Как стать спортивным фотографом: по шагам

Автор статьи:Евгения Соколова

Спортивная фотография — не самое легкое направление в фотоискусстве. Нужны навыки, специальное оборудование и опыт.

Однако динамичные, яркие и живые снимки никого не оставят равнодушным.

Попробовать точно стоит! В этой статье мы обсудим, как выбрать объектив и фотоаппарат для спортивной съемки, поговорим об особенностях жанра, а также о процессе обработки кадров в программе для редактирования фото.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Снимать зрелищные спортивные мероприятия невероятно увлекательно

Спортивная съемка: особенности проведения и выбор техники

Фотографирование футбольных матчей, лыжных гонок и других спортивных событий существенно отличается от работы с обычными людьми, готовыми позировать и выполнять указания фотографа. Рассмотрим ниже нюансы спортивной съемки и моменты, на которые следует обратить внимание при выборе оборудования.

Объектив для съемки спортивных событий

Здесь наиболее важное значение играет фокусное расстояние. В большинстве случаев фотограф не имеет возможности производить съемку, находясь в удобном для него месте. К примеру, футбольный матч получится запечатлеть только с трибуны болельщиков — бегать за спортсменами в попытках найти удачный ракурс вам никто не даст. При подобном раскладе единственный приемлемый выход — телеобъектив.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Телеобъектив — отличный выбор, если нужно снимать издалека

Профессионалы считают, что оптимален объектив для спортивной съемки с фокусным расстоянием 200 мм (это минимум). Такой параметр позволяет не только довольно хорошо увеличивать картинку, но и акцентировать внимание на объекте, красиво отделив его от окружения и заднего плана.

Фотокамера для спортивной съемки

Выбор напрямую зависит от ваших финансовых возможностей, поскольку даже самые бюджетные модели вполне прилично справляются с фотографированием спортмероприятий. У Canon и Nikon есть прекрасные варианты по довольно низкой цене. Однако стоит учитывать, что камера для спортивной съемки с кроп-фактором даст больше шума, чем полнокадровая «тушка», если снимать на высоких значениях ИСО.

Также полнокадровые фотоаппараты гораздо лучше себя показывают при сложных погодных условиях и плохом освещении. Это особенно актуально, если спортивная фотосъемка происходит на улице.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Выбирайте камеру, ориентируясь на свой бюджет

Часто новички думают, что для коротких роликов необходима и видеокамера для съемки спортивных соревнований. Не спешите ее приобретать — большинство современных фотоаппаратов содержать в своем арсенале функцию видеосъемки. Для начала попробуйте воспользоваться ей.

Спортивная съемка: настройки фотоаппарата

Для начала лучше всего определиться с тем, как будет осуществляться фокусировка. Самый частый брак в спортивных кадрах — это нечеткая картинка.

Все логично — спортсмены двигаются очень быстро, поэтому техника или фотограф далеко не всегда успевают сфокусироваться. Как решить проблему? Важно грамотно настроить автофокус.

Практически во всех современных камерах присутствуют два режима фокусировки:

  • следящий — камера «наблюдает» за спортсменом, причем фокус перемещается одновременно с ним. Это очень удобно при фотографировании фигуристов, футболистов и т.д.
  • покадровый — фокус фиксируется при нажатии кнопки спуска затвора. Если объект успел «убежать», то необходимо заново запускать активацию автофокуса.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Следящий режим фокусировки поможет сделать интересные кадры

Далее необходимо сконцентрироваться на диафрагме, выдержке и светочувствительности. С выдержкой все просто — если спортсмен быстрый, то она должна быть максимально короткой. В противном случае вы не успеете зафиксировать нужный момент. Попробуйте снимать на режиме «приоритет выдержки» — так вы сэкономите себе время.

Значение ИСО зависит от условий освещенности. Если со светом плохо, то ISO следует повышать. Хорошие камеры дают превосходную картинку даже со светочувствительностью 800-1000. При хорошем освещении чаще всего достаточно поставить ИСО 100-200. Например, спортивная фотосъемка в студии с искусственным освещением не требует высоких значений рассматриваемого параметра.

Советы по фотосъемке спортивных событий

Некоторые нюансы фотографирования спорта лучше знать заранее, чтобы избежать брака. Например:

  • Продуманно выбирайте точку съемки.
  • Зачастую самый удачный вариант встать так, чтобы солнце располагалось позади вас. Также важно хорошо разбираться в виде спорта, который вы фотографируете. Только так можно предугадать, что произойдет и подловить интересные и красивые моменты, которые потом станут жемчужинами вашего портфолио. Как стать спортивным фотографом: по шагам Интересно смотрятся фото, сделанные с низкого угла (высоты колен)

  • Фотографируйте сериями.
  • Больше кадров — выше вероятно поймать момент и сделать идеальное фото. При обработке подобный навык тоже пойдет в плюс — можно будет «склеить» несколько снимков в один. Как стать спортивным фотографом: по шагам В сотне обычных фото можно найти жемчужину

  • Используйте штатив.
  • Незаменимый атрибут, когда важно сконцентрироваться на съемочном процессе. Настроить камеру так гораздо легче. Как стать спортивным фотографом: по шагам Не пренебрегайте аксессуарами, облегчающими жизнь фотографу

  • Не снимайте в автоматическом режиме.
  • Конечно, авторежим — самый просто путь, но количество брака вас точно не обрадует, поскольку фотографирование спорта требует весьма специфических настроек и быстрой реакции фотографа. Как стать спортивным фотографом: по шагам Ручные настройки помогут добиться резкости на снимках

  • Не забывайте следить за ИСО.
  • Если спортивные соревнования проходят на улице, то освещение с течением времени меняется. Важно не пропустить момент, когда нужно скорректировать светочувствительность.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Повышайте светочувствительность, если свет становится хуже

Как обработать фото со съемки спортивных мероприятий

Спортивная фотосъемка увлекательное и не самое легкое занятие. Однако тем интереснее попробовать свои силы! Главное, разобраться с настройками фотоаппарата, чтобы не делать смазанных кадров.

Обычно подобные фото не нуждаются сложной и трудоемкой ретуши. Достаточно просто убрать случайно попавшие в кадр детали, добавить резкости и выровнять цветовую палитру. Безусловно, уместно воспользоваться специальными эффектами и фильтрами. Например, перевести снимки в черно-белый или тонировать.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Редактируйте спортивные снимки в ФотоМАСТЕРе

Не только все перечисленные, но и многие другие опции есть в программе ФотоМАСТЕР. Скачайте фоторедактор с нашего сайта и и оцените его функционал прямо сейчас!

10 правил спортивной фотографии для новичков

Спортивная фотография — это увлечение или профессия для самых отъявленных болельщиков.

Запечатлеть движение, динамику и самые яркие моменты спортивного мероприятия, будь то футбольный или хоккейный матч, регби, бег или теннис, не так просто, как может показаться поначалу.

Если вы когда-нибудь обращали внимание на фотографов на футбольном стадионе — их оборудование может вызвать как зависть, так и удивление — огромные объективы, которые требуют собственный штатив, множество аксессуаров и непрерывное отслеживание каждого движения.

Но прежде чем выдвигаться в премьер-лигу фотографов, нужно научиться и лучший способ — это небольшие матчи и мероприятия, где можно поупражняться в съемках.

Мы подобрали 10 лучших советов и рекомендаций, которые смогут помочь любому фотографу сделать шаг к спортивным съемкам, и возможно, окажется, что кто-то заинтересуется ими настолько, что захочет сделать из этого карьеру. Ну что ж, на старт!

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Что вам понадобится?

Для того, чтобы снимать спортивные мероприятия, конечно понадобится камера. Зеркалка, это, конечно, хорошо, но современные беззеркальные камеры порой бывают шустрее в серийной съемке.

Это конечно, происходит от отсутствия необходимости постоянно поднимать зеркало. Поэтому значение fps у беззеркалок всегда выше. Главная необходимость, однако, это возможность выставлять вручную выдержку.

Поскольку вам нужно будет снимать быстро и получать четкие резкие снимки.

По прибытии на место соревнования, не забудьте поинтересоваться и тем, можно ли снимать. Лучше всего всегда запастись разрешением, ну а после — переходите к съемкам.

Объектив должен иметь фокусное расстояние как минимум 200мм

Фокусное расстояние вашего объектива — это принципиально важное значение. Поскольку вы не можете снимать, находясь непосредственно в центре событий, прямо на поле, вам понадобится телеобъектив.

Да-да, именно поэтому у профессиональных фотографов по периметру стадионов такие огромные объективы. В данном случае чем больше — тем лучше. Но оптимальная длина — это именно 200мм.

Вы сможете достаточно увеличить изображение, выделить объект съемок из окружения и конечно же, при необходимости снять что угодно — от портрета до групповой композиции.

Оптимальные варианты для камер Nikon — это Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR II DX или Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor.

Для камер Canon подойдет Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM или вариант дешевле — Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Забудьте об авторежиме

Более-менее профессиональным фотографам о таком напоминать не принято, но всегда стоит отметить, что в фотографии крайне редко на помощь приходит автоматический режим, да и неспроста нам предложена масса ручных настроек.

Чтобы понимать, как и что работает, первое, что нужно сделать — это ознакомиться с инструкцией к камере. Тогда вы сможете разобраться с каждым показателем в отдельности, и вовсе не станете пугаться понятий ISO, апертура (или диафрагма), баланс белого и т.д.

Поэтому забудьте об автоматических режимах, даже если они названы Sports или Action. Нам понадобится ручной режим.

Используйте короткую выдержку

Это обязательное правило, о котором забывать совершенно не стоит.

Вам предстоит снимать быстрые стремительные действия, поэтому совершенно логично, что нам понадобится короткая выдержка, чтобы получить четкость и избежать теней и размытых кадров. Минимум 1/500 сек.

будет достаточно, чтобы зафиксировать движущийся объект, если поставить выдержку дольше, как раз проявятся все сопутствующие риски.

Используйте режим приоритета диафрагмы

Для начала посмотрим на классические режимы съемки, которые предлагает нам среднестатистическая зеркалка или беззеркалка. Помимо автоматического и ручного, имеются и такие режимы как приоритет выдержки (Shutter Priority), и приоритет диафрагмы (Aperture Priority).

Апертура — это значение, обозначаемое как А или AV, измеряется оно в f/, или в шагах, а означает то, сколько света пропускается через диафрагму непосредственно на матрицу. Если выставить настройки в приоритет диафрагмы, камера самостоятельно выставит выдержку.

Это — идеальный режим для съемок в солнечный день, да и используется он многими профессионалами в спортивных съемках. Но что именно нужно сделать для того, чтобы правильно настроить диафрагму? Нам нужно выставить высокое значение, то есть цифра должна быть наоборот, ниже. К примеру, f/2.8 или f/4.

Так максимум света попадет на матрицу, а для правильной экспозиции камера самостоятельно выставит короткую выдержку.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Не забывайте про ISO

Понятно, что важна выдержка и апертура, а вот третье важное значение экспозиции — это ISO или светочувствительность. Когда мы снимаем в полуавтоматических режимах, будь то приоритет диафрагмы или выдержки, ISO нам приходится выставлять вручную.

Для этого мы учитываем место и погодные условия, и даже время. Например, в дневное солнечное время достаточно ISO 400, а вот если небо затянуто тучами, ISO нужно выставлять в пределах 800-1200.

Более подробно об этом значении можно узнать разумеется, из инструкции.

Если недоступен режим приоритета апертуры, выбирайте режим приоритета выдержки

Если вы снимаете не на зеркалку, а на камеру, которая позволяет оперировать лишь настройками выдержки, придется работать именно с этим режимом. Даже тревел-камеры, как правило, позволяют это сделать, хотя в современных фотоаппаратах имеется тенденция к расширению возможностей. И все же отметим несколько деталей.

Вместо того, чтобы указывать камере, сколько света пропускать, мы сразу укажем какую выдержку ставить — 1/500 секунды будет достаточно. Но не забудьте сделать несколько тестовых снимков, чтобы понять на ходу, правильно ли выставлено значение, при условии окружения.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Используйте быстрый автофокус и режим серийной съемки

Чтобы камера успевала отслеживать быстрые движения спортсменов, лучше всего выставить продолжительный фокус на объект или объекты съемки, а не фокусироваться на одной точке. Кроме того, обязательно выставить режим серийной съемки.

Сколько кадров в секунду вы сможете снять — покажет значение Burst измеряющееся в fps (буквально кадр в секунду). Чем больше значение fps, тем лучше. Поэтому, если вы хотите начать с любительских съемок, но планируете и дальше заниматься фотографией спортивных мероприятий, лучший выбор — это беззеркалка.

Беззеркальные камеры, как мы уже отметили, позволяют снимать большое количество кадров в секунду и зеркалки в этом плане от них значительно отстают.

Выберите удобную точку съемки

Самая удобная точка, как правило та, где солнце находится за вами. Таким образом пространство съемки будет хорошо освещено. Конечно, не повредит и хорошее понимание вида спорта, который вы собираетесь снимать.

Так вы сможете предсказать и действия, и игру, соответственно, будете точно знать, куда нужно направить объектив, чтобы не упустить важный кадр.

То, что происходит в общем кадре поля все видят и так, а ваша задача — приблизиться к игрокам и сделать те кадры, которые невозможно рассмотреть с трибун.

Снимайте как можно больше

Это правило практически золотое. Вам, конечно, понадобится большая карта памяти и хорошая батарея камеры, но задача заключается в том, чтобы сначала снимать, а потом выбирать.

Сама суть соревнований, будь то футбольный турнир или теннисный матч, заключается в динамике и скорости. Так вот, именно эти качества придется перенять и фотографу. Результаты можно посмотреть позже, ровно как и выбрать лучшие кадры.

Снимая в формате RAW вы сможете исправить некоторые из них при пост-обработке, главное — успеть снять самые эффектные моменты.

Именно поэтому для спортивного фотографа вполне привычно уходить домой с более чем 2000 сырыми кадрами, публиковаться же из них будет от силы 50.

Снимайте с низкого угла (с высоты колена) и используйте штатив

Чем же важен удобный низкий угол? Он придает кадру больший драматизм, создает дополнительное настроение, кроме того, вы не просто сможете снять игрока на фоне травы, вы сможете снять трибуну, небо или софиты, что тоже позволяет получить интересные ракурсы. Таким приемом частенько пользуются профессионалы, и это — именно то, что нужно перенимать у них сразу.

Штатив понадобится для того, чтобы стабилизировать и сбалансировать камеру, когда вы снимаете с разных углов и ракурсов, особенно с низкой высоты. Поэтому озаботьтесь тем, чтобы минимальная высота штатива была удобной.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Штатив Cullmann Concept One 628M OT38 удобен тем, что минимальная рабочая высота его составляет всего 27 см, максимальная же 189 см. Сочетание цены и качества не оставит сомнений в том, что он идеально подойдет для съемки спортивных мероприятий.

Fujifilm X-T20 — это отличная камера для спортивной съемки, обладающая всеми доступными настройками и впечатляющим показателем 14fps, она сможет стать отличным спутником на спортивные мероприятия. Кроме того, камера оснащена продолжительным фокусированием, снимает в формате RAW и возможностями съемки 4К видео.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Как все устроено: спортивный фотограф

Спортивные фотографы в России хорошо знакомы между собой. Даже если не видели друг друга, то имеют представление благодаря фейсбуку и инстаграму. Нас, у кого стаж от трех лет, примерно под тысячу по всей России. Тусовка достаточно узкая. Влиться в нее тяжело. Спортивный фотограф – это не просто пощелкать для какой-то районной газеты. Наша работа – это образ жизни.

Девушкам-фотографам приходится тяжело. Считается, что они не разбираются в спорте. Я с этим утверждением согласен. Тяжелее всего им, когда кто-то выигрывает трофей.

В мужскую раздевалку их не пускают, а как спортсмены поливают друг друга шампанским нужно снять: такие кадры, как правило, идут в газеты. В Европе, наверное, женщин пускают. У нас – нет.

По крайней мере, это касается «Зенита», ЦСКА, «Локомотива» и «Рубина».

Чемпионат России

Как все устроено: вип-болельщик «Зенита»

02/02/2015 В 11:52

По-хорошему один съемочный день стоит 10-15 тысяч рублей. Это мы берем шаблонную ситуацию для фрилансера: съемка спортсменов в пути, в отеле, на пресс-конференции. Однако по факту такая съемка стоит 5-6 тысяч рублей. Сейчас куча народу с зеркалками (зеркальными фотоаппаратами – прим.

Eurosport.ru). Идет большой демпинг, потому что люди готовы снимать даже за 2-3 тысячи рублей. А заказчику плевать на качество съемки. Это фриланс. Оклады в газетах – около 50 тысяч рублей в месяц. У новостных агентств вроде «Р-Спорт» и «ТАСС» ситуация получше – 80-100 тысяч рублей.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

А вообще хорошо работать для иностранных изданий. Китайское агентство Xinhua платит по 40 долларов за снимок. Каждая фотка весит 10-15 мегабайт. За тайм я делаю около 700 кадров, за матч – 1400. Из них публикуется максимум 50 фотографий. При желании можно уложиться и в 700 кадров за матч, но так ты можешь что-то упустить.

Везде либо урезают зарплаты, либо сокращают должности. Фотографов переводят в сторонние организации. Видимо, чтобы уйти от налогов. Типа потом их вернут в штат. «СЭ», Sportbox… Ситуация очень печальная.

Закончив журфак МГУ, ты сейчас никуда не устроишься работать репортажным фотографом. Если, конечно, тебя не зовут Картье-Брессон (известный французский фотограф – прим. Eurosport.ru). Хотя даже его сейчас в «СЭ» не возьмут.

В регионах ситуация получше: заказов стало больше, потому что дешевле обращаться к местным, чем отправлять человека из Москвы.

В 80% случаев фотик предоставляет редакция. Оборудование стоит дорого. По сути, ты ходишь с рюкзаком, в котором лежит миллион рублей. Сейчас уже, наверное, больше. Дороже всего стоит объектив на 400 миллиметров – 500-600 тысяч рублей.

Это стандартный объектив для футбола, позволяет снимать на большие расстояния. Можно встретить и 600 миллиметров, но редко. С ним вообще весь стадион охватываешь. В «СЭ» есть один такой на всю редакцию. В Европе существует 7-8 объективов по 1200 миллиметров.

Они нужны для каких-то нестандартных ситуаций. К примеру, когда снимаешь папу римского через всю площадь. В России есть объектив на 2000 миллиметров. Он находится в Москве на Ордынке. Таких около пяти штук на весь мир, их уже не делают. Очень старый объектив. Лежит, как монумент.

Хотя недавно его использовали, чтобы снять лунное затмение.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Командировочный вариант – 30 килограммов. Чисто аппаратура – 20-25 килограммов. С такими рюкзаком не побегаешь. А в аэропортах постоянно происходят конфликты, потому что технику не стоит сдавать в багаж.

Один человек летел из Праги с матча всех звезд КХЛ и сдал аппаратуру. Конечно, ноутбук ему разбили. По закону ты имеешь право не сдавать в багаж профессиональную технику, если у тебя есть удостоверение журналиста.

Всем известно, что в салоне самолета каждое место рассчитано на 50 килограмм плюс.

У нас в отличие от Европы не страхуют оборудование. Я даже не представляю, что случится, если ты потеряешь технику. В Сочи проблем не было, а вот в Бразилию было страшно ехать.

Даже просто по статистике: приезжает 500 фотографов – кого-то ограбят наверняка. Бывало и у нас в «Лужниках» люди оставались без камеры. У Дениса Тырина с «Чемпионата» украли фотоаппарат.

Вот представьте, стоит себе бесхозная камера за воротами, которая подключена только по радиосинхронизатору. Почему бы не украсть?

На футболе снимки часто получаются однотипными: два игрока с мячом, два игрока с мячом, два игрока с мячом, тренер, тренер, тренер. Уже в глазах рябит. Какие-то интересные вещи предсказать невозможно. Хотя опыт помогает.

Когда вскипают страсти, то важно знать характер тренеров. Черчесов или Петреску начнут швырять бутылку с водой о газон, а вот от Аленичева эмоций не дождешься. Сидит себе и не дергается. Эти моменты нужно чувствовать.

Сколько можно заработать, если сфотографировать Дзюбу с Орзул? Лично я такой ерундой заниматься не стал бы. Даже если бы я сделал этот кадр, то в Lifenews не побежал бы. Мне принципы не позволяют караулить такие вещи. А вообще за подобные кадры могут принести 10-15 тысяч рублей. Это максимум.

Причем качество съемки не играет роли. Хоть на мобильник фотографируй.Как стать спортивным фотографом: по шагам

Бывает, приходится караулить, и это не противоречит моим принципам. Однажды прошла информация: Гвардиола прилетает в Москву на переговоры с РФС, чтобы возглавить сборную России. Я поехал во «Внуково-2» по своей инициативе. Снимал из-за забора. Какие только органы не пытались меня снять. Я вообще люблю преодолевать трудности ради фотографий. Хотя в этом случае был провал. Гвардиола так и не прилетел. Четыре часа просидел зря.

Я не приемлю постановочные фото. Кадр нужно искать и ждать, для остального есть студия. Хотя бывает, что какие-то вещи подстраиваются ради фотографий. К примеру, в «Советском спорте» выделили бюджет для бразильских танцовщиц. Их на несколько часов сняли.

Они надели пестрые наряды в туалете аэропорта и встречали сборную России, которая вернулась из Баку, пробившись на ЧМ-2014. В другой раз корреспондент «Советского спорта» Дима Егоров сам позировал у Дома футбола с плакатом.

Самый удобный стадион в России – «Локомотив».

Для съемки там созданы все условия. Компактная арена, где все рядом, не нужно бежать до пресс-центра. К тому же из ложи-прессы удобно снимать, потому что она находится невысоко. А вот на «Арене Химки» раздражают эти мерзкие голубые стены – ужасный фон.

Кто-то пытался ложиться на уровень газона. Получается, как в Англии, фоном идут болельщики.

Бывает, ради кадра лезут на крышу здания рядом со стадионом. Я однажды забирался на прожекторную вышку. Около часа лез с аппаратурой, потому что лестница была неудобной. И все это из-за одной фотки. Больше просто не нужно. Внизу у тебя куда лучше ракурс. Вообще, чем ниже, тем лучше. Хотя да, один панорамный кадр с высоты может того стоить.

Болельщики, журналисты, футболисты – все просят прислать им фотографии. Запомнить всех трудно. В результате люди обижаются. Я стараюсь записывать, чтобы не забыть. Говорю: «Скиньте мне свой имейл».

Жена одного игрока сборной России просила фотографии мужа с ребенком. Я распечатал и на тренировке передал. Люди почему-то думают, мол, несложно же несколько раз нажать на кнопку. Хотя на самом деле, если кадры хорошие, то за них стоит заплатить.

Вообще добрые люди отдают фотки бесплатно, другие что-то просят, но не я.

В Бразилии условия для фотографов были абсолютно разные. Ребята из информационных агентств жили в номерах по 9000 рублей за ночь и имели арендованные машины, а также суточные.

Другие поехали наполовину за свой счет и у них были условия самые простые, вроде съемных квартир. А еще были всякие фотожурналисты из Колумбии и Аргентины, которые ночевали на пляжах. Контраст был сумасшедший. Все это сказывалось на работе.

Одни нормально поели и отдохнули, а другие спали в автобусе и там же питались.

Как стать спортивным фотографом: по шагам

Мы сидим лицом к полю и спиной к фанатской трибуне. Болельщики регулярно кидают файеры, но в меня ни разу не попадало: либо не долетает, либо уже на поле падает. Правда, был забавный случай в Химках два года назад. «Динамо» – «Зенит».

Один болельщик так расстроился, что швырнул ботинок. Я еще подумал, как же он теперь домой пойдет. Однажды на «Спартак» – «Динамо» снежками закидали фотографов, но это фигня. Опаснее, когда мобильник пролетит рядом. Такое тоже было.

Я ездил в Питер на матч «Зенита», и у меня не оказалось обратного билета: пришлось ехать на электричке, которая на 80% была заполнена фанатами ЦСКА. Это самая ужасная дорога в моей жизни.

Творилось непонятно что: людей выкидывали из окон, проводник заперся, кто-то пытался отцепить вагон с ОМОНом, несколько внеплановых остановок. Кто-то даже выбил окно, сделав отсек под курилку. Я билет мог и не покупать, как выяснилось.

Ко мне подошли перемотанные фанаты и объяснили, что теперь я сижу в другом месте. Я спорить не стал и пересел. Они сказали, чтобы я к ним обращался, если будут проблемы. В Окуловке ОМОН ссадил часть фанатов. Что с ними стало, я не знаю. 17 часов продолжалась дикая пьянка и беспредел.

Все это время я нервничал и не спал. Постоянно выходил покурить в тамбур. Когда мы приехали, в вагоне было выломано все что только возможно.

Как стать спортивным фотографом: по шагамЗнаменитый кадр Болта в Москве на фоне молнии – это безумно здорово. По сути, этот кадр сделала камера, а не человек. Нарочно молнию так не сфотографировать. Тем более на радиосинхронизаторе. Сотруднику AFP повезло, но я не сомневаюсь, что он классно снимает.

Иногда на фотке подрисовывают мячи. Бывает, что кадр всем хорош, крутое столкновение двух футболистов, только вот мяча не хватает. Или в Краснодаре один фотограф сделал снимок сборной и пририсовал Капелло. Я такими вещами никогда не занимался. Если это подается как коллаж – хорошо. Если как фотография – это обман. Как бы там ни было, все это единичные случаи.

Три лучших спортивных фотографа в России и три их лучших кадра? Назову Федорова из «СЭ» и его снимок Капелло с Аршавиным, который на тот момент не вызывался в сборную, но вылез поздороваться с итальянцем. Наша национальная команда тогда тренировалась на базе «Арсенала». Отмечу вот этот известный кадр в исполнении Киврина-Голованова. И назову Вильфа из «РИА Новостей».

У него есть сумасшедшие фотографии с плавания, когда человек выныривает. Снято на 600 миллиметров и там вообще непонятно, как удалось сфокусироваться.Спортивная фотография живет ровно один день. Потом о ней забывают. Если это какой-то невероятный снимок, то о нем вспомнят второй раз за год. К примеру, лучшая спортивная фотография года.

Знаете, что самая смешное? В прошлом году международный приз World Press Photo выиграл китаец с вот этим снимком. Даша Исаева из «Советского Спорта» сделала точно такой же кадр с Месси, проходящим мимо кубка мира! Проблема всей спортивной фотографии в том, что все поставлено на поток. Здесь конвейер: раз, раз, раз… А что-то искать никому не нужно.

Ощути гамму спортивных эмоций с помощью приложений Eurosport.ru для iOS и Android

Чемпионат России

Как все устроено: футболист второй лиги

29/01/2015 В 13:31

Все виды спорта

Доходы топ-атлетов Норвегии: Холанн в 8 раз богаче Клебо

Спортивная фотография: Часть вторая — Уроки и секреты фотографии

Это вторая из серии статей, посвящённых советам по фотосъёмке спортивных мероприятий для фотографов любого уровня мастерства: от новичков до профессионалов.

В первой части мы поговорили о том, как новичкам сделать первые шаги в спортивной фотосъёмке.

Статья, которую вы читаете в данный момент, будет ориентирована на любителей, имеющих какой-никакой опыт в съёмке спорта, и желающих получить новые знания для того, чтобы вывести свои фотографии на новый уровень.

Как фотографировать спорт: придерживайтесь формулы

Цель любого спортивного фотографа – запечатлеть события, разворачивающиеся на спортивных состязаниях.

Даже спортивная фотография – это, прежде всего, творчество, поэтому в ней не существует априори установленных правил или формул, которые отвечают за то, что ваша фотография получится эффектной и эстетичной.

Тем не менее, есть несколько рекомендаций, которые помогут вам понять, почему одни спортивные фотографии становятся знаменитыми, тогда как другие канут в безвестность.

Фокус. Объект съёмки должен быть в резком фокусе, особенно лицо. Если на фотографии есть даже малейший намёк на то, что объект съёмки не в фокусе, вы должны забраковать такую фотографию.

Лицо. Для контакта друг с другом людям важно видеть лицо, особенно глаза. Поэтому снимать спортсменов с затылка не имеет смысла – такая фотография вряд ли привлечёт внимание зрителя.

