Грунтовая дорога топографический знак. дороги и дорожные сооружения на карте

Главная > Таёжные статьи > Обозначения на топографических картах

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению — т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Скорость и направление течения реки (0,6 м/с) Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Характеристика рек и каналов: 30 — Ширина (м), 0,8 — Глубина (м), К — Тип грунта (К — каменистый, П — песок, Т — твердый, В — вязкий) Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м) Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Броды: 0,3 — глубина, 10 — длина, К — каменистый грунт, 1,0 — скорость (м/сек) Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Болото проходимое Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Болото непроходимое Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Характеристика мостов: Д — материал постройки (Д — деревянный, К — каменный, ЖБ — железобетонный), 43 — длина моста, 4 — ширина проезжей части (м), 10 — грузоподъемность в тоннах Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Растительный покров

Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 — высота деревьев, 0,30 — толщина, 4 — расстояние между деревьями. Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Редкие деревья, лесотундра Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте
Границы болота, леса и горной местности Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Тропы, дороги, похожие объекты

Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, — ширина проезжей части в метрах
Гать — дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 — ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни
  • Граница леса и тундры, далее — горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)
  • Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)
  • Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)
  • Гать — дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)
  • Скальное обнажение, парма (Камень «Великан», Ср. Урал)
  • Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком. 

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках.

Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени.

 «Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны,» — а если не поняли,то не беда! Главное — запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Олег Приходько

3.3.3. Правила атрибутирования дорог — Народная Карта Яндекса. Справка

На жаль, цей документ ще не перекладено на Українська мову. На цій сторінці наведено мову документа за замовчуванням — Російська мова.

Дорога на Народной карте представляет собой составной линейный объект, не нарисованный на карте, а собранный из одного или нескольких участков дороги, каждый из которых рисуется и атрибутируется отдельно (подробнее см. раздел 3.3.2. Правила атрибутирования участков дорог).

Дорога как самостоятельный объект создаётся при заполнении поля Улица панели атрибутирования участка дороги (подробнее см. раздел 3.3.2.2. Улица). После того как дорога создана, её название отображается в панели атрибутирования участка дороги как ссылка.

Если участок дороги включён одновременно в состав нескольких улиц, то ссылок отобразится несколько:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Переход по ссылке открывает панель атрибутирования дороги. Нажатие кнопки  (Изменить) переводит панель в режим редактирования:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

В этой панели и производится атрибутирование дороги.

Приёмы атрибутирования участков дорог аналогичны приёмам атрибутирования всех объектов Народной карты.

Примечание.

При именовании двухрёберной дороги название задаётся для обоих рёбер.

Ниже перечислены атрибуты объекта Дорога и приведены правила задания значений каждого из них.

Атрибут Расположение определяет привязку дороги к единице административно-территориального деления (ЕАТД), в пределах которой расположена дорога.

При вводе в поле символов, составляющих название ЕАТД, открывается для выбора список ЕАТД, уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

При указании расположения:

3.3.3.1.1

Международные автомобильные дороги в точках пересечения государственных границ разрезаются на отрезки, каждый из которых целиком принадлежит одной из стран, по которым проходит дорога.

Каждый такой отрезок привязывается к соответствующей административной единице первого уровня («Страна»).

3.3.3.1.2

Трассы государственного значения (в России — трассы федерального значения, включая ответвления от основного хода трассы, входящие в состав федеральных трасс) привязываются к административным единицам первого уровня («Страна»).

3.3.3.1.3

Дороги регионального значения и межмуниципальные дороги — привязываются к административным единицам второго уровня («Область»), а не к району или поселению, даже если дорога целиком лежит в его пределах.

3.3.3.1.4

Улицы — привязываются к населённым пунктам или муниципалитетам, когда в стране используется административно-территориальное деление на муниципалитеты, а понятие «населённый пункт» фактически отсутствует (например, в Турции, Франции и т. п.).

Примечание.

Исключение могут составить одноимённые улицы одного населённого пункта. Такие улицы привязываются к районам или кварталам, в которых они расположены согласно официальным источникам.

Если информация о расположении улицы в официальных источниках отсутствует, то улица привязывается к исторически сложившемуся кварталу или району, в котором она расположена.

Улица, привязанная к населённому пункту, должна целиком располагаться в пределах границ этого населённого пункта, за исключением случаев, когда частичное или полное расположение улицы вне населённого пункта подтверждается официальными источниками.

3.3.3.1.5

Горнолыжные трассы, трассы автодромов, картодромов, мотодромов, беговые дорожки и т. п. — привязываются к административным единицам типа «Квартал». Для привязки именованных спортивных трасс допустимо создать отдельную административную единицу типа «Квартал» для территории спорткомплекса.

Читайте также:  Как играть с кубиком Рубика: по шагам (c картинками)

3.3.3.1.6

Паромные переправы привязываются к административным единицам первого уровня («Страна»). Ледовые переправы и зимники, полностью расположенные в пределах административной единицы второго уровня, привязываются к ней; расположенные в пределах нескольких административных единиц второго уровня — привязываются к административным единицам первого уровня («Страна»).

3.3.3.1.7 Номера километров привязываются к административным единицам, в пределах которых они находятся, минимальной значимости (но не ниже населённого пункта).

В поле Тип — выбрать из списка нужный тип дороги:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Правила выбора типа приведены ниже.

3.3.3.2.1. Улица в населённом пункте

Все улицы в населённых пунктах, имеющие одно официальное название (включая названия транзитных дорог, если они имеют такое же название, как и за пределами населённого пункта):

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

К этому же типу относят горнолыжные трассы и трассы крупных автодромов (см. п. 3.3.2.1.7), беговые дорожки и лыжные трассы на стадионах и спорткомплексах, горнолыжные трассы в пределах застройки населённых пунктов (см. п. 3.3.2.1.10).

Примечание.

Официальным считается название улицы, если оно подтверждается:

  • официальными источниками (например, в России это ФИАС, Росреестр, приказы об именовании улиц в НП);
  • местными нормативными актами или схемами (для СНТ, КП, парков, кладбищ и т. п.);
  • схемами или сайтами крупных горнолыжных курортов, авто- и мотодромов, на которых проходят крупнейшие международные соревнования (например, трасса Нюрбургринг, трасса Каталунья).

3.3.3.2.2. Трасса с номером

Международные автомобильные трассы.

Названия трансконтинентальных маршрутов в официальном названии пишутся полностью (причем слова Европейский/Азиатский пишутся с большой буквы ─ это часть собственного названия).

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте Внимание.

Трассы с номером, полностью находящиеся в пределах одного населённого пункта, на карту не наносятся.

См. также п. 3.3.3.3.1.

3.3.3.2.3. Дорожное сооружение

Дороги, названные по названию дорожного сооружения, к которому они относятся (мосты, путепроводы, тоннели), за исключением площадей:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Такие объекты именуются одновременно и как объект «дорога», и как объект «дорожное сооружение» (см. также п. 3.8.1.2.2).

Площади именуются исключительно как объекты дорожной инфраструктуры.

3.3.3.2.4. Городская магистраль

Дороги в пределах населённого пункта — либо транзитные магистрали (например, Западный Скоростной Диаметр в Санкт-Петербурге), либо объединяющие несколько улиц.

Последние на некоторых участках имеют, помимо единого названия городской магистрали, еще и официальные названия улиц. Например, Третье Транспортное кольцо (ТТК) Москвы, в состав которого входят Беговая улица, Сущёвский Вал и др.

; Садовое кольцо, участки которого имеют названия Большая Садовая улица, Садовая-Каретная улица и др.:

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте 3.3.3.2.5. Трасса с названием 3.3.3.2.6. Номер (№) километра Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте Примечание.

Номер километра на километровом знаке (столбе) на трассе указывает, что данный километр заканчивается возле этого знака (столба).

3.3.3.2.6.1

  • Участки дорог, принадлежащие кольцевым дорогам и обозначенные через их километраж, включаются в объекты трёх видов для кольцевых дорог, где километраж идёт параллельно на внешней и внутренней сторонах кольца (например, МКАД), и в объекты двух видов для кольцевых дорог, где километраж идёт не параллельно (например, КАД, которая дополнительно обозначена как трасса А-118):
  1. Кольцевая дорога в целом на примере МКАД:.
  2. Отрезок дороги в целом, соответствующий данному километру, включающий оба ребра дороги. Например, Новочеркасское шоссе, 1054-й километр:Внимание.

    Как правило, к этому объекту привязываются адресные точки.

  3. Два отрезка дороги, соответствующих данному километру, включающие одно ребро дороги (по внутренней и по внешней сторонам).
    1. При именовании этих дорог в название включается указание на внутреннюю или внешнюю сторону кольца (используются формулировки внешняя/внутренняя сторона или внешнее/внутреннее кольцо).
    2. Например, МКАД, 40-й километр, внешняя сторона и МКАД, 40-й километр, внутренняя сторона.
    3. В названии для подписи «километр» сокращается до «км».
    4. Название задаётся следующим образом:
    • официальное название: МКАД, 40-й километр, внутренняя сторона;
    • название для подписи на карте: МКАД, 40 км.

3.3.3.2.7. Именованный съезд

Съезды с основной дороги, имеющие собственные имена или номера. Например, пронумерованы съезды с МКАД (Съезд 24 — съезд на Каширское шоссе):

Внимание.

Значения атрибута должны не противоречить значениям атрибутов 3.3.2.1. Класс и 3.3.2.7. Конструктивные особенности участка дороги.

Например, участок дороги, имеющий класс «Пешеходные и велодорожки» или конструктивную особенность «Круговое движение» не может входить в состав дороги типа «Трасса с номером».

  • Название дороги задаётся в панели атрибутирования участка дороги (на рисунке показана частично), в поле Улица:
  • При вводе в поле символов, составляющих название дороги (улицы), открывается для выбора список улиц, уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

Если улицы на карте ещё нет, поле заполняется вручную: задаётся название новой улицы (тем самым она создаётся на карте). При задании названия дороги требуется выполнять Правила именования дорог (см. ниже).

  1. После того как объект сохранён, название дороги отображается в панели атрибутирования как ссылка:
  2. Переход по этой ссылке открывает панель атрибутирования дороги.
  3. Нажатие кнопки (Изменить) переводит панель в режим редактирования:
  4. Приёмы задания названий дорог аналогичны приёмам задания названий всех объектов Народной карты.

Примечание. Перекрёстки дорог и небольшие одноуровневые развязки, имеющие собственное название, могут быть нарисованы как единицы АТД уровня 6 (Именованные территории), либо только точкой центра (без контура), либо с отрисовкой контура (см. пп. 3.2.1.4.5, 3.2.2.3.6). 3.3.3.3.1. Правила формирования названий дорог

При задании названий дорог требуется выполнять правила грамматики используемого языка.

Примечание. Для каждой страны существуют свои особенности именования дорог. Поэтому при формировании названий дорог следует учитывать региональные особенности конкретной страны. См., в частности, раздел 4.1.3.4. Правила формирования названий дорог (для России и стран, входивших в состав СССР). 3.3.3.3.1.1

Для дорог, имеющих тип «№ километра», обязательно требуется указывать название типа «для подписи на карте» (кроме официального).

Если эта дорога представляет собой часть дороги, например типа «Маршрут» или «Городская магистраль», то в качестве названия для подписи этого элемента используется название «для подписи» материнской дороги, а если оно не задано, то её официальное название.

Примечание.

Если название такой дороги включает записанный цифрами номер километра, он выражается порядковым числительным, то есть с использованием наращения (дефиса и буквенного падежного окончания).

Например:

  • для дороги с официальным названием М-7 Волга, 817-й километр используется название для подписи М-7 (название для подписи дороги М-7 Волга);
  • для дороги с официальным названием МКАД, 73-й километр задаётся название для подписи МКАД (официальное название Московской кольцевой автодороги, т. к. название для подписи у неё не задано).

Если эта дорога является родительской для адресов, и в этих адресах она записана не в формате «трассы с номером» (например, 60К-11), а в формате описания маршрута, типа «Пункт А — Пункт Б» (например, Шахты — Цимлянск), то в качестве официального названия записывается номер километра и описание маршрута, а в качестве названия для подписи — номер трассы.Например, если номер километра является родительским объектом для адреса «автодорога Шахты — Цимлянск, 1-й километр, дом 1», то его название следует записать так:

  • официальное: автодорога Шахты — Цимлянск, 1-й километр;

3.3.3.3.1.2

Съезды / соединительные участки дорог на развязках и участки дорог на круговом движении (если они не имеют собственных наименований, как например съезды с МКАД или Паўночнае кальцо возле Бреста) — не именуются (на рисунке указаны не все соответствующие участки):

3.3.3.3.1.3

Названия именованных съездов задаются как название дороги, например МКАД, съезд 24:

3.3.3.3.1.4

Дублёры крупных городских улиц при отсутствии собственного уникального названия именуются так же, как основная улица, с добавлением слова «дублёр», взятого в скобки. Если у дороги-дублёра есть собственное название, то к названию требуется добавить слово «дублёр», взятое в скобки, например Сибирский тракт (дублёр):

3.3.3.3.1.5 Устаревшие названия улиц задаются как названия типа «Переименование» в течение двух лет после переименования. Устаревшие названия старше двух лет задаются как названия типа «Синоним, историческое». 3.3.3.3.1.6 Правила именования одинаковы для всех дорог, в том числе строящихся. 3.3.3.3.1.7 Для дорог, имеющих сдвоенное название — сочетание собственного названия дороги и названия связанной дороги (например, Садовая улица 1-я линия, Большой проезд Центральной улицы),— названия записываются, с учётом правил благозвучия, в одном из перечисленных форматов (выбирается тот, который более соответствует ситуации на местности; если эта ситуация не известна, названия записываются в формате 3):

  1. Грамматически согласованное название: оба слова, обозначающие тип улицы, пишутся по нормам написания типов объекта в соответствующем языке.

    Например, 1-я линия Садовой улицы, Большой проезд Центральной улицы.

  2. Название основной дороги отбрасывается.

    Например, 1-я линия, Большой проезд.

  3. Названия грамматически не согласовываются и записываются через запятую. Оба слова, обозначающие тип улицы, пишутся по нормам написания типов объекта в соответствующем языке.

    Например, Садовая улица, 1-я линия; Центральная улица, Большой проезд.

3.3.3.3.2

Если дорога имеет очень длинное название, то оно задаётся как «Официальное», а в качестве названия «Для подписи на карте» используется сокращённый вариант (сохраняющий основные качественные характеристики названия).

Читайте также:  Сколько человек может прожить без еды и воды википедия. Как долго человек может без воды, без еды и почему

Например, для улицы Героя Советского Союза В.Н. Фокина задаются:

  • официальное название: улица Героя Советского Союза В.Н. Фокина;
  • название для подписи на карте: улица Фокина.

3.3.3.3.3. Именование трасс

Именование трасс (дорог типов Трасса с номером и Трасса с названием) выполняется по следующим правилам.

3.3.3.3.3.1. Трассы с номером и собственным названием Номера таких российских трасс и магистралей пишутся с дефисами.

Например: M-1 Беларусь (а не М1 Беларусь). Тип таких дорог задаётся как Трасса с номером.

Названия задаются следующим образом:

    • Официальное название — номер и собственное название, например М-7 Волга, 98К-016 Абалах.
    • Для дорог, принадлежащих европейской или азиатской сетям (например, Е95 или АН6), задаётся два официальных названия: на русском и на английском языках.
    • Давать английское название российской трассе (например, М-10 Россия) допустимо, но не обязательно.
  • Название для подписи — номер без собственного названия (используется в плашке на карте), например М-7, 98К-016.

  • Название типа «Синоним, историческое» — описание маршрута в соответствии с официальными документами (см. п. 3.3.3.3.3.5), например точка А — точка Б.

    При задании названий подобного типа используется дефис, отделённый с каждой стороны пробелом.

3.3.3.3.3.2. Трассы с номером без собственного названия Трассы с номером без официального названия (в основном это региональные трассы, например 17Н-515). Тип таких дорог задаётся как Трасса с номером. Внимание.

Трассы с номером, полностью находящиеся в пределах одного населённого пункта, на карту не наносятся.

3.3.3.3.3.2.1

Номера региональных дорог в России указываются в виде 17Н-515, где:

  • 17 — код региона по ОКАТО;
  • буквы Н, К, Р или А — значение дороги;
  • 515 — порядковый номер, установленный регионом.

Если внутри региона несколько трасс имеют название вида 17Н-515, как официальное названии задаётся полное название этих трасс (без пробелов), а как название для подписи задаётся краткое название.

Например,
трассы
19-224 ОП РЗ 19К-006 и 19-214 ОП РЗ 19К-006
будут носить названия:

Условные знаки для топографических планов и регулирующая документация

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

  • При её создании руководствуются специальными утверждёнными знаками.
  • Они указываются в отдельной документации и имеют единую систему нанесения.
  • В статье мы подробно рассмотрим регламентирующие документы и дадим ссылку на них.

Регулирующая документация по ГОСТу

ЦНИИ геодезии составил единый перечень условных знаков. Это удобно тем, что в представленных ниже СП, ГОСТах описаны все топографические обозначения. Геологи, проектировщики и строители могут пользоваться ими в своей работе.

Отпадает необходимость каждый раз детально описывать параметры сооружения, местности, коммуникационных линий или ландшафта. Достаточно изобразить эти сведения одним из утверждённых знаков. А другие люди смогут прочесть план (без лишних формулировок), понять его суть, проводить по нему строительство.

Список регулирующих стандартов для создания карт:

  1. ГОСТ Р 51872-2002 – регулирует составление исполнительной схемы. В неё вносятся все проведённые рабочие изменения, которые не указаны в исходных чертежах. Например, перепланировка размещения или изменение размеров сооружения, смещение укладки коммуникационной линии. На схему наносятся разбивочные оси, положение строения, его элементы, размеры, высоты.
  2. СП 11-104-97 – регламентирует проведение работ по выяснению климата на данном участке, обнаружению природных стройматериалов, наличию водных источников, леса, болот и т.д. СП предусматривает нанесение на карту данных о найденных высотах, выборе трассы для проложения коммуникационных сетей, рельефе, плотности геодезических точек, методе их фиксации на участке.
  3. СП 47.13330.2012 – устанавливает нормы лабораторных исследований грунта. Изучается состав, плотность, консистенция, влажность, пористость грунта. Эти параметры пригодятся для вычисления качества взаимодействия грунта с бетонными или металлическими конструкциями. Грунт проверяют на механические показатели – растяжение, сдвиг, сжатие. Результаты исследования заносятся на карту.

Только в этих нормативных документах отмечаются разрешённые допуски по вычислению координат зданий.

Помимо СНиПов и ГОСТов, геодезисты опираются ещё на два акта.

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Акт действителен с 1986 г. и актуален по всем регионам страны.

В нём содержатся:

  • таблицы с условленными обозначениями. В них отмечается, как правильно наносить знаки, в зависимости от масштаба;
  • пояснения. Все знаки имеют свои номера. Рядом с ними, квадратными скобками выделены объяснения. Они показывают особенности отдельного знака, размеры, объёмы, габариты подземных, надземных коммуникаций, кабельных линий, дорог, строений;
  • список сокращений;
  • указатель обозначений по алфавиту.

Каждая из приведённых таблиц содержит условленные знаки по таким категориям:

  1. Расположение геодезических точек (на скалах, курганах, буграх, сооружениях, в стенах зданий, на углах).
  2. Строения и их конструктивные детали (жилые, нежилые, разрушенные, строящиеся, одноэтажные, многоэтажные, церкви, мечети, вышки, колонны, метро, переходы, балконы, крыльцо, террасы, навесы).
  3. Места государственного значения (заводы, котельные, фабрики, подстанции, шахты, колодцы, вышки).
  4. Железная, автомобильная, грунтовая дороги, тропинки (фуникулёры, тоннели, стрелки, шлагбаумы, светофоры, дорожные указатели, остановки).
  5. Водные источники, мосты, переправы (пляжи, моря, озёра, речки, каналы, рифы).
  6. Рельеф (курганы, горы, холмы, впадины, вулканы).
  7. Растительность (леса, рощи, заросли, кусты).
  8. Грунты (пески, камни, болота, солончаки).
  9. Ограждения (заборы, калитки, границы участка).
  10. Виды чертёжных шрифтов.

Документ «Условные знаки для топографических планов 1:25000, 1:50000, 1:100000»

Грунтовая дорога топографический знак. Дороги и дорожные сооружения на карте

Документ по содержанию схож с предыдущим. Только обозначения приводятся в больших масштабах.

Он включает в себя такие разделы:

  1. Условленные обозначения.
  2. Шкала цветов, которые применяются при печати карт.
  3. Объяснения к условленным знакам.
  4. Список условленных сокращений по алфавиту.
  5. Сокращённое наименование регионов, областей.

Нанесение строго установленных обозначений на карту – обязательно для всех предприятий, занимающихся картографией и строительством.

Заключение

Условные знаки для топографических планов облегчают труд картографов. Они обозначаются разными геометрическими, графическими, буквенными значками. Используются линии, пунктиры, диаграммы, точки, стрелки. Существует более 20 цветов для выделения разных сооружений. Применяя условные знаки и пояснения к ним – легче вести работу и меньше вероятность допуска ошибок.

Автомобильные и другие дороги

 Автомобильные и грунтовые дороги, тропы

49 (105—109).

При изображении на топографических картах автомобильных дорог применяются условные знаки различных видов, в зависимости от технического совершенства дорог — ширины проезжей части, конструкции основания, типа покрытия и других характеристик, установленных для автомобильных дорог различных категорий. Отнесение дорог к тому или иному классу для изображения на картах производится в соответствии со ст. 50—55 данных Пояснений на основании сведений о категориях дорог и их технических характеристик, получаемых в отделах дорожной службы.

50 (105). Условный знак автомагистралей (автострад) применяется для показа автомобильных дорог высшего класса, предназначенных для массового скоростного движения автотранспортных средств (с интенсивностью движения более 7000 авт/сутки).

По своему техническому совершенству и оснащению они должны отвечать требованиям, установленным для автомобильных дорог I категории.

Такие дороги имеют две проезжие части шириной по 7,5 м и более с прочным основанием и усовершенствованным капитальным покрытием (цементобетонное, асфальтобетонное, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании и т. п.

), разделительную полосу между разными направлениями движения шириной не менее 5 м и обочины по 3,75 м; продольные уклоны должны быть не более 30%; пересечения с железными и автомобильными дорогами, как правило, на разных уровнях. Участки автомагистралей, на которых разделительная полоса выражается в масштабе (шириной более 2 мм), изображаются как две автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (106).

51 (106).

Условный знак автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием (усовершенствованных шоссе) применяется для показа дорог, пригодных для интенсивного движения автотранспортных средств (от 1500 до 7000 авт/сутки); такие дороги должны иметь проезжую часть шириной не менее 7 м с прочным основанием и усовершенствованным капитальным или усовершенствованным облегченным покрытием (из асфальтобетона, битумоминеральных смесей и т. п.). Этим условным знаком показываются все дороги, отвечающие техническим требованиям, установленным для дорог II и III категорий.

52 (107).

Условный знак автомобильных дорог с покрытием (шоссе) применяется для изображения автомобильных дорог с шириной проезжей части 5—6 м, имеющих покрытие переходного типа (щебеночное, гравийное или из других прочных материалов, уплотненных укаткой; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных различными вяжущими веществами, а также мостовые из булыжного или колотого камня). Этим условным знаком показываются дороги IV и частично V категорий.

53 (108). Условный знак автомобильных дорог без покрытия (улучшенных грунтовых дорог) применяется для изображения профилированных, регулярно ремонтируемых дорог, не имеющих прочного основания и покрытия, с шириной проезжей части не менее 4,5 м. Грунт проезжей части должен быть укреплен или улучшен различными местными материалами — гравием, щебнем, песком и др.

При изображении районов с густой сетью автомобильных дорог условным знаком автомобильных дорог без покрытия могут показываться также узкие дороги с покрытием, имеющие ширину проезжей части 4,0 м и менее.

54 (109). Условный знак автомобильных дорог с деревянным покрытием применяется для изображения дорог, устраиваемых с применением дерева (лежневые, бревенчатые) для сплошного или колейною покрытия проезжей части. Такие дороги прокладываются в лесных районах для вывозки леса, подъезда к карьерам и для связей с дорогами более высоких категорий.

  • 55 (105—109, 128, 345). На изображениях автомобильных дорог всех категорий подписывается их характеристика:
  • — на изображениях автомагистралей — ширина проезжей части для движения в одном направлении с точностью до 0,5 м (нуль десятых не дается), количество проезжих частей и материал покрытия;
  • — на изображениях автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием и автомобильных дорог с покрытием (включая узкие дороги, изображаемые условным знаком автомобильных дорог без покрытия) — ширина проезжей части (до 0,5 м), ширина земляного полотна дороги (в целых метрах, в скобках), материал покрытия;
  • — на изображениях автомобильных дорог без покрытия — ширина проезжей части (в целых метрах);
  • — на изображениях автомобильных дорог с деревянным покрытием — ширина покрытия (для лежневых дорог — вместе с промежутком между колеями).
  • Материал покрытия обозначается условными сокращенными подписями: А — асфальтобетон, асфальт; Г —гравий; Б— булыжник; К — камень колотый; Бм — битумоминеральная (или дегтемннеральная); Ц — цементобетон; смесь; Шл — шлак; Бр — брусчатка; Щ — щебень.
  • Граница смены материала покрытия обозначается на изображении дороги поперечной чертой, по обе стороны от которой даются подписи материалов покрытия.

56 (110).

Условный знак грунтовых проселочных дорог применяется для изображения непрофилированных, накатанных автогужевым транспортом дорог, а также профилированных (без укрепления земляного полотна и нерегулярно ремонтируемых), соединяющих мелкие населенные пункты между собой и с более крупными населенными пунктами, станциями, пристанями, а также с дорогами более высоких категорий. Труднопроезжие участки дорог (заболоченные, заносимые песком и т. п.) показываются прерывистой линией условного знака. На изображениях грунтовых проселочных дорог подписывается их ширина (в метрах) в тех местах, где проезд возможен только по дороге (в лесу, по болоту и т. п.).

57 (111). К полевым и лесным дорогам относятся грунтовые дороги, используемые автогужевым транспортом сезонно, главным образом в периоды полевых работ и лесозаготовок.

Временные полевые дороги, подлежащие распашке по окончании сезона работ, на карты не наносятся.

Дороги в труднодоступных малообжитых районах, по которым возможно движение транспорта только на гусеничном ходу, показываются условным знаком полевых и лесных дорог с подписью тракторная, располагаемой вдоль изображения трассы дороги.

58 (112). Зимние дороги — сезонные пути сообщения, прокладываемые в зимнее время года через замерзшие болота, озера, заливы, по рекам и т. п. Для изображения зимних дорог применяется условный знак полевых и лесных дорог с подписью зимник (автозимник, если зимние дороги используются автотранспортом).

Зимние дороги, проходящие по льду озер, рек, показываются группами штрихов принятого условного знака (длина групп штрихов — 1—1,5 см) с разрывами между группами такой же длины. При этом четко, без разрывов, должны быть показаны места спуска на озеро (реку) и повороты дороги. Зимники, проходящие по узким рекам, показываются группами штрихов знака по обеим сторонам изображения реки.

На изображениях дорог большой протяженности подписи зимник или авто-зимник даются через 10—15 см.

59 (113). Условный знак караванных путей и вьючных троп применяется для обозначения путей, используемых вьючным транспортом в полупустынных, пустынных и горных районах.

Караванные пути в полупустынных и пустынных районах, пригодные для автотранспорта, выделяются подписью, располагаемой вдоль их изображения, например: Возможно движение автотранспорта со скоростью до 30 км/ч.

Изображения участков троп на искусственных карнизах (овринги) сопровождаются подписью ширины (наименьшей) и длины карниза (в метрах).

60 (115). Условными знаками строящихся автомобильных дорог изображаются дороги, находящиеся в состоянии строительства (по трассе дороги ведутся • строительные работы).

Участки строящихся дорог, на которых работы не начаты, на картах не показываются. Строящиеся при дорогах сооружения (мосты, путепроводы, автовокзалы и др.

) показываются условными знаками действующих объектов, за исключением мостов, выражающихся в масштабе карты, к знакам которых дается подпись стр.

61 (116). Участки дорог с большими уклонами ( 8% и более) выделяются штриховыми знаками.

При длине таких участков в масштабе карты: до 5 мм — ставится один знак посередине изображения участка (острие знака должно быть направлено в сторону подъема), от 5 мм до 1 см — знаки ставятся в начале и конце изображения участка, 1 см и более — знаки ставятся примерно через 5 мм, крайние — в начале и конце изображения участка с большим уклоном.

62 (118). Внемасштабный условный знак транспортных развязок на автомобильных дорогах применяется для изображения развязок на карте масштаба 1 : 100000, если площадь, занятая всей системой развязки (путепровод и дороги, связывающие проезжие части пересекающихся дорог) имеет размеры менее 4,0х4,0 мм (в масштабе карты).

63 (119). Условный знак стоянок автотранспорта применяется для показа специальных площадок при автомобильных дорогах высших категорий. Внемасштабный условный знак стоянок автотранспорта применяется, как правило, на картах масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100000.

Если размеры площадки стоянки превышают 2 мм2, то она изображается в масштабе. Во всех случаях условный знак стоянок сопровождается подписью Р.

Съезды на автомобильных дорогах показываются в соответствии с их действительной протяженностью, но длина знака на карте должна быть не менее 1 мм.

64 (120). Длина прямоугольника в условном знаке номеров автомобильных дорог должна позволять разместить в нем цифровую подпись. Если дороге кроме номера присвоен буквенный индекс, то он помещается вместе с цифровой подписью.

Километровые знаки (столбы и камни) показываются на картах районов, бедных ориентирами.

Условный знак (штрих) вычерчивается перпендикулярно к линии знака дороги, с той его стороны, с которой на местности расположен километровый знак. Цифровая подпись у штриха означает число километров, подписанное на километровом знаке.

При наличии на знаке подписей километража в обоих направлениях помещаются в ряд обе подписи с разделением наклонной чертой, например: 172/58.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector