Главная > Таёжные статьи > Обозначения на топографических картах
Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению — т.е. ходить с ними в походы.
Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.
Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.
Реки и водные ресурсы
Скорость и направление течения реки (0,6 м/с) | |
Характеристика рек и каналов: 30 — Ширина (м), 0,8 — Глубина (м), К — Тип грунта (К — каменистый, П — песок, Т — твердый, В — вязкий) | |
Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м) | |
Броды: 0,3 — глубина, 10 — длина, К — каменистый грунт, 1,0 — скорость (м/сек) | |
Болото проходимое | |
Болото непроходимое | |
Характеристика мостов: Д — материал постройки (Д — деревянный, К — каменный, ЖБ — железобетонный), 43 — длина моста, 4 — ширина проезжей части (м), 10 — грузоподъемность в тоннах |
Растительный покров
Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 — высота деревьев, 0,30 — толщина, 4 — расстояние между деревьями. | |
Редкие деревья, лесотундра | |
Границы болота, леса и горной местности |
Тропы, дороги, похожие объекты
Лесная просека и ширина в метрах (2м) |
Полевые и лесные дороги |
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам. |
Грунтовая дорога, 6 — ширина проезжей части в метрах |
Гать — дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 — ширина проезжей части |
Гать |
Ж/Д полотно |
Газопровод |
Линии электропередач (ЛЭП) |
Разобранная железная дорога |
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост |
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень) |
Рельеф
Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы |
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м) |
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами |
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса |
Скалы-останцы с высотой в метрах |
Ледники |
Скалы и скалистые обрывы |
Отметка высот (479,2 м) |
Степная область. Рядом граница леса |
Пески, пустыни |
- Граница леса и тундры, далее — горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)
- Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)
- Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)
- Гать — дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)
- Скальное обнажение, парма (Камень «Великан», Ср. Урал)
- Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)
Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.
Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.
Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках.
Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени.
«Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны,» — а если не поняли,то не беда! Главное — запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.
Олег Приходько
навигационные знаки на внутренних водных путях
Тесты для самопроверки
Тест1 | Тест2 | Тест3 |
Тест4 | Тест5 | Тест6 |
Тест7 |
- НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ
- НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РФ
- содержит рисунки навигационных знаков РФ, а также пояснения к ним
- Плавучие навигационные знаки
- Кардинальная система
- знаки ориентированы по сторонам света
|
||
|
Опасность малого размера обойти с любой стороны |
|
|
Латеральная система
знаки ориентированы по направлению течения
Левая кромка | Ось | Правая кромка |
Левый кромочный ограждает судовой ход слева по течению | Осевой | Правый кромочный ограждает судовой ход справа по течению |
Поворот левой кромки | Поворотно-осевой сигнализирует приближение поворота судового хода | Поворот правой кромки |
Опасность на левой стороне С.Х. запрещено приближаться | Разделение судовых ходов | Опасность на правой стороне С.Х. запрещено приближаться |
Свальное течение от левой кромки | Свальное течение от правой кромки |
Створные знаки
Осевые створы | Кромочные створы | Щелевые створы |
Обозначают положение судового хода и его ось | Обозначают положение судового хода и его кромок | Обозначают положение судового хода |
Береговые знаки
Левый берег | Правый берег |
|
|
|
|
|
|
Запрещающие знаки
Зона подводного перехода | Движение мелких плавсредств запрещено | Не создавать волнение | Обгон и расхождение судов запрещены | Обгон и расхождение составов запрещены | |||||||
Для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через их разведенные части | |||||||||||
|
|
|
Предписывающие знаки
Пересечение судовых ходов | Ограничение скорости 10 км/ч | Ограничение надводного габарита 15 м. | Особое внимание(Требование соблюдения особой осторожности) |
Пост судоходной инспекции | Место оборота судов |
Знаки на пролетах мостов
Ось судового хода для судов идущих вверх | Ось судового хода для судов идущих вниз | Ось судового хода для маломерных судов | Ось судового хода для плотовых составов |
Значения сигнальных фигур на мачтах | |||
Глубина 5 см | Глубина 20 см | Глубина 1м | |
Ширина 5 м | Ширина 20 м | Ширина 50 м | |
глубина 2 м | глубина 125см |
Тесты для самопроверки
Тест1 | Тест2 | Тест3 |
Тест4 | Тест5 | Тест6 |
Тест7 |
|
Навигационные знаки судоходных пролетов мостов
Пролеты железнодорожных и шоссейных мостов, через которые проходят суда, разделяются на судоходные пролеты для судов, идущих вверх (против течения), вниз (по течению), и самосплава.
Указатели оси судового хода в судоходных пролетах мостов на фермах или пролетных строениях мостов представляют собой сигнальные щиты, различной формы, устанавливаемые со стороны судового хода на середине нижней части фермы моста:
- для судов и составов, идущих снизу, щиты имеют форму квадрата;
- для судов и составов, идущих сверху, щиты имееют форму ромба;
- для плотов устанавливаются круглые щиты;
- для маломерных судов – треугольные щиты.
Щиты окрашивают в зависимости от фона, на котором они расположены. На темном фоне фермы они имеют белый цвет, на светлом фоне – красный.
Ночью на щитах включаются два постоянных красных огня, один из которых находится в центре щита, а второй под ним, на нижней кромке фермы моста. На белом щите включаются один над другим два постоянных зеленых огня.
Указатели высоты подмостового габарита имеют вид одного или нескольких квадратных щитов, установленных по вертикали на опорах судоходного пролета моста.
Щиты окрашиваются в зависимости от фона, на котором они расположены. На темном фоне они имеют белый цвет, на светлом фоне – зеленый.
Высота пролета измеряется от максимального судоходного уровня воды.
Количество щитов зависит от высоты пролета моста:
Высота пролета до 10 м | Высота пролета от 13 до 16 м | ||
Высота пролета от 10 до 13 м | Высота пролета свыше 16 м |
- На каждом таком щите располагаются по одному огню зеленого цвета, которые включаются в темное время суток.
- Проход судов через наплавные мосты
- Наплавной мост – переправа, в которой проезд автомобилей осуществляется по мосту на плавучих опорах или по установленным в ленту плавсредствам.
- Проход судов через наплавные мосты регулируют семафором, который устанавливают на берегу при подходе к мосту (выше и ниже его по течению) или на самом мосту.
- Для обозначения судоходного пролета разводного наплавного моста устанавливаются три постоянных огня: два на неподвижной части моста и один на конце его разводной части.
- Огни на правом берегу – красные, на левом – зеленые.
- ЗНАКИ СИСТЕМЫ МАМС
- Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей и выставляются в соответствии с правилами системы МАМС (Международная ассоциация маячных служб).
- Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора:
- – северный, между румбами NW и NE; – восточный, между румбами NE и SE; – южный, между румбами SE и SW;
- – западный, между румбами SW и NW.
- Румб – в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера (направление на север принимается за начало отсчета, который ведется по часовой стрелке).
- Румбы как направления имеют собственные названия:
№ | Обозначение | Название | «Сухопутное» название | Угол |
1 | N | Норд | Север | 0,00o |
2 | NtE | норд-тень-ост | 11,25o | |
3 | NNE | норд-норд-ост | северо-северо-восток | 22,50o |
4 | NEtN | норд-ост-тень-норд | 33,75o | |
5 | NE | норд-ост | северо-восток | 45,00o |
6 | NEtE | норд-ост-тень-ост | 56,25o | |
7 | ENE | ост-норд-ост | востоко-северо-восток | 67,50o |
8 | EtN | ост-тень-норд | 78,75o | |
9 | E | Ост | Восток | 90,00o |
10 | EtS | ост-тень-зюйд | 101,25o | |
11 | ESE | ост-зюйд-ост | востоко-юго-восток | 112,50o |
12 | SEtE | зюйд-ост-тень-ост | 123,75o | |
13 | SE | зюйд-ост | юго-восток | 135,00o |
14 | SEtS | зюйд-ост-тень-зюйд | 146,25o | |
15 | SSE | зюйд-зюйд-ост | юго-юго-восток | 157,50o |
16 | StE | зюйд-тень-ост | 168,75o | |
17 | S | Зюйд | Юг | 180,00o |
18 | StW | зюйд-тень-вест | 191,25o | |
19 | SSW | зюйд-зюйд-вест | юго-юго-запад | 202,50o |
20 | SWtS | зюйд-вест-тень-зюйд | 213,75o | |
21 | SW | зюйд-вест | юго-запад | 225,00o |
22 | SWtW | зюйд-вест-тень-вест | 236,25o | |
23 | WSW | вест-зюйд-вест | западо-юго-запад | 247,50o |
24 | WtS | вест-тень-зюйд | 258,75o | |
25 | W | Вест | Запад | 270,00o |
26 | WtN | вест-тень-норд | 281,25o | |
27 | WNW | вест-норд-вест | западо-северо-запад | 292,50o |
28 | NWtW | норд-вест-тень-вест | 303,75o | |
29 | NW | норд-вест | северо-запад | 315,00o |
30 | NWtN | норд-вест-тень-норд | 326,25o | |
31 | NNW | норд-норд-вест | северо-северо-запад | 337,50o |
32 | NtW | норд-тень-вест | 348,75o |
Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно. Соответственно названию сектора установки знаков, им присвоено наименование: северные, восточные, южные и западные.
- Наименование знака указывает сторону, с какой следует обходить ограждаемую опасность.
- Кардинальными знаками являются светящие и несветящие буи и вехи с комбинированной черно-желтой окраской и белым цветом огня (для светящих буев), оборудованные топовыми фигурами в виде двух черных конусов.
- C учетом того, что расположение буев относительно опасности (стран света) ассоциируется с расположением соответствующих цифр на циферблате часов, для облегчения опознания буев в ночное время число частых проблесков в характерах огней принято:
Северный буй | Белый частопроблесковый |
Восточный буй | Белый трехпроблесковый, с периодом 10 с |
Южный буй | Белый шестипроблековый, после которых следует один длительный (2 с) проблеск |
Западный буй | Белый девятипроблесковый, с периодом 15 с |
- Дополнительный длительный проблеск продолжительностью 2,0 с в характере огня южного буя обеспечивает безошибочное опознание его среди других групповых частых огней.
- В целях облегчения запоминания окраски кардинальных знаков вершины их топовых фигур являются указателями расположения черного цвета на знаке относительно желтого.
Два черных конуса вершинами вверх северных знаков указывают, что их верхняя часть окрашена в черный цвет, а нижняя – в желтый. Конусы вершинами вниз южных знаков указывают, что их нижняя часть окрашена в черный цвет, а верхняя в желтый.
Кардинальные знаки применяют преимущественно в районах, где плавание судов не регламентировано определенными направлениями. Кардинальные знаки совместно с латеральными могут быть применены в районах стесненного плавания и на каналах (фарватерах) в местах их изгибов (поворотах), разделения и соединения, а также когда к бровкам канала (фарватера) примыкает опасность и т.п.
Места постановки кардинальных знаков, их наименование и необходимое количество при ограждении затонувших судов определяют размерами судна, его расположением и стороной, с какой следует его обходить.
Положение каждого выставленного кардинального знака относительно ограждаемой опасности и расстояние от опасности до знака должно быть указано в навигационных пособиях.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 806; Мы поможем в написании вашей работы!
Мы поможем в написании ваших работ!
Пояснения к знакам мостов и переправ
152 (252-265, 267, 155, 156, 158). Ширина условного знака моста должна соответствовать действительной ширине моста в масштабе карты (наименьшая допустимая-0,8 мм). При изображении мостов на железных дорогах, автострадах, усовершенствованных и обычных шоссе, улучшенных грунтовых дорогах ширина знака моста должна быть не менее ширины условного знака дороги.
Длина условных знаков, принятых для мостов протяженностью 13 м и более, должна соответствовать их действительным размерам в натуре.
При этом черточки («усы») обозначений мостов, вычерчиваемые, как правило, под углом 45° к линии знака моста, в его длину не включаются. В отдельных случаях при недостатке места на карте разрешается не вычерчивать одну-две такие черточки (см. условный знак №155).
Длина условных знаков мостов, выражающихся в масштабе карты, должна быть согласована с помещаемыми на карте их характеристиками.
Мосты на картах изображаются с подразделением по материалу пролетных строений и особенностям конструкции. Материал, из которого построены устои мостов, в данном случае не учитывается.
Сами промежуточные устои (быки) мостов, имеющих длину более 13 м, наносятся на карты в соответствии с натурой. Сваи деревянных балочных мостов и опоры деревянных разборных мостов на картах не показываются.
Не наносятся на карты и береговые устои мостов.
153 (252-267, 155, 156, 158, 40,41).
У обозначений мостов длиной 3 м и более, расположенных на автогужевых дорогах, указывают характеристику мостов в виде дроби: в числителе — длину по настилу (включая береговые устои) и ширину проезжей части в метрах, в знаменателе-расчетную автомобильную нагрузку (грузоподъемность) моста в тоннах. У обозначений мостов через судоходные реки, кроме того, указывают высоту низа пролетного строения моста над средним уровнем воды в межень.
У знаков каменных, бетонных и железобетонных мостов перед численной характеристикой помещают сокращенную надпись материала пролетного строения (К-каменные мосты, Бет.- бетонные, ЖБ-железобетонные).
В характеристиках металлических мостов материал постройки (М-металлические) указывают лишь в случаях, когда мосты изображены условными знаками № 262 или 267-1.
Если расчетная автомобильная нагрузка моста свыше 100 тонн, в характеристике дается надпись св. 100.
При частом расположении мостов с одинаковыми характеристиками некоторые из последних могут не указываться. У знаков мостов, находящихся в населенных пунктах, характеристики помещают лишь при наличии свободного места.
При изображении железнодорожных мостов характеристику дают только для мостов длиной 100 м и более. В нее включают: материал постройки (у каменных, бетонных и железобетонных мостов), высоту от уровня воды или земли до нижней части пролетного строения моста и длину последнего в метрах. Например: ЖБ 10-147(железобетонный мост высотой 10 м и длиной 147 м).
154 (258, 267). Рядом с условными знаками мостов, разбираемых на время ледохода и половодья (паводков), помещают пояснительную надпись разб.
155 (266, 267, 158). При съемках для мелиорации земель на обозначениях мостов следует давать отметки высот настила. Надпись отметки размещают, в зависимости от наличия места, отдельно от характеристики моста либо вплотную к ней, справа.
В случаях, когда под мостом проходит шоссе, т. е. при пересечении Дорог на разных уровнях, у обозначения моста (путепровода) дается характеристика проезда (отверстия) под ним-высота и ширина в метрах. Например: пр.6х8, где 6 — высота, 8 — ширина.
156 (268,272). Временные мостики в два-три бревна и пешеходные мостики через мелкие канавы и рытвины на картах не показываются.
157(269-271). Характеристики мостов длиной менее 3 м и характеристики труб под дорогами помещают на картах только по дополнительным требованиям при съемках для мелиорации земель.
Трубы под дорогами отличаются от небольших мостов тем, что у первых между верхним сводом и полотном дороги всегда имеется слой грунта насыпи, а у мостов насыпь прерывается полностью — на всю ее высоту.
158(272-274). При изображении пешеходных мостов, выражающихся в масштабе карты (например: длинных мостов через заболоченные участки и т. п.), показывают все повороты и изгибы моста.
159 (275, 276). На картах отображают все паромы. Линия, по которой самоходный паром (паром с механическим двигателем) пересекает реку, должна быть показана в соответствии с натурой, например, поперек реки, под острым углом, в обход острова и т. п.
160 (277, 278). На картах показывают только постоянные лодочные перевозы. При ширине реки в масштабе карты менее 4 мм условные знаки лодочных перевозов и паромов вычерчиваются за пределами изображения реки. Основание знака перевозов («дно лодки») должно быть обращено примерно на юг или на восток.
161 (279). При отображении бродов через широкие реки прерывистая линия знака должна проводиться так, чтобы ее положение соответствовало натуре. При ширине изображения реки менее 2 мм дается один штрих знака брода.
Обозначения дорог в местах показа бродов через вычерчиваемые в одну линию водотоки не прерываются.
У изображений бродов через реки шириной 5 м и более надписываются их характеристики, причем глубина должна соответствовать самому глубокому месту брода.
Характер грунта дна на бродах передается сокращенными надписями в соответствии с пояснением п. 114. Показатели глубины и скорости течения воды на бродах должны характеризовать условия меженного периода.