Автор статьи:Евгения Соколова
Знать, как правильно фотографировать архитектуру, будет полезно каждому из нас. Ведь даже люди, которые берут камеру в руки два раза в год, ездят в отпуск.
Съемка зданий как нельзя лучше передаст атмосферу места и пространства, в котором побывал путешественник. Но у этого жанра есть свои тонкости, без знания которых вы не сможете сделать красивые фото.
Об этом и многом другом пойдет речь в данной статье.
Ошибки начинающих
Архитектурная съемка – это передача на фото внешнего вида зданий, сооружений, мостов и т.п. Она используется как в коммерческой фотографии, так и в художественной. Иногда бывает непросто отразить особенности архитектурного стиля. К самым распространенным ошибкам новичков относят:
Часто кадр оказывается испорчен тем, что здание на снимке выглядит наклонившимся. Это значит, что фотограф стоял слишком близко к объекту и снимал с низкой точки. Избежать искажений можно, если отойти подальше.
Завала зданий можно избежать, если фотографировать на расстоянии
Исключение – когда перспектива искажается преднамеренно фотографом ради достижения определенного художественного эффекта. Такие кадры обычно выглядят очень динамичными, жесткими и агрессивными. У зрителей может появиться даже ощущение, что его пытаются взять плен, замкнув в своем пространстве.
Перспективные искажения можно использовать как художественный элемент
Явление, при котором линии по краям кадра искажаются и картинка кажется вогнутой (или выпуклой), также знакомо многим. Особенно обладателям широкоугольных зум-объективов.
А именно такую оптику советуют выбирать при съемке архитектурных объектов. Впрочем, дефект дисторсии легко исправит программа для редактирования фото.
В большинстве современных редакторов предусмотрены инструменты, работающие с геометрическими искажениями.
Дисторсия — погрешность оптики, с которой чаще всего сталкиваются обладатели «шириков»
Это самая грубая ошибка, которую может допустить фотограф. Избежать ее поможет отметка линии горизонта, представляющая собой горизонтальную черту на дисплее. Активировать ее можно в настройках камеры.
Не забывайте следить за линией горизонта
Неподходящий угол съемки способен испортить самую оригинальную идею. Всегда делайте несколько пробных снимков с разных ракурсов, чтобы оценить результат и исправить ситуацию на месте.
В процессе съемки постоянно меняйте точку обзора
«Отрезанные» части зданий.
Когда мы хотим акцентировать внимание на барельефе, изящной лепнине или иной архитектурной детали, в кадр попадает только этот объект. А если кадр неудачен, то вместе с ним и кусок крыши, стены или фундамента. Такие снимки выглядят очень нелепо. Если хотите снять исключительно элемент декора, то сделайте это красиво. В противном случае лучше сфотографировать все здание целиком.
Для гармоничного снимка правильно впишите в кадр архитектурный элемент
Основные правила и советы
Фотосъемка архитектуры – это интересный и увлекательный процесс. Соблюдение нескольких несложных правил помогут вам делать технически верные и красивые снимки.
Выбор точки съемки очень важный момент. Попробуйте обойти здание целиком, прикидывая различные композиции и вариации. Включайте в кадр разнообразные детали: части других зданий, тротуары, лужи, пешеходов. Это придаст снимку атмосферности и поможет взглянуть на происходящее глазами фотографа.
Окружающие объекты подчеркнут «характер» сооружения и создадут определенное настроение
Одно и то же здание в разное время суток выглядит по-разному. Полуденное солнце способствует тому, что изображение получается контрастным, с резкими тенями и пятнами.
А мягкий рассеянный свет раннего утра поможет получить детализированный снимок. Предстоит съемка архитектуры в вечернее время? Выбирайте такой ракурс, чтобы солнце было сзади.
Тогда детали здания будут хорошо освещены, и вы получите выразительную картинку.
Свет и погодные условия — важные композиционные детали
Как правильно фотографировать здания, если речь идет о компоновке кадра? В центре внимания всегда должен быть объект съемки. Но это не значит, что здание должно находиться строго в середине картинки.
Необходимо просто сделать на нем акцент, гармонично дополнив другими деталями. Это может быть целый архитектурный ансамбль, часть стены или лестница. Очень хорошо использовать естественные обрамления: арки, деревья, оконные, дверные проемы, туннели и т.п.
Такое композиционное решение добавит кадру ощущения глубины и объема.
Естественное обрамление расставит нужные акценты
Выбор объектива
Традиционно архитектура в фотографии снимается на широкоугольные объективы. Они имеют широкий угол обзора, что позволяет «впихнуть» в кадр все здание целиком, если нет возможности, например, отодвинуться от объекта съемки. Но при этом грешат оптическими искажениями: схождение вертикальных линий и т.п.
Тилт-шифт объективы позволяют корректировать перспективу и тем самым сохранять прямые линии стен на снимке вертикальными. Еще один вариант объективов, использующихся при съемке зданий и индустриального пейзажа – телевики. Это оптимальный выбор, если предполагается вести съемку на значительном расстоянии от объекта.
Сверхширокоугольный зум-объектива Canon EF 11-24mm f/4L USM
Знаменитые фотографы
Профессионалы своего дела знают как снимать архитектуру так, чтобы зритель увидел объект в совершенно новом свете. Они раскрывают саму суть пространства, создают одухотворенные образы, сюжетно вплетенные в канву городской жизни или, наоборот, вырванные из ее контекста. Ниже приведены имена самых известных архитектурных фотографов: как современников, так и ныне почивших.
Эжен Атже (1857-1927). Смысл своей деятельности французский фотограф видел в составлении «художественной документации красивой гражданской архитектуры 16-19 веков». Это были своеобразные фотодокументы, которые Атже продавал художникам, чтобы те могли рисовать здания не с натуры, а по его карточкам.
Однако к концу жизни работы фотографа утрачивают свою документальную четкость и становятся все более сюрреалистичными. Привкус мистицизма способствовал тому, что фотографии Атже были замечены редактором литературного журнала «La Revolution surrealiste».
Публикация в этом издании была единственной, которой автор снимков удостоился при жизни.
Эжен Атже оставил после себя огромную коллекцию фотографий старого Парижа
Эдвард Стейхен (1879-1973). Его называли одним из главных фотографов 20-го века. Он повторил путь Атже с точностью наоборот.
Для его ранних работ характерны неясные силуэты, нечеткость и размытость линий, поскольку он считал, что задача фотографа передать не документальную четкость объекта, а сформировать определенное настроение. Но в зрелом возрасте его стиль резко меняется.
На смену мягкости и картинности изображений приходит строгий реализм, предполагающий максимально точную передачу формы и цвета.
Стейхен одним из первых использовал автохромирование для получения цветных снимков
Иван Баан (1975). Этого голландского фотографа называют иконой архитектурной фотографии. Основной принцип его творчества – показать здание в контексте городской жизни.
Он фокусируется на тех элементах городского ландшафта, с которыми ежедневно взаимодействует публика. Люди для Баана как линза, сквозь которую фотохудожник раскрывает историю существования здания.
Фотография архитектуры в его исполнении всегда полна жизни.
Вся обработка фотографий у Баана сводится к простой цветокоррекции
Симонэ Босси (1985). Его работы носят оттенок концептуальности. В отличие от Баана в фотографиях Босси лишь намек на присутствие человека. Об этом свидетельствуют одиночные объекты (картина, стул, книга), помещенные в центр кадра. Все остальное пространство – пусто. Босси специализируется в основном на съемке интерьеров. Его работы регулярно публикуются в журналах по архитектуре и дизайну.
Пустые объемы — визитная карточка фотографа
Рори Гардинер (год рождения неизвестен). Один из самых востребованных современных архитектурно-интерьерных фотографов на планете на сегодняшний день. Своей задачей видит передачу атмосферы пространства. По его собственному признанию, его привлекает архитектура, не перегружающая чувства.
В погоне за лучшими кадрами Гардинер исколесил полмира
Лучшие архитектурные фотографы мира никогда не творили по шаблону. Каждый из них в процессе творчества составил собственный уникальный стиль. Именно по нему работы профессионалов узнаваемы. Свои умения нужно развивать постоянной практикой. Запоминаются необычные снимки привычных вещей, игры с правилами и стандартами, дерзкие и смелые решения. Приходит такое видение с опытом.
Как обрабатывать архитектурные фотографии
Архитектурное фото требует постобработки точно так же, как фото любого другого жанра. Выше мы говорили о том, как избежать таких явлений как дисторсия и заваленный горизонт.
Если все же неприятность случилась, не спешите выбрасывать снимок в «Корзину». Доверьте исправление ошибки программе ФотоМАСТЕР.
Это один из наиболее простых и функциональных редакторов, который способен убрать геометрические искажения за один клик.
Избавьтесь от нежелательных искажений одним движением
С помощью данной программы вы также с легкостью сможете отразить снимок по вертикали или горизонтали, кадрировать, поправить экспозицию и провести базовую цветокоррекцию.
Для более радикальных изменений воспользуйтесь галереей фильтров: обработайте снимки в черно-белой гамме в духе мэтра архитектурной фотографии Эзры Столлера. Или, наоборот, добавьте кислотной сочности как на снимках Маттиаса Гейдриха.
В ФотоМАСТЕРЕ вы сможете проводить следующие манипуляции:
- добавлять резкость или размытие,
- тонировать,
- обрезать и поворачивать,
- удалять ненужные объекты из кадра,
- исправлять баланс белого,
- проводить авто- или ручную настройку цветов,
- добавлять надписи и многое другое.
Эта программа — настоящая фотостудия, которая позволит преображать снимки за минуты. Вы можете скачать фоторедактор бесплатно и уже через несколько минут после установки приступить к коррекции изображений.
10 советов для съемки архитектуры
Где бы в городе мы ни снимали, почти всегда в кадр попадает тот или иной предмет архитектуры. Это может быть здание, памятник, фонтан или обыкновенный жилой дом.
Как правило, чтобы наиболее удачно представить подобные предметы на фото, необходимы определенные знания о съемках архитектуры.
Что именно попадет в объектив — не так существенно, ведь в шедевральное фото может получиться даже если вы снимаете самый обыкновенный ларек.
Снимать архитектуру, как классическую, так и современную, далеко не просто. Главное — это пытаться до тех пор, пока не получится. Факторов, которые повлияют на фото очень много, а мы подобрали рекомендации, которые помогут вам быстрее поймать самый удачный кадр.
- Всегда имейте под рукой камеру, всегда готовьтесь к визиту локации
- Подбирайте оборудование в зависимости от жанра
- Не торопитесь
- Снимайте в различную погоду
- Используйте преимущества света и тени
- Точки зрения должны быть различными
- Обращайте особое внимание на линии
- Следуйте правилам композиции
- Не стесняйтесь черно-белых кадров
- Не забывайте о пост-обработке
Принцип следования этому правилу довольно прост — любая прогулка должна стать фотопрогулкой. Камера должна быть наготове в большинстве случаев, поскольку вы никогда точно не можете знать, где и когда вам на глаза попадется объект, достойный фотографии.
В принципе, любой профессиональный фотограф скажет вам, что подходящий кадр — вещь весьма неуловимая, поэтому лучше всего следовать принципу увидел-сфотографировал.
Кадр зависит от света, от положения, от наличия персонажей, от настроения, времени суток и множества мелких элементов, которые могут сойтись только однажды.
Поэтому, если камера всегда с вами, вы точно не упустите подходящего момента.
Если же вы нашли свою архитектурную модель, и отправляетесь с конкретной целью съемки, обязательно убедитесь в том, что на локации разрешено снимать. Если это частная территория, договоритесь с владельцем. Если здание офисное, проверьте часы работы.
И конечно, обязательно обратите внимание на прогноз погоды. Ведь именно от погоды будет зависеть настроение итогового кадра.
Подходящее фотооборудование для каждого типа съемок — это принципиально важный момент. Таким образом, практически для любого жанра есть наиболее подходящая техника. Для архитектуры наиболее выигрышны те же объективы, что и для пейзажей — широкоугольный, фишай или ультра широкоугольный.
Именно такие объективы позволяют получить наиболее удачную композицию, при этом предоставляя возможность поместить в один кадр здание целиком. Это, однако, касается не любого здания и не любой задумки.
Для редких случаев, когда даже широкоугольного стекла оказывается недостаточно, на помощь приходят камеры с возможностью панорамной съемки. Это могут быть зеркалки, беззеркалки и обычные цифровые камеры. Что там говорить, сегодня даже смартфоны позволяют создавать панорамы.
Далее все зависит от объекта, который вы стремитесь зафиксировать.
Как ни странно, большинство профессионалов сходятся в одной общей рекомендации — никогда не спешить при съемке архитектуры. Иногда создание идеального кадра занимает не просто несколько часов, а несколько дней и более.
Преимущество архитектурных сооружений в этом плане очевидно — они никуда не денутся и вокруг меняются только погодные условия. Однако вам требуется хорошо исследовать снимаемый объект.
Нужно это для того, чтобы не просто сделать первый попавшийся кадр, а выбрать наиболее удачный ракурс, дождаться подходящего света и зафиксировать здание так, чтобы у фотографии было настроение, эмоция и характер.
Кроме того, очень важно, чтобы важные архитектурные элементы здания были захвачены камерой, тем самым пересказывая стиль и эпоху.
Архитектурная съемка выделяется именно тем, что свет в ней воспринимается совершенно особенным образом. Например, солнечная и ясная погода, ровно как и “золотые часы” не гарантируют прекрасного результата.
Напротив, опыт показывает, что штормовые облака и солнце, проглядывающее через них, дают интересные результаты. Аналогично, для архитектурных съемок хороши дожди, радуга и прочие чудеса погоды.
Конечно, предсказать с точностью подобные эффекты не получится, но можно как минимум полагаться на прогнозы и следить за ними, чтобы выбирать наиболее подходящую для вашего кадра погоду.
Возвращаться к одному и тому же объекту можно в разную погоду и снимать в разных условиях, поскольку только опытным путем удастся понять, что же сработает лучше всего.
Свет — важнейший элемент в фотографии, это знает каждый, независимо от опыта и количества удачных фото. Здания, как мы можем с уверенностью утверждать, опираясь хотя бы на собственное зрительное восприятие, имеют свойство значительно меняться, в зависимости от освещения.
Прямой солнечный свет и солнце, выглядывающее из-за туч дает различные эффекты, и совершенно иначе выглядят здания с ночной подсветкой. Совершенно закономерно и то, как меняется окружение: все вокруг может быть либо подсвечено, либо наоборот, затемнено.
Само же здание может и вовсе поменять цвет.
Положение источника освещения и направление могут создать удивительные эффекты, например, силуэт здания в закате. Для этого нужно всего лишь снимать с той точки, где солнце спрятано за зданием. Разумеется, это стоит применять для строений, у которых интересная форма.
Особенно принципиальное значение свет имеет для современных небоскребов, покрытых стеклом: при их съемке можно использовать отражение и рефлексы.
Фотограф никогда не должен замирать на одном месте, он должен быть динамичен в поиске наилучшего ракурса. И иногда лучший ракурс может оказаться совершенно неожиданным. Снимать здание с фасада — довольно ленивый подход. Обойдите его вокруг, присматривайтесь к деталям и углам, изгибам и поворотам, смотрите через объектив.
Один из удивительных приемов — это съемка снизу. И не просто из центра, а от стен. Вид, который открывается мухе или пауку со стены — вот наша цель. Таким образом вы захватываете в кадр не только прямой вид, например, купол здания, но и стены, колонны и архитектурные элементы, которые в конечном счете дают значительно большее представление о здании.
Интересен и противоположный эффект — съемка издалека и сверху. Если у вас есть возможность подобрать место, с которого вы захватите в кадр здание целиком, используйте его.
Линии и изгибы — вот из чего состоит архитектурное сооружение. Поэтому успешному фотографу необходимо научиться смотреть на здание глазами архитектора — то есть видеть силуэты и очертания, фактически в виде скетча. Отличайте детали и части от целого.
Таким образом вы сможете разглядеть уникальные формы, которые и отличают объект вашей съемки от остального окружения и именно их в фотографии и стоит подчеркивать.
Например, квадратные здания получают преимущество при наличии перспективы — вверх или вперед, с расстояния или вблизи. Отразить же можно либо монументальность и приземистость строения, либо его стремление ввысь.
Гораздо увлекательнее работать со зданиями оригинальных форм, благо, современная архитектура нередко полагается на ломаные или мягкие формы. Они создают особый эффект, поэтому на фото их не обязательно ловить целиком. Иногда один угол здания на фоне неба или окружения создает достаточно настроения целому фото.
Композиция важна при любом типе съемки, не становится исключением и архитектурная фотография. Именно ошибки в композиционном построении кадра могут сильнее всего сказаться на результате. Например, неправильное положение при съемке может привести к искажению здания. Нередко, строения заваливаются, если композиция проработана неправильно.
Поэтому фотографу необходимо следовать правилам, таким как правило третей или более сложная его версия — золотое сечение. В этом, как правило, помогают современные камеры — на многих девайсах в видоискателе имеется встроенная сетка, разделяющая экран на 9 частей. С ее помощью очень просто понять, где именно стоит расположить объект, чтобы изображение получилось ровным.
Учитывать необходимо и естественное искажение, которое становится результатом использования широкоугольного объектива.
Так или иначе, основная цель фотографа в том, чтобы внимательно улавливать то, что находится в видоискателе. Это можно сделать как заранее, так и непосредственно во время съемки. Главное — не бояться пробовать и делать фото до тех пор, пока желаемый результат не будет достигнут.
Формы, как известно, не требуют цвета. Поэтому иногда обилие цветов только отвлекает от великолепно выстроенной композиции.
Если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда цвета в кадре слишком много, не спешите переходить на другую локацию или менять объект съемки. Попробуйте перевести фотографию в монохром.
Это сразу выявляет свет и тень, фокусируя внимание зрителя на композиции и линиях, которые присутствуют на фото.
Однако, принимая решение о переводе фото в черно-белый формат, стоит учитывать два существенных момента. Первый — насколько важен фотографии цвет? Иногда цвет — это один из самых важных элементов архитектурного сооружения, поэтому его утрата может негативно сказаться. Второй — насколько важна форма. Если форма преобладает над цветом, тогда черно-белый формат фотографии подойдет.
В любом случае, определиться со стопроцентной уверенностью вы сможете только после того, как испробуете оба варианта.
Современные фотографы не любят выставлять напоказ тот факт, что многие из них используют средства пост-обработки. Тем не менее, ничего зазорного в этом нет. Напротив, иногда и специальное по, и соответствующие приложения помогают добиться результата, которого вручную при помощи одной лишь камеры получить не удастся.
Разумеется, для того, чтобы возможности пост-обработки были шире, всегда нужно снимать в формате RAW. Позже, это даст вам опцию подтянуть экспозицию, исправить мелкие недочеты и так далее. Не стоит стесняться и кадрирования, поскольку нередко в процессе съемок рождается кадр, который цельно не так хорош как в деталях.
Здесь же мы имеем возможность исправить искажение, вызванное объективом, хроматические аберрации и виньетирование.
По традиции, наш главный совет — снимать, снимать и еще раз снимать. Ведь только при помощи практики можно достичь совершенства.
Как правильно фотографировать здания?
Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку.
Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света.
Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.
Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.
Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.
Основные правила и советы
У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни.
А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет.
Таких «традиций» сложилось множество.
Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:
- правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
- выбор времени суток, года и погоды;
- композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
- естественное освещение;
- необходимое оборудование;
- настройки камеры.
Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.
Выбор ракурса при съемке архитектуры
Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:
- Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;
- Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
- Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
- Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
- Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
- Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
- Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
- Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.
Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.
Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.
Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью.
Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории.
Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:
- Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.
- Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
- Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.
Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками.
Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение.
Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.
Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.
Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.
Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент.
Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы.
Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.
Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.
Использование естественного света при съемках зданий
Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.
Основные моменты при подборе освещения:
- пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
- свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
- свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
- если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
- тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
- смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.
- Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.
Технические параметры камеры и необходимое оборудование
Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:
- Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.
- Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.
Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.
- Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
- Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.
Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO — здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400.
Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим.
Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.
Типичные ошибки начинающего фотографа
Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:
- Завал горизонта непростителен ни на одной фотографии, а для архитектурных съемок — вдвойне. Здание сразу потеряет свой вид и картинка не получится. Избежать ошибки поможет встроенная линейка или отметка линии горизонта, в виде горизонтального уровня поверх изображения на дисплее. Так можно сразу понять, куда двигать камеру для корректировки горизонта.
- Искажения геометрии зданий могут быть художественным эффектом, или ошибкой фотографа. В таком случае нужно отойти дальше от объекта или подвигать камерой, некоторые моменты можно исправить одним движением руки.
- Неправильный ракурс может испортить даже самую интересную задумку. Посмотрите как выглядит кадр на пробных снимках, подкорректируйте ситуацию на месте перед съемкой.
- Отрезание части здания смотрятся нелепо, особенно, когда это кусок крыши или часть фундамента. Если сооружение не умещается полностью, то следует отойти подальше, сменить ракурс или снять только какой-то элемент.
- Много отвлекающих деталей в кадре делают фото шумным, а там должна быть история. Избежать ошибки можно, правильно подбирая время для съемок.
- Шаблонность для фотографа – путь в никуда. Запоминаются необычные снимки привычных вещей, игры с правилами и стандартами, дерзкие и смелые решения. Приходит такое видение с опытом.
Где снимать нельзя?
По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:
- В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.
- Список государственных учреждений, где полностью запрещена съемка не так велик – закрытые военные объекты и помещения Кремля, здания суда и исправительные учреждения изнутри, комнаты для заседания Государственной Думы в момент нахождения там служащих, объектов Федеральной Таможенной Службы.
- Ограничена съемка возле государственной границы, зданий Минтопэнерго, административных помещений Ространснадзора.
Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.
Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% — впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.
- А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:
- здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
- некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
- камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
- используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
- подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;
- кроме съемок снаружи, есть еще снимки внутреннего устройства зданий – это тоже архитектурная фотография;
- снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.
Городские пейзажи в объективе — как снимать архитектуру?
Архитектурная съемка — популярный сегодня жанр в фотографии. Его целью является получение эффектных снимков различных зданий, сооружений, памятников архитектуры и городских пейзажей.
Такие фотографии используются в рекламе недвижимости, продвижении городских и туристических достопримечательностей, для оформления билбордов и журнальной продукции.
Кроме этого, аккаунты в социальных сетях, посвященные городской геометрии, завораживают миллионы зрителей.
{«id»:276647}
Рустам Шагиморданов (instagram.com/tomrus) — фотограф, путешественник и блогер. Побывав на его странице в Instagram, хочется возвращаться туда снова и снова. Необычные цветовые сочетания и архитектурные линии покорили аудиторию. В июне Рустам провел мастер-класс в формате фотопрогулки в Академии re:Store. Маршрут проходил по знаковым местам районов Краснопресненский и Новый Арбат.
Первое, что нужно сделать на локации — выбрать наиболее удачный ракурс объекта. На это нужно потратить время, поискать угол съемки, дождаться освещения и многое другое. Например, здания лучше всего снимать снизу — это поможет передать монументальность.
Снято на iPhone Рустам Шагиморданов
Рустам советует фотографировать архитектуру на сверхширокоугольную камеру или использовать в качестве альтернативы режим «Панорама». При съемке он прибегает к трем основным композиционным правилам:
- Правило ведущей линии. Линия, которая ведет к главному объекту снимка.
- Фрейминг — обрамление. Это рамка в естественной среде, например, забор или куст.
- Симметрия. Самый лучший инструмент в архитектурной съемке, т.к. здания в большинстве случаев симметричны.
Снято на iPhone Рустам Шагиморданов
Человеческий глаз воспринимают окружающее пространство иначе, чем матрица камеры. Это нужно учитывать. Включенная сетка в режиме «Камеры» на iPhone поможет правильно построить композицию кадра. Благодаря ей фотограф, особенно начинающий, быстро понимает и легко ориентируется в объектах съемки. Это очень полезная фишка, которая поможет выстроить композицию по правилу третей.
Настройка экспозиции — еще один полезный лайфхак. Нужно пальцем захватить на экране телефона главный объект, дождаться автофиксации и потянуть ползунок экспозиции вниз. Это облегчит последующую обработку фотографий. Лучше, если они будут чуть темнее, чем засвечены. Пересвет в кадре почти невозможно исправить.
Благодаря мобильной технике и развитию камер на смартфонах вхождение в нишу фотографии стало ближе и доступнее. Телефон всегда под рукой, а это позволяет практиковать навык поиска кадров почти постоянно. И сейчас можно не только снимать, но и обрабатывать фотографии так, чтобы они были не отличимы от снимков на профессиональную технику.
Снято на iPhone Рустам Шагиморданов
Когда нужно снять какой-то конкретный объект, его стоит разместить в центре кадра. Все побочные детали будут только обрамлять и дополнять. Необходимо их комбинировать с главным объектом. Например, можно аккуратно добавить передний план с помощью какого-то небольшого элемента.
Если перед зданием разместить цветы, зелень или фонарь, то оно будет смотреться эффектнее и масштабнее. При этом у зрителя должно быть точное понимание, на что именно нужно смотреть. Стоит прямо указывать на объект. Цель фотографа заключается в том, чтобы зритель остановил свое внимание на фотографии.
Аудиторию нужно чем-то зацепить, а сделать это можно какой-то одной точной деталью. Не стоит все мешать в одну кучу.
Снято на iPhone Рустам Шагиморданов
В кадре не должно быть много свободного пространства, которое не несет в себе смысловой нагрузки. Если объект не удается расположить симметрично, можно использовать его отражение. Это позволит заполнить пустоту кадра, но не перегрузит его. Для этого подойдет любая зеркальная поверхность: стекла, зеркала, витрины и т.д. Также можно снять отражение объекта в воде, например, в фонтане.
Снято на iPhone Рустам Шагиморданов
Рустам подготовил список топовых приложений из App Store для работы с фото и видео. Подборку можно найти в описании к видео с фотопрогулки с на канале Академии re:Store
Актуальное расписание лекций и мастер-классов
{«contentId»:276647,»count»:0,»isReposted»:false}
{«id»:276647}