Мы уже говорили о том, что никакое описание местности не может создать у читателя правильное о ней представление, какое дает топографическая карта.
Именно карта служит наземным путеводителем при движении по дорогам и без дорог, днем и ночью по незнакомой местности. Знание ее и умение пользоваться ею необходимо всем, но особенно путешественникам, туристам, изыскателям, геологам, геодезистам, военным.
Надо уметь сопоставлять ее с местностью, но самое главное, уметь ориентироваться на местности по карте.
Напомним еще раз, что ориентирование но карте (аэроснимку) складывается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.
Что такое ориентирование карты? Ориентированием карты называется придание ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором все направления на ней были бы параллельны соответствующим направлениям на местности, а верхняя (северная) сторона ее рамки обращена на север. Ориентирование карты производится главным образом по линиям местности и ориентирам. И только лишь там, где их нет или не видно, карту ориентируют по компасу.
Ориентирование карты по линиям местности и ориентирам осуществляется следующим образом. Если вы находитесь на участке местности, где имеется прямолинейный участок дороги, карту рекомендуется ориентировать по дороге.
Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение дороги на ней совпало с направлением дороги на местности, а изображение всех других местных предметов, расположенных справа и слева дороги, находились с тех же сторон и на карте.
На рисунке 51 показано два варианта ориентирования карты по дороге (а) и по направлению на
ориентир (б). Преимущество такого способа ориентирования карты по дороге заключается в том, что он обеспечивает быстроту и точность ориентирования и не требует ввода поправок.
Он является основным способом ориентирования при движении на автомобилях и другой технике. На закрытой (лесистой) местности, а также на местности, где мало или совсем нет линейных ориентиров, этот способ не приемлем.
В этом случае ориентируют карту по направлениям на ориентир.
Если ваше местоположение на карте известно (например, перекресток дорог, мост, курган и т. п.), то карту ориентируют по направлению на любой видимый ориентир, обозначенный на карте.
Для этого прикладывают линейку (или карандаш) к двум точкам на карте (точка нашего стояния — перекресток дорог на рисунке 51, б и ветряная мельница — ориентир) и, смотря вдоль линейки, поворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования.
Если и такой возможности нет на местности, то для ориентирования карты используют компас. Имеется три способа ориентирования карты по компасу.
Первый способ. Если величина магнитного склонения для данного листа карты менее 3°, ее ориентируют по компасу без учета магнитного склонения. В этом случае карте придают горизонтальное положение.
Накладывают на нее компас направлением С — Ю вдоль меридиана (западная или восточная рамка карты) так, чтобы буква «С» находилась на севере карты, и освобождают тормоз магнитной стрелки.
Осторожно вращая карту вместе с компасом, подводим букву «С» на лимбе компаса под конец магнитной стрелки — карта сориентирована.
Второй способ. Если величина магнитного склонения для данного листа карты более 3°, то карту ориентируют по компасу с учетом магнитного склонения. При этом все делают то же самое, что и при первом способе.
Но затем вращением карты подводят под северный конец магнитной стрелки то деление на лимбе компаса, которое соответствует величине и знаку магнитного склонения, указанного в зарамочном оформлении карты. На рисунке 52, а показано первое действие—как правильно устанавливать компас на карту, когда она еще не ориентирована. Затем показано второе положение карты (рис.
52, б), когда она повернута так, что северный конец стрелки компаса совпадает с буквой «С» (север) на лимбе. В этом случае карта ориентирована, но без учета магнитного склонения.
На рисунке 52, в выполнено третье, и последнее, действие, то есть карта повернута так, что северный конец стрелки компаса совпал с цифрой Н-15° на лимбе компаса, то есть соответствующему восточному магнитному склонению, а если бы это было западное магнитное склонение, то карту надо было бы повернуть так, как показано на рисунке 52, г.
Третий способ. Часто при работе на местности карта бывает сложена так, что боковые стороны ее рамки оказываются завернутыми внутрь ее.
В этом случае для ориентирования карты вместо боковой стороны ее рамки можно воспользоваться вертикальными линиями километровой сетки, на одну из которых и устанавливают компас по тем же правилам, что и на боковую сторону рамки.
При этом для точного ориентирования карты устанавливают ее так, чтобы северный конец стрелки компаса показывал цифру на лимбе компаса, соответствующую величине и знаку поправки (П).
Следующий элемент ориентирования на местности по карте — определение точки своего местонахождения. Здесь также могут использоваться различные способы.
По местным предметам. Проще всего это сделать, когда находишься рядом с каким-либо ориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, отдельный камень, характерный выступ леса и т. п.). Место расположения условного знака на карте и будет указывать искомую точку нашего местонахождения.
По ближайшим ориентирам на глаз. Это простейший и основной способ приближенного определения на карте точки своего местонахождения. В этом случае карту надо сориентировать и опознать на пей и на
местности один-два ориентира. Затем определяют на глаз свое местоположение относительно этих ориентиров на местности и наносят свое местонахождение на карту. Например, сделав остановку на открытой местности (рис. 53), вы заметили, что в направлении вашего движения видно дерево, а слева под прямым углом — поворотный столб линии связи.
Сориентировав карту, вы нашли на ней изображение дерева и угол поворота линии связи. Затем, определив глазомерно, что дерево находится от вас примерно на расстоянии 400 м, а угол поворота линии связи на расстоянии 200 м, отложим эти расстояния на карте так, чтобы между ними был примерно прямой. Вы найдете свое местонахождение на карте.
Промером пройденного расстояния. Этот способ применяется при движении по дороге, тропе, просеке или по любой другой линии местности, обозначенной на карте (берег реки, опушка леса, линия связи и т. п.
), а также при движении по прямой в каком-либо определенном направлении (например, на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости — в направлении по заданному азимуту).
Особенно он полезен в условиях плохой видимости и на местности, закрытой или бедной ориентирами. Начав движение от какого-либо опознанного на местности и карте предмета (мост, перекресток дорог, опушка леса и т. п.), вы ведете счет парам шагов.
В этом случае точку вашего местонахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по данному направлению движения.
Пример. Пройдя по дороге (рис. 54) 200 м от моста в направлении на тригонометрический пункт, турист остановился. Отложив пройденное расстояние от моста, он получил на карте точку своего местонахождения.
Засечкой по ориентирам. Этот способ наиболее пригоден для открытой местности и в условиях хорошей видимости. При движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира засечка точки своего местонахождения осуществляется следующим образом (рис. 55).
Ориентируем карту и опознаем на ней ориентир, видимый на местности с данной точки. Затем накладываем на карту линейку (или карандаш) к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, поворачиваем ее вокруг условного знака.
Точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги, на которой мы находимся, и будет на карте искомой точкой нашего местонахождения.
Определение точки нашего местонахождения упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с данной точки (рис. 56).
Тогда искомая точка нашего местонахождения на карте определяется пересечением дороги, на которой мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии нашего движения. Во втором случае — с прямой, проходящей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется даже ориентирования карты, ни визирования на ориентиры с помощью линейки.
При движении вне дорог и по направлениям, не обозначенным на карте, определение своего местонахождения определяется обратной засечкой минимум по двум ориентирам.
Для этого находят на местности в разных направлениях, под углом не менее 30° друг от друга и не более 150°, два местных предмета, которые имеются на карте.
Карту ориентируют по компасу, а затем поочередно визируют на каждый ориентир и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего местонахождения (рис. 57).
Третьим элементом ориентирования по карте является сличение ее с местностью. Сличить карту с местностью — это значит найти на ней изображение расположенных вокруг точки нашего местонахождения местных предметов и элементов рельефа и, наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте.
Сличать карту с местностью приходится постоянно при ее ориентировании и работе с ней на местности. Это позволяет быстро и полно изучать местность, выявлять происшедшие на ней изменения, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, определять расстояния до них и т. д.
- Для того чтобы найти на карте изображение предметал наблюдаемого на местности, надо:
- — сориентировать карту и определить на ней точку своего местонахождения;
- — сохраняя ориентировку карты, повернуться лицом к предмету, положение которого надо найти на карте;
- — мысленно провести линию от своей точки местонахождения на предмет, видимый на местности, оценить на глаз расстояние до него и отложить его в масштабе карты от точки своего местонахождения по направлению на предмет;
- — на отложенном расстоянии найти на карте изображение определяемого предмета.
Пример. Ца рисунке 58 с точки нашего местонахождения за лесом видна высота. На карте за лесом в этом направлении за условным знаком леса изображено несколько высот. Сориентировав карту и приложив линейку к точке нашего местонахождения, мы визируем на видимую на местности высоту. Проведя вдоль линейки линию, определяем, какая высота видна за лесом.
Чтобы решить обратную задачу, то есть узнать на местности объект, изображенный на карте, нужно также сориентировать карту и найти на ней точку нашего местонахождения. Затем определяем по карте на глаз расстояние до искомого предмета и направление на него и по этим данным отыскиваем его на местности.
Таковы основные элементы ориентирования на местности с помощью карты и компаса. Несколько слов об ориентировании по карте в движении (на автомобиле, мотоцикле).
Ориентирование с помощью карты в движении сводится к отысканию ориентиров, изображенных на карте вдоль маршрута движения. Ориентирование на автомашине имеет свои особенности. Во-первых, внутри и вблизи машины нельзя использовать компас; во-вторых, скорость движения создает неудобства в сличении карты с местностью; и, наконец, с машины ограничена видимость местности.
Чтобы уверенно двигаться по намеченному пути и точно выйти к конечному пункту, надо перед маршем подготовить карту и определить данные для движения. Обычно на карту пунктиром наносят маршрут движения. Затем наносят местность вдоль маршрута и выбирают ориентиры, по которым будет проверяться правильность выдерживания направления движения.
При выборе их предпочтение отдается отдельным подробностям рельефа, а также местным предметам, которые слабо подвержены изменениям. Ориентиры выбираются как на самом маршруте, так и по сторонам маршрута на расстоянии, при котором можно хорошо видеть их во время движения. Ориентиры намечаются на всех поворотах маршрута и на длинных прямолинейных участках.
Если местность полузакрытая и движение будет проходить по грунтовым дорогам, то расстояние между ориентирами не должно превышать 1—3 км. После этого определяется расстояние до ориентиров от начальной точки нарастающим итогом (то есть такой-то ориентир на таком-то километре и т. д.
) и переводится в показания спидометра машины (прибора, показывающего количество пройденных машиной километров). Эти расстояния рекомендуется подписать на карте. Подготовленная таким образом, карта для удобства пользования в движении складывается «гармошкой» вдоль маршрута (то есть сргнутой по длине маршрута несколько раз и легко раскрываемой на любом нужном вам участке маршрута).
Карту во время движения нужно держать перед собой всегда в ориентированном положении, то есть повернутой по оси движения. Если движение ведется вне дороги, то карту ориентируют по дальним ориентирам.
Работа в пути по выдерживанию маршрута сводится к отысканию на местности ориентиров, обозначенных на карте, и к последовательному передвижению от одного ориентира к другому. Наличие на машине спидометра дает возможность учитывать пройденный путь, что значительно облегчает отыскание на местности намеченных ориентиров.
Итак, мы рассмотрели основные вопросы ориентирования на местности с картой и без нее, с компасом и без компаса, и теперь можно приступить к изучению способов движения на местности, и главного из них — движения по азимутам.
View the entire series
Ориентирование по карте
Карта – главный инструмент в спортивном ориентировании. Это проверенный и надежный путеводитель, помогающий быстро определить местоположение, выбрать ориентиры, выстроить идеальный маршрут.
Карты используют туристы, спортсмены, военные, мореплаватели. С изобретением GPS значение карты не снизилось – техника применяется в связке с топографическими картами.
Ориентированием карты принято называть расположение ее таким образом, чтобы все векторы, линии и ориентиры совпадали с местностью, а северная часть карты была направлена на север.
Разновидности карт
Карты различаются в зависимости от их предназначения. Бывают карты топографические, гидрографические, рельефные. У каждой карты есть свой масштаб. В ориентировании используются спортивные карты масштабом 1:20 000 со специальными значками, разработанными Международной федерацией спортивного ориентирования.
Карты для ориентирования во всем мире примерно одинаковые – человек, знакомый со значками МФСО, спокойно сможет их прочитать.
Карта для спортивного ориентирования
В чем состоит принципиальное различие между топографической картой и спортивной? На топокарте все указано максимально подробно – леса обозначены зеленым цветом, на бумагу тщательно внесены все топографические названия.
Разработчики спортивных карт упростили их до предела. Зачем участнику соревнований по ориентированию знать названия речушек, деревень и оврагов мимо которых он пробегает? Подобная информация усложняет процесс чтения карты, делает ее неудобной. Зеленый фон «прячет» от глаз штриховку троп, дорог и болотистых мест, делая быстрое передвижение по местности невозможным, а то и попросту опасным.
На картах для ориентирования лесистые места обозначены белым цветом, а открытые пространства – желтым. Зеленым на спорткартах обозначают опасные участки. Прочие рисунки на спортивных и топографических картах, в принципе, аналогичны.
Топографические карты – Новосибирск
Для ориентирования на местности можно использовать обе эти разновидности карт, но спортивные, конечно, удобнее.
Что потребуется для ориентирования
Способов ориентирования множество, и они зависят от наличия у человека различного инвентаря. Основных способов четыре:
- использование карт;
- применение компаса;
- ориентирование по звездам;
- использование в качестве ориентира местных предметов.
Чаще всего для ориентирования используются карты. Карта позволяет быстро распознать ключевые точки на местности, узнать свое местоположение.
Для успешного ориентирования недостаточно инструментов. Необходимы также знания о том, как правильно расположить карту на местности.
Как ориентироваться по карте
Сориентировать карту на местности можно, определив основные векторы и ориентиры.
Например, при нахождении рядом с прямой дорогой карту рекомендуют расположить так, чтобы линия дороги на карте совпала с реальным направлением.
После того, как турист произведет эту несложную манипуляцию, основные местные предметы синхронизируются. Способ достаточно точный, не требующий корректировок; его часто используют автомобилисты.
В лесной или таежной зоне видимых ориентиров нет, поэтому вышеописанный способ не годится. В данном случае используется ориентирование карты по направлению на местный предмет. Мысленно рисуем вектор от точки нахождения до известного нам ориентира на местности. По этой линии и осуществляется дальнейшее ориентирование.
На местности, не имеющей ориентиров, используется компас. Устройство кладут к рамке карты так, чтобы вектор «север-юг» на компасе совпал с вертикальной полосой на карте.
Умение определить свое местоположение – ключевой фактор успешного ориентирования. Самый простой способ – отыскать на местности изображенный на карте ориентир. Это может быть дорога, мост, овраг. В других ситуациях местоположение примерно определяют замером преодоленного расстояния, засечкой относительно местного предмета.
Ориентирование по компасу
Правильно сориентировав карту, турист точно узнает, где расположен север. Сориентированную карту нужно держать по ходу своего движения.
Подводные камни ориентирования
Многие современные туристы в ориентировании предпочитают доверять исключительно GPS-навигатору и компасу. Конечно, карты с собой они тоже берут – и порой это решение спасает им жизнь. Конечно, карты должны быть качественными, поэтому покупать продукцию неизвестных производителей не следует.
Одним из крупнейших подводных камней ориентирования является использование карт неправильного масштаба. Например, в альпинизме применяют карты 1:100 000, другой масштаб создаст трудности при ориентировании на местности. А если учесть, что в горах компасы не работают, а навигаторы быстро теряют заряд аккумулятора – туристы могут оказаться в весьма неприятной ситуации.
Помехи при ориентировании создают туман, снегопад, изменения погоды. В этих условиях с определением своего местоположения на местности ошибаются даже профессионалы.
И помните, навыки ориентирования на местности необходимы не только спортсменам и туристам, но и обычным людям. Сориентировав карту, можно быстро и без проблем добраться до нужного места.
Советы ориентировщику. Секреты спортивного ориентирования
Среди людей, которые хотели бы научиться такому спорту, как спортивное ориентирование существует мнение, будто владение компасом — самое трудное и сложное. Мне кажется такое мнение совершенно неверно. Для того, чтобы освоить принципы правильного обращения с компасом нужно освоить лишь несколько простых движений руками, обнаружив при этом лишь немного ловкости пальцев.
Работа с компасом
Среди людей, которые хотели бы научиться такому спорту, как спортивное ориентирование существует мнение, будто владение компасом — самое трудное и сложное. Мне кажется такое мнение совершенно неверно. Для того, чтобы освоить принципы правильного обращения с компасом нужно освоить лишь несколько простых движений руками, обнаружив при этом лишь немного ловкости пальцев.
Существует множество типов компасов, разработанных специально для употребления в спортивном ориентировании. Они могут быть заполнены как воздухом, так и специальной жидкостью.
Жидкостные компаса безусловно лучше, т.к. стрелка в жидкости быстро занимает устойчивое положение. Воздушный компас стоит сравнительно дешево и им могут пользоваться начинающие ориентировщики. Но более опытным и тем, кто участвует в соревнованиях необходим жидкостный компас, позволяющий экономить время и уверенно держать направление во время движения по азимуту.
Стрелка компаса окрашена в два цвета. Красный цвет указывает на север, а белый (или черный) — на юг. Наиболее распространены два типа компасов — на платформе и «пальчиковый», который крепится на большом пальце руки Компас представляет из себя прозрачную платформу с укрепленной на ней вращающейся колбой с компасом.
На платформе, в зависимости от модели, могут находиться увеличительная лупа для чтения мелких деталей карты, отверстия для нарисовки старта и контрольных пунктов, счетчик количества шагов, обычная линейка, линейка для часто используемых масштабов карты, специальные направляющие параллельные красные линии используемые для движения по азимуту.
Компас, чтобы случайно не потерялся, крепится к руке при помощи специальной веревки или на большом пальце руки.
Для чего компас нужен ориентировщику?
- для того чтобы правильно сориентировать карту на север
- для бега по азимуту
Как правильно сориентировать карту?
Это самая простая и, наверное, самая важная цель использования компаса:
- возьмите карту горизонтально;
- положите на нее компас;
- вращайте карту до тех пор, пока на ней направление стрелок на север не совпадет со стрелкой компаса.
В таком положении карта должна быть сориентирована по местности. Так читать карту намного легче, также как и книгу легче читать, когда ее держать правильно, чем если она вверх-тормашками.
Насколько компас необходим?
Самым главным «инструментом» для выбора пути является человеческий ум. И единственный инструмент, которым еще разрешается пользоваться — это компас. Как уже говорилось, он нужен для правильного ориентирования карты на север и для движения по азимуту. Но бывает так, что во многих случаях продвижение по дистанции настолько легко что компас может и не понадобиться.
Основы техники спортивного ориентирования
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные «секреты», помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.
Компас
Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от 0 до 9
Прежде чем начинать осваивать технику ориентирования необходимо ознакомиться с условными знаками, разобраться в том, что такое спортивная карта.
Несколько простых советов начинающему спортсмену:
- установите компас на карте таким образом, чтобы продольная сторона платформы соединяла начальную и конечную точки маршрута;
- вращайте колбу компаса, пока красные линии на колбе не станут параллельны направлению меридиана на карте. Двойная риска на колбе должна смотреть в сторону севера!;
- снимите компас с карты и держите его перед собой так, чтобы продольная грань платформы смотрела от вас;
- поворачивайтесь вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки не окажется между двойной риской на колбе компаса;
- выберете далеко впереди какой-то ориентир и двигайтесь к нему, затем повторите все операции сначала.
Чтобы выдержать на местности азимутный ход, с определенным компасом, необходимо периодически делать «проверку» — засечку ориентиров по направлению движения.
Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход.
Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в «мешок» (к пересечению двух линейных ориентиров).
Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели.
При азимутном движении на расстояние больше 200 м не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение.
«Азимутное чутье» приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.
Измерение расстояний
Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте — на глаз или по шкале планки компаса, на местности — на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте — линейкой компаса, на местности — парами шагов.
Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения.
Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д.
Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.
Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели.
При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения — связь карты с местностью.
Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и «привязаться» к карте.
Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и «соскальзываний» на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.
Техника ориентирования
- Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя «критическая» скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
- Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: «Что является ориентиром-привязкой у конечной точки маршрута?» и ответить на него — определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
- Если с первого захода не удалось попасть в конечную точку движения, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что «привязка» взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
- Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо вспомнить о «критической» скорости.
- При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Как ориентироваться по топографическим картам: руководство
Ориентирование по карте
В прошлой статье мы рассказали о том, как ориентироваться по звездам. В этой же рассмотрим, как ориентироваться топографическим картам.
Рельеф, как правило, является базовым ориентиром для определения собственного месторасположения на местности.
Основные объекты ландшафта, такие как горы, холмы, низины или водоемы, могут послужить отправной точкой в желании определить верное направление дальнейшего движения, имея на руках топографическую карту.
В картографии различают формы рельефа в зависимости от их размеров.
- Макрорельеф — крупные природные объекты высотой (или глубиной) до нескольких сот или тысяч метров.
- Мезорельеф — средние формы рельефа с колебанием вершин до нескольких десятков метров.
- Микрорельеф — несколько метров в высоту — максимальная величина.
- Нанорельеф — незначительные рельефные образования высотой/глубиной несколько сантиметров (борозды, промоины, кочки и т. п.).
Формы рельефа бывают также положительными (холмы, горы) и отрицательными (долины, впадины).
На топографических картах они обозначаются следующим образом: мысленно представляем себе гору, рассеченную горизонтальными плоскостями.
Переносим то, что мы себе представили, на бумагу, и обозначаем это в виде замкнутых кривых линий, повторяющих форму основания горы, далее нескольких ее частей посередине и таким образом, доходим до вершины.
Топография
Таким же способом обозначаем и впадины. А чтобы мы смогли отличить на карте овраг от холма, проставляем на изображении объекта рельефа короткие черточки (бергштрихи). Если чёрточки направлены наружу области, заключенной в замкнутую кривую, это возвышенность, если внутрь, то, соответственно, наоборот.
Что касается определения по карте других элементов ландшафта, таких как реки, дороги и т. п., здесь все намного понятнее. Каким образом ориентироваться по топографической карте по рельефу? Для начала ищем на карте изображение рельефного образования и, внимательно осмотревшись по сторонам, находим этот объект в пределах видимости в режиме реального времени.
По засечкам
Если направление вашего передвижения идет параллельно какому-то протяженному объекту, таким, как дорога или линия электропередач, отмечайте, что находится по сторонам вашего пути. Чтобы все получилось правильно, карту нужно ориентировать по тому же направлению, которое совпадает с вашим.
Вдалеке выбираем рельефное образование или рукотворное сооружение. Его же отмечаем на карте. Далее, кладем линейку и ставим карандаш на избранный ориентир и поворачиваем линейку вокруг его изображения, пока ее направление не совпадет с направлением на выбранный объект. Место пересечения дороги с линейкой – это точка стояния.
Рекомендуем прочитать:
Как разжечь костер без спичек
Если ваш путь пролегает через местность, не помеченную на карте какими-то протяженными объектами, и точку стояния вычислить очень и очень сложно, выбираем на карте и местности два-три ориентира. Далее подобным же описанному выше способом, чертим направления на каждый из приглянувшихся ориентиров по линейке. Место пересечения данных линий и есть точка стояния.
Промером расстояний
Что это значит? Все очень просто, на самом деле. Этот способ означает то, что вам надо будет измерить парами шагов то расстояние, которое вы прошли или проехали (тогда спидометр вам в помощь) от ближайшего ориентира до точки, где вы сейчас находитесь. И далее, учитывая особенности масштаба карты, отложить вычисленное расстояние на карте в искомом направлении.
В движении на местности
В чем цель ориентирования в движении? Казалось бы – постой на месте, отдохни, оцени обстановку. Потому что суть ориентирования в движении – это визуальное фиксирование ближайших ориентиров.
Данный метод заключается в следовании разработанному маршруту и постоянном фиксировании мысленно и графически своего месторасположения на карте.
Засечками – если это пеший поход, и использования спидометра для этой цели – если вы движетесь на транспорте.
Чтобы правильно ориентироваться в движении, надо прежде всего грамотно подойти к вопросу выбора масштаба используемой карты.
Карты
Но это не единственный фактор, влияющий на успешный исход вашего турпохода. Прежде чем отправиться в рискованное путешествие, тщательно продумайте ваш маршрут, изучите местность, по которой вам предстоит передвигаться. Используйте карту среднего масштаба, где хорошо видны основные ориентиры как природные, так и нет.
Имейте в виду, что при передвижении на машине, за минуту можно преодолеть расстояние от 800 метров. На этом промежутке пути может находиться множество примечательных ориентиров, но мозг просто не успеет обработать такой поток информации за столь короткий промежуток времени.
Прокладывайте ваш маршрут вдоль трасс и шоссе, которые явно отображены на топографической карте. Запоминая окружающие ориентиры и, сопоставляя их, опять же, с тем, что изображено на карте, вы легко найдете выход к ним, если вдруг отклонитесь от намеченного направления и потеряетесь в лесу.Если в ближайшей видимости нет асфальтированной дороги, используйте грунтовую.
Рекомендуем прочитать:
Что такое лазертаг
Маршрут обозначьте на карте четко выделенной линией. Ориентиры отмечайте там же каждые пять-семь километров. Обведите их в кружок, подпишите, но так, чтобы обозначение не закрывало другие объекты. Если вы путешествуете не по совсем дикой местности, ориентируйтесь на блага цивилизации: мосты, переезды, населенные пункты, в конце концов.
Карту во время передвижения держите направлением по ходу вашего пути. При повороте в дороге поворачивается и карта. Можно с уверенностью сказать, что вы потерялись, если в поле вашего зрения нет ни одного ориентира, хоть отдаленно напоминающего то, куда вы вообще планировали двигаться.
В таком случае помогут навыки определения сторон света. На карте всегда указано их расположение. В зависимости от результатов ваших вычислений, ориентируется и карта. Если у вас под рукой еще и компас, найти верное направление не составит труда. А далее, пользуясь линейными ориентирами и опираясь на ваши знания, ищем точку стояния.
Порядок опознавания ориентиров
Попробуем систематизировать все вышеописанное. Сличить карту с местностью – это или визуально перенести на карту то, что вы видите вокруг себя, или, наоборот – понять, где в реальности находится то, что отображено на карте.
Во втором, для начала, нужно найти точку стояния способами, описанными выше, определить расстояние по карте, использовать рельефные образования в качестве помощников в поиске конечной цели, и только потом начать движение по выбранному маршруту.