Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

7 апреля 2021

Съёмки фильмов – сложный и интересный процесс, в котором задействуют множество специалистов. Существуют множество правил и хитростей, которые позволяют создавать настоящие шедевры киноискусства.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Съемки фильма являются захватывающим и интересным творческим процессом.

Готовую кинокартину, которую зрители видят на экране, создают десятки или даже сотни профессионалов, используя самую современную технику и цифровые технологии.

Как и в любых других сферах, тут тоже имеется масса тонкостей и секретов. Чтобы немного открыть занавес тайны, предлагаем рассмотреть, как снимают кино и из каких этапов состоит данный процесс.

Основные этапы кинопроизводства

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

С момента написания сценария до выпуска фильма в прокат может уходить довольно много времени (иногда 15-20 месяцев). Это обусловлено большим количеством работ, которые разделены на три основных этапа кинопроизводства:

  • Подготовка. Перед съёмками проводится пре-продакшн, который включает в себя написание сценария, подбор актёров, пошив костюмов, планирование расписания съёмок, создание декораций, решение других организационных моментов.
  • Производство. Продакшн (съёмки) кинофильма является самым дорогостоящим и длительным этапом.
  • Пост-продакшн. Этот этап предусматривает осуществление монтажа, создание спецэффектов, редактуру, озвучку и другие виды обработки отснятых материалов.

Важно знать! Длительность и масштабы указанных этапов определяются типом кинопроекта. Так, короткометражку может снять небольшая группа специалистов в течение нескольких дней, а на полнометражный фильм зачастую уходят месяцы с привлечением десятков и даже сотен профессионалов.

Состав съёмочной группы

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Съёмочная группа состоит из широкого перечня специалистов, которые разделены на несколько подгрупп:

  • Продюсеры. Основной задачей продюсерской группы является контроль кинопроизводства в целом, поэтому в случае провала или успеха данные специалисты берут основную ответственность на себя. Продюсеры присутствуют на съёмках весь период, отвечая за организацию, продвижение и раскручивание киноленты, привлечение финансовых вливаний.
  • Режиссёры. Главной функцией режиссёров является профессиональная интерпретация написанного текста. Сценарий разбивается на множество отдельных фрагментов, которые снимаются и в дальнейшем объединяются в единое творение. По важности режиссёра можно сравнить с дирижёром оркестра, который руководит всем процессом, являясь главным ответственным лицом.
  • Актёрский состав. В эту группу входят актёры, исполняющие главные и второстепенные роли, а также массовка и дублёры. Главной задачей этих специалистов является передача чувств, эмоций, слов и действий согласно сценарию и видению режиссёра.
  • Операторы-постановщики. Данные специалисты отвечают за визуальное представление будущих кинофильмом, подбор и монтаж освещения, обустройство экспозиций и композиций, организацию спецэффектов. Всё это необходимо для определения идейно-художественной направленности киноленты и создания изобразительной трактовки сценария.
  • Монтажёры. Основной функцией этих специалистов является соединение отдельных отснятых видеофайлов в единый материал, а также обработка и создание спецэффектов с помощью компьютерных программ.
  • Художники. В эту группу входят концептуалисты, постановщики, художники по декорациям. Их главной задачей является раскадровка, создание эскизов и образов героев киноленты, рисование декораций, разработка дизайна костюмов. Также художники подбирают материалы для костюмов и декораций.
  • Исполнительные продюсеры, финансовые директора. Эти специалисты отвечают за обеспечение финансирования фильма, в т. ч. составление сметы, учёт расходов, и пр.
  • Специалисты по кастингу. Эти люди нужны для подбора актёрского состава путём организации и проведения проб. В этом процессе они тесно работают с режиссёрами.

Кто пишет сценарий и следит за ним?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Сценарий является базовой историей кинолент, главной идеей фильмов. Его написанием занимаются сценаристы, которые создают письменную версию будущей киноленты. Сюжет фильмов может являться уникальным или писаться на основе известной пьесы, рассказа или романа. Разные сценаристы пишут сценарии по заказу либо по своей инициативе.

Написание сценария является самой творческой работой при съёмке фильма. Даже если сценарист адаптирует существующее произведение, это всё равно является кропотливой работой, которая требует вдохновения.

Какими приёмами и правилами пользуются видеооператоры?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

В процессе съёмке фильмов операторы используют определённые правила, которые не позволят зрителю запутаться, потерять нить повествования. Чтобы делать в кадре правильные композиции и акцентировать внимание на нужных объектах, видеооператоры должны знать, как снимают фильмы, учитывать важные правила и использовать эффективные приёмы:

  • «Трети»: упрощённый вариант правила «золотого сечения», при котором кадр условно разделяется на равных 9 секций (3 х 3) – в этом случае важные объекты нужно располагать по разделяющим линиям и точкам их пересечений (точки интереса).
  • «180 градусов»: во время диалогов в кадре должен появляться один персонаж – не рекомендуется, чтобы камера «залетала» за линию между людьми (между читающим и книгой и т. д.). Это исключит возникновение дискомфорта у зрителей.
  • «30 градусов»: в момент смены кадра угол расположения камеры должен меняться минимум на 30 градусов.
  • «Голландский угол»: в данном случае кадр наклоняется относительно горизонта (обычно применяется для показа сумасшествия героя, алкогольного опьянения или просто динамики событий на экране);
  • L- и J-переходы: в первом случае при смене кадра зрители слышат звуки из предыдущего, а во втором слышны звуки из следующего кадра, тогда как фрагмент видео ещё не закончился.
  • Резкие смены кадров: если нужно отобразить на экране серию ключевых моментов какого-либо события, большинство кадров вырезается, а остаются только важнейшие мгновения.
  • Параллельный монтаж: этот приём часто используется для отображения нескольких сцен, происходящих в одно и то же время.
  • Взгляд персонажа: зрители привязывают к герою фильма определённые эмоции, в зависимости от объектов, на которые он смотрит. Так, если в кадре показывают лицо мужчины и резко тарелку с ризотто, значит он голоден. Если же вместо ризотто будет обнажённая девушка (даже если эпизод с мужским лицом останется неизменным), зритель подумает, что герой сексуально возбуждён, а не голоден.

Существуют и многие другие приёмы, которые знают преимущественно сами видеооператоры.

Какие спецэффекты могут быть?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Современные фильмы богаты на спецэффекты. Если речь идёт об огромных динозаврах, инопланетянах, космических кораблях и других не особо реальных объектах, то они создаются с помощью компьютерных технологий. Но многие моменты до сих пор создаются по старинке, задействуя подручные предметы.

Для создания странных звуков в кадре используют различные ухищрения. Так, при укусе сочных хрустящих овощей (капусты, огурцов, арбуза) создаются звуки, будто зомби поедает плоть человека. При разламывании сельдерея создаётся впечатление о переломе костей и т. д. Для особого и выразительного звучания шагов человека на съёмочных площадках делают участки со специальным покрытием.

Сегодня в кадре зрители часто видят кровь. Естественно, в реальности никто из актёров не страдает для «красивого кадра».

При съёмке кино используют специальную субстанцию technicolor blood, которая очень похожа на настоящую кровь человека.

Если нужно отобразить на экране, что кровь хлыщет из открытой раны, то к этому месту просто подводится тонкая трубочка, а под одеждой актёров располагают специальный мешочек, на который они нажимают в нужный момент.

Многих людей интересует, как снимают кино с постельными сценами. Для показа деликатных частей тела нередко привлекают дублёров, при этом используются специальные накладки, которые прикрывают самые интимные зоны. Как правило, актёры узнают о постельных сценах заранее и обсуждают все детали с режиссёром.

Важно знать! Во время съёмок постельных сцен присутствует минимум людей, что позволяет актёрам раскрепоститься.

Что такое хромакей, зачем он нужен?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Для создания компьютерных спецэффектов во время съёмок обязательно используется хромакей. Это специальные полотна, которые заменяются на определённый фон или объекты. Например, актёр может просто стоять перед хромакеем в трусах, а после компьютерной обработки в кадре зритель увидит его на белоснежном морском пляже. В качестве цвета полотен выбран зелёный или синий, ведь они реже всех встречаются в тонах кожи людей, что облегчает их обрезку.

Какую технику используют для съёмки фильмов?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Для максимально точной и реалистичной передачи переживаний и эмоций героев кинолент крайне важно использовать профессиональные цифровые камеры, которые можно арендовать в компании ТВТОК. Современные камеры имеют высокие характеристики разрешения и зума, что позволяет создавать эффект присутствия. При продакшне кино используют как статичные, так и специализированные экшн-камеры, которые позволяют качественно снимать движущиеся объекты.

Важно знать! Также существуют камеры водонепроницаемого исполнения, использующиеся для съёмки под ливнем или вообще под водой.

Как озвучивают кино?

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

На этапе пост-продакшна фильмов в дело вступают саунд-дизайнеры, которые полностью отвечают за озвучку киноленты. Звуковые дорожки фильмов делаются в следующей последовательности:

  • Изначально звуки записываются в процессе съёмок. Для этого используются большие микрофоны, обитые специальным поглощающим звуки материалом, которые располагаются максимально близко к героям.
  • После съёмок выполняется озвучка, которая предполагает повторное озвучивание актёрами неудачных дублей.
  • На следующем этапе создаётся звуковые фоны: шелест листвы, плескание волн, шум автомобиля и пр. Благодаря этому обеспечивается эффект присутствия.

Продвижение и прокат фильмов

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

За продвижение фильмов или сериалов отвечают линейные продюсеры. Эти специалисты ищут денежные средства и организовывают рекламные кампании, чтобы о киноленте узнало как можно больше людей. Телевидение, интернет, печатные издания – все эти и другие средства массовой информации используются для анонсирования отснятого фильма. Зачастую продюсеры определяют примерную дату, когда состоится премьера киноленты, и с указанного дня картину начинают показывать на больших экранах кинотеатров.

Интересные факты о кинопроизводстве

На площадке используется множество хитростей, львиную долю которых знают только участники съёмочного процесса. Наиболее известное ухищрение – использование хромакея. Но есть и многие другие интересные моменты.

Так, в период съёмок члены актёрского состава не пьют алкоголь, не курят, не употребляют наркотические препараты.

Если на экране актёр жуёт еду, то зачастую он её выплёвывает, ведь один эпизод может сниматься в несколько дублей.

На экране на заднем фоне часто можно увидеть людей, которые разговаривают между собой. В действительности зачастую они просто проговаривают про себя определённые наборы цифр, ведь при их произношении губы двигаются так, будто человек на самом деле ведёт диалог с собеседником.

Создание фильмов является более сложным и многогранным процессом, чем кажется на первый взгляд. Кинопроизводство требует нестандартных подходов и полной самоотдачи от всех участников съёмочного процесса – только так создаются настоящие шедевры кинематографа.

Читайте также:  Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Пишем сценарий для собственного фильма (Часть 1)

  • Как написать сценарий и снять фильм: по шагамМесяц назад мы научились с вами тестировать идею для своего будущего фильма.
  • Сегодня мы поговорим о следующем этапе, который естественно вытекает из предыдущего — написание сценария к фильму.
  • Не будем медлить, поехали!
  • Разве нельзя обойтись без сценария?

Цель этой статьи не научить вас, как правильно писать сценарий, а рассказать, для чего он нужен и как устроен. Конечно же, в итоге это позволит вам получить хорошую историю для фильма.

Сценарий – это описание всех сцен и диалогов в вашем фильме.

Есть мнение, что если ты решил серьёзно чем-то заниматься, учись делать это правильно с самого начала. Иначе, сложно будет затем переучиваться. Я не всегда придерживаюсь такой позиции, т.к. это справедливо не для всех видов деятельности.

На мой взгляд, это подходит к простым вещам. А вот когда речь идёт о более сложном, я использую свой подход к обучению.

Он похож на «метод тыка», но более осознанный, который я назвал методом «не умничай, а делай».

Сценарное мастерство – это целое искусство, которому посвящены тонны книг, и я не ставил целью этого раздела научить вас всем техническим аспектам данного ремесла. Во-первых, я пока этим не заинтересован; во-вторых, у меня иной взгляд на такие вещи.

Новичок должен снять свой первый фильм! Всё. Это то, что ему следует держать в уме постоянно. Результат должен быть важнее качества. И не нужно наивно называть это халтурой.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Вначале важно концентрироваться на первостепенных задачах, невыполнение которых отрицательно скажется на успехе всего фильма.

Поэтому, не старайтесь делать всё как надо и всё по инструкции. Главное, соблюдать структуру.

Любой фильм – это история о чём-либо. Значит, для того чтобы написать сценарий, по которому вы будете снимать фильм, нужно сперва придумать историю. Далее вы узнаете, как легко это сделать.

Логлайн

Теперь, когда вы знаете, что сценарий – это важно, можно приступать к его созданию. Первое, что у вас должно быть – это логлайн.

Логлайн – это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой. Практически, это то же самое, что и идея фильма, о которой мы говорили в прошлых статьях, но ключевым моментом здесь является интрига.

У вас уже должна быть записанная идея.

К примеру, идея нашего фильма звучит так: «Этот фильм о русском парне, который поставил перед собой цель получить Оскар». Если прочитать идею ещё раз, видно, что особой интриги здесь нет, и нет ничего такого, чтобы зацепило зрителя.

Вот как бы он на это отреагировал:

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Эту важную роль, как раз и выполняет логлайн. Когда вы покупаете фильм на DVD и читаете на обороте описание к нему, вы читаете не что иное, как логлайн. В одном случае это 1-2 предложения, в других – целый абзац, с перечнем известных актёров.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Сразу давайте определимся, для чего он нужен. Когда у вас есть идея, вы имеете только общую картину будущего фильма, причём весьма расплывчатую и непонятную. Вы даже не знаете, как начнётся фильм, что будет в его середине и чем закончится.

Ведь парень, мечтающий об Оскаре может его вовсе и не получить, но тем не менее может стать счастливее от того, что попытался. Получается, что смотря на идею, наши глаза разбегаются во множестве вариантов развития сюжета. Это, конечно, хорошо, но так можно потратить уйму времени на поиск нужного направления.

Логлайн же станет отправной точкой, от которой мы возьмём верное направление и начнём двигаться. Теперь, когда вы смотрите на вашу идею и чувствуете интригу и интерес сюжета, вам будет гораздо проще развить его при написании сценария.

Итак, что же нам нужно изменить в идее фильма, чтобы превратить её в логлайн? Добавить интрижку!

Важно!

Максимум, что должен вызвать логлайн – это безумный интерес. Он не должен раскрывать всех карт фильма и будущий зритель, прочтя логлайн, должен обязательно сказать: «Ммм…пойду-ка посмотрю этот фильм».

Внимательно прочитайте вашу идею и подумайте, что можно убрать, добавить или изменить, чтобы появилась интрига.

После размышлений, я решил, что неплохо будет написать так: «Удивительная история русского парня, который нашёл мега оригинальный способ получить Оскар».

Теперь чувствуете разницу? После прочтения такого описания к фильму, у любого любопытного зрителя возникнет вопрос: «Хмм, что же за способ такой?». Логлайн также может претерпевать изменения в процессе написания сценария, главное, сохранять его суть.

Посмотрите теперь на вашего потенциального зрителя:

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Ещё немаловажная деталь, которую не следует упускать в логлайне – это конфликт. Как правило, в фильмах присутствует герой, его враг, проблемы и, в конце концов, итог всей этой истории. Поэтому немного подправим наш логлайн:

«Мечтающий получить Оскар выпускник частного театрального ВУЗа всерьёз намерен добиться успеха на Западе. Амбициозный парень даже не подозревает, во что ввязался. Он слишком поздно узнает, что его преподаватели и коллеги по ВУЗу – настоящие мошенники».

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Как проверить логлайн? Вот так:

1) Главный герой – выпускник частного театрального ВУЗа
2) Враг героя – коллеги и преподаватели из ВУЗа
3) Проблема – у парня будут серьёзные проблемы, т.к. его диплом – фальшивка
4) Цель – добиться успеха в Голливудском кино и получить Оскар

Как видно, на все вопросы есть ответы, значит, логлайн составлен неплохо. Единственное, что ещё можно доработать, так это его длину. Старайтесь делать логлайн лаконичным! Одно предложение – это идеал. Главное, чтобы в нём прослеживалась вышеописанная структура. Мой логлайн не идеален, но в качестве примера самое то.

Пусть даже ваш сюжет покажется стандартным, главное, чтобы у вас был неожиданный взгляд на него.

Теперь расскажите ваш логлайн друзьям и знакомым. Можно сделать опрос. Если подавляющему большинству понравится, можно идти дальше. Всё-таки фильм снимаем для зрителей.

Синопсис (история)

Учитесь мыслить упрощённо. Если речь идёт о вашем первом фильме, то вероятнее всего он будет малобюджетным. Даже если у вас целый мешок баксов, почти со 100% вероятностью вы их грамотно не освоите, если не имеете за плечами ни одного фильма, даже самого простого. Поэтому очень важно при сочинительстве не насочинять лишнего.

Прежде чем вы будете знать, как прописывать диалоги и сцены, вам нужно иметь историю. На самом деле это не сложно, если вы, как мы договорились, на первых порах будете мыслить упрощённо.

Если вы уже сформулировали идею своего фильма и придумали логлайн, то есть смысл подумать над историей. Это одно и то же, если взять логлайн и подробно изложить его на несколько страниц.

Так как мы люди творческие и увлечённые кино, будем все вещи называть своими именами. Поэтому разберём такое понятие как синопсис.

Синопсис – это краткий пересказ вашего фильма. Прочтя его, уже можно точно знать из каких эпизодов состоит фильм, в чём проблема главного героя и как он будет её решать. Для короткометражки двух страниц хватит. Можно больше, кому как нравится.

То есть здесь, в отличие от логлайна, нужно как можно подробней описать сюжет фильма, раскрыв все секреты. Понятно, что синопсис пишут не для зрителя. Он упростит написание сценария в дальнейшем.

Важно!

Не старайтесь написать историю от начала и до конца. Во-первых, так вы исчерпаете все идеи; во-вторых, история будет неинтересной, т.к. нельзя предугадать сразу все возможные события. Не ставьте себе рамок и позвольте сюжету развиваться.

Возьмите простую схему: начало – середина – конец. В начале покажите зрителю действующих лиц; в середине – поставьте перед главными героями задачи с препятствиями; в конце – развязка, т.е. достижение цели или полный провал 🙂

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Когда у вас будет 3 части, пусть даже не совсем связанные между собой, можно продолжать их немного усложнять, делая между ними переходы.

Что конкретно писать в синопсисе? С чего начать?

Прочтите ваш логлайн несколько раз. Пусть у вас сложится общее впечатление о будущем фильме. Вы сразу почувствуете, какому жанру он больше всего соответствует. Свой логлайн, к примеру, я вижу для комедии. В принципе я изначально так и планировал, когда думал над общей идеей фильма.

Так вот, на этом этапе мне очень хорошо помогает музыка. Я включаю позитивные треки, читаю логлайн и хожу по комнате взад-вперёд. Именно в этот момент ко мне приходит большое количество идей и находок, которые я сразу фиксирую в Word’е. Очень рекомендую этот способ! Попробуйте, не пожалеете!

Особых рекомендаций пока давать не буду, т.к. это творческий процесс, подход к которому у каждого свой. Просто напишите несколько вводных абзацев о главном герое, представьте его зрителю. Затем пару страниц о его планах на будущее. Поставьте перед героем серьёзную проблему. Сделайте его настойчивым и упёртым, чтобы несмотря ни на что, он не отступил от своей цели.

Читайте также:  Популярные стали для ножей. Лучшие марки стали для ножей: характеристики

Если вы думаете, что герой в одиночку не справится, придумайте ему друга или напарника, а лучше подружку, которая сыграет одну из ключевых ролей в фильме. Подробней расскажите о противостоянии героя и его врагов, покажите настоящую схватку. Сделайте героя победителем или проигравшим, описав подробней причину такой концовки.

  1. Торопиться не надо, найдите побольше подходящей музыки и вперёд.
  2. На этом я завершаю первую часть данной темы. В следующий раз, во второй части, мы изучим остальные важные понятия, которые сделают ваш сценарий особенным:
  3. 1) Название сценария
    2) Поэпизодный план
    3) Персонажи
    4) Структура сценария

  4. 5) Пишем сценарий!
  5. Успехов вам в любимом деле! 🙂

P.S. А что вам помогает в написании классной истории для фильма? Поделитесь своим опытом ниже в х.

Как написать хороший сценарий?

3445

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Хороший и оригинальный сценарий в киноиндустрии сейчас – настоящее сокровище. И я не шучу:

  1. Мы живем эпоху постоянных перезапусков, адаптаций и сиквелов, поэтому новый и качественный продукт всегда будет востребован. Да простят меня фанаты “Звездных войн”, но все лучше бесконечного рассказа одной и той же истории.
  2. Так как спонсоры зачастую отдают предпочтение проектам, основанным на известных источниках, или же просто сиквелам успешных фильмов (и это естественно, потому что вкладываться в авторский фильм-рискованно), то успех оригинального сценария практически гарантирует вам мировое признание.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Вот, например, Пон Джун-хо, который стал настоящим триумфатором на Оскаре, благодаря своей филигранной работе “Паразиты”, сценарий которой он писал совместно с Хан Джин-воном.

Стоит отметить, что у него много интересных работ: “Мать”, “Воспоминания об убийстве”, “Окча”, “Сквозь снег”.

Но согласитесь, вряд ли вы слышали о его ранних проектах до Оскара? Поэтому упорство, труд и работа над собственным стилем помогли сотворить ему шедевр и дать понять европейской аудитории, что корейские фильмы не заканчиваются на одном лишь “Олдбое”.

Давайте же разберемся, за какие сценарные крючки надо дергать, чтобы получить интересную историю!

Ключевые этапы создания сценария

  • На первых этапах создания проекта необходимо сразу понимать: неважно, что вы снимаете: художественный фильм, документальный, репортаж, интервью или скетч для ТикТока – вам необходим сценарий.
  • Так как у меня есть опыт в создании художественных фильмов, следующие принципы будут базироваться именно на моем личном опыте- но это вовсе не означает, что вы не можете использовать эти советы для своих историй.
  • Формулировка замысла. Пожалуй, это один из наиболее важных моментов в написании сценария- вам нужно понимать, о чем вы пишите и какие основные идеи будет затрагивать ваш проект

Рассмотреть несколько вариантов вашей истории.

Продумать все возможные действия ваших персонажей и выявить наиболее “драматургически” выгодный вариант.

Продумать сюжетный каркас. Необходимо понимать, на каких принципах будет держаться ваша история. Например, рассмотрим замечательный детектив “Достать ножи” Райана Джонсона.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Внимание, спойлеры!

Здесь конструирующий принцип держится на особенности молодой сиделке, Марте,которую, в буквальном смысле, выворачивает изнутри, когда она лжет. Это очень интересный опорный крючок, благодаря которому можно двигать сюжет.

Например, когда во время допроса Марте приходится врать харизматичному детективу (Дениэлу Крейгу) о судьбе своего подопечного – писателя, который был убит при загадочных обстоятельствах. У нас есть интрига, все в добрых традициях Агаты Кристи.

Но сценарист намеренно совершает деконструкцию жанра- а именно, предоставляет нам, казалось бы, окончательную версию событий задолго до развязки, делая убийцу, героиню Анны де Армас, жертвой обстоятельств, к которой мы испытываем искреннее сопереживание и хотим, чтобы она осталась непойманной.

Поэтому крючок с неожиданной развязкой работает и очень органично вплетается в изначальную версию повествования, не вызывая когнитивный диссонанс у зрителя. Убийца – “дворецкий”, а хороший герой – остается хорошим.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Поэтому конструирующий принцип здесь хорошо реализован – события, которые выстраивают повествование выражены в своеобразном воплощении.

Сформулируйте конфликт. В любом произведении есть конфликт. Зачастую он, кстати, и двигает сюжет и является катализатором событий. Например, если говорить о фильме “Апокалипсис сегодня” Копполы: конфликт между “здравым я” и “бездной человеческой подсознания” здесь является основным. Власть может открыть в душе каждого червоточину, но главное не быть этим сломленным.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Также, уже “избитые” конфликты темпераментов и жизненных позиций (оптимист и пессимист), на которых строится добрая половина комедий.

Даже если вы снимаете далеко не художественный фильм, в вашем видео обязательно должен быть прописан конфликт. Например, прекрасный фильм Манского “В лучах солнца”, повествующий о о жизни восьмилетней школьницы в Пхеньяне, столице КНДР. Она должна вступить в детскую организацию в День Солнца.

Фильм снимался при содействии и под контролем северокорейских властей, которые рассчитывали на то, что в нём будет представлен пропагандистский образ счастливой семьи. Однако Манский тайно снимал дополнительный материал, в итоговую версию фильма с дополнительными 26 минутами он включил свои критические комментарии.

По факту, мы можем увидеть здесь конфликт между нашим, европейским, мироощущением и пропагандистским идеализированным корейским образом. Поэтому данный документальный фильм не просто изображает действительность, но и ставит другие важные вопросы, такие как вопрос понимания свободы.

Данная проблематика, конечно, спорная, но именно дискуссионность делает его в нашем понимании более глубоким и интересным.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Сосредоточьтесь на вашем главном герое. Главный герой должен быть интересным. Неважно, что вы снимаете: интервью, фильм или документалку, даже если вы рисуете абстрактную анимацию- у вас должен быть главный герой.

Чем больше аудитория может себя ассоциировать с ним, тем интересней ей наблюдать за ходом событий. Обратите внимание на то, что даже если вы хотите сделать главному герою отталкивающий образ- зрителю все равно важно, чтобы он испытывал к нему сопереживание.

Такой принцип соблюден в фильмах “Грязь”, “На игле”, “Исчезнувшая”, “Волк в Уолл-стрит”, “Бешеные псы”.

Как видите, главные герои могут быть далеко не лицеприятными, но важно дать понять зрителю, почему они такими стали, в чем их мотивация, указать на их человечность. Нам неинтересно смотреть на просто мерзких людей. Нам важно понимать человеческую трагедию, заключенную в этих персонажах.

Образуйте единую причинно-следственную связь. Все действия в сценарии должны быть связаны между собой. Должна соблюдаться логика. Если в сценарии акцентируется внимание на том, что персонаж вегетарианец, то он не может в одной из сцен просто есть мясо без причины.

Также персонажи не могут просто влюбиться в друг друга, потому что их играют красивые актеры. У них должна быть предпосылка для того, чтобы развивать отношения. Если у главного героя, например, проблемы с родителями, то он не может опять же просто взять и помириться с ним.

Вы должны продумать все связи между персонажами, взаимодействия их характеров и поступков, а самое главное, чтобы все эти ответвления вписывались в единую сюжетную линию.

Детализируйте вселенную вашего творческого пространства. Важно, чтобы ваш сценарий был нацелен на полное погружение. Вы можете подробно описать локации, которые вам необходимы, обратить внимание на наличие каких-нибудь метафор и символов, связанных с природой. Но не злоупотребляйте банальными клише:

  • Персонажу грустно – идет дождь;
  • Все заволокло туманом – главный герой не понимает, что происходит, окружен тайной, так сказать;
  • Солнышко выглянуло – значит, главному герою очень хорошо и он, наконец-то, счастлив.

Пробуйте играть с пространством, с метафорами, как это делал Бергман, Тарковский, Триер.

Также, не забывайте, что визуальное изображение -это не просто демонстрация действа, но также может быть вполне интересной метафорой. В тех же самых “Паразитах” очень много визуальных символов: от образных границ между социальными классами в виде перегородок, стен, стекла, до вполне очевидных лестниц – как символ неравенства. В фильме проделана масштабная работа с композицией кадра.

Развитие главного героя. Мы все проходим в жизни через определенные метаморфозы нашей личности. Естественно, в своем произведении вы также должны показать, какой герой в начале пути и к чему он приходит в конце своей истории. Наиболее ярко в этом плане визуально выражен фильм Климова “Иди и смотри”. И внешние изменения героя позволяют нам понять и его внутреннюю трагедию.

Как написать сценарий и снять фильм: по шагам

Следуя этим простым правилам, у вас должен получиться грамотный сценарий с проработанной историей. В заключение хочу сказать, что для написания хорошего сценария нужно – прежде всего, читать много художественной литературы и смотреть фильмы, чтобы подмечать интересные приемы и черпать вдохновение.

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик.

Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях.

Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода.

Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект.

Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Читайте также:  Как сделать нож из дерева своими руками в домашних условиях видео. Как сделать нож своими руками: изготовление охотничьего инструмента от А до Я (115 фото и видео)

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.
 

Помните, что идея, которая кажется вам стопроцентным блокбастером, не обязательно зацепит остальных. Автор зачастую не способен объективно отстраниться от своего труда, поэтому на самом раннем этапе полезно пропустить идею через критический фильтр тех, чьему мнению вы можете доверять.  

2Логлайн — максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Постарайтесь ввести в логлайн какой-то конфликт и продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете.
 

Молодой холостяк, регулярно отмечающий Новый Год с друзьями в бане, по стечению обстоятельств оказывается в другом городе и обнаруживает себя в квартире с молодой симпатичной женщиной. Куда приведет их это случайное знакомство?  

3Когда общая концепция фильма уложилась в вашей голове, нужно подобрать 3-5 похожих фильмов в том же жанре. Они станут для вас ориентиром, но это не значит, что можно заимствовать из них идеи.
 

Маститые сценаристы советуют регулярно анализировать чужие фильмы, разбирать их по сценам и кадрам, подмечая авторские приемы — так можно накопить опыт.  

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.
 

Если ответственно отнестись к подготовке двух этих документов — работать будет гораздо проще. Четкий план и структурированное видение сюжета — это половина всего сценария.  

5Самое время приниматься за синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Синопсис — квинтэссенция вашего сценария. В нем должны быть кратко описаны завязка, опорные точки сюжета, кульминация и развязка фильма.

Но все карты открывать сразу не стоит — синопсис должен заставить продюсера прочитать ваш сценарий целиком. Объем может составлять от 1000 знаков до двух-трех печатных страниц.

С хорошо проработанным синопсисом уже можно приступать к поискам продюсера и режиссера для вашего будущего фильма.
 

Часто судьба даже самой хорошей идеи заканчивается здесь — некачественный синопсис, невнятное изложение сюжета и банальные грамматические ошибки отправят ваш будущий фильм в мусорную корзину раньше, чем продюсер сможет разглядеть его потенциал.  

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.
 

Главная задача тритмента и сценарной заявки — захватить внимание, заинтриговать и продать вашу идею будущему заказчику. Именно с ними вы пойдёте к «большим людям» из киностудий.  

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.
 

Начинающие авторы часто совершают одну и ту же ошибку — едва поставив финальную точку в тексте, они принимаются перечитывать его и пытаться привести в порядок. И вот идея фильма уже не кажется такой привлекательной, диалоги выглядят натужными, а герои становятся похожими на одноклеточных амёб. Не поддавайтесь писательскому пессимизму — закройте текст, возьмите перерыв и отвлекитесь на что-нибудь другое, пока вас снова не посетит вдохновение.  

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам.

Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов.

Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.
 

Первая редакция должна усадить вас в кресло зрителя. Только поставив себя на его место можно увидеть преимущества и недостатки будущего фильма.  

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков.

Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла.

На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.
 

Научиться смотреть на свой текст как на чужой сложно, поэтому на любом из этих этапов полезно подключить к работе друзей и знакомых. В больших киностудиях к работе над первым драфтом сразу подключается команда профессиональных редакторов, и этот этап может стать самым тяжёлым для сценариста. Они «лучше» знают, как писать сценарий, и часто на глазах автора меняют его первоначальную идею до неузнаваемости.  

10Поставив после многочисленных редакций последнюю точку, вернитесь в начало — самое время придумать название. Все заголовки, которыми были подписаны предыдущие документы — это всего лишь рабочие варианты. Но только теперь, когда вы полностью раскрыли всю свою идею, прописали весь сюжет и персонажей, можно определиться с финальным названием.
 

Название должно быть кратким, понятным и отражающим всю суть фильма. Помните, что эти слова, рождённые бессонными ночами, будут потом красоваться на каждой афише, билборде и в заголовке статей, посвященных фильму.  

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.
Я зарабатываю от 3000$ в месяц в казино пинап. Хочешь и сам зарабатывать ? Попробуй сейчас https://pin-up-official.best/
Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.
 

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

  • Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи
  • ДИКТОР З/К:
  • А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

ВЕДУЩИЙ В/К:

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

  1. Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения
  2. ВЕДУЩИЙ З/К:
  3. Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector