Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Подольск, 15км Симферопольское ш. К контактам

#стантрайдинг #обучение

10 лет назад

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам
Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Положение тела на байке специфическое: держите тело по центру и стремитесь сохранить баланс. Вы должны сидеть ровно по центру байка, смотреть вперед, плечи ровные, а руки напряжены. Перенося вес тела рывком вперед, вы поднимаете заднее колесо.

Сначала нажимайте сильно, около 80 процентов от полного усилия, затем уменьшите давление на рычаг тормоза, в момент когда байк встанет на переднее колесо. Перенос веса очень важен. Перед началом торможения переместитесь вперед, загружая переднее колесо. Перемещение начните с середины сидения.

Перемещайте плечи вперед-вверх и скользите по сиденью вперед к бензобаку до тех пор, пока почти не перестанете сидеть на сиденье. Когда передвинулись вперед, держите тело ровно насколько это возможно. Держите руки и локти прямо, так как любое изменение их положения неумышленно приведет к изменению положения байка.

Как только зад байка начнет подниматься вверх, постепенно отпускайте тормоз по мере приближения к точке баланса. Чем дольше жмете на тормоз, тем выше поднимается колесо. Вы почувствуете, что находитесь около точки баланса, когда заднее колесо будет находиться в воздухе. Не делайте попыток подняться вверх или опуститься вниз.

Я стал проезжать в точке баланса гораздо дальше, используя тормоза не более, чем на 5 процентов. При выполнении обычного стоппи, вы не должны задумываться об управлении, держите руки прямо и сидите ровно. Когда вы начнете действительно далеко проезжать на переднем колесе, тогда стоит задуматься о управлении байком.

Различие между 50 метровым роллинг стоппи и 200 метровым только в управлении байком. Управление байком во время роллинг стоппи точно такое же, как и в обычном положении, т.е. контрруление. Если хотите повернуть направо, то нажмите на правую ручку, и байк повернет направо. Чем выше задран байк, тем легче им управлять.

Вы должны держать тело ровно в момент касания колеса земли. Любые Ваши движения во время роллинг стопи, влияют на управление байком. Не волнуйтесь, если не добираете 8-10 градусов до точки баланса, зато вы не превернетесь. Иногда я нажимаю задний тормоз перед тем как опустить заднее колесо. Это останавливает болтание цепи и натягивает ее, позволяя приземлить колесо без звонкого удара. Беззвучное приземление – маленькая стильная фишка.

Разворот на переднем колесе на 180 градусов

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Перед тем как начать пробовать делать это, вы должны научиться просто ездить по прямой. Я сам не брался за разворот 180 пока не научился делать обычное стоппи. Теперь, когда вы уже умеете просто ездить, умышленно поворачивайте руль таким образом, чтобы жопа мотоцикла начинала описывать круг. Тут надо обратить внимание на то, что очень важна скорость при которой начинается это движение. Варианты слишком медленно или быстро не подходят. Подбирать советую опытным путём.

  • Поднимаем мотик на переднее, в точку баланса и едем прямо. Когда будете делать 180, баланс уже не будет необходим, больше внимания стоит уделить рулению. Но помните, чем выше жопа, тем легче рулить, и тем плавнее жопа заходит на круг.
  • Короче уже едем. Теперь начинаем поворот при помощи очень интересного приёма — контрруление. Главное усилие надо приложить именно на руль, тут может потребоваться сила для того, чтобы жопа начала поворачивать.
  • Следите за положением тела: вы должны всегда быть «над» мотоциклом, чтобы контролировать поворот, а не поворачивать вместе с ним.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Сделайте обычное роллинг стоппи, и когда байк приблизится к точке баланса, уберите левую руку с руля. Это довольно легко. Суть этого трюка в том, что надо очень крепко держать руль правой рукой, и не дать байку уйти в сторону, когда убираете левую руку с руля.

Когда убираете левую руку с руля, вы должны быть абсолютно уверены, что правая рука не дрогнет. Не держите ее полусогнутой, иначе получите нехилый расколбас и упадете. Помогайте удерживаться себе на байке ногами, т.к. одной рукой Вы себя не удержите на байке.

Для того чтобы это сделать, вам нужно весь свой вес перенести на бак и уцепиться за него, обхватив его коленями, так чтобы вы не давили рукой на руль.

Я всегда включаю нейтральную передачу при выполнении этого трюка, чтобы не опускать байк с отпущенным сцеплением без контроля.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Этот трюк только для продвинутых стантрайдеров. Самый жесткий момент в этом трюке, это посадка на бак, чтобы ноги были спереди мотоцикла. Это нужно делать очень быстро. Я прыгаю прямо с подножек на бак. Кладу руку на ветровое стекло, примерно чуть правее середины и прыгаю вверх и вперед, перенося ноги вдоль мотоцикла, и кладу их на ветровое стекло.

Рука на ветровом стекле является ограничителем моего прыжка вперед. Это выглядит реально круто, но на самом деле я передвигаю свою задницу всего на 15 см вперед. Другой рукой Вы можете делать, что хотите: я обычно махаю ей, как клоун на родео. Когда поднимете байк в стоппи, держась за рукоятки и сидя на баке, основной упор придется на ветровичок.

Важно, чтобы пластик выдержал весь ваш вес. “Высокое кресло” требует меньшего начального усилия на тормоз, т.к. хвост байка поднимается вверх гораздо быстрее. Вы не должны думать о переносе веса тела вперед, весь ваш вес и так загружает переднее колесо. Заднее колесо не поднимается так высоко, как при обычном стоппи – точка баланса находится ниже.

Стоппи “ногами вперед” короче чем обычное, т.к. труднее контролировать хвост байка. Вы не можете держать байк коленями. Вы даже не можете контролировать прямолинейность движения в таком положении.

Вы не должны полностью останавливаться во время выполнения “Высокого кресла ”, всегда оставляйте небольшой запас по скорости , чтобы успеть слезть с бака до полной остановки.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Когда начнете практиковать роллинг стопи, то стопи “без ног” наиболее легкая разновидность роллинг стопи. В основном тоже самое, что и при обычном стопи, но вы держите весь свой вес руками и не держитесь коленями за бак. Посадка та же, что и при обычном стопи.

Стопи “без ног” намного легче, чем стопи с одной рукой, так как Вы не должны думать о контроле руля, когда убираете ноги с подножек. Вы можете выставлять ноги в стороны намного быстрее, чем убирать руку с руля.

Только помните: не убирайте ноги до тех пор, пока не упретесь в бак, иначе можно повредить себе кое-что.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Я никогда не настраивал переднюю вилку на своем GSXR 750 ’00. Я сам по себе некрупный парень и заводские настройки полностью устраивают меня. Только убедитесь, что у вас достаточный преднатяг пружин и сжатие демпфирования, так вы не окажетесь в ситуации, когда вилка полностью сжата, а Вы едете на переднем колесе.

Можно перевернуться. Спустите давление в передней шине до ~1,7-1.8 атм, это даст вам большую площадь контакта с дорогой и поможет поднимать моц в стоппи уверенней. Армированные тормозные шланги очень рекомендую поставить. Для большей чувствительности я использую колодки Ферродо.

Проверяйте тормозную систему постоянно, особенно, если делаете стоппи с большой скорости или делаете много стоппи. Я специально посадил на фиксатор резьбы все болты тормозного суппорта на вилке. Я разворачиваю клипоны пошире, т.к. более широкая позиция позволяет легче управлять и более удобно держаться.

Всегда ставьте рулевой демпфер! Расколбас во время роллинг стопи очень хреновая вещь.

Начать нужно с подготовки мотика и полного комплекта мотоэкипировки, которая спасет ваш задницу, когда перевернетесь. Большинство людей думает, что лучший способ научиться делать стопи, это детское стопи: разогнаться до 10 км/ч и резко нажать на передний тормоз, зад мотоцикла резко подскочет вверх.

Передняя вилка очень резко сжимается и разжимается, так очень легко сорвать перед мотоцикла, перевернуться вперед и пробить вилку. Лучший способ сначала быстро, а затем медленно и плавно нажимать на тормоза. Когда вы почувствуете, что колодки начали немного тормозить, немного привстаньте и еще немного нажмите на тормоза.

Если будете делать так постоянно, то скоро почувствуете, что заднее колесо понемногу плавно поднимается вверх, но не резко. Резкое торможение приведет к блокировке колеса, скольжению и перегрузке передней подвески. Когда почувствуете, что высоко поднимаете моц, отпускайте тормоз плавно, заднее колесо плавно опуститесь на землю.

Замедляясь и увеличивая тормозное усилие, ориентируясь на свое чувство равновесия, вы будете выходить в точку баланса в мгновение ока.

Разные теории корректировки стоппи — ацтой. Когда вы почувствовали, что прошли точку баланса, ам мало что поможет исправить ситуацию. Это не вилли, где вы можете нажать на задний тормоз или закрыть газ.

Во время стоппи байк обычно на передаче и с выжатым сцеплением. В теории можно бросить сцепление и открутить газ, гироскопический момент заднего колеса вернет мотоцикл обратно. Но в реальной жизни, вы быстро проходите точку баланса и переворачиваетесь.

Читайте также:  Как определить где север где юг где запад и восток. Как определить стороны света без компаса у себя дома и на природе

Если стоппи было бы так легко сделать, то все бы так делали.

Что такое стантрайдинг и как его освоить?

Англичанин Гарри Ротвел по праву является одним из основоположников движения стантрайдинга, поскольку осознал, что мотоцикл — это не только удобное и компактное средство передвижения, но и возможность в полной мере продемонстрировать экстремальное владение мотоциклом. 

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

К его заслугам можно причислить классическое развлечение — езду на заднем колесе. Динамичный и зрелищный вид спорта привлек внимание желающих полностью показать, на что они способны.

В связи с этим, вначале 1990-х, был впервые проведен чемпионат по стантрайдингу — все желающие могли показать свои достижения.

Европа и Америка с огромным энтузиазмом восприняла подобный вид спорта, но в странах бывшего СНГ его распространение значительно запоздало. Волна интереса к трюкам на мотоциклах в наших краях проснулась лишь в 2000-х годах.

Стантрайдинг активно распространяется не только в мегаполисах, но и в поселках — для этого достаточно своего байка и стремления выучиться новым трюкам.

С чего начать

Начинающим спортсменам можно дать несколько крайне важных рекомендаций, которые помогут вам не разбиться после первой же тренировки. Абсолютно точно для этой цели вам не подойдут мощные мотоциклы — если вы плохо знаете их качества, то лучше на них не садиться. Вдобавок, вам крайне дорого обойдется ремонт. Для начальных тренировок возьмите бюджетный мотоцикл, который вам знаком.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Не начинайте тренировки с самых крутых трюков — можете сломать себе шею. В этом направлении лучше всего двигаться постепенно. Неплохо иметь опытного наставника, который при случае расскажет вам о недостатках вашего вождения. Также не следует заниматься этим в одиночку — можете с легкостью натворить проблем, а потом вас еще будет и некому доставить в ближайшее лечебное учреждение.

С психологической точки зрения, в серьезных занятиях мотоспортом нет места азарту и мальчишеству — все сложные и экстремальные моменты должны носить очень взвешенный характер. Приобретите для подобной цели так называемый питбайк — мотоцикл, полностью адаптированный под эти цели.

????Еще по теме:  Торможение на мотоцикле — как правильно?

Стантрайдинг как вид спорта не стоит на месте — ежегодно происходят качественные изменения, добавляются новые трюки, а в уже существующие вносятся дополнительные детали.

Столицей стантрайдинга в странах СНГ по достоинству считается Санкт-Петербург — именно здесь каждый год проходят соревнования по этому виду спорта.

Чемпионаты, проходящие здесь регулярно с 2008 года, собирают все большую аудиторию.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

В стантрайдинге существуют элементы, которые относятся к классическому трюкачеству, а также усложненные варианты, выполнить которые под силу лишь профессионалам своего дела. К ним относятся так называемые «вилли» и «стоппи» — базовые элементы начинающих спортсменов.

Особый вид мотоциклов или питбайков, имеют ряд существенных изменений в конструкции:

  1. кроссовый руль — надежно обеспечит управляемость мотоциклом, а приборная панель расположится в месте, которое с наименьшей вероятностью может подвергнуться деформации при аварии;
  2. наличие дуг, поскольку при падении возможно нарушение целостности пластика или других частей байка;
  3. обязательное отключение прибора, фиксирующего угол наклона транспортного средства;
  4. максимальная длина троса регулировки холостого хода;
  5. усиленное крепление радиатора, исключающее возможность его деформации в момент выполнения трюков;
  6. укрупненная задняя звездочка, позволяющая поднимать мотоцикл на заднее колесо с максимальным удобством для байкера;
  7. возможность с помощью рук включить вентилятор — подобное приспособление надежно помогает не перегревать двигатель;
  8. деформированный бак, позволяющий с максимальным удобством стоять на мотоцикле;
  9. максимально укороченная выхлопная труба — в обычном ее варианте — это возможная причина падения;
  10. усиленная подвеска, помогающая при окончании приема «вилли максимально удобно возвращаться в исходное положение, предотвращая падение.

Стантрайдинг имеет три вида трюков — остальные являются производными, зависящими от уровня квалификации мотоциклиста:

Начинающие спортсмены вначале должны обучиться всем тонкостям классических трюков и лишь после этого приступать к более сложным.

????Еще по теме:  Как правильно подобрать мотоэкипировку для кросса и эндуро

Wheelie

Начинающие стантеры одним из первых осваивают данный трюк.

Последовательность действий такова:

  1. реализуйте включение первой передачи;
  2. наберите надлежащий разгон до 20-25 км/ч;
  3. выжимайте сцепление;
  4. прибавьте газа и резко отпустите сцепление;
  5. повторите алгоритм действий нажав на газ пока не определите точку баланса переднего колеса;
  6. уменьшите скорость если колесо превысило точку баланса;
  7. перед приземлением слегка прибавьте газа, чтобы сгладить удар.

Также необходимо отметить, что в этих случаях велика вероятность ударов.

Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Достигнув более высокого уровня профессионализма, вы можете выполнить элемент Stand Up Wheelie — подъем переднего колеса в положении стоя. Здесь также обязательно соблюдать необходимый баланс, верно выбирая центр тяжести.

К другим наиболее сложным трюкам странтрайдинга можно причислить:

  • Crossed Up Wheelie (High Crair);
  • 12 o’clock;
  • Apehanger;
  • Circles;
  • Stoppie;
  • Rolling Stoppie;
  • Crossed Up Stoppie;
  • One Hand Stoppie;
  • 180 Stoppie.

Среди вышеуказанных вариантов наибольшую сложность представляет 180 Stoppie — подъем на переднем колесе.

Соревнования в данном виде спорта включают два этапа, но для начинающих стантеров крайне важно освоить простые вариации. Стантрайдинг — увлекательный и динамично развивающийся вид мотоспорта, где начинающим необходимо освоить его основные приемы, позволяющие с успехом развиваться дальше.

Уроки эндуро

Мы публикуем несколько советов по технике езды эндуро из видеоуроков от чемпиона мира по эндуро Шейна Уоттса.

В этом уроке мы рассмотрим, как правильно спускаться. В большинстве случаев вы должны стоять и отклоняться назад. Во-первых, чтобы улучшить сцепление, во-вторых, чтобы усилить эффект передних и задних тормозов. В данном случае самый эффективный – передний тормоз. Помните, что максимально эффективное торможение достигается прямо перед блокировкой колес. На спусках нужно ехать медленнее, чем вы можете, так как вниз очень легко набрать скорость и потерять контроль. Если холм очень крутой и скользкий, вам нужно в совершенстве уметь ездить на медленной скорости, чтобы поддерживать равновесие и удержать обе ноги на подножках. Так вы сможете перенести вес вашего тела за заднюю часть мотоцикла. Из-за недостатка умения поддерживать равновесие многие гонщики выставляют ноги, чтобы помочь себе удержать это самое равновесие. Это заставляет их переместиться на переднюю часть сиденья, что сильно облегчает заднюю часть. Есть много примеров того, как гонщики перелетают через руль и летят кубарем вниз. Положение тела спереди делает падение почти неизбежным: когда вы сидите впереди, заднее колесо очень легко поднять. Но если вы стоите, отклонившись назад, сделать это очень тяжело. На длинных спусках, когда вы пытаетесь сократить время спуска, используйте технику медленной езды, уравновешивая газ и сцепление с задним тормозом. Это позволит быстро ускориться в случае необходимости. Так вы переберетесь через кочку или пронесетесь по более ровной части. В тех случаях, когда вам приходиться спускаться в колее, также используйте технику медленной езды, чтобы поддержать баланс и остаться в положении стоя. Ничего страшного, если при спуске вы поможете себе ногой. Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Не стоит просто давить на задний тормоз. Вы потеряете сцепление с дорогой на долгое время. Это особенно важно при приближении к повороту. Очень важно прикладывать строго необходимое усилие при нажатии тормоза.

Следите за тем, чтобы у вас был «проворот» колеса 2-3 метра. Заблокированное колесо выбивает мотоцикл из колеи, особенно на траве. Протектор шин вырывает много травы, и она забивает колеса.

Трава, скользящая по траве, не очень эффективна при торможении. Шины должны быть чистыми.

Сложив всю эту информацию вместе и умело ее применив, вы быстро затормозите на треке. Прекрасный способ попрактиковать полученные знания – это разогнаться до 4 передачи, затем нажать на тормоз и попытаться полностью остановиться как можно быстрее. Когда вы слишком резко тормозите, будь то при обычном катании или на треке, не выжимайте передний тормоз сразу до конца. Иначе вы и глазом моргнуть не успеете, как упадете. Следует постепенно и с дозированным усилием нажимать на лапку. Последние 3 метра, когда вы уже полностью выжимаете лапку тормоза, самые эффективные в обучении экстренному торможению. Не забывайте всегда переключать передачу на пониженную, чтобы вы могли быстро разогнаться перед следующим участком трека. Каждый раз, когда вы замедляетесь, будьте внимательнее с газом. Приоткройте дроссель лишь на чуть-чуть. Полезно использовать умение, полученное при медленной езде с выжатым задним тормозом. Если вы все это сделаете правильно, то сильно уменьшите давление на цепь, подвеску, и соответственно, это сделает вашу траекторию прямее во время переходного периода, когда вы хотите убрать ногу с тормоза и нажать газ. Особенно это важно при больших неровностях. В некоторых случаях лучше пройти их на заднем колесе или вовсе перепрыгнуть последние две кочки перед поворотом. Это позволит заметно «сгладить» трек и увеличить скорость. Держите локти выше. Это не только поможет удержать равновесие, но и позволит использовать технику поворота запястья. Это облегчит небольшую подачу газа и, при необходимости, использование переднего тормоза одновременно. Для лучших и более уверенных торможений вы должны прикладывать правильное усилие на рычаг тормоза, в соответствии со сцеплением на дороге, степень которого вам подскажет ваш личный опыт езды на данном участке. Ваша цель – это оба колеса на гране блокировки. Даже небольшая ошибка в такой ситуации может быть критичной из-за разнообразия покрытия, а, следовательно, и сцепления с дорогой. Запомните: там, где меньше трение, больше шанс блокировки колес и скольжения. Если вы научитесь применять эти знания и доведете до автоматизма навыки, приложите к этому ваш опыт и способность просчитать степень сцепления с землей, то сможете сфокусироваться на расчете дистанции, необходимой для замедления до скорости. Точная оценка тормозного пути очень важна для быстрой и безопасной езды. Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Читайте также:  Как морально подготовится к игре: по шагам

«Стоппи» помогут вам чувствовать себя увереннее во время выжима переднего тормоза. А также помогут привыкнуть к задиранию заднего колеса. «Стоппи» также помогают научиться находить лучшие места для торможения и дают понимание, что, если заднее колесо где-либо на треке задирается слишком высоко, то нужно отклониться назад.

Для выполнения этого упражнения сядьте на переднюю часть мотоцикла, чтобы усилить сцепление на переднем колесе. Держите туловище ровно, поднимаясь и опускаясь. Держите мышцы спины и живота в напряжении, чтобы не дать мотоциклу перевернуться. Как только заднее колесо вернулось на землю, удерживайте равновесие, не опускайте ноги. Для того, чтобы поднять заднее колесо, вам возможно потребуется выжимать рычаг переднего тормоза несколькими пальцами с необходимой силой. Но на треке вам никогда не придется выполнять этот элемент, так что в любой другой ситуации постарайтесь давить на рычаг только одним пальцем. Как только вы научились выполнять это упражнение безупречно на низких скоростях, приобрели уверенность и расхрабрились, приходит время учиться делать более длинные и быстрые остановки (стоппи). Перед тем как выполнять это упражнение, немного поднимитесь на заднее колесо (вилли). Это поможет вам правильно распределить вес, а также усилить сцепление переднего колеса. Также вы можете использовать различные препятствия, чтобы подтолкнуть заднее колесо в воздух. Контролируйте заднее колесо, выжимая рычаг переднего тормоза. Слишком высоко – отпустите, слишком низко – выжмите. Теперь давайте сделаем остановки (стоппи) стоя. Это еще один шаг на пути к выполнению стоппи с поворотом. Прямо перед тем, как выжимать передний тормоз, прижмитесь немного к земле, подпрыгните. Так как подвеска разжимается и подбрасывает ваш вес вверх, крепко ухватитесь за мотоцикл, прижмитесь ногами, так, чтобы импульс передался мотоциклу. Все это поможет заднему колесу легче подняться. Как только вы освоитесь с этим, попробуйте передвинуть заднее колесо в сторону, когда оно в воздухе, передвинув тело в сторону. Опять же используйте инерцию. Это очень сложно. Используя эту технику инерционного перемещения тела при «переезде» через горки и холмики перед резкими поворотами, вы можете повернуть заднюю часть. Этим самым вы начинаете поворачивать уже в воздухе. Таким образом, вы достигаете большей скорости в повороте и пройдете его более плавно. Рано или поздно неизбежно вы не рассчитаете степень нажатия рычага, и переднее колесо заблокируется. Следующее упражнение поможет вам с этим справиться. Естественной реакцией новичка в этом случае будет выжать рычаг еще больше. Вместо этого вам нужно перестроить свой мозг, чтобы вы автоматически отпускали ручку тормоза при блокировке колеса. Это поможет избежать падения, и вы сможете восстановить равновесие при помощи руля. После этого вы просто сможете выжать тормоз с правильным давлением. Как выполнить стоппи на мотоцикле: по шагам

Один из важнейших и сложнейших навыков – это торможение со скольжением, и если вы выполните его неправильно, то серьезно повлияете на то, что произойдет далее на треке. Следует использовать эту технику торможения только на очень крутых поворотах или когда вам нужно проехать длинный поворот очень быстро, чтобы удержаться на траектории.

Многие гонщики уже знакомы с этой техникой, так как часто используют ее при неправильно выбранной траектории. Хороший способ попрактиковать эту технику и необходимую при ее выполнении точность – научиться вовремя пользоваться тормозами и выполнять все мягко и уверенно. Движение на скорости слишком быстрой для вашего уровня мастерства контрпродуктивно — вы просто потеряете энергию и подвергнете себя опасности. Чтобы выполнить упражнение правильно, заблокируйте заднее колесо, выжав тормоз, и протащите его по круговой траектории. В этом вам поможет инерция вашего тела и техника «Скандинавского переворота» (флипа). Самое сложное в этом упражнении – это вовремя перейти от скольжения к ускорению, которое должно последовать после. Ваши навыки дрифта помогут вам в этот переходный период. Очень тяжело выполнить это скольжение без блокировки заднего колеса, но вам нужно научиться это делать.

Обучающие фильмы по технике эндуро (на компакт-дисках).

Stoppie или езда на переднем колесе и подготовка мотоцикла

Здравствуйте.

Разобравшись более или менее со стантрайдингом, переходим к мотофристайлу, то есть трюкам на мотокроссовых мотоциклах, исполняемых в прыжке. Как и ранее, ни в коем случае не призываю начинать заниматься мотофристайлом, данная статья предназначена для зрителей, которым интересно разобраться, что на что они смотрят во время очередного FMX-шоу.

Итак, FMX произошел из мотокросса, где, по мере усовершенствования техники езды и самих мотоциклов, трассы начали приобретать все более прыжковый характер.

Часть заломов и скрабов в мотокроссе и суперкроссе имеют чисто прикладной характер: они позволяют, где-то повернуть в прыжке, где-то сократить высоту прыжка в угоду более быстрому прохождению трамплинов. Но, конечно же, большая часть мотокроссового выпендрежа в воздухе — это для зрителей.

Со временем этот выпендреж перерос в отдельный техничный, сложный и опасный вид спорта, который называется мотофристайл или FMX.

Мотоциклы для FMX — доработанные мотокроссовые. Делают дополнительные зацепы, чтобы в прыжке было легче ухватиться за какой-то из элементов пластика мотоцикла, тюнят подвеску, активно борются с лишним весом.

За короткое время своего существования мотофристайл завоевал большую популярность, и сейчас практически ни один уважающий себя экстрим-фестиваль не обходится без показательных выступлений FMX.

Поэтому давайте разберемся в FMXерских трюках, исполняемых в прыжках на мотоциклах.

Здесь у нас гораздо больше разнообразных элементов и, в отличие о стантрайдинга, их гораздо труднее каким-то образом сгруппировать, хотя мы и попытаемся.

Какие мотоциклы чаще всего используют?

Для стантайдинга обычно выбирают спортивные модели. Для этого есть целых 3 причины:

  • Мощность
  • Легкость
  • Короткая база

Спортивные модели мотоциклов одни из самых легких, а это несомненный плюс, когда трюк требует управляться с весом байка.

Строение рамы, эргономичность («Эргономика мотоцикла — что это такое?»), строение подвески и длина рабочей базы («Как длина мотоцикла влияет на его управляемость?») у спортивных мотоциклов обладают лучшими характеристиками по маневренности.

Помним же, что короткие байки способны делать резкие и короткие углы на пределе возможностей? То-то же! В стантрайдинге такое любят!

Независимо от уровня проработок, внесенных в конструкцию модели, тренироваться или выступать следует только на прогретых мотоциклах! Даже если вы просто фанат ездить на заднем от светофора, на холодной резине это слишком опрометчивое решение!

Судейство

С выделением мотофристайла в отдельную дисциплину были разработаны правила судейства. Оценка выступления райдера складывается из пяти критериев по 10-балльной шкале.

Для получения высшего балла мотофристайлеры добиваются, чтобы трюки отличались:

  • техничностью;
  • сложностью;
  • зрелищностью;
  • разнообразием;
  • реакцией публики.

Оценивает показ столько бригад судей, сколько намечено параметров для определения победителя.

Что меняют в мотоцикле?

Чем сложнее трюки разучивает водитель, тем больше изменений претерпевает мотоцикл, особенно после падений и грядущего ремонта. Пилот может модифицировать мотоцикл по мере роста собственного опыта, а не бросаться в тотальную переборку с головой с первого дня. Многие сдаются, когда понимают, сколько сил и денег требует это увлечение.

Если вы действительно серьезно задумались над переделкой мотоцикла под стантрайдинг, то это будет масштабный проект.

Что требует изменений:

  • Снятие всего лишнего — пластика, зеркал, оптики
  • Замена руля и траверсы
  • Установка защитных дуг и дополнительных подножек
  • Замена звезд, игра с передаточными числами
  • Регулировка подвески
  • Принудительная вентиляция двигателя
  • Маслозаборник, проблема голодания мотоцикла
  • Проблема вентиляции картерных газов
  • Выхлопная система
  • Изменение сиденья — отверстие под ноги
  • Изменение бака — вогнутая крышка
  • Модификация тормозной системы
  • Возможна замена цепи на усиленную
  • Трековая резина для лучшего сцепления с асфальтом
  • Работа над сцеплением и холостым ходом

Рассмотрим первоначальные доработки, которых хватит для новичка, который разучивает короткие вилли, стоппи и дрифты. Короткие, потому что для двигателя чревато работать в неестественном положении, а у начинающего стантрайдера трюки будут получаться раз на десятку падений. Езда в вилли или стоппи на протяжении не больше 10-15 секунд у новичка не должна заставить голодать двигатель сразу, к тому же «начинашка» еще не готов к долгому выполнению трюков.

  Настоящий пАдонок — это хороший человек на хорошем мотоцикле

Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса

Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.

Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.

Читайте также:  Рыболовный крючок завязать. как привязать крючок к леске

Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.

У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.

Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).

Позже к американским мотофристайлерам добавились:

  • непревзойдённый рекордсмен австралиец Робби Мэддисон, которого за безумные прыжки прозвали «Сорвиголова»;
  • швейцарец Мэт Рибо – первый официальный Чемпион Мира.

Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.

Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.

Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».

У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.

Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».

Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.

Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.

  Спортбайк Ducati Panigale V2 2021. Подробности и тест

Пластик и защита

Первое, что делает любой правильный стантрайдер — снимает лишний пластик и ставит максимум защиты.

Кто среди мотоциклистов падает чаще, чем начинающий исполнитель трюков? Ну-ка, удивите меня? Пластик могут оставить, использовать как площадь под рекламу своего блога или в качестве тюнинга.

Но после первых пары сотен падений задумаешься, а нужен ли пластик вообще? Зеркала тоже в топку. Профи тренируется на специальных площадках. Функционально зеркала там не нужны, да и при падении они ломаются на ура.

На мотоцикл устанавливается разный уровень защиты, что экономит на ремонте двигателя и других уязвимых узлов.

Сначала кажется, что такой набор бронезащиты слишком расточительный подарок, но когда начинаешь подсчитывать сумму ремонта без нее, а потом переводить в наши деревянные рубли… молча соглашаешься с ценой на защиту. Ее мы рассматривали в статье («Защитные дуги, клетки безопасности и слайдеры на мотоцикле»).

Клетка для защиты двигателя должна рассеивать ударную силу без риска повреждения рамы, поэтому лучше выбирать клетки с максимальным числом креплений.

Стантрайдеры выбирают клети на двигатель, а так же дополнительный каркас жесткости подрамника, защиту хвостовой части мотоцикла, что важно в трюках с касанием хвостом асфальта или при падениях на бок. Не обязательно иметь все, но стоит остановиться комбинации нескольких решений.

Сабкейдж — дугообразная конструкция хвостовой части, которая имеет боковые подножки, устанавливается в качестве дополнительного каркаса жесткости подрамника.

Раунд бар — так же дугообразная защита хвостовой части, которая опоясывает хвост мотоцикла и защищает его в момент касания хвостом асфальта. Если вы видите искры, которые летят в такие минуты, то скорее всего это не пластик, а раунд бар.

Бугель — рамка, которую иногда называют «швабра», «щетка» и другие ассоциации. Ее выгодно ставить не только, как защиту хвостовой части, но и как дополнительную опору. Бугель позволяет поставить мотоцикл вертикально, за счет П-образной формы он будет устойчивым. А еще его используют как опору для ног райдера во время исполнения трюка.

Подсказка: много кто напрочь забывает о защите радиатора. Суть в том, что из-за частых приземлений на переднее колесо из верхней точки, крепление радиатора изнашиваются быстрее.

Вероятность, что эти крепления в один не очень прекрасный момент решат катапультироваться и скинуть радиатор за борт, вполне реально, поэтому, чтобы не искушать судьбу и не увеличивать сумму ремонта, лучше заранее позаботиться о крепеже.

Новичку полезно установить защиту цепи. Просто при частых падениях, возможно попадание ноги или одежды в подвижные части мотоцикла. Вроде мелочь, а носки стопы соскальзывают часто.

Мотофристайл

Мотофристайл — вид спорта, в основу которого положены акробатические элементы с мотоциклом, выполняемые во время прыжков со специальных трамплинов. В отличие от стант-райдинга, в мотофристайле используются только кроссовые мотоциклы.

Whip

Whip или кнут — прыжок, в котором райдер пытается разместить мотоцикл максимально горизонтально с последующим возвращением его в вертикальное положение для приземления.

Backflip

Backflip — «сальто назад» на мотоцикле — одна из основ всего мотофристайла.

Двойной бэкфлип

Двойной бэкфлип — двойное сально назад, долгое время считался невыполнимым, в 2006 году продемонстрированный Тревисом Пастраной и позже некоторыми другими райдерами.

Frontflip

Frontflip или «кувырок перед» — один из самых сложных элементов современного мотофристайла.

360 градусов

360 градусов — трюк, для выполнения которого требуется повернуть мотоцикл в воздухе на 360 градусов.

Body Varial

Body Varial — трюк, в котором спортсмен поворачивается на 360 градусов над мотоциклом, а мотоцикл летит по обычной траектории.

Cliff Hanger

Cliff Hanger — требует от спортсмена зацепиться ногами за руль, вытягиваясь телом и руками вверх.

Hart Attack

Hart Attack – стойка вверх ногами на мотоцикле, в прыжке райдер одной рукой держится за руль, а второй – опирается на сиденье.

Замена руля и траверсы

Традиционно стантрайдеры выбирают замену руля на клипоны («Клипоны на мотоцикле, когда они нужны?») или кроссовый руль. Ходит устойчивое мнение, что с кроссовым рулем удобнее ездить, в то время, когда исполнение трюков сподручнее с клипонами.

В этом усматривается еще одно логичное следствие. Клипоны проще заменить после множества падений. Кстати, после тех же падений, приходит гениальная идея убрать фару. Жалко расчесывать ею асфальт, да и не зачем она, если вы не собираетесь красоваться кульбитами на дорогах общего пользования ночью.

Популярные соревнования

Мотофристайл проводится как самостоятельное соревнование или входит в состав комплекса состязаний с другими экстремальными видами спорта. Все профессиональные райдеры и толпы зрителей стремятся попасть на популярный чемпионат мира по мотофристайлу под названием «Ночь прыжков».

  Как снять покрышку с диска скутера в домашних условиях

Также пользуется популярностью мировой шоу-тур с неофициальным статусом «Гладиаторские бои современности» (Red Bull).

Незабываемы и традиционные соревнования, появившиеся с выделением мотофристайла в отдельную дисциплину – «Х – Игры».

Из других состязаний публикой ценятся «Мастера грязи», «Мастера адреналина» и «Гравитационные Игры».

Протектор шин

В стантрайдинге как и на гоночном треке очень важно сцепление мотоцикла с поверхностью дороги. Да, прогретая резина повышает ваши шансы на успех. Но чем меньше рисунка и влагоотводящих каналов будет в протекторе, тем удобнее станет выступать.

Райдеры экстремальной езды пришли к выводу, что заднюю покрышку можно оставлять на обычном городском рисунке, а на переднее колесо можно поставить слик. О мотошинах читаем в статье «Виды протекторов мотошин. Классификации».

Конечно, шины для спортивных мотоциклов снашиваются с дикими скоростями, а после дрифта в прямом смысле слова тают на глазах, но красота, спорт и мастерство требуют жертв.

В следующей статье рассмотрим более продвинутые нововведения, которые необходимы опытному стантрайдеру.

Honda CBR 600 F4i

Из всех моделей байков CBR 600 F4i считается самым подготовленным к стантрайдингу.

Этот мотоцикл неоднократно занимал первые места на соревнованиях мирового уровня.

Он надежен, как все хонды, сломать его сложно.

Достоинства:

  • — неубиваемый мотор
  • — проблему с масленым голоданием легко решить, установив перегородку в картер двигателя
  • — с завода крепкая рама и подрамник, не требующие дополнительного усиления

Этот мотоцикл для станта, казалось бы, обделен недостатками. Но есть моменты, где он уступает одноклассникам:

  • — за счет надежности двигателя, мощность чуть ниже (чем меньше мощность, тем надежней мотор)
  • — передняя вилка обычная неперевернутая, поэтому, для жесткости, придется поработать над подбором пружин и вязкостью масла
  • — вес мотоцикла не на много, но больше конкурентов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector