?
Почему на соревнованиях бегают против часовой стрелки?masterokOctober 5th, 2019Почему спортсмены бегут всегда в сторону, противоположную часовой стрелке? Почему не наоборот?Вот какие версии существуют…
Международные стандарты
Бег противоположно движению стрелки часов – это международный стандарт.
Первое правило раздела «Бег по дистанции», определенное «Стандартами Международной ассоциации Легкоатлетических Федераций» (IAAF), гласит о том, что в беговых видах, которые имеют хотя бы 1 вираж, направления бега и спортивной ходьбы должны быть левосторонними.
Они должны выполняться в сторону обратную движению стрелки часов. Рассмотрим несколько обоснований этого правила.Интересный факт: движение противоположное часовой стрелке выполняют не только атлеты.
Скачки, происходящие на ипподроме, гонки мотоциклистов выполняются в таком же направлении. Исключением стала «Формула-1», где применяется движение по часовой стрелке (с небольшими исключениями).
Традиции Древней Греции
Считается, что начало традиции бегать против хода стрелки часов зародилось в Древней Греции. Существует несколько вариантов происхождения такого направления бега. Сведения, которые могли бы официально доказать какую-либо версию, не сохранились. Существует лишь много мифов и предположений.
Отношение к природе и спорту
Одним из вариантов объяснения бега в левую сторону считается противопоставление естественности развития природных процессов искусственному спортивному развитию. На основании этого приняли решение при беге двигаться противоположно природному движению.
На первых Олимпийских играх, проведенных в древние времена в Греции, спортсмены бежали в таком направлении. Левосторонний бег стал традиционным.Интересный факт: сохранились иллюстрации Олимпийских состязаний 1896 и 1906 годов в Афинах, а также 1900 года в Париже, на которых бег производился по часовой стрелке.
Позже страны, имеющие правостороннее движение настояли на изменении направления влево, как при круговом движении на перекрестках. А вот в университете Оксфорда и Кембриджском университете атлеты применяли бег идентично стрелке часов почти до 1948 года.
Отслеживание времени
В древние времена существовали лишь солнечные часы. Время спортивных забегов измерялось именно по ним. Для удобства слежения за течением времени бег осуществлялся в левую сторону.
По тени, отображаемой на солнечных часах, было возможно определять прошедшее время забега. Именно этой гипотезы придерживались некоторые из историков.
Так Джордж Норман Дуглас в «Истории Европы», писал о том, что спортсмены Древней Греции бегали против движения по солнечным часам.
Заимствование из лошадиных бегов
Всадники держали в правой руке кнут, подгоняя им лошадь на ипподроме. Животное при этом направлялось налево. Одна из теорий предполагает, что бег атлетов против часовой стрелки переняли из бега лошадей по кругу влево.Существует несколько предположений, которые не связаны с историей Древней Греции. Их можно отнести к физиологии человека и законам физики. Рассмотрим их подробнее.
- Превосходство числа правшей
- Физические законы
- [Spoiler (click to open)]источникиhttps://kipmu.ru/pochemu-atlety-begayut-protiv-chasovoj-strelki/
Большинство спортсменов на планете являются правшами. Их около 90%. У таких людей лучшее развитие имеет правая сторона. При беге им удобнее отталкиваться и делать толчок правой ногой. При таком движении тело спортсмена направляется налево. Поэтому считают, что правая нижняя конечность атлета при беге должна находиться на внешней окружности, выполняя большую нагрузку. Это и объясняет тот факт, что удобнее проходить округлые участки дистанции как раз против шага стрелки на часах. Именно эта версия является наиболее распространенной. На ней основываются стандарты IAAF.Одна из теорий объясняет направленность бега атлетов в сторону, противоположную ходу часовой стрелки с помощью законов физики. Вектор угловой скорости, о котором все знают еще со школьной скамьи, при левостороннем движении направляется вверх. Такая величина влияет на скорость поворота тела. Направляется она вдоль оси вращения. При повороте атлета налево векторная величина угловой скорости не оказывает сопротивление движению бегущего. Она облегчает отрыв от земли и выполнение движения. А если бежать с поворотом вправо, то вектор будет направлен вниз. При этом спортсмену будет тяжелее отрываться от земли. Его «прижимает» к земле. Движение затрудняется.Какая из версий вам кажется наиболее реальной?
Пешеходам нужна безопасная среда обитания
С каждым годом российские дороги становятся все более безопасными для пешеходов. Непрерывно совершенствуется пешеходная инфраструктура, сокращается число наездов на людей, а главное — все меньше погибших в таких ДТП.
По данным официальной статистики аварийности, за прошедшие 7 месяцев этого года на российских дорогах было зафиксировано 19 тысяч случаев наезда на пешеходов — на 18% меньше, чем за тот же период прошлого года. Число погибших снизилось на 8,2% и составило 1,9 тысячи человек.
Ранены в этих ДТП 17,8 тысячи человек, что на 18,7% меньше, чем в январе-июле прошлого года. Статистика определенно обнадеживает. Однако для решения глобальной задачи — стремления к нулевой смертности на дорогах — необходимо использовать все возможные меры для обеспечения безопасности пешеходов. Это чрезвычайно сложно.
И повсеместным ограничением скорости, и увеличением штрафов эта задача вряд ли решается. Инженерный способ представляется куда более результативным.
Конечно, основное количество наездов происходит по вине водителей. В первом полугодии их зафиксировано немногим более 10 тысяч. Но это на 23,1 процента меньше, чем в прошлом году. По вине водителей погибли 704 человека, что на 18,7 процента меньше, чем годом ранее.
Надо заметить, что все-таки большинство наездов происходит вне пешеходных переходов. По оперативным данным, на пешеходных переходах под колеса за семь месяцев этого года попали 7,2 тысячи человек. Это на 16 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Погибло в этих ДТП 336 человек, что на 12 процентов меньше, чем годом ранее. Одна из проблем нынешних нерегулируемых пешеходных переходов в их незаметности на дорогах. Порой на наличие такого перехода указывает лишь соответствующий дорожный знак.
Поэтому в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» особое внимание уделяется созданию в стране качественной пешеходной инфраструктуры.
Согласно этому нацпроекту к 2024году, например, почти 51 процент автомобильных дорог регионального значения должны быть приведены в нормативное состояние. В настоящее время этот показатель находится на уровне 44,1 процента, напоминают в Госавтоинспекции. Что касается городских агломераций, то к означенному времени должно быть приведено в порядок 85 процентов дорожной сети.
Пока же нормативному состоянию соответствуют только 46 процентов дорог. В результате проведенных работ число мест концентрации ДТП должно снизиться на 50 процентов. Под нормативным состоянием следует понимать не только качественное дорожное покрытие, но и наличие тротуаров, пешеходных переходов, разделителей транспортных потоков, заметной дорожной разметки, освещение.
Как отмечают представители Госавтоинспекции и эксперты в области обеспечения безопасности дорожного движения, самыми эффективными мерами являются инженерные. Это обеспечение видимости на пешеходных переходах, исключение преград, переломов в плане и в профилях дороги, ограничивающих эту видимость. В ночное время особую роль играет наличие искусственного освещения.
Особо приветствуется оптимизация скорости на подъездах к пешеходным переходам и применение на нерегулируемых пешеходных переходах искусственных неровностей. Самым положительным образом на безопасности сказывается наличие тротуаров и велопешеходных дорожек. Ну, а полностью исключить вероятность наезда на пешеходов позволят разноуровневые пешеходные переходы.
Их строительство также осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Когда на переходе окажется пешеход, включится дополнительная подсветка. ГУ ОБДД МВД России
По данным официальной статистики аварийности, каждый третий наезд на пешехода происходит в темное время суток. Но в прошлом полугодии расклад изменился.
Если в целом число наездов и погибших в них людей значительно снизилось, то количество наездов в темное время суток снизилось незначительно — на 3,4 процента. Всего в темноте попало под колеса 6,7 тысячи человек.
А число погибших в этих условиях пешеходов даже увеличилось на 2 процента и составило 1,1 тысячи человек. Все это говорит о том, что необходимо повышать заметность в темноте пешеходных переходов.
Один из главных способов стать заметнее на дороге в темное время суток и таким образом повысить свою безопасность прописан в Правилах дорожного движения и доступен каждому пешеходу. Это использование световозвращающих элементов на одежде в темное время суток. А для водителей, остановившихся на трассе — использование жилетов со световозвращающими элементами.
Есть множество иных самых разнообразных способов решить проблему заметности пешеходных переходов, и многие решения активно осуществляются. Так, например, уже давно применяется дополнительная подсветка пешеходных переходов. Лампы устанавливают на верхней консоли над переходом.
Таким образом, переход ярко выделяется на темном фоне улиц и становится хорошо различимым как для водителей, так и для пешеходов. Такую же подсветку используют и на регулируемых переходах. Там лампы загораются синхронно с зеленым сигналом. В итоге у автомобилистов появляется возможность своевременно оценить ситуацию.
Кроме того, дополнительно подсвечиваются знаки «Пешеходный переход». К такому решению прибегли, в частности, в Зеленограде. В Ялте в Крыму на всей протяженности объездной дороги установили также светофоры с подсветкой.
В Свердловской области до конца этого года будут приведены в соответствие с требованиями безопасности 500 нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных возле областных школ и детских садов. Там установят дополнительное освещение, искусственные неровности, а также мигающие желтые светофоры и дорожные знаки с подсветкой.
Надо сказать, что именно сейчас, когда дети находятся на каникулах, сотрудники Госавтоинспекции занимаются проверкой состояния дорожных знаков, разметки, ограждений вблизи детских образовательных организаций. При выявлении недостатков даются предписания собственникам дорог на их устранение.
Так, чтобы с 1 сентября, если ребята все-таки пойдут в школы и детские сады, их дорога была максимально безопасной. Активно делают безопаснее пешеходные переходы в Подмосковье. Дополнительной подсветкой оборудованы более 40 переходов в трех областных городах.
Такое табло известит водителя, что
на переходе могут быть люди. Сергей Куксин/РГ
Напомним, что сейчас активно используются светофоры Т7. Это когда над пешеходным переходом висит светофор, состоящий из единственной секции, которая мигает желтым светом. В темноте это делает переход заметным издалека.
При этом такие светофоры являются весьма экономными приборами, ведь работают они от солнечных батарей, расходуя накопленную за день энергию. Гораздо сложнее дело обстоит в местах, где нет электричества, да и с солнечным светом проблемы. Например, если дорога идет через лесной массив.
Тут кстати придутся специальные светодиодные маячки. Они монтируются непосредственно в дорожное полотно на тех участках, где по техническим характеристикам невозможно построить линии освещения. Это не светильники. Но они хорошо заметны на дальнем расстоянии в свете фар.
Такие точечные световые вспышки прекрасно обозначают переходы в лесах и повышают безопасность пешеходов. До конца этого года в Подмосковье на региональных дорогах светодиодными маячками оборудуют более 120 пешеходных переходов.
Любопытный вариант придумали в Ярославле. Была идея на пешеходных переходах дублировать сигналы светофора на светодиодной плитке под ногами. Смысл в том, что даже при условии, что пешеход на переходе уткнулся в смартфон и не смотрит на светофор, он все равно заметит «красный» или «зеленый» световой сигнал.
Но вот что интересно: такой же способ начали применять в некоторых европейских городах, но довольно скоро от него отказались. Сочли демотивирующим. В том смысле, что, по сути, такое решение не столько способствует безопасности пешеходов, сколько поощряет их вовсе не обращать внимания на дорожную ситуацию.
Гораздо важнее сконцентрировать внимание пешехода на дороге, заставить его посмотреть по сторонам перед тем, как ступить на проезжую часть. Что, собственно, и сделали в ряде российских регионов. Там в самом начале «зебры» наносят надписи: «Посмотри налево, потом посмотри направо».
Тот, кто смотрит под ноги, а не на дорогу, волей-неволей обратит внимание на такую надпись и наверняка последует рекомендации. Решение вроде бы совсем простое, но эффективное. Кстати, точно такие же надписи применяются в Лондоне. Правда, на них написано «посмотри направо».
Это сделано и для туристов, которые никак не могут привыкнуть к левостороннему движению. И, представьте, это действительно работает. И вот еще известие: возвращается некогда важный элемент дороги — островок безопасности — по непонятной причине исчезнувший с улиц.
Это место посередине дороги, где пешеходы, не успевшие перейти на зеленый, могут в безопасности дождаться разрешающего сигнала. Ключевое слово здесь — в безопасности. К сожалению, далеко не всегда нынешние островки соответствуют этому определяющему условию.
Бывает, что от проезжей части их отделяет слишком низкий бордюр, иногда из-за нарушений при производстве работ эти островки могут оказаться полной неожиданностью для водителей. И хорошо, если в это время на них не окажется людей и все обойдется без человеческих жертв — пострадает только автомобиль.
Как отметили в Госавтоинспекции, эксплуатационному состоянию автодорог по условиям обеспечения безопасности движения уделяется особое внимание. За нарушение соответствующих правил должностные и юридические лица, ответственные за состояние дороги, по материалам Госавтоинспекции привлекаются судами к административной ответственности.
Сделаться заметнее на дороге может каждый, использовав световозвращающие элементы на одежде. Сергей Михеев/РГ
Понятно, что разместить в городских условиях и транспорт, и пешеходов, и велосипедистов, и пользователей средств индивидуальной мобильности вроде гироскутеров, моноколес и пр. так, чтобы всем было удобно, а главное — безопасно, задача непростая. Приходится чем-то жертвовать.
В приоритете безопасность наиболее уязвимых участников дорожного движения. Поэтому в российских городах с каждым годом растет число полностью пешеходных улиц и целых зон. Арбат в Москве отдали пешеходам еще в прошлом веке, а уже в наши дни статус пешеходной зоны присвоили Рождественке, Кузнецкому Мосту, Столешникову и Камергерскому переулкам.
Делают такие улицы и в области — в Сергиевом Посаде, Балашихе, Наро-Фоминске, Щелкове. В одном только 2016 году такими зонами обзавелись 16 подмосковных городов. Другие регионы также постепенно переходят на этот путь. Недавно пешеходной стала улица профессора Баранова в Калининграде.
Даже в небольшом Касимове Рязанской области обзавелись своей пешеходной площадью в центре города. В большинстве городов появились велодорожки.
Что же касается дорог, то организация движения направлена на то, чтобы максимально разделять потоки. Пешеходы не должны пересекать многополосные дороги, находясь на одном уровне с машинами. Все это относится к инженерным решениям. Они нужны и важны. Но вопрос безопасности ими не исчерпывается.
Есть еще так называемый человеческий фактор. Сознательное, законопослушное поведение всех участников дорожного движения могло бы сделать дороги и тротуары гораздо безопаснее. В двух третях наездов на пешеходов усматривается вина водителей, напоминают в Госавтоинспекции.
Для обеспечения безопасности пешеходов необходимо в первую очередь воздействовать на их поведение. В то же время и сам пешеход не должен выходить на дорогу, не убедившись в безопасности перехода. В Правилах дорожного движения исчерпывающе прописаны обязанности и тех, и других участников движения.
Остается только добиться осознанного их выполнения. Это задача не только Госавтоинспекции, но и образовательных организаций, а также СМИ.
Совсем скоро начнется новый учебный год. Пешеходов на улице прибавится. Самых важных и одновременно самых непредсказуемых — детей. И, как обычно, Госавтоинспекция будет уделять особое внимание контролю за соблюдением водителями правил проезда пешеходных переходов.
Повсеместно будут проводиться не только информационные и пропагандистские кампании, но и надзорные мероприятия. Будет усилена работа экипажей ДПС в этом направлении, в том числе с использованием автомобилей скрытого патрулирования. Госавтоинспекция сделает все возможное для сохранения человеческих жизней.
От самих же участников движения требуется немногое — не отвлекаться от дорожной ситуации будь вы водитель или пешеход и строго соблюдать Правила дорожного движения.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
VR — 10 способов перемещения, не вызывающих дискомфорт
Глядя на игры для виртуальной реальности и оценивая их, в своих суждениях мы, как правило, отталкиваемся от своего опыта и вкусов в области традиционных компьютерных игр, в которые мы привыкли играть.
У каждого из нас за многие годы уже выработались свои жанровые предпочтения, определенные требования к графике и игровому процессу, и нас сложно чем-то удивить как визуально, так и геймплейно, особенно когда 360° VR-контент демонстрируют в двухмерном виде.
Тем не менее, сейчас я хотел бы поговорить не о глобальных различиях, характеризующих виртуальные игры как отдельную ветвь развития игровой индустрии, а только о способах реализации перемещений действующего лица в пространстве виртуальной реальности (locomotion), как о важной составляющей игрового процесса, имеющей свои особенности.Речь пойдет о системах перемещений в проектах для систем Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR.
- Так как игры для виртуальной реальности, по сути, являются компьютерными играми, с появлением первых VR-систем многие независимые студии и разработчики ринулись создавать VR-модификации к уже существующим проектам, стремясь погрузить первых энтузиастов в знакомые миры и заполнить пустующую нишу игрового VR-контента, который просто не поспевал за производителями VR-систем.
- Первыми «граблями», на которые наступили создатели адаптаций, стала традиционная система перемещений с помощью WASD+Space и грубая привязка управления направлением движения к камере, что неприятным образом сказывалось на вестибулярном аппарате игроков, не давая даже пожаловаться на другие недочеты, вроде визуальных искажений и задержек.
- Тут нужно отметить, что погружаясь в виртуальный мир и отождествляя свое реальное «Я» с игровым аватаром, наш мозг ожидает полной синхронизации всей информации, поступающей к нам от главных сенсорных систем организма: зрения, слуха и вестибулярного аппарата*. 99% нашего игрового времени, в играх от первого лица, занимают всевозможные перемещения, бег и прыжки, причем очень часто — противоестественные, вроде всякого рода боковых смещений, кенгуруобразного характера передвижения, и т.д. Иногда, для усиления реализма, разработчики еще добавляют тряску во время бега или другие эффекты.
Во время ускорения, которое мы одновременно воспринимаем зрением и органами внутреннего уха, мы ждем соответствующего отклонения корпуса и соответствующей реакции вестибулярного аппарата, к взаимодействию которых мы за годы жизни уже привыкли. И если во время резкого визуального ускорения вы не ощутите соответствующей реакции организма, ваш мозг начнет подавать сигналы SOS, на которые с энтузиазмом отзовется желудок.
- Что интересно, недостаточная «тренированность» вестибулярного аппарата способна сыграть с вами шутку не только в виртуальной реальности — вас может «укачать» и во время реальных продолжительных перемещениях на автомобиле, в море, на аттракционах и т.д.
И тут возникает резонный вопрос: как разработчики, которые так же как и мы привыкли мыслить стереотипами, намерены решать эти проблемы? Неужели в виртуальной реальности нет места для таких популярных жанров как шутеры и экшены, не говоря уже об остальных? Что у нас уже есть на сегодняшний день, что не вызывает тошноты и головной боли?
***
КАБИНА ПИЛОТАПервый способ не нужно выдумывать. Он уже давно существует и прекрасно стыкуется с ощущениями игрока, находящегося в виртуальной кабине автомобиля, самолета, подводной лодки или космолета.
Дополнительным бонусом станут всевозможные кресла, рули, штурвалы и джойстики с обратной связью, вписывающиеся в общую картину происходящего в виртуальном мире.В кабине робота-меха может непривычно потряхивать, но в играх с плавными ускорениями и отсутствием резких смен направления движения, приступов тошноты быть не должно.
Управляя транспортным средством с помощью имеющегося контроллера, игрок может независимо от направления движения менять направление взгляда, поворачивая голову.
ХОЖДЕНИЕ ПО КОМНАТЕЗная о сложностях реализации не вызывающих тошноты перемещений, содружество Valve и HTC разработали для VR-системы HTC Vive особую систему слежения Lighthouse, которая отслеживает перемещения игрока в шлеме по площади со сторонами 3 х 4 метров.
Это не развязывает руки полностью, но дает определенную свободу естественного перемещения на ограниченных участках, что положительным образом сказывается на степени погружения.
Игрок свободно перемещается по комнате, путаясь в проводах и задевая мебель,, естественно осматривает виртуальный мир, поворачивая голову, и взаимодействует с окружающим миром с помощью специальных контроллеров.
ПЕРЕМЕЩАЮЩАЯСЯ ПЛАТФОРМАЭтот способ реализовали разработчики многопользовательского VR-шутера Hover Junkers, мастерски вписав геймплей игры в возможности HTC Vive.
Игроки находятся на парящей платформе размером с комнату, что дает им возможность естественно перемещаться как в рамках транспортного средства, так и по игровому миру — такая, несколько проапгрейдженная версия предыдущего способа.
КОНТРОЛЛЕРЫ-БЕГОВЫЕ ДОРОЖКИЭтот способ перемещения нельзя считать самым популярным и перспективным, хотя он отлично вписывается в картину симуляции передвижения и разрабатывался специально под VR-системы и игры.
Так как подобные устройства довольно дОроги и не смогут получить широкого распространения, разработчикам не выгодно разрабатывать игры с учетом возможностей этого контроллера. Хотя его использование можно считать наиболее комплексным в стремлении к полному погружению в экшенах от первого лица.
Забег в 20 километров по Скайриму, перестрелки в Battlefield и CS:GO. Подтянутые и поджарые игроки. Лепота!
ПОЛЕТКто из нас хоть раз не летал во снах. Виртуальная реальность не только подарит нам эту возможность в игре Eagle Flight, но и сделает это максимально естественно.
В образе орла, парящего над опустевшими кварталами Парижа, игроки смогут плавно менять направление полета, поворачивая голову.
Несмотря на выполнение фигур высшего птичьего пилотажа, подобный геймплей не должен вступать в противоречия с вестибулярным аппаратом, а одним из возможных бонусов станет основательно подкачанная во время игровых сессий шея.
ТЕЛЕПОРТАЦИЯТак как нашему организму сложно поверить в то, что мы бежим или подпрыгиваем, в тот момент когда многие органы чувств указывают на то, что мы сидим в кресле, с перемещениями на небольшие расстояния в активных играх могут помочь телепортации, эффект от которых не вызывает подташнивания.Игрок мгновенно преодолевает нужное расстояние, не шокируя органы чувств тряской и рассинхроном, а враги уничтожаются со стационарной позиции.Подобная система перемещений реализована в высокобюджетном шутере Bullet Train, от Epic Games, а также в шпионском экшене Budget Cuts, от Neat Corporation.
- VR COMFORTЕще один способ «подружить» наши органы чувств с перемещениями в VR-играх от первого лица был продуман студией Cloudhead Games, во время разработки приключенческой головоломки The Gallery: Six Elements.
- Разработчики заметили, что играя в VR-игру от первого лица, люди плохо реагируют на всякого рода вращения и ускорения.
- Действительно. В играх, где направление движения задается поворотом головы, а по характеру геймплея необходимо обследовать локацию, голова начинает кружиться довольно быстро, даже в играх с неспешным геймплеем.
Поэтому, после ряда исследований и экспериментов, разработчики представили специальный режим управления VR Comfort Mode, который позволяет без неприятных ощущений и головокружения исследовать локации даже сидя в кресле, которое не вращается.
Злосчастные крутые повороты персонажа реализованы посредством резких сдвигов картинки (мини телепортации) с короткими фиксациями-точками через равные промежутки времени, что-то подобное тому, как делают танцоры при вращениях, фиксируя взгляд в одной точке.
Небольшие изменения в направлении движения задаются поворотами головы, а во время прекращения движения в дело вступает режим «собирательства» (intake mode), в котором повороты головы не влияют на повороты корпуса, а позволяют осмотреться.
ПАРЯЩАЯ КАМЕРАДанное решение сложно назвать системой перемещений, это, скорее, способ слежения за персонажем, который мы привыкли наблюдать в разнообразных консольных играх от третьего лица в виде камеры, парящей сзади-выше главного героя/сцены.
Так как в этом случае игрок уже не отождествляет себя напрямую с главным героем — не видит мир его глазами и не повторяет его действий — проблема с рассинхроном отпадает сама по себе, если камера не будет дергаться.
Игрок наблюдает за процессом со стороны, управляя персонажем, и имеет возможность осматриваться, проникаясь атмосферой игры и сцены.
РЕЛЬСЫЭтот способ перемещений является одним из наиболее примитивных, и в основном используется в аттракционах, а также в головоломках от первого лица.Игрок следует по заранее предложенным маршрутам, выполняя поступающие задачи, может осматриваться, вращая головой, иногда может выбирать время и направление своего перемещения.
ТРАДИЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕСпособ, доставшийся VR-индустрии «в наследство» от классических компьютерных игр, который, хоть и имеет ряд существенных недостатков, описанных выше, тем не менее используется или с незначительными изменениями будет использоваться на этапе становления и развития виртуального гейминга.Наиболее комфортную реализацию подобной системы передвижений можно увидеть в неспешных Exploration-играх с исследованием мира и взаимодействием с окружающими объектами.Выбор направления движения тут может осуществляться как с помощью контроллера, так и с помощью поворотов головы.
Как можно заметить, разработчики находятся только в начале пути по реализации удобного и безболезненного способа перемещений игрока в виртуальном мире. Этот процесс напрямую связан с получающими распространение контроллерами и с возможностями человеческого организма.
Со временем, свои коррективы в развитие этой области будут вносить новые жанры и отдельные проекты, формируя новые схемы и системы управления.Нам же остается констатировать только одно, становится все интереснее! :)P.S.
В силу специфичности, я не упомянул управление в симуляторе скалолазания The Climb, а также стандартное для всяческого рода тировых аркад стояние на месте.
* Я не ставлю перед собой цель приравнять данную статью к научному труду, поэтому простите мне возможные ошибки или неточности в научной терминологии.
Правый путь и левый путь
Оказывается, дорог с левосторонним движением на свете не так уж и мало. В википедии пишут, что их 28%. В странах с левосторонним движением живет 34% мирового населения. На карте они синие. В южном полушарии соотношение левостороннего движения к правостороннему примерно 1 к 1.Какая сторона лучше? По статистике, в Швеции, после перехода на правостороннее движение, количество аварий на одну машину выросло. Это связывают с тем, что большинство людей — правши и правый глаз у большинства людей является «прицельным» (праворукость не обязательно связана с «правоглазостью»). Встречный транспорт в левосторонней стране водитель видит со стороны «прицельного» (для большинства) правого глаза, поэтому обгонять и делать поворот, пересекающий встречную полосу, удобнее.На море принято уступать дорогу тому, кто приближается с «правильной» правой стороны, как и при левостороннем движении. Поэтому ночью на левом борту зажигается красный огонь, а на правом — зеленый, практически как на светофоре. В политике красный цвет тоже обычно ассоциируется с «левизной», с «правизной» — черный или синий; надо сказать, что в той же Швеции на референдуме «правосторонники» были разгромлены в пух и прах, но потом продавили таки свою линию в парламенте (похоже, что эти парламенты везде — одно и то же гнилое болото).Исторически левостороннее движение связывают со способом «парковки» лошади, т.к. человек с мечом или саблей на боку как правило садится на лошадь и слезает с нее слева, а на средневековых улицах разворачивать лошадь не очень удобно. Римляне тоже ездили по левой стороне — в 1998 году в Англии нашли римскую каменоломню, где «левосторонняя» колея была выбита сильнее — по ней шли тачки с грузом (но это, конечно, не значит, что правила не могли у них меняться с течением времени и что так было у них везде — пехота могла ходить по правой стороне). В случае с каретой или дилижансом левосторонний вариант тоже предпочтительней при езде по городу, т.к. при этом у кучера меньше шансов нечаянно или специально задеть прохожих кнутом, который он держит в правой руке.Пешеходам, как правило, удобнее расходиться по правой стороне. В википедии пишут, что воины не составляли большинства населения, и на этом основании выражают сомнение в левостороннем движении. Однако дорога — для езды, а обочина — для ходьбы. Ездили, как правило, на лошади и все всадники имели оружие на левом боку, и воины и горожане. Поэтому вполне нормальной представляется ситуация, когда по дороге ездят по левой стороне, а по обочине ходят по правой, чтобы всадник и пешеход видели друг друга. Кстати, и сейчас за городом (если по правилам), по обочине надо ходить навстречу транспорту.Однако, если управляют только вожжами, то разъезжаться удобнее по правой стороне, т.к. правая рука сильнее. Но только для безоружного кучера или всадника — вооруженный всадник управляет левой рукой, а большинство лошадей — именно «левши».
Правостороннее движение в Европе появилось во времена якобинцев, которые решили развернуть всадников, экипажи и телеги на 180°, дабы дать больше места пешей толпе. Американцы, вначале ездившие по левой стороне, под влиянием французов (а может быть, масонов) тоже постепенно перешли на правостороннее движение (окончательно — в 1813 году). Во времена наполеоновских войн Европа разделилась на «правосторонников», союзников Наполеона и «левосторонников» — союзников Англии. Прямо «тупоконечники и остроконечники». Что интересно, англичане тогда носили красные мундиры, а французы — синие. Британские и французские опознавательные знаки и сегодня представляют собой реверс друг друга — у англичан внутри красный круг, потом белый, потом синий, у французов — все наоборот. Поворот «кругом» в англосаксонских армиях и сейчас делают через правое плечо, а не через левое, как на континенте. Движение они тоже начинают с правой, а не с левой ноги. В Индии — тоже так (от англичан). Америку на правостороннее движение перевел Генри Форд (масон, между прочим), до этого там ездили по левой стороне. Первой массовой машиной с левым рулем был «Форд-Т».
В России, однако, по правой стороне ездили еще во времена Петра I. В результате войн правила дорожного движения нередко менялись — Чехословакия до немецкой оккупации ездила по левой стороне, как и бóльшая часть Австро-Венгрии.
«Непонятки» в ходе таких смен правил, видимо, нередко приводили к игре в «труса», когда оба считают, что едут по правильной стороне.
Любопытный случай произошел с Бирмой — там местный диктатор приказал перейти на правостороннюю езду вод влиянием своего гадателя, несмотря на то, что весь транспорт в стране — праворульный секонд-хенд из соседних стран.Вот здесь показано, где исторически ездили по правой и левой стороне:Легенда:Синие: с начала XIX века ездят по левой сторонеБурые: с начала XIX века ездят по правой сторонеФиолетовые: были разные правила, теперь ездят по правойКрасные: перешли с левостороннего движения на правостороннее после начала XX векаГолубые: перешли с правостороннего на левостороннее после начала XX века.При левосторонней езде для разворота на встречную полосу надо сделать правый поворот, по часовой стрелке; по круговым развязкам транспорт движется тоже по часовой стрелке, при правостороннем все это делается против часовой.
Бегуны на стадионе движутся против часовой стрелки. Если предположить, что при движении против часовой стрелки действительно ускоряются обменные процессы, а по часовой — замедляются, то на стадионе такой выбор маршрута выглядит логично. Иногда говорят, что европейский спорт мог вырасти из похоронного ритуала древних греков. Это не обязательно так, но при похоронах и сегодня принято движение против часовой стрелки: 10. Развод почетного караула и его смену совершают последовательно по кругу, обходя каждый пост против часовой стрелки непосредственно вдоль катафалка. Средневековые авторы приписывают ведьмам манеру водить хороводы против часовой стрелки, повернувшись друг к другу спиной.
В разных религиях праздничные процессии движутся по разному. Это иногда связывают с видимым ходом тени от Солнца в Северном полушарии. Само Солнце (если смотреть вверх) движется против часовой стрелки. Вообще, движение по часовой стрелке — это постоянный поворот направо, против — налево.
Обход Каабы во время хаджа мусульмане совершают против часовой стрелки — это проделывается 7 раз, причем первые круги — быстрее. Дервиши тоже крутятся против часовой стрелки. Римляне после окончания молитвы поворачивались вокруг своей оси направо, с востока на запад через юг.
В 1481году в русской православной церкви стали проводить праздничные процессии против часовой стрелки, одно время это вызывало протесты.
Вид на южный склон Кайласа с самолетаОбход горы Кайлас большинство паломников совершают по часовой стрелке. Эта гора считается священной у буддистов, индусов, джайнистов и бон-по. Против часовой стрелки обход совершают только бон-по. Буддисты называют Кайлас Горой Свастики, т.к. гора имеет пирамидообразную форму, а по сторонам от нее отходят гребни, составляющие рисунок свастики. Иногда ее называют «пупом Земли» и говорят, что когда-то эта гора была Северным Полюсом (в ведах масса намеков на полярный регион). Индусы называют ее «оком Шивы», в честь бога разрушения. Индусские храмы свой формой обычно напоминают эту гору. Праздничная процессия на Парфеноне проходила тоже по часовой стрелке.
У Платона души праведных идут “направо и вверх на небо”, грешников “налево и вниз”; т.е., имеется в виду что-то вроде лево-винтовой лестницы. В замках лестницы тоже делали левовинтовые, т.к. такие штурмоватьтруднее, чем оборонять. Спираль ДНК тоже левовращательная. Вверх — это против гравитации. Закон всемирного тяготения дополняет закон увеличения энтропии — энергия любит рассеиваться, а материя — концентрироваться. Материя по представлениям современной физики может превращаться в энергию и наоборот как инь и ян. Но больше всего платоновская картинка напоминает движение заряженых частиц в магнитном поле, если под верхом — низом понимать направление магнитного поля.
У древних при обращении к добрым богам было принято стоять лицом на восток, откуда восходит Солнце, при обращении к злым (хтоническим) богам смотрели на запад. Злых богов еще называли «левыми», а добрых — «правыми». В большинстве религиозных представлений по правую руку человека сопровождает добрый дух синего цвета, а по левую — злой, красный.
В компасе в красный цвет красят «северную» стрелку. Церкви и сегодня строят так, чтобы посетители стояли лицом на восток. Египтяне располагали свои кровати так, чтобы увидеть восход солнца; Сфинкс тоже смотрит на восток. При похоронах обычно тоже старались закапывать ногами на восток.
Есть суеверие, что ведьмы в церкви стоят спиной к алтарю, но чтобы это увидеть, надо прочитать заклинание. В индоевропейских языках правая сторона ассоциируется со всем «правильным». Однако у римлян, в отличие от прочих индоевропейцев, левая сторона считалась счастливой и священной.
Синагоги строят, ориентируясь на Стену Плача, бывший храм Соломона, мусульмане по аналогии ориентируются на Каабу. В самом храме Соломона евреи молились, смотря на запад. Коптские церкви тоже смотрят на восток, как и храм Соломона, а посетители — соответственно — на запад.
Европейские церкви, как и храмы «правых» богов, обычно имеют вход с западной стороны, но некоторые — на восточной, такие как церковь римского епископа — Сан-Джованни на Латеранском холме, собор святого Петра в Ватикане и церковь Гроба Господня в Иерусалиме.
Тут можно провести аналогию с прямым и отраженным светом, Солнцем и Луной.
Кто-то смотрит на само Солнце, а кто-то на посредника, на Луну. Здесь же можно увидеть аналогию с Юпитером и Сатурном, у которых магнитные поля смотрят в разные стороны. С одной стороны — Солнце с Юпитером, с другой — Луна с Сатурном.
При гадании по полету птиц благоприятным считался вариант полета слева направо, как и направление текста в европейских языках. Евреи с арабами пишут наоборот. В средневековых суевериях ведьмы читают «Отче Наш» задом наперед.Выбор предпочитаемой стороны не может не иметь связи с нейрофизиологией.
Левое полушарие мозга отвечает за математику и знаки, правое — за интуицию и пространственное воображение. Поэтому на севере Европы получил распространение антиинтеллектуализм — когда не любят «умников». Такой себе западный Дзен.
Вообще, несмотря на еврейское происхождение христианства, европейцы в значительной мере переделали его под себя и вместо Иеговы продолжали поклоняться своим добрым богам. Христос заменил Одина с Бальдером. Место Локи занял Дьявол. Храмов Дьявола не строили, но Локи тоже никогда не был объектом почитания.
Добрые божества имеют то отличие, что они помогут и так, если смогут. Злые — наказывают за непослушание, но защищают своих рабов. Добрым божествам самим требуется защита.Книгопечатание сыграло с европейцами дурную шутку, когда Библию начали переводить с латыни. Культ святых, т.е. добрых богов, в Северной Европе отменили и это был шаг в сторону иудаизма.
Но зато избавились и от власти папства с его педерастией и «левыми» храмами Локи в Риме. Лучше всего выкрутилась англиканская церковь — и Тира сохранили в виде Святого Георгия и от папы открестились и готическая архитектура присутствует. Но сейчас ее, к сожаленью, душит толерастия. Тот же Бенедикт XVI — намного вменяемей (вот она, роль личности в истории).
С магнитно-суеверной точки зрения самая «левая» точка на Земле — Северный полюс, а самая «правая» — Южный (если стоять смотря на восток). Любопытно, что англичан, ездящих по левой стороне, северный полюс исторически не очень интересовал, а вот Антарктида — совсем другое дело.Британия, Аргентина и Чили претендуют на практически один и тот же кусок Антарктиды (что, в общем-то, совсем не удивительно, т.к. это — самый лучший кусок), притом, что есть довольно большой «ничейный» участок; британская заявка на этот сектор — самая старая, аргентинская — целиком внутри британской. Советский Союз и США не заявили о своих претензиях, но и чужих не признали. Есть еще бразильская неофициальная заявка («зона интересов») — аргентинская Антарктика за вычетом чилийской.
Если говорить о планете в целом, то картина получится немного другая. На левом борту корабля со времен королевы Елизаветы ставят красный огонь, на правом — зеленый. В астрологии красным цветом обозначают Марс, зеленым — Венеру, (а синий — Юпитер, итого получается RGB). Орбита Земли — как раз между орбитами Марса и Венеры. Чтобы «красный» Марс был слева, а «зеленая» Венера — справа, логично будет считать, что «голова» Земли — на Южном полюсе («лицо» — по движению Земли по орбите). Если так, то нынешние карты перевернуты «вверх тормашками», а старые китайские — «правильные» (на них север внизу). По представлениям древних норманнов, аналогично, нижнее царство мертвых, Хэль, находится на Севере. «Путь в Хэль ведет вниз и на Север», пишет Снорри Стурлусон. Валхаллу, правда, Снорри помещал на юге Малой Азии. Но ладьи, в которых помещали прах кремированных покойников, смотрели носом на юг. «По завету Одина» прах следовало развеять над морем. Если смотреть на Южный полюс из космоса, то Земля будет казаться вращающейся по часовой стрелке, если с Южного полюса смотреть на звезды — то же самое. Движение Земли по орбите со стороны Южного полюса тоже — по часовой стрелке. На Северном полюсе — все наоборот.
Как научиться ездить ровно
Вопрос: Как научиться ездить ровно? Как вести машину ровно, чтобы она не виляла по дороге? Может выбирать какой-то ориентир на дороге, или что-то ещё?
Ответ.
В начале водительской практики некоторым водителям трудно дается способность удержать автомобиль на прямой линии или в границах своей полосы, и это вызывает некий дискомфорт, лишнее напряжение и скованность.
Речь идет об умении ездить ровно, держать курс автомобиля не просто в пределах своей полосы, а именно держать ровную траекторию, когда машина не «гуляет» по дороге.
Водитель может перемещать автомобиль в пределах полосы — ехать либо посередине, либо у края, рядом с линией разметки, это не важно.
Но в целом он ведет автомобиль ровно в своей полосе, не «виляя» от левого края к правому и наоборот.
Объезд всевозможных неровностей на дороге или маневрирование между дорожными ямами — не в счет. Также не берем в счет люфты в рулевых тягах, из-за которых колеса автомобиля «живут своей жизнью», т.е. считаем, что автомобиль технически исправен.
Как научиться ездить ровно, чтобы машина не «гуляла» по дороге?
Автомобиль следует за взглядом, т.е. куда вы смотрите, туда машина и едет. Наверняка замечали такую особенность, что когда взгляд отводится в сторону, например, на какое-либо здание, тротуар, проезжающую мимо другую машину, рекламу и пр., то автомобиль незначительно уходит с курса, т.е. уклоняется именно в сторону, куда обращен взгляд.
Когда машина едет «не туда», попытка вернуть рулевым колесом машину на прежний курс иногда приводит к тому, что траектория движения начинает уклоняться теперь уже в другую сторону. Т.е.
опять требуется «подправить» направление движения. Немного перекрутили руль, и все по-новому – автомобиль продолжает вилять по дороге.
Такое случается, когда водитель напряжен, как бы скован телесно, и имеется привычка смотреть на дорогу близко перед машиной.
Сам эффект «гуляния» фиксируется в сознании, и это только усиливает этот эффект. Дальнейшее стремление избежать виляния непременно к таковому и приводит.
Чтобы избавиться от «гуляния» машины на дороге, сначала нужно снять у себя внутреннее напряжение, т.е. расслабиться. Хорошо помогает глубокий вдох и постепенный медленный выдох. Можно это проделать несколько раз. Далее, необходимо просто перестать обращать внимание на то, что машина виляет, т.е. перестать фиксировать свое внимание на этом.
Нужно научиться смотреть на дорогу дальше, взгляд должен скользить впереди машины на каком-то расстоянии (дальше – ближе – дальше – снова ближе и т.д.), как бы «ощупывая» дорогу, примерно посередине вашей полосы. Чем выше скорость, тем дальше должен быть взгляд. Не следует «привязывать» свой взгляд к линии разметки, к краю дороги, автомобиль невольно будет к ним «притягиваться».
По этой же причине не следует задерживать взгляд на встречном автомобиле. Увидели его, оценили ситуацию, дальше образ встречного автомобиля перемещается в область бокового зрения, сами продолжаете смотреть вперед на полотно дороги, постоянно переключая взгляд ближе-дальше, корректируя движение рулевым колесом.
Руль нужно держать свободно, без напряжения в кистях рук.
Когда автомобиль, все-таки, уклоняется от прямолинейного движения, что естественно, ведь, дороги у нас не идеальные, например, начал смещаться вправо, нужно легким движением немного качнуть руль в другую сторону, т.е. влево, но не задерживать его в той точке. Т.е. чуть повернули (плавно качнули) руль влево и сразу же возвращаете его на место в положение «прямо».
Нужно стараться работать рулем чуть-чуть на опережение. Таким же образом действуете, если автомобиль начал смещаться и в другую сторону. В процессе тренировки этот навык закрепляется довольно быстро и внимание на нем, в дальнейшем, не фиксируется.
Важно держать рулевое колесо двумя руками и рулить плавно. Быстро, но плавно. Никаких резких движений. Если даже незначительно дернуть руль на скользкой дороге, то «улететь» с нее можно и на прямом участке. Или же внезапно оказаться на соседней полосе, что гораздо хуже, тем более, если эта полоса — встречная.
Такое (непослушный уход с траектории движения) может произойти, когда колеса автомобиля на скорости теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Т.е. если передние колеса заскользили, то, сколько ни крути руль, а машина его не слушается. Чтобы стало более понятно, как такое происходит, нужно обратиться к физике движения автомобиля.
Корректируя рулем движение автомобиля, нужно помнить, что любой, даже незначительный поворот руля сопровождается перераспределением веса машины, который по законам физики отражается на сцеплении колес с дорожным покрытием. Например, поворот руля вправо нагружает переднее левое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с остальных колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила сцепления с дорогой.
Также и в другую сторону. Поворот руля влево нагружает переднее правое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с других колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила их сцепления с дорогой.
Резкое увеличение «газа» разгружает переднюю ось (вес перемещается назад), в этот момент сцепление передних колес с дорогой несколько ослабевает. Сброс «газа» или торможение нагружают переднюю ось автомобиля (вес перемещается вперед), соответственно, сцепление передних колес с дорогой усиливается.
Возникает вопрос: а причем здесь «как научиться ездить ровно», почему «машина гуляет» и законы физики по действию сил, какая связь? Связь не между этими понятиями, а в последствиях, поскольку перераспределение веса автомобиля влияет на сцепление его колес с дорогой, как изложено выше по тексту, а уже от этой величины напрямую зависит управляемость автомобиля, в том числе и в процессе корректировки траектории движения.
А сама взаимосвязь, а также действия по выходу из критических ситуаций, в результате потери управления, это уже другая тема.