поприще:
Брелок, сделанный на мастер-классе. Сейчас болтается на чехле для оружия 🙂 Композиция из одного умемусуби и пяти авадзи футае.
Самостоятельное творчество. Слева — копия брелка. Справа — агэмакимусуби. Внизу — шпильки с украшением из одного кикумусуби и трех авадзи футае. Как страстный любитель украшений для волос, не могла пройти мимо такого варианта использования. Не кандзаси, конечно, но, кажется, довольно неплохо.
Схемы узлов макраме мидзухики
Добрый день, дорогой друг!
Я продолжу знакомство с техникой плетения узлов мидзухики, пришедшей к нам из Японии, а туда из Китая.
Меня заинтересовало в этой технике то, что вместо нитей и верёвок берётся специальная бумага и можно выполнить довольно оригинальные украшения, изысканные подарки и другие эксклюзивные сувениры и аксессуары.
Но замену этой дорогой бумаге найти тоже можно. Я пока тренировалась завязывать эти узлы на обычных шнурах, которыми выполняю все тренировочные упражнения для объяснения.
Выполняем:
Один из основных узлов мидзухики
Кстати, я пока не нашла ответа на свой вопрос: в одних источниках пишется слово мидзухики с буквой “д”, а в других – без неё — мизухики.
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3.
Мы очень часто в качестве подарка дарим деньги. И я решила всех желающих познакомить с тем, как можно, используя свои знания и умения в макраме, дарить деньги! И умение завязывать красивые узлы со значением нам в этом помогут.
Я нашла интересную информацию об истории возникновения этого вида рукоделия — макраме.
Краткая история появления мизухики
Началось все с того, что в период Azuka (607 году н.э.) японский император вручил китайскому делегату подарок – коробку с красно-белым оформлением на крышке, означавший “безопасную поездку”.
После этого появилась традиция выполнять подарки в подобном красно-белом оформлении. В период Heian, это художественное оформление стало известным как Mizuhiki.
Аристократия, придворные, монахи эпохи Хэйан были просто обязаны уметь складывать изящные фигурки из тонкой рисовой бумаги.
Позже в период Edo в Японии (1611-1869) глава Самураев, в районе Iida, теперь в префектуре Нагано, приказал, чтобы его воины Самурая изучили ремесло Mizuhiki, чтобы носить Motoyui на голове в виде зонтика. Получалось крепко и водонепроницаемо.
Период Meiji (1869-1914), который следовал за периодом Edo, является периодом, известным некоторыми как “начало современной Японии”. Конец периода Edo – это упадок Самурая и с этим требование на Motoyui.
Однако мастера Iida, используя знание, которое они приобрели за столетия, решили разносторонне развить своё мастерство.
И, впоследствии, в период Showa (1926-1989), были уже развиты различные способы “ткать” Mizuhiki. Они стали использоваться в основном только для украшения и торжественных событий.
Искусство мидзухики пришло в Японию из Китая. В период Асука (592-710), в 607 году в Японию из Китая возвратилось посольство, везя с собой дар китайского императора.
Дар лежал в шкатулке, чью крышку украшали особым образом связанные узлы из красных и белых шнуров. Такое сочетание цвета и узлов означало «безопасный путь», т.е. являлось своего рода охранным талисманом.
Именно с этой шкатулки началась история искусства мидзухики в Японии.
Я уже упоминала, что в настоящее время мидзухики чрезвычайно широко используется в индустрии подарков — к каждому событию в жизни полагается подарок, завёрнутый и обвязанный совершенно определённым образом . Если вы с этим искусством не знакомы, приглашаю вас немного ближе с ним познакомиться. Этот вид рукоделия считают очень дорогим. И вот почему.
Изготовление шнуров-мидзухики
Шнуры-мидзухики делают из традиционной японской бумаги васи, которая делается вручную из сердцевин кустарников kozo, gampi и mitsumata. Особенностью такой бумаги является более плотное плетение, которое достигается за счёт переплетения более длинных волокон. Бумага васи таким образом не только плотнее привычной нам «западной бумаги», но и самая плотная вообще в мире.
Разумеется, шнуры, сделанные заводским способом, уступают по качеству шнурам, изготовленным вручную. Сделанные ручным способом шнуры куда более упруги и лучше сворачиваются в петли, тогда как заводские шнуры прогибаются под собственным весом, а при плетении узлов на них образуются изломы.
Бумагу васи режут на полоски и скручивают вместе таким образом, чтобы вдоль её можно было разорвать сравнительно легко, а поперёк – как можно сложнее. Затем из бумаги начинают скручивать непосредственно шнуры.
Процесс это чрезвычайно трудоёмкий, так что машины в этом плане сильно помогают человеку. Свитые шнуры сматывают в мотки и смачивают водой, после чего их начинают потихоньку разматывать, одновременно натягивая.
В натянутом положении на шнуры наносят клей из водорослей и прочёсывают, за счёт чего шнуры становятся тоньше, а бумага внутри них сильнее пропитывается клеем.
Далее шнуры вывешиваются на просушку – по этой причине процесс производства шнуров всегда осуществляется в солнечную погоду. После просушки следует чрезвычайно важный этап – шнуры полируют и окрашивают, причём окраску шнуров, сделанных вручную, доверяют только опытным мастерам.
Просушенные и окрашенные шнуры чрезвычайно прочны и готовы к применению в самых разных областях деятельности. Окрашиваются же шнуры в самые разные цвета, число которых достигает двухсот оттенков.
Шнуры-мидзухики из Иида отличаются особым шелковистым блеском и прочностью – именно благодаря этим качествам продукция местных мастеров пользуется огромным и заслуженным успехом.
Несколько особенностей вручения мидзухики
Как уже говорилось, на свадьбу молодым принято дарить деньги в конвертах, завязанных глухим узлом мусуби-кири из красных и белых либо из золотых и серебряных нитей (предполагается, что раз завязанные семейные узы больше развязывать не придется).
Кстати сказать, и в речах на свадьбе не принято использовать такие внешне безобидные слова, как “снова” или “опять”, ибо в них содержится намек на возможность повторения столь уникального события.
Поэтому многие гости, измученные подобного рода условностями, заранее пишут свои поздравления и потом зачитывают их с разной степенью артистичности.
Что касается самих денежных пожертвований, то можно, конечно, принести их непосредственно на свадьбу, но традиция предписывает вручать конверты с деньгами заранее, скажем, за неделю, а лучше за месяц до бракосочетания.
Интересно, что в базовых благо пожелательных надписях на конвертах с деньгами сохраняются региональные различия: в большинстве районов страны на конвертах, как правило, пишут “Многие лета”, но в районе Осаки и на острове Сикоку – “Поздравляем со свадьбой!”
Рождение ребенка отмечается вручением счастливым родителям конвертов с деньгами, завязанными “узлами-бабочками” из алых и белых либо из золотых и серебряных нитей (намек на то, что такое дело неплохо бы и повторить).
Деньги принято дарить в течение месяца после появления на свет малыша.
Поступление в университет, окончание оного, достижение совершеннолетия отмечаются сразу после этих радостных событий денежными презентами, украшенными “бабочками” из белых и красных нитей.
С Запада пришла в Японию традиция праздновать “золотые” и “серебряные” свадьбы. Разумеется, в эти дни юбиляры среди прочих получают также денежные подарки, которые им приносят в конвертах, перевязанных алыми и белыми, либо золотыми и серебряными нитями, завязанными теми же “бантиками”.
Собственно юбилеи в Японии тоже, конечно, отмечаются, но, как говорится, в свое время. Здесь местная традиция пока оказывается сильнее пришлой: если на Западе юбилейный возраст кратен 10 или, в лучшем случае, 5 годам (50, 55, 60…), то в Японии юбилеи – это 61, 70, 77, 80, 88, 90 и 99 лет.
Каждая из этих дат имеет свое красивое японское название и некое философское обоснование.
Так 61 год называется канрэки, дословно – “возвращение к началу истории”: имеется в виду, что человек завершил в своей жизни 60-летний цикл и – о радость! – пошел на новый круг.
Возраст 88 лет называют “рисовым долголетием” (бэйдзю), поскольку иероглиф “рис” напоминает по начертанию записанное иероглифами число 88.
О 99-летнем патриархе говорят как о человеке, достигшем возраста “белого долголетия” (хякудзю) – здесь обыгрывается тот факт, что 99 – это почти 100, а по-японски иероглифы “белый” и “сто” читаются одинаково – хяку, да и по форме отличаются только одной чертой.
В любом случае за несколько дней до знаменательной даты, в крайнем случае – накануне ее, юбиляры получают конверты, перевязанные красно-белыми “бабочками” в знак того, что им желают праздновать подобные события еще не раз.
“Бабочки” украшают также денежные подарки по случаю Нового года, новоселья или окончания перестройки дома, счастливого избавления от болезни, дары “на посошок” уезжающим в отпуск друзьям, “подъемные” ослабевшим в летнюю жару и многие другие презенты.
Печальные моменты, связанные с окончанием земной жизни, отмечаются с помощью простых белых конвертов, перевязанных “глухими” узлами мусуби-кири или “улитками”, которые сплетены либо из черных и белых, либо только из серебряных нитей. При этом свободные концы нитей обычно минорно смотрят вниз. Такие узлы используются для того, чтобы “исключить” повторение подобных событий в будущем.
Также полезные статьи:
Упаковка подарка. Узел “жозефина”. Схема
Упаковка свадебного подарка узлами мидзухики
Мидзухики – одна из техник японского рукоделия
Даже заядлые любители рукоделия не знают всех разновидностей этого искусства. Например, многие никогда не слышали о мидзухики – технике японского рукоделия, основанной на плетении декоративных узлов. Тем не менее, с каждым годом появляется все больше и больше ценителей данного искусства, причем не только в Стране восходящего солнца, но и по всему миру. Во многом это связано с тем, что техника очень напоминает макраме и освоить ее несложно.
Вообще, при наличии желания и достаточного объема свободного времени, можно научиться изготавливать вручную даже самые сложные изделия. Посмотрите хотя бы на то, как делается орхидея из бисера, и, возможно, захотите заняться этим проектом.
Возвращаясь к мидзухики, следует отметить, что узлы принято плести из бумажных шнурков или веревки. При этом у нитей может быть любое внешнее покрытие, начиная от шелка и заканчивая различными напылением.
Для того, чтобы научиться делать узлы-мидзухики вам понадобятся следующие инструменты:
- щипцы (обязательно плоские)
- ножницы
- клей
- кернер (инструмент для нанесения разметки)
Важно понимать, что узлы несут в себе не только эстетическую привлекательность, но и имеют определенный символический характер. Например, узел может означать дружескую или семейную связь, деловые взаимоотношения и так далее. Подобные смыслы было принято придавать узлам-мидзухики еще сотни лет назад, но некоторые японцы используют этот символизм и сегодня.
Продолжая тему символов, стоит уделить особое внимание узлам, которые завязывают на подарочных коробках. Эти сплетения принято делать особенными, дабы укрепить связь между тем, кто дарит подарок и тем, кто принимает его. Если вспомнить о щепетильности жителей Страны восходящего солнца, нетрудно догадаться, что они готовы потратить массу времени на создание идеальных композиций.
Мидзухики зачастую становится еще и спутником свадебных церемоний. Изготовленные при помощи этой техники изделия могут стать элементами декора праздничного стола, платья невесты и так далее. Главное здесь учесть тематику мероприятия и подобрать материалы, которые идеально в нее впишутся.
Помните, что освоить искусство мидзухики сейчас могут все желающие. Тем, кому действительно интересна данная тема, рекомендуется прямо сейчас заняться ее изучением. Это позволит разнообразить изделия, которые вы изготавливаете вручную.