«Узелок завяжется, узелок развяжется…» — так поет в когда-то популярной песне российская певица Алена Апина. Только вот в альпинизме узел надо завязать так, чтобы не было непредвиденного «развяжется», но вместе с тем при необходимости он должен легко развязаться.
Большая часть альпинистских узлов имеет морское происхождение. Вначале было море, лодка и парус… Отсюда и морские названия многих узлов.
Довольно часто мы используем различные узлы в быту, даже не задумываясь об их названии, происхождении и применении в альпинизме или мореходстве.
При классификации узлов в альпинизме чаще всего опираются на их назначение и выделяют 3 категории:
- связывающие (или для связывания);
- обвязочные (или для обвязки и петель);
- вспомогательные.
Узлы для связывания лент и веревок
Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.
В первом случае чаще всего применяют:
- прямой (морской);
- грейпвайн;
- шкотовый;
- ткацкий.
Во втором:
- встречный;
- брамшкотовый;
- академический.
Прямой узел
Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.
В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.
Пошаговая инструкция как завязать прямой узел
Грейпвайн
- Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.
- Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.
- Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.
Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн
Встречный узел
Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.
Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.
Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.
Пошаговая инструкция вязания встречного узла
Шкотовый узел
- Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.
- Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.
- Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.
Пошаговая инструкция вязания шкотового узла
Ткацкий узел
Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.
Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.
Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла
Брамшкотовый узел
Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.
Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.
Рекомендуется завязывать «контрольки».
Академический узел
Академический узел — это родственник прямого узла.
Идеален для связывания веревок разного диаметра.
Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.
Узлы для обвязки и петель
Эти узлы служат для обвязывания альпиниста при организации страховки и для образования незатягивающихся петель.
Помните начало фильма с участием Сильвестра Сталлоне «Скалолаз»?
Булинь
Булинь используют для привязывания к основной веревке.
Существует два варианта вязки узла. Традиционная последовательность и вязка одним концом веревки. Второй вариант более пригоден для связывания грудной обвязки страховочной системы.
Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он предрасположен к распусканию. Этот узел необходимо сильно затягивать всегда.
Пошаговая инструкция вязания узла булинь
Двойной булинь
Двойной булинь был предложен инструктором альпинизма Емельяновым Е.Б. для связывания страховочной системы как особо надежный.
При его вязке используется мягкая веревка или полуверевка около 5 метров или 20-ти миллиметровая лента.
Для узла характерно наличие двух петель самостраховки:
- На конце веревки, входящей в петли грудной обвязки.
- Эта более длинная, на конце которой соединяет петли беседки.
Этот узел позволяет при наличии самостраховки на короткой петле не только распустить нижнюю часть беседки, но и снять ее. Такой прием применяется при возникшей во время движения по скале необходимости переодеться (например, снять теплые брюки).
Узел проводник
- Узел проводник имеет одно неоспоримое преимущество – необыкновенная простота его вязки.
- Порой мы частенько используем его в быту, даже не подозревая, что узел-то альпинистский!
- Так как проводник имеет свойство сильно затягиваться под воздействием нагрузки, то рекомендуется в сплетение вставить металлический предмет, что упростит в дальнейшем его развязывание.
Этот простой узел может быть сделан как в конце, так и в середине веревки. Один из узлов, часто применяемых на спасработах.
Применение:
- при отсутствии обвязки для привязывания к середине веревки;
- для связывания веревок.
Узел восьмерка
- Узел восьмерка один из тех, которому не требуется вязка контрольных узлов.
- Характерно, что он не затягивается и не ползет.
- Этот узел получается в результате дополнительного пол-оборота петли после вязки начальной стадии проводника.
Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка
Вспомогательные узлы
Сюда входит ряд узлов, которые необходимы при натягивании переправы и перил, при подъеме груза или человека.
Узел (петля) Гарда
Узел (петля) Гарда применим на веревке любого состояния. Очень прост в технике завязывания.
Используется:
- при транспортировке пострадавшего;
- для страховки.
Схватывающий узел
Схватывающий узел сдал свои позиции в разряде основных применяемых для страховки.
Вызвано это тем, что на практике и во время испытаний в экстремальных условиях очень часто случалось оплавление, а то и того хуже – обрыв узла. Однако он прекрасно справляется, когда отсутствует сильное трение при очень быстром перемещении по веревке.
Вяжется из вспомогательной веревки на основной. Есть два способа его вязки:
- петлей;
- одним концом репшнура.
Узел Бахмана и карабинный узел
Узел Бахмана (рис. а — в) можно легко протянуть по веревке при отсутствии нагрузки. Его надежность проявляется в любом виде работ по транспортировке пострадавших.
Можно вязать и на одинарной, и на двойной веревке.
Пошаговая инструкция вязания узла Бахмана
Карабинный узел (рис. г, д) имеет такие же характеристики и применение, как и узел Бахмана.
Стремя
- Стремя можно назвать универсальным узлом, который очень просто завязать хоть на конце веревки, хоть в середине.
- Его преимущества заключаются в том, что испытывая значительную нагрузку, он не затягивается, при этом легко распускается после снятия нагрузки.
- Одно из применений — при вязке носилок.
Пошаговая инструкция вязания узла стремя
Узел УИАА (UIAA)
- Узел УИАА имеет чисто альпинистское происхождение.
- Международный союз альпинистских ассоциаций (UIAA — французское Union Internationale des Associations d’Alpinisme) рекомендует применение его только на эластичной и мягкой веревке для динамической страховки.
- Главное правило вязки узла – учитывая направление предполагаемого рывка, правильно заложить витки узла в карабин.
- Незаменим в спасательных работах, когда спускают пострадавшего, то для торможения веревки применяют этот узел при динамических способах страховки.
Пошаговая инструкция вязания узла УИАА
Узел рифовый (штыковой)
- Узел рифовый считается одним из вариантов прямого узла.
- Вяжется элементарно, держит надежно, развязывается легко даже при наличии нагрузки.
- С его помощью закрепляют веревку в карабине под нагрузкой.
В альпинизме просто жизненно необходимо владеть искусством вязки узлов. Это умение может сохранить жизнь (а бывает и не одну!).
Однако это очень увлекательное занятие само по себе. Как знать, может начав учиться вязать узлы, вы почувствуете непреодолимое желание посетить райские уголки мира для скалолазов или хотя бы скалодром.
Видео
А в заключение посмотрите учебный фильм:
6 узлов, которые нужно знать альпинисту
Узлов, которые могут пригодиться в горах, много. Но лучше знать шесть хорошо, чем тридцать, но плохо.
Мы попросили нашего амбассадора, опытного альпиниста, инструктора альплагеря «Туюк-Су» Кирилла Белоцерковского рассказать, какие узлы для альпинизма надо выучить в первую очередь, зачем они нужны и как их завязывать. Рекомендуем взять отрезок репшнура или веревку, чтобы сразу пробовать.
Основные правила вязания альпинистских узлов
Учиться вязать узлы и практиковаться надо заранее, чтобы уверенно работать в горах и не спрашивать у напарника на другом конце верёвки, что делать. Вот простые правила, которые помогут освоить искусство вязания узлов.
- Соблюдать правильный рисунок узла. Это поможет быстро определить ошибку, если вы неверно завязали узел.
- Расправлять и затягивать узел. Если в узле есть перехлёсты, а в теле узла просветы, под нагрузкой он затянется неправильно. Такой узел будет очень сложно развязать.
- Оставлять свободный конец нужной длины. Для большинства узлов он должен быть не менее 10 диаметров верёвки. Но есть исключения: для узла «Дубовый» — не менее 30 сантиметров.
- Если сомневаетесь, правильно ли завязан узел, не применяйте его. Завяжите тот, который вы знаете хорошо.
Узлы, которыми вы пользуетесь, должны быть простыми и легко запоминаться. На маршруте нужно думать о самом маршруте, а не вспоминать хитрый узел.
Узел «Восьмёрка» в альпинизме
Узел «Восьмёрка» — один из самых популярных, простых и надёжных узлов в альпинизме. Это первый узел, которому обучают новичков. В нём сложно ошибиться: рисунок узнаваемый и понятный.
У «восьмёрки» несколько вариантов, которые можно применять для разных целей. Этим узлом в альпинизме привязывают верёвку к обвязке, связывают верёвки между собой и делают вспомогательные петли.
Как правильно вязать узел «Восьмёрка»:
- Все пряди узла должны идти параллельно, без перехлёстов, и не пережимать друг друга.
- Затягивайте каждую прядь отдельно, иначе под нагрузкой «восьмёрка» затянется неправильно или вовсе развяжется.
- Оставляйте небольшое ушко «восьмёрки». Если узел используется с карабином, петля должна быть такой, чтобы свободно помещался карабин, если без карабина — по длине страховочного кольца на обвязке. Слишком большое ушко создаёт беспорядок на поясе, к тому же это нерациональное расходование верёвки.
- Оставляйте свободный конец не менее 10 диаметров верёвки. Если конец меньше, то есть вероятность, что на плохо затянутом узле он уползёт в тело узла, а сам узел развяжется, если длиннее — будет мешаться при работе с верёвкой.
Схема узла «Восьмёрка-проводник»
Схема узла «Встречная восьмёрка» для ввязывания в систему
Важно
Контрольный узел на «восьмёрке» вязать не обязательно. Узел не развязывается под нагрузкой, если он хорошо и правильно затянут. Но если вы только начали использовать новую скользкую и жёсткую верёвку и не знаете, как ведут себя узлы на ней, вяжите контрольный.
Узел «Грейпвайн» в альпинизме
«Грейпвайн» имеет характерный рисунок и прост для контроля. С помощью этого узла в альпинизме связывают репшнур для станции или соединяют верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Связывать можно репшнур или верёвки одного или разных диаметров. «Грейпвайн» меньше других узлов снижает прочность верёвки. Единственный минус узла — он сильно затягивается под нагрузкой.
Как правильно вязать узел «Грейпвайн»:
- Вязать «кресты» узла нужно в разные стороны, тогда две половинки упираются друг в друга, и рисунок узла получается правильным — похожим на ХХ.
«Дубовый» узел в альпинизме
Простой узел в альпинизме, быстро вяжется и развязывается, но главное его преимущество — узел легко обходит все препятствия.
Поэтому его используют тогда, когда нужно связать две верёвки, чтобы спуститься, а потом продёрнуть верёвку. Чем меньше узел, тем больше вероятность, что он не застрянет.
Можно связывать верёвки и «грейпвайном», но «дубовый» компактнее и быстрее завязывается.
По сравнению с другими узлами «дубовый» съедает больший процент прочности верёвки, но, когда вы спускаетесь, никаких нагрузок на неё, кроме веса альпиниста, не приходится, поэтому запаса прочности с лихвой хватает.
Чтобы оценить простоту завязывания узлов, попробуйте завязать «грейпвайн» и «дубовый» с секундомером. На «грейпвайн» у меня ушло 33 секунды, на «дубовый» — 14. В толстых варежках я потратил на «грейпвайн» 48 секунд, а на «дубовый» — 13.
Как правильно вязать «Дубовый» узел:
- Оставляйте свободные концы длинными — от 30 до 60 сантиметров, потому что плохо затянутый узел может «поехать».
- Если сомневаетесь в надёжности узла, завяжите ещё один «дубовый» на концах, выходящих из узла.
Для тех, кто только собирается на первый маршрут или готовится к поездке в альплагерь, мы подготовили учебное видео, как завязать «дубовый» узел.
Узел УИАА, он же узел пожарного или узел Мунтера.
УИАА создаёт сильное трение верёвки о карабин, его легко контролировать, поэтому на нём можно страховать лидера, второго участника, спускаться самому, если нет корзинки или гри-гри, или спускать пострадавшего.
Узел работает в обе стороны: когда вы потянете рабочий конец верёвки, он развернётся в ту, которая нужна вам.
При спуске пострадавшего с сопровождающим или на тонких верёвках вяжут двойной УИАА или суперУИАА с дополнительным карабином. Они создают больше трения, чем одинарный, поэтому проще контролировать скорость спуска, можно спускать тяжёлый груз или работать с тонкой верёвкой.
Узел УИАА крутит верёвку, будьте готовы к тому, что на ней останутся «барашки».
Как правильно вязать узел УИАА:
- Для работы с узлом УИАА лучше использовать муфтованные карабины грушевидной формы (HMS).
- Следите за тем, чтобы подвижная часть верёвки находилась на противоположной стороне от муфты карабина и не раскручивала её.
- В случае когда нужен контрольный узел, вяжите его как можно ближе к УИАА.
Схема узла УИАА на карабине
Рекомендуем посмотреть несколько видео из спецпроекта «Видеоучебник по альпинизму», где этот узел активно используется.
Узел Прусика в альпинизме
Узел Прусика относится к схватывающим узлам. Принцип работы таких узлов в том, что в ненагруженном состоянии их можно свободно перемещать по верёвке, а под нагрузкой за счёт большой силы трения они «схватывают» верёвку.
Узел Прусика — самый популярный и самый используемый узел этого типа. Он нужен для подстраховки при спуске, подъёме по верёвке или для спасательных работ. Его вяжут на основной верёвке отдельным куском репшнура.
Есть другие схватывающие узлы, чуть более удобные в той или иной ситуации, но этот достаточно хорошо работает в любой.
Как правильно вязать узел Прусика:
- Используйте репшнур диаметром 6 или 7 миллиметров, он хорошо держит на основной верёвке толщиной 9-11 миллиметров.
- Делайте три оборота вокруг основной верёвки, если её диаметр от 9 до 11 миллиметров. Вообще, чем больше диаметр верёвки, тем меньше требуется оборотов. Чем толще репшнур, тем больше оборотов.
- Расправляйте все перехлёсты, чтобы узел «схватывал» эффективно.
Схема вязания узла Прусика
Узел «Стремя» в альпинизме
«Стремя» используется везде, где нужно жёстко закрепить верёвку. Из него делают самостраховку, на него вешают перила или пряди станции. Главное преимущество «стремени» перед петлями других узлов — его легко развязать после нагрузки. Достаточно вытащить карабин, и от узла ничего не останется.
Как правильно вязать узел «Стремя»:
- Как следует затяните каждую прядь, чтобы они плотно зажали карабин.
- Чтобы использовать его для самостраховки, научитесь быстро вязать «стремя» на карабине одной рукой. Сначала будет непривычно, потом станет непонятно, как и зачем вязать иначе.
Схема вязания узла «Стремя»
Схема вязания узла «Стремя» на карабине
Если у вас остались вопросы про узлы для альпинизма или схем для понимания недостаточно, посмотрите это видео.
Для тех, кто делает первые шаги в альпинизме, «Спорт-Марафон» подготовил уникальный проект — видеоучебник по альпинизму. Смотрите и просвещайтесь.
Узлы для альпинизма. Часть первая – узлы для начинающих. — Risk.ru
Узлы для альпинизма – тема избитая, истоптанная, но холивары вызывает регулярно. В мире существует огромное количество разнообразных узлов (описано около 4000), каждый из которых лучше, чем другие подходит для какой-то конкретной, а часто и уникальной ситуации.
NB Данный материал ориентирован на инструкторов альпинизма и опытных альпинистов, в нем не рассматривается техника вязания узлов.
Часть первая – узлы для начинающих.
Часть вторая. Узлы на все случаи жизни. Часть третья. Узлы не для альпинизма.
Огромная благодарность фирме Венто и Илье Гладкому за предоставленные рисунки.
Узлы для альпинизма – тема избитая, истоптанная, но холивары вызывает регулярно. В мире существует огромное количество разнообразных узлов (описано около 4000), каждый из которых лучше, чем другие подходит для какой-то конкретной, а часто и уникальной ситуации. И в идеальном мире, где мы все бы обладали идеальной памятью и моторными навыками, все бы знали и правильно использовали все эти узлы. Но, увы, наш мир и память не идеальны, времени на обучение всегда не хватает, а в сложных условиях память и навыки часто подводят. Особенно это относится к учебному альпинизму и начинающим альпинистам. Им приходится в очень короткий срок изучить, понять и выработать множество специфических навыков, среди которых узлы — это только небольшая, хотя и важная, часть. Именно поэтому я в своей практике работы инструктором разделяю узлы на группы: сначала изучаем минимально необходимый список узлов, для решения большинства задач в альпинизме, а далее на каждом этапе обучения мы добавляем к нему еще несколько узлов, для более эффективного решения специфических задач. Для начального этапа обучения выбран очень ограниченный набор самых универсальных и надежных узлов. Которые можно быстро и надежно изучить, и применение которых может быть вскоре доверено начинающим альпинистам без непосредственного контроля инструктора. Да, некоторые технические приемы при использовании этих узлов будут выполнены не самым быстрым и эффективным образом, но для начинающих гораздо более важным является надежность, безопасность и использование отработанных приемов. В дальнейшем набор узлов, в том числе и специфических, увеличивается, и у альпиниста с опытом появляется выбор, – какой узел и когда использовать.
Пример. Нужно привязать веревку к опоре для организации страховочной станции. Самый быстрый вариант – это использование узла Булинь.
- Рисунок 1 «Неправильный» булинь – свободный конец выходит снаружи, отсутствует контрольный узел, нагружена петля, завязанная вокруг опоры.
Неправильный булинь — свободный конец выходит снаружи, нет контрольного узла, нагружена петля вокруг опоры. Но!!! Булинь должен быть правильно завязан, – так чтобы свободный конец выходил из внутренней части узла, булинь обязательно требует контрольного узла, в петлю булиня нельзя вщелкивать самостраховку и т.д. Правильное завязывание и использование узла булинь. При попытке завязать булинь начинающим альпинистом будет либо совершено множество ошибок, либо эта попытка займет очень много времени. Поэтому я рекомендую использовать для закрепления веревки к опоре (для начинающих) узел встречная восьмерка. Это стандартный узел, который ежедневно используется каждым альпинистом, он не требует контрольного узла, имеет очень характерный рисунок и правильность его завязывания легко проверяется инструктором на расстоянии, получившаяся петля может быть использована в качестве станционной. Подобных примеров довольно много.
Также следует понимать, что критерий «на сколько узел ослабляет веревку» — не является важным для альпинистов. Возможные потери прочности веревки в любых узлах достигают 25-30%, что при прочности современной веревки в 22-24 кН оставляет более, чем достаточный запас прочности.
Испытания так же показали, что перегиб на карабине гораздо больше снижает прочность веревки, чем любой из ниже рекомендованных узлов. Кроме того, современные мягкие веревки теряют в узлах и на перегибах меньшую часть прочности, чем старые веревки. Динамические веревки испытываются с завязанным узлом восьмерка. Актуальность этого вопроса сохранилась для профессиональных спасателей, работающих с большими грузами на статических и супер статических веревках.
- Критерии правильно завязанного узла.
- Критерии выбора узлов для начинающих альпинистов.
- Рекомендованные узлы.
- Узел восьмерка (фламандский узел, фламандская петля).
- Узел Грейпвайн (двойной рыбацкий узел).
- Узел UIAA (Итальянский узел).
- Узел Прусик.
- Если репшнур проходит в получившуюся петлю – то он НЕ ПРИГОДЕН для схватывающего узла.
- Различные варианты схватывающих узлов и их использование подробно рассмотрены в статьях
- Рекомендации по использованию схватывающих узлов.
- Испытания различных вариантов схватывающих узлов. Часть 1 и Часть 2
- Узел Стремя.
- Простой плоский узел (проводник, флат оверханд, «дубовый узел»)
Основными требованиями для узлов в альпинизме являются: правильный рисунок узла, отсутствие перехлестов веревки в узле, длина свободных концов веревки 6-10 диаметров веревки, узел должен быть обязательно затянут. Узел должен иметь понятный и запоминающийся рисунок. Таким узлам проще учить и проще контролировать правильность завязывания. Минимально использовать узлы, для которые требуются применение контрольного узла. 95% альпинистов неправильно вяжут контрольный узел, даже если вяжут. Контрольный узел должен быть завязан впритык к контролируемому узлу. Узел не должен иметь различных вариантов завязывания, которые сказываются на его прочности и надежности. Узел должен быть многофункционален. Для привязывания к веревке, связывания двух веревок одинакового или примерно одинакового (10 +9, 9+8 мм) диаметра рекомендован узел восьмерка. Также с помощью узла восьмерка завязываются петли на веревке, в том числе и на ее середине при организации связки. Различные варианты этого узла – восьмерка одним концом, встречная восьмерка, петля из восьмёрки на середине веревки. Популярный среди скалолазов способ привязывания узлом двойной булинь требует большего количества веревки для завязывания и сложнее контролируется. Но несколько легче развязывается после сильных рывков, что актуально именно для спортивного скалолазания, но не для альпинизма. Веревки разного диаметра (7-11 мм) рекомендуется связывать с помощью узла Грейпвайн. При использовании узла для связывания веревок разного диаметра он отлично работает потому, что состоит из двух полуузлов, которые упираются друг в друга. Но это не значит, что им нельзя связывать веревки одинакового диаметра. Узел достаточно сложен в завязывании, но имеет характерный рисунок и прост для контроля. Сильно затягивается и сложно развязывается после приложения нагрузки. Варианты узла – узел Барел (затягивающаяся петля) и контрольный узел (половина Грейпвайна). Использование Шкотового узла, Академического узла и/или Брамшкотового узла я не рекомендую, т.к. они требуют контрольных узлов и ненадежны при знакопеременных нагрузках. Особенно актуален контрольный узел на конце веревки при спуске по веревке. В этом случае узел половина Грейпвайна завязывается в примерно в 1 метре от конца веревки для предотвращения проскальзывания конца веревки через спусковое устройство. Вместо стандартных тормозных устройств (в случае потери устройства или сильно намокшей и обмерзшей веревки) применяют узел UIAA. Данный узел обеспечивает высокую и, главное, регулируемую силу торможения, также позволяет осуществлять страховку, как на спуске, так и при подъеме. Узел UIAA крутит веревку примерно аналогично спусковому устройству типа восьмерка. Для снижения закручивания веревки рекомендовано держать входящую и выходящую из узла ветви веревок параллельно. Утверждение, что узел UIAA сильно портит веревку, не имеет практического подтверждения. Для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспаста и т. д. рекомендуется использовать узел Пруса в 3 оборота. Диаметр репшнура для вязки узла должен составлять 2/3 от диаметра веревки на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5-11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм. При использовании веревок меньшего диаметра можно использовать и репшнур для схватывающего меньшего диаметра. Но более важной характеристикой шнура для схватывающего является не диаметр, а его мягкость. Для надежной работы схватывающего узла нужно использовать мягкий репшнур. Тест для проверки репшнура выглядит следующим образом – репшнур складывается вдвое и сжимается пальцами примерно в 5 сантиметрах от места сгиба, и в получившую петлю просовывается другой конец репшнура. Также не рекомендуется для схватывающих узлов применять репшнуры из кевлара (арамида) и дайнимы (спектры, высокомоллекулярного полиэтилена), без нейлоновой оплетки. Узел Прусик в три оборота обеспечивает достаточную прочность, надежность и стабильность характеристик в большинстве ситуаций. Для подстраховки при спуске по двойной веревке, ниже страховочно-спускового устройства рекомендуется завязывать Прусик в два оборота. Нагрузка на этот узел не высока, а большая разница в диаметре веревок (двойная веревка эквивалентна одинарной веревке диаметром 15-16 мм) затрудняет передвижение по двойной веревке узла в три оборота. При спуске по одинарной веревке завязывают Прусик в 3 оборота. Для организации самостраховки, закрепления веревки к опоре, изготовления стремян, носилок и т.д. применяется узел стремя. Информация о том, что узел Стремя при нагрузке более 4 кН протравливает веревку и может использоваться в роли амортизатора, не соответствует действительности. Для повышения надежности узла, завязываемого на конце веревки, при знакопеременных нагрузках надо оставить запас веревки 50-70 см или завязать контрольный узел. Простой плоский узел, связывание им веревок. Контрольные узлы на концах веревок — половина Грейпвайна.
Для организации спуска по двойной веревке с ее последующем продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен, и узел, связывающий веревки, может застрять, рекомендуется вместо узла встречная восьмерка использовать простой плоский узел. Он лучше всех известных узлов «проходит» перегибы и расчлененный рельеф. Свободные концы веревок после завязывания узла должны быть не менее 25-30 см. Использование в такой конфигурации узла восьмерка — ОПАСНО!
Также данным узлом я рекомендую привязывать к страховочной системе схватывающий узел, завязывать на тяговом прусике в полиспастной системе, использовать в качестве узла «на всякий случай» при подъеме по веревке с помощью схватывающих узлов и еще огромное множество различных применений. Испытания показали, что этот узел, завязанный на веревке 8,5-10 мм, начинает плавно «ползти» при нагрузке 7-8 кН, что при использовании сдвоенной веревке (при спуске по веревке) эквивалентно нагрузке на альпиниста 14-16 кН. Такие нагрузки находятся далеко за гранью возможного для данной и большинства других возможных ситуаций в альпинизме. При необходимости изолировать поврежденное место на веревке — также можно использовать данный узел. Использование в такой конфигурации узла восьмерка — менее надежно — узел восьмерка начинает проскальзывать при вдвое меньшей нагрузке. Этот узел несколько выбивается из концепции «минимум узлов», но он очень прост в завязывании и изучении.
Продолжение следует….. Часть 2 и Часть 3.
6 самых полезных узлов в скалолазании и альпинизме
Самозатягивающиеся, амортизирующие, тормозящие узлы… Каких только нет в альпинизме и скалолазании. Рассмотрим основные узлы, которые обязательно нужно знать каждому альпинисту.
Узлы – это то, что обеспечивает вашу безопасность, поэтому об ошибке не может быть и речи. Есть только одно решение: выбрать правильный узел и практиковаться.
В случае сомнений обязательно перепроверьте узел или проконсультируйтесь с профессионалом!
Это, пожалуй, первый узел, который учится вязать каждый скалолаз.
Как сделать и запомнить: «Сделайте снеговика, задушите его и ткните ему в глаз».
После этого пропустите веревку через две страховочные петли (не через страховочное кольцо!). После этого проденьте верёвку в обратном направлении, повторив узел.
Важно! В целях безопасности всегда вяжите контрольный узел на конце верёвки.
Вы работаете на высоте и рискуете сорваться? Запомните узел, который удержит вас при срывах.
Преимущество узла булинь в том, что его легче развязать, чем «восьмерку», даже после срыва (или нескольких)!
Помните, что верёвка постоянно должна быть натянута, иначе без нагрузки узел может развязаться.
Важно! С булинем обязательно вяжется контрольный узел.
Будьте осторожны: немногие альпинисты знают, как его правильно вязать и особенно как его проверить. Этот узел должен выполняться только опытными скалолазами.
Узел Мунтера также называют итальянским или узлом пожарного, но, конечно, наиболее известен он как узел УИАА (прим. ред.: UIAA – Union Internationale des Associations d'Alpinisme, Международный союз альпинистских ассоциаций).
Узел УИАА способен пропустить веревку через карабин, поглощая при этом часть нагрузки. Именно поэтому он может использоваться ведущим альпинистом для спуска второго альпиниста или для замены спускового устройства в случае его поломки.
Внимание: внимательно следите за положением веревки в карабине. Во избежание размуфтовывания карабина старайтесь увести страхующую часть верёвки на противоположную сторону от муфты карабина.
Совет: Мы рекомендуем использовать для этого узла карабин HMS (HMS означает Halb Mastwurf Sicherung, или спуск на узле УИАА). Благодаря своей грушевидной форме он имеет большее отверстие, что облегчает работу с ним. И, конечно, всегда до конца замуфтовывайте карабины!
Как вязать узел:
Идеально подходит для фиксирования себя, когда не хватает верёвки. Узел легко сделать одной рукой, он легко завязывается и развязывается, что делает его простым в обращении.
Совет: отдавайте предпочтение карабину грушевидной формы (большего размера) для большего удобства.
Этот раздвигающийся узел позволяет соединить две веревки или изготовить узел самостраховки.
Суть в том, что для грейпвайна вяжутся два контрольных узла на двух верёвках и затем стягиваются. Не забудьте оставить по 10 см на хвостах верёвок или завяжите контрольные узлы для дополнительной надёжности.
Изобретенный Сержем Машаром в 1961 году, этот узел, технически говоря, и не узел вовсе.
Он используется для фиксации верёвки при спуске. В критической ситуации альпинист может отпустить спусковое устройство, в этом случае узел Машара остановит спуск и не позволит альпинисту съехать вниз по верёвке. Советуем запомнить этот узел!
Другие названия узла Машара – автоблок и французский схватывающий (обмоточный) узел.
Как вязать: пропустите петлю шнура через карабин, затем оберните петлю вокруг спусковой веревки и пропустите другой конец петли через карабин. Не забудьте замуфтовать карабин. Вы готовы к спуску!
Если вы новичок, потренируйтесь в вязании узлов и попросите опытных скалолазов проверить вашу технику, чтобы убедиться, что вы правильно запомнили и выполняете различные узлы.
А какие узлы вы открыли для себя по мере совершенствования в скалолазании?
Как сделать узлы. 6 узлов, которые нужно знать альпинисту
Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.
А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью.
Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки.
Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.
Морские узлы для начинающих
Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:
- · «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;
- · «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;
- · «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;
- · «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;
- · «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;
- · «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;
· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.
- Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:
- · Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;
- · Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;
- · Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.
МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.
С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.
Морские узлы. Схемы вязки для начинающих
Практиковаться лучше на булине
Не сказать, что он самый простой ???? А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.
- Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:
- · Формируем петлю сверху вниз;
- · Пропускаем ходовой конец в петлю;
- · Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;
· Затянем узел. Туго.
Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.
Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке»
Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно ???? Последовательность такая:
- · Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;
- — Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;
- · Крепко стянем узел.
Теперь схема, называемая «прямым узлом».
Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень. Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.
Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» ????
ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.
Схема простого полуштыка и штыка
Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:
- · Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;
- · Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;
- · Соединим коренной и ходовой концы.
Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.
Якорный узел
Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.
Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.
Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.
Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы ???? Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!
Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!
Спасибо, что вы с нами!