На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Горизонт и определение его сторон (ОРИЕНТИРОВАНИЕ). ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ

  1. Горизонт, основные и промежуточные стороны
  2. Определение сторон, план местности, полярная и маршрутная съемка

При составлении плана, как и при составлении топографических и географических карт, первоначально определяются направления (ориен­тирование) земной поверхности. Перед составлением плана местности мы внимательно изучаем окрестности.

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Горизонт — линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью, ограничиваю­щая часть земной поверхности, доступная взору.

Основными сторонами горизонта являются север, юг, восток и за­пад. Кроме основных сторон имеются промежуточные стороны. Они следующие: северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. В отдельных случаях требуется, кроме 8 сторон, определить более точные стороны.

К ним относятся: север-северо-запад, запад-северо-запад, запад-юго- запад, юго-юго-запад, юго-юго-восток, восток-северо-восток и северо- северо-восток. У горизонта имеется 16 сторон, их моряки называют румбами горизонта (рис. 5).

Чтобы правильно определить стороны горизонта первоначально надо определить северное направление. Затем определяют остальные стороны горизонта.

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

При открытости небосвода днем определить стороны горизонта неслож­но: днем в 13.00 Солнце находится на юге. Летом утром в 7.00 Солнце находится на востоке, вечером в 19.00 на западе. Ночью можно определить по Полярной звезде, используют также компас и другие способы. Самый простой способ определения сторон горизонта — использование компаса. Стрелка компаса всегда указывают на север и юг.

Компас — это прибор, указывающий направления по магнитному ме­ридиану (рис. 6 а, б).

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Азимут — угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удалённый предмет.

Азимут обычно отсчитывается в направлении видимого движения небесной сферы (по часовой стрелке на картах).

Магнитный компас впервые был изобретен в Китае 4000 лет назад. В том компасе, внутри деревянной шкатулки был установлен камень. Укрепленная на камне железная игла всегда указывала на юг. Его в любую погоду использовали китайские путешественники и торговцы. Это помогало избежать различные опасности, встречающиеся на пути.

В начале XIV века итальянский мастер Флавио Жиойя усовершен­ствовал шкалу компаса. В центре картонного круга он установил магнит­ную иглу и расчертил картонку на 32 румба.

Правила работы компаса

  1. Компас ставится на то место, где отсутствует металл.
  2. Необходимо подождать пока стрелка стабилизируется.
  3. Работу начинать надо, когда стрелка, указывающая на север, остановится на нуле.
  4. Необходимо остриё стрелки аккуратно совместить с обозначе­нием севера.
  5. Для определения азимута, надо вычислить угол между отметкой севера и отметкой, указывающей на объект, по часовой стрелке.

Можно определить стороны горизонта, наблюдая, как и в какую сто­рону растут растения. Например, у одиноко растущего дерева на север­ной стороне ветвей меньше, чем на южной стороне.

Кольца деревьев на пнях на южной стороне располагаются далеко друг от друга, на северной стороне они располагаются близко друг к дру­гу. На лежащем в поле одиноком камне, мох растет только с северной стороны. В муравейниках, расположенных в лесу или в степи, южная сторона пологая, а северная крутая. В поймах рек, южные берега более пологие, а северные круче.

Измерение расстояний. Расстояние между близко находящимися предметами можно измерить рулеткой и метром. Например, длину и ширину класса, комнаты, кабинета. Путь или маршрут, пройденный во время похода, экскурсии рулеткой или метром измерять долго и кропот­ливо. В таком случае расстояние удобнее измерять шагами.

При измерении расстояния шагами необходимо знать среднюю длину вашего шага. Для определения средней длины шага нужно выполнить следующие действия:

  1. Отмерить на местности с помощью рулетки расстояние. Например, 200 метров.
  2. Проходим это расстояние, считая шаги.
  3. Произведем расчет. Предположим, 200 м вы прошли, сделав 250 шагов. Следовательно, 20 000 см : 250 = 80 см.

Таким образом, средняя длина вашего шага равна приблизительно 80 см. Кроме этого, расстояние можно определить и по времени, затра­ченному на ходьбу. Так, если 1 км вы проходите за 15 мин, то за 1 час пройдете 4 км.

Иногда для измерения расстояний пользуются специальными при­борами, которые называются дальномерами.

Дальномер легко изготовить самим из куска картона (рис.7). Чтобы с помощью дальномера определить расстояние, его надо держать на вы­тянутой руке перед глазами.

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

При этом дальномер нужно двигать вправо или влево, чтобы весь объект целиком был виден через прорезь. Цифра на шкале будет соот­ветствовать расстоянию от наблюдателя до объекта.

Определение сторон горизонта по Полярной звезде

Ночью (при открытом небосводе) найти Полярную звезду можно сле­дующим образом: она в северном полушарии видна всю ночь в любое время года и всегда указывает на север. Чтобы найти Полярную звезду, сначала отыщите созвездие Большой Медведицы.

Семь ярких звезд составляют фигуру, похожую на ковш.

Если мысленно провести через стенку этого ковша линию, то на рас­стоянии в пять раз большем длины этой стенки, вы увидите Полярную звезду (рис. 8).

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Ориентирование на местности является важным умением, используе­мым в жизнедеятельности человека. Ориентирование является необходи­мым при дальних плаваниях и полетах.

Ориентирование используется в путешествиях и экскурсиях, изуче­нии земного шара, чтобы не потеряться и знать, где ты находишься.

Вопросы и задания

  1. На примере разных объектов расскажите о способах ориентирования.
  2. Совершите экскурсию по школьному двору. Определите местонахождение спортивной площадки. По итогам экскурсии запишите, как вы ориенти­ ровались по сторонам горизонта.
  3. Внимательно изучите рисунок 8. Затем ночью на звездном небе постарай­тесь определить Полярную зведзу. Обратитесь за помощью старших.

Стороны горизонта



Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”, “промежуточные стороны горизонта”; способствовать формированию умений определять стороны горизонта на местности с помощью солнца; продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать, проводить сравнения с выбором правильного ответа
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”; названиями основных и промежуточных сторон горизонта; научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца
  • Метапредметные:
  • регулятивные — осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • познавательные — отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
  • коммуникативные — выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир
Образовательные ресурсы: рисунки и иллюстрации с изображением видимой линии горизонта, глобус; цветные карандаши
Организационная структура урока
Этап урока, формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
  1. Формируемые способы
  2. деятельности
  3. обучающегося
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. — Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. 1. Объекты, которые на картах обозначаются коричневым цветом (горы). 2. Небольшое возвышение на равнине (холм). 3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью (равнина). 4. Самое высокое место холма (вершина). 5. Материк, на котором мы живем (Евразия). 6. Место, где холм переходит в равнину (подошва). 7. Самая низкая часть оврага (дно). 8. Место, где заканчивается овраг (устье) Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают кроссворд. Читают ключевое слово: горизонт. На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные
  • Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

  1. — Отгадайте загадку:
  2. • Он и летом, и зимой –
  3. Между небом и землей.
  4. Хоть всю жизнь к нему иди –

Он все будет впереди. (Горизонт.)

  • — Что такое горизонт?
  • — Найдите это слово в словарике, прочитайте статью.
  • — Какая линия земной поверхности называется линией горизонта?

— Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. — Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

  1. Отгадывают загадку.
  2. — Горизонт — часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности.
  3. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

— Сегодня на уроке мы…

  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  • Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. — Посмотрите в окно. Назовите предметы, которые вы видите. Какие предметы находятся ближе, какие — дальше? — Горизонт — это вся местность, которую вы видите вокруг себя; линия, где небо как будто сходится с землей, — этолиния горизонта. Рассмотрите рисунки на доске и назовите предметы на местности, которые вы видите на горизонте. — Покажите указкой линию кажущегося соединения неба с землей. — На ровной открытой местности часть поверхности Земли имеет вид круга. Мы стоим в середине этого круга, а небо над нами кажется огромным сводом. Видимую часть поверхности Земли называют горизонтом. В переводе с греческого слово “горизонт” означает “кругозор”. Горизонт-это местность, которую мы видим вокруг себя. — Линия горизонта — это линия, которая ограничивает видимость. Она находится там, где небо словно сходится с землей. Эта линия не край земли, а только граница, отделяющая видимую земную поверхность от невидимой. — Если мы будем двигаться к этой линии, она будет от нас удаляться. Мы можем долго ехать, бежать к ней, но линия горизонта будет отодвигаться. Достичь линии горизонта нельзя, так как небо нигде не сходится с Землей. Линия горизонта хорошо видна на открытом пространстве: на море, на озере, в степи, но в лесу ее заслоняют деревья, а в населенном пункте — дома. — Какую форму имеют горизонт и линия горизонта? — Что нужно сделать, чтоб рассмотреть предметы, которые скрыты от нас другими предметами? — Значит, при подъеме мы будем видеть дальние предметы, то есть увидим дальше. Горизонт изменяется при подъеме и движении в сторону. — Расскажите, как вы идете от дома до школы. — Вы используете в рассказе слова “влево”, “вправо”, “вперед”, “назад”, называете предметы, которые встречаются на пути. Но попробуйте рассказать об этом же пути, не употребляя слов “влево”, “вправо”, “слева”, “справа”, “вперед”. — А если вы находитесь в поле или пустыне и нет знакомых предметов, как вы будете ориентироваться? — Как определить стороны горизонта по солнцу? Для этого в ясный солнечный день надо выйти на открытое место и встать спиной к солнцу. В полдень солнце в Северном полушарии находится на юге. Следовательно, тень от предметов показывает направление на север. Если стоять спиной к солнцу, то впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад. Найдите эти стороны горизонта на рисунке в учебнике.

  1. — Где восходит солнце?
  2. — Где заходит солнце?
  3. — Что вы знаете о Полярной звезде?
  4. — Различают четыре основных стороны горизонта: север, юг, восток и запад.

— Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 36), где Миша определяет стороны горизонта. — В полдень, когда солнце самое высокое, оно находится на юге. Миша встал спиной к солнцу. От мальчика падает тень. Она показывает направление на север. Миша расставил руки в стороны. Слева от него запад, справа — восток. Что обозначают буквы С, В, Ю, 3 и стрелки? -А сейчас поиграем в игру “Стороны горизонта”. Все встаньте спиной к доске. (На доске нарисовано солнце.) Сейчас полдень. Солнце светит высоко. За спиной юг, впереди — север. По моей команде вы должны повернуться лицом в том направлении, в котором я скажу. Кто ошибается, садится за парту. — Внимание! Класс, повернитесь лицом на юг; на запад; на север; на восток и т. д.

  • — Рассмотрите глобус.
  • — Какое направление на глобусе показывают меридианы?
  • — А параллели?

— Но мы двигаемся не только на юг или запад, а еще и в промежуточных направлениях. Как будет называться направление между севером и востоком?

  1. — Между югом и востоком?
  2. — Между севером и западом?
  3. — Между югом и западом?
  4. — Назовите все стороны горизонта.
  5. — В каком направлении от школы в селе Мирном находится метеостанция?
  • Находят в тексте информацию по данному вопросу.
  • — Горизонт имеет форму круга, а линия горизонта — это окружность.
  • — Подойти к предметам ближе или подняться выше.
  • Рассказывают свой маршрут от дома до школы, используя слова: влево, вправо, вперед, назад.
  • — Восходит солнце на востоке.
  • — Заходит солнце на западе.
  • — Полярная звезда показывает на север.

— Это стороны горизонта, они обозначаются первыми буквами слов. Известны четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Выполняют задание игры “Стороны горизонта”. На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

  1. — Меридианы показывают на восток и запад.
  2. — Параллели — на север и юг.
  3. — Северо-восток.
  4. — Юго-восток.
  5. — Северо-запад.
  6. — Юго-запад.
  7. — Метеостанция находится на северо-востоке
  • Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
  • Применять правила делового сотрудничества.
  • Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.
  • Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
  • Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку.
  • Осуществлять контроль по результату
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Творческие задания.
  3. Диагностические задания на осознание и понимание нового.
  4. Включение будущего нового материала
  • Организует самостоятельную работу в тетради (задания 18- 20, коллективное выполнение).
  • — Что вы видите на горизонте?
  • — Возьмите синий карандаш и нарисуйте линию горизонта.
  • — Допишите предложения.
  • — Представьте, что туристы в походе идут на юг: с какой стороны от себя (впереди, позади, слева, справа) они увидят восходящее солнце?

— Ученики с учителем пошли в лес на экскурсию. Сначала они шли от школы на запад, а затем на север. В каком направлении дети будут возвращаться назад к школе той же дорогой? — А если бы ученики шли на северо-запад, в каком направлении возвращались бы в школу? Проводит динамическую минутку. В зависимости от действительного расположения сторон горизонта говорит: “Справа от вас находится юг. Станьте так, чтобы перед вами был север” или “Перед вами запад. Станьте так, чтобы север был впереди вас”. Проводит графический диктант. — Проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта. На листах в клеточку напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.

  1. • От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север;
  2. • 1 шаг на С-3;
  3. • 1 шаг на 3;
  4. • 1 шаг на Ю-3;
  5. • 2 шага на Ю;
  6. • 1 на Ю-В;
  7. • 1 на В;
  8. • 1 на С-В.
  9. — Какая фигура у вас получилась?
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. — Мы видим восход солнца, лес. Задание 18: дописывают предложения. “Солнце восходит на востоке. Маша стоит лицом к востоку. Стог расположен к северу от Маши. Водоем находится к югу от Маши”. Задание 19: определяют стороны горизонта. Синим цветом указывают основные стороны горизонта, а зеленым — промежуточные. Рисуют кустарник, который находится на северо-востоке от Миши, и дерево, которое расположено на юго-западе.

  • Задание 20: с помощью физической карты России ученики определяют, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург, и дописывают предложение: “Санкт-Петербург находится в северном направлении от Москвы”.
  • Ответы: слева; на юг, а затем на восток; на юго-восток.
  • Выполняют задания динамической минутки.
  • Самостоятельно продолжают игру по парам, задавая друг другу подобные задания.
  • Выполняют графический диктант.
  • — У нас получился многоугольник
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью
VI. Домашнее задание Знакомит и объясняет домашнее задание. — Прочитать статью учебника (с. 35-37) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия
  1. Оценка результатов выполнения заданий на уроке.
  2. Организация подведения итогов урока обучающимися.
  3. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.
  4. — Что особенно заинтересовало вас во время урока?
  5. — Что нового узнали на уроке?

— Прочитайте ребус. Назовите и покажите основные стороны горизонта. — Какая сторона горизонта противоположна северу; западу; югу? Назовите и покажите промежуточные стороны горизонта. — Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? — Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Решают ребус: На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные Ответ: горизонт. — Сегодня я узнал… — Было интересно… — Было трудно… — Я выполнял задания… — Я понял, что… — Теперь я могу… Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)

 ПредыдущаяСодержаниеСледующая 

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Стороны горизонта. Ориентирование (6 класс)

Для того чтобы научиться ориентироваться, нужно уметь определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта.

Стороны горизонта

В географии сторона горизонта — одно из четырёх основных направлений: север, юг, запад, восток. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов.

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Способы ориентирования на местности

Ещё в древности человек в Северном полушарии определял южное направление по положению солнца в полдень. Полуденная тень от предметов здесь всегда направлена с юга на север.

 Восточное направление можно узнать по месту восхода солнца, а западное — по месту заката. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде. На неё направлен северный конец земной оси, поэтому она всегда указывает направление на север.

Если встать лицом па север, то сзади окажется юг, справа восток, а слева — запад.

Для ориентирования можно использовать и местные признаки. Например, кора деревьев с северной стороны грубее и темнее, чем с южной, а южная сторона муравейников более пологая, чем северная.

Компас

Для точного определения сторон горизонта необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север. При определении сторон горизонта компас устанавливают в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса, и, поворачивая его, совмещают конец стрелки с указателем С (север). Такое положение означает, что компас сориентирован.

Азимут

Чтобы определить точное направление на объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Нужно определить азимут на этот объект. Азимут — это угол между направлением на север и направлением на объект.

Угол — фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Единица измерения угла — градус, который записывается так: 1°. Градусом называют 1/180 долю развёрнутого угла.

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

Градус может служить мерой окружности и дуг окружности. Всякая окружность независимо от её радиуса содержит 360° , а полуокружность — 180°. Окружность циферблата компаса тоже поделена на 360°.

Для определения азимута с помощью компаса его сначала ориентируют. Затем на компас кладут тонкую палочку но направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от севера по часовой стрелке к направлению на предмет. Так, направление на восток имеет азимут 90°, на юг — 180°, на запад — 270°.

Доклад сообщение Стороны горизонта

В ориентирование на местности важно уметь определять стороны горизонта. Изучая географию, с начальных классов каждый школьник знает четыре основные стороны света. Это север, юг, восток и запад. Между ними располагаются промежуточные стороны.

Еще с древних времен человек учился определять свое местоположение. Так в северном полушарии люди узнавали, где находится север и юг по тени, которую отбрасывали находящиеся на Солнце предметы: деревья, животные, жилища. Тень всегда была направлена с юга на север. Восток находится там, где восходит Солнце, а запад – где оно садится (отсюда и происходит  названия этих сторон горизонта).

Для мореплавателей указателем сторон света служила Полярная звезда. Она всегда указывала морякам направление на север. Так если встать лицом к северной стороне, то сзади окажется южная, справа восточная, а слева соответственно западная.

Для жителей умеренной полосы указателями сторон света служили местные признаки. К примеру, кора на деревьях с северной стороны всегда грубее и морщинестее; а ветки ели намного гуще растут с южной стороны.

Для более точного определения сторон света есть специальный прибор – компас. Действия этого прибора основаны на взаимодействии магнитной стрелки компаса с горизонтальной составляющей магнитных полюсов Земного шара.

Компас устанавливают горизонтально таким образом, чтобы магнитная стрелка не касалась поверхности корпуса. Затем прибор аккуратно поворачивают в пространстве, чтобы конец стрелки совместился с указательным знаком северной стороны (S).

После этих действий компас считается настроенным.

Но в большинстве случаев недостаточно знать только направление сторон горизонта, чтобы определить местоположение объекта. Здесь необходимо также учитывать азимут – угол, образованный направлением на север и направлением на сам объект. Его вычисляют при помощи компаса.

Для этого на настроенный прибор кладут палочку в направлении объекта таким образом, чтобы образованный угол также содержал и северное направление.

Далее зная, что окружность, которую представляет собой компас, содержит 360° можно определить азимут Так азимут восточного направления равен 90°, южного — 180°, а западного — 270°.

Доклад на тему Стороны горизонта

Всем известно, что наша Земля разделена на четыре части, которые называются сторонами горизонта, это: Север, Юг, Запад и Восток.

С древних времён люди нуждались в приборах, которые помогали бы им в ориентировании, особенно они сильно обострились после начала Великих географических открытий.

Мореплаватели, отправляясь в далёкие путешествия, использовали различные методы определения своего места положения и контроля своего пути. Самым известным в те времена была астролябия, которая служила морякам как прибор, для ориентирования по звёздам.

Несмотря на то, что астролябия облегчала задачу в ориентировании, известность среди моряков и не только среди них, получил компас, который по историческим источникам был изобретён китайцами.

Для удобства определения сторон света, на компасе есть специальные деления, на которых отмечены стороны света, но только на английском языке. Также на компасе есть градусная шкала, необходимая для определения азимутов. Все эти шкалы можно ассоциировать одним словом — лимб.

Конечно, компас это очень удобная вещь, которая помогает ориентироваться в любой местности. Но что делать, если у тебя его нет под рукой, а своё местоположение и дальнейшее продвижение необходимо знать? Это может пригодиться, например, если ты заблудился и надо найти дорогу к определённому месту.

Если это произошло в солнечный день, то можно на земле вычертить окружность. Как это сделать? Надо взять обычную палку, привязать к ней верёвку или что-то альтернативное, воткнуть палку в землю.

Таким образом у нас получиться самодельный циркуль. Получившаяся окружность будет служить нам циферблатом. Палка, использованная в качестве циркуля, послужит часовой стрелкой.

Осталось только начертить деления, но желательно свериться прежде с цифровыми часами, но если их нет придётся так…

По этим часам можно определить время, т.е. расположение солнца, ведь в определённое время суток, солнце расположено в разных частях света.

Кроме солнца, есть такой известный ориентир, как Полярная звезда. Независимо от расположения человека, она всегда показывает только на Север. Её можно найти по созвездию Большой Медведицы. На небосводе, оно похоже на ковш, если взять последние две звезды, расстояние между ними, а затем мысленно продолжить линию, то вскоре она «упрётся» в Полярную звезду.

Есть также способы ориентирования по местным объектам. Например, самым распространенным является ориентирование по муравейнику. Они обычно строятся возле больших деревьев, около камней, так вот, необходимо посмотреть на южную его сторону, так как именно там он наиболее пологий.

Менее эффективным, но тоже неплохим способом ориентирования является ориентирование по мху на деревьях и камнях.

Избегая прямых солнечных лучей, мох обычно растёт с северной стороны, но из-за того, что он произрастает в лесу, где есть большое количество деревьев, т.е.

там много тени и благоприятных условий появляется больше, он уже растёт по всей поверхности дерева или камня. Из-за этого этому ориентиру не стоит сильно доверять.

Конечно, это ещё не всё, есть и другие способы определения сторон горизонта, но это самые основные.

География. Ориентирование на местности. 6 класс. 5 класс

На какой стороне горизонта. Стороны горизонта — основные и промежуточные

  • Зеленые водоросли
    На берегу моря или пресного водоема легкий ветер заставляет нас чувствовать запахи, которые исходят от водорослей. Водоросли бывают не только зеленого цвета. 3 основные группы цветов использу
  • Сказки Пушкина
    Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные ро
  • Иглокожие
    Иглокожие являются очень своеобразными животными. Внешний вид ни схож вообще ни с чем. Со стороны можно подумать, что это цветок или морская звезда. Такое название они получили от древних гре
  • Рысь (Красная книга)
    Животный мир богат разнообразием видов и подвидов. Только семейства кошачьих насчитывает огромное количество хищников. Одной из отряда хищников является рысь обыкновенная. Данный хищник наход
  • Профессия повар
    Повар – человек, профессия которого заниматься приготовлением пищи. Настоящий кулинар – творец. Он может сделать самые разнообразные шедевры из продуктов, имеющихся под рукой. Повар знает, ка
  • Круглые черви
    На нашей планете существует огромное множество живых организмов, что находятся в полном симбиозе с планетой и её биологической средой

Ориентирование. Стороны горизонта

Титкова Е.А. «Стороны горизонта. Ориентирование»

  • Урок географии
  • в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»
  • (с учетом требований ФГОС)
  •         
  • учитель географии высшей категории
  • МОУ «ООШ с. Раздольное Краснопартизанского района
  • Саратовской области»
  • Титкова Елена Анатольевна
  • Раздольное
  • 2013

Урок «Стороны горизонта. Ориентирование.» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

 Основной формой урока является деятельностный метод.  Конечная цель урока достигается   в результате выполнения практических работ, тренировочных упражнений,  широко применяются информационно-коммуникационные технологии- презентации, интерактивные тесты.

Урок № 5

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.

УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).

М.: Дрофа, 2010.

  1. Уровень преподавания- базовый.
  2. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
  3. Цели урока:
  4. — Содержательная:
  5. формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
  6. — Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
  7. -формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
  8. -формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
  9. — развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  10. -применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
  11. — формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
  12. Задачи урока:
  13. -развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
  14. -развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
  15. — формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
  16. -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  17. — развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
  18. Планируемые результаты: уметь  объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
  19. Личностные УУД:  развитие познавательных мотивов;
  20. Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
  21. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные  УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

  • Общеучебные УУД: выделение и структурирование  необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
  • Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений.
  •  Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
  • В данном уроке использовались следующие технологии:
  • Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами; анализируют, выделяют  необходимую географическую информацию;
  • Информационно-коммуникационные технологии  повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе,  изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
  • Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований  проблемного обучения. В ходе проблемного обучения  создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся  в выполнении практических заданий.
  • Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; 
  • Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
  • Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам,  достоверность источника, видеть  двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология  позволяет  повысить качество образовательного процесса,  

            интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного             материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  •  Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

  1. Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.
  2. Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)
  3. География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

 План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.  Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.  Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.  

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

— дидактическое сопровождение урока:

Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас. М.

: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).М.

: Дрофа, 2010; компьютерная презентация по теме «Ориентирование на местности. Азимут»

— необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, карточки с обозначениями основных сторон горизонта для физминутки.

При проведении  урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они  представлены в информационной системе «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/ ( Если нет подключения к Интернету, возможно загрузить заранее эти модули на компьютеры)

Ход урока:

1 этап. Организационный.

Приветствие учащихся, пожелания  удачной совместной деятельности.  презентация к уроку ТЕА.pptx (слайд 2)

В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

  • — Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
  • — Тогда начнем наш урок
  • 2 этап. Этап проверки домашнего задания
  1. 4 человека  работают с программой  topografya c cамопроверкой; topografiya.exe
  2. Работа с интерактивной картой ( 1 чел):  Выбрать масштабы, которые могут быть использованы:
  1. А) для составления планов местности;
  2. Б) для составления географических карт.
  3. Заполнить таблицу.
  4. Примеры масштабов: 1:1000,    1:25 000,    1:1000 000,  1:22000 000,
  5. 1:50 000,  1: 20 000
  1. Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем. (слайд 3)
  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
  2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
  3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
  4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
  5. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

4. Используя прием работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1 длину центральной улицы в деревне Елагино.

3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 4)

— Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.

—  Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться. (запись темы в тетрадь). (слайд 5)- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Работа с атласом, стр.8. Что значит уметь ориентироваться? Учащиеся записывают определение в тетрадь.

4 этап урока. Этап изучения нового материала.

— Что такое горизонт?  

Отгадайте загадку:Эта линия всё времяМежду небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта? 

Из курса начальных классов учащиеся вспоминают основные и промежуточные  стороны горизонта. Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные  контролируют его действия. Для сверки демонстрируется слайд http://fcior.edu.ru/card/27008/orientirovanie-i-izmerenie-rasstoyaniy-na-mestnosti-i-plane-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slab.html

— Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из

 § 6 учебника, стр. 15. Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования.

  • — Какие способы ориентирования вы уже знали?
  • Составление на доске кластера.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector