Как фотографировать похороны: по шагам

Смерть близкого всегда сопровождается душевными переживаниями и потрясением. Очень сложно в этот период жизни взять себя в руки, чтобы сконцентрироваться на важных мероприятиях по организации погребения.

Потерянный человек не знает, какие вопросы решить в первую очередь, где заказать гроб, нужно ли фотографировать похороны, как провести поминки. Не стесняйтесь попросить помощи родных и друзей.

Также вы можете обратиться в агентство ритуальных услуг, чтобы воспользоваться помощью похоронного агента

Снимки с траурной процессии – это печальные воспоминания. Фото похорон не нужны для памяти, это необходимость для близких, которые не смогли проводить умершего в последний путь.

Часто в силу географических особенностей, болезни или финансовых затруднений родственники, друзья или коллеги не могут приехать, поэтому похоронные фотографии – это возможность быть причастным к таинству захоронения.

Профессиональный фотограф или собственная съемка некоторых моментов может вернуть в траурный день в воспоминаниях или прочувствовать всю атмосферу дня прощания.

Родные делают снимки погребения и отпевания, чтобы выслать близким или друзьям усопшего. Также похоронную процессию фотографируют, если умерший был публичной личностью.

Найти специалиста по фотосъемке можно через похоронное бюро или ритуального агента

Можно ли хранить фото с похорон

Не только предрассудки и суеверие порождает вопросы можно ли фотографироваться на похоронах и можно ли хранить похоронные фотографии. Люди опасаются навлечь на себя негативные последствия. Сохранять ли снимки траурной процессии – личный выбор каждого.

Вы можете сделать несколько фото для отсылки родственникам и удалить кадры. Также можно переместить фотоматериалы в удаленные облачные хранилища. Возможно иногда просматривание этого фотоальбома будет вам необходимо в связи с порывами души.

Не стоит навсегда и насовсем избавляться от фото отпевания и погребения близкого человека.

Ряд профессиональных фотостудий и частных специалистов делают фильмы из фотоснимков похоронной процессии. Мастера своего дела подбирают соответствующую музыку, используют спецэффекты, применяют в материале также изображения человека при жизни. После монтажа этот видеоролик служит памятью о человеке. Его пересылают родным, друзьям или коллегам.

В даты годовщины со дня смерти человека родственники и знакомые собираются вместе на поминальный обед. Включение фильма, повествующего о главных вехах жизни покойного и о его смерти, может быть актуален, чтобы создать соответствующую ауру и напомнить собравшимся о том, как им был дорог этот человек.

Как фотографировать похороны: по шагам

Как фотографировать на похоронах

Если вы решили запечатлеть траурную процессию, лучше привлечь к этому мероприятию профессионального фотографа или постороннего человека. Важно, чтобы снимающий обладал высокой силой духа и выбирал нужные моменты.

Как относиться к траурным фотосессиям? Давайте рассмотрим с нескольких точек зрения:

  • психология. По мнению специалистов не следует первое время близким родным и друзьям смотреть фото с похорон. Это будет мешать смириться с фактом утраты и с новой силой погружать в трагическое событие. Рекомендуется просматривать снимки траурной процессии только через некоторый период и по велению души;
  • этика. Где хранить похоронные фотографии и фильмы – личное дело каждого. Рекомендуется провести беседу с членами семьи, чтобы решить нужны ли траурные материалы и куда их разместить. В некоторых семьях есть отдельные альбомы, где в отпечатанном виде хранятся снимки. Важно учитывать эмоциональное состояние каждого, прежде чем принять решение о совместном просмотре фотоснимков или ролика;
  • эзотерика. Маги, ворожеи, колдуны и парапсихологи не рекомендуют хранить фотоматериалы или видеосъемку с похорон. Эзотерики считают, что снимки похорон имеют отрицательную энергетику. Если вы хотите хранить эти изображения, уберите их подальше. Не стоит размещать их в социальных сетях, в телефоне или выставлять на обозрение дома;
  • религия. Христианская вера не находит ничего отрицательного в желании запечатлеть процесс прощания с человеком. Не следует наделять траурные снимки какой-то отрицательной энергией и влиянием нечистых сил. Батюшки говорят, что только Творец способен сделать фотографию могущественной силой. И она не будет отрицательно влиять ни на вас, ни на окружающих.

В любом случае, если вы решились сделать видеосъемку или фотографирование процесса похорон, итоговый материал следует держать в отдельном месте.

Как и что следует фотографировать на похоронах

Как фотографировать похороны: по шагам

И в Российской Федерации, и по всему миру издавна существует традиция запечатлевать умершего в момент его похорон — так сохраняется последний облик человека и сохраняется память о нем. Этой традиции почти столько же лет, сколько самому существования фотоискусства. Начиналось все с того, что одни хотели запечатлеть воспоминания об этом важном событии, другие – сохранить кусочек близкого человека, а третьи попросту следовали моде. И хотя сегодня любой человек может посмотреть записи и фотографии похорон знаменитых людей, мало кто хранит такие изображения в домашнем фотоальбоме или вешает их на стены. Этический аспект вопроса понятен, однако, что о съемке похорон говорит закон? Что по этому поводу говорит Православная Церковь? И какая опасность может угрожать участникам ритуальных фотосессий?

Как законодательно регулируется фотосъемка и видеосъемка похорон?

Гражданское законодательство Российской Федерации регулирует фотосъемку и видеосъемку похорон и погребальных церемоний почти так же, как и съемку живых людей. Дело в том, что статья 152.

1 Гражданского Кодекса РФ запрещает получение, использование и распространение изображений или видеозаписей гражданина без его согласия, поскольку это нарушает его право на неприкосновенность частной жизни и личную и/или семейную тайну.

Для умершего человека эта норма чуть меняется — права на выражение согласия на съемку переходят к ближайшим родственникам умершего. Существует лишь несколько исключений из этого правила:

Во-первых, допускается не получать разрешения, если фото- и видеосъемка ведется в интересах государства или общества.

Это означает, что изображение может быть использовано в целях государственной безопасности, защиты правопорядка, обнаружения и раскрытия угрозы гражданскому обществу, общественной безопасности или окружающей среде.

Помимо этого, любая публичная фигура может быть предметом съемки на фото- или видеотехнику, в том случае если съемка ведется открыто и и снимающий не проявляет излишнего интересе к частной жизни снимаемого.

Во-вторых, допускается свободное проведение фото- или видеосъемки в общественных местах — на улицах, в парках, в торговых центрах и так далее — или на публичном мероприятии (конференция, концерт, спортивные мероприятия и пр.

) если только изображение гражданина не является объектом использования само по себе.

То есть, незаконным будет только то изображение, на котором снимаемый без разрешения находится в центре композиции, на переднем плане и без наличия в кадре признаков проходящего мероприятия или других персон — во всех остальных случаях фотографирование и съемка на видео кого угодно законны.

Далее рассмотрим конкретно случай фото- и видеосъемки похорон. Официально российское законодательство ее не запрещает.

В соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 54611-2011 «Услуги по организации и проведению похорон», запечатление погребальной церемонии, а также ее трансляция на пленку относятся к рекомендуемому перечню ритуальных услуг.

То же относится и к кремации: ГОСТ Р 53999-2010 «Услуги крематориев» предусматривает возможность соответствующих учреждений предоставлять фото и видеоотчеты церемонии прощания и кремации, производить их съемку и трансляцию.

Согласно обоим этим документам, все проведение похорон, и фотосъемка, как часть этих похорон, должны проводиться на договорной основе специально уполномоченными людьми, и с уважением к погребаемому человеку, а также его скорбящим родственникам и знакомым.

Как законы реализуются на практике?

Закон разрешает родственникам и друзьям умершего как самостоятельно запечатлевать на кино- и фотопленку все происходящее при похоронах, так и нанять для этого специальных людей. Фотографа или оператора по желанию организаторов погребения может предоставить ритуальная организация.

При съемке нанятый специалист должен соблюдать правила поведения на кладбище, в частности не мешать траурной процессии и не задевать чувства участников похорон. А вот посторонние люди снимать погребальную церемонию не имеют права, поскольку похороны являются мероприятием личным, а не публичным.

Единственное исключение — съемка с целью предоставления информации в правоохранительные органы.

Важно иметь в виду, что, несмотря на публичный статус большинства кладбищ, на нем ЗАПРЕЩЕНО делать фотографии людей без разрешения, и нарушение этого запрета преследуется по закону. Также следует затирать всю личную информацию на надгробиях, попавших в кадр. Исключение из последнего правила — могилы возрастом более века и те могилы, что являются памятниками культурного наследия.

Что Православная Церковь говорит о фотосъемке и видеосъемке?

Неоднозначно мнение о погребальных фото- и видеосъемках Русской Православной Церкви и других христианских конфессий.

С одной стороны, священники считают суеверия, которые связаны с посещением мест захоронений и правилами поведения на нем, грехом, поскольку человек, приверженный им, демонстрирует неверие в божественный промысел.

о вере в приметы еще более полутора тысячелетий назад так говорил святой Василий Великий из Каппадокии, церковный писатель и богослов IV века:

«Многим из христиан, кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему».

Но этическая сторона вопроса не связана с суевериями и на нее призывают обращать внимание большинство священников. Провожая близкого в последний путь, человек верующий напрямую соприкасается с Таинством смерти, вспоминает о неизбежности своей кончины и Божьего суда.

Отрывать его от тяжелых раздумий и личных переживаний в этот момент – неприлично.

Допускается, впрочем, проведение любых съемок, если умерший был известным человеком, и его похороны так или иначе превращаются в публичное мероприятие — в таком случае извещение о ходе церемонии как можно большего числа людей, которые хотели бы ее посетить, но не смогли, является, несомненно, благим делом.

Мнение парапсихологов о фотосъемке и видеосъемке на похоронах

Согласно эзотерическим представлениями, на кладбищах и среди захоронений существует особая энергетика, несущая в себе угрозу живым людям и даже животным. Это энергетика связей мира мертвых с миром живых.

Читайте также:  Определение азимута онлайн на карте. Что такое азимут

Эзотерики и парапсихологи утверждают, что фотография навсегда запечатлевает эту негативную энергию и может принести неудачи, болезни и даже смерть изображенному на ней человеку и фотографу.

Это связывается с тем, что факт съемки оставляет на всех участниках этого процесса след, привлекающий усопших, и их потревоженные души могут решить наказать виновников. Согласно эзотерическим представлениям, наибольшую опасность потустороннее влияние может иметь для детей и беременных женщин.

Также эзотерики в большинстве с своем согласны с утверждением, что, хотя любое кладбище пропитано энергией связи с миром мертвых, любые похороны увеличивают ее количество вокруг в разы.

При смерти в энергетическое поле выделяется огромное количество смертоносных флюидов, концентрация которых начинает уменьшаться только по истечении сорока дней после наступления смерти.

большинство религий утверждает, что именно такое время необходимо душе для обретения загробного покоя.

Все эти факторы с точки зрения эзотерики и парапсихологии делают фотографирование или видеосъемку похорон очень опасным делом. Во-первых, потому что душа умершего может застрять между мирами и последовать за фотографией в чей-то дом.

Нередко она в результате превращается в полтергейста – злого духа, который пугает жильцом потусторонними шумами, ломает технику и может даже вызвать возгорание.

Во-вторых, потому что именно такая фотография несет в себе опасность для живых, поскольку пропитана особенным духом мертвящих энергий.

28 Января 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Как фотографировать похороны

Несмотря на все вопросы, связаны с запечатлением процесса похорон, иногда это всё-таки сделать стоит. Как правило, иметь фотографии с погребальной церемонии близкого полезно тогда, когда он был известен.

Не обязательно его знала вся страна, он вполне мог быть знаменит в пределах района или города. О таких людях, как правило, пишут местные печатные издания и посты, связанные с их кончиной, публикуют городские группы в социальных сетях.

Для избежания различных неприятных казусов следует иметь собственные фотографии с похоронной церемонии. Как их сделать будет рассказано в этом материале.

Убедитесь, что эти похороны можно фотографировать

Вы не можете сделать фото- или видеозапись погребальной церемонии, ни с кем ее не согласовав. Некоторым вашим близким фотосъемка похорон может показаться оскорбительной, будто таким образом вы тревожите покой почившего человека.

Не привлекайте к себе лишнего внимания

Если вы собираетесь фотографировать похороны, то оденьтесь соответствующим образом: ваша одежда, во-первых, должна быть удобной, а во-вторых, оставаться траурной. Не пытайтесь снимать отдельных людей. Сейчас они поглощены скорбью и вряд ли в настроении позировать.

Не забывайте о том, что это похороны

Вот несколько практических советов, которые помогут вам сделать фото- или видеозапись похорон вашего близкого и не задеть чувства скорбящих:

  1. В любой неприятной ситуации оставайтесь вежливым. Вам стоит с пониманием относиться к негативным чувствам в вашу сторону. На вас могут накричать, шикнуть, прогнать. Сейчас не время для скандалов и демонстрации гордости. Просто тихо удалитесь и постарайтесь сделать, так чтобы эти люди на фотографии не попали. Это вызовет ещё больший скандал.
  2. Всегда прямо отвечайте на вопрос о том фотографируете ли вы похороны. На вопрос о цели также отвечайте честно: вам эти фотографии нужны для того, чтобы увековечить память почившего и для публикации в прессе.
  3. Подумайте над тем хотите ли вы снимать крупный план с плачущими людьми, если да, то будьте тактичны и внимательны.
  4. На похоронах хорошим выбором будет широкоугольный объектив и общий план. Такой подход позволит запечатлеть всю церемонию целиком и не привлечь к себе слишком много внимания.
  5. Акцент на лицах лучше не делать. Стоит строить кадр так, чтобы центральное место занимал гроб или общий план мероприятия. Это позволит скорбящим оставаться анонимными.
  6. Не стоит становиться напротив гроба во время похорон. Не закрывайте вид тем, кто пришёл простится с вашим близким. Также не стойте за проводящим богослужение или за произносящим речь. Фотограф, который находится везде и фотографирует всё подряд, выглядит не к месту.
  7. В церкви использование вспышек недопустимо. Вспышка может быть расценена как неуважение к скорбящим и почившему.
  8. Фото стоит делать как можно быстрее. Не выбирайте позицию для кадра по несколько минут, примеряясь с разных ракурсов. Это будет отвлекать скорбящих от церемонии.
  9. Отключите все звуки смартфона или камеры. Вам нужно быть как можно более незаметным.
  10. Не лишним будет взять бумажные салфетки. Не только для того, чтобы протирать камеру, но и для того, чтобы вытереть свои слёзы. Плача, сфотографировать что-то очень сложно.

Что точно можно снять, чтобы никого не обидеть?

Безусловно, снимки, на которых нет людей, с меньшей вероятностью оскорбят чьи-то чувства. Съемка похоронной атрибутики как ни что иное сможет передать атмосферу печали. Итак, что же снимать на похоронах точно можно?

  1. Цветы, венки, букеты, записки с соболезнованиями. Неплохим решением будет сделать крупный план записок.
  2. Могила до и после похорон.
  3. Катафалки и иной транспорт, присутствующий на церемонии.
  4. Хорошим фото будет момент возложения цветов на гроб или бросание на него горсти земли.
  5. Также можно сфотографировать могилу через несколько дней после похорон.

Фотографировать самому или пригласить фотографа?

Здесь все зависит от того чувствуете ли в себе силы делать что-то продуктивное или вам будет проще на время отдаться своей скорби.

Может быть и так что фотографирование отвлечет вас от тягостных мыслей, и вам будет легче пережить потерю. Но не стоит заставлять себя заниматься этим, если у вас опускаются руки, а в горле чувствуется ком.

В этом случае лучше обратится к профессиональному фотографу с релевантным опытом.

23 ноября 2021

Возможно, вам будет интересно:

Зачем русские фотографировали похороны

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон. Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II. В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других. Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе.

Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения.

Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного. При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего. Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного.

Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу.

Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива.

В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно». В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.

Читайте также:  Как бриться безопасной бритвой (c картинками)

Похоронные фотографии выбрасываются из семейных альбомов, и лишь пожилые люди продолжают их хранить по традиции, причем как носители традиции, находящиеся внутри неё, не могут внятно объяснить, зачем это нужно.

Люди старшего поколения по прежнему считают, что смерть надо видеть своими глазами, помнить о ней и всё знать, «потому что так надо». Это верно расставляет акценты в текущей жизни и заставляет думать о душе.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Можно ли фотографировать похороны: главные аспекты

Похороны людей вызывают печальные воспоминания, тяжело воспринимаются и влекут за собой эмоциональный стресс. Тем не менее, не так уж редко эти события запечатлевают на фото.

Фотосъемка похорон может быть произведена как обычная шалость подростков, а может осуществляться сознательно родственниками умершего. Первый вариант – результат не совсем корректного воспитания. А вот второй может иметь место в разных случаях:

  1. Отсутствие некоторых близких в день похорон (если кто-то не может присутствовать лично, то вправе заказать фото отчет о том, что родной человек похоронен со всеми почестями).
  2. Публичность умершего (известных личностей обязательно снимает кто-то из репортеров).
  3. Договор с ритуальным агентством (когда за право снимать похороны предоставляется скидка или другие бонусы).
  4. Традиции отдельных семей (возможно, у кого-то так принять провожать в последний путь).

Откуда пришла традиция фотографировать умерших?

Как только изобрели фотоаппарат, снимки живых и мертвых заполнили фотоальбомы людей. Это не только русская традиция, на Западе тоже снимали покойников. Их усаживали рядом с живыми родственниками, наряжали в лучшие одежды, открывали глаза и делали семейные фото. Сейчас это звучит странно, но были и такие времена.

Мода на съемку умерших приходится на вторую половину 19 века. Обеспеченные граждане хотели сохранить память об ушедших родственниках. Заказывать портреты было слишком дорого и занимало много времени.

А фото было удачной альтернативой. Кроме того, в те времена была высокая детская смертность. Непоседливых детей сложно было заставить позировать перед аппаратом или художником.

После их ухода из жизни только посмертная фотография оставалась на память.

Фотографы даже применяли специальные кронштейны, на которых держалось тело в вертикальном положении. История сохранила фотографии, на которых приспособления плохо замаскированы, и можно с точностью утверждать, что на снимке уже неживой человек стоит или сидит в непринужденной позе с привычными ему вещами или домашними питомцами.

В 20 веке стала популярна любительская фотосъемка. У многих хранятся фотографии с похорон родственников, но скорее всего не в общих альбомах. Такие фото никому не показывают и сами стараются не смотреть. Верх берут суеверия.

Современный же мир имеет свой взгляд на фотографии умерших и похоронных процессий.

Можно ли фотографировать похороны? Отвечает закон

Любая фотосъемка человека без его согласия по закону считается нарушением права на неприкосновенность личности или семейную тайну. Это обозначено в статье 152.1 ГК РФ. Право фотографировать покойника и распоряжаться снимками остается за его ближайшими родственниками.

Но из этого правили есть исключения. События, запечатленные на фотографии или видео, могут служить доказательством совершения преступления, предотвратить угрозы общественному порядку или окружающей среде. Тогда их использование не попадает под нормы ГК РФ.

Еще фото умершего может попасть в кадр случайно, когда съемка велась в общественном месте, и нет акцента именно на фигуре покойника. Бывают случаи, когда фото или видео делаются на заказ за вознаграждение.

Законодательство РФ не ставит запретов на съемку похорон. В перечне ритуальных услуг числятся фото отчеты. При этом стоит заключить договор с исполнителем ритуальных услуг в рамках приличий и уважительного отношения ко всем участникам похоронной церемонии.

Конечно, родственники и самостоятельно могут снимать траурный процесс или пригласить собственного фотографа с корректным поведением, если это приемлемо для них.

Что говорит церковь по поводу съемки похорон

Священнослужители прямо не запрещают фотографировать похороны и усопшего. Конечно, в такой день недопустимо отвлекать людей, пришедших проститься с умершим, от их раздумий и эмоций. Съемка может кого-то смущать или раздражать. Фотографу следует быть очень корректным.

Что касается суеверий, связанных со смертью, то у представителей церкви однозначный ответ. Все суеверия и приметы придуманы людьми и демонстрируют неверие в божественный замысел, то есть являются греховными. Так что верующие люди не должны опасаться запечатления покойников или себя на фотографиях церемонии чьих-то похорон.

По мнению батюшек, только Всевышний в силах наделить изображение могущественной силой, способной как-то повлиять на человека. И негативное влияние такое фото ни на кого не окажет.

Мнения парапсихологов и эзотериков о фото похорон

Специалисты парапсихологии уверены в том, что все существующее во Вселенной пронизано особой энергией. И в разных уголках мира качество этой энергии разное, и по-разному влияет на всё живое.

Таким образом, на кладбищах преобладает дух смерти, который может вредить живым. Поэтому, если фотографировать или снимать видео в таком месте, а потом еще и хранить снимки у себя, то энергетика смерти тоже отпечатывается на фото и может нести неприятности или недомогания. Особенно подвержены влиянию негативного энергетического излучения дети, старики и нездоровые люди.

По мнению эзотериков, сильное излучение смертоносной энергии происходит в первые 40 дней после смерти человека, пока его душа не примет покой. Чем больше на кладбище новых могил, тем меньше следует там находиться.

Кроме того, душа покойника может попасть в кадр при съемке похорон, хоть и не будет видна. Парапсихологи утверждают, что полтергейсты, о которых им приходится нередко слышать от людей, хранящих воспоминания с похорон, могут быть выходцами с таких фотографий.

В заключение:

Каждый решает сам, снимать похороны или нет, хранить фотографии или нет. Не обязательно держать их в распечатанном виде у себя дома, если существует какой-то страх.

Можно заархивировать материалы и поместить в облачное хранилище. Ведь может наступить момент, когда захочется их просмотреть.

Лучше не делать этого сразу после потери близкого человека, а дать себе время свыкнуться с мыслью об утрате.

Как снимать траурные церемонии и похороны?

Как снимать траурные прощания и похороны? Можно ли снимать покойного крупным планом? Можно ли ставить в публикацию это фото? Ответы на эти не самые простые с этической точки зрения вопросы попыталась найти Mediakritika.by.

На затронутую выше тему мы поговорили с председателем Комиссии по этике Белорусской ассоциации журналистов, директором фотослужбы журнала «Русский репортер», редактором TUT.BY-ТВ и фотографами, которые работали на церемонии прощания с Рыгором Бородулиным.

Фотограф Сергей Балай снимал прощание с Рыгором Бородулиным для «Салідарнасці» и говорит, что снимать траур всегда тяжело и морально, и физически:

«Попрощаться с покойным приходит много людей, нельзя никому мешать, нужно стараться не поворачиваться спиной, не проявить каким-то образом неуважения к горю, которое настигло близких и тех, кто пришел попрощаться с человеком.

Что и как снимать — зависит от конкретного случая. Когда прощались с Рыгорам Бородулиным, я сделал несколько фотоснимков покойного крупным планом. Старался найти такой ракурс, который подчеркнул бы трагичность потери. Также сделал несколько портретов близких и друзей поэта, которые пришли на прощание и поехали на похороны на родину Бородулина в Ушачы.

Содержание фотоснимков в репортаже с прощания и похорон я не обсуждал с редактором, потому что строю фоторепортаж сам и обычно дежурный редактор не вносит изменения в фоторяд.

Во время фотосъемок похорон для меня всегда важно подчеркнуть не только потерю и горе, но и то, что человек закончил земной путь и продолжил свой путь в ином мире, где ему, как мне всегда хочется надеяться, лучше и легче».

TUT.BY-ТВ вел прямую трансляцию церемонии прощания с Рыгором Бородулиным. Алена Шеремет (Андреева), редактор TUT.BY-ТВ, говорит, что портал TUT.by всегда против подробностей вроде крупных планов покойников, неважно, кто они — Бородулин или жертва ДТП:

«Не показать прощание с Бородулиным мы не могли. Было четкое понимание, что госканалы не покажут это, а он — последний из могикан. Многие беларусы не из столицы, многие беларусы из-за границы не смогли бы приехать, но хотели бы соприкоснуться и к церемонии прощания, и к поминальной имше. Мы предоставили людям такую возможность, организовав прямую видеотрансляцию.

Но мы всегда против подробностей вроде крупных планов покойников. Это подробности из разряда очень личных – для членов семьи или близких друзей. Или на крайний случай для присутствующих, каждый из которых сам решал для себя, подходить близко или сохранять дистанцию.

Мы транслировали на две камеры. Одна из них стояла в верхней точке над алтарем и постоянно показывала общий план. Вторая стояла с краю у алтаря, за ней работал оператор, он показывал крупным планом лица живых присутствующих, какие-то соответствующие обстановке детали», – делится Алена Шеремет (Андреева).

У фотографа Александра Tarantino Ждановича во время съемки прощания с Рыгором Бородулиным возник внутренний вопрос, когда появилась возможность в репортаже крупно снять лицо покойника: «Сначала было решил не отдавать эти крупные фотографии для публикации, но потом возникло сомнение, «а может это не только мое право решать» и позвонил редактору. Ну и коллективно мы приняли решение, что поставим, и это нам показалось в рамках приличия.

Мастерство фотокорреспондента – так рассказать о трагедии, чтобы не нужно было снимать в лоб, но в данном случае Бородулин выглядел настолько умиротворенно и одухотворенно, что в итоге не осталось сомнений  в правильности принятого решения.

В нашем обществе о смерти не принято говорить в принципе, но мне кажется что  это очень достойный пример того как нужно жить в этом мире — до самого конца выполняя свое предназначение!  Но для этого нужно его найти, а силы на это тратят не многие, к сожалению…», – резюмирует Александр Жданович.

Читайте также:  Сколько живет вода. Сколько можно прожить без воды?

Андрей Поликанов, директор фотослужбы журнала «Русский репортер», говорит, что каждый фотограф для себя, в зависимости от своего этического, воспитания, решает, может он это делать или нет.

«Но кроме фотографа существуют другие люди, которые решают, можно это публиковать или нельзя. Раньше в журнале TIME был закон: мертвых и кровь ни в коем случае нельзя публиковать [Андрей Поликанов работал фоторедактором американского журнала TIME — авт]. Потому что журнал TIME — это домашний журнал, он лежит на столике, ребенок может прийти, открыть и увидеть это.

Сейчас границы несколько сдвинулись. Видел одну из обложек из Сирии — лицо в гробу. Это было не где-то там, а обложка! Для меня это до сих пор ужас, я против этого.

Каждый, наверное, выбирает сам, публиковать покойника или нет — и фотограф, и редактор, и общество, в котором выпускается этот журнал.

А вообще, фотограф сам для себя решает, какую карточку ему делать, какую он покажет, а на какую скажет «Я это снял, но никому никогда не покажу», — делится Андрей Поликанов.

Анатолий Гуляев, председатель Комиссии по этике Белорусской ассоциации журналистов, отмечает, что в кодексах журналистской этики БАЖ и БСЖ напрямую не говорится о съемках умерших. Есть два пункта, которые в том или ином варианте говорят о том, что непозволительно оскорбление чувств родственников, близких и, вообще, общества:

«Снимки многих известных людей в печати были, они прозвучали. Но они были неоскорбительными, корректными.  Моя рекомендация такая: «Важно не что снимают, а как». В принципе, журналисту можно все, вопрос в том, как это делается. Можно выделить два момента.

Первый. Если речь идет и об известных людях, все равно желательно получить согласие родственников. Никто не сможет вас упрекнуть по суду, если согласия родственников на съемку умершего не будет.

Но если вы человек, который пытается исполнять правила профессиональной этики, то для вас было бы желательно получить согласие.

Если родственники не хотят этого, то пробуйте иначе — обходитесь прижизненными портретами или репортажными снимками этого человека. Но не нужно обижать родственников.

Второй момент. Вы должны позаботиться о том, чтобы этот человек (каким бы он ни был – известный или нет) не выглядел на вашем снимке уродливо, а чтобы выглядел достойно. Чтобы любой член общества мог посмотреть на фотографию умершего и сопоставить увиденные снимки с тем, что они знали о человеке.

Если вдруг мы видим на снимке умершего человека с уродливыми пятнами на лице, которые появились, допустим, в процессе болезни или еще с чем-то… Оно реально, но в контексте профессиональной этики не нужно это показывать. Не нужно показывать человека в последнем пути так, чтобы о нем остались негативные воспоминания», — говорит Анатолий Гуляев.

Belarusian News Photos www.bnp.by

Фото похорон в семейных альбомах

Традиция фотографировать похороны и хранить эти фото в семейных альбомах существовала в России вплоть до 1990-х годов, а потом резко исчезла. Зачем люди стремились запечатлеть на пленку такое трагичное событие? И почему сейчас от этих фотографий стараются избавиться?

Сама по себе традиция фотосъемки умерших не уникальна именно для России, она существовала и на Западе. Но подход к изображению смерти на фото в нашей стране кардинально отличался.

В Европе существовал такой широко известный феномен, как post mortem фото, когда умерших людей фотографировали, словно живых. Им придавали определенные позы, чтобы они выглядели естественно. Часто вместе с ними фотографировались и живые родственники. Выглядят такие снимки откровенно инфернально.

В России подобные художественные вольности не допускались. Фотограф снимал именно похороны: родственников на фоне гроба и могилы, поминальное застолье и другие моменты.

Позже эти фото распечатывали и помещали в семейные альбомы рядом с фотографиями свадеб, дней рождения, выпускных и т.д. И, что интересно, их пересматривали во время семейных застолий, сопровождая просмотр рассказом о том, как проходила церемония прощания.

Возникает вопрос: зачем? Зачем людям было нужно хранить эти страшные фото и смотреть на них? Современному человеку это понять сложно. И все-таки причина хранить память о похоронах была.

Зачем фотографировать умерших и похороны?

В Европе снимки post mortem делали по весьма банальной причине. В те годы фотография была дорогой. Иногда за всю жизнь человек фотографировался один-два раза.

А часто люди умирали молодыми — в юношестве или даже детстве, и ни одной прижизненной фотографии у родных не было. Поэтому их снимали после смерти, стараясь придать вид живых.

Так у родителей оставался на память хотя бы посмертный снимок.

В России люди стали фотографировать похороны потому, что хотели сохранить историю своего рода. В жизни человека есть определенные моменты, которые антропологи называют «переходами». Эти события меняют все раз и навсегда.

К ним относятся: рождение ребенка, первый звонок, выпускной, свадьба и, разумеется, смерть. Существуют и другие, более мелкие.

И чем доступнее становится фотография, тем больше становится «переходов», которые люди стремятся запечатлеть: дни рождения, Новый год, другие значимые праздники с застольями, первая машина, покупка дачи и т.д.

Однако проводы в последний путь, как и рождение, все-таки остаются ключевыми. И люди испокон веков фиксировали историю своей семьи, опираясь именно на важные «переходные» моменты. Потомки должны были знать не только о том, как жили их предки, но и о том, как они ушли из этого мира.

Это была первая причина, по которой в семейных альбомах появились фото с похорон. Но не единственная. Фотографии также служили объединяющим звеном. До революции люди жили в тесной связи с родовой общиной.

Население не было мобильным, и, как правило, на деревенских погостах были похоронены множество поколений одной семьи. После 1917 года основа общества — род — начала распадаться. Если кто-то умирал, зачастую уже не было возможности собрать всю семью на похороны.

Но благодаря фотографиям живущие далеко родственники могли заочно поприсутствовать на церемонии.

Именно поэтому эти жуткие снимки было принято смотреть во время крупных застолий. Те, кто присутствовал на похоронах, рассказывали тем, кто не был, как все прошло. Родственникам было важно убедиться, что «похоронили хорошо», все ритуалы были соблюдены, и усопший может покоиться с миром.

Как фотографировали похороны в России?

В России, как и в Европе, существовали свои каноны посмертных фотографий. И все фотографы, снимавшие похороны, придерживались их.

В первую очередь, следовало сфотографировать лицо умершего крупным планом. Дальше следовали не менее важные фото с родственниками у гроба.

Причем здесь тоже были определенные правила, которые менялись со временем. В 1920-30-е годы родственники позировали и смотрели в объектив.

На более поздних снимках было принято смотреть не в камеру, а на умершего — таким образом живые как бы отдавали ему последнюю дань уважения.

Также нужно было делать фото по дороге на кладбище, на погосте и у могилы. Могилу снимали отдельно. На таких снимках часто можно увидеть запечатленные крупным планом цветы и памятник. И, наконец, требовалось заснять поминки, чтобы на фото присутствовали все, кто был на поминальной трапезе.

Но некоторые вещи нельзя было снимать. Не фотографировали плачущих родственников. Вообще любое проявление горя должно было остаться за кадром. Также не снимали момент, когда после отпевания присутствующие прикладывались к венчику.

Антропологи замечают, что «похоронные» фотографы невольно следовали традициям иконописи. Гроб снимали сбоку, а присутствующие смотрели на умершего спокойно и серьезно без скорби и боли. Похожим образом написаны иконы «Положение Христа во гроб» и «Успение Богоматери».

Почему сейчас похоронные фото считают «нехорошими»?

Таким образом, вплоть до конца XX века фото похорон были обычным делом. И никто не видел в них ничего страшного.

Традиция резко исчезла в 1980-90-е годы. Люди не просто перестали фотографировать прощальные церемонии, но и начали избавляться от старых похоронных фото в семейных архивах. Некоторые убирали их в отдельные конверты, а другие — просто выбрасывали или даже сжигали. С чем это связано?

В первую очередь, конечно, с тем, что к тому времени уже умерли последние хранители традиций рода, существовавших до революции. Общество просто забыло, с какой целью делали такие фотографии.

Кроме того, именно в эти годы россияне тесно познакомились с различными эзотерическими течениями, понятием ауры и энергетики. Десятки экстрасенсов начали вещать о том, что такие снимки «отмечены смертью», что, соприкасаясь с фотографиями живых, они навлекут беды и т.д.

Под влиянием этой антипропаганды, люди стали избавляться от «нехороших» снимков.

И сейчас всем уже кажется естественным, что нельзя хранить дома подобные фото. Хотя еще 50-60 лет назад никто даже не думал об этом.

Сегодня некоторые ритуальные агентства предлагают такую услугу, как фотосъемка похорон, но она не пользуется особым спросом. Более того, даже онлайн-трансляции прощальных церемоний, получившие распространение в эпоху пандемии коронавируса, вызывают у людей негатив.

Несколько лет назад появилась информация, что в Европе предпринимались попытки возродить культуру post mortem. Однако они не увенчались успехом. Фотография сейчас утратила ритуальное значение, она стала слишком доступной, превратилась в развлечение и уже не рассказывает историю семьи. Поэтому традиция фотографировать похороны навсегда осталась в прошлом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector