Как сократить преступность в вашем районе: по шагам

Профессор истории Католического университета Америки Джерри Мюллер уверен в том, что высокие показатели не отражают реальную эффективность команды.

В своей новой книге «Тирания показателей: Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти» («Альпина Паблишер») автор на примерах показывает, как люди тратят множество ресурсов для достижения высокого KPI, и это не приносит практической пользы. «Сноб» публикует главу, посвященную охране правопорядка

Как сократить преступность в вашем районе: по шагам

Thierry Chabot/Unsplash

Как и здравоохранение, сфера охраны правопорядка преобразилась в последние десятилетия в результате использования количественных показателей. Здесь ставки тоже высоки: судьба городов в немалой мере определяется тем, как жители воспринимают их безопасность, а переизбрание мэров часто зависит от их способности контролировать преступность или снижать ее уровень.

Когда публика и политики задумываются об общественной безопасности, их взоры обращаются к полиции, которую считают ответственной за уровень преступности. Впрочем, как и в случае здоровья и системы здравоохранения или образования и школьной системы, общественная безопасность лишь отчасти зависит от эффективности полиции.

Она в определенной мере зависит от других составляющих судебной системы: прокуроров, судов, пенитенциарной системы и системы досрочного освобождения. В немалой степени она определяется склонностью местного населения к преступной деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена более широким кругом экономических, этнических и культурных факторов.

А еще общественная безопасность зависит от легкости совершения преступлений. Спад преступности в последние десятилетия стал результатом действий собственников имущества.

Возможности угона автомобилей, краж со взломом и других преступлений радикально сократились вследствие мер защиты, принятых миллионами частных лиц, которые приобрели системы противоугонной сигнализации и охраны жилья. Кроме того, в американских охранных агентствах работает около миллиона человек. 

Количество преступлений с применением насилия с начала 1990-х гг. в США снизилось. Заслуженно или нет, но в значительной мере это снижение объясняют изменениями в работе полиции. А главным изменением в ее работе является расширение использования количественных показателей, прежде всего в форме программы Compstat.

Это пример, когда количественные показатели для внутреннего пользования оказались действительно полезными. Однако и здесь публичное раскрытие показателей для подкрепления репутации политиков и полицейского руководства создало стимулы для игры и подгонки данных, а также для контрпродуктивного отвлечения сил и средств.

Compstat (компьютерная статистика) — это система анализа и учета преступлений. Ее разработали в полицейском управлении Нью-Йорка в 1994 г., когда управление возглавлял Уильям Брэттон. Она использует геоинформационную систему для отслеживания мест совершения преступлений.

Compstat собирает, анализирует и фиксирует данные о преступлениях на картах, чтобы создавать полные картины преступлений, а также дает информацию для еженедельных заседаний, где полицейские руководители отчитываются о результатах работы своих отделений.

Данные используют для выявления мест концентрации преступности и соответствующего распределения сил полиции. За прошедшие с момента появления этой системы десятилетия она вышла за пределы Нью-Йорка, ее аналоги действуют во многих крупных городах Америки.

Система Compstat способствовала снижению не только количества зарегистрированных преступлений, но и самой преступности.

И все же в одном городе за другим возникают вопросы по точности и достоверности статистических данных о преступности. Compstat как справочно-информационная система действительно полезна.

Но, когда мэры оказывают давление на полицейское руководство и требуют продемонстрировать снижение преступности (и это давление спускается на уровень начальников полицейских участков, продвижение которых по службе зависит от устойчивого снижения преступности), рядовые сотрудники полиции начинают считать, что их ждет взыскание за рост количества зарегистрированных преступлений, что создает стимул для манипулирования цифрами. 

Как сократить преступность в вашем районе: по шагам

Обложка книги
Издательство: Альпина Паблишер

Подобные проблемы возникали до появления Compstat и существовали независимо от нее. В 1976 г. социопсихолог Дональд Кэмпбелл (создатель закона Кэмпбелла, см.

главу 1) заметил, что главным результатом провозглашенного президентом Ричардом Никсоном наступления на преступность «стало искажение показателей уровня преступности путем занижения количества зарегистрированных преступлений и переквалификации преступлений в разряд менее тяжких». Эта картина не меняется.

Самый известный показатель — индекс из сводного отчета о преступности, публикуемого ФБР.

Отчет опирается на материалы, присланные из всех городов, и обобщает данные о четырех основных преступлениях с применением насилия (убийства, изнасилования, физическое насилие с отягчающими обстоятельствами и грабежи) и о четырех тяжких преступлений против собственности (ограбления со взломом, кражи, угон транспортных средств и поджоги). Менее тяжкие преступления не включаются в индекс, который широко разрекламирован и считается аналогом карты отчетности. Когда уровень преступности снижается, выборные должностные лица поздравляют себя с успехом, а когда повышается, на политиков обрушиваются с критикой их соперники. Политики, со своей стороны, давят на полицейское начальство, требуя снизить уровень преступности, а полицейское начальство давит на подчиненных.

Все это создает огромный соблазн продемонстрировать прогресс с помощью манипулирования цифрами. Как объяснил один чикагский детектив, «ведь это так легко, так просто».

Во-первых, сотрудник полиции, отвечающий на звонок потерпевшего, может умышленно неправильно классифицировать преступление и зарегистрировать его как менее тяжкое.

Проникновение в жилище со взломом превращается в «незаконное проникновение в чужое жилище», взлом гаража становится «причинением ущерба имуществу», а кража превращается в «утрату имущества».

В каждом из этих случаев серьезное преступление становится мелким, не попадающим в сводный отчет ФБР о преступности.

Соблазн преуменьшить тяжесть преступлений достаточно велик для того, чтобы полицейское управление Нью-Йорка выделяло значительные ресурсы на проверку полученных отчетов и на наказание сотрудников, уличенных в искажении данных.

Но не каждое городское управление полиции обладает ресурсами (и желанием) для создания подразделений, занимающихся проверкой отчетности.

Эта проблема не ограничивается США. В Лондоне (Англия) управление мэра по вопросам охраны правопорядка и преступности поставило задачу снизить преступность на 20%. Этот целевой показатель пошел вниз по инстанциям — от начальника полиции к констеблям, несущим службу на улицах. Их продвижение по службе зависело от достижения цели. В 2013 г.

информатор из лондонской полиции сообщил парламентской комиссии о том, что манипулирование статистическими данными стало «укоренившейся частью полицейской культуры»: серьезные преступления вроде грабежей классифицировали как воровство, а об изнасилованиях старались не сообщать, чтобы достичь целевых показателей.

Как сказал отставной старший суперинтендант уголовной полиции, «когда целевые» показатели спускают из мэрии, например из управления мэра по вопросам охраны правопорядка и преступности, там хотят сократить число жертв на 20%. Старшие офицеры воспринимают это как указание регистрировать на 20% меньше преступлений».

О занижении количества зарегистрированных преступлений и преуменьшении тяжести преступлений «знают на всех уровнях каждого полицейского участка в Англии и Уэльсе», добавил он.

Эксперты называли разные приемы улучшения показателей результативности: от отказа верить сообщениям о преступлениях и регистрации нескольких инцидентов в одном районе как один до занижения тяжести совершенных преступлений. 

Есть и другой, еще более сильный соблазн. Он связан с дополнительным ключевым показателем успешности работы полиции — статистикой арестов.

Эд Бернс, бывший детектив балтиморской полиции, служивший в отделах по борьбе с наркотиками и убийств (он более известен как один из создателей телесериала «Прослушка»), описал процесс «приукрашивания статистики», с помощью которого полицейские начальники могут добиваться внешне впечатляющих результатов.

Как детектив отдела по борьбе с наркотиками, Бернс педантично выстраивал дело против наркобаронов. Но руководству это было не нужно, поскольку отнимало много ресурсов и могло занять годы. Оно хотело видеть рост числа задержаний, улучшение показателей.

Ежедневное задержание пяти подростков, продававших наркотики на улице, улучшало статистику сильнее, чем арест крупного наркодилера после многолетнего расследования. С точки зрения полицейского начальства (и политиков, перед которыми оно отчитывалось), все аресты были равноценными.

Действия, приносившие наилучшие показатели результативности, почти не снижали оборот наркотиков. Когда все меры имеют равный вес, возникает соблазн пойти по самому легкому пути. В Великобритании процесс направления ресурсов полиции на легко раскрываемые преступления для улучшения показателей раскрываемости называют «перекос».

Итак, в охране правопорядка количественные показатели полезны. Но попытка использовать их в качестве основы для вознаграждения и наказания приводит к менее надежным результатам и может быть даже контрпродуктивной.

Быть бдительнее. Как снизить уровень преступности в регионе

Как сократить преступность в вашем районе: по шагам АиФ-СамараАиФ-Самара

Ирина Опарина, АиФ-Самара: В чём видите роль общественного совета при региональном ГУ МВД России?

Александр Шахов: Наша миссия — обеспечить взаимодействие ГУ МВД России по области с населением, дать объективную оценку работе полиции.

До настоящего времени остаются до конца не решёнными вопросы работы участковых уполномоченных полиции, профилактики преступлений, обеспечения безопасности дорожного движения, борьбы с наркоманией, коррупции. Не секрет, что при реформировании министерства и, в частности, ГУ МВД по нашей области, пришлось сокращать штат.

В основном за счёт служб ПСС, ГИБДД и участковых уполномоченных. Словом, всех тех, кто вплотную работает с населением. В последний год эти потери были значительно компенсированы за счёт привлечения народных дружинников.

— Насколько эффективными оказались такие меры?

— Стало меньше грабежей, краж автомобилей, пьяных на улицах города. Да и совместное патрулирование — не что иное как взаимный контроль. Дружинники видят и могут оценивать работу полиции, так как по закону общественность оказывает помощь сотрудникам полиции. И работают они только совместно. Все чувствуют себя причастными.

Пьяному на улице не место

— Недавно жители Самары написали петицию о том, что на базе МВД необходимо создавать спецподразделения, которые целенаправленно будут выявлять факты распития спиртных напитков и курения в общественных местах. Как считаете, это правильно?

— Считаю, что бороться с пьянством на улицах необходимо. Однако создавать дополнительные службы в структурах МВД для этих задач нецелесообразно. Эти обязанности должны выполнять уже существующие службы охраны общественного порядка.

И здесь существует проблема документирования лиц, находящихся на улицах нашей области, в частности, в состоянии алкогольного опьянения. Общественники и рады помочь полицейским, но не могут. Они одни без полицейских не обладают правом составления административных протоколов.

Такими правами обладают только сотрудники полиции, а их на всех не хватит. Кроме того, при задержании потребуется и медицинское освидетельствование.

Летом на праздниках по городу гуляет немало людей в неадекватном состоянии, но чтобы их всех призвать к ответственности, необходимо это состояние задокументировать. У полиции нет возможности следить за всеми.

— Тогда как же бороться с правонарушениями?

— Обстановка на улицах зависит не только от полиции! Необходимо добиваться системности, начиная воспитанием молодёжи и всего населения, и заканчивая ответственностью семьи и общества. В МВД в своё время ликвидировали медицинские вытрезвители, а недавно решили передать их в систему здравоохранения.

Но должна быть совместная работа ведомств! Ни одна поликлиника, даже если ей выделят специальный кабинет, не возьмет на себя риск бороться с расхлёстанными пьяницами. Разве справятся хрупкие девушки с такой непредсказуемой публикой в одиночку? Там обязательно должен находиться сотрудник полиции.

В последние годы, несмотря на проведение реформ, наряду с положительными результатами работы полиции в целом, на мой взгляд, продолжает оставаться ряд вопросов в повседневной деятельности полиции по отдельным направлениям. Это и профилактика преступлений, и документирование в полном объёме всех правонарушений. Кроме того, после ликвидации вытрезвителей остаётся брешь в борьбе с пьянством.

Ситуация изменится к лучшему лишь тогда, когда мы наладим взаимоотношение всех заинтересованных ведомств.

Насколько важно проводить работу с пьяными

— На улицах, в том числе с бомжами. Сейчас зима, и они порой погибают прямо на улицах…

— В советское время были приёмники-распределители, куда всех бомжей можно было по решению суда отправлять на 30 суток. Там их отогревали, кормили, поили, отмывали, «документировали». В приёмниках обязательно находился фельдшер, который осматривал таких пациентов.

Доставлять людей, находящихся в нетрезвом состоянии, в дежурную часть нельзя. Если, не дай бог, он умрёт в машине или в дежурной части, отвечать будут сотрудники полиции. Конечно, вытрезвители необходимы, ведь выпивать русские меньше не стали.

На мой взгляд, пьянство — это не преступление, а физическое состояние человека. В первую очередь, такой человек — клиент наркологов. Полиция должна обеспечивать общественный порядок.

Читайте также:  Как проверить компас на исправность. как откалибровать компас на android

И поскольку пьяный может быть как объектом, так и субъектом преступления, то с улицы его нужно «изымать».

— Когда «герой» приходит домой, нередко страдают близкие. И таких случаев гораздо больше, чем демонстрирует статистика. Большинство жён и матерей терпят, не подают заявления в полицию на домашних агрессоров…

— На то, что сегодня происходит в быту влияет немало факторов. Это и бездуховность, и нежелание людей работать, и отсутствие законодательного, а также должного общественного контроля. Ведь как было в советское время? Тех, кто не хотел работать, привлекали по статье «тунеядство» к уголовной ответственности.

Для алкоголиков действовали лечебные профилактории. Огромную роль играли товарищеские суды. Большая часть карательных мер исходила не от милиции, а от трудовых коллективов, общественности. Да такие, что второй раз выпить уж точно не захочется.

Стоило жене хоть раз пожаловаться на мужа в профком, и всё рассыпалось как карточный домик: очередь на квартиру, продвижение по работе, премия. А ведь у нас сейчас никакого общественного воздействия нет! Вот и получается, что вся надежда только на совесть.

Но откуда ей взяться, если окружающие к совести не взывают? Вернулся, например, человек из мест лишения свободы, а тут его никто не ждёт. На работу не берут, жить негде. Угадайте, чем он займётся? На мой взгляд, нам нужно вернуться к вопросу о квотировании рабочих мест, чтобы судимые могли трудоустраиваться.

А сейчас получается, что даже те люди, которых уволили с завода, не могут найти себе работу, несмотря на трудоспособный возраст и квалификацию.

— На дворе экономический кризис. Людям сокращают зарплаты, а многих и вовсе увольняют с работы. Особенно тяжело приходится моногороду Тольятти. Не повторятся ли «бандитские войны» 90-х гг?

— Не думаю. Предпосылками возникновения криминальной войны в Автограде стали не только экономические проблемы, но и организационные вопросы автозавода по реализации транспорта. Ликвидировали «АвтоВАЗспецобслуживание» и появились сотни фирм, которые продавали машины. Тогда за автомобилями в Тольятти приезжали со всей страны. Отсюда и рэкет, и грабежи. Сегодня ситуация изменилась.

Конечно, с сокращениями на Волжском автогиганте, с закрытием предприятий, таких как «АвтоВАЗагрегат», Волжский машиностроительный завод и др. обстановка в городе накаляется. Ведь много людей осталось без средств к существованию. Как они будут выживать? Перестанут платить налоги, начнут совершать преступления, бродяжничать?

— К нам часто обращаются читатели, которые попались на удочку различных мошенников. Как этого избежать? Может, полиции стоит начать устраивать специальные рейды по выявлению таких «деятелей»?

— Такие мероприятия проводятся, но этого недостаточно! Жителям стоит быть бдительнее. Нельзя верить всем тем, кто обещает «золотые горы».

Дошло до того, что снова понесли деньги Мавроди, а ведь и полиция неустанно предупреждает, и журналисты постоянно об этом пишут! Наши люди продолжают «вестись» на уговоры мошенников в то время как нужно просто позвонить в полицию.

И как результат — бабушка остаётся без последней пенсии. Какой полицейский её от этого убережёт? Прежде чем отнести деньги не понятно куда, посоветуйтесь с профессионалами! Хуже уж точно не будет.

— А у нас ещё многие полиции не доверяют. Нередко люди жалуются на то, что правоохранители работают формально. Необходимо поднимать престиж профессии. Но как?

— Доверие людей, как и престиж зарабатываются годами, сиюминутно к этому не прийти. Полицейским нужно служить так, чтобы люди чувствовали внимание и поддержку.

Если человек принёс заявление, необходимо дать на него грамотный и квалифицированный ответ, а не какую-то быструю отписку. Полицейский обязан оказывать помощь — в этом и заключается суть профессии.

И вот когда это понимание придёт, то престиж обязательно вернётся.

— В этом году всю страну потрясло жестокое убийство Андрея ГОШТА, заместителя начальника областного штаба ГУ МВД России и членов его семьи. Как эта ситуация отразилась на рейтингах регионального МВД?

— Преступление дерзкое, вопиющее. Но оно, на мой взгляд, существенно не отразилось на имидже полиции, тем более, что оно было раскрыто в течение нескольких дней. Такие истории в принципе характерны для регионов с диверсифицированной экономикой. В 90-е гг.

больше всего тяжких преступлений совершали именно в тех городах, где сосредоточены крупные предприятия и высок средний прожиточный уровень населения. Крупные финансовые потоки привлекают криминалитет. Что касается убийства Андрея Гошта и его семьи, то, я убеждён, что преступление, совершённое с такой жестокостью, не могли сделать «вслепую».

Причина заключается, возможно, в другом. Окончательное решение будет принимать суд, где, кстати, могут всплыть другие факты, нежели были в уголовном деле.

Как предотвратить рецидивы преступлений

Как сократить преступность в вашем районе: по шагам

Алексей Кошелев / ТАСС

Убийство девятилетней Елизаветы Киселевой по дороге в школу в Саратове потрясло Россию. Вслед за горожанами, желающими самосуда, политики заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Заявления такого рода от политиков сложно расценивать иначе как популизм. Гораздо полезнее обсудить политические и организационные решения, которые могли бы предотвратить такие случаи.

Криминология пока не может предоставить бесспорных доказательств эффективности смертной казни как меры предотвращения тяжких насильственных преступлений. Тяжкие преступления – это в основном спонтанные события. Преступник не ведет себя в таких случаях рационально, а значит, он не успевает подумать о последствиях.

Помимо прочего смертная казнь – это дорогостоящий способ наказания. Сюда включается множество дополнительных издержек – в частности, затраты на оспаривание решения суда и иные процессуальные гарантии. Не стоит забывать, что даже при наличии возможности пересмотра дела мы не можем полностью исключить судебную ошибку.

Что касается рецидивной преступности (обвиняемый в убийстве девочки был судим), обзор исследований говорит, что строгие санкции не снижают риск повторных преступлений, который может даже увеличиваться при более строгих наказаниях, например тюремном сроке, в сравнении с менее строгими, например пробацией. Также уровень рецидивизма не снижается при увеличении сроков наказания.

Саратовские власти уже объявили о проверке безопасности школ и подходов к ним. Для этого предлагается создать специальные комиссии из представителей полиции и администрации школ. Почему этого не было сделано в рамках уже имеющегося взаимодействия полиции и работников образования в ходе работы тех же комиссий по делам несовершеннолетних и регулярных совместных рейдов?

Меры административного надзора за обвиняемым в убийстве девочки в данном случае также не имели особого успеха. Он имел непогашенную судимость, а это означает, что представители двух федеральных ведомств – ФСИН и МВД – должны были взаимодействовать с ним на регулярной основе.

Для контроля за освободившимися условно-досрочно (УДО) среди участковых уполномоченных полиции на уровне районного отдела полиции обычно выделяется специализированная позиция.

Работа состоит в том, чтобы заблаговременно связаться с представителями ФСИН по всем случаям УДО, помочь собрать материал о месте проживания бывшего осужденного и перспективах трудоустройства.

Представитель МВД, так же как представитель инспекции ФСИН, практически не занят повседневным контролем, а выполняет большой объем именно бумажной работы – оформляет дела, ведет переписку – и в лучшем случае встречается с бывшим осужденным раз в год.

Деятельный контроль за бывшими заключенными осуществляют обычные участковые «на земле». Они должны мониторить условия жизни тех, кто вышел по УДО, так же как и других поставленных на учет граждан, в ходе обходов по месту жительства.

В этом и есть смысл профилактической работы участкового – держать контакт с подучетными, вовремя выявлять проблемы. На практике же в подавляющем большинстве случаев это формальность: люди приходят в опорный пункт полиции отмечаться или просто звонят по телефону.

Сам участковый редко посещает место жительства контролируемого лица. Дело в том, что участковый завален другой работой, связанной с раскрытием преступлений или оформлением многочисленных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел либо какой-то иной бумажной отчетностью.

На действенные профилактические обходы подучетных времени у него не остается.

А в отношении некоторых групп людей участковый не сможет осуществить полноценный мониторинг, даже если будет посещать их исправно.

Так, люди, которые официально признаны медицинской системой психически нездоровыми и социально опасными, должны посещаться участковым не менее двух раз в год.

Специальной психологической или медицинской подготовки участковые не получают, и потому если и осуществляют проверки, то формально.

Комплексного подхода к реабилитации лиц, вышедших из мест лишения свободы, не имеют и социальные службы. После освобождения многие бывшие осужденные сталкиваются с проблемами отсутствия жилья и каких-либо сбережений.

Не существует системного учета потребностей освобождающихся граждан в социальной поддержке. В России отсутствует единая служба пробации, которая бы оказывала социальную поддержку осужденным.

Региональные ГУФСИН и УФСИН сотрудничают с центрами занятости, социальной адаптации и другими органами социальной поддержки, а также с НКО, но их ресурсов не хватает, чтобы помочь всем.

Для работы с бывшими осужденными есть две основные опции: пробация и реабилитационные программы. Реабилитация включает в себя лекции, групповую и индивидуальную психотерапию.

Пробация может включать в себя реабилитацию, но она также подразумевает наличие санкций – например, дополнительные штрафы, необходимость отмечаться, посещения инспектора.

Реабилитационные программы направлены на развитие чувства ответственности, навыков самоконтроля и прогнозирования последствий противоправного поведения, работу с наркотической и алкогольной зависимостью. В мировой практике существует множество техник такой работы: когнитивно-поведенческая терапия, моделирование, ролевые игры и т. д.

Обзор исследований показал, что реабилитационные программы ведут к уменьшению рецидивизма не меньше чем на 10%. В среднем такие программы сокращают уровень рецидивизма на 20%, что больше среднего эффекта от различных санкций, к которым относятся лишение свободы и УДО с сопровождением.

Такие программы дороги. Поэтому в первую очередь участвовать в них следует лицам с высокой вероятностью совершения нового преступления.

Помимо стабильно высокого и стабильно низкого существует динамический риск-фактор, который при определенных обстоятельствах может быть снижен.

К динамическим риск-факторам относятся наркотическая и алкогольная зависимость, так как людям, страдающим от этих заболеваний, можно помочь войти в ремиссию.

Предотвратили бы реабилитационные программы трагедию в Саратове? Даже развитым странам с системами пробации и широким выбором реабилитационных программ не удалось справиться с повторной преступностью. А спонтанная насильственная преступность, как убийство девочки, – это сложно прогнозируемое и неконтролируемое явление.

Применяемые сейчас меры профилактики рецидивной преступности в России работают слабо, а репрессивный подход – ужесточение наказания – не влияет на нее вовсе. Необходимо переосмыслять подход к профилактике.

Отрадно, что саратовские власти стремятся решить проблему через уменьшение рисков, связанных с городской средой. Нужно не забыть и про более сложные и комплексные решения по работе с бывшими заключенными.

Авторы — младший научный сотрудник и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

Как сократить преступность в вашем районе: по шагам

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма.

За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г.

Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Читайте также:  Первая помощь при утоплении в пресной воде. Первая помощь при утоплении и навыки самоспасения

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера», – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов.

В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики», – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ.

Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения».

Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое».

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся.

Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних.

И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания.

Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ.

Все остальное не проверяют, это не целевые показатели».

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

«В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями», – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д.

А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками.

Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий.

Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще».

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского.

Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления.

Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей.

Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу.

Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны».

Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы», – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов.

И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних.

«Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами», – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы.

Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми.

Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен».

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением.

Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет.

Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин)придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности.

«Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов.

Читайте также:  Как достать клеща с тела человека. Извлечение клеща в домашних условиях

Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин. 

  • По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками. 
  • Документы по теме:  
  • Новости по теме: 
  • Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского.

Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы.

Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Предупредить — значит предотвратить. Как бороться с преступностью?

Недавно обнаружила интересную статистику. Уровень преступности в России по итогам 2010 года снизился на 12%, а в четверти регионов — более чем на 15%.

Такие данные озвучил замминистра внутренних дел России генерал-полковник милиции Михаил Суходольский, сообщает МВД. Однако уличная преступность, согласно данным статистики, выросла на 10,1%.

Суходольский объяснил это тем, что в 2010 году к этой категории преступлений добавлены еще 13 статей Уголовного кодекса.

Одновременно в 2010 году увеличилось число рецидивистов. Об этом сообщил глава МВД РФ Рашид Нургалиев на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений. «В минувшем году наблюдался рост числа ранее совершавших преступления, в отдельных регионах увеличение доходило почти до 40%», — сказал Нургалиев.

Задумаемся, о чем говорят эти данные? А о том, что люди, совершившие преступления, продолжают их совершать. Получается, вопреки своему назначению уголовное наказание не предупреждает преступления. При этом уличная преступность растет, а именно из мелких уличных преступников могут в будущем появиться те, кого называют рецидивистами.

Как отмечал Чезаре Беккария в книге «О преступлениях и наказаниях»: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни».

Как может государство повлиять на преступление до его совершения? Какие меры мы можем предложить?

  • Поделюсь сначала своими идеями, а потом расскажу о том, что делают в других странах.
  • Взгляд блогера
  • Я бы выделила следующие меры предупреждения преступности:
  • — повышение уровня образования и его доступности;

— обязательная бесплатная диспансеризацая граждан. Сейчас эта процедура добровольная и формальная. Необходимо, чтобы люди научились следить за своим здоровьем, прививали здоровый образ жизни своим детям. Тогда можно будет уменьшить уровень наркомании и алкоголизма;

  1. — упрощение процедур, которые могут быть нарушены субъектами экономического оборота;
  2. — развитие бесплатной психологической помощи гражданам. Должна быть распространена информация о ее доступности;
  3. — совершенствование программ по доступному жилью (улучшение условий жизни снижает уровень преступности на корыстной почве);

— введение тестов на детектор лжи для лиц, занимающих руководящие должности, юристов. Я понимаю, что данная мера вызовет неодобрение, так как она не совсем соотносится с принципом свободы личности, однако на сегодняшний момент в ряде российских вузов тестируют студентов-юристов. Данная мера создана для того, чтобы не готовить юристов для прикрытия преступности;

  • Меры, которые я бы предложила для пресечения рецидивных преступлений, следующие:
  • — контроль за лицами, которые только что вышли на свободу (введение специальной службы, которая отслеживает судьбу освободившегося человека в течение первых двух лет);
  • — предоставление льгот на получение образования;
  • — улучшение качества тюрем, введение в исправительных учреждениях специальных кружков для повышения культурного и нравственного состояния отбывающих наказания.
  • — помощь в устройстве на работу и получении жилья, ведь многие преступники мечтают вернуться обратно в тюрьму – за едой, спальным местом и работой.
  • Интересно узнать, что думают по этому поводу читатели?
  • Взгляд за границу

Напоследок хочу поделиться несколькими оригинальными способами предупреждения преступности за рубежом. Они показывают, что в этом деле, как и во всех остальных, важно быть творческим.

Англия

Довольно необычный способ побороть подростковую преступность предложили английские магазины. В мае 2005 года торговый центр Bluewater в графстве Кент отказался обслуживать покупателей в капюшонах. Универмаг рассчитывал оградить торговый зал от появления уличных хулиганов, излюбленной одеждой которых являются куртки и толстовки с капюшонами.

Обычно нарушители порядка натягивают капюшоны на голову, чтобы их сложнее было опознать на записях из камер наблюдения (кстати, эти камеры, расположенные в Британии на каждом шагу — еще один бескровный способ остановить преступность). Что интересно, способ сработал.

Представители универмага утверждают, что с момента введения запрета случаи хулиганских нападений на магазин значительно сократились. При этом в первый же месяц после нововведения количество покупателей в торговом центре Bluewater увеличилось на 23 процента.

Журналисты быстро узнали об этом начинании — и вскоре сам Тони Блэр поздравлял администрацию торгового центра и поддерживал всеобщее введение запрета на капюшоны в магазинах Великобритании.

Не менее оригинально выступили против школьников-правонарушителей власти английского острова Уайт. Все подростки, уличенные в каких-либо хулиганствах, обязаны ездить в школу на специальном автобусе, выкрашенном ярко-розовой краской. Школьники прозвали унизительный автобус «розовой угрозой» и правда, согласно статистике, стали гораздо реже нарушать дисциплину.

5 лет назад лондонская полиция выложила в Интернете компьютерную игру-подделку. Главным героем игры является типичный подросток-правонарушитель в бейсболке и капюшоне.

Он бежит по улице, натыкается на группу молодых людей и начинает с ними потасовку на ножах. Однако после того, как один из его противников оказывается убит, компьютерная графика сменяется документальной съемкой с места событий.

Подростка-убийцу полицейские назидательно ловят и увозят в участок.

Германия

В Германии школьников в обязательном порядке водят на встречу с полицейскими, которые рассказывают обо всех возможных санкциях за то, или иное преступление. В некоторых странах детей водят в тюрьмы на экскурсии, дабы показать, что их ждет при совершении преступления.

Япония

В Японии в 2002 году был изобретен очень красивый способ борьбы с квартирными кражами. За год жителей одного района в Токио грабили 1,7 тыс. раз. Это заставило полицию и префектуру задуматься о внедрении новых технологий по поимке преступников.

Пока стражи порядка обсуждали методику преследования вора, гражданские чиновники исследовали опыт соседей. Просмотр статистики по разным районам Токио позволил отметить интересную закономерность. Там, где на улицах было больше цветов, совершалось меньше преступлений.

Тогда префект решил применить это своеобразное правило для своего района. Он набрал группы добровольцев, накупил семян, подключил к делу несколько профсоюзов. С помощью нехитрых садовых инструментов жители города получали удовольствие от работы и следили за благоустройством района. Результат превзошел ожидания.

За последние годы преступность в округе упала более чем на 50%, а количество квартирных краж – более чем на 80%!

Профилактика уличной преступности

Уличные преступления занимают одно из значимых мест в общей массе преступлений.

На улицах больших мегаполисов и в других общественных местах совершается каждое десятое преступление, кроме того наблюдаются тревожные процессы в ее количественной и качественной динамике. И это не может не насторожить сотрудников полиции.

Все же необходимо систематизировать и объяснить, какие преступления можно отнести к уличной преступности и как их совершение можно предупредить самими жителями города.

  • На улицах Севера столицы в общей сложности совершаются преступления, предусмотренные более чем 50-ти статьям УК РФ, но по удельному весу преобладают лишь несколько видов преступлений. К наиболее типичным следует отнести:
  • 1) преступления против жизни и здоровья (убийства, причинение вреда здоровью);
  • 2) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (изнасилование);
  • 3) преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество);
  • 4) преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, вандализм, незаконное ношение оружия);
  • 5) преступления против здоровья населения (незаконный оборот наркотиков).
  • Можно выделить следующие особенности и основные отличия уличной преступности:
  • 1) фактор внезапности уличных преступлений, жертва чаще всего не ожидает нападения и не готова дать соответствующий отпор преступнику;
  • 2) преступник и жертва на улице на момент совершения преступления незнакомы либо перед этим познакомились на улице, поэтому потерпевшие или свидетели в основном не могут восстановить в памяти и передать словами индивидуальные признаки внешности преступников и события, произошедшие накануне;
  • 3) анонимность преступного поведения на улице подкрепляет у виновного расчет на безнаказанность;

4) неограниченность свободы перемещений злоумышленником по улицам в любое время суток, позволяет преступнику после совершения преступления беспрепятственно скрыться в толпе прохожих, зданиях, парках, скверах и т.д.;

  1. 5) многовариантность выбора на улицах из числа прохожих потенциальных жертв.
  2. Проблема личной и имущественной безопасности граждан – весьма актуальная и должна решаться в первую очередь самими гражданами. Чтобы не стать жертвой уличного преступления, в результате которого может быть причинен ущерб не только имуществу, но и вред жизни и здоровью, следует придерживаться следующих советов:
  3. 1) не стоит привлекать внимание посторонних лиц к Вашим украшениям, мобильному телефону и другому имуществу;
  4. 2) не перевозите большие суммы денег в общественном транспорте, особенно в час «пик»;
  5. 3) не пересчитывайте деньги на улице, не показывайте публично свое дорогостоящее имущество;
  6. 4) не носите сумку со стороны проезжей части;
  7. 5) старайтесь не разменивать деньги незнакомым людям;
  8. 6) возвращайтесь домой по освещенным и оживленным улицам;
  9. 8) если по пути следования вы заметили человека, внушающего вам опасение, лучше выбрать иной маршрут следования;
  10. 9) по возможности предупреждайте знакомых или родственников о своем маршруте, мобильный телефон позволит решить Вам многие проблемы;

10) осторожно относитесь к тем, кто проявляет к вам неоправданное внимание (спрашивает дорогу, предлагает помощь и т.п.), пытаясь при этом к вам приблизиться, не заводите с ними разговор, не позволяйте им подходить к вам слишком близко, брать за руку и т.п.

  • 11) в обычных условиях носите одежду, которая не сковывала бы ваших движений и обувь, в которой вы могли бы бежать, девушкам лучше не одевать обтягивающие юбки, открытую и вызывающую одежду;
  • 12) обращайте внимание на автомобили, которые проезжают мимо вас более одного раза;
  • 13)  если вы почувствуете, что Вас преследуют, не стесняйтесь повернуться и проверить подозрение, пусть преступник знает, что вы его заметили, зайдите в людное место (станцию метро, магазин, кафе) и попросите охранников или служащих вызвать полицию, но, лучше ходить по людным улицам, пока преступнику не надоест преследовать или же Вы не встретите на своем пути сотрудника полиции, в ином случае, обратитесь к прохожему мужчине с просьбой проводить;
  • 14) носите с собой средство индивидуальной самозащиты, находясь на улице поздно ночью, держите его в кармане или в руке в готовности к применению.

Но, в случае если столкновения с преступником избежать не удалось, необходимо трезво оценить свои возможности, чтобы найти оптимальный вариант решения экстремальной ситуации. При первой же возможности самостоятельно или через граждан сообщите о происшествии в полицию.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector