Индейский костер. костер под землей или индейские уловки

Такой костер еще называют дакотским очагом в честь американских индейцев племени дакота, которые, видимо, его и придумали, не зная законов аэродинамики, а просто опираясь на практический опыт.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

У дакотского очага есть много преимуществ:

  • пламя получается более интенсивным за счет хорошей тяги;
  • уходит меньше топлива;
  • такой костер будет хорошо гореть даже при сильном ветре и давать равномерный нагрев, так как пламя не будет относить в сторону;
  • подземный костер не выдаст своим светом вашего местонахождения, да и дыма от него меньше;
  • он менее пожароопасен, его проще затушить;
  • когда костер прогорит, и пламя будет потушено, на хорошо прогретом месте можно вполне комфортно расположиться на ночлег.
  • Как видим, преимуществ достаточно, хотя придется немного потрудиться. Итак, ваши действия:
  • 1) Выкопать в земле яму глубиной и диаметром 30 см.
  • 2) Отступив от ее верхнего края примерно 10 см, расширить яму внизу, чтобы она получилась 50-60 см в диаметре.
  • 3) Отступив от основной ямы около 30 см, выкопать вторую яму диаметром 15 см таким образом, чтобы она шла вкось, диагонально первой, и в итоге с ней соединилась своего рода туннелем.

4) На дно основной ямы уложить дрова и разжечь костер.

Благодаря тому, что у нас получилась своеобразная аэродинамическая труба, пусть и изогнутая, из основной ямы пламя и дым будут идти вертикально вверх, а дополнительная яма создаст всасывающий момент, который обеспечит втягивание воздуха к дровам через туннель. Чтобы еще больше увеличить тягу, лучше рыть дополнительную яму с наветренной стороны.

5) А дальше у вас несколько вариантов:

  • если котел или другая емкость для приготовления пищи большего диаметра, чем основная яма, его можно просто поставить на нее сверху;
  • можно положить поверх железную решетку и на нее ставить емкости меньшего диаметра, чем отверстие ямы (например, чайник);
  • можно положить железный лист и тем самым соорудить варочную панель;
  • если ничего этого у вас нет, можно просто взять крепкую палку, одним концом упереть ее в землю, подставить под нее раздвоенный сучок, чтобы он надежно удерживал палку под нужным вам углом, и повесить на конец палки котелок или чайник таким образом, чтобы его дно находилось как раз над отверстием очага.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловкиИндейский костер. Костер под землей или индейские уловки

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловкиИндейский костер. Костер под землей или индейские уловки

Костер под землей или индейские уловки

Такой костер еще называют дакотским очагом в честь американских индейцев племени дакота, которые, видимо, его и придумали, не зная законов аэродинамики, а просто опираясь на практический опыт.

У дакотского очага есть много преимуществ:

  • пламя получается более интенсивным за счет хорошей тяги;
  • уходит меньше топлива;
  • такой костер будет хорошо гореть даже при сильном ветре и давать равномерный нагрев, так как пламя не будет относить в сторону;
  • подземный костер не выдаст своим светом вашего местонахождения, да и дыма от него меньше;
  • он менее пожароопасен, его проще затушить;
  • когда костер прогорит, и пламя будет потушено, на хорошо прогретом месте можно вполне комфортно расположиться на ночлег.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

  • Как видим, преимуществ достаточно, хотя придется немного потрудиться. Итак, ваши действия:
  • 1)      Выкопать в земле яму глубиной и диаметром 30 см.
  • 2)      Отступив от ее верхнего края примерно 10 см, расширить яму внизу, чтобы она получилась 50-60 см в диаметре.
  • 3)      Отступив от основной ямы около 30 см, выкопать вторую яму диаметром 15 см таким образом, чтобы она шла вкось, диагонально первой, и в итоге с ней соединилась своего рода туннелем.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки
Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

4)      На дно основной ямы уложить дрова и разжечь костер.

Благодаря тому, что у нас получилась своеобразная аэродинамическая труба, пусть и изогнутая, из основной ямы пламя и дым будут идти вертикально вверх, а дополнительная яма создаст всасывающий момент, который обеспечит втягивание воздуха к дровам через туннель. Чтобы еще больше увеличить тягу, лучше рыть дополнительную яму с наветренной стороны.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

5)      А дальше у вас несколько вариантов:

  • если котел или другая емкость для приготовления пищи большего диаметра, чем основная яма, его можно просто поставить на нее сверху;
  • можно положить поверх железную решетку и на нее ставить емкости меньшего диаметра, чем отверстие ямы (например, чайник);
  • можно положить железный лист и тем самым соорудить варочную панель;
  • если ничего этого у вас нет, можно просто взять крепкую палку, одним концом упереть ее в землю, подставить под нее раздвоенный сучок, чтобы он надежно удерживал палку под нужным вам углом, и повесить на конец палки котелок или чайник таким образом, чтобы его дно находилось как раз над отверстием очага.

Источник: justcoolidea.ru

Разводим бездымный костер: тайна индейского племени

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

Индейцы племени Дакота издревле славились как прекрасные охотники и свирепые безжалостные воины. Они по много дней выслеживали диких животных и своих врагов, оставаясь незамеченными. В этом им помогала тайна племени: умение разводить «невидимые» костры. Огонь, находящийся в углублении, был незаметен, а дым рассеивался без следа. Обнаружить такой костер можно было, только наступив на него. Бездымный очаг согревал индейцев во время ночевки и помогал готовить пищу. Прибывшие в Северную Америку европейцы переняли у индейцев способ разведения бездымного и незаметного костра.

Как выбрать место

Для разведения DAKOTAFIRE, или индейского костра, нужно выбирать сухое место с мягкой, легко поддающейся лопате почвой. Грунтовые воды должны залегать на глубине свыше 40 см., иначе костер будет заливать водой.

Место следует выбирать под густым деревом. Поднимаясь в его кроне, дым будет рассеиваться и не сможет выдать место расположения лагеря.

Слой дерна вместе с травой необходимо аккуратно подрезать по кругу, свернуть в рулон и сохранить. Впоследствии, после того, как костер будет затушен и углубление засыпано, его можно будет вернуть на место и скрыть место стоянки.

Как выбрать дрова

Без дыма горят только сухие дрова. Необходимо отобрать ветки сухостоя, либо расколоть намоченные дождем поленья и выбрать нижнюю, сухую часть. Кора и подгнившие ветки сильно впитывают влагу и всегда дымят, даже если бросить их в хорошо разгоревшийся огонь. Влажные дрова и ветки хвойных пород лучше просушить у костра, прежде чем бросать их в пламя.

Как устроить индейский костер

Действовать нужно в таком порядке:

  • выкопать углубление диаметром 30 см и глубиной 25-35 см;
  • расширить нижнюю часть углубления до 50 см с тем, чтобы можно было использовать более крупные ветки;
  • по форме яма должна напоминать низкий кувшин с широким горлом, на которое можно будет ставить посуду для приготовления пищи;
  • в качестве решетки можно использовать несколько стальных прутьев или сырых веток, положенных поперек отверстия;
  • отступив на 15 см от края углубления, вырыть еще одну ямку диаметром 15 см так, чтобы он под наклоном приходила в нижнюю часть основного углубления;
  • под землей должно образоваться подобие чайника с носиком;

Наклонный ход предназначен для подачи воздуха к костру и улучшения тяги. Его обычно делают с наветренной стороны, чтобы естественное движение воздуха улучшало его подачу к огню. Если ветра нет, тяга все равно образуется, но будет несколько меньше.

Разведение огня и использование костра

На дно основного углубления складывают собранную бересту. тонкий хворост и сухую траву – все, что удалось собрать. Над кучкой строят шалашик из тонких прутиков, над ним – второй, из веточек потолще.

Как только растопка загорится и горячий воздух поднимется из отверстия, на смену ему поступит свежий воздух их наклонного хода.

Образуется постоянная тяга, она становится тем сильнее, чем больше разгорается костер.

Эффективность такого очага намного выше, чем открытого, поскольку тепло концентрируется в узком горле. И приготовление пищи, и просушка одежды пойдут значительно быстрее.

Если натянуть над отверстием тент под углом 45о, он будет отбрасывать тепло в сторону. Это будет прекрасное место для ночевки. Через пару часов земля вокруг ямы прогревается, и на ней могут разместиться несколько человек.

Костер безопасен для леса, поскольку огонь горит под землей и не сможет стать источником лесного пожара. Чтобы погасить костер, достаточно засыпать наклонный ход и прекратить подачу свежего воздуха к месту горения.

Индейский костер. Костер под землей или индейские уловки

Этот вид костра ещё называют Финской или Таёжной свечкой, позволяет использовать всего лишь одно полено или чурбак для многократного приготовления или разогрева пищи в походных условиях. Крайне экономичен и эффективен в плане расходования топлива.

Самое важное найти сухое бревно и отпилить от него ровный кусок — полено длинной полметра. Лучше, чтоб оно было не менее 12-ти см в диаметре, и максимум — 30.

Если использовать свечу планируется для приготовления пищи, то лучше брать короткие, но толстые заготовки. Тогда можно будет ставить посуду непосредственно на свечу, а сама она будет устойчиво стоять на основании.

Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. А если требуется отопление, то надо брать и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может гореть много часов.

Желательно без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно.

Сорт дерева не имеет большого значения, но следует помнить, что смолистые деревья — «стреляют» и дают много искр. Использовать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева.

Береза горит жарко и не стреляет, но пламя у нее сильное и надо быть осторожным. Кроме того, в коре березы много дегтя и пламя немного коптит, особенно в конце горения. Практически идеальная свеча получается из хорошо высушенной осины.

Горит она исключительно ровно, пламя легкое и бесцветное.

В любом случае, хорошо использовать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется долго сушить.

  • Раскалываем топором полено вдоль на четыре (или 8 , если полено очень толстое) части, желательно одинаковых.
  • Вырезаем из каждой части середину. Немного и понемногу. Состругиваем.
  • Складываем расколотые части полена вместе, оставляя щель в пару сантиметров. Если есть проволока, то можно их и связать. Но не плотно.
  • В центр полена закладываем немного березовой бересты и и того, что вынули из середины. Поджигаем. Хорошо помогает жидкость для разжигания углей.
  • После того, как свеча разгорится, в центре ее звезды образуется небольшой кратер — зона горения, своеобразная топка. В нее, кстати, как в самовар, можно подкладывать дополнительное топливо — древесный уголь, щепки, мелкие шишки и пр. Это значительно продлевает срок жизни свечи. Величина пламени и горения легко регулируется путем сдвигания и раздвигания четвертинок (или восьмушек) полена, но это в том случае, если не использовалась проволочная стяжка.
  • После того, как в кратере образовалась устойчивая зона горения, можно приступать к приготовлению пищи. Как видно, собственно зона горения весьма не значительна и располагается строго под посудой. Для посуды не требуется никаких специальных подставок, подвесок и подпорок. Она просто ставится на свечу, как на обычную газовую конфорку, например, или примус. Пламя лишь изредка пробивается сквозь пропилы. Котелок на такой конфорке вскипает буквально через считанные минуты.
  • После приготовления пищи, свеча гасится. И впоследствии может быть использована многократно. Одна такая свеча позволит вам приготовить в походе пищу множество раз.
Читайте также:  Костер нодья. «финская свеча», «нодья», «звезда» и другие виды костров

В принципе у этих Финских (Индейских, Таёжных) свечей есть множество вариаций — например, бревно не раскалывается на части, а делаются 4~8 продольных пропила не до конца бревна.

Здесь указан простейший вариант.

Костер под землей или индейские уловки — Всё о рыбалке — медиаплатформа МирТесен

У дакотского очага есть много преимуществ:

  • пламя получается более интенсивным за счет хорошей тяги;
  • уходит меньше топлива;
  • такой костер будет хорошо гореть даже при сильном ветре и давать равномерный нагрев, так как пламя не будет относить в сторону;
  • подземный костер не выдаст своим светом вашего местонахождения, да и дыма от него меньше;
  • он менее пожароопасен, его проще затушить;
  • когда костер прогорит, и пламя будет потушено, на хорошо прогретом месте можно вполне комфортно расположиться на ночлег.
  • Как видим, преимуществ достаточно, хотя придется немного потрудиться. Итак, ваши действия:
  • 1) Выкопать в земле яму глубиной и диаметром 30 см.
  • 2) Отступив от ее верхнего края примерно 10 см, расширить яму внизу, чтобы она получилась 50-60 см в диаметре.
  • 3) Отступив от основной ямы около 30 см, выкопать вторую яму диаметром 15 см таким образом, чтобы она шла вкось, диагонально первой, и в итоге с ней соединилась своего рода туннелем.

4) На дно основной ямы уложить дрова и разжечь костер.

Благодаря тому, что у нас получилась своеобразная аэродинамическая труба, пусть и изогнутая, из основной ямы пламя и дым будут идти вертикально вверх, а дополнительная яма создаст всасывающий момент, который обеспечит втягивание воздуха к дровам через туннель. Чтобы еще больше увеличить тягу, лучше рыть дополнительную яму с наветренной стороны.

5) А дальше у вас несколько вариантов:

  • если котел или другая емкость для приготовления пищи большего диаметра, чем основная яма, его можно просто поставить на нее сверху;
  • можно положить поверх железную решетку и на нее ставить емкости меньшего диаметра, чем отверстие ямы (например, чайник);
  • можно положить железный лист и тем самым соорудить варочную панель;
  • если ничего этого у вас нет, можно просто взять крепкую палку, одним концом упереть ее в землю, подставить под нее раздвоенный сучок, чтобы он надежно удерживал палку под нужным вам углом, и повесить на конец палки котелок или чайник таким образом, чтобы его дно находилось как раз над отверстием очага.

Скальпирование врагов у индейцев Северной Америки

Все, кто вырос на фильмах про индейцев с Гойко Митичем, или на совместной продукции ФРГ и Румынии про Виннету и Верную Руку – друга апачей, несомненно знают, что коренные американцы любили время от времени снимать с врагов скальпы и даже похвалялись их количеством. Советское литературное и киноначальство были достаточно гуманны к юному зрителю и читателю и старались предохранять их от излишних подробностей. Даже на буржуазном Западе никто не решался показать (речь идет о поп-культуре, разумеется) во всей красе индейские традиции, которые, кстати, в определенной части заимствовали у них их белые враги, но вот исследователи знали все. Теперь и у вас есть шанс узнать многое о том, как и что индейцы и американцы делали со скальпами – рассказывает Юрий Стукалин, автор книги «Индейские войны», которая скоро выйдет в нашем издательстве.

Мы едва ли уже сможем точно узнать, как и когда в индейской культуре возник обычай скальпирования врагов. Когда еще в XVI веке Жак Картье встретил на р. Святого Лаврентия известного вождя Доннакона и спросил его, почему индейцы делают это, краснокожий ответил, что его люди поступают так, потому что так делают их враги.

Однако, было бы неверным полагать, что этот обычай был широко распространен на континенте до прихода европейцев. Исследования показывают, что он являлся частью военного ритуала только мускогских племен юго-восточной части США, ирокезских народов востока США и низовий р. Святого Лаврентия и их ближайших соседей.

Первые сведения об обычае скальпирования содержатся в отчетах путешественников и миссионеров середины XVI века. Художник Жак Ле Муан, в 1564 году сопровождавший французскую экспедицию Рене де Лоденьера во Флориду, писал, о флоридских аборигенах:

«В схватках упавший воин мгновенно утаскивается прочь специально выделенными для этого людьми. Они имеют при себе побеги тростника острее любого стального лезвия. Ими они режут кожу головы до кости по кругу, а затем отрывают ее (вместе с волосами. —Авт.

)… Затем вырывают яму в земле и разводят костер… Скальпы сушат над огнем, пока те не становятся похожими на пергамент… После битвы они… подвешивают кости и скальпы к наконечникам копий и триумфально несут их домой… Вернувшись с войны, индейцы собираются в определенном месте. Сюда они приносят (отрезанные. – Авт.

) ноги, руки и скальпы павших врагов и с великой торжественностью прикрепляют их к высоким шестам».

Краснокожие воины Новой Англии, большей части Атлантического побережья, Равнин, Тихоокеанского побережья от р. Колумбия до Калифорнии, канадского Северо-Запада, Арктического региона и Юга США в ранний исторический период никогда не практиковали скальпирования врагов. Почти на всей территории Америки в те времена основным трофеем была голова врага.

Широкое распространение скальпирование получило только с приходом европейцев. Кроме появления стальных ножей, значительно упростивших процесс снятия скальпа, серьезную роль сыграли вознаграждения, выплачиваемые представителями колониальных властей.

Например, индейцы Новой Англии начали снимать скальпы после того, как колонисты стали предлагать вознаграждение за головы врагов. Краснокожие быстро сообразили, что приносить в доказательство убийства врага его скальп менее трудоемко, чем голову.

Следует отметить, что скальпирование не было изобретением североамериканских индейцев. Согласно сообщениям испанских конкистадоров, подобный обычай существовал у аборигенов Карибских островов, Гватемалы, Северной Мексики, Аргентины и Парагвая.

Многочисленные источники подтверждают наличие этого обычая и у различных народов Азии.

Геродот писал в V веке до нашей эры, что скифы срезали у павших врагов кожу с головы, применяя остро отточенные кинжалы: «Кожу с головы сдирают следующим образом: вокруг на уровне ушей делают надрез, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками.

Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает ее к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры».

Упоминания о существовании обычая скальпирования среди скифов подтверждены находками российских археологов. О скальпировании своих жертв иностранными наемниками писал византийский историк Прокопий Кесарийский. Скальпы также снимали ханты, манси и обские угры. Во время Адаевского восстания на Мангышлаке в 1870 г. киргизы скальпировали в бою подполковника Рукина.

Нельзя не согласиться с американским исследователем Джеймсом Муни, что скальпирование было наименее жестокой практикой из применяемых американскими индейцами по отношению к врагам, поскольку к моменту скальпирования жертва, как правило, была мертва. Скальпирование было процедурой болезненной, но не смертельной.

Цели доставить мучение жертве не ставилось – для этого существовали более изощренные пытки. Стоит отметить, что белые поселенцы и солдаты очень быстро переняли у индейцев обычай скальпирования, и каждая индейская война с белыми людьми отмечена варварской жестокостью «цивилизованных» евро-американцев.

Еще в 1670-х годах, во время Войны Короля Филиппа, люди капитана Черча получали по 30 шиллингов за голову каждого убитого индейца, и отрезанная голова самого короля Филиппа «пошла по той же цене».

Спустя 50 лет жители Массачусетса платили 100 фунтов за каждый индейский скальп, что породило множество охотников за скальпами и стало прибыльным бизнесом.

Белые не раз подбивали индейцев скальпировать и своих бледнолицых противников. Так, в июне 1775 года, английское правительство, призвав индейцев выступить против американцев, не только снабжало воинов всех племен от Великих озер до Залива топорами, ружьями и боеприпасами, но и объявило награду за скальпы американцев, которые следовало приносить командующим офицерам в Детройт или Освего.

Столь заманчивое предложение смогло привлечь на их сторону даже ирокезов, которые ранее собирались сохранять нейтралитет. В тот же период законодательный орган Южной Каролины начал выплачивать по 75 фунтов за скальп индейского воина. В начале 1830-х годов в Техасе платили за скальпы вичитов.

Неприятности с апачами на Юго-Западе начались у правительства США после того, как в 1836 году группа американских охотников за скальпами устроила настоящую резню апачей вождя Хуана Хосе, польстившись на обещанное губернатором Соноры вознаграждение.

В XIX веке в Аризоне за скальп апача можно было получить до 250 долларов, а поскольку отличить волосы апача от волос другого краснокожего было невозможно, охотники за наградой отправлялись в Сонору и резали беззащитных мексиканских пеонов.

Американцы снимали скальпы во время каждой индейской войны. В начале XX века в резервации команчей была жива индианка, которую американский солдат скальпировал живой.

С другой стороны, Вильям Гамильтон писал по поводу зрелища, свидетелем которого он стал в конце февраля 1845 года: «Когда мы вытащили труп бедного Кроуфорда из воды на берег, я хотел бы, чтобы там поприсутствовало одно из тех чувствительных существ, которые вздымают в ужасе руки, услышав, что траппер скальпировал индейца. Он был скальпирован, его глаза выдавлены, лицо исполосовано ножом, а тело изуродовано так ужасно, что это невозможно описать».

Часто упоминается, что скальпирование было связано с нанесением вреда душе погибшего. Но капитан Вильям Кларк сообщал в 1880-х гг.

: «Я провел специальные изыскания в связи с этим обычаем среди следующих племен: шайенов, арапахо, сиу, команчей, кайовов, кайова-апачей, вичитов, пауни, сауков и фоксов, ото, айовов, кикапу, ютов, черноногих, бладов, пиеганов, арикаров, хидатсов, манданов, шошонов, банноков, неперсе, пан д’орей, кутеней, кэддо, понков, шауни, семинолов, чиппевов (оджибвеев), кроу, гровантров и ассинибойнов. Ни в одном из них я не смог обнаружить никаких суеверий или фантазий относительно того, что скальпирование человека каким-то образом наносило ущерб его душе после смерти».

Большинство индейцев считало, что воин, погибший в бою и скальпированный, отправится в Земли Счастливой Охоты, где будет принят с почестями, с которыми встречают удачливый военный отряд, а умерший от старости или болезни таких почестей не получит.

Вероятно, разгадка происхождения этого обычая кроется в самой манере ведения индейской войны, где основная роль возлагалась на небольшие отряды воинов, проникавшие на отдаленные земли враждебных племен. Домой они должны были принести доказательство смерти врага.

Читайте также:  Как проводить качественную гигиеническую обработку рук

Различные части вражеского трупа всегда использовались для победных плясок – до конца XIX века, помимо скальпов, для этих целей могли служить отрубленные головы, руки, ноги, кисти и стопы.

Но, в отличие от них, скальп не портился и был более компактен при длительном переходе.

Чарльз Бюло, переводчик из агентства Белой Земли, писал: «Я узнал, что, когда впервые разгорелась война между сиу и оджибвеями, среди воинов оджибвеев начали возникать споры по поводу храбрости каждого из них, поскольку во многих случаях отъявленные трусы заявляли о своей храбрости.

И потому было решено снимать с голов врагов скальпы в качестве доказательства своей доблести». В дальнейшем скальп еще долго мог служить доказательством победы над врагом, украшая оружие, щиты и т. п.

Эту же мысль в какой-то мере подтверждает фраза, сказанная одним из черноногих: «Мы снимаем скальпы, чтобы война была жестче, и когда наши женщины и дети видят скальпы врагов, их сердца охватывает радость».

Продолжение следует…

Удобный и экономный костер по-индейски

≡  22 Июнь 2014

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Внешние пропорции “свечи” зависят от предполагаемого использования — например для приготовления пищи больше всего подойдет короткая, но толстая, для освещения — длинная и тонкая, чтобы ее было удобно носить, а вот для отопления — толстая и длинная, она будет гореть несколько часов.

  • Небольшое видео, того что получилось.

Разжигаем, при этом следует учитывать, что если основной очаг огня сосредоточить в верхней части канала “свечи”, то она будет гореть долго, но слабым пламенем, а если разжигать “свечу” снизу, то она сгорит быстрее, но пламя будет сильным. Сам процесс разжигания требует некоторых навыком и практики, с каждым разом будет получаться все быстрее. Небольшое видео.

Силу пламени “деревянного примуса” достаточно просто регулировать перекрытием подачи воздуха снизу. Для приготовления пищи достаточна высота пламени в 8-10 см. При использовании “свечи” в качестве факела, ее, даже сильно горящую, можно держать в руке, дерево хороший теплоизолятор. Небольшое видео.

При полной блокировки доступа воздуха снизу “свечи”, она переходим в режим интенсивного тления, что удобно для подогрева уже готовой, но остывшей пищи. Кроме того “свечу” не обязательно дожигать от начала и до конца, как только необходимость в ней отпадает она просто гасится путем перекрытия доступа воздуха одновременно снизу и сверху.

А вот для примера, такой же самый “деревянный примус”, но сделанный в более крупных размерах.

Постепенно выгорая, “индейская свеча” начинает разрушаться, поэтому тут важно не упустить момент. На видеоролике показано приблизительное состояние, после которого “свеча” саморазрушится в течении 5-7 минут…

Вот ещё вариации на тему «индейской свечи». Небольшое видео, может кому-нибудь пригодится в деле.

Костры индейцев и полешко Дерсу Узала

  • Костры индейцев и полешко Дерсу Узала
  • Распали костер, сумей
  • Разозлить его блестящих,
  • Убегающих, свистящих,
  • Золотых и синих змей!
  • И. Бунин

Тот не настоящий лесной житель, кто довольствуется в лесу сухим хлебом и холодной закуской, взятой из дому. В лесу нужно есть горячую пищу, приготовленную самим.

После устройства шалаша займитесь костром.

Костер нужно разводить умело. Существует много различных способов разжигания костра. Часто у «бледнолицых» от костра мало жару, но много дыму. Не случайно об этом с презрением говорил вождь индейцев Ароухед в книге Фенимора Купера «Следопыт».

« — Сырое дерево — много сырости — много дыма; много воды — дым черный. У бледнолицего много книг, а жжет он все: много книг — мало знаний».

Костер должен давать больше тепла и быть незаметным издали. Как же развести костер? Прежде всего очистите место для него, чтобы не загорелся лес от тлеющих веток, сухой травы и хвои. Снимите дерн и сложите его в сторонке. Затем заготовьте сухих дров, бересты и мелких, сухих же щепочек. Чтобы не тратить понапрасну целую коробку спичек, нужно научиться разводить костер одной спичкой.

Спутник В. К. Арсеньева Дерсу Узала всегда носил в своей котомке «смолье для растопок» — небольшое количество сосновых или еловых щепок, пропитанных смолой. Смоляная древесина бывает в пнях у корней. Смоляное полешко Дерсу Узала быстро и ярко вспыхивает и долго горит, разжигая даже сырые поленья.

Заготовьте несколько индейских зажигательных палочек из соснового сучка, наструганного к одному концу в виде ежика для чистки ламповых стекол.

Положите на место костра бересты, несколько зажигательных палочек и сверху сухих щепочек, составленных в виде пирамиды. Станьте спиной к ветру и зажигайте сначала индейские палочки и бересту со щепочками.

Когда костер загорится, накладывайте пирамидкой более толстые сучки.

О значении умения разводить костры хорошо сказал писатель-натуралист Э.Сетон-Томпсон в книге «Рольф в лесах»:

«Лучшая проба уменья жить в лесу — это разведенье костра. Для этого существуют дюжины хороших приемов и тысяча плохих.

Человек, который может развести 30 костров в течение 30 следующих друг за другом дней и употребить для этого только 30 спичек или 30 искр от огнива и кресала, может заслужить звание лесного жителя, так как это указывает на приобретенную им многолетнюю опытность и способность выходить победителем из затруднения».

Для разных целей существуют различные способы разведения костра.

Костер «пирамидой» дает высокое пламя; костер «шалашом» или «колодцем» (вокруг мелких — крупные поленья, сложенные срубом) — низкое и широкое пламя.

Костер «звездный» (из составленных концами, в виде звезды, толстых поленьев) хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать бревна к центру.

Костер «таежный» из положенных друг на друга крупных бревен долго горит и дает много углей. Хорош он для сушки одежды.

Хорошо обогревает костер «американский камин». В землю вбивают под углом два толстых кола, к которым прислоняют стенкой положенные друг на друга поленья. Располагают стенку так, чтобы на нее дул ветер; перед стенкой разводят огонь и обкладывают его с трех сторон крупными поленьями. Получается настоящий камин, у которого приятно сидеть.

Костер «полинезийский» невидим и дает много углей и золы. Для такого костра вырывают яму, обкладывают стенки ее поленьями, а на дне разводят огонь. Полинезийский костер хорош во время дождя, в таком случае над ним устраивают еще навес.

Для приготовления пищи делают очаг, чтобы было больше жару и огонь направлялся под дно котелка или чайника. Очаг делают из двух стенок, сложенных из дерна, или двух сдвинутых бревен, между которыми разводят огонь.

В костер кладите преимущественно березовые, ольховые, сосновые и еловые дрова. Осина, лиственница, рябина, черемуха дают мало жару. Остерегайтесь класть в костер свежую хвою: она дает густой дым.

Сухая хвоя дает много искр, от которых могут загореться близко лежащие вещи и даже хвойные деревья. На ночь костер следует гасить, но, чтобы утром не тратить времени и спичек на разведение его, засыпьте угли золою. Утром они будут еще тлеть, и вы легко раздуете огонь, подложив сухих щепочек.

Уходя из лагеря, закройте кострище снятым ранее дерном. Не оставляйте после себя следов в лесу.

Спички надо предохранять от сырости. Положите их в футляр, сделанный из куска бересты. Береста не пропускает воду. Можно перед походом обмакнуть каждую спичку в расплавленный воск или парафин и, когда они подсохнут, сложить в железную гильзу или небольшую баночку с толстыми стенками и закупорить пробкой.

Добыть огонь можно от кремня и кресала (стальной пластинки) или лупой от солнца. При отсутствии последней можно, по способу мистера Сайреса Смита из «Таинственного острова», сложить вместе два часовых стекла, наполненных водой.

Бездымный костер Дакота: как развести, плюсы и минусы

Дакотский очаг — скрытое земляное кострище, разведение и поддержание которого требует минимум топлива. Организация подобного костра достаточно затратная по времени, потому лучше всего Дакота подходит для продолжительной стоянки.

Его также относят к категории «невидимых» кострищ. Ведь сам огонь находится в углублении, а дым рассеивается без следа. Во время войны костер Дакота применяли партизанские отряды, которые постоянно находились в тылу у врага.

Благодаря ему они, не выдавая своего расположения, имели возможность немного согреться, приготовить пищу.

Принцип действия костра

Составляющие дакотского подземного очага следующие:

  • Костровая яма (кувшинообразная). Внутри нее горит топливо.
  • Воздуховод. Служит для беспрепятственного подвода воздуха к центру возгорания.
  • Дымоход. На нем впоследствии располагают емкость с пищей.

Функционирует дакотский костер так. Сначала воздух в углублении нагревается, направляется вверх, уходит через дымоход. Одновременно давление в самой яме понижается, после чего свежий (холодный) воздух всасывается через воздуховод. Интенсивность огня усиливается за счет притока кислорода.

Относительно главной ямы воздуховод может находиться в таких положениях:

  1. Опущенный к очагу. Тогда насыщенный кислородом поток воздуха движется под углом в нижнем направлении.
  2. Горизонтальный. Формируется (на той же глубине) вспомогательная яма, соединяется с основной тоннелем.
  3. Приподнятый к очагу. Устраивается на склоне, поблизости оврага. Нагретый воздух выходит через дымоход, вовсе не препятствует поступлению свежих потоков воздуховодом.

Готовка еды на костре без дыма

Интересно! Конструкцию такого бездымного костра в свое время придумали североамериканские индейцы. Ведь свет и дым от обыкновенных наземных очагов быстро выдавали врагу их местонахождение.

Преимущества и недостатки Дакоты

Подобно иным видам, дакотский очаг обладает достоинствами и недостатки. Разводить костер Дакота удобно в тех случаях, когда люди не нуждаются в обогреве, сушке промокших вещей. Больше всего он годится для готовки еды.

К главным преимуществам относят:

  • высокую температуру горения;
  • формирование значительного объема углей;
  • скрытность (если сравнивать с наземными кострищами);
  • экологичность;
  • возможность разжечь в ветреную погоду, накрыть во время дождя;
  • высокий КПД при малом расходе топлива (основное тепло от кострища не рассеивается, а накапливается в яме);
  • безопасность.

Недостатки:

  • разведение костища трудоемкое, требует много времени;
  • требовательность к почве, размеру топлива;
  • скорое сгорание дров;
  • мало места для размещения емкостей с пищей;
  • не предназначен для обогрева людей, освещения, сушки одежды.

Таким образом, костер Дакота рекомендован малой группе туристов, которые длительное время находятся в стационарном лагере. Лучше всего его разжигать, когда погода теплая и сухая, грунт подходящий, а количество топлива ограниченно.

Кипячение воды на костре

В каких случаях устраивается костер разведчика

Для разведения такого кострища нужно больше времени, сил, чем для тех, которые устраиваются на земле. Потому сооружать его целесообразно лишь в отдельных случаях:

  1. При необходимости утаить свои координаты. Обычно огонь горит под землей, потому свет от него малозаметен. Дополнительно яму костра возможно накрыть жестью, при ненадобности засыпать землей.
  2. Для постоянного лагеря. Разжигать дакотский очаг с целью кратковременного пользования нерационально.
  3. Разведение в чуме. Если в последней разжечь наземное кострище, то холодные воздушные потоки воздуха будут поступать в укрытие сквозь щели, понижать температуру внутри. При организации костра в яме воздушный поток к горящим дровам проникает через воздуховод.
  4. При недостатке топлива. Дакотский очаг требует минимального запаса древесины.
  5. В случае ветреной погоды. Такой костер возможно разжечь даже при сильном ветре. В то же время расположенный с неветряной стороны воздуховод усиливает горение, снижает количество дыма.
  6. При нежелательном воздействии на природу. После применения кострище полностью засыпается землей.

Внимание! Дакотский очаг сооружается при наличии 1,5 часа свободного времени. Устраивать его только для ночевки нецелесообразно. Он лучше подходит для остановок на несколько дней, стационарного лагеря.

Другие способы добычи огня

Помимо уже описанных, существует большое количество как привычных для туристов, так и совсем нестандартных методов получения огня без спичек или зажигалки. При этом многие из них основываются на знаниях и методиках, передающихся уже ни одни поколение.

Розжиг костра кресалом и кремнем

Этот вариант многим известен по другому названию — «с помощью огнива». Особая популярность была у этого способа до момента появления спичек. Чтобы получить искру и добыть огонь, достаточно вооружиться камнем из кремния и металлическим предметом для высечения искр. В месте работы с огнивом раскладывается сухой трут, и искра попадает сразу на него.

Разведение огня кремниевой зажигалкой без газа

Если есть в кармане кремниевая зажигалка, даже без газа, добыть огонь не составит труда. При наличии в рюкзаке сухой и мягкой туалетной бумаги последовательность работы выглядит так:

  • С зажигалки удаляется защитная крышка;
  • Бумага складывается в несколько слоев и разрывается на куски, которые выкладываются в стопку. При этом рваная сторона каждого листка должна быть направлена в одну сторону;
  • Зажигалка прижимается к бумаге тем местом, из которого появляется искра при вращении колеса;
  • Колесико прокатывается по ладони до появления искр и воспламенения бумаги;
  • Место слабого горения раздувается до полноценного огня.

Как развести костер без дыма Дакота

Фактически дакотский очаг представляет собой малогабаритную земляную печку с поддувом. Огонь в нем расположен ниже поверхности земли, его трудно заметить издали.

Выбор места для костра

Для организации индейского кострища лучше подыскать сухое место с нетвердой почвой. При этом грунтовые воды должны залегать глубже, чем на 40 см. В противном случае костер зальет водой. Участок нужно искать под деревом с густой кроной. При подъеме дыма к кроне он будет рассеиваться, и не выдаст место нахождения лагеря.

Поверхностный слой земли (вместе с травяной растительностью) требуется подрезать по кругу, бережно свернуть в рулон. После того, как горение костра будет прекращено, а яма засыпана, грунт нужно будет положить обратно на место. Тем самым замаскируется место стоянки.

Подготовка места

Выбор дров

Без дыма горит лишь высохшая древесина. Кроме того, жечь ее намного легче.

В связи с чем для сооружения костра Дакота нужно собрать ветки сухостоя или разрубать намоченные дождем бревна, потом выбрать внутреннюю сухую часть.

Кора, а также подгнившие ветви содержат много влаги, сильно дымят даже в хорошо разгоревшемся огне. Влажные дрова, ветки хвойных деревьев лучше подсушить у костра, а затем уже бросать в пламя.

Порядок изготовления костра

Последовательность устройства дакотского очага зависит от конструкции воздуховода. Однако все варианты включают в себя одинаковые моменты, выполнять которые требуется таким образом:

  1. Выбрать склон с походящей почвой, ровный участок под формирование углубления.
  2. Аккуратно снять дерн, расположить в стороне.
  3. Выкопать круглую яму с диаметром 25 см, глубиной 30 см. Затем внизу ее немного расширить.
  4. На расстоянии в 20 см от сформированного углубления (вниз по склону) срезать участок дерна размером 0,20×1 м.
  5. На подготовленном месте выкопать узкую траншею (ширина, глубина — по 10 см).
  6. В перегородке (между канавой и ямой) сделать подземный тоннель с диаметром 10 см.
  7. На поверхность траншеи уложить ветки (20 см), а сверху — предварительно снятый дерн.
  8. Сухую растопку поместить на дно углубления.
  9. Заготовить хворост, подходящие по размеру дрова.

Подготовка костра

Важно! Костер в яме будет намного эффективнее (выделять больше тепла), если дно и стенки основного углубления выложить собранными камнями.

Добывание огня с помощью батареи или аккумулятора

Если вылазка в лес проходит на автомобильном транспорте, то вопрос отсутствия спичек теряет свою актуальность. Для получения огня достаточно замкнуть контакты на аккумуляторе, а полученную искру раздуть путем выдувания воздуха. Важно помнить о соблюдении правил безопасности при работе с электрическим током.

С помощью батарейки и фольги от жевательной резинки

Чтобы разжечь огонь с помощью батарейки и фольги, следует использовать следующую последовательность действий:

  1. Отрезается полоска фольги;
  2. Складывается на две равные части;
  3. Место сгиба заостряется ножницами;
  4. Концы прикладываются к полюсам батарейки.

Важно! На фольге возникает большая температура, и для недопущения травмы следует одеть перчатки.

C помощью стальной ваты и аккумулятора телефона

Стальная вата представляет собой сплетение микроскопических волокон стали. По своему внешнему виду она похожа на простую хлопковую вату. Для розжига костра подготавливается трут, который выкладывается в форме гнезда. Далее в середину укладывается вата, и по ней проводят контактами аккумулятора до момента получения искры и воспламенения растопки.

Использование костра

Исходя из практики и множественных отзывов туристов, дакотский очаг допустимо применять для таких целей:

  1. Готовить шашлыки. Несмотря на то, что количество углей большое, много пищи приготовить не удастся. Это связано с небольшим диаметром дымохода. С увеличением последнего теряется экономичность костра.
  2. Подвесить котелок. Обычная конструкция кострища позволяет готовить еду лишь в одной емкости.
  3. Поставить сковороду, казан. В результате перекрытия дымохода снижается интенсивность горения дров. Потому посуду лучше приподнять над ямой, уложив по периметру камни или поленья.
  4. Печь продукты (в углях). Последних при сжигании топлива получается обильное количество.

Регулировать интенсивность горения в таком очаге возможно, если закрывать (открывать) отверстие воздуховода. При временном отсутствии надобности в костре в него допускается подбросить топливо, а затем все проемы на некоторое время прикрыть. При необходимости из тлеющих углей возможно будет разжечь новый огонь.

Важно! Поскольку дрова в таковом костре прогорают быстро даже при закрытом дымоходе и воздуховоде, то рассчитывать на длительное сбережение кострища (без подбрасывания дров) не стоит. После ограничения доступа свежего воздуха в очаг угли продолжают тлеть еще около двух часов.

Костер Дакота прекрасно подойдет в том случае, когда его требуется замаскировать, сделать максимально неприметным. Подобная конструкция позволяет существенно снизить количество дыма. Ведь топливо сжигается при высокой температуре, а языки пламени не показываются снаружи. Последнее особенно важно ночью, когда даже небольшую искру можно заметить на расстоянии в пару километров.

Приметы о костре

В языческие времена считалось, что огонь – это божество, дарующее и сохраняющее жизнь, очищающее от грехов, карающее виновных. Наши предки были весьма наблюдательны и, глядя на пламя, быстро делали нужные выводы, например, почему нельзя писать на костры или оставлять их без присмотра в лесу. Так и появлялись приметы.

Треск

Огонь не только разгоняет ночную тьму и согревает в холод, но и очищает от различной скверны. Старинная примета гласит, что если разведенный костер трещит, значит, на кого-то из рядом стоящих наведен негатив. Это может быть черное колдовство или просто человеку кто-либо сильно завидует, желает зла.

Считалось, что избавиться от нежелательных последствий поможет жертва. В костер необходимо бросить еду (мясо, зерно) или полить немного вина либо молока, попросив духов огня об очищении.

Это интересно! Некоторые племена приносили в жертву огню птиц, животных и даже людей. Считалось, что чем значительнее жертва, тем быстрее духи огня исполнят желаемое.

Смотреть на огонь

По примете, смотреть на костер – к гармонии и спокойствию. А вот ссориться и спорить около огня не следует – это может привести к проблемам в личной жизни и материальным убыткам.

Костер погас

Пламя погасло без объективной причины – плохая примета. Это значит, что рядом находится колдун или даже недобрый дух либо черт. Справиться с нечистой силой поможет предмет из металла.

Читать также С какими приметами связаны рыжие коты и кошки

Если костер был разведен на улице, рядом с ним в землю нужно воткнуть нож. Если пламя погасло в камине или печке, необходимо положить поперек дров кочергу.

Искры

Искорки, летящие от костра в разные стороны, примета толкует особым образом. Предки полагали, что это первый признак приближения нежданного и нежеланного человека. Трактовка приметы в зависимости от деталей:

  1. Заискрил костер, разведенный рыбаком или охотником в лесу – скоро из чащи появятся недобрые люди. Необходимо быть очень осторожным при общении с ними или вовсе покинуть опасное место.
  2. Сильно искрит пламя в камине или печке – велик риск ограбления дома. Нужно позаботиться о надежности замков и дополнительной охране.
  3. Увидеть во сне, как искрится костер – к встрече с бывшим возлюбленным. Другое толкование – появятся весьма заманчивые возможности, которые в результате окажутся фикцией.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector