Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Прообраз безынерционной катушки создан в начале XIX века Джорджем Снайдером. Он разработал катушку, в котором шпуля вращалась в несколько раз быстрее вращения ручки. Развиваясь и совершенствуясь, это изобретение приобрело новые функции. Теперь рыболовная катушка – это не только устройство для наматывания лески, а сложный инструмент. Фрикцион на катушке дал статус сложного инструмента безынерционной катушке. Рассмотрим подробнее, что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы.

Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить.

Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Фрикционный тормоз срабатывает, когда нагрузка на безынерционной катушке превышает заданное значение. Когда нагрузка уменьшается, подмотка лески продолжается в обычном режиме.

Нагрузка для срабатывания тормоза выставляется регулировочным болтом с передней или тыльной стороны, в зависимости от того, какое устройство катушки используется.

Правильная настройка тормоза на мультипликаторной катушке часто спасает снасть от падения в воду при поклевке крупной рыбы, спасает леску от разрыва.

Плавное, своевременное стравливание лески помогает вымотать рыбу и подвести к берегу или в лодку экземпляр, превышающий по массе разрывную характеристику лески. Настройка фрикциона производится опытным путем.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю.

Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки.

Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Он обладает следующими преимуществами:

  • тонкая регулировка;
  • легкий вес катушки;
  • простота конструкции.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Следует отметить следующие недостатки:

  • разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
  • неудобное расположение регулировочного винта;
  • высокая цена запасной шпули;
  • неудобство замены шпули.

Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.

Правильно отстроенный задний фрикционный тормоз часто применяется для подсекания рыбы, использования тяжелых приманок и предотвращения разрыва лески.

Преимущества заключаются в следующем:

  • удобное расположение регулировочного винта;
  • не мешает замене шпули;
  • применяется для вылова крупных экземпляров;
  • надежен в работе с тяжелыми примаками.

Следует отметить такие недостатки, как:

  • большой вес катушки;
  • низкая чувствительность регулировки.

Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу.

Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки.

Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.

Нужно обратить внимание на следующие преимущества:

  • универсальность при выборе снасти;
  • надежность в работе.

Не стоит забывать о следующих недостатках:

  • большой вес катушки;
  • сложность конструкции;
  • цена.

Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.

Катушка с комбинированным тормозом позволит производить только замену поводков под размер рыбы, оставляя леску на катушке, при этом сохранится контроль вываживания любого улова.

Для получения нужного результата от использования катушки с передним или задним фрикционным тормозом необходимо выполнить ее правильную настройку. Нужно учитывать, что в работе леска выходит из удил под углом и нагрузка на участке от удочки до приманки больше чем на рыболовной катушке. Поэтому регулировка тормоза осуществляется в сборе катушки, лески и удочки.

Передний фрикцион настраивается стягиванием регулировочного винта и фрикционных шайб, при этом шпуля зажимается, увеличивается сопротивление ее вращения до нужного значения.

Правильно отрегулированный задний фрикционный тормоз срабатывает при нагрузке около 80% от номинальной прочности лески под углом 90º, обеспечивая стравливание лески до достижения нагрузки номинала ее прочности.

Порядок настройки переднего фрикционного тормоза выглядит так:

  • установить на удилище безынерционную катушку и леску в рабочее положение;
  • закрепить конец лески за неподвижный объект;
  • ослабить фрикционный тормоз;
  • развернуть удочку или спиннинг под углом 90º по направлению к месту зацепа;
  • натянуть леску до срабатывания тормоза;
  • подбирать леску и затягивать регулировочный винт до достижения срабатывания при нужной нагрузке.

Нагрузка срабатывания переднего фракционного тормоза рассчитывается от размера приманки и веса предполагаемого улова. Учитывается и прочность лески.

Нагрузку срабатывания для заднего фрикционного тормоза следует выставить в пределах 80% от прочности лески или удила. Основной его функцией при ловле рыбы будет гашение резких рывков, усиление сопротивления если на катушке останется мало лески.

Переключение с переднего фрикционного тормоза выполняется ручкой на тыльной стороне изделия.

Использование безынерционных катушек с фрикционным тормозом многократно увеличивает шансы рыболова на успех, а именно:

  • уменьшает количество сходов рыбы;
  • сохраняет приманку и целостность лески.

Основная доля успеха зависит от опыта рыбака и его умения обращаться с рыболовными снастями. Для получения желаемого результата нужно:

  • использовать приманку, соответствующую запасу прочности лески, удилища и катушки;
  • содержать снасти в чистоте;
  • хранить рыболовецкий инвентарь в рекомендуемых условиях;
  • производить правильную настройку снастей;
  • выдерживать угол наклона удила.

О том, как настроить фрикцион безинерционной катушки, смотрите в следующем видео.

О том, как настроить фрикцион на катушке спиннинга

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Что такое фрикцион на безынерционной катушке, для чего нужен и как работает

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Если в двух словах, фрикцион — это механизм, препятствующий поломке как самой катушки, так и удилища. А так же досадным обрывам снасти и сходу рыбы при вываживании.

При правильной регулировке, когда возникает критическая нагрузка на снасть, намотанная леска начинает стравливаться со шпули, снижая нагрузку на снасть.

Степень критичности нагрузки определяет сам рыболов, основываясь силовыми данными катушки, характеристиками бланка удилища и разрывной нагрузкой лески.

Естественно, что сюда должен быть включен список элементов оснастки — застежки, вертлюжки, упругость проволоки крючков, упористость приманки. В принципе, это основное объяснение, для чего нужен фрикционный тормоз катушке.

Фрикцион состоит из:

  • Блока фрикционных дисков. Изготавливаются из металла, фетра, войлока, композитных материалов, графита.
  • Регулировочной гайки. С ее помощью настраивается усилие для срабатывания системы.

Согласно информации из рыболовных изданий есть фрикционы, где вместо дисков используются пружины. К счастью (или сожалению) сам таковых не встречал.

Как работает фрикцион катушки? За счет силы торможения, создаваемой между дисками, зафиксированными в корпусе шпули и на оси (штоке). Чтобы тормозное усилие работало равномерно используются мягкие прокладки.

В итоге, когда требуется настроить фрикцион на катушке под условия ловли, нам нужно просто протянуть гайку до нужного результата.

По расположению на катушке фрикцион подразделяется на передний и задний. У каждого вида есть свои конструкционные «изюминки», свои «плюсы» и «минусы».

Передний фрикцион

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Здесь блок фрикциона расположен в шпуле катушки. Тормозные диски имеют больший, по сравнению с задним расположением, размер. В результате чего возникает большее тормозное усилие. А так же и возможность более тонко настроить фрикцион на катушке.

Передний фрикционный тормоз прост в обслуживании, есть возможность регулировать конусность намотки лески.

Благодаря тому, что регулировочная гайка расположена спереди, дополнительная настройка происходит проще во время ловли.

Задний фрикцион

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

У катушки с задним фрикционом шпуля стоит жестко на штоке катушки. Диски имеют меньший диаметр и изготавливаются из более твердого материала (паронит, фторопласт). Вследствие чего настройка происходит грубее. Впрочем, увеличиваются силовые способности катушки.

Шпуля снимается путем нажатия на стопорную кнопку в передней части. В обслуживании данный тип фрикциона сложнее. Для того, чтобы добраться до тормозных пластин приходится почти полностью разбирать.

В США был некогда запатентован фланцевый контактный фрикцион. В данном случае рыболов сам, посредством специальной лапки, регулирует нагрузку на катушку.Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Получается, чтобы настроить фрикцион на безынерционной катушке требуется отрегулировать плотность соприкосновения тормозных дисков. Вроде просто. Подкрутил, проверил сход лески и радуйся. Но вот до какого момента следует затягивать или ослаблять фрикцион?

Как отрегулировать фрикцион на катушке спиннинга

Есть общие рекомендации по настройке, а есть под конкретные случаи. Последние, на мой взгляд, наиболее важны. Поскольку позволяют не только сберечь катушку и удилище от поломки, но и правильно работать с приманкой и клюнувшей рыбой.

Итак. Начнем с базовых принципов. Что следует учитывать в первую очередь:

Пишется на коробках катушек или в инструкциях. Обычно указывается в килограммах. Это максимальное тормозное усилие фрикциона катушки, при котором гарантируется, что механизм катушки может работать без опасных последствий.

  • Тестовый диапазон удилища по леске.
  • Разрывную нагрузку применяемой лески (шнура).

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Собрав эту информацию воедино, нужно понять, что фрикцион на катушке должно настроить так, чтобы тяговое усилие не превышало значение Max Drag и данные с удилища и лески.

В идеале можно воспользоваться электронным безменом. Тем более, что в некоторых источниках мелькают советы, что значение фрикциона должно находиться в диапазоне примерно 2/3 от максимального. Но кто же на рыбалке этими рекомендациями пользуется? А посему делаем все «на глаз».

  • Затягиваем фрикцион по максимуму. Разумеется, что спиннинг должен быть уже в сборе.
  • Цепляем приманку за неподвижный объект (дерево).
  • Располагаем спиннинг примерно под углом в 45 градусов и начинаем создавать усилие рукояткой катушки.
  • Если видим, что нагрузка подходит к критическому значению (обрыв лески или поломка удилища), начинаем ослаблять фрикцион.
  • Ослабляем до того момента, пока леска не начнет стравливаться. В большинстве случаев об этом мы узнаем по трещотке фрикциона.
  • Достигли этого результата — прекращаем задавать усилие. Остается ослабить фрикцион еще на 2-3 щелчка.
Читайте также:  Плот для воды. Как построить плот (самые распространенные типы).

Такая настройка фрикционного тормоза уже не допустит поломки удилища или обрыв лески.

С наработкой опыта подобных манипуляций уже не потребуется. Определить необходимую регулировку можно будет просто потянув за шнур.

Что касается частных ситуаций, где требуется тонкая настройка фрикциона, то с ними приходится сталкиваться постоянно. Тонкая настройка под конкретные условия — это одна из основных причин, почему спиннингисты спортсмены предпочитают пользоваться безынерционными катушками, а не мультипликаторами.

Настройка фрикциона под условия ловли

Условия ловли обычно и становятся основными причинами регулировки тормоза.

  • Смена приманки (воблер, блесна).

Сопротивление приманки в воде различно. Даже если они имеют один вес. Если с равномерной проводкой блесны проблем может не возникать, то с воблером иначе. Заменив модель на более упористую, приходится дополнительно настраивать фрикцион. Рывковая проводка не должна сопровождаться сработкой тормоза.

Не секрет, что растяжимость монолески выше нежели плетеного шнура.

Если при ловле монкой нагрузка на снасть где будет компенсироваться растяжимостью монофила, то для плетенки настройка фрикционного тормоза требует более серьезного подхода.

Скажу откровенно, что за эту малость несколько недолюбливаю мультипликаторные катушки. У них настройка фрикционного тормоза происходит грубее. По этой причине ловля на флюр или монолеску предпочтительнее.

Ловля окуня с использованием шнура требует обязательных регулировок. Губы окунька нежные. Резкая подсечка на шнуре или быстрое вываживание зачастую приводит к порывам губ и досадным сходам.

  • Под характеристики водоема.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

При ловле в сильно закоряженных местах тонкая настройка фрикциона зачастую спасает приманку от мертвых зацепов. Но тут так же следует учитывать и нрав рыбы, что ловим. К примеру, щука. При поклевке она может тащиться как бревно, а может и мощно давить, стараясь уйти в корчи.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Как вариант — быстрая подрегулировка тормозного усилия катушки.

Так что, ситуаций может быть много.

При ловле на донку (пикер, фидер) все несколько проще. Фрикцион нужно настроить так, чтобы он не срабатывал при забросе и просто смещении кормушки. При поимке крупного трофея всегда лучше вносить дополнительные коррективы по ходу вываживания.

НХНЧ

Информации много не бывает

Как настроить фрикцион на катушке – правила и особенности

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве!
Подробнее

Правильная регулировка фрикциона обеспечивает:

  • Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
  • Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
  • Сохранность снасти при зацепах.

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

  • Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
  • Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
  • Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
  • Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45о). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
  • Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
  • Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае.

Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Настройка байтраннера

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато.

Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк.

Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти.

Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу.

Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Читайте также:  Как обеззаразить рану в лесу. Правильная обработка ран и ссадин в походе

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами.

Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором.

Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше.

Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем.

Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение).

В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм).

Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора.

Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений.

Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Как настроить фрикционный механизм на рыболовной катушке

Рыболовы удивляются, почему у меня клюет, а у них нет? Только для вас раскрываю секрет: все дело в чудо-приманке!
Подробнее

Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки | Питерцов Андрей

В какой то момент своей карьеры каждый рыболов сталкивается с вываживанием достаточно сильной рыбы. При этом далеко не самую последнюю роль играет правильно подобранная и настроенная спиннинговая катушка, особенно ее фрикционный тормоз.

Иногда варьирование настройки фрикционного тормоза может существенно повлиять на исход противостояния рыболова и рыбы. Именно поэтому мне захотелось поделиться всевозможными тонкостями в этом вопросе.

Читатель сможет посмотреть на актуальную тему с разных сторон, в том числе и со спортивной.

Затянут,… перетянут,… недотянут… да, действительно это так — фрикцион фрикциону рознь. И можно сказать, что от этого узла в спиннинговой катушке достаточно часто зависит все. Т.е. окажется хищник в ваших руках или «дерзко посмеется” над вами.

Бесспорно, очень многое зависит непосредственно от ваших действий, но хотелось бы обратить внимание на один очень важный момент. Качество исполнения самого фрикционного тормоза должно быть на высоте.

На сегодняшний день выбор рыболовных товаров настолько велик, что даже среди самых недорогих моделей можно подобрать вполне сносную катушку с фрикционом, может и не лучшего качества, но уж, по крайней мере, исправно выполняющую свою прямую задачу.

Акцентировав внимание на этом моменте, можно сказать, что качество исполнения фрикционного тормоза — это не прихоть, не дополнительный бонус, а серьезный показатель, заслуживающий должного к себе внимания.

Так как же быть? Разные спиннингисты говорят по-разному. Одни ловят всегда и везде с полностью затянутым фрикционным тормозом, и если уж трофей действительно ТРОФЕЙ, то только тогда в работу вступает фрикционный тормоз. другие скажут: «….бред и чушь! Тормоз должен быть максимально расслаблен, чтобы предотвратить обрыв лески и сход рыбы».

Дело в том, что здесь нет усредненного значения в степени затягивания фрикционного тормоза. Будут правы и те, и другие, и даже третьи, которые скажут о необходимости настройки фрикционного тормоза под разрывную нагрузку лески, прочность крючков и всей снасти в целом. Вы, наверное, решили, сколько людей, столько и мнений? Да, так, но немного и не так.

Дело в том, что у большинства спиннингистов есть определенные предпочтения в виде ловли. Вот, например, кто-то ловит только тяжелыми приманками, кто-то — сугубо ультралайтом. Исходя из условий ловли, складывается некое понятие «правильного фрикциона». Каждый прав в чем-то своем, но применительно только к определенному виду ловли.

Поняли, о чем я хочу сказать: не существует одного абсолютно верного «шаблона», каждый находит наиболее удобную настройку фрикционного тормоза для себя, поэтому и появляются столь разные, порой очень противоречивые высказывания. Собственно об этом и поговорим.

Исходя из разных условий, я предложу вам некоторые схемы настройки фрикциона и непосредственно стили вываживания, которые практикую сам. А уж вам решать, что вам при годится, а что вы посчитаете «недостойным существования».

Покопавшись в своих мыслях и дневниках, я пришел к выводу, что первоначально уместнее всего было бы разделить тему на два направления — ловля накоротке и дальней дистанции.

В принципе, именно такое разграничение мне кажется наиболее удачным. Вроде бы выделил только два варианта, можно сказать две схемы.

Но не все так просто, как может показаться с первого взгляда, как и везде, здесь есть множество тонкостей.

Дальняя дистанция

Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то мне кажется, граница эта находится где-то около 50 метров. Т.е. под ловлей на дальней дистанции стоит подразумевать расстояние от 50 метров и более.

дело в том, что именно начиная с 50- 60 метров многоволоконный шнур (а в данной ситуации на 99 % я пользуюсь только им) ведет себя уже немного по-другому. Точнее, вся снасть ведет себя по-другому. Отсутствует некая повышенная жесткость, в отличие от применения плетеной лески при ловле накоротке.

Но здесь сразу стоит немного оговориться: речь идет о деликатной ловле, даже на таком расстоянии. Спиннинг максимум до 25-30гр. по тесту, до статочно тонкий шнур(0,1 — 0,12мм), который в первую очередь и обеспечит необходимую дальность заброса. Соответственно и вес используемых джиг-приманок до 24-25гр.

При грамотной сбалансированности такого комплекта не зазорным будет покорение и девяностометровой отметки… Я, скорее всего, не сильно ошибусь, если скажу, что данный набор является неким «универсальным солдатом» для джиг-спиннингиста средней полосы России.

Он выручит вас, как при ловле на больших озерах с берега, так и на водохранилищах, если это береговая рыбалка. Если для Оки в некоторых местах может не хватить запаса мощности, то для Москвы-реки как летом, так и зимой окажется весьма кстати.

Я неспроста так подробно описал предполагаемую снасть, далее вы все поймете.

Ну, а теперь, как говорится, к сути. Было в свое время множество экспериментов, побед, промахов и неудач. Теперь, (наступив на одни и те же грабли по несколько раз!), я уже могу построить некоторую систему вываживания.

Амортизация спиннинга при подсечке, некие слабые, но амортизирующие свойства самого шнура сильно сказываются на качестве подсечки при такой дистанции. А если еще и фрикцион катушки стравит в этот момент пару метров, нет никакой уверенности в том, что крючок надежно вошел в пасть хищника.

Собственно вы уже поняли, к чему я хочу подвести. Конечно, я выставляю тормоз таким образом, что даже при самой мощной просечке он «молчит». И негатива здесь достаточно много: клюнет солидный, скоростной хищник — прощай приманка, или поклевка произойдет под ногами, ситуация может повториться: или сход…

, или разогнутый крюк…, обрыв снасти. Да, это так, но если основная ловля проходит «за горизонтом», масса поклевок тоже там, то это лучший вариант настройки фрикциона из мной опробованных. Итак, фрикцион затянут, основная масса поклевок «на дальней бровке», хищник не отличается слоновьим весом и скоростью меч-рыбы. НУ…

, вот она, долгожданная поклевка, подсечка…

Далее есть два сценария.

Первый вариант

Хищник действительно крупный и без боя сдаваться не намерен. В этом случае я сразу достаточно сильно ослабляю фрикцион, после чего следует медленное и очень нежное вываживание. Пока мы визуально не определим надежность сцепки приманка-хищник, давать чрезмерную нагрузку и форсировать вываживание не стоит.

И вот мы видим уже все своими глазами:

Крюк надежно сидит в пасти, значит можно не затягивать процесс и ускорить вываживание.

Читайте также:  Как натренировать упругую попку: по шагам

Если крючок зацепился за тоненькую пленочку с краю пасти (и такое бывает) — следует понадеяться на удачу, свести нагрузку к минимуму и ни в коем случае не выводить на поверхность. Иначе — один взмах головы хищника, и приманка полетит в одну сторону, а хищник отправится в другую.

Второй вариант

По предварительным ощущениям рыба невелика, позволяет просто тащить ее на себя. Тогда на первом этапе оставляю фрикцион в покое, но как только хищник оказывается около берега (около 30 метров), ослабляю фрикцион до разумного минимума и аккуратно подтаскиваю рыбку. После визуального контроля можно предпринимать соответствующие меры.

Либо еще более мягкое вываживание, либо можно немного ускорить процесс. Конечно, как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Если покопаться, то и здесь можно найти много негатива.

Но, поверьте, именно данный подход позволил мне в течение последних нескольких лет выловить гораздо больше хищника, соответственно и занять более высокие места на соревнованиях. Именно по данной схеме (не отступая от нее ни на шаг) я «работал» оба дня Бронницких соревнований осенью 2004 года.

Еще один момент, о котором не стоит забывать: важно поймать баланс времени, т.е. слишком затягивать вываживание не стоит, но и сломя голову крутить ручку катушки тоже не совсем правильно. Очень сложно найти здесь золотую середину, но очень нужно.

Всегда следует четко расставлять приоритеты: если по прогнозу за день вы увидите не более 5 — б поклевок и поймаете до 3 — 4 хищников, я считаю, можно и повозиться с каждым. Но, если количество рыбы исчисляется в десятках, только больше времени потратите на вываживание, а поймаете меньше.

Но, о чем это я — все соревнования, да соревнования. Ловите и получайте удовольствие!

Ловля накоротке

Ориентировочная дистанция заброса до 30 — 35 метров. Стоит повториться, что цифра эта весьма условная и спорная. Если бы лично меня спросили, что я подразумеваю, говоря «ловля накоротке», то для меня — это ловля непосредственно под ногами. Около 40 % забросов — это максимум до 20 — 25 метров, а остальные 60% — до 15 метровой отметки.

В этом разделе стоит упомянуть одну очень важную деталь. Ведь и при основном упоре на хищника, когда в руках у вас достаточно серьезное удилище, практически нерастяжимый шнурок, поклевка может произойти и непосредственно у вас под ногами. Фрикцион затянут, мощная снасть…

— поверьте, в половине случаев ни к чему хорошему это не приведет. А если вам еще и так крупно повезет, что под ногами сядет приличный, да еще и достаточно резвый хищник — пиши, пропало, даже до фрикциона рука не успеет дотронуться. Либо сход, либо разогнутые крюки, либо провисший шнур…

— выбирайте, что душе угодно. Трофея вам все равно не видать. Может быть, я немного и сгустил краски, но сделано это лишь для того, чтобы показать всю серьезность темы.

Конечно, я не буду спорить, что пока вы ловите мощным спиннингом, солидной плетенкой, да и крючки у вас «не промах», мало какая рыба будет способна нарушить целостность снасти. Но вот само количество сходов с затянутым фрикционом возрастет на порядок.

Есть у меня и два очень показательных примера, как говориться, смотрите, и не повторяйте чужих ошибок. Оба эпизода развернулись на всем известной речке Пехорка, известной не только экологией, обилием разнообразного хищника, но и трофейными экземплярами.

Первый случай произошел практически в самом начале зимы сезона 2004 года. Приурочен он к нижнему течению речки. Достаточно мощный спиннинг Avid до 14 г, плетенка с разрывной нагрузкой 2,5 кг, размер катушки — 2500… Ловил бы я себе и ловил на достаточно участке, к тому же и на рыбалку приехал всего-то на пару часиков.

Нет, меня угораздило сбегать вниз по течению, оценить, как дела там. Хотел сопоставить… до этого ловил с пологого берега окуня до 350-400 г. Большинство поклевок приходилось на зону под противоположенным берегом.

Фрикцион настроишь слабо — окунь беспрепятственно начинает «сплавляться» вниз по течению, сильно затянешь — высок риск обрыва лески при попадании приличной рыбы. По этой причине пришлось искать ту тонкую грань настройки, при которой рыбку вытащить можно, ну а при поклевке более крупного хищника предполагалось, что тормоз будет травить исправно.

Так вот, спускаюсь я ниже по течению, пологий берег сменяется обрывистым, ловлю на небольшие воблерочки. Вот и место интересное, годами проверенное — мощная «обратка» с приличной глубиной. Здесь я всегда ловил несколько штук. Вот и первая проводка, за ней вторая… а поклевок все нет, реакция начинает притупляться.

Как всегда, именно в этот момент, непредвиденная ситуация. На завершающей стадии проводки, когда лески уже остается совсем ничего — около 2 метров, из глубины, практически вертикально поднимается эдакий исполин, весом 600 — 700 г.

Какая там работа фрикциона — окунь заметил меня только после того, как воблер уже надежно сидел в его пасти. Мгновенный рывок на середину реки, и леска провисла… — один из моих любимых воблерочков от Rebel навсегда простился со мной.

Немного ошибочно полагать, что степень затягивания фрикциона можно подрегулировать во время вываживания.

Конечно, в ряде случаев это возможно, но, поверьте, — в вышеуказанном примере у меня и мысль такая проскочить не успела, как я лишился рыбы, приманки и небольшого количества нервных клеток.

Второй эпизод связан уже с верхним течением этой забавной речки. Ловля на джиговые приманки, вес — минимальный для данных условий (3 г), опять же плетеная леска, спиннинг подчеркнуто быстрого строя. Основной вес окуня находился в пределах от 100 до 200 г.

достаточно мелкий хищник, но какое-то засилье травы на дне, из которой просто приходилось выдирать приманку… Конечно, далеко не лучшие условия для ловли на джиг, намного уместнее здесь было бы применение воблеров. Именно с целью найти истину, пробовал то джиг, то воблеры.

Словом, при джиговом варианте ловли фрикцион приходилось затягивать немного сильнее. Именно приличным рывком можно было освободить приманку от травы. Моя ошибка оказалась в том, что я не предусмотрел вариант поклевки более весомого хищника.

Точнее не так: мысли данного рода всегда и у всех крутятся в голове, но получается так, что им не уделяешь должного внимания. А зря! Вот и в тот раз я решил пренебречь элементом перестраховки, затянув фрикцион немного сильнее положенного. Конечно, именно в такой ситуации и случаются различные казусы.

Очень скоро последовала та роковая поклевка, при воспоминаниях о которой, как говориться, сердце начинает биться все чаще и чаще. Вываживание длилось недолго. да вываживания и не было, как такового. После поклевки ошеломляющие чувство нарастающей тяжести.

Только я потянулся за фрикционом, с внушающей опасенье скоростью пошел немного от меня и вверх по течению. Я успел сделать только один шаг в сторону движения хищника, фрикцион ослабить таки не удалось. Итог тот же — провисшая леска, правда, приманка осталась со мной. Сход, банальный сход. На приманке никаких следов не осталось.

Можно было бы привести еще массу подобных примеров, но думаю, что упомянутые и так заставят призадуматься, что же лучше. дрожащие руки, оборванная леска, потеря приманки и трофейного экземпляра или те же дрожащие руки (может еще и колени от затянувшегося вываживания), но улыбка на вашем лице, чудесная рыба в руках и великолепная фотография в домашнем архиве.

На самом деле в последнее время я вообще практически полностью отказался от применения многоволоконных шнуров при ловле на ближней дистанции. Уж больно много отрицательного несут они на столь малом расстоянии. Ассортимент монолесок на сегодняшний день настолько широк, что каждый сможет подобрать именно ту, которая отвечала бы его пожеланиям и требованиям места ловли.

Итак, внимание. Теперь именно то, к пониманию чего вы уже и сами пришли, когда дочитали эту статью до конца.

Тормоз катушки должен быть затянут достаточно для того, чтобы в данных условиях и при данной снасти, крючок смог с легкостью войти в пасть хищника, но при этом возможность деформации или разрушения элементов снасти была сведена до минимума.

Словом, если после подсечки крючок садиться надежно, а фрикцион сразу же начинает стравливать леску, то будьте уверенны — этот узел вы отрегулировали грамотно.

И напоследок, еще один пример. Как говориться, без комментариев. Основной объект охоты — окунь до 250 г. Ловля велась на маленькие воблерочки с “нежными” тройничками. Монолеска 0,13 мм. Фрикцион был настроен таким образом, что даже при вываживании 70 г окуня он временами потрескивал.

И вот очередная поклевка оказалась намного сильнее своих предшественниц, «злодей» не собирался сдаваться без боя. Отчаянно борясь за свою жизнь, достаточно сильными и уверенными рывками, рыбка отправилась под противоположенный берег небольшой речки.

Дальнейшее вываживание было достаточно быстрым, но момент удара и последующие несколько секунд (и в первую очередь, из-за скорости передвижения рыбы) буду помнить еще долго. Так вот, когда этот микромонстр (жерешок максимум в 600 г) был извлечен на берег, на переднем тройнике только одно жало смотрело в нужном направлении.

Остальные шли практически в параллель с цевьем, на заднем — один крючок оказался разогнутым, а на остальных двух, еле живых, сидел хищник. Работа фрикциона была стабильно хорошая на всех этапах вываживания.

А. Питерцов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector