Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Наслаждайтесь этой веселой еврейской традицией этой Хануки. Играй с семьей, пока ешь картошку латке и поешь песни !!

Ханука 2010: 1-9 декабря

Все, что вам нужно, это дрейдел и ханукальный гельт.

Расходные материалы:

Шаг 1: История Дрейдла

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Игра дрейдлов зародилась во времена правления греческого короля Антиоха. За это время были приняты законы, запрещающие изучение Торы и других еврейских традиций. Когда евреи собирались для изучения Торы, они приносили с собой вершину. Если приходили солдаты, они скрывали то, что изучали, и притворялись, будто играют в азартные игры с верхом.

Шаг 2: Дрейдская песня

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Спойте эту песню, играя на дрейдле или зажигая менору. У меня есть маленький дрейдел. Я сделал это из глины. Когда будет сухо и готово, тогда дрейдл я поиграю. О, дрейдл, дрейдл, дрейдл, я сделал это из глины. О, дрейдл, дрейдл, дрейдл, тогда я буду играть. У него прекрасное тело, ноги такие короткие и худые. Когда все устает, падает, а потом я выигрываю! Дрейдел, дрейдл, дрейдл, с такой короткой и худой ногой. О, дрейдл, дрейдл, дрейдел, он падает, и тогда я выигрываю! Мой дрейдел всегда игрив. Любит танцевать и крутиться. Счастливая игра в дрейдл, давай, играй, давай начнем. Ох дрейдел, дрейдл, дрейдл, он любит танцевать и крутиться.

О, дрейдл, дрейдл, дрейдл. Давай играть сейчас давайте начнем

Шаг 3: Стороны дрейдла

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Есть четыре стороны дрейдела. У каждой стороны есть буква из еврейского алфавита.Nun = обозначает идишское слово «nite», что означает «ничто».гimel = означает идишское слово «gantz», что означает «все».ЧАСay = обозначает идишское слово «halb», что означает «половина»Shin = означает идишское слово «штел», что означает «положить в» Эти буквы образуют акроним, обозначающий:

Nэс гAdol ЧАСняня-туземка Sхам — «там произошло великое чудо»

Шаг 4: Правила игры

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

1. Начните с любого количества игроков. 2. Каждый игрок получает одинаковое количество гель Ханнуки ( кастрированный Идиш за деньги). Для геля можно использовать все, что угодно, в том числе монеты, конфеты и т. Д. Я традиционно использовал шоколадные монеты в качестве ханукального геля. 3. В начале каждого раунда каждый кладет один кусок геля в горшок в середине круга. Когда когда-либо банк опустеет в игре, каждый положит в него другой кусок геля. 4. Обойдите круг по очереди. Когда придет ваша очередь, раскрутите дрейдла. Буква, на которую приземляется дрейдел, определяет движение игроков.

монахиня = игрок ничего не делает

Гимел = игрок забирает банксенной = игрок забирает половину банкаголень = игрок кладет кусочек гельта в банк 5. Вы выходите из игры, когда у вас нет кусков в банке Вы выигрываете, когда у вас есть весь банк.

Шаг 5: Веселитесь!

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Нам было весело играть в дрейдл в офисе!

Латкес, суфганиет и игра в дрейдл. Как и с чем принято отмечать Хануку?

Каждый раз в декабре целых восемь дней прилавки в Израиле ломятся от сладких пончиков, на кухне царит аромат жареных картофельных оладий, а вечером зажигаются свечи на меноре — так отмечают Хануку. «Афиша Daily» поговорила с основателями Dizengof99 и узнала все подробности празднования

Что это за праздник и как его отмечают?

Ханука — еврейский праздник победы света над тьмойПримерно 2200 лет назад Израиль находился под контролем Рима. И если же поначалу стороны жили в мире, то после того, как появился запрет на соблюдение основных заповедей иудаизма, вспыхнуло еврейское восстание во главе с Иудой Маккавеем.

Изгнав врагов из Иерусалимского храма, воины нашли лишь один небольшой кувшин с маслом, которое подходило для зажигания меноры (разветвленного канделябра) и последующего освещения храма. Масла оставалось только на один день горения, однако свершилось чудо, и менора горела целых восемь дней. Этого хватило ровно на то, чтобы запастись новым.

Праздник, посвященный этому событию, отмечают в течение восьми дней и называют светлым праздником Хануки, праздником огней или праздником света., празднуется целых восемь дней, в течение которых помимо зажигания менорыКак играть в дрейдел: по шагам (c картинками) принято накрывать на стол, готовить латкес и суфганиет, а еще — крутить дрейдл («севивон» на иврите).

По образу и механике — это тот же волчок. У настоящего дрейдлаКак играть в дрейдел: по шагам (c картинками) как минимум четыре грани. На каждой написано по одной ивритской букве: нун, гимель, хей и шин. Это первые буквы слов в предложении «Нес гадоль хайя шам» — «Чудо большое было там». В Израиле вместо буквы шин пишут букву пей, что справедливо означает — «Чудо большое было здесь».

А как готовить латкес и суфганиет?

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Латкес (или левивот) — это оладьи из картофеля, обжаренные в масле. Так было не всегда — первоначально их готовили из перьев лука или натертого сыра, и лишь после появления корнеплода в Европе евреи-ашкеназиCубэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе после ухода из метрополии Римской империи. переписали рецепт. Но на этом вариации приготовления не ограничиваются и по сей день: кто‑то использует батат, кто‑то — микс картофеля с яблоками или же вообще ограничивается последними. В классической подаче рядом еще выкладывают сметану или яблочный соус.

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Если латкесы пришли из ашкеназской кухни, то другое традиционное блюдо, суфганиет, придумали сефардыСубэтническая группа евреев, в древности ушедших из иберийских колоний Римской империи на юг, в Африку. Их кухня характеризуется сытностью и легкостью приготовления (хумус, бабагануш, фалафель и прочее).. Оно представляет собой сладкий и пышный пончик, который также обжаривают в масле.

Кажется, что полет фантазии израильских кондитеров просто безграничен — каждый год суфганиет становится все безумнее и красивее. Уже несколько лет самые популярные — те, где ты сам отправляешь начинку (обычно это недорогой ягодный джем) внутрь при помощи специальной одноразовой пипетки.

А все это обязательно?

Обильное застолье — одна из традиций Хануки, но, в отличие от большинства других еврейских праздников, нет никаких блюд, которые обязаны быть на праздничном столе в Хануку, поэтому каждая семья готовит что‑то любимое.

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Мы в Dizengof99 будем готовить суфганиет с самыми разными начинками: как классические с клубникой, так и с карамелизованным бананом на гриле, и, конечно же, латкес с бататом, сметаной и щучьей икрой и хрустящие крокеты из трески. Кроме того, пончики можно будет заказать с доставкой или оформить самовывоз.

Кстати, в качестве интерактива гости смогут крутить дрейдлы и выиграть пончик или бокал игристого.

В честь праздника редакция «Афиши Daily» вместе с Dizengof99 решила разыграть несколько коробок пончиков суфганиет. Все подробности – в нашем Instagram. Счастливой Хануки!

Как играть в Дрейдел: 6 шагов (с картинками) — Праздники и традиции 2021

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками) Как играть в Дрейдел: 6 шагов (с картинками) Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками)

Дрейдел — традиционная азартная игра и один из самых известных символов Хануки. Дрейдел — это четырехгранный верх с разными буквами иврита на каждой стороне. Игра восходит к тому времени, когда греческий царь Антиох IV (175 г. до н.э.) объявил еврейское богослужение вне закона. Евреи, собравшиеся для изучения Торы, играли в дрейдел, чтобы заставить солдат думать, что они просто играют. Теперь обычно играют, чтобы увидеть, кто выиграет больше всего гелята (шоколадных монет, обернутых золотой фольгой). Имея дрейдел и несколько жетонов, вы тоже можете принять участие в этой праздничной традиции. Мы покажем вам, как это сделать!

Шаги

Шаг 1. Получите дрейдел

Дрейдел, который вы получите, будет зависеть от того, где вы живете. За пределами Израиля четыре буквы по бокам дрейдела — это Нун, Гиммель, Хай и Шин, что означает «там произошло великое чудо», что означает чудо с маслом. В Израиле, где произошло чудо, у дрейдела есть буквы Нун, Гиммель, Хай и Пей, что означает «Здесь произошло великое чудо».

Шаг 2. Соберите друзей

Вы можете играть всего двумя, но чем больше, тем веселее!

Распределите жетоны равномерно среди всех игроков. Жетоны могут быть любыми мелочами: монетами, орехами, изюмом, спичками и т. Д. Многие люди используют гель

Шаг 3. Анте вверх

Перед каждым вращением игроки кладут один жетон в середину круга, чтобы создать «горшок».

Каждый раз, когда горшок опорожняется или остается только один жетон, каждый игрок должен положить в банк по одному жетону

Шаг 4. По очереди крутите дрейдел

Когда настанет ваша очередь, крутите дрейдел один раз. Буква, которая появляется после того, как перестает вращаться, определяет, выиграете вы, проиграете или выиграете. Согласно появившейся букве игрок должен выполнить следующее действие:

  • Шин («штел» или «положить» на идиш) — положить еще один жетон в горшок.
  • Монахиня («ништ» или «ничего» (на идиш) — ничего не делать.
  • Гиммел («ганц» или «все» на идиш) — возьмите все жетоны из банка.
  • Сено («халб» или «половина» на идиш) — Возьмите половину всех жетонов, лежащих в горшке. В случае нечетного количества жетонов округлить в большую сторону.
  • Если у вас закончатся жетоны, вы либо «выбыли», либо можете попросить ссуду у другого игрока.

Шаг 5. Передайте дрейдел следующему игроку

Шаг 6. Продолжайте играть, пока кто-нибудь не выиграет, собрав все жетоны

Видео — с помощью этой службы некоторая информация может быть передана YouTube

подсказки

  • В популярном варианте игры любой игрок, чей дрейдел приземляется на Нун, проигрывает и выбывает из игры.
  • Если в банке нет жетонов, все кладут по одному.
  • В одном из вариантов игры вы можете сопоставить банк при появлении Шина и положить один жетон при появлении Нун.
  • Забавный вариант — использовать шоколад вместо монет, чтобы вы могли съесть свой выигрыш, когда игра закончится.
  • Нет дрейдела? Скачайте выкройку и сделайте ее себе! Многие веб-сайты предлагают бесплатные выкройки, которые вы можете распечатать и использовать для изготовления своего собственного дрейдела.
  • Если у игрока заканчиваются жетоны, он либо покидает игру, либо берет жетоны взаймы у другого игрока.
  • В Израиле букву шин обычно заменяют буквой пех в слове «пох», чтобы получилась фраза «здесь произошло великое чудо».
  • На идиш дрейдел также называют «фаргл» и «варфл». В Израиле используется еврейский термин «севивон» (от корня, означающего «развернуться или повернуть»).

Популярные по теме

Др-др-др-дрейдл!

Играть любят все — и взрослые, и дети. Но ты прекрасно знаешь, как сложно иногда бывает уговорить взрослых поиграть во что-нибудь замечательное. Ну, хотя бы в домино или в прятки.

Читайте также:  Арбалет из дерева своими руками в домашних условиях чертежи. арбалет своими руками — чертежи для изготовления арбалета

Вот было бы здорово, если бы существовал такой праздник, когда принято собираться вместе и во что-нибудь играть! Тогда мама не смогла бы сказать: «Милый, не могу сейчас, молоко сбежит!» И папа не стал бы отнекиваться: «Ох, сынок, у меня годовой отчет. Пойди поиграй сам!»

А сейчас я открою тебе маленькую тайну — такой праздник есть! И он совсем скоро.

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками) Ханука — праздник свечей, всяких вкусностей и подарков. И это, конечно, здорово. Но существует ещё один важный обычай, о котором не стоит забывать.

Это дрейдл — на идиш, или сэвивон на иврите, или волчок по-русски. На идиш название происходит от глагола «дрейен» — крутить. Но это вам не малышовая юла с круглой шляпкой. Тем, кто постарше, быстро надоест крутить волчок и смотреть, как он замедляет ход и в конце концов падает. Смысла в такой игре — ноль!

У настоящего дрейдла как минимум четыре грани. На каждой написано по одной ивритской букве — это первые буквы слов в предложении «Шам hая Нес Гадоль» — «Чудо большое было там». (В Израиле, где, собственно, и произошло когда-то ханукальное чудо с маслом, справедливо пишут «Чудо большое было здесь».)

Итак, у нас есть дрейдл, на гранях которого: — буква «Ш» (на иврите это буква называется «шин»);

— буква «h» («hей»). В русском языке нет точно такой же буквы. Но у тебя она получится легко, просто представь, что зовёшь кого-то: «Эй!» А теперь представь, что этот кто-то находится далеко, и чтобы его дозваться, приходится крикнуть это «эй» с выдохом. Вот этот выдох и есть буква «hей»;

— буква «Н» («нун»);

— буква «Г» (гимел).

Кстати, если тебе не удалось найти правильный дрейдл, можешь смастерить его вместе с мамой — например, вот так.

Как играть в дрейдел: по шагам (c картинками) Предлагаю играть «на интерес». Чтобы понять, кто выиграл, нам понадобится коробок спичек или хотя бы несколько штук — в зависимости от количества игроков.

Ведущий раздаёт участникам равное количество спичек — например, по 20. Это — начальный капитал. Перед первым кругом все отдают по две спички в «банк».

Потом по очереди крутят свой волчок. И в зависимости от того, на какую букву падает дрейдл, игрок либо забирает весь «банк», либо докладывает ещё спички, либо берёт половину «банка». Ну, или просто пропускает ход.

Забавно, хотя буквы на дрейдле ивритские, их расшифровка в игре даётся на языке идиш. Просто игра пришла к нам от бабушек и дедушек, которые идиш знали лучше, чем иврит.

А вот и расшифровка: — Ш — шин — штелн — переводится как «ставить», или шлехт — «плохо». Игрок, которому выпала эта буква, добавляет ещё одну спичку в «банк». — h — hей — hалб — «половина» на идиш. Игрок забирает половину «банка». — Н — нун — ништ — в переводе с идиш «ничего». Ничего так ничего: участник просто передаёт ход следующему.

— Г — гимел — ганц — «всё» — любимая буква игроков в дрейдл. Если тебе выпала эта буква, ты забираешь весь «банк».

Если кому-то повезло, «банк» оказывается пустым, и его снова нужно наполнить. Все опять скидываются по две спички… И так продолжается до тех пор, пока кто-то не окажется совсем без спичек. Тогда игра останавливается, и каждый подсчитывает своё «имущество». Выигрывает тот, у кого спичек больше.

Да, отличная игра, но возникает вопрос: при чём же здесь Ханука? Можно написать на гранях волчка другие буквы о любом другом празднике и играть круглый год!

С обычаем играть в волчок связана одна легенда. В далёкие времена злой правитель Антиох, под властью которого жили евреи, запретил учить Тору. Однако никто и не подумал его слушаться, хотя он грозился казнить непокорных. А ведь подвергать свою жизнь смертельной опасности запрещено еврейской религией.

Поэтому, когда учитель читал с детьми Тору, на столе он держал волчок — на всякий случай. И если приходили солдаты Антиоха с проверкой, дети тут же начинали играть. Так дрейдл стал прикрытием еврейского учения.

А сегодня, покрутив волчок хотя бы полчаса, мы можем выучить буквы на иврите, слова на идиш и, конечно, вспомнить историю Хануки.

Ещё про Хануку:

Светлые дни Хануку — детям! Крутись, волчок! Чудо света

Поиграем с дрейдлом? Часть 2. Еврейская чудо-игрушка

Об исторических событиях, связанных с празднованием Хануки и ее традициях, я написала в первой статье. Теперь расскажу о ханукальных деньгах, имеющих отношение к игре с дрейдлом, о внешнем виде игрушки и познакомлю с основными правилами игры с ней.

Ханукальные деньги (идиш: «ханыке-гелт»)

Благодаря интересным обычаям еврейские дети считают Хануку «своим» веселым и беззаботным праздником. Потому что в течение восьми дней не нужно ходить в школу, можно хорошо выспаться, а потом играть для своего удовольствия.

Вдобавок, с родителями отправиться в гости, на культурные мероприятия или ханукальные ярмарки, радоваться подаркам. По ашкеназской традиции дети получают от родственников денежные гостинцы в виде шекелей (мелких монет).

А кто не умеет обращаться с деньгами, довольствуется конфетами, фруктами или орехами.

На самом деле взрослые дарят ханукальные деньги не для простого развлечения и не для растраты на «что попало». Во всем есть определенно воспитательный замысел. Деньги можно использовать для «цдаки» — помощи родственникам или знакомым, которые в них больше нуждаются, или для участия в игре с дрейдлом.

Какой он, дрейдл?

На каждой цветной грани дрейдла написано по крупной букве из алфавита иврита: «нун», «гимел», «hэй» и «пэй» или «шин». Каждая буква — это начало слова во фразе с определенным смыслом.

Если игроки проживают в Израиле, то помнят: «Нэс гадоль hайя по», в переводе с иврита — «Чудо великое было здесь». Для проживающих за пределами исторической Родины звучит так: «Нэс гадоль hайя шам», дословно — «Чудо великое было там».

Вспомните о волшебстве с оливковым маслом для Меноры, которое свершилось после победы евреев над армией Антиоха, и все станет понятно.

Как играют с дрейдлом?

Маленькие «бизнесмены», а в основном с дрейдлом играют мальчики, рассаживаются по кругу и, соблюдая очередность, запускают расписанный буквами волчок.

Пока один игрок «заводит» дрейдл, остальные сидят, не двигаясь, и очень внимательно следят за вращением игрушки.

Как только дрейдл остановился одной гранью вверх, раздаются ребячьи восклицания от удовольствия или с негодованием. Почему? Сейчас поясню.

Главный игрок увидел букву «гимел» — «отлично!» — получает весь выигрыш. Появилась грань с буквой «hэй», твоим станет только половина от денежного или сладкого богатства, но это тоже неплохо.

Не очень повезет игроку с буквой «пэй» или «шин». Это значит, он «должен вложить дополнительные средства в общий банк и пропустить ход». Самое забавное случается с «нун».

Нравится такое детям или нет, но все остаются без выигрыша.

Вокруг дрейдла всегда шумно и суетливо, потому что дети иногда ссорятся друг с другом. Часто слышится возмущенный крик, подобно фразе: «Ты толкнул меня!». Конечно, легче обвинить кого-либо другого в неудаче.

Но долго дети не расстраиваются, продолжают играть с ожиданием лучшего результата. Естественно, в выигрыше остается тот, кто успел собрать сладостей больше других.

Все проще простого — проголодался, полакомился, играй дальше.

Дети, которые еще не умеют читать, во время игры легко заучивают буквы и запоминают важные слова о ханукальном чуде. Так же делали маленькие евреи в дни гонений, когда запрещалось учить их родному языку.

Поэтому игра с дрейдлом не только интересное времяпровождение, но и полезное. Ханука закончится, а еврейские дети весь год будут вспоминать ее традиции и ожидать новых ханукальных каникул.

Надеюсь, вам тоже понравилась чудо-игрушка.

В дни празднования Хануки в Израиле родственники, друзья и даже малознакомые люди при встрече друг с другом говорят: «Хаг Ханука самеах!» — «Веселого праздника Хануки!». А я еще желаю всем, особенно детям, где бы вы ни жили, здоровья и прекрасного настроения!

Дрейдел

Перейти к навигации Перейти к поиску Дрейделы на продажу на рынке Махане Иегуда в Иерусалиме, Израиль

Волчок или dreidle ( Дрей -dəl ; идиш : דריידל , латинизируется :  dreydl , множественное число: dreydlekh ; [а] иврит : סביבון , латинизируется :  sevivon ) представляет собой четырехгранный волчок , играл во время еврейского праздника в Хануку .

Каждая сторона дрейдле несет букву еврейского алфавита: נ ( монахиня ), ג ( гимель ), ה ( хей ), ש ( голень ).

Эти письма представлены в идише как мнемоническая для правил азартной игры , полученной из вида волчка играл с волчком: монахиня означает слово נישט ( nisht , «не», что означает «ничего»), гимели для גאַנץ ( Ганца » целиком, целиком «), приветдля האַלב ( HALB , «половина»), и голень для שטעלן אַרייַן ( shtel arayn «положить в»). Однако, согласно народной этимологии , они представляют собой еврейское выражение נֵס גָּדוֹל הָיָה שָׁם ( nes gadól hayá sham , «там произошло великое чудо»), относящееся к чуду с кувшином с маслом . По этой причине большинство dreidels в Израиле вместо буквы Shin с письмом פ ( ре ), чтобы представить фразу נֵס גָּדוֹל הָיָה פֹּה ( NES Gadol хая ро , «великое чудо произошлоздесь »); [1] однако многие общины харедим настаивают на том, чтобы буква шин использовалась и на Святой Земле, потому что ссылка на« там »означает в Святом Храме, а не в Земле.

Хотя это не является обязательной ( мицвой ) для Хануки (единственная традиционная мицвот — это зажигать свечи и произносить полный аллель ), вращение дрейдела — это традиционная игра, в которую играют во время праздника. [2]

Читайте также:  Метод обеззараживания воды. Очистка и обеззараживание воды разными методами

Астронавт Джеффри А. Хоффман в течение часа в космосе вращал дрейдел, сделанный известным израильским мастером серебряных дел Гидеоном Хэем. [3]

Истоки [ править ]

Древняя ближневосточная вершина, напоминающая дрейдел

По мнению некоторых ученых, дрейдел произошел от ирландского или английского топа, завезенного в Германию, известного как teetotum , [4] [5] [6] [7] [8], который был популярен во время Рождества [7] и восходит к древнегреческие и римские времена. [6] На teetotum были начертаны буквы, обозначающие латинские слова «ничего», «все», «половина» и «положить». В немецком языке это стало называться trendel , с немецкими буквами, обозначающими те же понятия. Адаптация к еврейскому алфавиту , когда евреи приняли игру, эти письма были заменены на монахине , которая стоит на идиш слова נישט (nisht , «не», что означает «ничего»), гимел для גאַנץ ( Ганц , «весь, целый»), хей для האַלב ( HALB , «половина»), и голень для שטעלן אַרייַן ( shtel arayn , «положить в») . Буквы служили средством напоминания о правилах игры. [7]

Эта теория утверждает, что когда игра распространилась на еврейские общины, незнакомые с идиш, значения еврейских букв не были поняты. В результате возникли еврейские традиции, объясняющие их предполагаемое значение.

Однако в иудаизме часто существует несколько объяснений слов.

Популярное предположение заключалось в том, что эти буквы сокращали слова נֵס גָּדוֹל הָיָה שָׁם ( nes gadól hayá sham , «там произошло великое чудо»), идея, которая пришла в голову дрейделам, когда игра вошла в празднование Хануки. [9]

Согласно традиции, впервые зафиксированной в 1890 году, [5] [8] [10] [11] [12] игра была разработана евреями, которые незаконно изучали Тору в уединении, когда они прятались, иногда в пещерах, от Селевкидов при Антиохе. IV . При первых признаках приближения Селевкидов их свитки Торы будут скрыты и заменены дрейделами.

[13] [14] Варианты имен гойрл (судьба) и варфл (небольшой бросок) также были распространены в идише до Холокоста . [9] Вслед за сионизмом дрейдел был переименован в севивон.в современном Израиле буквы были изменены, причем голень обычно заменяется на ре .

Это дает чтение נֵס גָּדוֹל הָיָה פֹּה ( nes gadól hayá po , « здесь произошло великое чудо »). [9]

Этимология [ править ]

Трехмерная модель дрейдела

Идише слово dreydl происходит от слова dreyen ( «повернуть», сравните drehen , а это означает то же самое на немецком языке ).

Еврейское слово sevivon происходит от семитского корня SBB ( «превратить») и было изобретено Итамар Бен-Ави (сын Элиэзер Бен-Иегуды ) , когда ему было 5 лет.

Хайим Нахман Бялик использовал другое слово, киркар (от корня KRKR  — « вращать »), в своих стихах [15], но оно не было принято в разговорный иврит.

В лексиконе ашкеназов из Удмуртии и Татарстана местного историка А. В. Алтынцев используется несколько других наименованиями мест в волчке, такие как Волчок , khanuke-Волчок , fargl , varfl , dzihe и zabavke . [16]

Символизм [ править ]

Некоторые раввины придают знакам на дрейделе символическое значение. Один комментарий, например, связывает четыре буквы с четырьмя народами, которым исторически подчинялся Дом Иуды: Вавилонией , Персией , Империей Селевкидов и Римом .

[17] Другие утверждали, что четыре буквы означают Вавилон, Персию, Грецию и Римскую Империю, четыре древние империи, которые пытались уничтожить Израиль.

Gematriya чтение дает число 358, идентично значению из четырех букв , используемых по буквам «Мошиах» ( Мессия ).

Правила игры [ править ]

Каждый игрок начинает с равным количеством игровых фишек (обычно 10–15). Фишками игры может быть любой предмет, например, шоколадный гель , пенни, изюм и т. Д.

  • Для начала игры каждый участник кладет одну фишку в центральный «горшок». Каждый игрок также кладет одну фишку в банк, когда он пуст или в банке только одна игровая фишка. [18]
  • Каждый игрок вращает дрейдел один раз за свой ход. В зависимости от того, какой стороной он перестал вращаться, игрок, чей ход идет, дает или берет игровые фишки из банка:
    • Если נ ( монахиня ) смотрит вверх, игрок ничего не делает.
    • Если ג ( гимел ) смотрит вверх, игрок получает все в банке.
    • Если ה ( хэй ) смотрит вверх, игрок получает половину фигур в банке. Если в банке нечетное количество фишек, игрок берет половину банка, округленную до ближайшего целого числа.
    • Если ש ( шин ) или פ ( пе ) обращены вверх, игрок добавляет одну из своих игровых фишек в горшок (иногда сопровождается пением «голень, шин, положи одну в» [19] ). В некоторых версиях игры голень приводит к добавлению трех игровых фишек в горшок, по одной на каждый стержень буквы шин ( ש ).
  • Если у игрока закончились фишки, он либо «выбывает», либо может попросить «ссуду» у другого игрока. [20]

Эти правила сравнимы с правилами классического четырехстороннего teetotum , где буквы A, D, N и T образуют мнемонику правил игры: aufer (взять), depone (положить), nihil (ничего), и totum (все).

Точно так же ивритские буквы на дрейделе можно использовать как мнемонику правил игры на идише.

Иногда в Соединенных Штатах ивритские буквы на дрейделе образуют англоязычную мнемонику правил: hei или «H» вместо «половина»; gimel или «G» для «получить все»; монахиня или «N» для «ничего»; и голень или «S» для «доли».

Анализ [ править ]

Томас Робинсон и Суджит Виджай показали, что ожидаемое количество вращений в игре дрейдел равно O (n 2 ) , где n — количество игровых фишек, с которыми начинает каждый игрок. Подразумеваемая константа зависит от количества игроков. [21]

Роберт Файнерман показал, что игра в дрейдел «несправедлива», в том смысле, что первый игрок, который вращает, имеет более ожидаемый результат, чем второй игрок, а второй — лучше, чем третий, и так далее. [22]

Коллекции [ править ]

Фотография самого ценного дрейдела в мире, оцененного в $ 70 000 в 2019 году.

Детское увлечение дрейделами привело к растущему интересу к их коллекционированию во взрослом возрасте.

[23] Еврейские учреждения, такие как Институт еврейского обучения и лидерства Спертуса, Музей Йешивы и Храм Эману-Эль в Нью-Йорке, хранят коллекции дрейделов, как и такие музеи, как Волчок и Музей Йо-Йо в Берлингтоне, Висконсин. [23]

Антикварная русская эмаль дрейдел Золотники серебро

Старинные дрейделы приобретают все большую ценность и интерес: разные стили дрейделов можно найти по всему миру. Примеры включают дрейделы, сделанные из дерева, серебра, латуни и свинца.

[24] [25] Один особенно редкий дрейдел отлит из слоновой кости Моше Мурро из Академии Бецалель в Иерусалиме в 1929 году.

[26] Редкие коллекционные дрейделы из Кочина сделаны из железа ; они черного цвета, украшены серебряными отметинами, выполненными в запутанном стиле Bidriware .

В ноябре 2019 года компания Estate Diamond Jewelry занесла в Книгу рекордов Гиннеса самый ценный дрейдел [27] и была оценена в 70 000 долларов. Дизайн дрейдела Estate Diamond Jewelry был вдохновлен зданием Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. Предыдущими обладателями титула были Хабад из Саут-Палм-Бич с дрейделом стоимостью 14 000 долларов. [28]

Турниры [ править ]

Дрейдел в настоящее время является спорным спортом в Северной Америке. Высшая лига дрейдел (MLD), основанная в Нью-Йорке в 2007 году, проводит турниры по дрейделу во время праздника Ханука.

В турнирах MLD побеждает игрок с наибольшим временем вращения (TOS). В MLD играют на Spinagogue, официальном вращающемся стадионе Высшей лиги Dreidel. Памски был чемпионом MLD 2007 года. Виртуальный Дрейдел стал чемпионом MLD 2008 года.

[29] В 2009 году Высшая лига Дрейдел запустила игровую версию Spinagogue. [30]

В 2009 году Good Morning America опубликовала статью о Dreidel Renaissance, в которой рассказывала о растущей популярности дрейдела.

[31] Игры Dreidel, вышедшие на рынок с 2007 года, включают No Limit Texas Dreidel, [32] нечто среднее между традиционным дрейделом и техасским холдемом покера, изобретенное иудейской компанией ModernTribe.

[33] Другие новые игры дрейделов включают Staccabees [34] и Maccabees. [35]

См. Также [ править ]

  • У меня есть маленький дрейдел (Песня о дрейделе)
  • Музыка Хануки
  • Ханука гельт
  • Еврейское обрядовое искусство

Заметки [ править ]

  1. ^ Дрейдлех — это также термин в клезмерской музыке.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Дрейдел: больше, чем просто игра» .
  2. Бруклинский человек выигрывает соревнование по спиннингу Дрейдела. Архивировано 23 мая 2013 года в Wayback Machine.
  3. ^ Дэйв Гордон. «Исповедующие иудаизм в космосе — еврейские космонавты размышляют о своем пребывании в космосе» . Сообщество .
  4. ^ Kutzik, Иордания. «Нашей любимой ханукальной игрушкой на самом деле была нееврейская ирландская азартная игра» . Архивировано 15 декабря 2017 года.
  5. ^ a b Рабинович, Дэн. «Ханукальные обычаи и источники» . Архивировано 22 декабря 2017 года.
  6. ^ a b Розенберг, Анат. «Странная древняя история дрейдела» . Архивировано 19 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 года .
  7. ^ a b c Голинкин, Дэвид. «Удивительное происхождение дрейдела» . мое еврейское образование . Архивировано 13 декабря 2017 года.
  8. ^ a b Пфеффер, раввин Иегошуа (07.12.2015). «Ханукальный дрейдель и его галахос» . dinonline.org . Архивировано 22 декабря 2017 года.
  9. ^ a b c Джордан Куцик, «Истинная история Дрейдела» , Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine » The Forward 9 декабря 2015 г.
  10. ^ «Драма Дрейдела» (PDF) . yutorah.org . Ешива университет.
  11. ^ הירשוביץ, אברהם אליעזר בן יזיק (1918). אוצר כל מנהגי ישרון . http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=2604&st=&pgnum=95 . п. 57.CS1 maint: location (link)
  12. ^ צינר, גבריאל. הלכות חנוכה — נטעי גבריאל . п. 306.
  13. ^ «Ханука» . Архивировано 7 января 2016 года . Проверено 27 ноября 2015 года .
  14. ^ Бенджаминсон, Чани. «Что такое дрейдел?» . Архивировано 27 ноября 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 года .
  15. ^ «Организация Бен Иегуда: Бялик» . Benyehuda.org. Архивировано 20 июля 2011 года . Проверено 23 декабря 2011 .
  16. ^

История и символика ханукального дрейдла

«Пока верчусь, не падаю, как встану — упаду…»

Принцип действия одной из древнейших детских игрушек наталкивает на поистине головокружительные философские открытия, даже если только сформулировать его: во время вращения предмет устойчив, а, теряя скорость, теряет и точку опоры — так же как и мы, люди.

Читайте также:  Морской узел как связать. Основные Морские Узлы

Задумывались ли о символическом смысле вращения и точки опоры малыши, живущие тысячелетия назад, наблюдая за своими пеонами (в Испании), рунчо, тромпо и писконьо (в Южной Америке), волчками и кубарями (на Руси), hолами (в Армении) и еще десятками других разновидностей крутящихся объектов, в которые играли в Египте, в Японии, в Корее, в Австралии?..

Волчком может стать самый простой предмет, вроде яблока, груши или жёлудя. Археологи даже находили морские раковины, наполненные для равновесия воском, которые использовали для игры в волчок.

Кстати, по-русски эта игра называется волчком из-за воющего звука, который издавала эта деревянная игрушка во время кручения, потому что на боку у нее было проделано отверстие. Более современная игрушка «юла», хотя тоже вертится, но запускается не движением кисти руки, а нажатием на ручку.

В древнем Риме, если верить переводу «Энеиды» Виргилия, популярен был кубарь — разновидность волчка, который подстегивали хлыстиком: «Так от ударов бича кубарь бежит и кружится, / Если дети его на дворе запускают просторном…»

В Древней Греции волчки были не только детской забавой, но и видом спорта. Об этом нам говорят рисунки и манускрипты, найденные археологами во время раскопок на территории Греции. Может быть, к волчку так серьезно отнеслись потому, что именно там впервые было описано такое физическое явление, как «прецессия волчка»?

Когда волчок вращается, почти сразу его ось начинает отклоняться и описывать конус.

Это колебание называется прецессией и связано оно с тем, что ни один волчок не сделан идеально, какая-то часть его перевешивает, а кроме того, запуская его, мы не можем его поставить совершенно ровно.

Древнегреческий астроном Гиппарх, изучая расположение звёзд на небе, неожиданно обнаружил, что земной шар тоже подвержен прецессии, как и волчок!

Еврейские дети и греческие солдаты

Пока Гиппарх на острове Родос сосредоточенно изучал траектории небесных тел (годы его жизни, приблизительно, 190-120 до н.э.), в империи Селевкидов (к которой в тот период относилась Иудея) в 175 году до н.

э пришел к власти царь Антиох IV Эпифан.

Ему показалось мало тех подданных империи, что эллинизировались добровольно и, одержимый идеей насильственно осчастливить всех, приобщив их к греческой культуре, он ввел новые запреты.

Отныне всем подданным империи запрещалось соблюдать шабат, делать мальчикам обрезание, совершать освящение месяца. Каждый еврей должен был написать на дверях своего дома «Мы не имеем ничего общего с Б-гом Израиля». И никто не имел права закрывать входные двери, чтобы всегда можно было убедиться, что там, за закрытыми дверями, не делают ничего противозаконного. Особенно — не учат Тору.

Вот тогда и пришла на помощь популярная детская игра. Уж что-что, а волчок никак нельзя было отнести к еврейским «штучкам»: на Святом Языке даже слова не было для обозначения этого предмета.

Неудивительно, что еврейские учителя и родители, которые не намеревались так легко сдаваться грекам, снабдили учеников подпольных школ, где, вопреки запретам, продолжали учить Тору, именно этой игрушкой: изобретенная в Греции, воспетая самим Гомером в «Илиаде», расписанная греческим орнаментом, используемая в спортивных состязаниях — что может быть более поощряемо сирийскими властями в период тотальной эллинизации?

Дети, усевшись на полу в кружок, учили Тору, а для отвода глаз держали наготове глиняные расписные волчки. При появлении солдат они делали вид, что собрались ради игры, не более того.

Буквы на гранях

Вот только те волчки, в которые играли во времена Маккавеев, вряд ли напоминали наши нынешние ханукальные дрейдлы. Четырехгранный дрейдл с изображением букв — совершенно другая игра, она сродни современной игре в кости, где на каждой грани нанесено какое-то изображение или цифра.

Как появилась и распространилась по Европе в Средние века игра в «титотум» — прототип нашего дрейдла — историки точно не знают. Есть версия, что в Англию привезли ее с собой древнеримские солдаты.

Изначально на четырех гранях титотума были изображены латинские буквы A, D, N и T, что означало на латыни: Aufer («бери» — бери монету из горшка), Depone («положи» деньги в горшок), Nihil («ничего» не делай в этот ход) и Totum («всё» — получи все монеты из горшка). От этого латинского слова totum игра и получила свое название.

Как раз такой титотум (или дрейдл) можно увидеть, если приглядеться, в нижнем левом углу знаменитой картины нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Детские игры», датированной 1560-м годом.

Игра также распространилась на немецкоязычные районы Европы, где были заменены буквы для немецких слов. Так на дрейдле появились буквы S (Stell ein — положить) и G (Ganz — взять все). Немецкое название этой популярной игры было Torrel или иногда Trundl, что означает: крутить, вертеть.

Ашкеназские евреи, которые, живя рядом с немцами, перенимали у них и игры, вскоре переиначили название игры, которая стала называться дрейдл, и нарисовали на волчке свои буквы. Грани обрели новые надписи: שштел арайн (положить в банк); ништ (ничего); ганц (всё); hальб (половина).

У немцев было принято играть в «трундл» в дни зимних праздников. Видимо, и евреи играли в свой «дрейдл» зимой.

Точно неизвестно, кто и когда придумал буквы на гранях соотнести с аббревиатурой фразы «Нес гадол hайя шам», «великое чудо случилось там», связав европейский дрейдл с греческим волчком, спасшим еврейский народ от духовной смерти в эпоху Птолемеев, но игра в дрейдл давно и прочно вошла в сознание народа как игра Хануки. Что касается письменного свидетельства о связи дрейдла с ханукальной традицией, то впервые мы встречаем упоминание об этом у рабби Нахмана из Бреслава (1772-1810 гг.).

Кроме названия «дрейдл» (от слова дрэйен — вертеть), существовали и другие имена у этой игры: «варфл» (от слова варфн — бросать), «штэл айн» (устанавливай) и «фаргл» (этимология неясна), но самым употребительным со временем стал «дрейдл».

Когда евреи из Центральной Европы начали возвращаться в Землю Израиля в 1880-х годах, они привезли с собой дрейдлы, которые через несколько лет получили и ивритское название — свивоним (ед.

число: севивон, от корня свв — крутить), — и новую букву на своих гранях.

Ведь «великое чудо» Хануки произошло не где-то «там», а как раз «здесь», в Израиле, поэтому главное отличие севивона от дрейдла в том, что на нем нет буквы «шин», зато есть буква «пей», с которой начинается слово «по» — «здесь».

Символы и смыслы

В еврейской Традиции нет ничего — ни текста, ни атрибута, — что не обладало бы многослойным покровом метафор и символов, подталкивающих человека к поиску Истины.

Детская игра в волчок — не исключение. Рабби Цви Элимелех Шапиро (1783-1841), например, предлагает подумать о различии праздников Ханука и Пурим в связи с сопровождающими их атрибутами.

И действительно: пуримскую трещотку, чьим грохотом мы заглушаем имя ненавистного Амана во время чтения Свитка Эстер, мы держим за ручку снизу — ведь и чудо Пурима было скрыто, и Руку Б-га все увидели в пуримских событиях лишь после их завершения.

Ханукальный дрейдл мы приводим в движение сверху, и наша рука, символизирующая «Руку Б-га» хорошо видна. Так же и в дни Хануки Вс-вышний творил для евреев чудеса явные и грандиозные. Подобие волчка земному шару, описанное Гиппархом, лишь усиливает эту символику волчка: «Рука Творца, приводящая в движение Землю».

Рабби Цви Элимелех Шапиро отметил и еще один важный символический смысл дрейдла: буквы на его гранях соответствуют четырем древним царствам, которые пытались и не смогли уничтожить еврейский народ: «нес» — это Невухаднеццар и Вавилон, «гадоль» — это Гог или Греция, hая — это Аман и Персия, а «шам» — это Сеир или древний Рим.

Кроме того, в этих четырех буквах содержится намек и на четыре силы, «замешанные» в человеке: נפשי (душа), גופני (сила тела), שכלי (сила разума) и הכל (Высшая Сила, включающая в себя всё, управляющая всем миром).

Эти четыре части человеческого существа соответствуют царствам, которые пытались уничтожить нас. Вавилоняне разрушили первый Храм в Иерусалиме и взяли в плен тысячи евреев: это было нападение на гуф, тело нашего народа.

Персидская империя пыталась соблазнить евреев своей роскошью; это было нападение на нефеш, нашу душу. Древние греки пытались нас ассимилировать, что было нападением на сехель (разум).

А Рим использовал все три способа — הכל.

Если же посчитать гиматрию букв нун, гимель, הэй и шин, то получится цифра 358, гиматрия слова «Машиах». Ведь именно Машиах способен привести все эти силы к исторической реализации и вывести еврейский народ из рассеяния.

Каждый раз запуская ханукальный волчок, где бы мы ни находились, мы знаем, что Вс-вышний никогда не оставлял нас и никогда не оставит — пока Он вертит нашу Землю, подобно ханукальному волчку.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector