Поездки на велосипеде призваны держать все группы мышц в тонусе, поднимать настроение и улучшать качество жизни. Большую роль играют техническое состояние всех узлов байка и его настройка. Индивидуальная подгонка под велосипедиста осуществляется по нескольким параметрам, в частности, по положению седла.
Настройка седла определяет посадку, удобство управления и эффективность передвижения. Рассмотрим, как правильно отрегулировать седло, чтобы и комфортно было, и не уставать после продолжительных поездок.
Зачем нужно регулировать седло велосипеда
Велосипедное сиденье может настраиваться в трех направлениях:
- высота над уровнем педалей;
- угол наклона в горизонтальной плоскости;
- смещение.
Рассмотрим, что дает правильная регулировка каждого параметра.
Высота определяет положение ног при движении и эффективность вращения педалей. Заниженное седло способствует сильному сгибанию ног, их быстрой усталости и низкому КПД педалирования. Слишком большая высота ухудшит сцепление обуви с педалями и отрицательно повлияет на управляемость.
Соответствующее росту положение седла исключает все негативные последствия, дает возможность долго вращать педали без существенной усталости и потери энергии, позволит быстро дотянуться ногой до земли на стоянках и в экстренных ситуациях. А в сочетании с настроенным положением руля, высота сидушки обеспечит правильную посадку велосипедиста.
Наклон в горизонтальной плоскости определяет нагрузку на части тела. Положение «вперед» увеличит нагрузку на руки и сместит корпус к рулю. Отклоненное сиденье назад приподнимет верхнюю часть тела, сместив силовой центр в сторону поясницы и брюшной полости.
На некоторых моделях велосипедов седла регулируются и по горизонтали относительно центра подседельного штыря. При выборе правильного положения большую роль играет длина рук.
Если до руля доставать тяжело, сидушка немного подвигается вперед. При постоянной усталости рук стоит отодвинуться назад.
В длительных поездках на горном велосипеде этот параметр может регулироваться несколько раз в зависимости от условий катания.
Правильная настройка держится на трех китах: удобство, эффективность и снижение усталости при управлении.
Настройка высоты сиденья
Высота – самый важный параметр, который каждый велосипедист выставляет самостоятельно, с учетом роста и особенностей езды. Прежде чем приступать к настройке высоты, рассмотрим ряд аспектов безопасности:
- подседельный штырь нельзя выставлять за пределы максимальной отметки;
- седло нужно крепко зафиксировать в данном положении;
- передний конец должен смотреть в направлении движения.
Правильная посадка велосипедиста
Общая схема настройки:
- Ослабить эксцентрик или затяжную гайку.
- Удерживая сидушку, мягко вытянуть или вдавить штырь.
- Не отпуская ее, затянуть крепление.
- Несколькими легкими ударами проверить прочность фиксации.
Установить уровень седла можно несколькими способами:
- числовой расчет;
- метод «почти прямой ноги»;
- «метод пятки».
Первый вариант – самый простой способ выставить высоту сиденья над кареткой. С помощью сантиметровой ленты или рулетки изменяется высота от подошвы до паха. Далее это значение умножается на 1.09.
К примеру, высота ног составила 65 см, значит, сидушка велосипеда должна располагаться над педалями на уровне 71 см.
Нужно отметить, что этот способ приближенный и не подойдет тем, кто полагается только на собственные ощущения.
Второй метод установки высоты – определить сгиб ноги. Для правильного положения характерна почти распрямленная нога в крайней нижней точке. Нога совсем прямая – подседельный штырь опускается в трубу. Нога согнута сильно – поднять седло наверх. Увеличивать высоту нужно постепенно, особенно в первый раз.
Правильное положение ноги в движении
Метод «прямой пятки» противоположен предыдущему, но также позволяет выставить уровень седла. Последовательность настройки:
- Прочно зафиксировать велосипед или попросить кого-либо подержать его за руль.
- Сесть и поставить пятку на педаль в нижней точке.
- Отрегулировать высоту так, чтобы нога была абсолютно прямой.
Правильное расположение ноги по «методу пятки»
Пятка должна быть строго зафиксирована по центру педали. Обе ноги должны выпрямляться в нижних положениях. Если пятки не дотягиваются, и приходится нагибаться, седло нужно опустить. Наоборот, если нога даже немного согнута в колене, приподнять.
Регулировка угла наклона
Стандартное, общепринятое и правильное расположение сиденья в горизонтальной плоскости – параллельно дороге. Производители рекомендуют оставлять положение таким и не прибегать к наклонам без особой надобности. Собственно, по иллюстрации понятно, что седло нельзя отклонять на большой угол.
1 – наклон к рулю, 2 – отклонение седла от руля, 3 – исходное положение.
В первом случае возрастают нагрузки на руки, велосипедист горбится и может съезжать вперед. Отклоненное сиденье назад добавляет усталости ногам и ухудшает управляемость за счет вытягивания рук.
Однако в разумных пределах регулировка по углу наклона может осуществляться в индивидуальном порядке. Чаще всего этого требуют специфические условия езды на горном велосипеде.
На неровных участках, где руки отбиваются даже с хорошим амортизатором, нивелировать нагрузку на них можно отклонением седла назад. Когда требуется заниженная посадка (преодоление ветра, например), есть смысл наклонить сиденье вперед.
Рекомендуемый диапазон наклона – не более 10-ти градусов в каждую сторону.
Настройка по горизонтали
Регулировка седла относительно руля позволяет выставить положение с учетом длины рук. Правильная центровка обеспечивает положительное влияние на скорость передвижения и управляемость велосипеда.
Работы следует выполнять в такой последовательности:
- Ослабить винт закрепления штыря к сидению.
- Подвинуть сидушку.
- Зафиксировать крепление.
- Сесть на велосипед и проверить положение колена. Оно должно располагаться строго на вертикали с осью педали. Проверяется нога на педали в крайней нижней точке. Если колено заметно выдвигается вперед, настроить заново.
Настройка данного типа делается только после регулировки высоты.
Сочетание правильно выставленных параметров седла с учетом физиологических особенностей велосипедиста поможет избежать чрезмерной усталости рук и ног, позволит максимально долго находиться в движении и положительно скажется на комфорте управления.
Как правильно отрегулировать седло велосипеда?
- Правильная посадка на велосипеде повысит эффективность тренировок и поможет избежать проблем со здоровьем.
- Существуют разные параметры настройки сиденья байка.
- В статье мы расскажем вам о том, как правильно отрегулировать седло велосипеда в зависимости от вашего роста, стиля катания и других факторов.
Настройка положения седла велосипеда: инструкция
Необходимость правильной настройки
Лишь немногие уделяют внимание настройке седла. Новички, ничего не зная о правильной посадке, часто используют для катания среднее положение сиденья, выставленное в магазине и рассчитанное на среднестатистического покупателя.
Многие задумываются о необходимости смены положения седла только после возникновения проблем: болей в спине или коленях.
Негативные последствия неправильной посадки лучше предупредить и сразу поменять положение сиденья, подогнав его под ваши параметры.
Здесь стоит учитывать три ключевых фактора:
- высоту положения элемента относительно педалей велосипеда
- угол наклона сиденья
- расстояние от седла до выноса руля (регулировка по горизонтали или смещение)
Последствия неправильной настройки
Неправильное положение тела неизменно негативно скажется на качестве тренировок. Если игнорировать настройку байка, могут возникнуть следующие проблемы:
- Боль в руках, дискомфорт в локтях. Онемение запястий.
- Скованность и боли в пояснице и других отделах позвоночника.
- Боли и напряжение в животе.
- Напряжение и боли в шее.
- Усталость мышц ног.
- Боли в коленях, перенапряжение коленных связок.
Все вышеперечисленные проблемы, как правило, связаны с неправильным положением тела при езде. Боль в шее или руках часто наблюдается при слишком сильном наклоне седла вперед. Если же сиденье отклонено назад, могут возникнуть проблемы с мышцами живота или боль в пояснице. Выбор правильного наклона сиденья позволит байкеру без напряжения удерживать руль велосипеда, разгрузит шею и корпус.
Поднятие седла необходимо в случае слишком низкой посадки. В таком положении колени практически не разгибаются. Идеальным положением ног является почти полное поочередное разгибание колен при вращении педалей.
Слишком завышенная посадка способствует нарушению сцепления ног с педалями. В результате могу возникнуть аварийные ситуации. Слезать и залезать на велосипед при таком положении затруднительно.
Правильная высота седла позволит спортсмену кататься без перегрузок и предотвратит опасные ситуации на дороге. Велосипедист всегда должен иметь возможность без затруднений перенести ногу с педали на трассу.
Алгоритм регулировки
Проверить правильное положение сиденья необходимо поэтапно, учтивая три критерия. Начинать регулировку необходимо с установления правильной высоты седла.
Определение необходимой высоты седла
Определить правильное положение седла по высоте можно несколькими способами.
- «Метод пятки» или чуть согнутой ноги. Для выполнения замера этим способом важно ровно сесть на велосипед. Педали велосипеда ставятся таким образом, чтобы одна из них находилась вверху, а другая — внизу. При размещении ноги на нижней педали, пятка велосипедиста должна упираться в педаль и стоять ровно. Если нога при этом не дотягивается до педали, сиденье опускается. При слишком большом сгибе в коленях сиденье необходимо поднять. Правильное положение ноги — почти прямое.
- Измерение. Необходимо замерить портновским сантиметром длину от пятки до паха. Полученный результат умножается на 1,09. Конечная цифра показывает высоту положения седла. Например, если длина ноги 80 см., то сиденье необходимо установить на высоту 87,2 см. от высоты нижней педали.
!Важно
Лучше комбинировать оба способа. Никогда не полагайтесь целиком на цифры. Полученные результаты достаточно условны. Ориентируетесь на ваши ощущения при посадке и катании.
Алгоритм выставления высоты седла
- Ослабить крепежи подседельного штыря.
- Выдвинуть штырь из трубы.
- Установить необходимый уровень высоты элемента.
- Зафиксировать положение сиденья крепежным механизмом.
!Важно
На подседельном штыре находится указатель максимальной высоты. Не превышайте указанные ограничения. Это необходимо для вашей безопасности. Слишком высокое положение подседельного штыря при чрезмерной нагрузке может привести к поломке велосипеда и получению травмы.
Определение угла наклона седла
Специалисты рекомендуют выставлять традиционное положение сиденья: параллельно земле. Оно подходит почти для всех видов катания. Исключениями здесь являются редкие случаи шоссейных гонок или длительных подъемов в гору.
На шоссейных моделях допустимо положение седла велосипеда, всегда наклоненное вперед. При длительной езде в гору седло удобно чуть отклонить назад. Это позволит уменьшить потери энергии и обеспечит более удобную посадку велосипедисту.
Угол наклона меняется и для выполнения некоторых видов трюков или при экстремальном катании. Новичкам и любителям заморачиваться с этим параметрам не стоит.
Смену угла седла производят путем ослабления крепежа и выставления правильного положения, с последующей фиксацией.
Параметр регулировки смещения присутствует не во всех моделях. Лишь некоторые современные велосипеды имеют эту опцию настройки. Такие модели оснащены специальными рельсами, позволяющими горизонтальное передвижение седла.
Алгоритм настройки смещения:
- В зависимости от длины рук велосипедиста определить предпочтительное положение седла.
- Ослабить крепеж.
- Выставить необходимое положение сиденья.
- Зафиксировать крепеж.
Совет:
Для проверки правильности нахождения этого параметра специалисты рекомендуют выставить шатуны в горизонтальное положение и проверить уровень поднятия колен. Если колени находятся прямо над осью педали, положение найдено правильно. Если же присутствуют искажения, необходимо подогнать положение седла путем настройки.
Второй вариант проверки — с помощью локтя. Необходимо установить локоть на передний край сиденья, пальцы при этом устремить в сторону руля. При парильном положении седла от кончиков пальцев до руля останется не больше дюйма (2,54-2,55 см).
Смещение (горизонтальная настройка) способна повлиять на параметры катания. Существует несколько вариантов регулировки смещения для достижения определенных целей:
- Для увеличения частоты вращения педалей (каденса велосипеда) сиденье смещается на 1 см. вперед относительно стандартного положения.
- Сдвиг седла назад на 1-2 см. повышает мощность педалирования при катании на пересеченной местности и на трудных маршрутах.
Выбор удобного седла
При выборе велосипеда обращайте особе внимание на удобство седла. Самое широкое место седла должно соответствовать ширине седалищных костей. Именно на них стоит опираться при сидении, а не на ягодицы. Такое положение считается физиологичным для катания.
Форма и размеры
Плоское и длинное сиденье подойдет для низкой посадки гоночного катания, например, для триатлона. Сиденье покороче, имеющие изгибы в центральной части, отлично подходит для длительных поездок на шоссейном велосипеде.
- !Важно:
- Любое спортивное сиденье предполагает наличие спортивной экипировки: шорт или брюк с велосипедным «памперсом».
- Материал изготовления и вес
Встречаются сиденья на карбоновой или титановой основе. Они дорогие, но не дают особых преимуществ. Прогулочные модели велосипедов имеют широкие и мягкие сиденья. Такие варианты чрезвычайно удобны, однако подойдут только для катания в неспешном темпе. Гелевые модели представляют собой нечто среднее между спортивными и прогулочными вариантами.
Мужские и женские модели
Сиденья для мужчин и женщин различаются по анатомическим параметрам. Неправильно подобранное седло может пережимать внутренние артерии таза, что негативно скажется на здоровье. Женские модели сидений, как правильно, шире и короче мужских аналогов. Модели с вырезом поседение подойдут как мужчинам, так и женщинам.
Совет:
Если седло слишком жесткое, возможно приобрести специальную удобную накладку-чехол. Такой элемент не только добавит комфорта при катании, но и облегчит уход за сиденьем велосипеда. Съемные чехлы можно стирать. Они защищают сиденье от осадков и грязи.
Итоги
Выбор правильного положения сиденья велосипеда увеличивает комфорт и продуктивность катания. Воспользуйтесь приведенными выше советами. Никогда не игнорируйте негативные ощущения при тренировке. Обратите также внимание и на само седло: оно должно подходить по размерам и быть удобным. Спортивные модели требуют катания в специальной экипировке.
Регулировка высоты сидения велосипеда: как сделать — Все о велосипедах
Эффективность тренировок и удобство велопрогулок напрямую зависят от настройки байка, его ухоженности, технического состояния. Регулировка велосипеда по высоте – руля, сиденья – позволяет индивидуально подогнать ключевые узлы под водителя, обеспечивает комфортную посадку и полноценный отклик во время управления.
На что влияет высота седла?
До того, как отрегулировать высоту руля, нужно примерно понимать, в каком виде будет использоваться седло. Положение сиденья можно контролировать несколькими способами:
- смещать,
- менять высоту по отношению к педалям,
- выставлять угол по горизонтали.
Высота седла влияет на положение ног при вращении педалей, удобство передвижения. Если сиденье установлено низко, колени сильнее сгибаются, эффективность педалирования уменьшается, вскоре проявляется усталость. Если, напротив, сидушка завышена, велосипедом сложнее управлять – ступни недостаточно плотно контактируют с педалями.
На заметку! Грамотно выверенная по отношению к росту райдера линия сиденья сводит к минимуму неприятные побочные эффекты долгой езды, помогает вращать педали с сохранением сил и тонуса, в этом случае легче коснуться ступней земли в экстренной ситуации, во время остановки. Если регулировка руля по высоте тоже была проведена правильно, эргономичная посадка защитит от дискомфорта в пояснице.
Смещая седло в горизонтальной плоскости, можно варьировать распределение нагрузки. Если отклонить его назад, силовой центр окажется в брюшной полости и пояснице – верхняя часть торса будет выше. Наклонив сидушку вперед, можно направить тело к рулю, с нагрузкой от туловища будут работать в первую очередь руки.
Современные линейки велосипедов предлагают настройку седла в горизонтальной плоскости по отношению к сердцевине штыря.
Здесь нужно отталкиваться от длины рук: если регулировка руля по высоте на велосипеде устраивает, но дотянуться до него не удается, сиденье следует сместить вперед.
В обратной ситуации, когда быстро устают руки, можно немного отодвинуться вместе с седлом. Например, при длительных заездах на горных байках при смене рельефа местности спортсмены каждый раз регулируют сиденье вперед-назад.
Как удостовериться в том, что настройка оптимальная: велосипедисту легко крутить педали, комфортно сидеть и не устают руки, ноги во время движения.
Методы регулировки сиденья
Ключевым параметром, который всегда выставляется индивидуально, служит высота сиденья велосипеда. Каждый райдер самостоятельно ее настраивает, принимая во внимание любимый стиль езды и собственный рост.
На первом этапе профессионалы рекомендуют руководствоваться рядом общих советов, обеспечивающих безопасную езду:
- после выбора оптимального положения важно надежно закрепить сиденье, проверить крепкость фиксации;
- при манипуляциях с подседельным штырем нужно следить за линией максимально допустимой высоты, нельзя выставлять уровень выше этой отметки;
- ориентированность переднего конца должна совпадать с направлением движения.
В большинстве случаев регулировка седла производится по следующему типовому алгоритму:
- Ослабить крепежный элемент – затяжную гайку, эксцентрик.
- Поддерживая сидушку руками, аккуратно вдавить или вытянуть штырь.
- Все еще держа сиденье в руках, затянуть крепление.
- Убедиться в надежности положения сиденья, например, слегка похлопав по нему несколько раз.
Чтобы правильно выставить уровень сиденья, можно воспользоваться одним из действенных способов, приведенных далее.
Числовой расчет
Этот метод заслуженно считается простейшим вариантом настройки высоты сидушки над кареткой. Нужно вооружиться рулеткой или портновской измерительной лентой, чтобы точно определить длину ноги от паха до нижней линии ступни. Полученное значение нужно умножить на расчетный коэффициент – 1,09.
На заметку! Если высота ноги в результате измерения получилась 60 см, значит, сиденье должно возвышаться над педалями не менее чем на 65-66 см. Такой метод настройки помогает сориентироваться на общем уровне, когда нет опыта, профессионалы же руководствуются собственными ощущениями при езде.
Почти прямая нога
Второй метод берет за точку отсчета сгиб ноги.
Если высота руля велосипеда комфортная, при правильной посадке нога должна почти полностью выпрямляться, когда ступня при вращении педалей достигает нижней точки.
Если колени сильно сгибаются, вытаскивают подседельный штырь, если полностью выпрямляются – чуть-чуть опускают его в трубу. Каждый шаг в настройке должен быть постепенным, чтобы не пропустить удачное положение седла.
Прямая пятка
Логически этот вариант противоположен предыдущему: регулировка сиденья выполняется именно по выпрямленной ноге. Последовательность действий:
- Придать байку устойчивое положение – зафиксировать к стене или обратиться за помощью, чтобы придерживали за руль.
- Сесть на велосипед, придать педали самое нижнее положение и упереться в нее пяткой.
- Высоту седла настроить так, чтобы нога в этом положении могла полностью выпрямиться.
Пяткой следует упираться строго в середину педали. При достижении крайней нижней точки педали обе ноги должны свободно выпрямляться. Если при упоре пяткой колено сгибается, сиденье следует приподнять, если при посадке корпус не прямой, отклоняется вперед, сидушку нужно опустить до комфортного уровня.
Настройка угла наклона
Положение седла по умолчанию – параллельно дороге. Это стандартное размещение сиденья относительно горизонтали, опытные райдеры рекомендуют не менять его, так как отклонения влияют на эффективность кручения педалей и самочувствие.
Если седло наклонено в сторону руля, руки страдают от высокой нагрузки, торс обретает сгорбленное положение. Если отклонить сидушку назад, быстрее устают ноги, при неизбежном вытягивании рук сложнее управлять байком.
Но в ряде случаев подобная настройка может быть целесообразной, ее, к примеру, используют при индивидуальной подгонке горного велосипеда к сложным дорожным условиям. Если рельеф настолько неровный, что даже при эффективных амортизаторах страдают руки, уменьшить воспринимаемую ими нагрузку поможет небольшое отклонение сиденья назад.
На заметку! Когда имеют дело с сильным встречным ветром, создают заниженную посадку – наклоняют седло вперед. Важно лишь, чтобы отклонение по горизонтали не превышало 10 градусов, в этом случае не столько меняется высота велосипеда, сколько подбирается комфортная поза.
Смена положения относительно руля
До того, как регулировать руль по высоте, нужно прикинуть, как по отношению к нему будет располагаться седло, какие позиции будут удобны при конкретной длине рук. Продуманная центровка положительно сказывается на управляемости транспортного средства, скорости езды, утомляемости.
Регулировка седла по горизонтали осуществляется по следующему алгоритму:
- Ослабить винт, соединяющий седло и подседельный штырь.
- Передвинуть сиденье вперед-назад, подобрать удобный вариант хвата за руль.
- Затянуть крепление.
- Сидя на байке, протестировать положение колена. Последнее должно образовывать четкую вертикаль относительно педальной оси. Во время проверки ступня находится на педали, доведенной до самой нижней точки. О том, что настройка была проведена неверно, свидетельствует сильное смещение колена вперед, в этом случае придется заново отрегулировать положение сидушки.
Рассмотренный параметр можно менять только после того, как будет найдена оптимальная высота седла.
На заметку! Параметры колеса также важны при поиске эргономичной позы. Во-первых, нужно знать, в чем измеряется высота шин, обода, колеса – в дюймах.
Если рост спортсмена выше 180 см, ему будет удобнее на байке с колесами от 29, в целом взрослым – на городском байке 26, на складном – 20 дюймов.
Размер протектора определяет характер сцепления колеса с дорогой, чем он шире, тем удобнее передвигаться по рыхлому грунту. Есть еще закономерность – чем меньше площадь касания шины, тем легче движение байка.
Важность правильной настройки параметров сиденья на основе физиологии, комплекции и целей велосипедиста сводит к минимуму вероятность быстрой усталости мышц ног, рук. Благодаря грамотной регулировке спортсмен сможет дольше крутить педали, ему будет проще управлять байком, преодолевать участки с неровным рельефом.
Правильная посадка на велосипеде: схема положения при езде
Правильная посадка на велосипеде – это один из главенствующих факторов успешного катания. От нее зависит и самочувствие ездока, и его безопасность, и выносливость, и, конечно же, размер удовольствия, получаемого от поездки. В этой статье мы рассмотрим все факторы, которые влияют на правильную посадку, а также научим вас корректно сидеть на велосипедах разного типа.
Этот материал особенно для вас важен, если вы, как родитель, пытаетесь научить своего ребенка ездить на велике. Как говорится, научить легко – сложно переучивать!
Итак, давайте выясним, как правильно сидеть на велосипеде при езде, так, чтобы не перегружать колени и позвоночник.
Факторы, влияющие на правильную посадку
Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:
- Высота сиденья;
- Положение седла;
- Расположение руля;
Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.
Как вычислить правильную высоту сиденья
Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.
«Пяточный метод»
- Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
- Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
- При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;
Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.
«109%»
- Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
- Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
- Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
- Измерьте расстояние от точки до пола;
- Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!
Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.
«Универсальный»
Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.
- Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
- Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
- Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
- Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.
Посадка в зависимости от положения седла
Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.
Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.
Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.
Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.
Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.
- Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе;
- Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов.
- Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед.
Иногда, даже если вы выяснили, как правильно сидеть и ездить на горном велосипеде, и выполнили настройку седла и руля корректно, все равно возникают неприятные ощущения. Так бывает, ведь каждый человек индивидуален. Давайте разберем самые часто встречающиеся симптомы:
- Если у вас немеют руки, значит ваш вес сильно смещается вперед;
- Если затекают ноги – у вас сильно узкое седло, которое давит на сосуды;
- Если болят колени – слишком низко посажено сиденье.
Конечно же, на здоровье и комфорт ездока. Вот вам список причин соблюдения корректной посадки:
- От нее зависит продуктивность и эффективность катания, особенно, если вам предстоит покрыть большое расстояние;
- Посадка влияет на здоровье коленных суставов. Спросите любого профессионального велогонщика, и он вам подтвердит, что именно колени быстрее всего теряют здоровье при интенсивных катаниях;
- Неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости и потере выносливости;
- А еще, она перегружает позвоночник, поясницу и шею.
- При корректной позе вы будете легко и ровно дышать, получать достаточное количество кислорода и ни за что не запыхаетесь.
- Это значит, сердечно-сосудистая система не будет перегружаться и ваш пульс всегда будет находиться в зоне комфорта.
Далее мы поговорим об особенностях правильной посадки на велосипедах разного типа: горном, шоссейном, городском и детском.
Посадка на горном велосипеде
Если взглянуть на схему правильной посадки на горном велосипеде, а также на фотографии гонщиков, можно отметить низкое положение руля. Ездок при этом, практически лежит на руле грудной клеткой. Кстати, седло располагается на 5-10 см выше руля.
При этом минимизируется ущерб от сопротивления воздуха и достигается наиболее высокая скорость. Такая посадка способствует более острому управлению, спортсмен двигается ловчее и агрессивнее. Однако, горное катание далеко не всегда подразумевает высокие скорости.
Итак, правильное положение велосипедиста на горном велосипеде – корпус слегка наклонен вперед, седло поднято до уровня руля (+/-5 см), ноги при кручении педалей максимально распрямляются. Сиденье лучше установить горизонтально.
Посадка на шоссейном велосипеде
Теперь поговорим про правильную посадку на дорожном велосипеде – какой она должна быть?
Седло желательно установить на таком расстоянии, чтобы нога была слегка согнута под углом (метод 109 градусов или универсальный). Седло установите горизонтально, а в процессе езды прислушивайтесь к своим ощущениям – возможно вам захочется слегка приподнять или наклонить нос. Поездка по шоссе предполагает ровную и размеренную езду на постоянной скорости.
Как правило, на таком пути вам редко встречаются кочки и ямы, поэтому смысла сильно занижать руль, для ловкости при управлении, нет. Самая оптимальная высота руля на шоссейном байке – когда угол между плечом и торсом составляет примерно 90°.
Посадка на городском велосипеде
В городе люди ездят спокойно, размеренно, неторопливо. Они не преодолевают препятствий на местности, не сдают нормативов на скорость, не стремятся преодолеть длительное расстояние. Характерное отличие посадки на городском велосипеде – прямая спина и высокое расположение рук на руле. При этом угол между корпусом и землей составляет практически 90°.
Таким образом, для езды на городском байке руль необходимо поднять выше сиденья на 10 см, как минимум, а высоту седла регулируют универсальным методом. Положение сиденья желательно выставить горизонтально. Правильное положение ног при езде на городском велосипеде – слегка согнутые в коленном суставе в нижней части хода педали.
Правильная посадка на детском байке
Какой должна быть правильная посадка на детском велосипеде, давайте обсудим и эту тему. Ведь от нее зависит безопасность ребенка на дороге. Вот главные правила, которых следует придерживаться:
- Высота седла должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог коснуться обеими ногами (можно носками) поверхности;
- Расстояние от верхней перекладины рамы до паха не должно быть менее 6 см;
- Правильное положение руля на детском велосипеде – слегка выше сиденья, при этом, корпус ребенка слегка наклоняется вперед.
В ответе на вопрос «как правильно сидеть на велосипеде ребенку» запомните главное: детская посадка всегда немного выше, чем у взрослого, чтобы малышу было легче и удобнее наблюдать за дорогой.
В заключение, хотелось бы еще раз отметить важность правильной посадки взрослого и ребенка на велосипеде. Подумайте о своем здоровье, безопасности и комфорте. Не слушайте соседа или «опытного» друга – прислушивайтесь к своим ощущениям. Тело не станет обманывать! С вашей стороны нужно лишь понять, за что отвечает тот или иной фактор, и регулировать его под свои индивидуальные особенности.
Как правильно отрегулировать сиденье на электрическом велосипеде?
Для комфортных велопрогулок необходимо поддерживать в исправном техническом состоянии все узлы велосипеда. Немаловажную роль играет и посадка на седле. Чтобы обеспечить правильное положение тела велосипедиста в процессе езды, перед поездкой нужно настроить сиденье в 3 направлениях: настроить его высоту по отношению к педалям, угол наклона и позиция относительно руля.
Польза от настройки сиденья
Регулировка седла важная составляющая индивидуальной подгонки велосипеда под райдера. Он того, как настроили сиденье на велосипеде, правильно или нет, зависит посадка велосипедиста, его утомляемость, комфорт управления транспортным средством, скорость и эффективность езды.
Рассмотрим, как влияет на качество поездки каждый из настраиваемых параметров:
- Высота размещения напрямую влияет на положение ног райдера и КПД его работы. Если сиденье занижено, ноги сгибаются больше, в результате чего снижается КПД вращения педалей, и райдер скорее устает. При завышенном седле уменьшается площадь прилегания подошвы к педалям, и ухудшается управляемость. При высоте, соответствующей росту райдера, он меньше устает, а в экстремальных ситуациях и при остановке может с легкостью коснуться ногой земли.
- Наклон влияет на распределение нагрузки, в стандартном положении отсутствует. При наклоне седла вперед усиливается воздействие на руки, а при отклонении в обратную сторону на поясницу.
- Смещение по отношению к рулю. Как правильно установить сиденье на велосипеде по этому критерию зависит от длины рук. Если они постоянно устают, седло нужно отодвинуть назад. Если же райдеру трудно дотягиваться до руля, сиденье следует слегка подвинуть вперед.
Регулировка высоты седла
На каком уровне должно быть сидение велосипеда зависит от роста райдера, условий и стиля катания. Высота ключевой параметр в настройке, и каждый велосипедист сам подбирает комфортное для себя положение. В целях безопасности подседельный штырь недопустимо выдвигать за границы предельной отметки.
Общая схема, как правильно поднять или опустить сиденье на велосипеде, такова:
- Ослабить фиксирующую гайку или эксцентрик.
- Придерживая седло, аккуратно поднять штырь или, наоборот, вдавить его.
- Продолжая держать сиденье, затянуть крепление.
- При помощи нескольких легких ударов удостовериться, что седло крепко зафиксировано.
Есть 3 способа, как правильно отрегулировать высоту сиденья на электрическом велосипеде или байке без электропривода: при помощи приближенного расчета, метода пятки или «почти выпрямленной ноги». Для расчета замеряется расстояние от подошвы до паха велосипедиста и умножается на число 1,09.
Для определения высоты по пяточному способу райдер садится на зафиксированный велосипед, ставит пятку на центр педали в нижней позиции и настраивает высоту седла так, чтобы обеспечить прямую ногу.
По способу «почти выпрямленной ноги» нужно расположить седло так, чтобы внизу нога была почти прямой.
Настройка угла наклона
Стандартным считается горизонтальное положение велосипедного сиденья параллельно дороге. Менять это положение не рекомендуется. При значительном наклоне седла вперед увеличивается усилие на руки, райдер сутулится и может сползать с сиденья. При отклонении назад больше устают ноги, вытягиваются руки и ухудшается управляемость.
Но незначительная настройка угла наклона (в пределах 10°) допустима, и выполняется она индивидуально с учетом условий езды. Так, при передвижении по неровным участкам целесообразно уменьшить нагрузку на руки, немного отклонив седло назад. А при езде против ветра, когда полезна низкая посадка, стоит чуть наклонить его вперед.
Регулировка велосипедного сиденья относительно руля
Такая настройка осуществляется с учетом длины рук, влияет на скорость и управляемость. Выполняется она после выставления высоты. Правильность регулировки выполняется так: в положении сидя на велосипеде с ногой на педали в нижней точке колено райдера должно быть на общей вертикальной линии с осью педали. Если оно выдвинуто вперед, регулировку придется повторить.
Читайте в нашей предыдущей статье о том, как установить ручки тормоза на электровелосипед.
- 02 ноября 2019 г.
- 2967 просмотров