Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе

Многие дети считают, что для решения спора или иной конфликтной ситуации можно пускать в ход кулаки. Дети не воспринимают обычную драку как что-то уголовно наказуемое и порой сами не осознают, какой урон здоровью, а то и жизни могут нанести своему оппоненту. Детские драки считаются самыми жестокими и агрессивными, даже по сравнению со взрослыми.

Для детей это своего рода игра, тем более что современные дети очень много времени уделяют компьютерным играм, в которых то и дело все решается в бою. Порой они просто не видят границы между реальной жизнью и виртуальной, продолжая свою игру….

Как правило, школьные ссоры, драки кончаются травмами, бывают не только синяки, но и более серьезные телесные повреждения, в результате чего нарушается здоровье и психика пострадавшего ребенка. О том, какие правовые последствия могут понести действия, дети, пускающие кулаки в ход, часто не задумываются.

Необходимо, чтобы и родители, и дети знали об ответственности за нанесение побоев и причинение вреда здоровью, причиной которого являются школьные конфликты и драки.

Рассмотрим понятие «Драка». Драка – это взаимные побои вызванные ссорой, скандалом. Что такое побои? Побои – это удары по живому телу. Цель побоев – это стремление причинить физическую боль определенному лицу.

Последствием побоев (ударов руками и ногами), а также иных насильственных действий (заламывание рук и ног, сдавливание частей тела, волочение и проч.) могут стать ссадины, кровоподтеки, ушибы, не причинившие вреда здоровью. Последствием может стать просто физическая боль и в отсутствии визуально определяемых повреждений.

В указанных случаях, действия причинителя квалифицируются по статье 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Побои», либо статья 116, 116.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ),  вымогательство (статья 163 УК РФ) и др.

При достижении виновным в нанесении побоев, избиении 16 лет, он может нести административную ответственность по ст.6.1.1 КоАП РФ — «побои», ст.20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство»  и др.

Если дело дошло до нанесения побоев в школе, необходимо действовать. И действовать должны родители. Если не бороться с этим явлением, то хулиганы будут чувствовать свою безнаказанность и избивать других детей.

  • Как родители могут повлиять на ситуацию?
  • Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе
  • Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего.

Для возбуждения дела по факту нанесения побоев или причинение вреда здоровью необходимо обратиться в полицию, так как одной из задач полиции является выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

В рамках проверки заявления о преступлении, сотрудники полиции также предпримут меры для установления личности очевидцев, и опроса данных граждан о произошедшем событии преступления. Заявитель по закону должен информироваться полицией о всех принимаемых решениях.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении по факту нанесения побоев или причинение вреда здоровью принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением права обжалования и порядка обжалования.

Уголовное дело направляется в суд для рассмотрения.

При осуждении несовершеннолетних лиц суд вправе принять одно из двух возможных решений: назначить наказание, либо освободить от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Закон предусматривает несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних, в том числе предупреждение; возложение обязанности загладить причиненный вред; помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по причине недостижения возраста уголовной ответственности, направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, совершившему общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, иных мер воздействия. Одна из мер воздействия — направление несовершеннолетних в специальную школу закрытого типа.

  1. С несовершеннолетними, в отношении которых Комиссия примет решение о нецелесообразности направления в специальную школу закрытого типа,
  2. в соответствии с действующим законодательством будет организована индивидуальная профилактическая работа, направленная на предупреждение совершения повторных противоправных деяний, формирование законопослушного поведения.

Кроме уголовной ответственности за драки школьников, есть еще и гражданско-правовая. Поэтому можно обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда: ст.

1073 Гражданского Кодекса РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет», ст. 1074 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет».

Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Также за совершение противоправных действий учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения.

Одной из мер дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося из образовательной организации. Есть еще и административная ответственность за совершение учащимся в школе мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание), за распитие спиртных напитков.

Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе

Уважаемые родители! Никто не в праве применять какое либо насилие к Вашим детям. Защищайте права своих детей! Именно Вы можете показать своему ребенку, что он заслуживает лучшего, что Вы за него заступитесь и он может на Вас положиться!

  • За помощью в защите прав и законных интересов несовершеннолетних
  • Вы можете обратиться в
  • Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • в муниципальном образовании «Дорогобужский  район» Смоленской области

Адрес: г.Дорогобуж, ул.Пушкина, д.7

Телефон: 4-19-73

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих.

Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному.

Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое.

Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца.

Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть.

А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы.

Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём.

Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд.

Читайте также:  На какую величину угла перемещается солнце за час в северном полушарии. Солнечные часы на разных широтах

Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести.

Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте.

Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции.

Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка.

Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний.

После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов.

Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт.

При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе.

Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала.

Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы.

Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений.

Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

"Мальчики дерутся" — или буллинг в школе? Как прекратить насмешки и издевательства

«Ябедничать нехорошо», «Учись давать сдачи!», «Пусть сами разбираются» — именно эти стереотипы, живущие среди детей, учителей и родителей, создают почву для буллинга в школе — издевательств, психологического или физического насилия над человеком-жертвой. Можно ли сделать так, чтобы в классе не было изгоев и агрессоров? Да, считает школьный психолог. Надо, чтобы прекратить буллинг в школе захотели взрослые.

Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе

Классный час. Беседа с подростками о том, что сейчас принято называть «школьным буллингом». Физическое насилие, психологическое насилие, кибербуллинг…

— Ребята, как вы считаете, чем отличается физическое насилие от обычной драки? Чем отличается психологическое насилие от «дружеского» подтрунивания?

Разобрались. Идем дальше.

— Как вы думаете, стоит ли в ситуации насилия обращаться за помощью ко взрослым?

Тишина.

— Хорошо. Поднимите руки, кто считает, что конфликты нужно решать самостоятельно?

Лес рук.

— А теперь, ребята, поднимите руки, кого в детском саду и в младших классах учили, что «ябедничать нехорошо?»

Поднимают руки все. Единогласно. Как говорится, что и требовалось доказать.

После чего задаю ученикам стандартный для данной темы «вопрос на засыпку»:

— Представьте, что у вас в транспорте вытащили телефон или кошелек. И ваши родители написали заявление в полицию. Они тоже — ябеды?

Неловкая пауза. Затем реплики с места:

— Ну, а кому нам жаловаться? И зачем? Родители все равно ответят: «А ты дай ему сдачи» — и все. А учителя всегда говорят, чтобы разбирались сами.

Вуаля.

Жертвы травли: история из школьного детства

Вспоминаю школу, где я училась. Вполне приличная гимназия. Малокомплектный класс (не помню, сколько человек, но ощутимо меньше, чем в массовой школе). И в этом классе были пять мальчишек-«вожаков».

Излюбленным развлечением которых были — швырнуть на пол книжки и тетрадки одноклассника послабее и потоптаться по ним ногами. А потом любоваться отпечатками своих ботинок на тетрадных страницах жертвы. Поиграть портфелем жертвы в футбол.

Или сделать еще какую гадость. Или просто подойти и ударить.

И это еще относительно безобидные примеры. И именно эти мальчишки были лидерами, героями, любимцами девчонок. Что до учителей, то они пеняли «героям» за шалости на уроках, но то, что происходило на переменах, их не занимало совсем.

Одна из «жертв беспредела», не выдержав, пожаловалась классному руководителю. Классным руководителем у нас тогда был молодой парнишка, который забавно вел уроки, но в психологии подросткового коллектива разбирался чуть лучше, чем, в китайской грамоте.

И в ответ на поступившую жалобу отреагировал публичным заявлением: «Маша жалуется, что ее обижает Саша. Ай-ай-ай, Саша, больше Машу не обижай».

После чего на Машу начались гонения, по сравнению которыми знаменитое «Чучело» начинало казаться доброй наивной сказкой.

В этом же классе был еще один показательный пример «парии». Мальчишка, слабый физически, трусоватый.

«Вожаки» использовали его в качестве «носильщика» учебников и портфелей, когда нужно было перейти в другой кабинет; в качестве «посыльного», когда хотелось купить булочку в буфете.

Но чаще всего он являлся просто «мальчиком для битья». Били его почем зря — от скуки, развлечения ради, уж очень «забавно» мальчишка падал и охал.

Потом «вожаки» пошли дальше и заставили жертву носить в кармане записку примерно такого содержания: «Петя, Вася и Саша меня бьют, но я к ним претензий не имею, так как сам виноват».

Читайте также:  Огнестрельное оружие своими. самодельное огнестрельное оружие

Конец безобразию положила новая классная руководительница. Добрая, мягкая, тактичная, считающая неуважением по отношению к ученику написать замечание в дневник. Тем не менее, как только «вожаки» были замечены в агрессивных действиях, они на другой же день оказались с родителями в кабинете директора. Как ни странно, этого оказалось достаточно.

За все предыдущие годы агрессоры ни разу не получали негативной оценки своих действий. Все происходящее именовалось шаблонным: «мальчики дерутся».

Кстати, описанные подвиги (намеренная порча вещей, травля девочки, битье мальчика-аутсайдера) происходили на глазах у взрослых. Школа была очень маленькой, спрятаться было негде.

Класс находился в двух шагах от учительской, а от кабинета директора был отделен фанерной стенкой.

Учителя не вмешивались. Вернее, вмешивались — когда им мешали проводить урок. Тогда мальчишкам ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Но никто из учителей и администрации не придавал значения тому, что в классе имеет место систематическая, намеренная и порой изощренная жестокость.

Вспоминая свой школьный опыт, прихожу к выводу, что от роли взрослого в школьном коллективе зависит пусть не все, но многое. В противном случае ситуация в коллективе разворачивается подобно сюжету знаменитого «Повелителя мух». Той самой книги, герои которой — дети, оказавшиеся без взрослых на необитаемом острове и превратившиеся в озверевшее стадо, начали убивать друг друга.

Убрать перемены — или занять детей

Когда я только начала работать в школе, первым моим желанием было… убрать перемены. И если не убрать, то сократить — особенно длинные, двадцатиминутные. Во время которых как раз и происходят ЧП крупного и мелкого масштаба. От потерянных вещей — до травмоопасных драк.

Почему? Я думаю, что… от скуки. И от недостатка организующего контроля. Если на уроке деятельность учеников четко структурирована учителем, то на переменах они порой просто не знают, чем себя занять. А может, чтобы не было так скучно, запрятать в школьном туалете Машин портфель? А потом со смехом наблюдать, как она будет «прикольно» бегать по школе в слезах?

С младшеклассниками проще. В хорошую погоду детишек можно вывести на школьный двор и организовать подвижные игры, в плохую — выдать домино или «бродилки», а самым неугомонным разрешить «чуть-чуть побегать» в коридоре на глазах учителя. Подросткам организовать присмотр невозможно, да и не хотят они этого.

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Как вести себя, когда вас заставляют драться в школе

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать».

Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион.

Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан.

На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности.

Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом.

Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров.

Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д.

 В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

Если ребенок транслирует эпизоды насилия, которые видит дома, — важно поговорить с одним из родителей о проблеме.

Возможно, он тоже нуждается в помощи, и просто не понимает, что происходящее в семье не норма и не признак «крепкой руки», а опасная ситуация, прерывать которую нужно срочно! Расскажите о том, как опасно и психологическое насилие — угрозы, ругань, обесценивание, насмешки, газлайтинг, экономическое насилие в семье и т. д. А если родитель не вступает в диалог или даже обвиняет коллектив школы в сложившейся ситуации?

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему.

Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему».

Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва.

По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя.

Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле!!!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное.

Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит.

Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным.

Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан.

Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

Читайте также:  Фото камыша озерного. камыш озерный

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести.

Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе».

Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге.

Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию.

Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне.

Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Драка в школе: что делать родителям жертвы и виновника

Конфликтные ситуации в школьной среде — отнюдь не редкость. Иногда дело доходит и до кулаков. Разбираемся во всех нюансах школьных драк.

После жестокого избиения иркутским подростком своей одноклассницы только за то, что та облила его водой, мы еще раз убедились в том, что детские конфликты могут иметь серьезные последствия.

Адвокат Светлана Львова рассказывает «Летидору», о чем должны помнить родители, если их ребенок оказался жертвой или виновником драки.

Светлана Львова , адвокат, кандидат юридических наук, «Межотраслевая коллегия адвокатов»

Как только вы узнали, что ваш сын или дочь пострадали от рук одноклассников, начинайте принимать меры:

• Посетите школу и выясните, кто, когда и при каких обстоятельствах избил вашего ребенка. Сообщите о произошедшем в комиссию по делам несовершеннолетних, в задачи которой как раз и входит обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Как минимум инспектор ПДН должен провести профилактическую беседу с обидчиком.

• Если вы оказались в школе непосредственно после серьезного конфликта, вызывайте полицию и медицинскую скорую помощь. При необходимости первую помощь может оказать и школьный врач.

• Если угрозы здоровью нет и администрация школы против «мероприятий» с полицией и скорой, сами отправляйтесь в ближайшее медицинское учреждение для фиксации побоев (освидетельствования) и получения справки. Затем обращайтесь в полицию с заявлением, в котором следует подробно описать ситуацию, указать очевидцев произошедшего, сообщив их адреса и номера телефонов, если они вам известны.

• Если ваша цель — получение компенсации за физический и моральный вред, то нужно обратиться в суд с иском о возмещении вреда.

Что грозит виновнику школьной драки? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учитывать возраст ребенка, особенности его правового статуса и степень причиненных им побоев другому несовершеннолетнему. От этих факторов зависит, кто будет признан виновным: родители, опекуны, попечители или работники школы, которые пустили ситуацию на самотек.

Оба родителя — как мать, так и отец — несут ответственность за воспитание своих детей: физическое, духовное и нравственное (ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ).

• За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут отсутствие своей вины (ст. 1073 ГК РФ).

• Если вред причинен учащимся в возрасте от 14 до 18 лет, то отец и мать отвечают только в том случае, если у их ребенка нет своего дохода или имущества, которое могло бы использоваться для возмещения вреда и если они не смогут доказать отсутствие своей вины.

• При эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ), когда он признан полностью дееспособным и уже работает по трудовому договору, ситуация сильно меняется: эмансипированные сын или дочь обязаны расплатиться с теми, кого обидели, самостоятельно.

И если мамы и папы могут нести ответственность только за материальную сторону вопроса, то за свои противоправные действия ребенок отвечает сам.

Если ребенку исполнилось 16 лет, он начинает нести и уголовную ответственность (ст. 20 УК РФ).

Но всем подросткам полезно помнить, что за определенные преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. Сюда относятся случаи с убийством (ст.

105 УК РФ), умышленным причинением тяжкого ущерба здоровью (ст. 111 УК РФ), а также причинение вреда здоровью средней тяжести (ст. 112 УК РФ).

С нюансами уровней тяжести вреда можно ознакомиться в документе «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г.

№ 522. А также в «Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194 н.

  • А здесь мы приведем несколько примеров определения тяжести вреда, который может быть причинен во время драки.
  • Характеристики тяжкого вреда:
  • • опасность для жизни человека;
  • • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • • прерывание беременности;
  • • психическое расстройство;
  • • неизгладимое обезображивание лица;
  • • значительная утрата общей трудоспособности не менее чем на 1/3.
  • Характеристики вреда средней тяжести:
  • • длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
  • • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на 1/3.

Если школьная драка случилась в то время, когда дети временно находились под надзором образовательной организации, то это учреждение должно отвечать по закону за причиненный вред (п. 3 ст. 1073).

Также школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учащихся во время пребывания детей на ее территории в определенные часы (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому если школьники подрались, например, на перемене, то именно образовательная организация должна нести ответственность за причиненный вред здоровью во время этой потасовки. Ответственное лицо — директор школы.

Но здесь важно уточнить: у школы есть право доказать, что случившееся произошло не по вине ее работников. Только тогда учреждение освободят от ответственности.

Например, драку может спровоцировать посторонний взрослый. Были случаи, когда папы приходили в школу, чтобы «отстоять честь сыновей», и командовали: «Сынок, дай ему сдачи прямо сейчас!». В таких ситуациях, несмотря на то, что вред здоровью ребенка был причинен прямо в стенах школы, ответственность будет нести только этот родитель.

Для любой юридической ответственности — уголовной или гражданской — необходимы доказательства. Что нужно знать, если случился конфликт без пострадавших? Нет следов побоев — нет и ответственности. В отдельных случаях руководитель школы может провести работу с педагогом, который должен был следить за классом, но все же допустил драку между детьми.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector