Как бросать крученый мяч

Ни в одной игре вращение мяча не играет такой большой роли, как в настольном теннисе.

Объясняется это тем, что легкий целлулоидный мяч обладает сравнительно большой поверхностью при относительно малом весе. Благодаря этому он испытывает в полете значительное сопротивление воздушной среды и влияние вращения сказывается на нем очень сильно, гораздо сильнее, чем, например, на футбольном или хоккейном мяче.

Неудивительно, что при игре на открытом воздухе в незащищенном месте даже слабый порыв ветра заметно влияет на полет мяча настольного тенниса.

Сопротивление воздушной среды возрастает, если мячу, кроме поступательного движения, придано еще и вращательное, причем траектория полета мяча сильно изменяется под влиянием вращения. В этом нетрудно убедиться.

Надо ударить по мячу, не придавая ему никакого преднамеренного вращения, а затем сделать второй удар такой же силы, придав мячу возможно более сильное вращение.

Траектория полета мяча в этом случае будет резко отличаться от траектории при первом ударе.

Следовательно, траектория полета мяча зависит не только от начальной скорости и направления удара, но и от вращения мяча.

Появление ракетки с резиновой поверхностью позволило воздействовать на траекторию полета мяча именно путем изменения силы и характера вращения. Благодаря этому из малоинтересной перекидки пинг-понг превратился в настольный теннис, в полноценную спортивную игру с большим разнообразием технических приемов и богатством тактических комбинаций.

Для того чтобы понять, за счет чего это произошло, и оценить влияние вращения мяча на технику игры, рассмотрим следующий конкретный случай.

Производится удар по мячу, находящемуся ниже сетки, причем мячу не придается никакого вращения. Такой удар называется плоским. Эти удары были характерны для пинг-понга в прошлом, так как существовавшие тогда ракетки не позволяли придать мячу достаточно сильного вращения.

Очевидно, что в данном случае возможности игрока весьма ограничены. Если удар будет слишком сильным, мяч неизбежно улетит за пределы стола (рис. 8, нижняя траектория). Для того чтобы изменить траекторию полета мяча, например удлинить или укоротить свой ответ противнику (рис.

8,  верхняя траектория), имелось единственное средство: регулировать силу удара.

Как бросать крученый мячРис. 8. При плоском ударе по мячу ниже сетки сила удара ограничена

Действительно, до появления ракетки с резиной сильные удары производились только по мячам, отскакивающим от стола выше уровня сетки. Это крайне обедняло технику настольного тенниса.

Ракетка, оклеенная специальной шероховатой или губчатой резиной, придает мячу очень сильное вращение.

А так как траектория полета мяча зависит от вращения, стали возможными такие удары, которые раньше были совершенно невыполнимыми (рис. 9).

Как бросать крученый мячРис. 9. Сильный удар по мячу, находящемуся ниже уровня стола. Ракеткой с резиновой поверхностью придается мячу, находящемуся ниже уровня стола, такое вращение, которое удерживает его в пределах стола даже при очень сильном ударе

Современная техника игры в значительной степени основана на умении придавать вращение мячу. Темп игры, сила и глубина ударов (ближе или дальше от сетки), траектория полета мяча, характер отскока (быстрый или медленный, высокий или низкий, вялый или стремительный) широко варьируются именно вращением мяча.

Чем лучше владеет игрок вращением мяча, тем разнообразнее его игра.

Нередко можно наблюдать, как новичок совершает ошибку за ошибкой из-за того, что не учитывает вращений мяча. Некоторые мячи у него систематически летят за стол, другие, наоборот, идут только в сетку.

Чтобы понять, почему происходят эти ошибки, рассмотрим, как влияет на полет мяча характер приданного ему вращения.

Все виды вращения мяча теоретически можно свести к трем основным: верхнему, нижнему и боковому.

В основу этой классификации положено разобранное выше взаимодействие мяча и ракетки при ударе.

Если ракетке в момент удара по мячу сообщается некоторое дополнительное движение вверх, то в результате взаимодействия мяча и движущейся вверх ракетки мяч получает вращение вокруг горизонтальной оси по направлению своего полета. Этот вид вращения называется верхним. Удары с верхним вращением будем называть кручеными.

Если ракетка в момент соприкосновения с мячом движется вниз, то мяч получает иное вращение — в направлении, обратном полету мяча. Отсюда и само вращение получает название нижнего. Удары с нижним вращением будем называть резаными.

Наконец, третий вид вращения — боковое вращение — придается мячу, когда ракетка в момент соприкосновения с мячом имеет боковое перемещение: справа налево или,. наоборот, слева направо. В соответствии о этим и боковое вращение в свою очередь подразделяется на правое и левое. Боковое вращение характеризуется вертикальной осью вращения.

Однако практически ни один вид вращения в чистом виде не применяется. Как верхнему, так и нижнему вращению обычно в той или иной степени сопутствует боковое вращение. Чем сильнее будет боковое вращение с его вертикальной осью вращения, тем больший наклон получит горизонтальная ось верхнего или нижнего вращения.

Нам нет необходимости детально изучать взаимодействие всех сил, которые оказывают влияние на полет мяча в воздушной среде. Для наших целей — для изучения техники настольного тенниса — вполне  достаточно знать конечный результат, к которому приводит порознь верхнее, нижнее и боковое вращения мяча.

Верхнее и нижнее вращения по своему характеру прямо противоположны. Они резко отличаются по технике выполнения, по характеру полета мяча и, как мы увидим в дальнейшем, по тактическому применению в игре. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть эти два вида вращения одновременно, противопоставляя их друг другу.

Как бросать крученый мяч

Представьте себе движущийся в воздушной среде мяч. Воздух оказывает сопротивление движению мяча, давит на его переднюю стенку.

Если мяч вращается, то это давление будет наименьшим там, где вращение мяча и сила сопротивления воздушной среды совпадают по направлению (рис. 10, точка А).

Разница в давлении, испытываемом верхней и нижней половинами вращающегося мяча, изгибает линию полета мяча в сторону уменьшенного давления.

Очевидно, что характер явления остается совершенно таким же при любом вращении мяча, в каком бы направлении мяч ни двигался.

При верхнем вращении давление меньше внизу и мяч как бы проваливается вниз, линия полета мяча укорачивается и становится более крутой. Это и дает возможность удерживать мяч в пределах стола даже при сильных ударах по снижающемуся мячу, придав ему верхнее вращение (например, в случае, изображенном на рис. 9).

При нижнем вращении меньшее давление испытывает верхняя часть мяча, и мы имеем дело с обратным явлением — нижнее вращение, противодействуя силе тяжести, замедляет падение мяча и делает траекторию более пологой.

Мяч с сильным верхним вращением, отойдя от ракетки после удара, начинает свой полет сравнительно медленно, как бы взбираясь на воздушную гору, после чего стремительно скатывается с нее.

Пройдя высшую точку подъема, крученый мяч резко и быстро падает на стол; чем сильнее вращение мяча, тем более резко выражено это явление.

Крученые мячи характеризуются стремительным высоким отскоком от поверхности стола.

У мячей с нижним вращением скорость полета по мере приближения к точке падения заметно замедляется. При достаточно сильном нижнем вращении мяч как бы повисает на мгновение в воздухе, после чего бессильно падает на стол, не имея почти никакого поступательного движения. Отскок от поверхности стола у резаных мячей вялый, низкий.

Различный характер отскока крученого и резаного мяча очень хорошо выявляется при приеме его простой подставкой ракетки плоским ударом с полулёта или ударом толчком.

Крученый мяч, обладающий большим запасом энергии, со стремительным высоким отскоком энергично отходит от ракетки и устремляется вверх, уходя далеко за пределы стола, если верхней части ракетки не будет придан наклон вперед к сетке (рис. 11).

Резаный мяч тяжело ложится на ракетку, как бы скользит по ее поверхности, стремясь скатиться вниз, на поверхность стола. Многие резаные мячи, встреченные простой подставкой ракетки, вообще не переходят на сторону противника, а попадают в сетку, если не сообщить ракетке поступательного движения с наклоном назад от сетки (рис. 12).

Как бросать крученый мячРис. 11. Прием крученого мяча подставкой ракетки. Отражая крученый мяч подставкой ракетки, необходимо придавать ракетке наклон вперед, к сетке Как бросать крученый мячРис. 12. Прием резаного мяча подставкой ракетки. Отражая резаный мяч подставкой ракетки, необходимо придавать ракетке наклон назад, от сетки

Мячами с верхним вращением — кручеными — пользуются преимущественно в нападении, так как верхнее вращение дает возможность удержать мяч в пределах стола, несмотря на большую силу удара.

Наоборот, мячами с нижним вращением — резаными — по преимуществу пользуются в защите, так как после срезки мяч при хорошем защитном ударе обычно перелетает на сторону противника почти над самой сеткой и низко отскакивает от поверхности стола, что затрудняет развитие атаки.

Наглядное представление о наиболее типичных траекториях полета мяча с верхним и нижним вращениями дают рис. 13 и 14, составленные на основании изучения кинограмм.

Как бросать крученый мячРис. 13. Типичная кривая полета крученого мячаКак бросать крученый мячРис. 14. Типичная кривая полета резаного мяча

Несколько слов о боковом вращении. Как уже указывалось, боковое вращение в чистом виде не применяется. Однако, чтобы изучить влияние бокового вращения на полет мяча, рассмотрим и этот вид вращения в его чистом виде. Это поможет нам уяснить, как влияет на полет крученого или резаного мяча приданное ему дополнительное боковое вращение.

Боковое вращение смещает траекторию полета мяча в горизонтальной плоскости, вследствие вращения мяча вокруг вертикальной оси он несколько уклоняется в сторону и отскакивает вбок. Если игрок, принимая мяч, не учтет влияния бокового вращения, то мяч уйдет вбок, за пределы стола (рис. 15).

Как бросать крученый мячРис. 15. Мяч с боковым вращением, отражаемый простой подставкой ракетки, уходит вбок

У многих игроков более или менее сильное боковое вращение сопутствует всем их ударам.

Элементы бокового вращения, вносимые в обычный крученый или резаный удар, в игре против сильного противника редко приводят к немедленному выигрышу очка; опытный игрок по движению ракетки противника распознает силу и направление вращения мяча и успевает принять контрмеры.

Вместе с тем систематическое применение достаточно сильного бокового вращения заставляет противника находиться в постоянном напряжении, утомляет внимание, мешает игроку осуществлять свои лучшие удары, строить тактические комбинации.

В заключение приводим небольшую табличку, в которой сопоставляются характерные особенности трех видов вращения.

Искусно комбинируя силу ударов с силой и направлением вращения, игрок в современном настольном теннисе имеет возможность в широких пределах менять линию полета мяча, атаковать противника сильными кручеными ударами с любого мяча, разнообразить темп игры, посылая противнику мячи то с быстрым, высоким и сильным отскоком, то с медленным и вялым, то в глубину стола, к задней линии, то очень коротко, к самой сетке, и т. д.

Читайте также:  Как использовать компас в лесу. Как пользоваться компасом в лесу?
Показатели При верхнем вращении При нижнем вращении При боковом вращении
Движение ракетки процессе удара Вверх Вниз Вбок
Ось вращения мяча Горизонтальная Горизонтальная Вертикальная
Линия полета мяча Крутая Пологая Изогнутая в горизонтальной плоскости
Характер отскока мяча Стремительный, высокий Вялый, низкий В сторону
Направление, в котором уходит мяч от подставленной ракетки Вверх, за стол Вниз, в сетку Вбок

Узнаем как бить крученый мяч?

Крученый мяч — один из эффективнейших (да и эффектнейших) ударов, известных и игрокам, и зрителям. В умелых ногах (да-да, именно так) это оружие, против которого вратарю устоять весьма сложно.

Известны случаи, когда голкипер «брал» крученый мяч и буквально влетал в ворота вместе с ним (при сильном ударе с близкого расстояния) или же ловил его и… упускал. В итоге на табло регистрировался очередной гол.

Задача статьи — объяснить новичкам, как правильно бить крученый мяч.

Как бросать крученый мяч

Начнем с теории

  1. Траектория мяча зависит от точности удара. Здесь тоже нужно прицеливаться.

  2. Мяч, ударенный справа, полетит влево. Соответственно, такое же будет и вращение.

  3. Мяч, ударенный слева, полетит вправо. Соответственно, вращаться он будет так же (вправо).

  4. Хорошо крученым и точным получится мяч, ударенный внутренней частью стопы. Возможны ли другие варианты? Разумеется. Однако мяч будет менее закрученным. Да и освоить эти удары многим начинающим футболистам гораздо сложнее.

Теперь — практикаКак бросать крученый мяч

Начнем с разбега и определения опорной ноги. Допустим, вы собираетесь бить крученый мяч внутренней стороной стопы. Для этого разбег нужно брать справа, если удобно бить левой ногой, и наоборот.

Нужно «прикинуть» и угол разгона. В идеале — 45° (по отношению к мячу). Можно взять прямой разбег, однако хорошо закрутить мяч уже не получится. Снизится и точность удара.

Поднять силу вращения может увеличение угла или дистанции.

В начале тренировок не ставьте опорную ногу на большую дистанцию. Однако и слишком близкое расстояние очень нежелательно. Во время удара вы должны чувствовать баланс, опору.

Как бить крученый мяч? Удар должен приходиться по нижней его части. В сам момент удара стопу проводят в дальнюю верхнюю часть мяча. Таким образом он и закручивается. На все это уходит доля секунды.

Крутиться мяч вокруг оси заставит удар вскользь. Обратите внимание в этот момент на работу своего колена — оно должно следовать за ударом вслед, давая дополнительную силу кручению и задавая траекторию.

Как бросать крученый мяч

Настройтесь на долгие и упорные тренировки. Это довольно сложный удар. Начните его отработку с определения цели. В этом качестве подойдет любой хорошо видимый предмет: конус, бутылка, обычный камень. Главное — не гоняйте мяч по полю просто так.

Цель позволит вам научиться рассчитывать точность и силу удара. Начните с 10 метров, а время увеличения дистанции вы определите уже сами. Согласитесь, бить по поставленной цели (да еще и видеть результаты) гораздо удобнее и приятнее, чем закручивать мяч в никуда. Заставьте сначала вращаться мяч.

Силу и точность своего удара будете отрабатывать позже.

Крученый бросок в Покемон ГО увеличивает шанс поимки

Как бросать крученый мяч

По данным статистического анализа, опубликованного на сайте TheSilphRoad, крученый бросок увеличивает шанс поимки покемона в Покемон ГО! Было много споров по этому поводу, но теперь уважаемое сообщество TheSilphRoad доказало, что крученый бросок действительно увеличивает шансы поимки.

В среднем вероятность поимки при крученом броске увеличивается на 10 %, однако тут все зависит от качества вашего броска. Броски типа “Nice” “Excellent” сильно увеличат ваши шансы поймать заветного покемона.

Шансы захвата покемона при обычных и крученых бросках

Итак, перед вами таблица бонусов на поимку покемонов за крученые броски покебола.

Нет бонуса Nice Great Excellent
Обычный 53.20% 57.04% 63.79% 69.77%
Крученый 58.53% 68.69% 72.51% 82.22%
Разница +5,33% +11,65% +8,72% +12,45%

Также можно посмотреть визуальный график бонусов на поимку покемона за использование крученого броска и качества броска.

Как бросать крученый мяч

“Бонус в виде 10 XP заставил некоторых тренеров использовать крученый бросок. Но многим было интересно: а увеличивает ли крученый бросок шанс поимки покемона?

Исследователи TheSilphRoad совершили несколько тысяч бросков в рамках опыта и подтвердили:

Крученый бросок увеличивает шанс поимки покемона!

Броски “Nice” и “Great” еще больше увеличивают этот шанс. Несмотря на то, что для вычисления шанса поимки при крученом броске “Excellent” информации было недостаточно, сообщество все же внесло этот бросок в таблицу на основе имеющихся данных.

А вы замечали, что при крученом броске и качественных бросках покемоны ловятся чаще?

Чтобы всегда быть в курсе важных новостей из мира Pokemon GO, подписывайтесь на нас в соцсетях:

Учимся бросать мяч: простые игры для детей

Один из самых простых способов помочь детям научиться выполнять броски — научить их играть в соответствующие игры. Они будут весело проводить время со своими друзьями, тренируя свою технику и наблюдая, как другие дети бросают. Игры также помогут им улучшить координацию рук и глаз, мелкую моторику и навыки командной работы.

Зачем учить детей играм с мячом?

  • Метательные игры улучшают зрительно-моторную координацию. Хорошая зрительно-моторная координация позволяет ребенку лучше управлять своими конечностями, что упрощает взаимодействие с объектами окружающего мира.
  • Метательные игры улучшают крупную и мелкую моторику. Развитие мелкой моторики помогает детям обрести ловкость, необходимую для выполнения сложных задач.
  • А крупная моторика необходима для выполнения повседневных задач: стоять на месте, ходить, бегать и прыгать. Метательные игры знакомят детей со спортом и физкультурой. Метательные игры — это организованные занятия по физической подготовке, на которых дети должны соблюдать определенные правила игры. Это дает детям в группе представление о том, что собой представляют занятия физкультурой и организованный спорт. Они научатся запоминать правила и следовать им во время игры.
  • Метание является основной частью многих занятий и видов спорта. Детям необходимо научиться выполнять броски сверху, прежде чем они смогут заниматься такими увлекательными играми, как баскетбол, вышибалы и даже футбол.

Несколько советов по обучению основам броска сверху

Пусть ребенок встанет прямо лицом к мишени и держит мяч доминирующей рукой. Если он бросает правой рукой, попросите его повернуться боком к цели, чтобы его левая рука / ступня была впереди, а правая рука / ступня — сзади. Попросите его поставить ноги на ширине плеч.

Попросите школьника поднять левую руку так, чтобы она указывала на цель, в которую он хочет попасть. При этом он должен слегка перенести свой вес на опорную ногу.

Затем ребенок поднимает руку для метания так, чтобы мяч оказался возле его уха.

Наконец, одним движением он должен перенести свой вес вперед, опустить указывающую руку, повернуть туловище и поднять руку для броска вперед, чтобы бросить мяч.

Как бросать крученый мяч

Игры

Носок и картонная мишень

Если вы впервые обучаете ребенка метанию сверху, подумайте об использовании свернутого носка и картонной мишени. Свернутый носок прост в обращении, и он вряд ли что-нибудь сломает и после броска не укатится далеко. Сделайте картонную мишень, чтобы ребенок попытался в нее попасть. Можно использовать и картонную коробку с нарисованной мишенью на дне.

Вышибалы для новичков

Базовая версия игры в вышибалы, в которую могут играть маленькие дети, если они только учатся бросать. Для игры понадобится забор или стена шириной не менее 3–4 метров и мягкий мяч.

Один ребенок встает прямо перед забором, спиной к нему. Другой стоит на расстоянии 4–5 метров от забора. Один из игроков должен бросить мяч, пытаясь попасть в ребенка перед забором. Обратите внимание: мяч может быть направлен только в ноги!

Игрок, стоящий перед забором, должен попытаться увернуться от броска. Если ему это удается, то он получает одно очко. В случае неудачи другой игрок получает очко, и они меняются позициями.

Игрок, стоящий перед забором, также может поймать мяч, чтобы выиграть очко. Побеждает тот, кто первым заработал 15 очков! Используйте для игры только очень мягкий мяч, чтобы никто не пострадал. Детям, как правило, легче освоить метание снизу.

Обучение метанию позволит детям начать играть в такие игры, как, например, боулинг.

Выполнить бросок из-под руки просто:

  • Попросите ребенка взять мяч доминирующей рукой.
  • Поверните руку, удерживающую мяч, назад, затем, когда она идет вперед, отпустите мяч. При броске ребенок также может шагать вперед ногой (ступня напротив бросающей руки).
  • Напомните ребенку, чтобы он не спускал глаз с цели.

Эстафета

Отличное упражнение, в котором участники учатся бросать и ловить мяч.

Разделите площадку на три или четыре сегмента и присвойте каждому из них оценку. Например, если вы разделили площадку на 4 сегмента, вы можете сделать три сегмента, расположенные дальше по площадке, за 3, 5 и 7 очков соответственно.

Разделите игроков на две команды, которые будут стоять по бокам от первого сегмента в линию. У каждой команды есть назначенный бросающий, который стоит у стартовой линии площадки.

От каждой команды на площадку выходит по одному игроку и встает в одном из сегментов. Если они поймают брошенный им мяч, то их команда получает количество очков, соответствующее сегменту.

Как только мяч пойман, бросающий выходит на площадку и встанет в одном из сегментов. Игрок, поймавший мяч, возвращается на линию своей команды на стороне площадки. Следующий игрок в линии команды становится новым бросающим.

5 передач

Простая в освоении игра идеально подходит для детей 10-15 лет. Игроки двух команд случайным образом распределяются по площадке. Цель игры проста — выполнить 5 передач игрокам вашей команды, не уронив мяч и не отдав мяч сопернику. Если команде удается выполнить 5 передач, она кладет мяч на землю и получает очко.

Дополнительные правила:

Игроки не могут передавать мяч назад и вперед между двумя игроками, он должен перейти к другим игрокам в команде. Если команда соперника перехватывает мяч или сбивает его во время передачи, они перехватывают мяч. Если мяч выходит за пределы игровой площадки, владение мячом переходит к сопернику.

Вышибалы. Детектив

Забавный вариант игры в вышибалы, который многим детям нравится больше, чем стандартный. Подходит для детей с 1 по 8 классы.

Разделите детей на две команды и попросите их выстроиться по обе стороны баскетбольной площадки. Когда в игрока попадают, он должен уйти с площадки. Он должен помнить, кто его выбил, потому что, когда выбью, в свою очередь, этого игрока, то выбитый им может вернуться в игру.

Эта версия более увлекательна — участникам игры нужно запоминать, кто выбил других игроков. Если одному удалось вывести трех человек, он станет очень ценной целью. Например, попадание по нему позволит трем другим вернуться на площадку. Это добавляет стратегии в базовую игру вышибалы.

Здорово быть здоровым. 1-4 классы

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней.

Поэтому цель данного пособия не просто рассказать детям, как избегать болезней, но и способствовать их гармоничному умственному и физическому развитию.

Читайте также:  Крючок на удочку завязывать. как привязать крючок к леске

Пособие содержит задания разных типов, обучающие младших школьников разным способам работы с информацией; также оно включает проблемные задания-кейсы для совместного обсуждения. Помимо заданий для работы детей в группе, есть задания, ориентированные на совместное выполнение детьми и взрослыми.

Купить

Гайд Pokemon GO. Как правильно бросать покеболы

Как бросать крученый мяч

В Pokemon GO покеболы являются ваши основным средством ловли новых покемонов, но сам процесс не всегда интуитивен. Казалось бы, простое движение на самом деле требует немного практики и мастерства. В этом гайде вы узнаете некоторые советы, как правильно и более эффективно бросать покеболы.

Дуги и углы Захватывайте покемона более тщательно. В середине экрана, как правило, проще всего выполнить успешный бросок. Ваш бросок образует дугу, поэтому постарайтесь измерить ваше усилие и угол так, чтобы мяч попал точно по центру.

В то время, как очень здорово наблюдать покемона в реальном мире, включение встроенного AR сделает игру намного проще. После того, как он будет включен, покемон всегда будет находиться в центре экрана.

Как избежать уклонений Большинство покемонов могут увернуться или парировать ваши броски. Отличный способ избежать этого — коснуться мяча, чтобы держать его, а затем бросить его сразу же после того, как покемон выполнил уклонение или парирование.

Круг Обратите внимание на цвет круга прицеливания. Зеленый цвет означает, что вы легко поймаете покемона, но если цвет темно-оранжевый или даже красный, охота будет сложнее. Возможно, вам придется использовать более продвинутый тип покебола.

Говоря о центрировании круга, вы заметите, что его размер всегда меняется. Бросайте ваш мяч в центр, когда круг максимально сузится.

Крученый мяч Когда вы кладете палец на покебол, прокрутите пальцем по краям шара, и это заставит его вращаться, добавив эффект крученого мяча. Если вы таким образом поймаете покемона, то получите бонусные баллы.

Большие болы Слишком сложно поймать покемона более высокого уровня? Не волнуйтесь, как только вы получите 12 уровень, то обзаведетесь большими болами (Great Ball), у которых больший показатель успеха.

Ягоды Ловля покемонов по-прежнему доставляет проблемы? Используйте во время охоты ягоды Разза (Razz Berry), который облегчат вашу задачу.

Козыри разведчика: как принимать решения по методике британских спецслужб

«Ну, вы можете прилюдно поцеловать меня в зад», — это был хамский и краткий возглас Авы, руководителя группы ЦРУ по Ираку, в ответ на чрезмерное доверие американских экспертов по бактериологическому оружию единственному источнику разведывательной информации о программах разработки этого оружия у Саддама Хусейна. Этот источник проходил в документах ЦРУ под кличкой Крученый Мяч. Когда Ава бросила вызов вере экспертов в информацию из этого источника, они, по ее словам, «посмотрели на меня так, как свиньи смотрят на наручные часы» .

Не будучи специалистом по оружию, Ава, как опытный офицер разведки, почувствовала, что с этим источником могут возникнуть проблемы.

Ее вмешательство неизбежно оказалось неудобным — не в последнюю очередь потому, что в этот период как раз усиливалось давление со стороны администрации Буша ради подготовки к вторжению в Ирак и оправдания вторжения раскрытием масштабов накопления Саддамом запасов незаконного оружия массового уничтожения.

В рамках этой кампании говорилось об использовании Ираком бактериологического оружия в прошлом — преднамеренно разработанной одной из самых ужасных, из числа известных, смертельной болезни, превращающей людей в инвалидов, — и о том, что было оценено как нынешние возможности Ирака по производству такого оружия.

Казалось, что Крученый Мяч был ответом на молитвы экспертов по бактериологическому оружию. Он был иракским инженером-химиком, оказавшимся в немецком лагере беженцев и утверждавшим, что он работал над программами бактериологического оружия Саддама Хусейна и готов рассказать эти секреты.

Старым оперативным работникам ЦРУ и британской МИ-6 он представлялся тем, кого просто не может быть.

Немецкая служба внешней разведки, БНД, взяла на себя руководство Крученым Мячом и в период с января  2000 по сентябрь 2001 года поделилась почти сотней докладов, основанных на его информации, адресованной военной разведке США и Великобритании.

Самой важной деталью этой информации было то, что, по утверждению Крученого Мяча, Ирак построил несколько мобильных установок по производству бактериологического оружия и что одна из этих установок начала производство смертоносных бактериологических компонентов еще в 1997 году.

Схема грузовика, доработанного для использования в качестве мобильной установки по производству бактериологического оружия, созданная на основе информации Крученого Мяча, была даже включена в презентацию Государственного секретаря США Колина Пауэлла в Совете Безопасности ООН в рамках американского оправдания войны.

Проблема заключалась в том, что эти мобильные установки по производству бактериологического оружия просто не существовали — Крученый Мяч их выдумал. А эксперты поверили его россказням.

После войны Крученый Мяч (настоящее имя Рафид Ахмед Альван аль-Джанаби) был разыскан журналистами. Он признал, что солгал в своих донесениях, и сказал, что был шокирован тем, как его ложь использовалась для оправдания войны.

Он признался, что сфабриковал рассказы о передвижных установках по производству бактериологического оружия и подпольных фабриках в попытке свергнуть режим Саддама Хусейна, от которого он бежал. Крученый Мяч также добавил: «Быть может, я был прав, а может — и нет… но они дали мне этот шанс.

У меня был шанс сфабриковать нечто, чтобы свергнуть режим. Я и мои сыновья гордимся этим…».

Перед вторжением в Ирак в  2003 году специалисты ЦРУ и МИ-6 по агентурно-оперативной разведке начали сомневаться в надежности Крученого Мяча, причем не в последнюю очередь — начальник отдела ЦРУ по Ираку Ава, цитируемая выше, и ее коллеги в Лондоне.

Хотя они верили, что большая часть сообщений Крученого Мяча была технически достоверной (в конце концов, он был инженером-химиком), они не были убеждены, что он был полностью надежным источником, поскольку не все его сообщения проверялись.

А особенности его поведения казались им типичными для людей, которых разведслужбы обычно оценивают как дезинформаторов.

Одним из препятствий в проверке их подозрений было то, что немцы из БНД не предоставили американским или британским аналитикам разведслужб прямой доступ к Крученому Мячу. Аналитики не знали, были ли предложены ему какие-то льготы — например немецкий паспорт и помощь в переезде на ПМЖ в Германию.

Также ни американцы, ни англичане не знали, как вообще проводились допросы Крученого Мяча. Они задавались вопросом, не был ли свидетель непреднамеренно введен в заблуждение и смог ли он сделать вывод о том, что американские аналитики больше всего хотят знать и, следовательно, какая информация больше всего их порадует, — это вечная проблема с перебежчиками.

Ходили слухи о его проблемах с алкоголем. В докладах Крученого Мяча было обнаружено несколько несоответствий, которые усилили сомнения в его надежности. Тревогу вызывало и то, что качество поставляемой им разведывательной информации вроде бы улучшалось с течением времени.

Возможно, это была его растущая уверенность в добрых намерениях тех, кто задавал ему вопросы, — но, быть может, он обдумывал, что сказать, чтобы получить лучшую награду.

Спецслужбы США и Великобритании приложили большие усилия для проверки Крученого Мяча. Изучение его биографии и университетских документов показало, что он действительно учился в Ираке по специальности инженера-химика.

Было известно, что он принимал участие в иракской программе разработки бактериологического оружия в 1990 году. С одной стороны, это делало его доклады о происходящем полностью достоверными с технической точки зрения.

С другой — при наличии желания ставило его в идеальное положение для преувеличений или даже дезинформации.

В Лондоне аналитики изучали аэрофотоснимки Ирака, пытаясь определить места этих запрещенных разработок, описанных Крученым Мячом, чтобы увидеть, подтверждаются ли его рассказы. Одна из позиций, по-видимому, находилась не на том берегу реки, про который рассказывал Крученый Мяч — возможно, это была неверная деталь его воспоминаний.

Описание им в докладе  года установки, задействованной, по его словам, в программе разработки мобильных установок по производству бактериологического оружия, было опровергнуто изображением. На снимке имелась стена, перекрывающая вид на то, что, по утверждению Крученого Мяча, было мобильными установками.

Аналитики разведслужб объясняли это несоответствие предположением, что обнаруженная на снимках стена может быть временной и построенной иракцами ради обмана спутниковой разведки США. В другом случае Ирак, как утверждалось, заправлял боеголовки бактериологическими компонентами на транспортном объекте близ Багдада.

Когда на снимках не смогли обнаружить мобильные системы по производству бактериологического оружия на указанном участке, аналитики предположили, что это еще один пример того, что Ирак скрывает свою деятельность от американских спутников фоторазведки.

Это человеческая тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить свои предубеждения. Нам приятно думать, что поступающая информация подтверждает наши прежние убеждения. Психологи называют это ловушкой подтверждения.

Ловушка подтверждения усиливается тенденцией людей яростно отбрасывать информацию, которая противоречит их предыдущим убеждениям (иногда называемым предвзятостью опровержения), в то же время принимая слишком легко и без критики информацию, которая согласуется с их предубеждениями.

Придание слишком большого значения докладам Крученого Мяча о бактериологическом оружии было не единственной ошибкой, с которой столкнулась западная разведка, пытаясь оценить состояние потенциала Ирака. Аналитики также неверно истолковали разведданные, которые сообщали о программах Саддама Хусейна по разработке химического оружия.

Аналитики вводили себя в заблуждение, но в данном случае не из-за преднамеренного обмана, а из-за ряда индивидуальных и коллективных когнитивных ошибок.

Наученные горьким опытом того, как Саддам обманул их в отношении масштабов своих возможностей в разработке оружия массового поражения, как это было обнаружено инспекторами ООН после первой войны в Персидском заливе, аналитики высказали сильное предположение, что он играл в такую же игру в  году.

Они сочли возможным отвергнуть противоположные признаки того, что Ирак, возможно и не будет активно осуществлять свои запрещенные программы, списав эти показатели на хорошо известные обманные и хитроумные мероприятия Ирака. Точка зрения, что Саддам должен скрывать запрещенные материалы, не сданные после первой войны в Персидском заливе в  году, стала общей для всех разведывательных агентств Запада.

Сила этого довоенного «группового мышления» была такова, что, когда в конце концов инспекторы ООН вернулись в Ирак в  году, американские и британские аналитики не спешили открыто признаваться своим боссам и друг другу в своих тайных мыслях. А именно — причина, по которой инспекторы не находили прогнозируемых запасов химического и бактериологического оружия и материалов для их производства, заключалась в том, что ничего этого внутри Ирака и не существовало.

Читайте также:  Шатер палатка своими руками. Как построить шатёр для дачи своими руками

Как видно с исторического расстояния, ключевым уроком в данной истории было то, что правительства Буша и Блэра не смогли провести различие между той частью оценок разведки, что была основана на твердых доказательствах (например, на запрещенных Саддаму ракетных испытаниях), и той, которая основывалась на допущениях и предположениях, сделанных аналитиками, уверенными в том, что они уже заранее знали ответ. Когда Колин Пауэлл читал лекции аналитикам ЦРУ после войны, он говорил, что в будущем хотел бы, чтобы они «рассказали мне то, что знают. И то, чего не знают. И то, что думают». Его перебил один весьма опытный аналитик и добавил: «И пусть они прояснят, что есть что» .

Другой очевидный вывод состоит в том, что как только подозрение укореняется в сознании, оно порождает еще большее подозрение.

Саддам Хусейн узнал об этом в  году, когда пытался убедить Запад в том, что у него больше нет химического и бактериологического оружия, которое он использовал против Ирана и против своего собственного народа.

Более того, он утверждал, что пошел на уничтожение подобного оружия ранее, но просто скрывал этот факт.

Его заверения Западу в том, что работа над этими программами прекратилась (хотя он и не выполнил требования ООН о полном учете его былых производственных возможностей в данной сфере), были отвергнуты — да оно и неудивительно. Как писал в своих мемуарах директор ЦРУ Джордж Тенет: «До войны мы не понимали, что он блефует, а он не понимал, что мы не блефуем» .

Необходимость в проверке наших умозаключений

Ошибки в оценках разведданных по Ираку не были результатом сознательной политизации разведданных аналитиками разведслужб в угоду своей клиентуре.

Они проистекали из огромной способности ума к самообману и архаическому мышлению — мы предполагаем, что мы видим то, что хотим видеть, на эмоциональном уровне и в глубине души.

Тогда естественно находить причины для рационализации этого убеждения.

Одно из преимуществ использования четырехчастной методики ВООВ, как обсуждалось в главах части I, состоит в том, что она облегчает выявление на каждом уровне тех когнитивных предубеждений, которые заставляют нас видеть то, что мы хотим видеть.

Мы познакомились с этим феноменом в главе  на примере того, как британские службы во время Второй мировой войны одурачили немецкое Верховное командование, снабдив его информацией, в которую оно хотело верить.

Мы видели иную форму когнитивной предвзятости в главе , когда политики, стремящиеся не ввязываться в военные действия, сопротивлялись тому, чтобы рассматривать развивающийся конфликт в Боснии как потенциальный акт геноцида.

В главе  мы выявили когнитивную проблему со стороны западных аналитиков, не сумевших предсказать, как коммунистический режим в Москве отреагирует на реформаторское движение в Чехословакии в  году. В главе  мы приводили пример, когда глава израильской военной разведки убеждал себя, что у него есть способ получения стратегического уведомления о готовности Египта рассмотреть вопрос о нападении на Израиль, — и эта ошибка в воображении оказалась практически фатальной для государства Израиль.

Уязвимость аналитиков к когнитивным предубеждениям систематически изучалась в -х и -х годах Ричардсом «Диком» Хойером, давним сотрудником разведки ЦРУ с -летним опытом работы.

В своей основной работе «Психология аналитики разведки» Хойер предупреждал, что предварительные знания о распространенности индивидуальных когнитивных предубеждений, по-видимому, не останавливают людей, подпадающих под их чары . Он утверждал, что поэтому должны быть введены систематические проверки для управления рисками, которые выявляют эти предубеждения.

После расследования на высоком уровне очевидной неспособности разведки сформировать перед войной Судного дня  года должное предостережение, израильское правительство создало в военной разведке постоянную группу «защитников дьявола», укомплектованную лучшими аналитиками.

Эта группа имеет прямой необходимый доступ к премьер-министру и полномочия вырабатывать мнение, противоположное ортодоксальному, и, как ожидается, принять его . Девиз группы звучит как «Ипха мистабра» и переводится с арамейского языка как «возможно, что всё наоборот».

Хорошая новость заключается в том, что существует большое количество экспериментальных психологических исследований, а также практический опыт правительства и бизнеса в изучении и анализе многих когнитивных ловушек и иллюзий, будь то на уровне отдельного человека, рабочей группы или организации:

Отдельный человек. Когнитивные и эмоциональные предубеждения влияют на нас как на индивидуумов — это часть человеческого существования.

Эти предубеждения обычно не очевидны для нас во время их возникновения, но хороший руководитель или коллега с известной степенью вероятности поймет их, проанализировав и увидев со стороны.

Понятно, что нам может быть нелегко признать, как наши рассуждения могли попасть под влияние чего-то без осознания этого процесса.

Группа. Группы могут развивать свою собственную, отличную от других динамику, эквивалент коллективной личности, которая является чем-то большим, чем просто сумма личностей каждого из нас в группе.

Члены группы как сознательно, так и бессознательно оказывают взаимное влияние друг на друга, например, принуждают к конформизму или к стремлению к закрытости.

Существование такого отличительного группового поведения было установлено во многих терапевтических ситуациях психологами и психоаналитиками — например, в отношении враждебных чувств к «внешней группе», то есть к тем, кто не является членами данной группы.

Организация. Внутренние процессы, правила, иерархии и властные структуры могут бессознательно влиять на суждения и решения, принимаемые аналитической группой, точно так же, как они могут влиять на взаимодействие организации с заинтересованными сторонами или общественностью.

Динамика на уровне организации проистекает из того, как те, кто находится внутри нее, усвоили ее культуру, историю и структуру.

Могут существовать сложные психологические отношения между различными группами людей внутри организации, например между аналитиками разведслужб и политиками, специалистами широкого профиля и специалистами-тематиками, гражданскими лицами и военнослужащими.

Может также наличествовать динамика, порождаемая тем, как организация взаимодействует с другими организациями, — например, неизбежные различия в оценках перспектив между правоохранительными и разведывательными органами, работающими над исследованием одной и той же угрозы. Эти влияния трудно точно определить для тех, кто полностью привык жить в рамках культуры организации. Критика традиций организации отвергается, как правило, со словами «вот именно так здесь все и делается». 

Физики объяснили, как правильно метать предметы в цель

Самое сложное — быть быстрым и метким одновременно. Если у вас это получается, значит, вы настоящий Homo sapiens

Все мы время от времени что-то куда-то кидаем, будь то баскетбольный мяч, который должен попасть в кольцо, или смятая бумага, которая должна оказаться в мусорном ведре. Умение метко попадать брошенным предметом в цель – одна из черт, выделяющих человека на фоне других животных.

Из братьев наших меньших кидаться умеют только обезьяны, но у них это получается намного хуже. А как это получается у нас? Как правильно держать кидаемый предмет? До какой скорости его надо разогнать? В какой момент отпустить? Статью об этом физики Йельского университета опубликовали 26 апреля в журнале Royal Society Open Science.

Исследователи также объясняют, почему определенные стратегии метания лучше всего работают с определенными задачами.

Один из распространенных взглядов состоит в том, что чем большую скорость придает бросающий предмету, тем сложнее правильно выбрать момент выпускания, когда снаряд полетит точно в цель.

Но ведущий автор Мадхусудхан Венкадесан (Madhusudhan Venkadesan), основываясь на результатах своего исследования, утверждает, что, даже если человек одинаково хорошо контролирует момент броска на всех скоростях, все более быстрые броски будут все менее точными.

При броске с большой скоростью снаряд перемещается по более прямой траектории и ошибки в выборе угла, под которым начинается полет, имеют большее значение для его результата. Небольшие ошибки в выборе скорости броска оказывают много меньшее влияние на попадание в цель.

Для медленных бросков справедливо противоположное: снаряд движется по сильно изогнутой траектории, и небольшие ошибки в определении угла выброса почти не влияют на попадание в цель. Этот баланс величин в целом способствует более медленным броскам, утверждает Венкадесан.

Так бросать проще.

«Мы находим, что самая медленная дуга часто является наиболее точной», – говорит он. – Как только вы запустите мяч, вы больше ничего не сможете сделать. Мяч просто полетит по избранной траектории».

Конечно, бросок с минимальной скоростью не подходит для большинства спортсменов, не говоря уже о наших далеких предках, достигших эволюционного успеха благодаря метанию камней и копий.

«Вы хотите быть не просто быстрыми или точными, вы хотите быть быстрыми и точными, и наше исследование говорит, что это особенно сложно. Чем быстрее вы кидаете предмет, тем менее вы точны. Как быть быстрым и метким? Это проблема, которую мы исследуем», – говорит Венкадесан.

Что касается вопроса о том, как лучше держать бросаемый снаряд, сверху или снизу, то авторы утверждают, что правильный выбор зависит от многих факторов, таких как форма, высота и расстояние до цели. Например, опытные игроки в дартс бросают сверху.

Оптимально освобождать дротик при его возвышении от 17 до 37 градусов, прежде чем рука станет вертикально, со скоростью около 5,5 м/с.

С другой стороны, если ваша корзина для мусора находится ниже уровня плеча, то аккуратный бросок предмета, находящегося на ладони, – ваша лучшая стратегия.

Даже без расчетов большинство людей выбирают способы, близкие к математически оптимальным, отмечает Венкадесан и при этом добавляет, что это, скорее всего, результат обучения методом проб и ошибок в течение нашей жизни.

Единственным исключением является штрафной бросок в баскетболе. Когда-то Рик Барри установил рекорд NBA с помощью своей техники, и расчеты показывают, что у нее есть значительное преимущество перед броском сверху. Увы, этот бросок почти исчез из профессионального спорта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector