Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.
Подача сигналов бедствия
Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)
Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов.
Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д.
Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.
Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.
- Расшифровка сигналов бедствия:
- 1 — нужен врач
- 2 — необходимы медикаменты
- 3 — не можем дальше двигаться
- 4 — Необходима вода и еда
- 5 — Необходимо оружие и боеприпасы
- 6 — Необходимы карта и компас
- 7 — Нужа сигнальная лампа и батареи
- 8 — Укажите направление к спасению
- 9 — Мы двигаемся в этом направлении
- 10 — Пробуем взлететь
- 11 — Самолет поврежден
- 12 — Здесь безопасная посадка
- 13 — Необходимо масло и пища
- 14 — Все в норме
- 15 — Нет
- 16 — Да
- 17 — Не понял
- 18 — Необходим инженер
- 19 — мы нашли всех людей
- 20 — Судно повреждено
- Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.
Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга.
Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех.
Ведь ждать возможно придется довольно долго.
Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.
- Звуковые сигналы подаются аналогично световым — 6 сигналов в минуту.
- Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:
- — Международный сигнал бедствия — «Мэйдэй, Мэйдэй»
- — Позывной, если есть
- — Местонахождение
- — Количество людей в группе
- — Координаты посадки
- — Запрос о медицинской помощи, если необходимо
Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.
Международные сигналы бедствия
Главная – Сигнал бедствия – Международные сигналы бедствия
Просмотров: 16377
Существует система международных, общепринятых сигналов и кодов бедствия, которые едины для всех государств, языков, вооруженных сил и служб спасения. Зная эти сигналы, спасатели никогда не спутают: это пьяный турист кривляется и вытанцовывает, размахивая руками, или вам реально нужна помощь.
Сигнал S.O.S. – в переводе с английского «Save our Souls» — означает «Спасите наши души». Такой сигнал можно выложить прямо буквами из камней и веток на песке пляжа, или нарисовать краской на палубе корабля. Можно сигнал S.O.S. передавать и азбукой Морзе при помощи радиопередатчика или прерывистого светового сигнала. Код: три тире, три точки, три тире.
Еще один экстренный международный радиосигнал: «Mayday! Mayday! Mayday!» (мэйдэй). В переводе с французского, дословно обозначает – помогите! Данный сигнал означает серьезную опасность.
Также сигналами бедствия являются:
— Человек стоящий ровно с разведенными в стороны руками, периодически сводя руки над головой. Усиливается этот сигнал наличием ярких флажков или тряпок в руках. В темноте нужно использовать – факелы, или сигнальные фаеры (вспомнаем х/ф «Скала», где Николас Кейдж в конце маякует самолетам).
— Оранжевый дым.
— Костер – не очевидный сигнал. В идеале нужно разводить три костра на расстоянии около 50 м, в виде линии или треугольника.
- — Непрерывный гудок любым генератором сильного резкого звука.
- — Перевернутый вверх ногами флаг любого государства.
- — Красная сигнальная ракета.
— Сигнал зеркальной поверхностью (прямо в глаза спасателям. Ы…).
- Поддержать проект в соцсетях:
Если вы оказались в экстремальной ситуации, а сигнального комплекта нет – то нет. 🙂 А вот если вы только собираетесь…
Существует система международных, общепринятых сигналов и кодов бедствия, которые едины для всех государств, языков, вооруженных сил и служб спасения. Зная…
Когда человек попадает в экстремальную ситуацию в диких условиях, есть три варианта: его хватились и ищут, чтобы спасти; его не…
В сегодняшней статье мы поговорим об особой категории подачи сигналов бедствия – световых сигналах. Способов их подачи достаточно много и…
Во время автономного выживания в условиях дикой природы, далеко не всегда у потерпевшего оказывается комплект для подачи сигналов…
Как правильно подавать сигналы бедствия
Важно знать, сигналы бедствия, которые нужно подавать, если вы заблудились в лесу.
Международные сигналы бедствия, если заблудился в лесу
Чтобы не бездействовать в ситуации, когда вы заблудились в лесу, существуют определенные сигналы бедствия. Подача сигналов бедствия должна произойти как можно быстрее и как можно заметнее, чтобы они был видны с дальнего расстояния, а желательно и с высоты, если за вами вылетит вертолет.
- Международным сигналом бедствия признаны дымовые столбы или костры в количестве трех штук!
- Если у вас есть сигнальные ракеты, петарды или передатчик воспользуйтесь ими!
- Осмотрите свои вещи на наличие зеркала, фонарика, свистка, яркой кофты, все это поможет вам подать сигнал о вашем положении. Пускайте солнечных зайчиков или мигайте фонариком, зависит от времени суток.
Прекрасным средством сделать вас более заметным днем является дым, разведите костер и берегите его от ветра, чтобы придать дыму цвета добавьте туда сухую траву, резину, мокрое дерево.
В ночное время суток лучшим способом будет подать сигнал о себе с помощью фонаря или же костра, но при розжиге костра помните о безопасности природы, следите за тем, чтобы не устроить лесной пожар. Также, вам будет полезна информация о том, как переночевать в лесу.
Если вас будет искать вертолет с воздуха, выложите просьбы о помощи на земле ветками, камнями, окружающим мусором, листьями, сухой травой. Также мы можете разложить международное слово о помощи SOS на открытой лесной поляне из легковоспламеняющихся компонентов, например, листьев, и поджечь его, если вдруг заметите пролетающий в небе транспорт.
Рекомендуем прочитать:
Как выбрать снаряжение для зимнего похода
Подача сигналов бедствия в лесу или горах
Подача сигнала бедствия может происходить несколькими способами:
- сигнальными кострами;
- световыми сигналами;
- шумом;
- изображением SOS на земле различными возможными средствами.
Сигнал SOS
Разводить такие костры нужно не слишком крупного размера, их сложнее поддерживать, лучше разожгите несколько маленьких костерков. В дождь найти материал для розжига сложнее, чем днем, но сделать это, возможно, стоит поискать под поваленными деревьями и стогами валежника.
Лучше всего подавать световые и шумовые сигналы. Важно понимать, что они должны быть четкими, резкими и хорошо заметными.
Подавайте сигналы с определенной периодичностью во времени всеми возможными способами: кричите, стучите, светите фонарем, жгите костры, размахивайте самым ярким предметом одежды и запускайте имеющиеся у вас ракетницы. Последнее желательно делать, если вы услышали или увидели следы пребывания людей.
Как звать на помощь в лесу
Также вам может быть полезна информация о том, как ориентироваться на местности. Если вы заблудились в лесу, успокойтесь и зовите на помощь. Первым делом наберите номер 112, это можно сделать даже не имея денежных средств на телефоне.
Перед этим осмотрите местность и выберите ориентир, чтобы лучше описать спасателям место вашего нахождения. Желательно, чтобы это была река, железная дорога и тд.
После выезда спасателей оставайтесь на месте и ждите помощи, передвижения опасны тем, что вы заблудитесь еще и сильнее и поменяете место вашего нахождения, которое вы уже описали спасателям!
Какие существуют способы подачи сигналов бедствия: виды и способы
Если вы собираетесь в поход, то обязательно должны уметь подавать сигналы бедствия. Только так вы сможете указать свое точное место нахождения, чтобы вам могли оказать необходимую помощь.
Сигналы бедствия — международный знак о помощи
Если вы попали в экстренную ситуацию, ни в коем случае не покидайте место происшествия, так у вас будет больше шансов спастись. Ваша главная задача — правильно подавать сигналы бедствия так, чтобы они были видны с воздуха, суши и воды.
Сигнал бедствия подручными средствами — на снегу
Вы должны действовать слаженно и оперативно, особенно, если кому-нибудь из участников похода нужна неотложная медицинская помощь.
Выделяют несколько разновидностей сигналов
- Световые. Для подачи сигнала используют источники света или светоотражающие предметы.
- Дымовые. Дымящие костры.
- Жесты. Эффективны в случае обнаружения низко летающего самолета.
- Информационные. Если туристы покинули место, то оставляют определенные знаки, чтобы спасатели могли определить направление движения туристов.
- Водные. Используют ярко-светящиеся краски и растворяют их в воде.
- Радиосигналы. Для их подачи используют телефоны или рацию.
Международная конвенция по охране человеческой жизни разработала таблицу сигналов, которые понятны всем спасателям мира.
Это специальные коды, которые при правильной расстановке на поверхности, помогают спасателям быстрее найти пострадавших и оказать им необходимую помощь.
Рассмотрим несколько международных кодов с расшифровкой, которые могут понадобиться в туристическом походе
- I — необходим врач, есть тяжело раненые люди;
- II — нужны медицинские препараты;
- X — следовать дальше не в состоянии;
- F — нужны продовольствие и вода;
- ↑ — следую в этом направлении.
Чтобы вас заметили и смогли помочь, необходимо выкладывать символы шириной не менее 0,3 метра, длиной — 1 метр с пробелом между знаками — 0,3 метра. Для выкладывания символов подойдут любые подручные вещи — яркая одежда, спасательные жилеты, палатки.
Обозначение сигналов бедствия
Сигналы международного кода можно выложить дерном, палками, в особо экстренных ситуациях — людьми. На снегу можно использовать еловый лапник. Некоторые выкладывают символы пеплом или вытаптывают обувью.
В пустыне знаки изображают с помощью песка — из него делают большие валы. Рано утром или вечером, когда солнце расположено низко над горизонтом, они будут отдавать отчетливую тень, по которой с воздуха можно определить значение сигнала.
Чтобы коды были заметны издалека, необходимо уложить их на контрастном фоне: на светлом выкладывают темные знаки, а на темном — светлые.
Сигнал SOS
Самым популярным и известным во всем мире является сигнал — SOS (save our soul), что в переводе с английского означает — спасите наши души. Его выкладывают любыми подручными предметами, при этом очень важно, чтобы он был четким и сделан на контрастном фоне:
- Можно выложить большой участок из травы, а на ней белыми камнями надпись sos.
- Вырыть канавки в форме букв в земле, сделать контур из грунта. Он будет создавать тень, хорошо заметную при ясной погоде. Также для создания теневого кода можно использовать ветки, бревна, валуны.
- В зимнее время года такой сигнал выкладывают на снегу пеплом от костра или вырытым грунтом на снежной поверхности.
- Для подачи сигнала sos в темноте сойдет фонарик. Ваша задача — подавать сигналы ритмично, прикрывая включенный свет рукой. Комбинация такая — три короткие сигнала, затем три затяжные и еще раз три короткие.
- При наличии фотоаппарата, можно воспользоваться вспышкой. Выполнить такой сигнал с помощью этого предмета в темноте будет сложнее, чем фонариком. Поэтому вам нужно поступить следующим образом — делаете три вспышки подряд, затем выдерживаете некоторое время паузу, еще раз повторяете три вспышки подряд. Короткое свечение могут принять за обычные блики, поэтому вам нужно направить вспышку на свет-отражающую поверхность. Можно подсветить одну из сторон палатки, тент.
- Сделайте светящий абажур из нескольких свечей. Также будет заметной издалека палатка, в которой зажжена свеча или фонарик.
- Sos можно выложить огненными буквами — выройте канавки, уложите в них горящие бревна, палки.
Сигнальная ракета
Для подачи такого сигнала бедствия, необходимо выбрать возвышенность. Держать пиротехническое устройство необходимо на вытянутой руке, развернув сопло от себя. При этом важно, чтобы рядом не было людей.
Сигнальная ракета в небе
Есть несколько вариантов подачи сигналов ракетой, в зависимости от того, какая модель имеется у вас при себе:
- Сигналом бедствия будет считаться несколько ярко-розовых звездочек, которые выпускаются по-одному с коротким промежутком времени с помощью пистолета.
- Затяжной ярко-красный свет парашютной ракеты также можно расценивать как бедствие и необходимость в спасении — продолжительность сигнала составляет 30 секунд и более, а высота лета — до 300 метров.
- Также можно использовать огни любых других ракет — их нужно выпускать сериями по 3 штуки, выдерживая небольшую паузу между выстрелами.
- При наличии можно задействовать комбинированную сигнальную ракету — визуальная видимость на высоте 200 метров от поверхности земли. Кроме того, она издает сигнал со светом и звуком: выстреливает 5 красными огнями, горящими 5 секунд и воющими звуком около 8 секунд.
Сигнальный костер
Чтобы правильно подать сигнал бедствия в походе с помощью костра, для начала нужно подобрать подходящее место. Важно, чтобы это была открытая местность и зарево было видно со всех сторон. Подойдет лесная поляна, поле или холмик. При наличии пострадавших, разжигать костер лучше вблизи их нахождения.
3 сигнальных костра
По международным стандартам сигналом бедствия будут считаться три пламени на расстоянии 3 метров. Их можно расположить в линию, треугольником. Разожженные костры буквой «Т» дают сигнализируют летчикам о том, что есть место для приземления.
А теперь подробней о том, как организовать сигнальный костер — для поддержания воспламеняющихся костерков, установите дежурного. С помощью горящих палок или бревен с одного костра можно быстро поджечь другие заготовки. Таким образом, до появления самолета вы успеете подать правильный и быстро опознаваемый сигнал бедствия.
Если погода тихая и ясная, можно организовать костер с клубящимся дымом. Чтобы увеличить количество дыма, посыпьте костер мхом, зелеными ветками, травой.
Зимой на заснеженной поверхности более заметным будет черный дым от костра, поэтому в него нужно бросать резину, пластик, подлить горючее (при наличии).
Чтобы привлечь внимание летчиков после захода солнца, лучше разжечь яркий костер, который будет заметен даже на высоте 20 км. Если у вас один костер, то лучше периодически прикрывать его густыми ветками. Мелькающим светом можно передать сигнал азбукой Морзе. К тому же спасатели, быстрее отреагируют на мигающий свет, чем ровное пламя.
Чтобы быть замеченным в пустыне, необходимо заполнить любые емкости песком, полить керосином, соляркой, бензином, в общем тем, что быстро воспламеняется и долго поддерживает горение.
LО разведении костра в лесу читаем в статье: Разведение костра в лесу: правила безопасности, советы
Сигнальный факел
Это отличная альтернативу сигнальному костру, который не всегда успеешь разжечь перед появлением самолета. Перед тем, как идти в поход, сделайте несколько заготовок. Для этого вам потребуется стружка коры из погибшей березы. Заверните ее в ткань и насадите на длинную палку. Такой факел будет гореть долго и ярко.
Применение сигнального факела, или фальшфейера
Чтобы обратить на себя внимание, вам нужно махать им над головой либо периодически закрывать пламя. Если вы об этом не позаботились заранее, то в качестве факела можно использовать несколько сухих еловых веточек, собранных в пучок и завернутых в ткань.
Для изготовления факела в пустыне потребуется банка из-под консервов. Заполните ее песком и пропитайте горючим, зафиксируйте сверху на палке.
Сигнальное зеркало
Это отполированная пластина из металла с высверленным центром (5-7 мм в диаметре). Как подавать сигнал бедствия — вам необходимо пустить солнечный зайчик зеркалом. Будьте уверены, он будет заметен даже с вертолета, летящего на высоте 2 км и на таком же расстоянии от вашего места нахождения. Это универсальный метод, который можно применить даже ночью.
Сигнальное зеркало — способ подачи сигнала бедствия
Если у вас не оказалось сигнального зеркала, его смело можно заменить зеркальцем из косметички, фольгой, и даже — лезвием ножа. Чем больше вы отполируете пластину, тем больше вероятность, что вас заметят.
Как использовать фольгу — развесьте на дереве или разложите на холмике куски скомканной фольги. Она будет вращаться и таким образом, подавать сигналы.
Подать сигнал бедствия в лесу можно с помощью флагов. Свяжите или сшейте яркие куски ткани из вещей, палатки, и развешайте на верхушках деревьев. Используйте пестрые, красные и оранжевые тона, которые будут отлично контрастировать на фоне зелени.
Фонарь
Электрический фонарь или прожектор лучше использовать в темное время суток, поскольку днем его свет будет малозаметным. Принцип подачи сигнала такой же, как и с обычным фонариком на батарейке. С помощью него вы можете отбить азбуку Морзе или подать сигнал SOS.
Выберите открытое место и желательно на возвышенности, чтобы источник света был виден со всех сторон.
LВыбираем надежный фонарь здесь: О том как выбрать фонарь для похода — требования, советы, рекомендации
Свисток
Звук свистка слышен намного дальше, чем крик, а если вы используете сигнальные свистки, то сила слышимости увеличивается втрое. Подавать сигнал бедствия с помощью свистка можно тремя способами:
Свисток для подачи сигнала бедствия
- отдельные громкие звуки с промежутком в 1 минуту;
- группа из 6 отдельных звуков с короткими паузами;
- беспрерывный звуковой свист, который особенно эффективен в тихую и туманную погоду.
Чтобы звук был как можно сильнее, поднимитесь на возвышенность. Важно, чтобы вокруг вас не было преград, которые «забирают» силу звука.
LЧто делать если потерялся в лесу, читаем в статье: Если заблудился в лесу. Правила поведения в нештатной ситуации
Как подать знак sos сос руками
Этот способ подойдет, когда у вас нет никаких средств и инструментов для подачи сигнала о спасении. Вам нужно выйти на хорошо обозреваемое место — поляну, в поле и т. д., и просто размахивать руками вверх-вниз. Делать это целесообразно, когда вы находитесь в зоне видимости самолета.
Подача сигнала бедствия руками
Кроме рук, вы можете задействовать тело:
- человек лежащий лицом к верху — не можем двигаться, есть пострадавшие, нужна медицинская помощь;
- фигура, присевшая на корточки — нужны продукты и вода;
- человек, сидящий на корточках с вытянутыми руками вперед — укажите наиболее легкий и безопасный путь движения;
- человек стоит ровно с вытянутыми в стороны руками на уровне плеч — пришло в непригодность или утеряно необходимое снаряжение;
- стоящий в полный рост с одной вытянутой рукой вперед на уровне плеч — нужны медикаменты;
- человек, стоящий в полный рост, держит руки, поднятые к верху — заберите нас.
Сигналы подаваемые самолетом
Определить, что низко пролетающий самолет или вертолет вас понял, можно по следующим знакам:
Сигналы самолета в ответ на сигнал бедствия
- Вас вижу — зеленая ракета или круг на вашим местом нахождения.
- Ожидайте помощи, к вам скоро придут — ракета с красным огнем или горизонтальная восьмерка.
- Двигайтесь в указанном направлении — желтая ракета или полет над людьми в сторону их движения.
- Вас понял — пилот выпустит ракету с белым светом или качнет крылом.
- Вас не понял — две красных ракеты или движение самолета змейкой.
- Где можно приземлиться. Самолет выпустит две сигнальные ракеты.
Заключение
Как видите, существует множество способов, как подать сигнал бедствия, главное не растеряться и не паниковать. Любые подручные предметы, ваша сообразительность и организованность, помогут вам выжить даже в самых экстремальных и безнадежных ситуациях.
Метки статьи: Выживание, Правила безопасности
Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- — клубы дыма оранжевого цвета;
- — пламя на судне (горящая бочка);
- — ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
- — красная парашютная ракета;
- — флажковый сигнал НЦ по Международному своду сигналов;
- — сигнал из красного флага с шаром над ним или под ним;
- — медленное повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
- — пушечные выстрелы или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты;
- — непрерывный звук, производимый любым аппаратом, предназначенным для подачи прерывистого сигнала;
- — Сигнал бедствия «SOS» (… — …), передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произнесенное по телефону.
- — оранжевый дым, малиновый огонь, звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль, дымовых шашек, факелов-свечей, фальшфейеров;
- — блики сигнальных и самодельных зеркал, фольги;
- — знаки-сигналы на местности;
- — оранжевые цветовые пятна на воде;
- — свет и дым костров;
- — яркая одежда;
- — радиобуи и радиостанции;
- — звуковые сигналы; световые сигналы азбукой Морзе;
- — флаги-сигналы, воздушные шары и змеи;
- — сигнальные туры, затесы и другие импровизированные метки.
Универсальный сигнал «SOS»
– любой световой (три огня, столба дыма, вспышки) или звуковой (три громких свиста, выстрела) сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени.
Знаки-сигналы на местности для воздушных поисковых спасательных служб
- — I – нужен врач;
- — II – нужны медикаменты;
- — X — неспособны двигаться;
- — K – укажите направление следования;
- — F – нужны пища и вода;
- — ↑- двигаюсь в этом направлении;
- — □ — требуются компас и карта;
- — ∆ — здесь можно безопасно сесть.
- — Размер знака должен быть 20 м и более, ширина полосы – 3-4 м.
Знаки подтверждения приема сигнала бедствия с воздушного судна.
- — Круг над обнаруженными людьми или отстрел зеленой ракеты – «Вас вижу».
- — Полет «восьмеркой» в горизонтальной плоскости или отстрел красной ракеты – «Ожидайте помощи на месте».
- — Полет над потерпевшими бедствие в направлении курса предложенного следования или отстрел красной ракеты «Идите в указанном направлении».
- — Покачивание с крыла на крыло или отстрел белой ракеты «Вас понял».
- — Полет змейкой или отстрел двух красных ракет – «Вас не понял».
- — Пикирование с последующим входом в вираж или отстрел двух зеленых ракет – «Обозначьте место посадки и приземления».
Подавать сигналы необходимо до абсолютной уверенности в том, что они были замечены (повторение (возможно, неоднократное) 4-го знака подтверждения).
Статья 87. Сигналы бедствия
СТ 87 ВЗК РФ
1. Для своевременного оказания помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам, их пассажирам и экипажам используются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности (далее — сигналы бедствия).
2. Перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определяется федеральными авиационными правилами.
Комментарий к Статье 87 Воздушного кодекса России
Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия. Одновременно включается сигнал бедствия аппаратуры опознавания.
Сигнал бедствия устанавливается единый для всей авиации России и передается по радиотелеграфу буквами «СОС», по радиотелефону — открытым текстом «Терплю бедствие» (при международных полетах — словом «Мэйдей»).
Все сигналы передаются только по указанию командира воздушного судна. Экипаж любого воздушного судна, услышав сигналы бедствия, должен сообщить об этом органу УВД и продолжать следить за передачей информации на этой частоте.
Передача сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемых крайней необходимостью, до особого указания диспетчера может быть временно запрещена.
При вынужденной посадке экипаж вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями, а в перерывах держит передатчики во включенном состоянии (с нажатой кнопкой). Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, должны быть постоянно включенными.
Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими радиостанциями на этой частоте.
Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия, передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при групповом полете — командиру (ведущему) группы.
Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район бедствия.
При этом он должен сообщить свое местонахождение и по возможности расчетное время прибытия в район бедствия.
Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, обязан доложить о своих наблюдениях. Он также должен сообщить о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и получить указания дальнейших действий.
При невозможности установления связи с руководителем полетов, наблюдавший экипаж продолжает отслеживать развитие событий, связанных с бедствием, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.
При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.
Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна. Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.
В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и, по возможности, берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства. После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.
При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.
После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема.
В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе. При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна.
При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.
Полученная информация докладывается в пункты управления полетами.
Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна государственной и экспериментальной авиации должен подать сообщение о бедствии открытым текстом по действующим каналам управления полетом, по которым к началу сложившейся на борту аварийной ситуации воздушное судно имело связь, и продублировать по общим каналам связи и пеленгации на аварийных частотах 121,5 (406,025) МГц и 2182 кГц. Включить аварийный радиомаяк.
- Сообщение о бедствии в полете передается открытым текстом в следующем порядке:
- 1) «Терплю бедствие» — 3 раза («MAYDAY» при международных полетах);
- 2) «Я» — 1 раз;
- 3) позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, — 3 раза;
- 4) координаты места бедствия — 3 раза.
Пример: «Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие, Я, 93114, 93114, 93114; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.».
- Если позволяет обстановка, то необходимо передать:
- курс полета;
- скорость полета;
- высоту полета;
- характер бедствия и требуемую помощь;
- решение командира воздушного судна и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию;
- время московское (UTC — при международных полетах).
Одновременно с передачей сигнала «SOS» или «Терплю бедствие» включается сигнал «Бедствие» на аппаратуре опознавания и сигнал «Авария» на ответчике УВД. При полетах вне границ Российской Федерации на ответчике УВД ИКАО устанавливается код 7700 «Бедствие».
Сообщение о бедствии передается до тех пор, пока не будет получено подтверждение о принятии этого сообщения от экипажей воздушных судов (наземных пунктов управления полетами) или до момента покидания экипажем воздушного судна.
Все члены экипажа при покидании воздушного судна и вынужденной посадке (приводнении) должны действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (инструкции экипажу) для данного типа воздушного судна.
Международная кодовая таблица сигналов бедствия подаваемых с земли
Общепризнанные сигналы бедствия “земля-воздух”.
Основное условие для спасения – сообщить другим о том, где Вы находитесь и что Вам нужна помощь. Хорошо, когда есть связь, но если ее нет, тогда нужно воспользоваться общепризнанными сигналами бедствия.
Самый известный из сигналов – “SOS”. Буквы “SOS” в переводе с английского представляют собой аббревиатуру из первых букв слов фразы “Спасите наши души”.
Приняты для стандартного сигнала бедствия, так как при передаче сигнала азбукой Морзе имеют характерное звучание, которое невозможно спутать- три точки, три тире, три точки.
“SOS” можно написать большими буквами на земле, можно передать по радио с помощью азбуки Морзе или другими известными Вам способами.
Многие спасательные средства комплектуются радиопередатчиками, которые настроены на аварийную частоту и могут посылать сигналы, по которым можно установить местоположение человека, который подал этот сигнал.
Но не всегда этот радиосигнал может быть эффективен, так как большинство аварийных передатчиков весьма ограничены в радиусе действия, поскольку они работают в метровом диапазоне и только в зоне прямой видимости, когда нет препятствий.
Поэтому, в целях экономии заряда батарей, сигнал бедствия следует послать с периодическим и регулярным его повторением. Если кто-то услышит Ваш сигнал, то поймет, что сигнал может снова повториться.
Что же касается бортовых передатчиков, то они, в отличие от аварийных, могут работать в разном волновом диапазоне.
Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых ракет, которые запускаются поодиночке через короткие промежутки или длинный красный свет планирующей парашютной ракеты.
Также в качестве выгнала бедствия могут быть истолкованы огни любых ракет, которые пускаются сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.
Международная кодовая таблица сигналов “земля-воздух”.
Международные сигналы бедствия “земля-воздух” в виде определенных символов кодовой таблицы помогут сообщить о Ваших основных потребностях и увеличить шансы на Ваше спасение.
Символы этой таблицы выкладываются на земле, на открытых местах, которые хорошо просматриваются с воздуха.
Поэтому при выборе места размещения сигнала на земле всегда необходимо изучать местность и использовать горизонтальные участки или участки на тех склонах, из которых наибольший сектор видимости. Это же касается и световых сигналов.
Для них лучше выбирать высокие места.К световым сигналам относятся сигнальные костры, а также сигнальные зеркала.
Огонь и дым – это прекрасный способ привлечь к Вам внимание. Устройство сигнальных костров является одной из первых задач, после того как будут решены насущные проблемы.
Сигнальное зеркало – один из лучших способов подачи сигнала бедствия с помощью солнечного “зайчика”, который обладает хорошим эффектом указания своего местоположения в солнечную погоду.
Звук всегда привлекает внимание, особенно в зоне прямой видимости, когда помощь недалеко, а Вы не способны добраться до нее. В этом случае может быть достаточно крика или, если есть свисток, с его помощью можно подать звуковой международный горный сигнал бедствия. Он подается точно так же, как и “SOS” – шесть свистков в минуту, затем минута молчания, а затем все повторяется.
Жестовые сигналы можно эффективно использовать, чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта. Для этого используют знаки международной аварийной жестовой сигнализации.
Все общепризнанные международные сигналы бедствия “земля-воздух” сведены в одну кодовую таблицу. Вам нет необходимости запоминать все существующие сигналы. Вам нужно запомнить только основные из них, которые приведены ниже.
Это интересно: Где нельзя разводить костер
Международный стандарт размера сигнала – 10 метров в длину, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками, но не меньше, чем 2,5 метра, потому что с большого расстояния или высоты знак будет сливаться в пятно.
Для оборудования сигнала можно использовать все, что есть под руками: спасательные жилеты, разрезанную на куски ткань, бревна деревьев или камни, обломки транспортного средства, хвойный лапник или ветки деревьев, связанные в длинные жгуты растения. На берегу реки или моря можно использовать гальку или выброшенные прибоем водоросли.
Если случилось так, что у Вас не из чего выложить сигнал, тогда его можно не выкладывать, а выкапывать. Для этого можно снять дерн, перевернуть землей вверх и аккуратно выложить на траву вдоль траншеи. Это даст возможность увеличить ширину знака.
В зимний период на снегу сигнал “рисуется” с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается. Дно вытоптанных траншей выкладывается любым темным материалом. Основное правило при устройстве траншей – не топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получились десятки идущих в разные стороны тропинок.
Оборудованные таким образом сигналы могут работать как днем, так и ночью, если ночью в углублениях развести огонь.
Находясь в пустынной местности, где выбор материала небольшой, сигнал бедствия можно подавать с помощью тени.
Для этого самым эффективным сигналом будет развешивание на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже куски бумаги, которые могут быть любой окраски, потому что отбивать сигнал будут не ткань или бумага, а отбрасываемая ими тень.
Такой сигнал может “работать” только два раза в сутки – утром и вечером, когда тень достаточно хорошо может читаться с воздуха.
Главное и основное правило – сигнал должен быть ярким и контрастировать на фоне местности, чтобы сигнал можно было легко заметить. Проще говоря, на светлом фоне знаки должны быть как можно более темными, на темном фоне – максимально светлыми.
Сигнальные костры – это один из самых простых, самых древних и самых доступных способов подачи сигналов.
Самое основное, что надо знать, – эффективность сигнального костра будет зависеть от места его разведения. Место для сигнального костра необходимо выбрать недалеко от Вашей стоянки, которое хорошо видно на большом расстоянии, как с земли, так и с воздуха.
Лучше всего для этих целей подойдут места, которые хорошо просматриваются как с воздуха, так и по горизонту: возвышенности, склоны холмов, открытые поляны, широкие просеки и открытый берег реки или моря.
Если развести костер в густом лесу или на дне ущелья, то пользы от него в качестве сигнала может быть немного.
Для того, чтобы подавать сигнал бедствия с помощью костров, Вам необходимо позаботиться о том, чтобы Ваш костер горел и был виден в любую погоду.
Для этого необходимо подготовить запас дров у каждого костра. Слишком много дров не бывает, поэтому пусть лучше больше, чем в самый ответственный момент их не хватит.
Кроме этого, на случай плохой погоды у каждого костра нужно подготовить и запас надежной растопки.
Наиболее эффективный сигнал от костра – дымовой сигнал. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, еловый лапник или траву. Такой дым будет хорошо заметен. Также нужно помнить и о цвете дыма.
В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый дым, а в зимнюю и пасмурную летнюю погоду хорошо будет просматриваться черный дым. Для этого нужно добавлять в костер куски резины, солярку, пластик или промасленную ветошь, если, конечно, у Вас это будет в наличии.
Поэтому, лучше всего подавать комбинированный сигнал – густой белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
Это интересно: Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы
В ночное время цвет дыма не виден, поэтому нужно использовать яркий костер из сухих дров. Яркое пламя легко можно увидеть с воздуха на расстоянии до 20 км, а с земли – до 10 км.
При оборудовании сигнального костра в дождливую или сырую погоду его лучше делать каскадным, двух или трех ярусным.
На нижнем ярусе выкладывается в виде шалаша растопка и сухие небольшие ветки, а верхние ярусы, которые должны образовать влагозащитную крышу, нужно выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. После загорания растопки в каскадном порядке будут загораться все верхние слои.
Находясь в сырой местности, а тем более на болоте, на сильно увлажненной почве для устройства сигнального костра необходимо оборудовать подложку или помост на небольшой высоте, что даст возможность изолировать дрова от влаги.
Находясь на плоту, для того чтобы бревна плота не загорелись, на них сверху надо выложить подушку из камней, земли, дерна или песка. Особенно хорошо эти костры заметны, когда плоты стоят на якорях посреди водоема.
Если по какой-либо причине Вам удалось развести только один костер, тога его рекомендуется периодически чем-то прикрывать: куском ткани, пучком густых веток или загораживать своим телом. Прикрывая и открывая пламя можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе – три коротких, три длинных, три коротких, пауза и снова повторить.
Важно помнить – для быстрого и гарантированного разжигания сигнальных костров около них нужно оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать в небольшом костре постоянный огонь, чтобы мгновенно разжечь основной сигнальный костер. Это Ваша гарантия быстрой подачи надежного сигнала.
Пускание с использованием зеркала яркого солнечного “зайчика” – один из лучших способов подачи сигнала бедствия в солнечную погоду.
Существует несколько различных по конструкции сигнальных зеркал, которые в специальной литературе называют – гелиограф, что в дословном переводе означает “пишущий солнцем”. Как правило, сигнальное зеркало всегда входит в комплектацию НАЗ (неприкосновенного аварийного запаса).
Аварийные комплекты наиболее часто комплектуются малым сигнальным зеркалом. Дальность обнаружения сигнала, подаваемого таким сигнальным зеркалом, может достигать до 14 км. Кроме этого, сигнальным зеркалом можно подавать сигнал в полнолуние ночью и даже в туманной дымке.
Принцип работы штатных сигнальных зеркал прост. Чтобы подать сигнал о помощи, в этом зеркале необходимо поймать солнечный “зайчик” на близко расположенном предмете, совместить его с прицельным отверстием, а затем направить его в сторону цели. Когда “зайчик” попадет в поле зрения прицельного отверстия, он будет виден как яркая звездочка.
Когда у Вас нет специального сигнального зеркала, тогда его можно изготовить из отполированной до зеркального блеска любой металлической пластины. Чем лучше будет отполирована рабочая поверхность “зеркала”, тем дальше будет виден “зайчик”.
Затем в центре пластины нужно аккуратно пробить круглое, до 0,5 см отверстие, через которое необходимо наблюдать за целью (самолетом, кораблем или машиной). Далее, не теряя объект слежения, поворачивать зеркало, с наружной его стороны, к солнцу.
Когда Вы попадете солнечным “зайчиком” в цель, тогда начинаете медленно покачивать зеркало, создавая двигающиеся блики по всей площади объекта. Это исключит возможность того, что объект не увидит поданный знак, потому что неподвижное отражение может остаться незамеченным.
В качестве материала для изготовления сигнального зеркала можно использовать любой обломок зеркала, зеркала заднего вида или отражатель фары автомобиля, жесть, фольгу, обертки от шоколада или конфет. Также далеко виден блеск хорошо отполированного широкого лезвия ножа, дна консервной банки или ножовочного полотна.
Принцип работы такого “сигнального зеркала” прост. Нужно, удерживая зеркало одной рукой около лица или прижимая торцом задней стенки к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный “зайчик” был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении цели и “посадить” эту цель на кончик поднятого вверх большого пальца.
Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец. Продолжая удерживать большой палец на объекте и одновременно в луче “зайчика”, поворачиваться в направлении движения объекта. До тех пор, пока Вы будете видеть на срезе пальца цель и свет солнечного “зайчика”, это будет гарантировать, что сигнал направлен в сторону объекта.
Медленно покачивая зеркало, создавать двигающиеся блики по всей площади объекта.
Это интересно: Какие существуют виды условных знаков
Для того, чтобы понять принцип работы зеркала, Вам сначала необходимо потренироваться в подаче сигнала на небольших расстояниях.
В экстремальной ситуации нельзя ограничиваться подачей одного или двух сигналов. Сигнал бедствия будет эффективен только тогда, когда он подается комплексно: выкладка знаков на земле, огонь и дым, сигналы зеркалом, звуком и т.д. При этом не нужно забывать о самом человеке. Только в разнообразии подачи сигнала бедствия увеличивается вероятность, что его заметят.
Чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта необходимо эффективно использовать жестовые сигналы. Для этого нужно позаботиться о том, чтобы Вас хорошо было видно – выйти на открытое место, надеть, по возможности, яркую одежду, размахивать яркими кусками ткани, а ночью использовать факел или фонарик.
Как и с международными кодовыми знаками, которые выкладываются на земле, существуют знаки международной аварийной жестовой сигнализации.
Они подают пилотам поисковых самолетов и вертолетов конкретную информацию. В этой таблице приведено много различных сигнальных знаков.
Не всегда можно вспомнить все эти знаки, поэтому Вам нужно запомнить всего два сигнала, которые приняты и используются в наших, отечественных ВВС.
Снизившись, пилот разберет подаваемые Вами знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит Вас самих и Вашу жестовую сигнализацию.
Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля-Воздух»
Отправляясь в путешествие, каждый должен знать и уметь применять на практике специальные сигналы. При попадании в опасную или чрезвычайную ситуацию для облегчения поиска и оказания своевременной помощи целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля–Воздух».
- Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед или вытоптаны на снегу.
- Я двигаюсь в этом направлении
- Судно серьезно повреждено
- Ничего не обнаружено, продолжаем поиски
- Требуются топливо и масло
- Требуются карта и компас
- Укажите направление следования
- Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу