Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

И снова здравствуйте, дорогие друзья! Отгадайте загадку!

Догадались? Вот вам подсказка! Это устройство, помогающее ориентироваться на местности, не заблудиться в лесу и найти обратный путь. Ну, конечно же, это компас!

Кто-то, может быть, улыбнётся: зачем сегодня простачок-компас, если в мире новейших технологий прокладывать дорогу можно современными навигаторами!

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Безусловно, нужно идти в ногу со временем и облегчать себе жизнь при помощи модных технических примочек. Но если вдруг в глухом лесу у супер-проводника сядет батарейка, а с собой запасной нет? Или откажет GPS-связь? Как тогда быть? Пусть это возможно не пригодится, но каждый из нас должен, по крайней мере, знать, как пользоваться компасом, чтобы легко воспользоваться им при необходимости.

Как появился компас?

Прежде чем научить вас правильно пользоваться этим простым прибором, хотелось бы кратко рассказать, кто придумал эту штучку, помогающую находить дорогу.

Как вы думаете, где родился компас? Вы не поверите, но здесь опять не обошлось без китайцев! По некоторым имеющимся фактам доисторические приборы для определения сторон света появились у них ещё до нашей эры. Позднее, с X века, китайцы использовали его для определения правильного пути в пустыне.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Из Китая компас перекочевал к арабским мореходам, которые так нуждались в проводнике. Намагниченный предмет, помещённый в воду, поворачивался к одной стороне света.

Европейцы обрели нужный прибор к XIII веку и усовершенствовали его. Итальянец Джойя сделал циферблат, а также разделил его на 16 частей. Кроме того, он закрепил стрелку на тонкой шпильке, а чашу прибора закрыл стеклом,налив туда воды.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

С тех пор прошло немало лет,  компас учёные всё время совершенствовали, но сама европейская идея сегодня не изменилась.

Какие бывают компасы?

Разновидности путеводителей связаны с тем, где их используют.

Магнитные приборы

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Содержат намагниченный элемент, который взаимодействует с магнитным полем нашей планеты, указывая на магнитные полюса. Наиболее распространённая модель была изобретена российским инженером Адриановым. Она названа по имени изобретателя. Это известные помощники туристов.

Электромагнитные приборы

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Работают за счёт магнитной индукции и применяются в самолётах, а также морских судах. Они не намагничиваются от металла, поэтому дают меньшую погрешность.

Гирокомпасы

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Работают с помощью особенного прибора под названием гироскоп. Это такое устройство, которое реагирует на изменение угла ориентации. Такие приборы применяют в судоходстве, а также ракетной технике.

Электронные компасы

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Это новинка последних десятилетий, которая уже больше смахивает на навигатор, так как ловит сигнал от спутника.

Как работает обычный компас?

Чтобы научиться ориентироваться, нужно понимать, что из себя представляет обычный компас, а также как он работает. Предлагаю рассмотреть всем известную адрианову модель.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Магнитный прибор состоит из корпуса и расположенной в центре иголочки, на которой держится стрелка. Чаще всего эта стрелка окрашена двумя цветами: один её кончик – синий, а другой – красный. Правильно работающий компас всегда синей стрелкой смотрит на север, красная же, соответственно, показывает точно противоположно — на юг.

Как по компасу определить стороны света в комнате. Как определить стороны света онлайн в квартире с помощью компаса

Самый элементарный метод – это посмотреть в окно на рассвете, когда солнце восходит или на закате, когда оно наоборот – заходит. Ведь всем известно со школы, что оно встает на востоке, а садится на западе. И в соответствии с этим, можно узнать, где север, а где юг.

Определить стороны света в квартире можно по компасу. Как он работает, обычно, тоже рассказывают в школе. Тем не менее, практике мало кто сталкивается с использованием этого изобретения. А процесс очень прост.

Мушка компаса устанавливается на нолик прибора, сам же компас держится горизонтально. Далее отпускаем тормоз магнитной стрелки и вертимся вокруг своей оси так, чтобы синяя часть стрелки остановилась на нуле. Там и будет у нас север.

Соответственно, сзади юг, слева запад, справа восток.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Компас

Если под рукой не оказалось компаса, его можно сделать самостоятельно. Для этого берется неметаллическая емкость, туда набирается вода.

Далее кладем в воду любой легкий предмет (например, кусочек бумажки или пенопласта), а сверху кладем иголку. С одной стороны ее кончик должен быть намагничен (потрите об волосы или шерсть).

В итоге намагниченным кончиком иголка развернется в сторону юга, а обычным – в сторону севера.

Можно определить стороны света по часам со стрелками, если на улице солнечная погода. Короткой стрелкой цельтесь в сторону солнца. Через угол между ней и числом 12 мысленно проведите биссектрису. Она покажет, где расположен юг.

Стороны света по часам

Как ориентироваться по компасу

Опубликовано Olga в 07.07.2019

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Компас уже много десятилетий остается основным средством ориентирования на местности.

Конечно, современные туристы часто пользуются навигаторами и другими цифровыми средствами для определения местоположения и составления маршрута.

К сожалению, технические новинки далеко не всегда можно использовать. Здесь на помощь и приходит обычный компас, с помощью которого можно найти путь в цивилизацию.

В сегодняшней статье мы расскажем, как ориентироваться по компасу правильно, чтобы определить стороны света, азимут или выбрать правильное направление движения.

Инструкция, как ориентироваться по компасу

Изначально прибор использовался только для определения сторон света, но если следовать определенным правилам, с его помощью можно сделать и множество других полезных для ориентирования вещей (рисунок 1).

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 1. Прибор отличается простотой использования

Ориентирование по компасу происходит так:

  1. Стрелка всегда указывает на север, поскольку она чувствительна к металлу. Учитывая эту особенность, главное правило инструкции к компасу гласит, что его нельзя использовать рядом с металлическими предметами, линиями электропередач или железнодорожными путями, так как показания будут искажаться.
  2. При использовании прибор обязательно нужно положить на ровную поверхность и постараться не двигать его. При этом есть специальные спортивные и военные модели, показания которых не искажаются, даже если человек бежит.
  3. По периметру прибора находится циферблат (лимб), на котором обозначены углы от 0 до 360 градусов.
  4. Стрелки окрашены в разные цвета. Если одна стрелка красная, а вторая синяя, то первая будет указывать на юг, а вторая на север. Однако в большинстве случаев окрашена только одна стрелка и именно она указывает северное направление.

Соответственно, если встать лицом по направлению, указанному стрелкой, то юг будет находиться за спиной, запад слева, а восток справа.

Как определить стороны света

Поскольку пользоваться компасом достаточно просто, с его помощью можно всего за несколько секунд определить, где находиться север и в каком направлении следует двигаться (рисунок 2).

Пользоваться обычным магнитным компасом особенно полезно в лесу, где нет хорошего обзора местности и невозможно определить, куда лучше идти.

Научиться пользоваться компасом для ориентирования несложно. Для этого следует помнить, что прибор реагирует на любые металлические предметы и его показания могут искажаться. Поэтому, даже если вы заблудились в незнакомой местности, нужно успокоиться и определить свое местоположение.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 2. Чаще всего устройство используют для определения сторон света

Для этого прибор укладывают на любую горизонтальную поверхность. Ладонь в данном случае не подходит, так как даже минимальная дрожь в руках может исказить показания. Лучше положить устройство на пенек. После этого нужно отпустить стопор, удерживающий стрелку и дождаться, пока она укажет в определенном направлении. Именно там и будет находиться север.

Чтобы проложить маршрут, нужно встать лицом в направлении, указанном стрелкой. Юг, соответственно, будет находиться за спиной, восток справа, а запад слева. Используя эту информацию, будет несложно выйти к цивилизации.

Ориентирование по компасу и карте

Если в вашем распоряжении есть не только компас, но и карта, можно использовать эти два предмета для более точного ориентирования на местности. К сожалению, без карты прибор позволяет определить лишь примерное местоположение (рисунок 3).

Читайте также:  Револьверы гроза все модели. травматический пистолет гроза

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 3. В комплексе с картой прибор позволяет достаточно точно ориентироваться

Пошагово этот процесс выглядит так:

  1. Компас прикладывают к боковой рамке карты.
  2. Теперь нужно повернуть карту вместе с прибором так, чтобы северная часть стрелки указывала на верхнюю рамку карты.
  3. При этом сама стрелка должна располагаться параллельно боковой рамке.

Так, глядя на карту, и ориентируясь на направление, указанное компасом, вы сможете определить, где находиться на местности объект, отображенный схематически на карте местности.

В лесу

Когда есть определенный объект на карте, определить северную ориентацию движения с помощью компаса очень просто. Но что делать, если карты под рукой нет? В этом случае сам прибор и определенные навыки в наблюдении помогут не заблудиться даже в совершенно незнакомой местности (рисунок 4).

Эти навыки особенно полезны, если вы отправились в незнакомый лес и боитесь не найти дорогу обратно.

Итак, для начала нужно найти ориентир: любой протяженный объект. Это может быть просека, река или дорога. Предположим, что вы стоите на краю просеки. От нее нужно удаляться в лес по примерно перпендикулярной линии.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 4. Устройство особенно полезно во время прогулок в незнакомом лесу

Немного удалившись от просеки, но оставив ее в поле зрения, нужно повернуться к ней лицом. Далее нужно достать компас, снять его со стопора и поворачивать, пока стрелка не укажет на нулевую отметку.

Теперь нужно провести воображаемую линию, проходящую по центру циферблата к просеке. Фиксируем градус (отметку на шкале) возвращения.

Противоположная сторона, на которую указывает окрашенная часть стрелки, будет показывать подходящее направление для движения в лес.

В дальнейшем, по мере углубления в лес, желательно периодически сверяться с правильностью движения аналогичным образом.

Определение азимута

Компасы, который используются для спортивного ориентирования, помогают точно определить направление по азимуту даже в самом густом лесу (рисунок 5).

Определение азимута – главная и первоначальная функция компаса, хотя туристы предпочитают использовать этот прибор только для определения местоположения ориентира на местности.

Для начала следует уточнить, что такое азимут. Это угол в градусах, который находится между севером (нулевой отметкой на шкале) и выбранным объектом на карте или местности. Зная, как определить азимут, можно достаточно точно определиться с направлением движения.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 5. Определение азимута — весьма полезный навык ориентирования

Азимут отсчитывается только по часовой стрелке. Соответственно, если объект на местности будет отклонен от севера на один градус в сторону запада (против часовой стрелки), то его азимут будет равен 359 градусам.

Определение азимута проводится так:

  1. Компас укладывают горизонтально и отпускают стопор, чтобы привести в действие стрелку прибора.
  2. После того, как стрелка укажет на север, нужно сделать отметку на карте или найти визуальный ориентир этого направления.
  3. Далее компас поворачивают, чтобы он указывал на интересующий объект. Естественно, в процессе поворота компаса стрелка будет по-прежнему указывать на север. Поэтому нужно визуально провести через центр циферблата черту, которая и будет служить ориентиром.

Когда компас будет «смотреть» на нужный объект, останется только вычислить значение в градусах. Этот показатель и есть азимут. Запомнив его, можно будет успешно сориентироваться даже в абсолютно незнакомой местности.

Выбор направления

Даже самый обычный туристический компас поможет сориентироваться на местности, причем даже не всегда используя карту (рисунок 6).

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 6. Выбрать направление движения тоже можно с ориентиром на стороны света

Фактически, опытные туристы всегда рекомендуют, заходя в незнакомый лес, ориентироваться на север. Тогда запад будет находиться слева, а восток справа. Соответственно, двигаясь все время на север, вы потом сможете без проблем вернуться обратно, идя в обратно направлении, то есть на юг.

Если есть необходимость сориентироваться на местности более точно, придется все же определять азимут, а в идеале – использовать карту.

Определение текущего местоположения

Компас – незаменимый прибор в том случае, если ориентироваться на местности вы не умеете, и заблудились в незнакомом лесу. К счастью, при помощи этого прибора и некоторых простых навыков вы сможете понять, где вы находитесь и как найти дорогу обратно.

В данном случае кроме компаса понадобится еще и карта, поэтому, отправляясь в незнакомое место, обязательно возьмите ее с собой. Без нее точно ориентироваться не получится.

В основе данного метода лежит определения азимута на два ориентира с помощью магнитного компаса. Нужно выбрать два объекта на местности и выстроить от них лучи с помощью магнитной стрелки и карты. Пересечение этих линий и будет соответствовать вашему текущему местоположению.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасуРисунок 7. Прибор поможет определить местоположение на местности

Когда ваше положение на местности определено, можно использовать ту же схему для вычисления азимута и составления точного направления движения.

Особенности использования различных компасов

Выбор компаса – весьма важная задача, особенно, если вы отправляетесь в незнакомую местность и боитесь заблудиться. Конечно, можно установить специальное приложение на Андроид или Айфон, но такие компасы в телефоне далеко не всегда оказываются точными. Кроме того, у гаджета может просто разрядиться батарея, и использовать его для ориентирования будет невозможно (рисунок 7).

Более надежными считаются магнитные или армейские модели. Они изготовлены из прочных материалов, устойчивых к ударам и механическим повреждениям, а их работа практически не зависит от внешних факторов.

Естественно, не стоит пользоваться устройством рядом с линиями электропередач или железными дорогами, так как они искажают показания прибора. Но, если вы используете компас для ориентирования, скорее всего, вы будете применять его в диких местах, где нет подобных помех. Больше детальной информации по ориентированию вы найдете в видео.

Как научить ребенка пользоваться компасом | Юнилайн

Вернуться в блог

В любых рекомендациях по сборам в поход вы найдете пункт: обязательно возьмите с собой компас. Но от компаса не будет никакого толку, если прежде не научить ребенка им пользоваться. Как это сделать?

Никогда не знаешь, какая информация пригодится ребенку. Казалось бы, ну зачем современным детям знать, как работает компас? Но в любом случае, даже если вы не ходите в походы и не боитесь потерять чадо в лесу, эта информация для общего развития не помешает.

Знакомство с прибором

Если малыш уже знаком со сторонами света (если нет, то знакомство с прибором придется отложить), расскажите ему про северный и южный полюсы, покажите их на карте, объясните, что на карте северный всегда сверху, а южный — снизу.

Затем возьмите магнит и проведите аналогию, расскажите, что Земля — это тоже такой большой магнит, у которого есть разные полюса. Какую роль в этом играет компас? Он показывает своей красной стрелкой на северный магнитный полюс Земли.

Дети любят исследовать новое, поэтому дайте им познакомиться с этим предметом. Научите правильно его держать — на горизонтальной ладошке, прижатой к гуди.

Проведите несколько экспериментов: как меняется направление стрелки, когда малыш стоит на месте, крутится вокруг себя, ходит от одного предмета к другому? Лучше, конечно, проводить это знакомство на природе, чтобы ребенок сразу почувствовал полное погружение.

Здесь же можно будет понаблюдать за другими признаками определения сторон света: самое простое — мох на деревьях растет с северной стороны, а больше ветвей у деревьев — на южной.

Когда вы понаблюдали за движением стрелки, можно приступать к самому обучению. Детям, особенно маленьким, не очень будут интересны скучные факты, зато увлекательная игра с поиском сокровищ — очень даже! Скажите ребенку, что чтобы найти спрятанные сокровища, нужно всего лишь научиться пользоваться этим прибором.

Читайте также:  Определить координаты на местности. Определение координат точек местности (объектов)

Расскажите, что путешественники и мореплаватели всегда использовали компас, и с его помощью сделали много удивительных открытий! Затем предложите сделать свое открытие прямо сейчас (разумеется, сначала “клад” придется закопать в определенном месте).

Детские компасы иногда сделаны, как игрушки, поэтому скучно точно не будет.

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Как ориентироваться по компасу

Магнитная стрелка всегда показывает на север. Как использовать эту информацию? Кроме этого всем известного факта, обратите внимание на то, что корпус прибора должен двигаться. В этом и заключается секрет работы устройства. Как ориентироваться на местности, если вы с ребенком, например, находитесь в лесу:

  1. Определите, откуда вы пришли. Для этого, только войдя в лес, повернитесь лицом к дороге, по которой вы отправитесь домой.
  2. Положите компас на ладошку или на горизонтальную поверхность. Поверните корпус так, чтобы “северная” стрелка показывала на 0.
  3. Теперь вы увидите, на какое направление нужно ориентироваться, чтобы выйти из леса: на это будет указывать деление, стрелка, врезка или другая отметка, расположенная в верхней части корпуса. Попросите ребенка запомнить число: на него нужно будет ориентироваться по дороге домой.

Компасы бывают разные: есть и те, у которых не вращается корпус. По таким ориентироваться бывает сложнее, но это тоже возможно. Нужно просто запомнить, откуда вы пришли, а обратно возвращаться в противоположном направлении (хорошо, что у стрелки два конца).

Бывают и те приборы, которые сами все для вас определяют — мы говорим о компасах на гаджетах.

Часто это встроенный софт на телефоне, но есть и детские приложения-компасы, оформленные в мультяшном стиле, с обучающими подсказками, чтобы малыш быстрее научился ориентироваться.

Компас. Ориентирование по компасу. Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока

УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.

  • Место урока в теме: 3 урок в теме «Как человек открывал и исследовал Землю»
  • Тип урока: получение новых знаний
  • Формы работы: в парах, групповая, фронтальная
  • Цель урока: научить пользоваться компасом и ориентироваться с помощью компаса
  • Задачи урока:
  • Познакомить с  понятием «ориентирование»
  • Познакомить с компасом
  • Развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
  • Способствовать активизации познавательного интереса обучающихся

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 2 класс (автор Е.В.Саплина и др.), компасы, листы бумаги в клетку,  цветные карандаши, памятки, таблица «Компас».

Содержание и технология урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Актуализация знаний обучающимися (вспомнить известные знания)
  1. – Прозвенел опять звонок, начинается урок. Ты проверь, дружок, В порядке ручки,
  2. Книжки и тетрадки?
– Вспомните тему предыдущего урока. Стороны горизонта Личностные
– Надеюсь, вы их запомнили. Откройте тетради (с.22), выполните задание 3 (отметить красным карандашом основные стороны горизонта, синим – промежуточные) Работа в рабочих тетрадях Познавательные
– Откройте учебник на с.46 и проверьте свою работу. Самопроверка Личностные
– Сегодня мы отправимся в путешествие в лес! Приготовьте листочки в клеточку. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1 клетке. Начнём путешествие из точки О. Выйдя, из точки О, мы в первый день  пошли на север. Во 2 день – на запад. В 3 день мы пошли опять  на север. В 4 и 5 шли на восток. В 6 и 7 – на юг. В 8 – на запад. Дети работают индивидуально на листах
– Куда мы пришли? Откуда пошли в путешествие Познавательные
Целеполагание  (определение темы урока, постановка цели и задач урока) – Представьте, что мы пошли в настоящий лес и заблудились. Как нам выбраться? – Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса? Ответы детей Познавательные
– Значит надо продолжить разговор о сторонах горизонта. Поможет нам в этом один предмет. Нет
  • – Отгадайте загадку.
  • Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг,
  • На запад, на восток.
  • (таблица)

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу – Сформулируйте тему урока. – Какова же цель урока?

Компас Познавательные
– Чтобы научиться пользоваться компасом, надо еще что-то знать. Какой же план работы мы составим. Регулятивные
  1. Компас
  2. Научиться пользоваться компасом
  3. – Узнать как пользоваться компасом
  4. – Учиться находить стороны горизонта по компасу
Регулятивные
Изучение нового материала (развитие умения обобщать, наблюдать, делать выводы) – Компас поможет научиться точно находить стороны горизонта. Умение находить стороны горизонта называется ориентированием – Рассмотрим строение и принцип работы современного магнитного компаса. – Прочитайте на с.49 2 абзац и расскажите, что нового вы узнали. Рассматривание строения компаса в учебнике с. 49 Синий конец стрелки указывает на север, а красный – на  юг. Познавательные
– Рассмотрим компасы, которые лежат у вас на парте. Как же им пользоваться? Работать будем по памятке в паре. Памятка работы с компасом.

  1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
  2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
  3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Работа в паре с памяткой и компасом
  • Регулятивные
  • Коммуникативные
  • Познавательные
– Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад. Встаньте и покажите, где у нас север, запад… Практикум Личностные
Практикум по применению полученных знаний (формирование первичных умений на основе самоконтроля)
  1. – А теперь выполните задания в группах:
  2. 1 группа – определите, куда выходит дверь
  3. 2 группа – в какую сторону горизонта смотрят окна класса.
  4. 3 группа – определите местоположение классной доски.
  5. 4 группа – определите  местоположение шкафа.
Практическая работа в группе Коммуникативные
Проверка: защита лидеров групп Коммуникативные
Рефлексия
  • – Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?
  • – Выполнили ее?
  • – Какой прибор помогает ориентироваться в разных условиях?
  • – Какие задачи и выполнили ли их?
  • – Как пользоваться компасом?
  • – Оцените свою работу на уроке по критерию: умение пользоваться  компасом
  • Я умею хорошо…
  • Я затрудняюсь…

Я умею хорошо и могу научить другого…

Ответы детей Регулятивные Личностные
– Как вы думаете, а существуют ли другие способы ориентирования? – Об этом мы погорим с вами на следующем уроке. Ответы детей
Домашнее задание Рабочая тетрадь с.22 (№4), узнать у родителей о других способах ориентирования Личностные

Как пользоваться компасом для детей. Учимся определять направление по компасу

Тема урока:   Урок-экспедиция «В поисках старого клада»  «Компас»

Цели и задачи урока: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам,  провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи.  Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.

Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: ТСО:  мультимедийный проектор, ноутбук с ОС ВИНДОУС и офисным приложением Пауэр Поинт, экран, Для учителя: диски со сслайд-шоу,флажки-указатели (север, юг, запад, восток), «клад-сундук»

Для ученика: учебник-тетрадь 3 класс авторы: Чудинова Е.В.,  Букварёва Е.Н.,  кроссворды, конверты с заданиями, компасы.

Ход  урока.

— Любите ли вы путешествовать? — Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.

—  А что такое экспедиция? 

(Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным ( исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием. Группа участников такой поездки)

— Как любому путешественнику, кладоискателю, а мы сегодня отправляемся на поиски клада, нам надо собраться в дорогу.

Беру я рюкзак, Удачу, надежду, Веселых друзей И знаний багаж. Встаю я пораньше И в путь отправляюсь. Пришли мы в лес. Куда идти и как узнать дорогу? Вот одинокая сосна –

Её возьмём мы на подмогу.         

СЛАЙД

(Ответы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны) Муравейник, СЛАЙД

Муравьи известные знатоки лесных дорог. Как они помогут нам?

(Ответы детей:  муравейник всегда находится с южной стороны дерева)

А ночью дорогу как узнаете вы? Всегда вам поможет

Свет  ……..   (полярной звезды)    СЛАЙД

— Какое направление показывает полярная звезда? (Север)

Вот море-океан пред нами,          СЛАЙД Корабль, ночь, туман. Куда плывём мы, капитан? Что направленье нам укажет?

Кроссворд поможет и подскажет. 

         СЛАЙД

  1. Специалист управляющий самолётом.                 (лётчик)
  2. Самая ближайшая звезда к Земле.                          (Солнце)
  3. Это водное пространство с соленой водой  больше озера, но меньше океана. (море)
  4. Звезда, которая всегда указывает  на север.               (Полярная)
  5. Противоположная  сторона «Востоку».                     (запад)
  6. Как называют людей, которые ищут клады?             (кладоискатели)

— Найдите и прочтите получившееся слово. —  Какой прибор необходим?

— Что вы знаете о компасе?              СЛАЙД

Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.

  • Прежде всего, компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения .
  • — Почему компасы такие разные?    СЛАЙД
  • — Компасы делятся на три принципиально различных вида:  СЛАЙД 
  • Электронный компас, магнитный компас и гирокомпас.   
  • (Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство,  используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс)

— С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке. —  Откройте учебник на странице 30. Прочитаем статью. (Читаете по абзацам) — Кого же можно считать изобретателями компаса? — На ваших партах лежат компасы. — Рассмотрите их.

— Опишите ваши компасы.

(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)

— Посмотрите,  как выглядит первый китайский компас.    СЛАЙД — Похож ли ваш компас на изобретение китайских мудрецов?        — Как работал  такой компас?  (Читаем по учебнику стр. 30)

Есть  компас и можно за кладом идти. Но нет, не спеши, погоди! Без знаний дорога длинна и трудна. Как компас работает,  не знаю  — беда. Друзья, помогите, скорей подскажите,

Дорогу по компасу мне объясните.

— Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках? — Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.

(компьютер инструкция высвечивается постепенно)

  1. Положить компас на ладонь.
  2. Освободить стрелку компаса от предохранителя.
  3. Повернуть корпус компаса так, чтобы конец   синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы).

—   Отметьте  стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет — ……юг,  справа от севера — ….восток, а слева от севера — …… запад. СЛАЙД

—  Как вы думаете, надписи на каком из компасов поймут моряки любой страны?

(норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя  и носит.

В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» — северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» — южный, «Эвр» — восточный.

Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» — Южный, «Полунощник» — Северный) 

Компас в руке я твёрдо держу. Но движение стрелки понять я хочу. Гипотезы строю, прошу я поэта,

  1. Мне объяснить движение это.
  2. СЛАЙД

—  Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте гипотезы, объясняющие движение стрелки компаса. 

Медведи, тюлени, коварные льды, Вы тянете стрелку на север? Увы!  Что же тянет стрелку на север?

  • Магнитное поле Земли!
  • СЛАЙД

Земля обладает магнитными свойствами. Представим, что сквозь её ядро проходит гигантский намагниченный стержень. Концы этого магнита называются магнитными полюсами. Действие магнитного поля Земли мы видим на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на нее действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.

— С каким же мы работаем компасом?  (С магнитным)

Практическая работа.

— Определим, где находится север, юг, запад, восток.  Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.

—  Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север»  или «Норд». — Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад) Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД». — Повернитесь лицом к северу. — Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или  ОСТ) Ставим флажок.

— Какая сторона располагается слева?  (ЗАПАД или  ВЕСТ) Ставим флажок.

— Часто моряки или пираты произносят такие слова  «НОРД-ОСТ» . — Что оно означает? (Северо-Восток),  «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).

— 4 основные стороны света и 4 промежуточные.  Какие предметы располагаются в классе по этим сторонам? Поворачиваемся  в эти стороны.

Нам надо клад найти И практическую работу провести.

Разбились на команды.  Капитаны команд подойдите и получите задания.

  1. «Где спрятан клад?»   
  2. (Ученики получают конверты с заданиями 5 конвертов – это кроссворд, 1 конверт – путь к кладу пройти)
  3. (3 ученика идут по стрелке компаса по классу, а остальные ученики отгадывают кроссворд по  командам из 4-х человек, одна буква от каждой команды и класс получает слово, которое обозначает местонахождения клада)
  4. —  Где спрятан клад? 

Клад обнаружен! Компас помог! Вот и подошел к концу наш урок!

Приложение

Кроссворды и задания

Кроссворд № 1.

  1. Компас указывает направление… .
  2. Антоним слова «Восток».
  3. Для определения сторон горизонта в древности использовали намагниченную …..
  4.  Может испортить показания компаса ……
Кроссворд № 2.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Людям, какой профессии необходим компас?
  3. Как называется часть компаса с делениями?
  4. Стрелка компаса всегда показывает на …..
Кроссворд № 3.

  1. Это направление находится справа от севера.
  2. Вращающаяся часть компаса.
  3. Какой народ первым изобрёл компас?
  4. Полярная ……
Кроссворд № 4.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Ветер противоположный северному.
  3. Вещество, которое притягивает другие предметы.
  4. В какой стране появились первые компасы.
Кроссворд № 5.

  1. Прибор, который помогает ориентироваться.
  2. Старинное название моряка.
  3. Ближайшая к Земле звезда.
  4. есть южный, северный, магнитный

………….

Команда  № 6.

  1. Начало пути – 3 парта в  проходе между средним рядом и рядом у окна.
  2. 7 шагов на восток.
  3. 8 шагов на юг.
  4. 2 шага на запад.

1 шаг на юго-запад.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector