Начнем с того, что полностью познать искусство кунг-фу в домашних условиях практически невозможно. И причина тому достаточно проста – вы не найдете нормального тренера, даже со всеми возможностями современного интернета. Вторая причина – это разнообразие различных стилей.
На сегодняшний день история насчитывает более 1000 видов кунг-фу, из которых до наших дней дожили около сотни. Согласитесь, что изучение даже сотни различных стилей – это, практически, нереально, учитывая тот факт, что каждый из них изучается долгие годы.
Да, сейчас даже шаолиньские монахи проводят «открытые тренировки», но то, что нам показывают – это далеко не все, что они делают. Именно поэтому шаолиньская школа считается одной из сильнейших, среди всех направлений кунг-фу.
Но мы бы были полными дилетантами, если бы не попытались рассказать вам о домашнем изучении кунг-фу. В принципе – база везде одинаковая, а впрочем – давайте пойдем по порядку.
Подготовка
Первое, с чего вам нужно будет начать – это подготовка тренировочной комнаты и собственная подготовка. Что касается помещения, то хватит и обычной комнаты, примерно 3х3 м. А вот что касается собственной подготовки – то тут придется попотеть.
Сейчас можно найти информацию по тем же шаолиньским монахам. Они действительно подвергают свои тела нечеловеческим усилиям и тренировкам. Именно поэтому из них получаются сильные бойцы. Но добиться подобного результата дома – практически невозможно.
Зато можно закалять собственное тело обычными тренировками, чем мы настоятельно и рекомендуем вам заняться.
Для базовой подготовки выберите любую подготовку для любого вида боевых искусств. Она упирается в выносливость, гибкость, ловкость и физическую силу. Бегайте, прыгайте на скакалке, отжимайтесь от пола, качайте пресс, приседайте, подтягивайтесь и т.д. Даже месяц подобных тренировок (через день) приведет к улучшению вашего самочувствия и физической формы. А главное – такие тренировки ближе подведут вас к изучению кунг-фу.
Выбор учебного материала
Как мы уже сказали в начале нашей статьи, найти материал по кунг-фу достаточно высокого качества – та еще проблема. В интернете вы найдете почти 90% фейковой информации, касающейся кунг-фу.
Поэтому лучше всего самостоятельно составить себе тренировки, сделав «видео-конспект» из нескольких источников. Советуем вам, в качестве исходного материала, использовать данные официальных школ кунг-фу в Китае. В случае с единоборствами – переводчик вам не понадобится, т.к.
все наглядно демонстрируется на экране и вам просто нужно будет это повторить.
Мудрость восточных единоборств заключается в том, что сначала нужно познать простые техники и приемы, а уже потом переходить на более сложные. Тут вам и пригодится график и план. Выберите несколько действенных ударов и оттачивайте их до полного мастерства.
Как только они начнут у вас получаться на уровне подсознания (вы не будете пол часа вспоминать, что означает тот или иной удар и как его выполнить), тогда можете приступать к изучению чего-то нового. Обязательно всегда начинайте тренировку с разминки, а заканчивайте ее ОПФ и растяжкой.
В дальнейшем это положительно скажется на уровне вашего мастерства.
Тренировки кунг-фу в домашних условиях
Стойки
Стойки – это первое, что вам нужно будет изучить. Сейчас мы не будем вдаваться в подробности, ибо все равно вы будете изучать те стойки, которые будут в ваших видео-уроках.
Просто не забывайте о том, что правильно подобранная стойка – это 50% залога победы (по утверждению восточных мастеров).
Опять же, изучение стоек позволят вам лучше чувствовать собственное тело, улучшит ваше равновесие и координацию, что в кунг-фу играет немаловажную роль.
Отдельные удары
Опять же, все будет зависеть от стилей, которые вы выбрали для своего обучения. Не спешите учить все и сразу. Повторимся, что к следующему удару нужно переходить только в том случае, когда первым ударом вы овладели мастерски.
Блоки
Кунг-фу подразумевает множество различных ударов руками и ногами, поэтому не удивительно, что и блоков в этом виде боевых искусств, очень много. Не забывайте, что удары, стили и блоки в значительной степени различаются в разных техниках кунг-фу. Поэтому выбирайте что-то похожее друг на друга, дабы не возникало проблем при обучении.
Комбинации
Когда вы изучите достаточно ударов и техник, то постарайтесь все это комбинировать. Делать это можно и в «бою с тенью», и на груше. В кунг-фу очень важно правильно двигаться и уметь правильно комбинировать стойки, атаку и защиту. По отдельности вы овладели различными приемами, а теперь начинайте их комбинировать и осваивать в группах.
Философия
Тут – самое тяжелое. Дело в том, что кунг-фу – не менее философский вид спорта, чем айкидо. Но никому не интересно смотреть или читать, как кто-то медитирует по 2-3 часа к ряду. А медитация в кунг-фу – это один из важнейших направлений тренировок.
Именно в медитациях оттачивается характер бойца, именно в медитациях они познают самих себя и боевое искусство, в частности. Можем только дать вам совет – во время медитации старайтесь концентрироваться на предполагаемом поединке. Это позволит вам выработать стратегию и заранее просчитать всевозможные варианты действий.
Если близкого поединка не намечается – придумайте его себе. И так – каждый раз на тренировках по медитации.
Экипировка
Вообще в кунг-фу не используются привычные нам водоналивные мешки, боксерские груши и перчатки. Но ведь мы и не в Шаолине, поэтому настоятельно рекомендуем вам надевать хотя бы бинты.
Кроме того, можно обзавестись не боксерскими перчатками, а битками (перчатки ММА), которые предлагают намного более обширные действия, в том числе и те, что касаются захватов и бросков.
При этом, при отработке ударов по груше, вы сохраните здоровье собственным рукам и кистям, ибо изначально удар поставлен у вас не будет.
Повторимся, что без хорошего тренера полноценно овладеть кунг-фу будет очень сложно. Тем не менее, какие-никакие задатки у вас будут. Да и себя в тонусе держать – это всегда полезно для организма. На этом мы с вами прощаемся, всем удачи и до новых встреч.
Как научится Кунг-фу в домашних условиях
С каждым годом все больше и больше людей начинают заниматься боевыми искусствам. Одним из них является кунг-фу. Однако не все желающие могут посещать занятия в специализированных школах. Но это и не обязательно. Этим боевым искусством можно заниматься и в домашних условиях. Достаточно ознакомиться с теоретическими основами и можно переходить к практическим занятиям.
Подготовка к тренировке
Боевые искусства не терпят спешки. К занятиям нужно подходить ответственно. Для занятий кунг-фу нужно много свободного места. Заранее подготовьте помещение и уберите все лишнее. Для отработки ударов в идеале нужна боксерская груша.
Затем ознакомьтесь с теоретическим материалом по боевому искусству. Решите, на чем будете акцентировать внимание во время занятий: удары руками или ногами, или прыжки.
Кроме того, упражнения на равновесие и развитие гибкости являются неотъемлемой частью изучения кунг-фу.
Тренировка равновесия и гибкости
Умение держать равновесия в боевых искусствах очень важно. В этом вам помогут занятия йогой и дыхательная гимнастика. Перед началом занятий нужно делать разминку и упражнения на растяжку. Гибкость позволит вам уменьшить вероятность травм, и подъем ноги сделает максимальным.
Основные стойки
Основу боевого искусства составляют три стойки:
- «Поза Всадника». Сгибаем ноги под углом примерно в 30 градусов, стопы оставляем на ширине плеч. Прижимаем локти к телу, руки сгибаем. При этом спина должна быть прямой, а ладони раскрыты и смотрят вверх.
- «Передняя стойка». Левую ногу ставим назад, колени сгибаем. Левый кулак держите на уровне груди, правый – на уровне лица. Теперь меняйте ноги и руки: левая нога расположены впереди, а правая нога при этом сзади, левый кулак держите на уровне лица, правый на уровне груди.
- Боевая стойка. Схожа с боксерской стойкой.
Основные удары ногами, руками и их блокировка
Удары ногами
- боковой удар. В положении боевой стойки ставим левую ногу вперед. Переносим вес на эту ногу и правой стопой наносим удар на уровне плеча противника.
- удар-топание. Левой ногой шагаем вперед. Правую ногу, согнув в колени, поднимаем перед корпусом. И наносим резкий удар.
- удар-шаг. Левой ногой шагаем вперед. Внутренней поверхностью стопы наносим удар справа. Правой ногой повторяем тоже самое.
Удары руками
- «Апперкот». Из положения боевой стойки наносите удар в область подбородка противника снизу вверх.
- «Джеб». Из боевой стойки наносите удар, полностью выпрямив руку.
- «Хук». Удар наносится рукой, согнутой в локте из положения боевой стоки.
Блокировка ударов
Вышеописанные удары руками блокируют согнутой рукой. При этом другой рукой мы можете наносить удары по противнику. Если соперник наносит удары ногами или локтями, то блокируйте их, согнув обе руки на уровне лица. При этом бедро разверните по направлению к противнику.
Тренируйте эти удары по отдельности и в различных комбинациях
Основные движения
После тренировки гибкости и выносливости, отработки ударов можно переходить к основным движениям кунг-фу.
- «Дракон». Выполняя это движение смотрите в глаза противнику. Сделайте более глубокое приседание стойки «поза всадника». Выполните джеб, но при этом пальцы должны походить на коготь. Наносите боковой удар, резко выходя из стойки.
- «Леопард». Отработав это движение, вы научитесь правильно отступать. В положении боевой стойки поставьте ноги шире. Переносите вес тела на заднюю ногу. При ударе вес переносите на ногу стоящую впереди. Костяшками пальцев открытой ладони нанесите удар.
- «Тигр». Снова становитесь в боевую стойку. Ноги должны быть шире плеч. На уровне плеч держим руки, пальцы сгибаем (они должны выглядеть как коготь). Нанесите комбо из двух джебов и бокового удара ноги. Максимальный результат будет достигнут при быстром исполнении движения.
Философия боевого искусства
В основе всех движений в кунг-фу лежат движения животных. Поэтому сравнивайте их движения и свои. Уделяйте время медитации и дыхательной гимнастике. Занимайтесь регулярно, оттачивайте навыки, и вы сможете добиться хороших результатов.
Помните, статья не призывает к нанесению умышленного вреда здоровью других людей, информация дается исключительно в целях самообороны и защиты вас и ваших близких.
Базовые стойки и движения стиля Shaolin XinYiBa – Школа Мастера Ши Янбина
Zhuang Gong – это фундаментальная основа Shaolin XinYiBa кунг-фу, с изучения которой начинают все практикующие. «Zhuang» означает корень, «Gong» – работа.
Практика Zhuang Gong необходима для развития устойчивости и неподвижности. Без уверенной практики Zhuang Gong дерево Shaolin XinYiBa кунг-фу будет слабым и увядающим.
Это серия стоек, это как стоячая медитация. Эту практику необходимо продолжать до тех пор, пока не придет ощущение своего тела и понимание внутри, что вы готовы двигаться дальше по дороге Shaolin XinYiBa.
Традиционно практика Zhuang Gong занимает около трех лет или больше.
Основа Shaolin XinYiBa кунг-фу – это совместная работа тела, сердца и сознания, как единого. И эта идея воплощается в практике даже на самых начальных этапах.
Практикуя Zhuang Gong и все последующие формы, ментальный, эмоциональный и физический уровень тренируются совместно. При выполнении движений Zhuang Gong энергия собирается в даньтянь и покидает беспокойный «обезьяний» ум, что само по себе успокаивает и замедляет.
Постепенно практикующие начинают контролировать свой ум, вместо того, чтобы ум контролировать все их действия. Когда это достигнуто, ум становится чище и острее, и вы можете видеть реальность такой, какая она есть, а не через туман ваших собственных иллюзий.
«Неправильное» сердце начинает иметь меньшее влияние, а затем вовсе растворяется. В этом новом состоянии тишины и спокойствия, можно начинать медитацию. С помощью медитации вы медленно начинаете чувствовать состояние за пределами ума и сердца – это состояние можно назвать осознанностью.
Если вы продолжаете усердно практиковать, то уровень осознанности будет увеличиваться до тех пор, пока это не станет обязательным элементом всей каждодневной жизни.
Но также начинающие практикующие должны быть готовы встретиться лицом к лицу со своими «демонами». Жизнь западного человека лишена гармонии, в ней много напряжения.
В состоянии внутренней тишины, которая достигается практикой, можно увидеть в себе какие-то вещи, которые будут неприятны. Могут проявиться эмоции, такие как гнев и печаль.
Оставайтесь спокойны, просто наблюдайте, смотрите на эти эмоции как бы со стороны, не вовлекаясь, и они постепенно исчезнут.
Практика Zhuang Gong по-настоящему работает только тогда, когда она становится частью повседневной жизни.
То есть когда человек тренируется не только во время, отведенное для тренировок, а использует для этого каждый момент жизни. Когда мы сидим, стоим, гуляем, едим, работаем, играем и пр.
, форма и ощущения сохраняются. Эта работа не имеет конца, даже тот, кто достиг мастерства, продолжает практиковать Zhuang Gong.
Однако, просить новичков пытаться сразу практиковать постоянно – это невыполнимая задача. Поэтому тренировки разделяются на отдельные небольшие кусочки, которые постепенно формируют правильные привычки и проникают в повседневную жизнь.
Дерево – это самая первая стойка, которую изучают практикующие кунг-фу. Слово «Xu» означает «пустой» – то есть в этом случае состояние пустоты – это практика Чань в кунг-фу.
Но эта «пустота» не имеет негативного значения, наоборот, это означает отсутствие эго, отсутствие привязанностей и страхов (влечения и отвращения), несмотря на беспокойство и стрессы внешнего мира.
В этом состоянии человек открыт для всего нового, готов учиться и впитывать, готов наполняться энергией жизни. Отсюда возможны все движения, вся сила и вся осознанность.
Первичная цель практики Дерева – расслабление всего тела и всего существа человека как единого целого. Это расслабление, развиваемое с помощью дерева, станет впоследствии источником силы в Shaolin XinYiBa кунг-фу. Это похоже на символ Инь-Ян – из полного Инь рождается Ян, из полного расслабления приходит сила.
Сложность заключается в том, чтобы достигать расслабления без потери физической формы и ментального фокуса внимания. Это тонкая грань, это баланс, который нужно найти.
1) Укоренение стоп
Стопы стоят на ширине плеч, носки смотрят вперед и немного внутрь. Это позволяет распределить весь вес на внутренней части стопы от большого пальца до пятки.
Пальцы должны «держать» землю, но не с помощью напряжения мышц, а с помощью переноса веса немного вперед, так, чтобы давление естественным образом пришло на пальцы.
В результате большая часть веса приходится на большой палец ноги.
Затем, когда вы достигнете высокого уровня, пятка будет испытывать лишь небольшое легкое давление – как будто бы у вас под пяткой находится муха – вы не хотите ее раздавить, но и не хотите, чтобы она улетела.
Положение Дерево нужно практиковать долго, поэтому очень важно, чтобы стопа не заворачивалась слишком внутрь или наружу. Изменение угла наклона стопы приводит к изменению угла наклона коленей, что может привести к травмам, если делать так в течение долгого времени.
2) Ведение (lead) и расслабление (relax)
Когда стопы как следует укоренены, важно в первую очередь обратить внимание на макушку прежде чем расслабиться и опуститься в Дерево. Макушка должна как будто бы слегка тянуть вас наверх. Это нужно сделать перед началом Дерева, т. к.
в начале практики это скорее искусственное ощущение. Никакие мышцы не задействованы и ничто не движется, но есть ощущение бесконечного расширения неба. Это намного сложнее почувствовать, если вы уже расслабились и «осели» в Дерево.
Голова как будто тянется в небо («ведет»), как если бы к вашей макушке была привязана натянутая струна. Подбородок слегка подвернут внутрь, и шея вытягивается назад, чтобы получилась прямая линия со спиной. Должно быть ощущение, что череп тянется вверх и назад.
При этом нужно быть осторожными, чтобы не напрягать мышцы лица и горла, пытаясь направить подбородок и шею назад. Лицо должно быть расслаблено, горло открыто, и единственная сила, используемая для создания и сохранения «ведения» – это ощущение, что шея соединяется с черепом. Можно почувствовать легкое натяжение, как при открытии суставов – это очень хорошо.
Это естественное удлинение шеи и спины позволяет увеличить расстояние между позвонками, в результате различные патологические искривления позвоночника могут быть постепенно заменены естественным положением спины. Спина должна быть абсолютно расслаблена, как будто она просто висит на черепе, позвонки держатся без напряжения и в балансе друг с другом.
Небольшое напряжение связано только с натяжением (вытяжением) тела. Когда эта стадия достигнута, можно опуститься и принять окончательную позу Дерева.
Во время расслабления в дереве одновременно происходит множество вещей. Руки медленно заворачиваются вперед так, чтобы кисти оказались напротив даньтянь. Плечи открыты, расслаблены и опущены, локти мягкие, кисти легко вывешиваются из запястья.
В то же время колени медленно сгибаются так, чтобы оказаться над ступнями, при этом колени не загибаются внутрь. Бедра вывешиваются из тела ровно настолько, чтобы сделать спину абсолютно прямой, так, что она соединяется с верхом копчика. Колени сгибаются настолько, чтобы было комфортно находится в таком положении длительное время.
Когда со временем сила ног будет расти, то стойка будет становиться ниже. Все тело выпрямлено, находится в вертикальном положении и отцентрировано – нет слишком сильного наклона вперед или назад. В низком положении внутренние органы в области даньтянь оказываются немного сжаты, что тренирует даньтянь.
Ноги мягкие, но ощущается их эластичность и потенциал. Вы должны чувствовать себя как птичка на ветке – в любой момент можно взлететь!
Во время опускания в более низкую стойку, необходимо сохранить тянущуюся вверх макушку.
Если все сделать правильно, то будет чувствоваться натяжение в нижней части спины, поскольку спина открыта с помощью подвернутого копчика и вытяжения головы наверх.
Две противоположные вещи происходят в теле – макушка тянется наверх в небо, а таз – вниз, в землю. Все остальное при этом остается расслабленным и мягким, так что все тело чувствует себя удлиненным и открытым.
3) Внимание и дыхание
Все органы чувств должны быть открыты, сохраняйте бдительность и состояние готовности. Глаза открыты и смотрят прямо вперед.
Внимание не должно быть специально напряжено, но в то же время сознание не должно быть затуманено; осозновайте все, что видите, все звуки, ощущения, импульсы, мысли и желания, но не позволяйте им захватывать ваше внимание, просто разрешите им проходить так же, как они появились. Чтобы помочь уму успокоиться и замедлиться, переместите свое внимание из головы в даньтянь, или же наблюдайте свое дыхание.
Дыхание должно быть глубоким, равномерным, плавным и очень мирным, как у новорожденного спящего младенца. Вдохи и выдохи должны иметь одинаковую длину и следовать через одинаковые промежутки времени, равномерно.
Должно быть ощущение, что в дыхании участвует все тело целиком: все тело расслаблено и открыто во время вдоха, и немного закрыто во время выдоха. Дыхание проходит глубоко в даньтянь и во все удаленные участки тела, в каждый палец рук и ног, так, что каждая часть тела чувствует жизнь и наполненность энергией.
С помощью дыхания даньтянем мы тренируем Ци. Внутренние органы в области даньтянь расслабляются и заметно расширяются во время вдоха, и сокращаются во время выдоха, обеспечивая полноту и глубину дыхания.
Грудная клетка не должна подниматься и двигаться вперед во время вдоха, потому что это нарушит ровное положение спины, но она должна расширяться вниз и назад за верхние ребра. С течением времени это поможет увеличить объем легких, что необходимо для культивации Ци и увеличения внутренней силы.
4) Удержание (Hold)
Дерево обычно выполняется в течение длительного времени, и хотя эта стойка относительно неподвижна, это не означает отсутствие активности. Множество вещей происходят в теле, и чтобы практиковать по-настоящему качественно, вы должны постоянно удерживать и осознавать их все одновременно. Это очень сложно.
Возможно, вы помните о дыхании, но забыли о тянущейся макушке. Может быть вам удалось сконцентрировать внимание, но вы забыли о стопах. Вы не должны стоять как статуя, вы постоянно должны осознавать свое тело, постоянно сканируя ощущения и исправляя стойку там, где это необходимо.
Однако, не делайте ничего через напряжение, самое главное условие правильной практики – это расслабление. Новые студенты должны думать только о правильной тянущейся макушке и об расслаблении. Когда навыки разовьются, то можно будет добавить другие элементы, описанные выше.
Все тонкости этой позы постепенно становятся привычкой, и требуется все меньше и меньше усилия для удержания позы и контроля.
Практиковать Дерево необходимо по двум причинам. Во-первых, это очень устойчивая стойка, она тренирует баланс, силу ног и возможность сохранять положение стоя долго.
Во-вторых, эта стойка развивает даньтянь, тем самым предохраняя практикующего от рассеяния внимание и расфокусировки, но это происходит без усилия, все происходит без усилий и напряжений.
Это как дистиллировать мутную воду – грязь оседает, и вода становится чистой.
По сравнению с полным расслаблением в Дереве, в этом «упражнении» добавляется один элемент усилия. Dai Jia Shi тренирует противоположности – верх и низ, открыто и закрыто, Инь и Ян, вместе. Однако, прежде чем переходить к сжатию (сокращению), необходимо достичь расслабления в Дереве. Степень вашего расслабления определяет степень доступного вам усилия (сжатия).
Метод
1) Начальное положение – Дерево.
Во время вдоха медленно поднимите руки и кисти так, чтобы они оказались напротив грудной клетки, плечи при этом должны остаться опущенными и расслабленными.
В то же время, вес тела перемещается на одну ногу, а освободившаяся нога делает отшаг в сторону, чтобы в итоге получилась стойка чуть шире ширины плеч.
2) Вес тела возвращается в середину. Вместе с выдохом руки вращаются внутрь, пальцы смотрят наверх и локти движутся к центральной линии тела. Одновременно колени слегка согнуты, открыты и находятся над ступнями. Все тело немного растягивается. Макушка по-прежнему «ведет’ (тянется наверх) как в Дереве.
Dai Jia Shi делается циклично вместе с дыханием. Тело должно быть расслаблено, чтобы сделать вдох, поэтому сокращение делается одновременно с выдохом. Этот метод сохраняется для всех движения и форм Shaolin XinYiBa кунг-фу.
Можно принять позицию Dai Jia Shi, затем вернуться обратно на вдохе, а потом снова принять позу Dai Jia Shi на выдохе.
Или же можно оставаться в положении Dai Jia Shi и просто испытывать расслабление и сокращение во время вдохов и выдохов соответственно.
Lian Huan означает «повторяющийся». В стойке Dai Jia Shi тело использует две противоположные силы – расслабление и сжатие одновременно. Здесь же они движутся и вращаются, и в итоге становятся одним – это цельная и полная сила.
Центр этого движения – вращение таза. Это вращение является основой практически всех форм в Shaolin XinYiBa кунг-фу, потому что таз – это наиболее сильная и ключевая часть тела. Dai Jia Lian Huan Zhuang помогает открыть таз, тренирует спину и позволяет разблокировать нижнюю часть тела.
1) Начальное положение – Dai Jia Shi. Из него на выдохе тело (торс) начинает вращаться. При этом спина выполняет роль оси, а копчик как корень, при этом голова и взгляд все время направлены вперед. Это означает, что вращение начинается от копчика, и все последующие движения являются результатом этого.
Копчик с помощью небольшого движения поворачивает таз, таз поворачивает торс, и, наконец, торс поворачивает плечи, а плечи поворачивают руки. Нужно внимательно следить, чтобы этот порядок не нарушался. Например, если плечи начинают использоваться для продолжения вращения, это значит, что они уже не следуют за копчиком, и тем самым прервана передача силы.
Для того чтобы следовать в нужном порядке, тело должно быть расслаблено.
Поворачивайтесь насколько возможно, используя копчик, до того как разрешить тазу следовать за ним. Это позволит раскрыть таз.
Копчик имеет очень небольшую подвижность, поэтому сначала это может быть очень сложно почувствовать это движение правильно. Неизбежно, с поворотом таза бедра и колени тоже будут следовать за тазом и двигаться.
Старайтесь сохранять их открытыми и «квадратными», особенно движение коленей должно быть упорядоченным, а не рассеянным.
2) Вместе с поворотом таза, тело также начинает смещаться вбок, и вес немного перемещается на одну ногу. В это время руки также вращаются, как будто имея шарниры в плечах. Ведущей является рука, движущаяся вниз к колену, а другая рука движется вверх к лицу.
Таз и торс поворачиваются настолько, насколько возможно, чтобы голова и колени оставались смотреть прямо вперед. При этом скручивается спина. В крайнем положении практически полный выдох, и это точка максимального сжатия.
3) Когда вы вдыхаете, натяжение отпускается, и начинается движение обратно к центру. Когда вы проходите через центр, то начинаете выдыхать, и повторяете то же движение в другую сторону.
4) Dai Jia Lian Huan Zhuang продолжается, здесь нет начала и конца, нет пауз между движениями влево и вправо, нет промежутков и задержек дыхания. Бесконечное вращение таза, так же как мягкость и непрерывность – это основные черты и основа форм Shaolin XinYiBa кунг-фу.
Пангын – первый комплекс, который изучают в кунг-фу Shaolin XinYiBa. Pan означает «скручивание» или «спираль», Gen означает «корень» или «стержень» – вместе они позволяют развить нижнюю часть тела.
Обычно, пока новые студенты изучают Xu Zhuang, Dai Jia Shi и Dai Jia Lian Huan Zhuang, они также практикуют основные шаги, которые являются частью PanGen.
Это также продолжает развивать способность к вращению и открытие таза, и тем самым развить силу нижней части тела.
Хотя в теории все эти движения кажутся очень простыми, могут пройти годы, прежде чем вы достигнете хоть небольшого успеха в практике Zhuang Gong. Нужно продолжать эту практику в течение всей жизни.
Когда дерево начинает расти, оно в первую очередь должно обеспечить свои корни. Если дерево становится выше и толще, то его корни также должны становиться более глубокими и крепкими. Без этого дерево не может стать сильным.
Корни растут вместе с деревом на протяжении всей жизни.
Уроки ушу для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения
Ушу (цинь-юн, цзи-юн ), более известное всему миру как кунг-фу, – это сбалансированное сочетание физических нагрузок, навыков самообороны, развития дисциплины, улучшения моральных качеств, оздоровительной и дыхательной гимнастики. Благодаря кинематографу, знания китайских воинов и монахов заинтересовали людей, далеких от восточной культуры.
Одни пытаются улучшить боевые способности, осваивая удары и захваты, другие делают ставку на внутреннюю силу, прибегая к дыхательным ответвлениям, третьи предпочитают несложные гимнастические телодвижения, предназначенные для укрепления здоровья. Все Курсы Онлайн подобрали бесплатные видео уроки разной направленности, которые подойдут для новичков.
Стойки — начальный уровень. Грамотное выполнение статических поз – ключевой фактор в воспитании дисциплины тела и ума. Сохраняя непривычное положение, мышцы укрепляются, развивается выносливость, чувство контроля.
Сергей Суховей и его юная помощница продемонстрируют четыре базовых варианта – бинбу, мабу, баньмабу, гунбу. Сергей – Чемпион мира и Европы, тренер, восточных единоборств.
Под его руководством находятся Центры «Архат» и «Добрый клуб».
Вне зависимости от вида спорта, специалисты не устают повторять: перед основным занятием необходимо прибегнуть к разминке. Это позволит избежать травм, неприятных ощущений, мешающих сосредоточиться на действиях, незаметных нарушений, приводящих со временем к серьезным заболеваниям.
Новички часто пренебрегают «лишней» тратой времени, сразу приступая к основному комплексу; это чревато проблемами со здоровьем и прекращением тренировок вовсе. Стас Николаев, инструктор Kung Fu Project, приводит полную версию разминки, ориентированную на разогрев суставов, мышц и сухожилий с элементами на гибкость.
Последовательность подобрана по принципу от простого к сложному.
«Академия Медиа Искусств» предлагает всем, кто интересуется шаолиньцюань, ознакомиться с учебным фильмом, посвященным этому направлению. В него вошли навыки, с которых начинается подготовка «новобранцев».
Представлено три блока – разминочные упражнения, силовые упражнения и на отработку координации движений. Учитель – Ши Янбин, монах в 34-м поколении, Усэн Суньшанского Шаолиньского монастыря.
Это отличная возможность познакомиться с техниками, попрактиковать базовые стойки и выпады, начать совершенствовать свое тело, не имея возможности заниматься под руководством профессионального инструктора.
Школа «Золотой дракон» представляет учебный фильм 2009 года, посвященный приемам болевых захватов и удержаний (Chin Na), наглядно демонстрируемых на экране и четко комментируемых диктором для лучшего понимания и усвоения.
Элементы Chin Na встречаются в любых направлениях боя, но существуют школы, возводящие приемы в отдельную науку. Она состоит из воздействия на суставы, разделения мышц, перекрывания дыхательных путей и вен, нажатий на жизненно важные точки, контроля противника.
Все действия базируются на доскональном знании анатомии человека, умении четко нанести удар в нужную точку.
Центр изучения традиционной культуры Китая «Уцзимэнь» и его основатель Александр Житомирский занимающийся боевыми искусствами с 1979 года, предлагают познакомиться с основами техники цинь-на (иногда встречается термин «цинна», слитное и раздельное написание).
Александр –серебряный призер ЧМ по традиционному китайскому ушу, ученик уважаемых мастеров Востока (Ма Вэйли из Пекина, Лян Шаоцань и Чэнь Цзие из Шанхая, Нгуэн Вьет Хунг из Сайгона, Шэн Ян, настоятель монастыря «Фагу Шань» в Тайване).
Многие его выпускники стали победителями чемпионатов.
Бадуаньцзинь в переводе с китайского языка означает «восемь отрезков парчи»; комплекс состоит из восьми частей, а дорогой редкий в древности материал подчеркивает его ценность. Это одно из основных и самых популярных составляющих Цигун – упражнений на очищение внутренних энергетических каналов и нормализацию циркуляции энергетических потоков.
Регулярная практика дарит пробуждение, высвобождает внутреннюю энергию, оздоравливает на физическом и ментальном уровне. Ее могут использовать как бойцы, так и обычные люди, включая пожилых. В фильме дается исчерпывающая информация – каждое движение подробно разбирается по шагам, приводятся возможные ошибки, тонкости выполнения.
В конце видеофильма приводится демонстрация комплекса.
Китайские боевые искусства строятся на параллелях, проводимых с происходящим в реальной жизни. Особое внимание китайцы уделяли поведению животных, перенимая у них изысканные и смертоносные приемы.
Разучить Стиль Змеи (Чой) можно, воспользовавшись этим видео, где приводится 39 форм, собранных по принципу возрастания – от простого к сложному.
Четкая демонстрация процесса, грамотная комбинация и спокойная восточная музыка помогут настроиться и проводить занятия дома, самостоятельно повторяя за учителем. Урок занимает полтора часа.
Вин Чун – стиль, созданный женщиной и получивший свое название в ее честь. Он соединяет ценности монастыря Шаолинь и введенными девушкой образами животных. Легенда гласит, что формы строятся на пяти символах – дракона, змеи, тигра, леопарда, журавля. Дополнительно проводится параллель с пятью лепесткам цветка Мэйхуа.
Ним Вин Чун (Вечная Весна) преобразовала полученные навыки, создав новый стиль, акцент которого делается не на силу бьющего, а на использование силы и веса противника, направляя их во вред нападающему. Бой ведется на короткой дистанции, не позволяя врагу делать привычные замахи и выпады.
Разучить движения защиты и нападения поможет представленный видеоролик, где приводится комплекс ударов и блоков для отработки в одиночку и в паре.
Основателем тайцзицюань (тай чи) считается Чэнь Вантин, передавший наследие потомкам.
Долгое время тай чи не выходило за пределы семьи, но однажды талантливый и целеустремленный мальчик из бедной семьи Ян Лучань, подсматривая за тренировками хозяев (он был слугой), смог многому научиться. Это впечатлило главу дома Чэнь, и тот взял слугу в ученики. Так появилась ветвь Ян.
С ее основами предлагают ознакомиться создатели этого кинофильма. Понятная демонстрация процесса и четкие поясняющие комментарии помогут быстро уловить суть, легко запомнить и повторить материал.
Ушу не ограничивается боевыми навыками, отпугивающими людей пожилого возраста и тех, кого не интересует рукопашный бой. Му Юйчунь, мастер старой закалки, знакомый с различными методиками (тайцзицюань, иглоукалывание, массаж, фэн шуй), проведет восьмиминутную гимнастику.
Она включает элементы самомассажа, наклонов, вытяжения позвоночника, подходит для любого возраста и физической подготовки, занимает минимум времени, удобна для выполнения в домашних условиях.
Му Юйчунь является чемпионом Китая в разделе саньда, ответственным представителем Международной Федерации Дачэнцюань, имеет квалификацию 6 Дуань, регулярно проводит семинары, помогает детям с физическими ограничениями.
Медитация – важный аспект восточной философии, боевой в том числе. Для этого не обязательно часами сидеть в позе лотоса, концентрируясь на дыхании.
Но умение существовать в настоящем моменте, контролировать тело и разум, ощущать происходящие внутри и вокруг перемены – от этого зависит уровень мастерства воина.
Поэтому людям, желающим не просто научиться «махать руками», придется дополнительно уделять внимание медитации, регулярно возвращая блуждающие мысли в настоящий момент.
27 июля 2020
Азбука кунг-фу: базовые стойки » Практика » 2021-12-15
Стойки — базовая часть всех китайских боевых искусств, фундамент для дальнейшего обучения традиционному кунг-фу. По тому, как ученик подходит к освоению стоек, мастер проверяет его усердие и стремление к действительно глубокому погружению в изучение ушу.
Китайское название стойки «бу» (步), один из переводов: «шаг».И этот вариант толкования великолепно отражает особенность выполнения стоек кунг-фу, подчеркивает, что это статика, стремящаяся перейти в динамику. Становятся понятны на первый взгляд противоречащие друг другу требования к технике их выполнения:
- устойчивость в моменте
- возможность быстро сменить позицию, сохранив при этом равновесие и технику.
Начинайте освоение стоек с тренировки неподвижного нахождения в позиции, потом отрабатывайте переходы из одной в другую, постепенно ускоряясь. «Чтобы научиться ходить, нужно сначала научиться стоять на ногах», — говорят китайцы.
Последователи кунг-фу считают, что даже если человек еще не осилил боевые таолу, как того требуют каноны, но овладел стабильными стойками и позициями, то это составляет треть победы в схватке с противником.
Техника выполнения кажется довольно простой, но все они очень энергоемкие и эффективно развивают внутреннюю силу. Мышечные волокна становятся эластичными, укрепляются суставы, энергия ци течет свободно, и дыхание помогает направлять ее в нужное место.
Существует несколько основных стоек, общих для спортивного и традиционного кунг-фу. Всего же их насчитывается более сотни, при этом варианты исполнения у разных школ и стилей имеют заметные отличия.
Стойки Шаолиньского кунг-фу
В статье — названия и техника выполнения ключевых стоек, характерных для северного шаолиньского кунг-фу.
Стойка всадника мабу
мабу
Важнейшая стойка, часто ее называют базовой. Встречается во всех стилях современного и традиционного ушу. В выполнении приемов, мабу рассматривается как промежуточная позиция, из которой ученик может быстро перейти в любую другую.
Ноги чуть шире плеч, фиксированное расстояние между ними определяется размером вашей ноги и составляет ровно 5 длин ступней.
Ступни параллельны, колени согнуты под углом 90 градусов и слегка вывернуты наружу, спина прямая, поясница изогнута. Вес тела распределен между опорами, что обеспечивает устойчивость, ноги как бы «врастают» в землю.
При хорошо освоенной и отработанной мабу, человек устоит даже после нижней подсечки противника.
Мабу используется для увеличения силы коленей, отработки концентрации и дыхания.
Прежде чем начать изучать переходы в следующие стойки и осваивать формальные приемы (таолу), ученики должны уметь держать мабу не менее 5 минут, любой мастер «не пустит» его дальше в обучение, пока практикующий не обретет устойчивость в мабу.
Сами же шаолиньские монахи держат мабу 30 минут и больше, некоторые ученики достигают таких же успехов.
Стойка лучника Гунбу
Левая нога впереди (левое Гунбу), на расстоянии 5 ступней, согнута. Правая — абсолютно прямая, ступни на ширине таза для большей устойчивости. Носки обеих ног слегка повернуты внутрь. Упор (центр тяжести) на 70% смещен на ногу, стоящую впереди. Точно также отрабатывается Гунбу и на другую ногу, время стояния на каждой — по 2 минуты.
В Гунбу можно перейти из мабу за счет поворота таза. Упираясь в землю и наполняясь ее силой, переносим всю мощь в таз и взрывной волной проворачиваем корпус, опираясь на заднюю ногу и одновременно выпрямляя ее резким движением. При повороте влево «выстреливает» правая нога, при повороте вправо — левая.
Гунбу часто используется для перехода к нападению. Структура ее такова, что практикующий может пробить левой ногой с большой силой, устойчиво опираясь на правую. Кроме того, из этой стойки можно молниеносно нанести удар и правой
Ложная, или «Пустая стойка» Сюйбу
Сюйбу
Опираемся на правую ногу. Левую выносим вперед и касаемся носком как можно дальше, слегка приподнимая, пятку слева вверх. Весь вес на правой. Расстояние между коленями — кулак ученика (или мастера).
Стойка эффективна для быстрых ударов левой ногой, часто используется для уклоняющихся действий, переходов между боевыми позициями. В ней заключена та мягкость и скрытая сила, по которой всегда угадывались монахи Шаолиня. Так же пустой шаг тренирует стойку на одной ноге. В случае удара противника или проведения приёма на «пустую ногу» сохраняется равновесие.
Сюйбу отлично укрепляет силу бедер.
Стойка «Опущенный шаг» Пубу
Пубу
Ноги широко расставлены, правая согнута до упора, пятка стоит на земле и касается ягодицы, колено и носок развернуты вправо. Прямая левая нога оттянута в сторону и почти лежит на земле, пятка ее касается земли. Ступни параллельны, туловище слегка наклонено вперед, но голова ниже таза не опускается.
В стойку пубу можно перейти из правого гунбу, разворачивая корпус влево и перенося вес на правую ногу. пубу способствует укреплению спины, растяжке ног и поясницы.
Эта стойка универсальна и для атаки, и для защиты от высоких прыжковых ударов. Именно находясь в пубу, военный художник У Сун во времена династии Сун убил прыгающего на него тигра.
Стойка отдыха Себу
Себу
Ноги скрещены и согнуты в коленях. Левая ступня впереди, пятка на земле, вы сидите на правой голени, правое колено прижато к левой голени с внешней стороны. Скрещенные ноги защищают пах и готовят к боковому удару или уходу от противника, стоящего сбоку.
Скрученные стойки развивают гибкость и способствуют свободному течению ци вдоль позвоночника.
Себу — основа для целого ряда приемов, содержащих в цепочке быстрое боковое движение. Тренировка Себу отрабатывает молниеносное «погружение» к земле, чтобы уйти от атаки и приготовиться нанести удар рукой снизу в открывшийся корпус противника.
Стойка Цзопань «Лохань спит»
Более глубокая, чем Себу, бедро и голень левой ноги прижаты к земле, правая заведена над левой, ступня ее касается земли. Эту стойку вы можете увидеть при исполнении комплекса Лохань, там она будет называться Лохань спит.
Используется в бою примерно также, как Себу — для быстрых перемещений и уходов в сторону.
Цзопань хорошо разрабатывает подвижность тазобедренных суставов.
Стойка на одной ноге Дулибу
Дулибу
Правая нога — опора для всей стойки, левое колено согнуто и поднято выше уровня пупка. Левая стопа прикрывает правое колено, носок вытянут вниз
Тренирует вестибулярный аппарат и концентрацию мысли.
Это очень эффективная устойчивая атакующая стойка, базовая для совершения ударов на среднем и высоком уровне. В обороне помогает отражать низкие и средние удары.
Стойка Ноги вместе Бинбу
Бинбу
Положение тела стоя, носки вместе, колени подсогнуты, плечи опущены, спина прямая. Дыхание ровное, мысли спокойны.
Бинбу часто является начальной и конечной в комплексах упражнений и используется в ритуале приветствия
Отработка каждой стойки начинается с 20 секунд стояния на каждой ноге, целью является стояние до двух минут. Исключение — мабу — в ней необходимо свободно находиться как можно дольше, не менее пяти минут. Она не требует смены опоры, так как вес в этой стойке изначально распределен равномерно.
При выполнении таолу и в позициях важно правильно держать кисти рук, все взаимосвязано: форма, поза, внутренний настрой, взгляд, цель.
Положения рук
- Когти орла
- Когти дракона
- Клюв журавля
- горизонтальный кулак
- вертикальный кулак
- открытая ладонь
(Art Work: Guy Robinson of Atlanta, Georgia)