Действия/эмоции. Фиксация в изображении движения и эмоционального всплеска является основой спортивной фотографии. Чем больше эмоций и действия передаёт ваша фотография, тем интереснее она зрителю.

Спортивный инвентарь. Если вы снимаете вид спорта, в котором используется мяч, ракетки, клюшки или любой другой вид инвентаря, то отличной идеей будет запечатлеть взаимодействие спортсменов с этим спортивным инвентарём или снарядами. Фотография всегда должна рассказывать зрителю какую-то историю, и спортивная фотография не исключение.

Спортивная фотография: Оборудование

Эффектные спортивные фотографии часто снимаются при помощи высококачественного профессионального фотооборудование, но одно наличие такого фотооборудования не гарантирует получение качественных спортивных фотографий.

Об этом всегда стоит помнить потому, что многие фотографы считают, что могут сделать свои снимки лучше, просто купив более дорогое оборудование. На самом деле, чаще всего всё получается с точностью до наоборот: профессиональные объективы и камеры более сложны в работе, чем их младшие братья, и требуют времени для освоения.

Следовательно, при покупке дорогой камеры или объектива, фотограф на первых порах может получить фотографии худшего качества, чем он снимал до этого.

В предыдущей статье я упоминал, что свои первые спортивные фотографии я начинал снимать на Nikon D3300 в комплекте с объективом 55-200 мм f/4-5.6. Это было время проб и ошибок. Затем я перешёл на Nikon D700 и Nikon 70-200 мм f/4G.

Которые затем сменил на Nikon D750 и 70-200 мм f/2.8G VR II. Теперь же я использую Nikon D4S и Nikon 300 мм f/2.8G VR II в качестве основного комплекта для съёмки спорта.

Опыт использования этого фотооборудования дал мне несколько важных уроков, которыми я поделюсь с вами.

© Мэт Ниельсон, NIKON D4S @ 280mm, ISO 1400, 1/1600, f/5.0

Покупайте бывшее в употребление фотооборудование – это позволит вам неплохо сэкономить. Например, я в своё время сэкономил кругленькую сумму, купив поддержанный 300-мм объектив вместо нового.

Ведь разница в качестве снимков между новым и подержанным объективом в хорошем состоянии будет незаметной.

Покупая фотооборудование с рук, проверяйте его внимательнее, чем новое и никогда не доверяйте тому, что выглядит или звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Подходите к выбору оборудования с практической точки зрения. Объективно оцените свои потребности и условия использования фотооборудования и только затем сделайте выбор.

Покупайте в первую очередь объективы, а не новую камеру. Современные камеры обновляются достаточно быстро и также быстро устаревают, а вот качественные объективы практически вне времени.

Полностью освойте фотооборудование, которое у вас есть, прежде чем покупать новое. Тогда вы точно сможете определить, что тормозит ваше развитие – ваши навыки или же ваше оборудование.

Каждый фотограф индивидуален, и отдаёт предпочтения тому или иному фотооборудованию. Но ниже вы найдёте несколько рекомендаций, которые придутся кстати любому спортивному фотографу.

Приобретите качественный объектив 70-200 мм f/2.8. С его помощью вы сможете снимать практически любой вид спорта и получать хорошие результаты. Отдайте предпочтение объективу известного производителя, чтобы не жалеть о безрезультатно потраченных деньгах.

Перейдите на полный кадр. Конечно, если вы собираетесь снимать спортивные мероприятия только при свете дня на открытом воздухе, то вам вполне хватит и неполнокадровой камеры. Во всех остальных случаях полнокадровая камера позволит вам значительно улучшить качество изображений.

Прежде, чем купить новый объектив, попробуйте использовать старый с телеконвертером. Например, если у вас уже есть 70-200 мм f/2.8, то сначала попробуйте телеконвертеры 1.4, 1.7 или даже 2.0, а уж потом приобретайте 300-мм или 400-мм объектив.

Как снимать спорт: Настройка камеры

Скорее всего, вы уже не раз слышали и читали о том, что для спортивной фотографии нужны короткие выдержки. Но для спортивной съёмки есть ещё несколько немаловажных настроек, о которых вы узнаете ниже.

  • Настройки автофокуса
  • Используйте следящий автофокус, всегда.
  • При съёмке спортсменов общим планом, особенно если они быстро перемещаются по полю, используйте динамический выбор точки фокусировки.
  • При съёмке спортсмена крупным планом, или в ситуациях когда на план перед спортсменом попадает множество мелких объектов (например, брызги воды при съёмке пловца), используйте автофокусировку по одной точке.

Задействуйте заднюю кнопку старта автофокусировки. Идея проста: разнести кнопки активации автофокуса и затвора камеры. Это позволит вам эффективнее фокусироваться и делать снимки.

Выберите основную точку автофокусировки, но помните, что некоторые точки фокусировки могут оказаться точками не перекрёстного типа.

Экспозамер и автоэкспозиция

В спортивной фотографии можно выделить два совершенно различных подхода к получению правильной экспозиции. Выбор каждого из них зависит от конкретной ситуации.

Ручной экспозамер. Функция автоэкспозиции современных камер весьма хорошо справляется со своими задачами, но слишком светлые или тёмные области кадра могут ввести её в заблуждение и испортить фотографию.

Лучший способ избежать этого – настроить экспозицию вручную. Такой вариант лучше всего подходит для съёмки в помещении, а также на улице в ясные дни, когда количество света на протяжении всего времени съёмки не изменяется.

ISO-Авто.

По какой-то причине фотографы для съёмки спортивных мероприятий не используют этот режим так же, как режим приоритета диафрагмы или приоритета выдержки, однако, этот режим отлично подходит для фотосъёмки спорта. Спортивному фотографу не стоит переживать за высокие значения ISO, ведь «заморозка» движения и контроль глубины поля резкости гораздо важнее предельного уровня шума на фотографии.

© Мэт Ниельсон, NIKON D4S @ 200mm, ISO 5000, 1/1000, f/2.8

RAW-формат

Съёмку спортивных мероприятий важно вести в формате RAW. Некоторые фотографы могут сказать вам, что фотосъёмку нужно вести в формате JPEG, так как на карте памяти они занимают меньше места. Однако, современные карты памяти большой ёмкости доступны каждому фотографу, так что отказываться от RAW (а значит и от большой части данных об изображении), ради экономии места на накопителе глупо.

Как снимать спорт: Выбор позиции для съёмки

В спортивной фотографии место, из которого вы ведёте съёмку, так же важно, как и качественное фотооборудование и правильные настройки камеры. Порой всего несколько шагов в одну или другую сторону могут существенно повлиять на качество фотографий, которые вы делаете.

Лучшие позиции съёмки могут варьироваться в зависимости от снимаемого вида спорта, места проведения спортивных мероприятий и, наконец, от уровня конкуренции. Ниже вы найдёте несколько подсказок, которые помогут вам принять решение относительно того, с какого ракурса снимать в той или иной ситуации.

Старайтесь быть ниже

В идеале вам всегда нужно стараться находиться ниже спортсмена, которого вы снимаете. Такой ракурс сделает его изображение более энергичным и мощным.

Снимая из положения сидя, стоя на коленях и т. п., вы добавите фотографии драматизма и эффектности.

Располагайтесь спиной к солнцу

Объекты с боковой или задней подсветкой крайне сложно снимать. Во-первых, они выглядят более тёмными, чем другие, а зрители склонны обращать внимание на самые яркие области фотографии. Во-вторых, дополнительные проблемы при съёмке могут создать блики и плохой контраст.

Поэтому постарайтесь выбрать место, где вы сможете расположиться к солнцу спиной. Это поможет вам получить более качественные фотографии.

Встречайте спортсменов лицом к лицу

Выше уже упоминалось о важности съёмки лица, а самый простой способ запечатлеть лицо спортсмена – расположиться в месте, к которому он будет приближаться. Например, если вы снимаете футбол или баскетбол, то расположитесь у ворот или у кольца соперника.

Следующая часть будет посвящена пост-обработке, балансу белого, а также более детальным советам, касающихся фотооборудования для съёмки спорта.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».  

Как стать профессиональным фотографом: 7 шагов к крутой карьере

Мало просто купить хорошую камеру, чтобы стать профессионалом и начать зарабатывать на своих снимках деньги. Поэтому новички нередко задаются вопросом, как самостоятельно стать фотографом с нуля.

Что ж, если ты обожаешь смотреть на мир через объектив и настроен серьезно, то осталось сделать всего семь шагов, чтобы превратить свое хобби в работу. Приступаем!

1 Проведи собственное исследование

Итак, ты сказал себе: «Хочу стать фотографом», а теперь думаешь, с чего же начать. Предлагаем в качестве первого шага задать себе правильные вопросы.

  • Что мотивирует тебя стать профессиональным фотографом?
  • Что ты хочешь получить от своей работы?
  • Что делает тебя выдающимся фотографом?
  • Какой жанр фотографии привлекает тебя больше всего?

Как новичок, ты можешь не иметь готовых ответов на все эти вопросы. Не беспокойся — они придут со временем. Практикуйся с разными жанрами фотографии. Снимай что-нибудь каждый день. Это позволит тебе заново открыть себя как фотографа и улучшить качество своей работы. Ты также сможешь принимать обоснованные решения и планировать свою карьеру.

Еще тебе нужно взглянуть на свой местный рынок, а также на мировые тенденции в области фотографии. Изучи, как работают другие профессионалы в твоем регионе. Постарайся обнаружить пробелы, которые можешь заполнить.

Кроме того, важно узнать, какие жанры фотографии распространены в твоем регионе. Например, на рынке может быть много свадебных фотографов. Это не значит, что ты не сможешь войти в эту область. Просто упорно работай над качеством и развивай свой уникальный стиль.

Не позволяй конкуренции напугать тебя. Но при этом не стоит и недооценивать своих коллег. Учись у них. Всегда приятно познакомиться с разными профессиональными фотографами! Общение с ними и налаживание контактов поможет тебе стать частью сообщества.

Обязательно посмотри на цены, которые фотографы взимают за различные пакеты услуг. Используй эту информацию, чтобы вычислить средние рыночные показатели. Это понадобится тебе, когда ты начнешь устанавливать свои собственные расценки.

2 Узнай правила работы фотографом

Некоторые клиенты не доверяют незарегистрированным компаниям. Да, согласны, бумажная волокита — это отстой. Но это то, что нужно фотографу, чтобы начать работать официально. Подумай над подходящей для тебя формой регистрации оказания услуг — возможно, это будет самозанятость или ИП.

Обратись за советом к своим друзьям-фотографам, деловым консультантам, юристам и бухгалтерам. Далее создай контракт на фотосъемку. Профессиональный фотограф должен быть профессионалом во всех аспектах работы.

Отношения между исполнителем и клиентом — это жизненно важный аспект, который необходимо учитывать. Обязательно узнай, чего от тебя ждут люди. Кроме того, понятно объясни объем профессиональных услуг, которые ты будешь предоставлять за указанную плату.

Безопаснее всего перевести ваше устное соглашение в контракт на съемку. Фотографы часто сохраняют шаблон и корректируют его для каждого нового проекта. Если ты ненавидишь работу с бумагами, контракт станет для тебя дополнительным бременем. Но поверь нам, оно того стоит.

3 Выбери подходящее оборудование

Что нужно, чтобы стать фотографом? Начни с той техники, которая у тебя есть, и работай с ней. Художник гораздо важнее машины. Да, правильная камера может значительно улучшить конечный результат, но ты должен совершенствовать свою технику и качество настолько, насколько позволяет твое нынешнее снаряжение.

Программное обеспечение для постобработки и редактирования также важно для твоей работы. Adobe Photoshop и Lightroom — одни из лучших инструментов, используемых профессиональными фотографами. Обе программы имеют бесплатные пробные версии.

И хотя на первых порах ты можешь обходиться весьма скромным аппаратом и базовым набором комплектующих, высококлассный заказ может потребовать более солидной аппаратуры. В этом случае подумай об аренде. Это также хороший вариант, если ты пока не уверен, какую камеру лучше купить.

Таким образом, ты сможешь протестировать несколько моделей и посмотреть, какая из них подходит тебе больше всего. Кроме того, подумай, есть ли конкретная ниша, в которой ты хочешь работать. Помни, что тебе понадобятся другие объективы для корпоративных мероприятий, чем для макросъемки.

Вот здесь и пригодится сеть местных профессиональных фотографов, к которой мы посоветовали присоединиться в первом пункте. Ты можешь попросить коллег порекомендовать тебе подходящее оборудование.

4 Выбери свою нишу

Нет никаких ограничений на количество жанров, которые ты можешь исследовать. Тем не менее, по мере того, как ты становишься более профессиональным фотографом, нужно сосредоточиться на определенной нише. Это может быть:

  • портретная фотография;
  • фотография продуктов;
  • освещение событий;
  • свадебная фотография;
  • организация тематических фотосессий.

А может быть что-то более необычное и креативное. Твой выбор будет зависеть от профессиональных интересов и внутреннего драйва. Но не пренебрегай коммерческой стороной, если хочешь посвятить фотографии все свое время.

Например, уличный жанр не пользуется большим спросом, в отличие от портретов. Все становится еще печальнее, когда речь заходит о фотографии насекомых. Твои крошечные модели вряд ли тебе заплатят. Так что тебе придется работать в два раза больше, чтобы получить за снимки деньги.

Но и в этом случае на своем труде можно заработать, продавая фотографии внешним клиентам, таким как средства массовой информации. Некоторые фотографы также предлагают курсы и мастер-классы. Это позволяет им зарабатывать дополнительные средства и расширять профессиональную сеть.

Итак, как только ты почувствуешь себя уверенно, то тоже можешь начать учить других. Специализация сделает твой бренд более понятным для аудитории. Таким образом, у клиентов будет гораздо больше шансов найти тебя! Скорее всего, поначалу ты все равно будешь брать на себя работу, которая выходит за рамки твоей ниши. Это поможет увеличить доход на ранней стадии.

Но ты не должен включать все, что снимаешь, в свое профессиональное портфолио. Лучше, если там будет преобладать определенный жанр произведения. Продавай себя таким образом, чтобы подчеркнуть свое конкурентное преимущество.

Например, ты думаешь, как стать свадебным фотографом, хотя в твоем регионе их уже очень много. Но, возможно, конкуренты не включают видео в пакет. Таким образом, как профессионал-новичок ты можешь стремиться к широкому спектру услуг. Но помни, что от этого не должно страдать качество.

5 Создай онлайн-портфолио и займись своей раскруткой

У тебя еще нет личного сайта? Тогда еще рановато называть тебя профессиональным фотографом. Потенциальные клиенты обычно просят образцы работ, поэтому важно иметь ресурс, на который можно дать им ссылку. В самом начале подойдет бесплатный шаблонный сайт с основными разделами.

Ты можешь разместить там свою биографию, основные проекты и работы. Каждый из них будет образовывать отдельную секцию. Раздел «о компании» должен содержать краткое введение в твою работу и контактные данные. Убедись, что сайт имеет возможности для больших, удобных для навигации галерей. Сгруппируй изображения по темам.

Далее закажи себе визитки. Как правильно их сделать, узнай из отдельного материала.

Обязательно создай аккаунты в социальных сетях и на сайте фотографов своего региона и постоянно обновляй эти странички. Не дави на себя, чтобы найти клиентов как можно скорее. Но в то же время будь готов выйти из своей зоны комфорта.

Если у тебя большое количество клиентов, ты будешь больше практиковаться, чтобы увеличить свой опыт. А опыт — это одна из ключевых вещей, необходимых любителю, чтобы стать профессиональным фотографом.

6 Практикуйся, даже если у тебя нет клиентов

Это должно быть само собой разумеющимся, но обязательно практикуйся как можно чаще. Чем больше ты работать, тем больше вырастешь как профессиональный фотограф. Так ты сможешь обновить свой фото-сайт и социальные сети новым контентом и улучшишь свои технические навыки по мере приобретения нового опыта.

Конечно, ты должен работать с клиентами. Но профессиональный фотограф не ждет заказов в бездействии. Появилось свободное время? Иди и снимай портреты на улице. Твой потенциальный заказчик может ждать прямо за углом. Одним словом, снимай что-нибудь каждый день!

Отличный способ сделать это — присоединиться к челленджу 365, в котором ты будешь снимать по одной фотографии в день в течение целого года. Не забудь разместить потом их на своем сайте.

7 Никогда не прекращай изучать фотоискусство

Анри Картье-Брессон, Джоэл-Питер Виткин, Энни Лейбовиц… Эти имена тебе ничего не говорят? Тогда самое время изучить работы этих культовых мастеров. В фотоискусстве обучение никогда не прекращается, и это особенно важно, когда ты начинаешь!

Причем образовательная деятельность может принимать самые разные формы. Рассмотри онлайн-курсы фотографии, очные семинары и стажировки. Ты также можешь найти наставника, который будет направлять тебя. Это позволит сохранить твое мастерство на самом высоком уровне. Удачи на новом поприще!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector