Как снять драматический сериал: по шагам

В связи с некоторой разницей между славянским и европейским менталитетом, среднестатистический житель СНГ, который родился в СССР, пережил перестройку, лихие 90-е и сложные 2000-ные, имеет очень занимательное представление о сериалах.

Дело тут в том, что для Союза сериалы сводились к “Санта Барбаре” и “Рабыне ” и, соответственно, по определению своему не могли нести какой-нибудь глубокий драматический смысл. Конечно, были исключения из правил, и “17 мгновений весны” тому яркий пример.

Но, он только подтверждает правило.

И, конечно, наш народ привык к сериалам с большим количеством серий, минимум смысла и долгими паузами. Для сериального производства наших каналов совершенно в порядке вещей, что главный герой от скуки впадает в кому или неожиданно покидает водевиль, когда ему заблагорассудится.

Несложно себе представить, как пишутся сценарии к подобным сериалам. Что-то вроде: “помнишь нас была серия где они провели ночь вместе – она конечно же, забеременела и в этой серии должна упасть в обморок… Что? Ну и что, что в предыдущем сериале было также – все равно никто этого не вспомнит – это было 420 серий назад и в другом сериале, и она уже в коме”.

Однако, на территории Европы и Америки дела обстоят несколько иначе. Многосерийные фильмы считаются не меньшим искусством, нежели просто кинофильмы, и денег зачастую тратят на них немало.

  • Как снять драматический сериал: по шагам
    К счастью, зрительская аудитория меняется, и более уникальные по смыслу и форме сериалы становятся популярными.
  • Эта статья призвана помочь людям, что хотят привнести что-то новое в телеиндустрию своей или какой-нибудь другой страны и просто разобраться в современном .
  • Современные сериалы (если мы не мечем мини сериалы с одной историей на один сезон типа “” или даже “Американская история ужасов”) сделаны приблизительно по одному шаблону (что не мешает им при этом отличаться друг от друга).

Что такое сериал?

Начнём с общего понятия. Сериал, каждая серия которого повествует о своей маленькой истории со своим логическим началом, серединой и концом и чаще всего представляет собой какое-то расследование, или раскрытие тайны, или просто приключение, называется (собственно, от слова  процедурный).

Яркими примерами можно назвать такие сериалы как “Доктор Хаус”, “Сверхъестественное”, “Белый воротничок” и подобные сериалы.

Ведь если обратить внимание, можно заметить некоторую постоянную последовательность (процедуру) в этих сериалах. Возьмём, например, “Доктора Хауса” (как самый наглядный пример). В начале каждой серии у будущего пациента случается приступ мистической неизвестной болезни, дальше Хаус не очень хочет брать пациента – он для него не интересный.

Однако, случается какой-то из ряда вон выходящий случай (проявляется симптом) и отношение героя Хью Лори к пациенту кардинально меняется.

Дальше последуют несколько неудачных попыток и примерно за 6-8 минут до конца серии на главного героя снизойдёт озарение (причём настигнет оно его во время исполнения какого нибудь обыденного действия) и казалось в бы безвыходной ситуации неожиданно возникнет выход (вот такой вот каламбур).

  Adobe представила крутую функцию в Character Animator

Как снять драматический сериал: по шагам

И так в каждой серии. По таким сериалам очень легко понимать весь процесс написания сериала.

Команда

С самого начала нужно понимать, что  рода проектами работает не один сценарист. Их целая команда во главе с главным – .

 – сценарист, что разрабатывает основную акру сериала.

Например, Эрик  ( сериала “Сверхъестественное” в 1-5 сезоне) продумывал основную историю всего сезона (ДАЛЕЕ СПОЙЛЕР, если вы ещё не смотрели): 1-й сезон – братья ищут своего отца, который в свою очередь ищет демона, убившего их мать; 2-й сезон – Сэм, оказывается, был непростым ребёнком и вполне вероятно, что его могущество может навредить всему человечеству; 3-й сезон – как избежать продажи души в ад; 4-й – как предотвратить начало Апокалипсиса ну и 5-й сезон рассказывает о том, как закончить уже начавшийся Апокалипсис.

Он также ответственный за развитие персонажей в сериале. И это не мешает быть ему и сценаристом некоторых эпизодов, но в основном эту работу выполняет кто-то другой из его сценарной команды.

Как снять драматический сериал: по шагам Остальные сценаристы ответственны за отдельные эпизоды и за то, чтобы они вписывались в общую историю и общее логическое развитие.

Каждая серия, несмотря на то, что рассказывает отдельную историю все равно открывает ещё один виток развития основной арки всего сериала.

Бутылочный эпизод

Однако, существуют также и серии, что кажутся не связанными со всем сериалом – эдакое отступление от истории в пользу того, чтобы раскрыть персонажей лучше или же немного повеселить публику. Такие серии называются бутылочными.

Бутылочный эпизод – ещё совсем новый термин, и среди теоретиков точное обозначение ещё не устоялось. Некоторые считают, что бутылочный эпизод, это тот, что не содержит в себе много персонажей или же на него было выделено маленькое количество денег. Кто-то считает, что этот эпизод – просто отдельная история.

Моё же мнение, бутылочный эпизод – это камерный эпизод с минимумом персонажей (в основном только главными), что просто раскрывает внутренний мир героев чуточку лучше и не влияет на развитие сюжета.

  Победители «Золотого Глобуса» 2015

Чтоб понять на примере предлагаю вспомнить серию “Во все тяжкие” о том, как главные герои были закрыты в лаборатории и пытались убить там муху. Исход этой серии никак не повлиял на ход событий сериала, актёров во всей серии всего 2 штуки, и межличностные отношения в этой серии заиграли с новой силой.

Или же вспомнить серию из “Доктора Хауса”, что режиссировал сам Хью Лори – персонажи заперты в больнице в связи с пропажей ребёнка.

Структура серии

Итак, мы знаем из чего состоит сериал. Теперь предлагаю опуститься на уровень ниже – из чего же состоит серия подобного сериала.

  1. Начнём, пожалуй, с самого начала.
  2. В современных сериалах практически все серии начинаются не с титров, как это принято в российских, например, а с .
  3. Именно в этот момент первая жертва падёт от рук маньяка, у героя проявится какой-нибудь симптом, или же сверхъестественная тварь кого-то скушает.
  4. В этой части ничего по сути не проясняется – нас просто сразу же окунают в гущу событий, и уже в процессе серии объясняют кто, что, как и почему.
  5. Далее идёт заставка сериала и после нее уже экспозиция.

Вообще, в среднестатистическом сериале и кинофильме чаще всего присутствует три акта (пятиактной схемы повествования обычно придерживается Стивен Спилберг, например). По этому можно предположить, что экспозиция входит в первый акт.

Все акты состоят из маленьких эпизодов – каждый из которых несёт в себе какую-то цель и смысл. В современном сериале, что идёт один телевизионный час (42-52 минуты на сериал, остальное реклама), серия состоит из 24-26 драматических эпизодов, то есть, соответственно, из приблизительно 36 сцен.

Дальше предлагаю вам достаточно простую схему, что поможет определиться с тем, в какой последовательности писать серию.

Как снять драматический сериал: по шагам
Начнём с начала.

Акт 1

Экспозиция. Представляем место действия, героя, род занятий и окружение.

Эпизод 1. Появляется антагонист – он ничего ярко выраженного плохого может и не делать, просто упоминаться или появляться в кадре, чтобы обозначить точки конфликта.

Эпизод 2. Собственно, описать конфликт – можно на словах, можно во  (если они уместны), можно в действии.

Эпизод 3. подробно углубляемся в окружение – если это больница, то тогда спокойно можно знакомить с помощниками главного героя – врачами, с начальством и особенностями отношения персонажей к главному герою (вспоминаем “Доктор Хаус”).

Эпизод 4-6. Закладываются крючки для дальнейшего действия (в случаях сериалов, похожих на “Доктор Хаус”, нам рассказывают постороннюю историю, что потом выведет нас правильный ответ в конце или же станет ребром ближе к кульминации).

  Volkswagen попрощался с культовой моделью душевным роликом

Далее предполагаем рекламу. Понятное дело, что перед рекламой должно произойти какое-то действие, заставляющее человека, что смотрит трансляцию, не переключить канал – крючок.

Акт 2

Эпизод 1-6. Мелкие конфликты на фоне развития событий и действия то усугубляют, то улучшают ситуацию. По окончанию этих эпизодов у вас должна появиться точка перегиба (все плохо и назад пути нет).

Опять предполагаем рекламу. А после возвращаемся к повествованию.

Эпизод 7-12. Ситуация настолько накаляется, что становится опасной для жизни. Люди умирают или при смерти, преступления грозят стать масштабными и дело близится к главной схватке с антагонистом (с человеком, существом или явлением – неважно).

К 12-му эпизоду мы подходим с кульминацией – это самая высокая точка сопереживания – ваш герой или проиграет и умрёт или выиграет и получит катарсис. И, в самом интересном месте…

Как снять драматический сериал: по шагам Реклама. Обычно, по статистике, это самый удачный момент для рекламодателей – зритель согласен на любую рекламу, любого размера, лишь бы узнать чем кончится серия.

АКТ3

Эпизод 1-6. Развязка.

Падение со скалы вниз, победа над болезнью, победа над собой – все, что приведёт историю к логическому завершению, входит в развязку.

В этих же эпизодах необходимо подвести итог всех остальных сюжетных линий серии и в самом конце, возможно, оставить крючок на следующую серию, или же создать эффект “вот это поворот!” для общей арки сериала.

Из остального хочется ещё отметить – в сериях обычно разрабатывается 2 сюжетных линии – вспомогательная и основная, и только по второй нужно повести историю по дороге к кульминации.

Также советуют использовать не линейное повествование – человек устаёт смотреть только на одну линию. Максимальное время, когда можно рассказывать историю по порядку – 7 минут (2.5 эпизода), и обычно их используют в экспозиции. Далее рекомендуется использовать параллельное повествование – переплетать сюжетные линии, иногда включать какие-то “бутылочные” сцены.

Ну и напоследок – минимум полезной статистики

  • 7 секунд у вас на то, чтобы задержать внимание зрителя.
  • 5 минут, чтобы у аудитории сложилось впечатление о вашем творении (это, кстати, действует и на продюсеров при просмотре материала).

Что же, надеюсь, хоть что-то полезное вы отсюда почерпнули. Ждём, когда же у нас появится нормальный телевизионный оригинальный (не купленный и адаптированный формат) контент и надеемся на лучшее.

  • Всего хорошего.
  • Превью: Depositphotos
  • Основы кинопроизводства: игровое и документальное кино
  •  Как правильно оформить сценарий
  • Снимаем успешный интернет сериал. Совет от профессионалов

Работа сценариста сериала — Справочник писателя

Как снять драматический сериал: по шагам Аноним

Я вообще писатель и раньше с “волшебным миром кино” мне приходилось сталкиваться только в качестве зрителя. Но так получилось, что в конце прошлого года меня пригласили принять участие в написании серий для простого “коммерческого” сериала.

С одной стороны – мне, светочу и лауреату как-то негоже опускаться до такого “примитивного уровня”, но, с другой – я получила бесценный опыт работы в команде, с профессионалами, злыми редакторами, которые очень помогли сбить мою зарождающуюся авторскую спесь и чувство собственной значимости.

В плане “творчества” работа такого “коммерческого” сценариста крайне далека от “высокой литературы”, но невероятно полезна в плане дисциплины и какой-то авторской саморегуляции: а то нас, гениев, иногда заносит, а нужно уметь говорить четче, по-киношному ясно, ну и т.д.

Читайте также:  Морской узел как связать. Основные Морские Узлы

Сказать, что я довольна полученным опытом – это вообще ничего не сказать!

Работа уже закончилась, я написала несколько серий и хочу поделиться опытом – может, кому-то он покажется интересным.

Гонорар за сценарий для сериала

Итак, начну с самого главного и интересного. Гонорар за сценарий для сериала являет собой четырехзначную цифру в долларах, пятизначную в гривнах и (иногда) шестизначную в рублях. Из всех видов писательской деятельности, мне кажется, именно сценарии приносят какую-то ощутимую прибыль.

Из всех видов фриланса – этот один из «благодарных» – ваше имя войдет в анналы, просияет в титрах, и каждая принятая работа будет гордо красоваться в портфолио рядом с всенародно любимыми названиями проектов (сериалов). Но и крови за этот сценарий из вас будет выпито немало.

На собеседовании продюсер сетовал – многие, очень многие пытались влиться в проект, но не выдерживали прессинга и требований группы, тона, каким выносились замечания, ну и просто… не выдерживали, не тянули.

Как пишется сценарий сериала

Как стать сценаристом сериала

Тут я напишу честно: мне повезло. Во-первых, я лауреат крупной литературной премии, а это, как показывает практика, – со служебного входа, минуя очередь и прямо в кабинет.

Во-вторых, нашлись общие близкие знакомые, и мои творения оказались у человека, который принимает решения. То, как я пишу, ему показалось перспективным, – именно в киношном плане, и меня пригласили в проект.

Но на этом везение заканчивается. Честно.

Если пока нет премий и связей, то советую внимательно изучить сайт “Биржа сценариев”.

Недавно мы пили кофе с мужем и его другом, киношником до мозга костей, который, кажется, родился на «киевнаучпопфильме» и знает всех и вся. Он сказал, что Очень Большие Люди Кино регулярно шерстят базу новых сценариев на предмет чего-то интересного.

  • Для меня лично это было открытием: казалось, что все творчество, которое выкладывается в Сеть, никому, кроме самого автора, не нужно и никем не читается.
  • Еще оказалось, что все, опубликованное в базе сценариев ВГИКа, автоматически защищено авторским правом, так что если вашу идею украдут, вора заклеймят позором: ведь ваш сценарий узнают все те, кто его прочитал, а таких, повторяю, будет немало.
  • На том же сайте можно ознакомиться с поставленными сценариями и понять, как это сделано.

Как пишется сценарная заявка на сериал

Словом, выйти на режиссера-продюсера совсем нетрудно. Им самим очень нужны ваши классные идеи и сценарии, по которым можно снять фильм на много миллионов. Где-то в открытом доступе в Сети, я слышала, есть база продюсеров с контактами.

А вот С чем идти к продюсеру – уже другой вопрос. Писать огромный сценарий на сто пятьдесят листов не нужно – все начинается с заявки. Это одна-полторы страницы, где сжато рассказывается, «о чем кино».

Я посмотрела 20 из 40 серий первого сезона сериала, над которым мне предложили поработать, почитала «библию» сериала с описанием персонажей и основных сюжетных линий и придумала примерно шесть разных историй, на основе которых могли бы снять серии.

Заявку или принимают, или отбраковывают. У меня вначале отбраковали пять заявок, осталась одна. По ней предложили написать синопсис.

Засада на уровне написания заявки: вам, конечно, кажется, что идея гениальная. Ее, скорее всего, разнесут в пух и прах.

Примерные комментарии группы на этом этапе:

…О чем сценарий?
Зачем это писать?
Что из этого следует?
Совершенно непонятно!

Отсутствие причинно-следственных связей делает этот замысел простым перечислением вымышленных эпизодов. Чему должен сочувствовать зритель?…

Как писать синопсис сценария

Синопсис это подробное, но краткое изложение того, “о чем кино”. Примерно три-четыре страницы. Это когда две подружки сидят в кафе и одна другой пересказывает: «А он ей – то!» «А она что?» «А она вот это! А потом они…»

Синопсис – не художественное произведение. Язык должен быть четким, предложения понятными. Все предельно схематично – что, зачем и почему. Каждый абзац в сериальном синопсисе – это примерно одна сцена.

Удивительно, какая пропасть лежит между синопсисом и заявкой! Течения, акценты – с легкостью прописанные в заявке – в синопсисе превращаются в чугунные плиты, которые часто не остается сил перевалить. Все должно быть связано, оправдано, логически обоснованно – и, конечно, красиво. Мы ж кино снимаем!

Синопсис могут попросить переписать – указав примерные курсы и направления, которые стоит развить, и то, о чем лучше забыть. Синопсис это “наше все”, по сути.

Поэпизодный план сценария сериала

Поэпизодный план или “биты” выглядит так: идет описание и номер сцены, локация, свет, кто участвует и примерное содержание. Если вы работаете над сериалом с некой горизонтальной историей, которую нужно влить в вашу вертикальную, то это осуществляется на этапе написания поэпизодника.

В сериале биты могут занимать примерно 20-30 страниц. Биты могут переписываться много раз. Мой рекорд, кажется, шесть. Биты – это уже, по сути, сценарий.

Съемочная группа оценивает этот документ на тему экономичности, логики и т.д.

Если, скажем, там есть сцена «Главный герой просто идет по коридору», то ее выкинут, потому что это тупо: в ней ничего не происходит, и ради нее тащить свет и готовить декорации – неэкономично.

Смотрят, какие персонажи задействованы. Если, скажем, один персонаж из горизонтали появляется лишь один раз и говорит: «Там на кухне чайник закипел», то его выкинут, потому что везти из Москвы актера, платить ему суточные и т.д. ради одной проходной реплики никто не станет.

Если автору не удается написать биты, которые бы устраивали всех – от идеи отказываются, все пропало…

Однажды я потратила два дня на написание битов, и мне их вернули с правками, которые затрагивали, я так думаю, 90% текста, и следующие два дня я практически с нуля переписывала биты, нарушив историю, изложенную и утвержденную в синопсисе. Это было дико тяжело, но я вырулила. Хотя понимаю тех, кто сказал бы «да пропади оно все пропадом».

Вот, например, вы работали-работали, душу вкладывали, сделали шикарный фильм, и вам вернули вашу работу. Желтенькое – то, что нужно выкинуть: целые сцены. Красное – комментарии, черное – ваш исходный, такой замечательный текст.

Как снять драматический сериал: по шагам

Написание диалогов в телесериале

  1. Когда биты, наконец, утряслись, переходим к написанию диалогов.
  2. Это резюме по поводу первых диалогов, которые я написала:
  3. Как снять драматический сериал: по шагам

Мне казалось, что это очень просто, вот ТЕПЕРЬ-ТО просто – поэпизодный план есть, садись себе да пиши: “Он сказал”, “Она сказала”. А нет. Снова совершенно другой кусок работы. Диалоги – это наше все. Все должно звучать, играть. Актеры, кстати, могут отказаться от какой-то работы, если там тупые диалоги. То есть может быть идеальный синопсис, классные биты, но все погибнет в диалогах.

Диалоги в кино совсем не книжные. Это должны быть реальные люди, которые произносят вслух реальные реплики. И при том должно быть красиво, динамично и не тупо. Словом, диалоги переписываются тоже не раз. Вот, например, скан из почты:

Как снять драматический сериал: по шагам

Словом, это очень трудная, очень ответственная работа. В группе отлично чувствуют, «может» автор, в принципе, справиться с поставленной задачей или нет. И если может, хотя сам автор сомневается порой, из него выжимают все соки.

Вот так он бежит из последних сил, а ему кричат: ДА-ВАЙ! ДА-ВАЙ! НОГИ ВЫШЕ! ГОЛОВУ ВЫШЕ! НЕ ГОРБИСЬ! ЕЩЕ ТРИСТА МЕТРОВ! ДА-ВАЙ!!!! И потом – бац, финиш, мордой в песок, уже ни о гонораре, ни о чем не думаешь, и тут приходит имейл: «Сценарий принят, хорошая серия получилась, посмотрим, как режиссер справится! Давайте номер карточки, СРОЧНО!!!! Ждем ваши новые идеи!»

Вот такая работа.

Как снять драматический сериал: 7 шагов (с картинками) — Искусство и развлечения 2021

Как снять драматический сериал: по шагам Как снять драматический сериал: 7 шагов (с картинками) Как снять драматический сериал: по шагам

Вы когда-нибудь хотели создать что-то особенное? Что-то интересное, может быть, что-то эмоциональное, но в этом есть смысл. Затем создайте телесериал.

Шаги

Шаг 1. Создайте идею

Если вы хотите создать какой-нибудь сериал, вам нужна идея. То, на чем вы можете основать свою программу. «Пострадавший» основан на отделении неотложной помощи, а «Истендерс» — на жителях района.

Шаг 2. Создайте скрипт

Актеры и производственная группа будут следовать сценарию, чтобы знать, что они говорят и делают, и о чем будет рассказывать эпизод. Перед созданием сценария вы должны сделать заметки о персонажах, истории и идеях, это будет руководством, которому нужно следовать при написании. Невозможно представить спектакль без сценария.

Шаг 3. Подумайте о производстве

Если вы хотите продюсировать его самостоятельно, вам понадобятся актеры, кассета, звук и режиссеры.

Если вы хотите, чтобы его производила компания, вам нужно будет отправить им сценарий вместе со страницей, в которой рассказывается о том, о чем идет речь.

У вас будет больше шансов, если вы отправите сценарий одной компании, которая производит похожие шоу, или вы можете отправить сценарий всем компаниям.

Шаг 4. Если вы согласны со сценарием, компания предложит вам деньги, найдите писательское агентство

Они помогут вам определить, сколько денег вы должны попросить за свою идею, и позаботятся о том, чтобы компания относилась к вам справедливо.

Шаг 5. Создайте пилотную серию

Пилотная серия — это первая серия вашего сериала. События, происходящие в пилотной версии, — это то, на чем будет основано шоу. Обычно после просмотра пилота вас спрашивают, что вы думаете о нем зрители. Если им это понравится, они закажут у вас больше серий, а если нет — конец близок.

Шаг 6. Записывайте!

Когда у вас есть все необходимое и аудитория одобряет, вы можете приступить к записи своего шоу. Вы можете записывать в закрытой студии или позволить зрителям смотреть, как это часто бывает в комедийных шоу.

Шаг 7. Рекламируйте!

Никто не увидит шоу, если не знает, что оно существует.

Совет

  • Не верьте ничему, что слишком похоже на другую программу, они, вероятно, этого не производят.
  • Посмотрите другие драматические сериалы, прежде чем создавать свои собственные, узнайте, что канал хочет выпускать и что нравится зрителям.
  • Основывайте свое шоу на реальной жизни. Большинство телешоу основано на жизни и опыте писателей.
  • Сходите на курсы письма или попросите друзей прочитать сценарий перед тем, как представить его. Спросите их, что они думают и понравилось ли им шоу.

Предупреждения

  • Придумайте название для своего шоу, а не копируйте его.
  • Не делайте один сюжет слишком похожим на другой. Немного измените.
  • Не включайте в сценарий ничего расистского или сексистского, иначе он не будет принят. Единственный способ написать предрассудки — это если у вас есть персонаж, который говорит предвзятые вещи, но вам нужно будет убедиться, что он «плохой парень». Например, если любимый персонаж гомосексуал, а антагонист ударит его, все будут жалеть хорошего парня и ненавидеть плохого.
Читайте также:  Котелок походный для костра фото. Как выбрать походный котелок

Популярные по теме

Бесплатный Макарский или как своими силами снять драму для Первого канала

Как снять драматический сериал: по шагам АиФ КрасноярскАиФ Красноярск

— Яна, тема любви, на первый взгляд, проста и стара, как мир, но так многогранна. К сожалению, ради любви совершают не только подвиги, но и преступления… Вот и вы в своём фильме подняли тему о разрушающей силе любви. Почему именно эту грань?

— Это первый мой фильм, снятый на профессиональном уровне. До этого на федеральных каналах вышло немало фильмов по моим сценариям. Буквально недавно по второму каналу повторяли «Любовь из пробирки», «Верни меня», «Отец поневоле». Снимаются две романтические комедии для СТС.

По заказу Первого канала закончились съёмки фильма «Домоправительница», ещё две картины в работе. «Нелюбовь» сначала задумывали снять как мелодраму, но когда подали заявку в Министерство культуры, там зачеркнули жанр и поставили более серьёзный — «драма». В этом фильме любовь на самом деле и разрушает, и созидает.

По сути, в основу заложено библейское — любовь долго терпит, милосердствует…

— В основе сюжета — ненависть матери к родной дочери. Звучит странно. Правда, в реальной жизни и пострашнее истории случаются. И дети, отданные в детские дома, — меньшее зло, чем выброшенные матерями в мусорные баки младенцы…

— В голове подобное не укладывается. Такую женщину сложно матерью назвать. Но есть определённый процент женщин, у которых природа даёт сбой и материнский инстинкт не срабатывает.

К сожалению, такое случается довольно часто, но говорить об этом у нас не принято. Стыдно. Причины неприятия ребёнка бывают разные.

В нашем фильме, с одной стороны, — нелюбовь матери к родной дочери, появившейся на свет после изнасилования.

С другой — безумная любовь к вдовцу Петру, которая вроде бы залечивает раны. Но происходит трагедия: в пожаре погибает любимый мужчина. По слухам, по вине девочки, которая играла со спичками. И у матери перемыкает. Она винит всех: Бога, хотя до этого о нём никогда не вспоминала, дочку — чтобы выплеснуть на неё всю свою боль.

И эта любовь к мужу при изначальной позитивности уродует Тамару. У неё от Петра рождается дочь, и любовь матери уродует и эту маленькую девочку, потому что избалованный ребёнок не знает отказа ни в чём… Мать патологически любит пасынка, потому что он похож на отца. И получается, любовь её действительно разрушает…

И в конце старшая дочь говорит матери: «Я не хочу становиться тобой».

— Вы говорите, это первый фильм? А как же народное кино: «Деревенские тоже плачут», «Тёща напрокат», которые вы тоже снимали в Берёзовке…

— Прежде чем ребёнок научится ходить, надо поползать, в моём случае — научиться снимать. А как? Берёшь камеру и снимаешь. Так появились два народных проекта. Кстати, сценарий про тёщу потом у меня выкупила известная кинокомпания, собирается снимать 20-серийный фильм.

А «Нелюбовь» написан ещё в 2004 году. Чтобы проверить, насколько он качественный, я отправила его во все крупные российские кинокомпании. В более десяти рассматривали возможность снять фильм, но как-то всё срывалось. А я радовалась, потому что очень хотела сама его снять.

И когда в 2013 году приступила к съёмкам, мне трижды предлагали продать доработанный сценарий. Смешная ситуация: я бегала, искала тысячу рублей на продукты, чтобы съёмочную группу накормить, но отказывалась от реальных денег. Мы уже набрали команду, все загорелись идеей.

Я не могла им сказать, что закрываю проект.

— Как удалось привлечь артистов работать бесплатно, за идею? И не только местных, но и звезду телесериалов Антона Макарского?

— Если честно, сама не знаю, как получилось. Просто так расположились сердца людей. В команде 180 человек. Это заслуженные и народные артисты из красноярских и новосибирских театров, профессиональные каскадёры, ребята из красноярского спецназа. Антону Макарскому понравился сценарий.

И хотя у него был плотный график, он смог вырваться на два дня из Израиля. К тому времени мы уже сняли весь фильм, остались только сцены с Петром. И нужен был такой актёр-мужчина, чтобы, когда героиня потеряла его, зрительницы должны были поверить — из-за такого можно сойти с ума.

Мне кажется, Антон удачно вписался в эту роль.

Бесплатно с нами работали две кинокомпании — красноярская «Атмосфера» (оператор-постановщик Александр Мальщуков, операторы Максим Кочетов, Павел Торлопов) и московская «FORCE GROUPE» production studios (директор пост-продакшена Оксана Ткач). Талантливый московский композитор Илико Читашвили написал полностью музыку. Певица Лолита Милявская подарила свой саундтрек к фильму — песню «Я».

— В фильме снимались и обычные берёзовцы. Сложно было их в какие-то рамки загнать?

— Я думаю, многие зрители даже не поймут, где играют актёры, а где непрофессионалы. Ведь актёрство есть в каждом из нас. К примеру, Николай Владимирович Лавров — завотделением хирургии Берёзовской районной больницы, заслуженный врач России — великолепно сыграл самого себя.

Чем выгодно наш фильм отличается? Когда смотришь фильмы, снятые в московских павильонах, часто возникает ощущение диссонанса — вроде всё красиво, но так не бывает. Мы же снимали в реальных домах берёзовцев, с обстановкой, которая соответствует времени и образу. Если полиция, то это действительно кабинет участкового.

Если сцены в больнице, то современную часть — в новом здании, а 90-е годы — в старой поликлинике…

— Поделитесь секретом, как можно писать сценарии для федеральных каналов, находясь в Берёзовке, а не в Москве?

— Мои продюсеры тоже возмущаются. На самом деле, после учёбы я работала в Москве и сейчас там живу.

Просто на какое-то время по семейным обстоятельствам вынуждена была сюда вернуться, даже поработала в районной редакции газеты «Пригород».

А потом, сегодня нет проблем, когда есть Интернет, пластиковая карточка и курьеры. Расстояние не проблема. «Домоправительницу», например, я писала в Мексике.

— Но мало снять фильм, его надо продвинуть, чтобы увидели не только члены съёмочной группы и жители посёлка…

— Конечно, всем хочется попасть на первый федеральный канал. У меня было два варианта: заход через знакомых или самостоятельно. Выбрала второй. Прямой и честный. Позвонила в Останкино, мне дали общий адрес, который есть в Интернете.

Написала небольшое сопроводительное письмо, описала кратко проект, приложила трейлер и отправила. Понимала, что это общий адрес, где много спама. Но через несколько дней позвонили с Первого канала и попросили диск с фильмом.

Конечно, сотрудница отдела кинопоказа, звонившая из Москвы в посёлок Берёзовка, была несколько удивлена, что здесь снимают кино. Вот теперь ждём результата.

Мне интересно, если федеральный канал возьмёт фильм, как изменится судьба актёров. Чутьё мне подсказывает, что у некоторых будет новый поворот. Считаю, что такого уровня артистов, как Ирина Иванова (Драматический театр им. А.С. Пушкина), не так просто даже в столице найти.

Настя Куимова, сыгравшая роль Динки, поступила во ВГИК на бюджетное отделение. Настя Александрова, которая играла маму молодую, сейчас в ГИТИСе учится.

Людмила Михненкова, Максим Сарпов, Сергей Даниленко, Анна Киреева — что-то мне подсказывает, что, если «НЕлюбовь» покажут по федеральному каналу, эти имена быстро запомнятся зрителям и не только.

— 27 августа — день российского кино. Почему сегодня на экранах засилье низкопробных сериалов, снятых словно под копирку?

— Не все каналы хотят рисковать. Есть определённая схема: Маня любит Ваню, но Ваня любит Зину. Меняешь имена — и попытка увести сюжет вправо-влево рассматривается, как попытка улететь.

Поверьте, российские сценаристы не дебилы — то, что их заставляют писать, далеко не то, о чём они хотели бы рассказать. Если честно, радуюсь кризису. Сейчас идет жёсткая фильтровка в киноиндустрии. Что греха таить, есть монополия, через которую сложно пробиться.

В не кризисное время это практически нереально, особенно девочкам с улицы из посёлка Берёзовка.

Если говорить о качестве сценариев… Между сценаристами и каналами куча промежуточных звеньев: продюсеры, редакторы, которые часто заставляют переписывать сценарий до неузнаваемости. Иногда такая редактура откровенно уродует фильм, а порой наоборот — существенно помогает. Есть действительно редакторы от Бога.

Лично мне посчастливилось с такими работать. Одна из них — Владислава Ясинская, редактор крупной российской кинокомпании «RWS» («Всемирные русский студии»), которая и была редактором у нас на «НЕлюбви». Многие сценаристы хотят писать со смыслом, но не всегда им дают это делать.

Чтобы, не дай бог, мозги не заработали у народа.

— Вы учились на высших курсах режиссёров, у таких мастеров игрового кино, как Алла Сурикова и Владимир Фокин. Как учителя оценивают ваши шаги в кино?

— Сурикова фильм одобрила. Могу даже процитировать её: «Яночка! Кино посмотрела … Вполне приличное кино для сериала и артисты все прилично играют…» Владимир Петрович ругается, что я опять не Шукшина снимаю. Он требует большое кино, а мне нравится телеформат. Такие разные мастера дополняют друг друга.

Если Алла Ильинична снимает комедии, мелодрамы, то Владимир Петрович — отдаёт предпочтение более «серьёзным» жанрам. Что интересно, я эти два направления попыталась объединить в «Нелюбви». Вроде и мелодрама, но в то же время заставляет задуматься. Снимать развлекаловку, чтобы «пипл хавал», мне не хочется.

Как написать сценарий сериала: часть 2. Тип сериала

Мы продолжаем серию статей о том, как написать сценарий сериала и подготовить его для показа продюсеру. В прошлый раз мы рассказали, как проверить свою идею на пригодность для сериала. Если вы все проверили и уверены, что придумали именно многосерийное телешоу, пришло время решить, каким именно будет ваш будущий проект.

Сквозная линия или отдельные сюжеты?

  • Вертикальные сериалы
  • Горизонтальные сериалы
  • Сериалы смешанного типа

Доработка формата

Сквозная линия или отдельные сюжеты?

Классически все телесериалы по типу сюжета делятся на три вида: горизонтальные, вертикальные и смешанные. Каждый из них имеет свои особенности и потому сделать выбор нужно еще на этапе идеи.

От того, какой из типов сюжета вы выберете, будет зависеть структура сериала в целом и наполнение каждой серии в отдельности.

Вертикальные сериалы

В доинтернетовскую эпоху самым распространенным видом был вертикальный сериал. Это шоу в каждом эпизоде, которого рассказывается своя законченная история. В следующей серии сохранятся только персонажи и основные локации, но история будет совершенно не связанной с предыдущей.

Все видели такие сериалы. «Симпсоны», «Женаты с детьми» (они же «Счастливы вместе»), «Доктор хаус», «Закон и порядок».

Читайте также:  Как осуществлять технический уход за мотоциклом

В таких сериалах либо совсем нет сквозной линии, либо она присутствует в очень усеченном виде. Такой усеченный сквозной сюжет иногда называют «Раллер». Обычно эта история является ключевой лишь в двух-трех сериях за сезон. В остальных же сериях появляются лишь одна-две сцены напоминалки, которые, по сути, никак не двигают историю раллера. 

Например, в супергеройских сериалах типа «Флеш» или «Стрела», главный злодей в течение сезона напрямую сталкивается с протагонистом лишь пару раз. Все остальное время герои посвящают «еженедельным» преступникам.

Ну а, например, в Симпсонах нет даже и такого раллера.

Главный плюс вертикальных сериалов в том, что серии такого шоу можно смотреть в любом порядке. А значит:

  • Ничего страшного, если зритель проспал эфир и пропустил эпизод-другой. Это никак не помешает ему вернуться к шоу позже.
  • Серии можно перемешать и пустить повтором в межсезонье или уже после завершения шоу. И таким образом еще раз на этом заработать.

Для того чтобы написать вертикальный сериал, нужно придумать так называемый «движок». То есть понять алгоритм, по которому герои сериала будут впутываться в неприятности каждую неделю.

Самый простой вариант создать движок, это дать героям правильную профессию. Не зря вертикальные сериалы часто называют «процедуралами». Герой может быть врачом, детективом, реже пожарным или адвокатом. Так или иначе, его профессия связана с опасностью и несет в себе некую визуально интересную процедуру: расследование убийств, лечение болезней и тд.

Сюда же можно отнести и супергеройские или шпионские сериалы, ведь по сути Кларк Кент в «Тайнах Смолвиля» или Никита («Ее звали Никита») каждую серию тоже выполняют определенную процедуру. Первый ловит супезлодеев, вторая выполняет шпионские миссии.

С одной стороны сразу становится понятно, чем именно будет занят герой в каждой серии, с другой внутри этой процедуры достаточно места для маневра, чтобы действия героя не приедались.

Чуть по-другому формируются движки вертикальных ситкомов. Обычно, в них перед героем ставится некая обобщенная цель или задача, которую либо невозможно выполнить, либо ее выполнение можно откладывать до бесконечности.

Например, герой может быть нянькой и его задачей станет забота о чьих-то детях («Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?», «Чарльз в ответе», «Папа №1» и тд.) Можно ли выполнить эту задачу? Нет. Это бессрочная цель.

Сколько историй можно рассказать в рамках этой цели? Столько же сколько возникает проблем при воспитании детей – сотни. Если не тысячи.

Понимая общий принцип, таких движков можно придумать очень много.

Ассимилироваться среди непохожих на тебя людей («Трудности ассимиляции», «Соседство»), особенно если ты инопланетянин («Третья планета от солнца», «Морк и Минди», «Засланец из космоса»).

Или, например, найти свою вторую половинку («Теория большого взрыва», «Как я встретил вашу маму»). Возродить свою жизнь после борьбы с алкоголизмом («Мамочка»). Или просто заработать 250 тысяч долларов («2 девицы на мели»).

Но тут надо понимать, что в вертикальных ситкомах, такая задача для героев перманента. Она не регулирует их жизнь. Это лишь повод для придумывания большинства конфликтов и сюжетов. Большинства. Но не всех.

Да, в большинстве серий Тэд Мозби («Как я встретил вашу маму») ищет себе возлюбленную. Но на этом его жизнь не заканчивается. Еще он бухает в баре, делает глупости с друзьями, теряет работу.

А поиск будущей Миссис Мозби – это лишь общий лейтмотив сериала.

Есть и третий вариант для движка. Его можно выстроить на недостатках самого героя. То есть сделать героя настолько не приспособленным к жизни, что он просто не может не вляпываться в неприятности.

Именно так придумываются истории для «Симпсонов», «Детства Шелдона», «Рика и Морти», «Американской семейки» и тд.

Характер персонажей настолько заряжен комедийной перспективой (что это, читайте в нашей статье об основах комедии), что они находят приключения буквально на ровном месте.

Ну и как часто бывает в сценаристке, лучшие из примеров сочетают несколько движков одновременно. Например, сериал «Клиника» включает в себя все три движка одновременно.

Главный герой Джей Ди – настолько комичен, что вляпывается в неприятности безо всякой помощи. Но еще у него интересная работа с ярко выраженной процедурой – он врач терапевт.

Да к тому же он интерн и перед ним стоит задача влиться в коллектив уже состоявшихся врачей.

Так или иначе, задумав вертикальный сериал, сформулируйте для себя его движок. Спросите себя, как именно герой будет попадать в неприятности каждую неделю? Чем он будет заниматься? За чем будет следить зритель?

Горизонтальные сериалы

Так называются шоу, полностью построенные на сквозном сюжете. Каждая следующая серия неразрывно связана с предыдущей и логически вытекает из нее. «Во все тяжкие», «Лост», «Миллиарды», «Мир дикого запада», «Почему женщины убивают», «Игра Престовлов». С каждым днем список становится все длиннее.

Основной плюс горизонтальной структуры сериала в том, что при таком подходе можно создавать более сложные, многоступенчатые и глубокие истории.

Минус: пропустив одну серию, можно полностью потерять нить повествования.

Именно поэтому популярность таких проектов резко пошла вверх, только когда появилась возможность пересматривать сериал в удобное для зрителя время, не привязываясь к эфиру. Первоначально этому способствовали двд сборники. Ну а уж, когда сериалы стали доступны в интернете…

Одну из ключевых ролей во взрывном росте популярности горизонтальных сериалов сыграл «Лост» («Остаться в живых»). Это шоу и на телевидении било все рейтинги на протяжении нескольких лет.

Но затем один из сценаристов увидел цифры продаж «Лоста» в Айтюнсе. Он сообразил, что доходы с цифровых продаж сопоставимы с доходами от рекламы на телеканале.

Причем в первую очередь деньги приносили старые серии.

Этот открытие вызвало огромный шум в Голливуде. И во-первых спровоцировало забастовку сценаристов 2007года (сценаристы требовали увеличение отчислений с продаж ДВД и распространения через Интернет). А во-вторых показало насколько выгодными могут быть сложные горизонтальные сериалы

Впрочем, нельзя сказать, что в доинтернетовскую эру горизонтальных сериалов не было совсем.

Они были, но сюжеты для горизонталок тогда писались максимально простые, а действие на экране двигалось очень медленно, а важные моменты, раз за разом разжевывались в нескольких сериях подряд.

Формат просто не использовал свои возможности на полную. Пересмотрите популярные у нас в начале 90х «Санту-Барбару» или «Рабыню Изауру», чтобы убедиться.

Конечно, всегда были исключения. Например, «Клан Сопрано» от HBO. Который стартовал еще до бума Интернет распространения сериалов. Дорогостоящий проект со сложной для своего времени драматургией. Но, во-первых, он изначально задумывался каналом как эксперимент.

Во-вторых, HBO это сеть кабельных телеканалов, и для них нормально крутить повторы сериалов по нескольку раз за сезон, перекидывая с одного своего канала на другой.

А в-третьих, уже тогда они разрабатывали свой сервис HBO on Demand, который позволял зрителям смотреть любые программы в удобное для него время.

Если для существования вертикального сериала нужен движок, то для горизонтального нужно придумать понятную, теоретически достижимую, но максимально удаленную цель. На пути к этой цели перед героем должно быть бесконечное количество шагов.

Например, Уолтер Уайт («Во все тяжкие»), заработав необходимый прожиточный минимум для своей семьи, вдруг обнаружил, что хочет стать влиятельным наркобароном. Но сколько всего нужно сделать для того чтобы достичь этой цели? Зависит только от сценариста.

Тони Сопрано («Клан Сопрано») хочет сбалансировать свою семейную и мафиозную части жизни. Достижима эта цель? Да. Сколько он будет к ней идти? Сколько нужно сценаристу.

Френк Андревуд хочет получить безграничную власть. Френк Муди («Калифорникейшен»)- вернуть свою семью. Декстер Морган («Декстер») – найти очередного маньяка. Достижение каждой из этих целей занимает очень много времени.

И да, такая постановка задачи очень похожа на один из вариантов движка вертикального сериала. Но как раз здесь, именно цель становится доминирующим фактором в жизни героя. Именно преследование цели формирует все истории сериала. И каждая серия – это маленький шажок к выполнению поставленной задачи.

Сериалы смешанного типа

Тут все ясно из названия. Это шоу, где в каждом эпизоде на равных существуют и законченные истории и сквозной сюжет.

«Вероника Марс», «Друзья», «Метод», «Ольга», «Физрук» первый сезона «Мажора», поздние сезоны «Интернов» и «Доктора Хауса».

Сквозные линии этих сериалов нельзя назвать раллером – они занимают существенную часть сезона. Но между тем и вертикальные истории все еще остаются в каждом эпизоде.

Как и любой промежуточный вариант, сериалы смешанной структуры не могут в полной мере получить бонусы от «чистых» типов шоу. Но и недостатки горизонтальных и вертикальных сериалов не могут в полной мере воздействовать на смешанные шоу.

Например, в смешанных сериалах сценаристы могут позволить себе вставить с сквозную линию более сложную историю, которую иначе они не рассказали бы.

Не настолько крутую, как в горизонтальном шоу (на такую просто не хватит эфирного времени), но все же. И при этом наличие вертикальных сюжетов облегчает возвращение к сериалу зрителей пропустивших пару серий.

Но конечно, не в той же степени, как это происходит у вертикальных сериалов.

И как вы успели заметить из приведенных примеров, часто сериалы со временем меняют свою структуру. И в этом нет ничего страшного, если это сделано грамотно с пониманием как внесенные изменения отразятся на шоу.

Доработка формата

Определив тип вашего сериала, вы поймете недостающие аспекты формата будущего шоу. 

Например, будет это часовая драма или получасовой ситком? Это зависит, прежде всего, от того, какие именно сюжеты будут использоваться? Какие темы затрагиваться? И сколько времени потребуется на их раскрытие. 

Например, в первый сезон «Полицейского с рублевки» – это вертикальный комедийный процедурал. И очень большая часть сюжета отводилась под расследование преступлений. Для таких историй лучше подходит часовой формат.

Однако в пятом сезоне, послу ухода Александра Петрова и переноса места действия из отдела полиции в учебную академию, сериал превратился в полноценный ситком.

Именно поэтому длительность серий в этом сезоне сократилась до получаса.

Также теперь можно подкорректировать тональность сериала, аудиторию и предварительно выписать каналы и платформы, которым такой сериал может понравиться.

Есть еще много мелочей, на которых можно остановиться, но в целом этого хватит. Теперь можно переходить к следующему этапу – написанию пилота. Но об этом мы расскажем в следующем материале.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector