Как быть режиссером

Как быть режиссером Любой художественный фильм — это, прежде всего, идея. Чтобы поступить в МШНК, нужно прислать заявку на фильм. Откуда черпать идеи начинающему режиссеру: придумывать, из жизненного опыта, смотреть на творчество других?

Это трудный вопрос, и я не могу ответить на него однозначно. Придумывать не стоит, смотреть на творчество других — тоже. Хочется сказать «черпать из своей жизни», но мне не нравится слово «черпать», и сказать так — значит предположить, что «своя жизнь» есть, но многие ли из нас действительно ей обладают? Бывает так, что на поиски этого нужно отправиться за тридевять земель, что может быть очень опасным. Но не могу же я дать совет идти странствовать и только после этого прийти к нам в школу. Это долгий путь, он может занять десятилетия. Могу лишь сказать, что обучение в МШНК — часть подобного опыта, где можно найти «свою жизнь», и тогда будет откуда «черпать».

Но всё же, возвращаясь к идеям… Их, наверное, можно черпать из чего-то «настоящего». Настоящей может быть не только своя жизнь: бывает же, что она кажется ненастоящей, и тогда нужно посмотреть по сторонам. Где-то она всё же есть, эта жизнь… К примеру, Вернер Херцог не вытаскивает идеи из себя.

Он находит их где-то, нашел же он удивительного Тимоти Тредвелла на Аляске, который жил вместе с медведями гризли и погиб среди них. А еще раньше Херцог нашел Агирре, испанского конкистадора, резчика по дереву Штайнера, Каспара Хаузера. Вокруг много настоящих жизней, и режиссер должен уметь их видеть. Это особое зрение, умение видеть жизнь, вместо того чтобы высасывать сюжеты из пальца.

Под этим навыком я подразумеваю особую внимательность, которая не позволит сфальшивить.

Бывали ли случаи, что присылали откровенно странные описания фильмов?

Бывали странные описания, и часто они оказывались лучшими.

Как быть режиссером Можно ли научиться профессии режиссера?

Конечно, можно. Всякая профессия — это сумма техник, которыми можно овладеть. Речь идет не только о конкретных технических навыках написания сценария, съемки, работе с актерами.

Важно также учитывать, что со временем они трансформируются, и если всего лишь десять лет назад можно было снимать определенным образом, то сегодня всё нужно делать по-другому.

Происходит некая миграция образов, и техники должны следовать за ними.

Режиссер должен обладать взглядом и техникой, чтобы поймать действительность. Иначе всё будет пустым и мертвым

Таким образом, профессия состоит из двух вещей. Первое — это базовый корпус сводов и законов, которые не меняются. Им нужно овладеть, более того, следует ввести его в механику, набить руку, чем и занимаются студенты в нашей школе. Второе — это действительность.

Режиссер должен обладать взглядом, техникой, не знаю, чем еще, чтобы поймать эту действительность, которая всегда современна. Иначе тот корпус, которым он овладел, ничего не даст — всё будет пустым и мертвым. Именно так, к слову, и бывает чаще всего.

Люди овладевают мнимой профессией и вроде умеют снимать кино, и оно складное, но в тоже время неживое, мертвое.

Много ли на сегодняшний день неплохих, перспективных режиссеров?

Я считаю, что в МШНК нам удалось создать некое поле. Думаю, что наши выпускники очень скоро изменят ландшафт кино, и не только российского. Результаты есть. Студенты всё время находятся в поиске языка.

Есть очень серьезные работы, их более десятка. Многие из них уже побывали на фестивалях — в Каннах, Локарно, Амстердаме, Салониках и многих других. Это больше, чем в других школах бывает за десятилетие.

Чем вы занимаетесь сейчас, снимаете ли новый фильм?

Да, я в процессе. Съемки будут осенью. Это фильм о свидетеле преступления. О человеке, который случайно издалека увидел убийство, и эта картина перевернула всё в его жизни вверх тормашками.

Как быть режиссером Можно ли стать режиссером без образования?

Глобально — да, но это касается какого-то своего, авторского кино. Для этого нужно быть прирожденным режиссером и много заниматься самостоятельно — снимать и монтировать. А если говорить о другом, ориентированном на зрителя кино, то в этом случае конечно нужно получить образование — изучить драматургию, принципы работы с актерами, свет, цвет и музыку в кино, а также множество других вещей.

А много вообще прирожденных режиссеров?

Естественно, мало. По крайней мере из числа тех, кто потом решил снимать кино. В качестве примера подобного человека можно привести французского режиссера Жана Виго: он нигде не учился, но внес большой вклад в историю кино. Но такие люди — большая редкость.

Большое ли значение играет фактор удачи в карьере режиссера?

Элементы удачи и некоего стечения обстоятельств, формирующих личность, всегда присутствуют в жизни человека. Прирожденный режиссер, на самом деле, соткан из обстоятельств — воспитания, каких-то сильных впечатлений.

Это тоже можно отнести к фактору везения. Не упал бы он, допустим, в детстве головой вниз, не смог бы потом что-то придумать. Но само падение, что это такое — удача или неудача? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

А что касается протекции, помощи от какого-то известного, состоявшегося человека — да, конечно, это тоже играет какую-то роль. Если режиссер не попадет в правильную, благоприятную среду, не найдет своего продюсера, конечно, ему будет сложно. Но это если ударяться в частности.

Как быть режиссером Хороший режиссер — это «насмотренный» человек?

Человек может посмотреть много фильмов, но не стать режиссером. В то же время, если режиссер не интересуется кинематографом, это тоже неправильно. Как в анекдоте: «Чукча — не читатель, чукча — писатель». Но какой-то прямой взаимосвязи между «насмотренностью» и творчеством режиссера не вижу.

Лучше найти продюсера и не снимать на свои деньги, потому что кино — это такая область, где в идеале должны сойтись интересы нескольких людей

Жертвы ради киноискусства — это хорошо или плохо?

Жертва жертве рознь. На какие-то разумные жертвы человек всегда должен идти ради своего любимого дела, которое заставляет его глаза гореть. Но при этом жертва не должна, разумеется, идти ему во вред: это относится, к примеру, к случаю, когда человек берет ссуду в банке и не возвращает ее.

А отказать себе, допустим, в покупке автомобиля и снять короткий метр — почему бы и нет. Такое очень часто происходит в кино. Однако я своим студентам постоянно говорю, что лучше найти продюсера и не снимать на свои деньги, потому что кино — это такая область, где в идеале должны сойтись интересы нескольких людей.

И продюсера, и оператора, и режиссера. Снимать в команде гораздо легче, чем в одиночку.

Сильно ли сказался экономический кризис на кино?

Я думаю, что сильнее всего он сказался на авторском кинематографе, который поддерживался государством. Сейчас из-за кризиса система распределения денег из госбюджета и само их количество изменились, возможностей для авторских проектов стало меньше. Коммерческие проекты тоже зависят от господдержки, но в данный момент они финансируются.

Получается так, что кино, которое изначально состоит из двух направлений, развивается неравномерно. Первое испытывает трудности, второе сохраняет себя.

Это не очень правильно, потому что коммерческое кино, несмотря на то, что опирается на профессионализм, постоянно нуждается в новых идеях, изменениях, которые приходят из авторского кинематографа. Такие режиссеры-авторы, как Линч, Финчер, Хичкок, сильно повлияли на массовое кино.

С Хичкоком, кстати, случай интересный. Он был очень кассовым режиссером, однако сейчас, по прошествии времени, его расценивают как авторского деятеля кино и изучают во всех университетах.

С другой стороны, не думаю, что авторское кино исчезнет вовсе. Однозначно изменится процесс его финансирования, которое, скорее всего, будет происходить из частных фондов и других негосударственных источников. И это, разумеется, не может не повлиять на содержание авторского кинематографа.

Чем вы сейчас занимаетесь?

Продюсирую один проект с большим бюджетом. Своими проектами пока не занимаюсь, вынужден был оставить их на время.

Как быть режиссером Что отличает настоящего режиссера от псевдо-профессионала?

Ничего нового, все по Cтаниславскому — «любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Это основной этический принцип, отличающий хорошего режиссера от посредственного. Первый работает с эмоциональным подключением, второй — с «холодным носом».

Беспристрастность хороша в информационной журналистике. Профессия режиссера всё-таки немного «о другом»: это в первую очередь неравнодушный, страстный человек, даже если он прямо не выражает свои эмоции — не играет лицом, не устраивает истерики.

Чувства режиссера находят свое выражение в форме высказывания — в кино.

Должен ли режиссер вдохновляться реальной жизнью, чтобы создать интересное кино?

Режиссер не придумывает истории, а ставит уже существующие, выступая в качестве интерпретатора. Но многие режиссеры пишут для себя, так как эта профессия существует на стыке с драматургией. Я не уверен, что можно придумывать истории, полностью закрываясь от внешнего мира, игнорируя его.

Даже сидя в башне из слоновой кости, автор знает, как он там оказался, и отталкивается от этого знания при создании своей картины мира, будучи в бегах. Нельзя быть свободным от реальности, рано или поздно она проникнет в вашу башню, в ваше кино, потому лучше работать с реальностью осознанно.

Насколько жестока сфера кино?

Сейчас нашей отрасли нужны исполнители, авторы не востребованы. Чтобы заслужить право на личное высказывание, придется потратить собственные ресурсы — время и деньги.

Что делать абитуриенту, если он не прошел вступительные испытания в МШНК?

Мне кажется, честные преподаватели всегда говорят своим студентам: «Если не можете, не хотите — не снимайте, получайте нормальную профессию и работайте за постоянную зарплату». Но если человека безумно тянет к миру кино, он чувствует свой потенциал, верит, что он не графоман, — тогда нужно пытаться снова и снова — снимать свое кино, поступать в профильный вуз, искать работу «на площадке».

Как быть режиссером Обязательно ли начинающий режиссер должен получать профильное образование?

Образование помогает. Несмотря, на то, что главное — «подключение» к истории, новичку все же необходимо иметь набор базовых ремесленных навыков, понимать, как работают другие цеха, уметь с говорить на одном языке с представителями разных кинопрофессий, ставить понятные задачи и творческой группе, и административной.

Как происходит процесс учебы в МШНК?

В основном занимаемся «психологическим разбором». Студенты приходят с идеями, которые должны приобрести форму сценария. Дальше — нормальный производственный процесс: подготовительный, съемочный, а затем монтажно-тонировочный период. Как правило студенты на площадке помогают друг другу, заодно осваивая разные профессии.

Преподаю я довольно давно, но в этом году скоро произойдет волнительное событие — первый выпуск лаборатории. До финиша дошли, к сожалению, не все — кризис. Но, надеюсь, большинство все-таки окажется в профессии, связь будем поддерживать.

Не думаю, что правильно было бы заниматься социальными поглаживаниями, в надежде, что гений раскроется сам. Стараюсь быть строгим преподавателем — «троллю», проверяю на прочность и на вшивость, придираюсь к мелочам, сужу по гамбургскому счету

У лаборантов уже есть первые успехи — курсовые работы Алескандры Иващенко и Олега Масалова были отобраны в программу «Прайм-тайм» фестиваля «Святая Анна».

К работам у меня есть замечания, поэтому вместе с поздравлениями не преминул напомнить авторам, что планку надо ставить выше, еще есть куда стремиться, и призвал не огорчаться отсутствию призов, а радоваться.

Не думаю, что правильно было бы заниматься социальными поглаживаниями, в надежде, что гений раскроется сам. Стараюсь быть строгим преподавателем — «троллю», проверяю на прочность и на вшивость, придираюсь к мелочам, сужу по гамбургскому счету.

Нужно ли постоянно чему-то учиться?

Уверен, каждый кинопроект — исследование, не важно, готов к этому режиссер или нет. Во время работы над фильмом он просто вынужден учиться. Пауза между проектами — повод заняться самообразованием, набрать в свою режиссерскую «копилку» свежих впечатлений, наблюдений, получить новый опыт.

Как найти себя: 10 советов начинающим режиссерам и актерам

Молодые режиссеры сняли документальные короткометражки о студентах, которые работают в «Макдоналдс». «Афиша Daily» поговорила с авторами и героями фильмов и попросила режиссеров дать советы тем, кто только мечтает оказаться на съемочной площадке

партнерский материал

партнерский материал

Наташа Крылова

Режиссер, закончила театроведческий факультет ГИТИСа, училась в Московской школе нового кино

Любимые фильмы: «Прекрасная смоковница» Кристофа Оноре, «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Убийца» Дени Вильнёва

Читайте также:  Как укомплектовать корзинку для спа процедур: по шагам

Что смотрит на YouTube: тьюториалы по программам для монтажа и обучающие видео

В 11-м классе я поняла, что хочу стать режиссером. Для меня это профессия фокусника, выдумщика, человека, который собирает особенности из разных областей и придумывает закрытый мир со своей инфраструктурой, законами и правилами. Поэтому сначала я отучилась на театрального критика в ГИТИСе, а затем поступила в Московскую школу нового кино.

Как быть режиссером

Кадр со съемок фильма «DASHA-Дарья»

01

Не переставайте учиться

Каждый день нужно учиться чему-то новому. Судя по интервью именитых мэтров, этот процесс не заканчивается никогда. Это касается и техники (выпуск новых камер, оптики, увеличение возможностей съемки и видеопоказа), и творчества.

Неплохо иногда напоминать себе, что ты не гений. Очень важно сохранить способность рефлексировать.

Это сложно, потому что некоторые работы можно пересматривать только через какое-то время после выпуска, чтобы воспринять картину критически.

02

Работайте в команде

Результат зависит от командной работы на 99,9%. Кино — это коллективное искусство. Когда я делала первые шаги, я еще не понимала, насколько важно рассказать другому человеку о картинке, которая есть у меня в голове.

Над кино работает целая команда — все придуманное не может реализоваться одним только режиссером. Нужны актеры, операторская группа, звукорежиссеры и так далее. Работать в команде кажется чем-то простым, но на самом деле это тяжелая работа.

Нужно понимать, как общаться с людьми на площадке, как коммуницировать так, чтобы тебя верно поняли и услышали.

03

Проводите брифинги

Мы обязательно встречаемся с командой заранее до съемок и обсуждаем, что будет, — как творческие вопросы, так и организационные (сценарий, режиссерский сценарий, наше расписание, вызывные и т. д.).

Уже во время съемочного периода проводим планерки, короткие встречи, для того чтобы напомнить или зафиксировать, что именно и как будем снимать сегодня.

Люди должны понимать, как будет происходить весь процесс, потому что недопонимание — главный враг хорошей работы.

04

Создавайте комфортные условия работы

У каждого человека есть свои правила и потребности для плодотворной работы, но есть какие-то общие минимальные ресурсы, которые необходимы всей команде. Часто, по моему опыту, ими пренебрегают.

Можно, конечно, заставить людей работать по 10 часов без перерыва, но продуктивности не будет. Нужно искать правильный тайминг: у человека должно быть время подготовиться к работе. Но не в ущерб съемкам. Сложная задача — найти баланс.

Во многом это зависит от режиссера.

05

Найдите свой рупор

Режиссер Борис Хлебников в одном интервью говорил, что у каждого режиссера есть свой условный «громкоговоритель». Его слова были про идентичность стиля, а для меня это еще и классная метафора. Каждому режиссеру нужно найти свой метод высказывания. Искать свое — это самое важное и самое сложное. Свой стиль, свой язык, это, как и своя команда, — 99,9% фильма.

Будущий преподаватель МГУ с черным поясом

Это был мой первый опыт организации масштабной съемки и первый опыт работы с агентством. Вокруг меня было человек двадцать, с которыми надо было постоянно общаться, вести переписку, обсуждать рабочие моменты.

Я научилась разговаривать с большим количеством людей одновременно.

Эта работа проявила то, что я готова посоветовать всем молодым режиссерам, — попытаться найти способ коммуникации, организовать комфортную работу в условиях минимальных ресурсов.

Как быть режиссером

Режиссер фильма Наташа во время съемки фильма

В техническом плане у меня был приятный опыт работы с плейбэком — я ходила рядом с оператором и смотрела, как примерно все будет выглядеть в итоге на экране. Это, конечно, не всегда удобно для человека за камерой, но очень удобно для режиссера.

Я старалась придумать историю, опираясь на увлечения героини: ее страсти к айкидо, желанию поступить в магистратуру. До съемок я долго и дотошно расспрашивала Дашу про ее увлечения и интересы. Она сказала, что мечтает стать преподавателем МГУ с черным поясом. Мне эта фраза запомнилась. И идея фильма сама собой сложилась вокруг Дашиной мечты.

Это история про ученика, который делает первый шаг, чтобы стать учителем. Меня вдохновила Дашина неиссякаемая энергия, которая ее поддерживает. Во время съемок у нас было очень много локаций, даже, наверное, больше, чем нужно. Но это тоже специфика героини: она неостановимый мотор.

Я бы локализовала сценарий, но с такой разносторонней героиней это было бы очень сложно.

Документальная съемка — это удивительный процесс. Например, финальная сцена, где Даша танцует хастл на набережной. Прямо там я увидела молодого человека и поняла, что он идеально подойдет для нашей героини. Подошла, договорилась, и уже через секунду они с Дашей танцевали так, будто сто лет друг друга знают.

Хотя они видели друг друга в первый раз в жизни. Они смогли довериться — партнеру, процессу, нам с оператором. Вокруг танцевало много людей, очень свободно, и все было по-настоящему. Нашей задачей было ухватить этот момент и передать его зрителю. Это была чистая импровизация, никакой постановки.

И все на закате — очень красиво.

Как быть режиссером

Главная героиня фильма — Даша во время съемок

Дарья Буданцева

Выпускница МГУ, учится в магистратуре, работает в «Макдоналдс»

«Я искала работу, которую можно будет легко совмещать с учебой, и не ожидала, что именно эта работа позволит мне на практике освоить то, что очень важно в профессии журналиста.

И уж точно я никак не могла предположить, что в «Макдоналдс» мне предложат сыграть главную роль в фильме о самой себе — ведь я тележурналист и привыкла сама рассказывать о других людях.

Было бы проще, если бы мне написали сценарий и выдали роль, но гораздо сложнее показать перед камерами свое истинное лицо.

Увидеть себя со стороны — это как сходить к психологу. Режиссер раскрыла те моменты, которые меня задевают в реальной жизни. Мне казалось, что в кадре я вся нараспашку. У Наташи была концепция показать меня с двух сторон: сосредоточенная на тренировках и на работе и расслабленная на танцах и с друзьями. Я думала, что я везде одинаковая, но Наташа помогла мне понять, что это не так.

Что меня по-настоящему удивило в съемках — это работа звукорежиссера. Он выгонял нас со съемочной площадки и записывал, как звучит зал, когда нас там нет.

Он записывал все звуки и создавал звуковые картины как художник.

Еще меня очень удивило, как режиссер разложила вдохновение и творчество в очень понятные схемы и структуры: она систематизировала творческий процесс и смогла сформулировать все главные мысли четко и просто».

Фотографии со съемок фильма «ON Родион»

1 из 12

Родион и его девушка во время съемок фильма

2 из 12

Даша во время съемок фильма «Dasha/Дарья»

7 из 12

Даша и режиссер Наташа во время съемок фильма «Dasha/Дарья»

10 из 12

Данила Волков

Режиссер, выпускник Московской школы кино

Любимые фильмы:«Легенда о пианисте» Джузеппе Торнаторе, «Великая красота» Паоло Соррентино, «Кэнди» Нила Армфилда

Что смотрит на YouTube: каналы о путешествиях и особенностях кино

Я никогда специально не учился на режиссера, но достаточно рано я начал снимать. Свой первый ролик — музыкальное видео — я снял в 16 лет. Очень быстро я понял, что это суперинтересная работа.

Когда ты снимаешь, то оказываешься в параллельной реальности, в которой ты обладаешь удивительной способностью останавливать время.

Для меня режиссура — это не работа, а огромный экспириенс и полное погружение, во время которого мне удается прожить очень много жизней.

Как быть режиссером

Кадр со съемок фильма «ON Родион»

01

Снимайте как можно больше

Только практика поможет вам раскрыть себя в режиссуре. Нужно все время что-то снимать, помогать кому-то на съемках, пробовать разные техники и безостановочно что-то делать.

02

Не ограничивайтесь только режиссурой

Режиссер — это человек за штурвалом, который всем говорит, куда нужно двигаться. Чтобы понимать, куда двигаться, нужно знать, кто чем занимается и как все работает.

Я бы посоветовал уметь делать все, начиная от монтажа, заканчивая звуком, цветом и работой с камерой.

Для начинающего самое важное пробовать себя и максимально погружаться в процесс, а если хочешь действительно погрузиться в процесс, ты должен понимать все ступени создания видеопродукта.

03

Прислушивайтесь к заказчику

Важно понимать, с кем ты работаешь, и не делать того, чего не нужно делать. Не со всеми надо воевать.

04

Не думайте, что режиссер — это простая работа

Работа изматывает тебя морально и физически. К любому проекту нужно готовиться по две-три недели. А потом проводить монтаж, цветокоррекцию, работать с графикой и со звуком.

В итоге получается волшебство, но на самом деле это бесконечная работа, которая начинается с первого синопсиса и продолжается до самого конца, — визуализация, освоение локаций, работа с художником и с командой.

И это все делается до самой съемки.

05

Нужно преодолевать себя

Любой проект — это время преодоления себя. И побеждать усталость нужно от первой точки до последней. У тебя может быть шикарная творческая группа, гениальный сценарий и лучший оператор, но тебе может просто не хватить моральных или физических сил довести до ума проект на монтажном столе.

История влюбленного музыканта

Мне очень нравится, как мы поработали с композитором: мы вместе писали музыкальное сопровождение к ролику от начала до конца. То, что у нас точно получилось, — это через музыку передать смысл и настроение, рассказать цельную историю. У нас получился не совсем фильм, а целый клип или даже мюзикл.

Родион, главный герой фильма, вдохновил меня своей целеустремленностью, энергией и бесконечным стремлением двигаться вперед. Его положительные качества сформировали и главный посыл фильма — верить в свои силы и возможности и проецировать мысли и желания на реальную жизнь, не только мечтать, но и делать.

Как быть режиссером

Главный герой фильма Данилы, Родион Шарипов

Родион Шарипов

Стажер центрального офиса «Макдоналдс» по программе «Растим таланты»

«Мне понравилось, что я мог рассказать о себе и поделиться своим взглядом на жизнь. Съемки фильма для меня стали, пожалуй, лучшей иллюстрацией того, что в «Макдоналдс» действительно каждое имя важно.

Сценарий писался по моим целям, мечтам и планам, и профессиональный взгляд со стороны помог мне переосмыслить какие-то свои приоритеты. Мой любимый момент во время съемок и в самом ролике — это то, как мы с девушкой гуляем.

Мы не обращали внимания на камеры и жили чувствами.

В итоге у нас получилась классная работа — не фильм, а настоящий видеоклип, который вместе с режиссером создал и звукорежиссер, писавший музыку».

Узнать подробнее о том, как молодые режиссеры снимали фильмы о сотрудниках «Макдоналдс», можно по ссылке.

Как стать режиссером кино

Возможно, одна из самых романтизированных профессий, особенно популярная среди молодых киноманов, которые желали бы нести свой свежий взгляд на искусство в массы. Так что нужно, чтобы стать режиссером?

Хорошая новость: нет ничего невозможного, и начать режиссерскую карьеру может буквально каждый человек, готовый трудиться.

Плохая новость: в этой профессии довольно мало романтики, а вот сил, времени, организаторских способностей требуется очень много. А зачастую – еще и материальных вложений.

Ну хорошо, мы не говорим о высокобюджетных фильмах, которые будут греметь в стране! Мы говорим о наработке минимального опыта, приобретении базовых навыков и понимании того, из чего же складывается данная профессия. Ниже – конкретные советы, как стать режиссером, какие книги в этом помогут, какая работа над собой должна быть проделана, можно ли добиться результатов без образования и проложить себе путь в кино.

Вы также можете прочитать наше интервью с документалистом Александром Фёдоровым о том, каково заниматься документалистикой в России.

Интервью с документалистом Александром Фёдоровым

Профессия: режиссер

Теория и практика

Разумеется, каждый режиссер должен на практике прекрасно знать все нюансы съемочных процессов, не существует книг, статей, учебных программ, которые могут заменить этот опыт.

Читайте также:  Все виды патронов 12 калибра. лучшие патроны 12 калибра

Но начинать все-таки нужно с теории, ведь именно на режиссере держится весь процесс на съемочной площадке, и необходимо узнать как можно больше до того, как взвалить на себя подобную ответственность.

Потому образование – та крайне желательная база, на которой будущий кинорежиссер может построить действительно примечательную карьеру.

Другое дело, что получить его можно не только в специализированных учреждениях.

Любой человек, который мало-мальски «в материале», назовет вам известнейших режиссеров, которые добились успеха, не имея за плечами ничего, кроме опыта, не читая книг, не слушая никого.

Но ориентироваться исключительно на их пример – отличная возможность стать жертвой типичной «ошибки выжившего»: принять во внимание лишь опыт единиц, которым удалось, ничего не узнав об опыте тех безвестных сотен тысяч, у которых не получилось.

Первые шаги

Первое, что нужно, чтобы стать режиссером – научиться здраво смотреть на вещи, настроиться на кропотливую и упорную работу и возможную череду неудач. Это нормально.

Затем нужно трезво оценить имеющиеся навыки – вероятно, они очень скромны, значит, первый опыт тоже должен быть скромным: короткометражка, любительский фильм, освоение техники и программ, которые для этого потребуются.

Попутно вы приобретете опыт в смежных сферах: разберетесь, что представляет собой профессия оператора, звуковика, постановщика света и так далее, ведь в будущем все это будет крайне важно. Режиссер должен хорошо разбираться в основных аспектах деятельности каждого человека на съемочной площадке.

Изучайте работы классиков и современников, отслеживайте удачные находки, анализируйте, как было сделано то, что вас «зацепило», и то, что привлекает других.

Отмечайте каждую мелочь, не только успешные находки, но и неудачные аспекты, проблемы сюжетов, игры, монтажа и так далее.

Идеально – если вам удастся найти сценарии к просмотренным фильмам, чтобы понять планы режиссера и оценить, как именно он шел к их воплощению, что ему удалось, а что нет.

Что читать?

Многие знаменитые режиссеры делились своими знаниями с начинающими, кроме того, есть и базовый список «маст хэв» чтения для тех, кто хочет снимать.

Это, в частности, книги Александра Митты «Кино между адом и раем», Роберта Родригеса «Кино без бюджета», Андрея Тарковского «Уроки режиссуры» и других.

В западных киношколах крайне популярна, в частности, «Shot by shot» Стивена Каца, а всем, кто хочет глубже погрузиться в процесс, можно рекомендовать книгу «Режиссура как практическая психология» Ершова.

Экспериментируйте

Пишите сценарии короткометражек, кооперируйтесь с приятелями, снимайте сцены для фильмов, а дома собирайте из них кино при помощи видеоредактора. Отсматривайте материал, анализируйте ошибки, находите пути их решения.

В начале пути подражание классикам – это не плохо, а даже хорошо. Освойте их инструментарий, лежащий на поверхности, и двигайтесь дальше в поисках своего.

Не замахивайтесь сразу на сложное, не бойтесь начинать с простых решений, не бойтесь копирования, но не бойтесь и нарушать даже базовые принципы, если точно знаете, зачем это нужно. Разрешите себе полет фантазии.

Пусть не все решения будут удачны – на собственных неудачах вы можете учиться так же, как на чужих.

Погружайтесь в среду

Поработайте на съемочной площадке. Постарайтесь получить работу в составе съемочной группы – любую, вам просто нужно оказаться внутри процесса, увидеть, как он устроен, и, если повезет – завести свои первые связи в мире кино.

Посещайте фестивали и конкурсы, отправляйте свои работы, пишите заявки.

Развивайтесь в смежных областях: может быть, до того как стать режиссером, вы напишете отличный сценарий, а если не отличный – все равно многое поймете о роли режиссера после того, как побываете в шкуре сценариста. Попробуйте выступить в амплуа актера – это тоже принесет ценный в будущем опыт.

По возможности читайте чужие сценарии, подмечайте удачные решения и старайтесь найти собственные альтернативы и хорошим, и плохим, с вашей точки зрения, сценам.

Кстати о сценариях. Можете начать погружение в эту тему с командой Мовави Влог. Ребята расскажут о том, как пишутся сценарии к фильмам и о том, что такое мономиф.

Посещайте короткие курсы при киношколах: это опыт, это доступ на съемочные площадки, это, опять же, связи.

Ищите контакты, поддерживайте и расширяйте их. И никогда, никогда не ссорьтесь с людьми, работающими в киноиндустрии: это невероятно тесный мир.

Нарабатывайте опыт и портфолио. Продолжайте делать короткометражки, привлекайте больше людей, пробуйте разные жанры и подходы. И да, начинайте возить свои фильмы на кинофестивали, как только будете абсолютно уверены, что работы должны быть замечены.

А когда у вас уже будет приличный опыт, портфолио и понимание процессов – наймите агента, который будет искать для вас контракты.

С продюсером или без?

Есть два пути: независимый кинорежиссер или режиссер, заключивший контракт с продюсером.

Если вы не боитесь сложностей, готовы к конкуренции, располагаете средствами и плохо реагируете на давление сверху – возможно, первый путь для вас, однако будьте готовы, что картина едва ли получит большую известность.

Если же вы умеете договариваться и хотите известности – ориентируйтесь на второй путь. Однако до того, как получить хороший заказ, нужно уже иметь за плечами завершенные работы, поэтому первый вариант может быть базой для второго.

В любом случае, чтобы кого-либо заинтересовать, потребуется наработать портфолио, потому см. выше – экспериментируйте.

Освойте видеоредактор

Очень простой и наглядный Movavi Видеоредактор с инструментарием для начинающих и продвинутых пользователей.

Он легко сделает шикарный видеоролик из любого материала: улучшение и стабилизация видео, устранение лишнего, склейка, простое добавление эффектов и огромное количество титров, эффектов, переходов от профессиональных дизайнеров. Это очень простая и удобная программа для видеомонтажа, которая достойна сопровождать вас на всех этапах пути!

Алексей Попогребский о том, как научиться режиссуре — Статьи на Кинопоиске

Я подумал: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит.

Алексей Попогребский, сняв получившую множество наград картину «Как я провел этим летом» и экспериментальную короткометражку Bloodrop, в 2012 году заинтриговал публику новым проектом в 3D-формате, а потом вдруг пропал с экранов радаров на два года. Сейчас он снова объявился, став куратором курса режиссуры в Московской школе кино. КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы узнать, где он пропадал, как решил заняться обучением и почему не каждому подойдут методы Никиты Михалкова.

О своем двухгодичном отсутствии

Я специально ввел мораторий на публичные появления в последние полтора-два года. Занимался тем, что раньше называлось «Пропавшими комнатами». Был сильно переписан сценарий. Теперь это не «Пропавшие комнаты», даже не «комнаты», а очень большой проект с американским уклоном, который называется E-sider.

С ним нужно просто выдержать паузу по ряду причин. В первую очередь потому что сейчас не лучшее время для копродукции. В этом году российско-американский проект сложно себе представить. Но могу сказать, что драматургия вышла на тот уровень, которого сам от себя не ожидал.

Это другого масштаба и качества работа, чем «Пропавшие комнаты», и такие вещи не пропадают.

О работе куратора в киношколе

Набрать группу студентов хотелось всегда, но не столько, чтобы их учить, сколько для того, чтобы вместе с ними пройти весь путь.

Когда ты с киногруппой проходишь подготовительный период, съемки и постпродакшн, ты учишься сам, и люди тоже неизбежно учатся чему-то новому. Вы вместе растете, развиваетесь, набиваете шишки.

Какими бы опытными ни были люди, каждый фильм делается с нуля, это новый опыт. Если собираются люди, для которых фильм проходной, им не место на площадке.

Я понял, что путем работы над сценарием [проекта E-sider] очень сильно изменил себя и свое мышление. Видимо, мне предстоит какая-то линька в том, как хочу работать и что собираюсь дальше делать.

Решил, что линять надо за компанию. Змея, когда линяет, трется о камни. Выделяется энергия, камни тоже приходят в движение.

Пусть читающие это студенты даже пугаются, но только так, мне кажется, может быть мотивация с моей стороны.

«Как я провел этим летом»

Мой шкурный интерес — самому расти и меняться вместе с теми, кто придет к нам на режиссерский курс. Я не считаю себя вправе делать мастерскую имени себя. Вообще не считаю, что это правильно, потому что в мастерских великих художников (Микеланджело, например) ученики были в первую очередь подмастерьями великого мастера.

Им поручались какие-то кусочки, детали или даже целые заказные работы в духе мастера. И человек либо настолько пропитывался духом учителя, что работал под него, либо, как изначально сильная творческая единица, приходил с ним в конфликт. И конфликт, и подражание — две стороны одной зависимости. Это совершенно неправильно.

Сколько есть известных успешных режиссеров, столько же есть стратегий, методов работы, личных подходов.

О невозможности научить и неправильных учебниках

Процесс обучения кинорежиссуре, мне кажется, не должен сильно отличаться от процесса создания фильма. Я никогда не читал учебников по режиссуре, а читал интервью с режиссерами и киноведческую литературу.

Все книжки, которые посвящены работе режиссера, а их, кстати, немного, в отличие от сценарного или операторского мастерства, начинаются с того, что режиссуре научить нельзя. Ей можно только научиться. Это правда.

Если вдруг в книжке написано, что это не так, не верьте этой книжке.

Об опыте, который необязателен

Даже в описании профессиональных обязанностей режиссера канадской или американской гильдий есть специальная сноска: по сути, режиссер — единственный член съемочной команды, который не обязан иметь образование и предшествующий опыт.

Масса примеров, когда режиссеры были абсолютными дебютантами, но при этом убеждали кого-то инвестировать в них деньги или снимали кино за собственные средства, и все получалось.

Естественно, историй, когда не получалось, на порядок больше, но мы о них не знаем.

Никита Сергеевич подошел к ней, обнял и долго так ее держал

О камере в штанах и потенциальных студентах

Если ты хочешь снимать кино и стать режиссером, в 2014 году стыдно еще не начать это делать. Если ты действительно этого хочешь, какого черта ты сидишь на стуле? Возьми телефон, сними что-нибудь.

У тебя буквально, извините, в штанах есть камера. Знаю, есть люди, которые говорят, что им не хватает чего-то, чтобы начать снимать — денег, камеры, опыта, знаний. Ничего подобного.

Значит, ты никогда не начнешь снимать кино.

У нас на курсе есть требование: поступающий должен предоставить портфолио, состоящее из любых творческих аудиовизуальных работ. Ты обязан начать что-то делать, чтобы получать обратную связь. Если ты не сделал ничего сам, у тебя не будет разбега. В идеале человек, который к нам приходит, уже набил определенное количество шишек и ссадин.

Уже где-то побаливает, чешется, где-то шрам зарубцевался, но не до конца. Эти ссадины и шишки — самое главное, потому что это вопросы. У нас третий набор в сентябре, еще полно времени снять этюд или попытаться что-то сделать хоть на айфон. Не забывайте использовать своих родных и близких как кроликов. Проверяйте на них свои идеи и проекты.

О методе никиты михалкова, который подходит только ему

Боря Хлебников когда-то очень давно работал ассистентом монтажа в компании «Тритэ», в ее видеоподразделении. В том числе разбирал материал со съемочной площадки фильма «Сибирский цирюльник».

Читайте также:  Для каких целей может использоваться узел восьмерка. как правильно вязать узел «восьмерка»?

Он мне рассказал про эпизод, когда Джулия Ормонд только начинала сниматься в этой картине, и она, видимо, что-то делала или слишком профессионально, или по уже готовым своим шаблонам. А Никита Сергеевич подошел к ней, обнял и долго так ее держал, ничего не говоря.

В какой-то момент она напряглась, потом расслабилась и даже чуть ли не расплакалась. И совершенно по-другому пошла игра.

Я тогда уже хотел быть режиссером, и мы с Борей снимали свои ранние работы, которые никто не видел. Подумалось: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло.

Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит. Это их метод.

Нельзя пользоваться этим методом только потому, что такой-то режиссер полтора часа молчал на площадке, а потом получился гениальный кадр.

«Сибирский цирюльник»

О выборе и поиске своих инструментов

По первой своей профессии я психолог. Благодаря этому знаю об одном интересном исследовании. Есть очень много концепций психотерапии — от всем известного фрейдизма до мною любимого экзистенциализма.

Ученые посчитали процент успешных случаев, измерив удовлетворенность клиента, и, по статистике, этот процент один и тот же, причем независимо от применяемой концепции.

Для успешного результата должны произойти две вещи: пациент должен найти правильного для себя терапевта, а терапевт изначально должен найти для себя правильную концепцию работы, которая с его личностью вступает в синергию.

Глядя на себя и на своих коллег-режиссеров, а мы все очень разные, я понимаю, что главное — знать себя хотя бы чуть-чуть, и тогда ты уже понимаешь, как добиться тех самых моментов подлинности. Главный инструмент режиссера — это его личность.

Как научиться им пользоваться? Как к нему прийти? Это персональный путь каждого. Но помочь найти правильные вопросы, которые и приведут тебя к нему, — это и есть задача курса режиссуры. С одной стороны, философская задача, с другой — техническая.

По ситуации на 2014 год у режиссера существует огромный спектр инструментов. От методов работы на площадке, с актером, с оператором, способов подготовки до реальных технических средств, программ превизуализации, сторибординга и так далее. Всем этим один режиссер даже за всю жизнь не овладеет, и такой задачи нет.

Но их много, и для разных задач и для разных режиссеров они могут быть очень полезны. Я снимал картины как вообще без раскадровки, так и с полностью нарисованной раскадровкой, в том числе у меня была картина, целиком предварительно отснятая в виде аниматика. Это не значит, что я буду всю оставшуюся жизнь снимать аниматики для своих фильмов.

Просто знаю на своем опыте, что для таких картин нужны такие средства.

О будущей программе обучения

Мы выстраиваем обучение так, что режиссерское мастерство (а это лишь одна из дисциплин учебного плана) — это не цикл лекций и не авторская программа. Будет по определенной драматургии и логике выстроенная цепочка занятий с разными режиссерами, каждый из которых известен. Каждый такой учебный модуль будет иметь на выходе какую-то практическую работу.

Это делается для того, чтобы люди не просто послушали режиссера и подумали, какой он талантливый или какой он дурак, а вместе с ним прошли какой-то путь, прожили что-то, пробовали, делали, получали обратную связь и от мастера, и от своих коллег.

У нас точно будут семинары Бориса Хлебникова, Андрея Прошкина, Валерия Тодоровского, Николая Лебедева, Александра и Владимира Коттов.

О синергии и интеграции

Уникальность Московской школы кино в том, насколько здесь интегрированы все факультеты.

Здесь есть полный спектр всех задач — от компьютерной графики, звукорежиссуры и художественной постановки до открывающихся в этом году факультетов режиссуры и актерского мастерства.

Режиссеров и актеров (актерский курс курирует Ингеборга Дапкунайте) вовсе не случайно подключают последними. Уже отработана техника и технология на других факультетах. Все построено так, чтобы с появлением режиссеров все замкнулось на взаимодействие, на синергию.

Мы хотим построить учебный процесс так, чтобы постоянно сталкивались и пересекались студенты со всех курсов.

Чтобы режиссеров порой насильно помещали в условия, когда им нужно взаимодействовать с продюсерами или снимать не с тем оператором, которого они хотят, а с тем, который им выпал по жребию.

Будут ситуации, когда продюсеры со своими проектами будут бегать и нанимать режиссеров и операторов. Будут ситуации, когда режиссеры будут снимать не свои авторские задания.

Так учат режиссеров в большинстве мастерских ВГИКа: ты творец

В университете я любил сдавать экзамены последним. За то время, что я болтался в курилке и общался с теми, кто уже сдал, я, кажется, изучал весь курс. За те три часа, что ждал своей очереди.

Что спрашивали? О, а что это такое? Те вещи, которые я тогда узнал, я лучше всего помнил. Я не учился на режиссуре, и мне не хватало того, что происходит не столько на лекциях, сколько в столовой и в курилках ВГИКа.

Там ты говоришь с операторами, с актерами, из этих разговоров много чего узнаешь, рождаются идеи и проекты. Я узнавал все уже a propos, в полях.

О творцах и наемных работниках

В портфолио выпускников будут две авторские работы — документальная и игровая. Но этим дело не ограничится. Так, в конце первого курса студенты будут снимать рекламный ролик. Как положено, с жестким сценарием, четким брифом и готовой раскадровкой от рекламного агентства.

Получается, все снимут ролик по одному и тому же сценарию. При этом все хотят быть творцами, авторами. В жизни не всегда так случается. Нужно как уметь находить свою историю, так и, что порой даже интереснее, в предлагаемых обстоятельствах находить зерно, себя.

Потому что если ты не нашел себя в своей работе, то ничего хорошего не выйдет. В лучшем случае это будет профессионально, то есть скучно. А чтобы это жило, нужно найти в материале себя. Тогда зритель забудет, что это кем-то старательно снято и сделано.

Даже если это 30-секундный рекламный ролик.

О солистах и командном подходе

У нас во всех отраслях творческих профессий — и в советские времена, и сейчас — учат солистов. В консерватории, например, людей затачивают на то, что они будут либо солистами, либо никем. Похоже, так же учат режиссеров в большинстве мастерских ВГИКа: ты творец, ты автор.

Доходит до того, что, как мне рассказывали, в одной киношколе режиссер, придя с интересным проектом и попросив десять студентов курса компьютерной графики разработать эффекты, получил от их мастера отказ. Как это так? Десять человек будут работать на него одного! Но в жизни ведь так и бывает.

У нас все будет заточено на командную игру с самого первого момента.

«Коктебель»

О нережиссерском характере

Я прошел своеобразную эволюцию от человека с нережиссерским характером до действующего режиссера. Конечно, режиссерский характер — это стереотип.

Но если все же обобщить, то режиссер — это человек, которому больше всех надо, он прет вперед! У меня же самая большая мотивация состоит в том, чтобы меня оставили в покое. Я до сих пор не люблю говорить по телефону, кстати.

Поднять трубку и что-то попросить — это для меня всегда было сложно. Но на «Коктебеле» приходилось звонить в какой-то овцеводческий колхоз в Рязанской области, так как у нас не было второго режиссера, а директор картины появился позже.

Я звонил еще в какое-то вертолетное хозяйство на Украине, нужно было все делать самому. А уж что приходилось делать на Чукотке! Если есть мотивация что-то делать, то можешь себя перебороть. Ведь и Шварценеггер говорил, что в детстве был задохликом.

О сорокаминутном дубле и выдержке звукооператора

Если ты снимаешь «Ведьму из Блэр», тебе нужна соответствующая техника, если что-то эпичное, то, возможно, ты выберешь анаморфотную оптику и Panavison.

Когда я снимал «Как я провел этим летом», я понимал, что мне нужны будут максимальная мобильность, возможность посмотреть материал сразу, потому что мы будем в труднодоступных местах, где не проявить пленку. Наконец, я инстинктивно понимал, что у нас будут очень длинные дубли.

Не потому, что у меня в кино бесконечно длинные кадры, хотя они в кино у меня тоже есть. Просто самую напряженную сцену, в которой персонаж Гриши Добрыгина ждет сообщения по рации и которая на экране длится две минуты, мы снимали одним дублем в 40 минут.

Я чувствовал, что нельзя говорить «стоп», потому что сейчас еще будет что-то происходить с Гришей. А если мы снимем это кусочками, то это потеряется.

Мы включаем камеру. Задача Гриши — сидеть, ждать сообщения. Меньше всего повезло нашему бум-оператору (звукооператор, который держит удочку с микрофоном).

Он был крепким парнем и лишь иногда поднимал лицо, на котором было написано все, что он испытывает. Но он исправно стоял все 40 минут. Когда дубль закончился, Гриша был уже совершенно другим человеком.

За пару минут он отошел, конечно, и сказал: «Алексей Петрович, а что мы будем делать с этим кадром? Он же минут семь длился».

Я чувствовал, что нельзя говорить „стоп“

Это было мое инстинктивное решение на площадке, но та камера и тот способ записи, который мы выбрали (мы писали не на флеш-карты, а на жесткие диски), позволили нам это сделать.

Важно поработать с разными камерами и понимать, что они тебе дают и в чем тебя ограничивают. То, какую камеру ты выбираешь — это не только картинка, это то, какое кино ты снимешь. От этого зависит даже актерская игра.

Все эти вещи мы будем проходить.

О технике, которая формирует нас

В той психологии, которой я занимался, считается, что все наши приспособления — это продолжение нашей психики. Психика не у нас в черепушке, она нас окружает. Какой стул, какой стол, какой телефон, какой компьютер — это продолжение нас, которое нас к тому же и формирует.

Мы выбираем вещи — вещи формируют нас. Когда ты снимаешь кино, все вещи в кадре рассказывают историю. Они продолжение психики персонажа и тебя как автора этого фильма. А то, как выстроен процесс у тебя на площадке — от вызывного листа до рисующей красивое боке оптики, — характеризует тебя как режиссера.

Это все неизбежно проходит в кадр.

О безудержном желании снимать кино

С Борисом Хлебниковым мы снимали свой первый фильм на черно-белую 16-миллиметровую пленку, на камеру пятьдесят какого-то года, потому что только на это были деньги. Мы полгода не могли ее проявить и не знали, что мы снимаем, но все равно делали это.

Когда мы закончили снимать, как раз стали появляться первые цифровые видеокамеры, это стало доступно. Да, качество картинки было другим, но Ларс фон Триер же умудрился использовать свойства этой картинки для совершенно прорывных фильмов.

Опять же выбранный тобой инструмент влияет на то, как ты рассказываешь историю.

О том, что дальше

До сих пор я всегда снимал по своим сценариям, и каждый сценарий занимал несколько лет. Сейчас, пока E-sider вынужденно отложен, я читаю чужие сценарии. Не то чтобы ищу, но он должен сам меня найти. Я рассматриваю разные варианты. Проходного делать не хочется. Есть несколько интересных вещей, но пока не могу их назвать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector