- Аннотация
- к презентации по правилам дорожного движения
- «Искусство выжить на дороге»
- Подготовила
- преподаватель-организатор ОБЖ
- МБОУ «Зиминский лицей»
- Диагенова Анна Сергеевна
- Презентация для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.
Проблемный вопрос. Высокий детский травматизм на дорогах.
Цели:
- Через презентацию донести до обучающихся необходимость соблюдения правил дорожного движения
Задачи:
- Рассказать о наиболее частых причинах ДТП
- Обучить правилам дорожного движения для пешеходов
- Рассказать об ответственности за нарушение ПДД для пешеходов
- Обучить правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП
Ход презентации.
Слайд 1. Тема презентации, имя автора
Слайд 2. «Не смотри на светофоры — смотри на машины. Еще ни один пешеход не попал под светофор» — цитата американского журналиста, публициста Джека Мабли. Родился 26 октября 1915 г., Бингемтон. Умер 6 января 2006 г. (90 лет), Чикаго.
Слайд 3. Статистика смертельных ДТП в странах третьего мира. В Китае, России и африканских странах плотность населения разная, интенсивность движения тоже разная, но процент смертельных ДТП очень высок. Может, все-таки, это зависит от поведения людей на дорогах и соблюдения правил дорожного движения?
Слайд 4. Статистика смертности среди разных категорий участников дородного движения. Как мы видим, почти 26% смертей приходится на велосипедистов и пешеходов. Так как школьники являются пешеходами, они рискуют стать участниками ДТП при выходе из дома, из школы и просто гуляя по улицам и не соблюдая правила дорожного движения.
Слайд 5. Анализ причин возникновения дорожных аварий в России. Самые распространенные причины ДТП на дорогах нашей страны. Самый высокий процент приходится на превышение скорости и нарушение проезда пешеходных переходов. Очень часто два этих нарушения происходят одновременно.
Водитель, нарушая правила дорожного движения, превышает скорость и, не замечая пешеходного перехода, может стать виновником ДТП с наездом на пешехода. В половине таких случаев пешеход погибает, еще часть становится инвалидами.
Чтобы избежать таких несчастных случаев, пешеход при переходе через пешеходные переходы должен заботиться о своей безопасности и здоровье сам, и, невзирая на то, что правила для водителей указывают на приоритет пешеходов на пешеходных переходах, пешеходам стоит перестраховаться и удостовериться в том, что водитель соблюдает правила и пропускает пешехода через переход.
Слайды 6-11. Правила дорожного движения для пешеходов. Для передвижения пешеходов имеются специальные дорожки и тротуары. Передвижение по обочине – это крайний вариант, который можно использовать при отсутствии тротуара.
Если вы передвигаетесь на мотоцикле, велосипеде или мопеде, то можно ехать по направлению движения машин. Пешеходу также необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы.
Если проезжая часть регулируется инспектором ГИБДД или светофором, то следует этим сигналам. Не только водителям, но и пешеходам необходимо знать знаки, подаваемые регулировщиком, так как пешеход – это тоже участник дорожного движения.
Но все-таки стоит руководствоваться здравым смыслом, находясь в зоне повышенной опасности – на дороге. Нужно трезво оценивать ситуацию, обстановку и свои дальнейшие действия, а также последствия, к которым могут привести неверные поступки на дороге.
Переходить дорогу нужно только в предусмотренном для этого месте. Если пешеходные переходы отсутствуют, то необходимо знать, как действовать в этом случае.
Так как пешеход тоже участник дорожного движения, он обязан соблюдать некоторые правила, которые относятся и к ним тоже. Например, пешеход должен уступить дорогу приближающейся машине с проблесковыми маячками и звуковым сигналом. Если же звуковой сигнал отсутствует, пешеход не обязан пропускать этот транспорт.
Слайд 12. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Все участники дорожного движения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил дорожного движения, в том числе и пешеходы.
Слайд 13. Памятка для пешеходов по ПДД.
Слайд 14. Картинка-демотиватор.
Слайд 15. Картинка со знаками дорожного движения для пешеходов.
Слайды 16-20. Первая медицинская помощь пострадавшему пешеходу. Травмы у пешеходов при столкновении с транспортным средством могут оказаться различные. Необходимо знать порядок действий в случае, если вы стали очевидцем или участником ДТП с участием пешехода. Что можно делать, а что делать не желательно, об этом рассказано на слайдах.
Слайд 21. Послесловие. Стих Джека Абатурова, молодежного поэта, о трагичности происходящего на дороге.
Слайд 22. Картинка-демотиватор.
Как спастись пешеходу, если на него несется автомобиль? Простые и действенные лайфхаки, которые могут спасти вам жизнь — Авто Гуру
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что пешеходы — самая незащищенная категория участников дорожного движения. Статистика летальных исходов ДТП с участием пешеходов бьет все рекорды по смертности. Только за прошлый год на российских дорогах погибло около 3,5 тысячи пешеходов, получили серьезные травмы – более пяти тысяч человек. Однако, если быть внимательным на дороге и знать, как действовать в случае неизбежного наезда автомобиля, можно спасти свою жизнь.
Зачастую истинная причина возникновения дорожно-транспортного происшествия заключается в неосмотрительности самого пешехода. Молодежь носит наушники, увлеченно смотрит в экран гаджета, переписываясь с кем-то в мессенджерах, и параллельно переходя через дорогу.
В большинстве случае люди «просыпаются» только когда слышат визг тормозов, и то не всегда. Зачастую встреча с бампером несущегося автомобиля уже неизбежна. Немаловажную роль также играют погодные условия.
Утром и вечером в зимние месяцы видимость на дорогах существенно снижается, из-за чего водителям тяжело рассмотреть людей на обочинах, дорожных разметках и даже на пешеходных переходах. Особую опасность представляют собой участки дорог с минимальным количеством снега.
Серое асфальтовое покрытие и столь же грязные обочины поглощают свет и делают людей и прочие объекты неразличимыми. То же самое происходит летом в темное время суток или в условиях плохой видимости.
Рискуя собственной жизнью, пешеходы нередко идут по краю дороги. Одинокие фигуры неразличимы на фоне серой дороги, да еще и в пасмурную погоду.
Усугубляет ситуацию черная одежда, которую в нашей стране носит 95% населения. Все это приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых пешеходы серьезно травмируются и гибнут.
Так, как же обезопасить себя, и не попасть в беду?
Главная опасность, с которой можно столкнуться пешеход при наезде автомобиля — это удар по ногам. В результате перелома, человек теряет возможность сдвинуться с места, что в итоге приводит к дополнительным травмам, зачастую несовместимым с жизнью.
Производители автомобилей знают о печальной статистике ДТП с участием пешеходов. Некоторые из них внедряют специальные конструктивные особенности бампера, чтобы пешеход в случае наезда приземлился на капот. Это позволит сохранить ему жизнь.
Автоконцерны проводят многочисленные краш-тесты с манекенами, которые помогают им разработать новые стратегии по защите пешеходов.
В частности, компания Volvo укомплектовала свои автомобили специальными подушками безопасности в районе лобового стекла, благодаря которым риск того, что человек разобьет голову о лобовое стекло при попадании на капот сводится к нулю.
В данном случае важно уметь правильно сгруппироваться при наезде. Тогда шансы выжить существенно увеличиваются. Главный секрет здесь — прыжок перед столкновением должен пройти по касательной.
Если автомобиль едет со скоростью в пределах 40 км/ч, то при прыжке на капот можно отделаться ушибами и избежать серьезных травм, в то время как удар по ногам на аналогичной скорости неизбежно ведет к многочисленным переломам и черепно-мозговой травме.
Падать на капот необходимо на бок, стараясь перекатываться спиной по лобовому стеклу. В этой ситуации важно закрыть руками голову и максимально прижать ноги к туловищу. Все зависит от реакции водителя.
Если он ехал со скоростью 100 км/час, но вовремя среагировал и применил экстренное торможение, то удар придется на скорости 35-40 км/ч. Благодаря этому у правильно сгруппировавшегося пешехода появится неплохой шанс на то, чтобы выжить.
Однако вместо того, чтобы отрабатывать навыки профессиональных каскадеров, и учиться виртуозно запрыгивать на капот несущегося автомобиля, лучше всего вести себя на дороге внимательно, и соблюдать все правила дорожного движения.
Не стоит выходить на пешеходный переход, не осмотревшись. Не нужно выбегать перед движущемся автомобилем неожиданно. Далеко не каждый водитель сможет вовремя среагировать.
Переходить дорогу нужно только в том случае, когда вы убедились в том, что водитель вас видит.
Категорически запрещено переходить дорогу, если первый ряд машин вас пропускает: существует высокий риск того, что водители второго ряда или любители обогнать по обочинам вас не заметят вовремя.
Переходя дорогу с детской коляской, необходимо сначала выйти на пешеходный переход, и только убедившись в безопасности, выкатывать коляску. И главное — никаких капюшонов и наушников во время перехода через дорогу.
А вы соблюдаете правила дорожного движения в качестве пешехода? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.
Ноль смертей: как выжить в ДТП
В прошлом году проект “Карта ДТП” опубликовал исходные коды сайта по анализу дорожно-транспортных происшествий. Наша работа получила большой отклик, и мы продолжили развитие. Теперь работает мобильная версия, пропали проблемы с масштабированием, можно поделиться любым сегментом в виде ссылки. Картой пользуются городские активисты, депутаты, архитекторы и транспортные чиновники. Но остается нерешенным вопрос, который мы задавали с самого начала: как добиться минимальной смертности на дорогах?
В 2019 году в дтп на дорогах и улицах россии погибло 16 981 человек
В отличие от авиакатастроф, смерти на дорогах считаются будничным и обыденным событием, издержками необходимого комфорта передвижения на дальние расстояния — о них не пишут на первых полосах газет и не снимают ролики для миллионных аудиторий федеральных телеканалов.
Единственный некролог, на который может рассчитывать жертва ДТП — короткая карточка в отчете ГИБДД о статистике происшествий за отчетный период.
О погибших в результате дорожных происшествий редко пишут с сожалением, а чаще так и со злой ухмылкой: «Поделом ему, переходя дорогу, нужно по сторонам смотреть!» Большой палец народного мнения опускается вниз, и слабейшему из гладиаторов на арене нет снисхождения — только смерть.
Смертность в ДТП — это основная причина гибели молодых людей от 18 до 35 лет в России и ряде других стран. Смертность существенно влияет на среднюю продолжительность жизни людей в нашей стране, приоритетный показатель развития страны и комфорта проживания.
Между тем, количество убитых в ДТП — это не константа, а величина, которую возможно снизить до европейского уровня. В Западной Европе и Скандинавии начали борьбу со смертностью еще в 60-70-ых годах прошлого века. Так, смертность от ДТП в Швеции, Нидерландах, Дании снизилась с текущих российских 18 смертей до 2-3 на 100 тысяч человек.
В Европе добились десятикратного уменьшения количества погибших на дорогах, значит и в России получится.
Пешеходный переход в Голландии. Илья Варламов
В 2018 году Россия по уровню смертности в ДТП находилась на 104 месте — 18 человек на 100 тысяч жителей — в соседних строках с Камбоджей, Таджикистаном и чуть лучше Колумбии. Каждый день в России в ДТП погибает около 30 человек, а ранеными остаются в 10 раз больше.
Сходное количество людей вмещает в себя, например, пассажирский авиалайнер, умереть в котором в 130 раз менее вероятно, чем погибнуть в ДТП.
За 2019 год в целом мире разбилось 20 самолетов, унося жизни чуть менее 300 пассажиров: столько жизней обрываются в России из-за уличных и дорожных аварий за 10 дней.
99 | Бутан | 17,4 |
100 | Соломоновы Острова | 17,4 |
101 | Казахстан | 17,6 |
102 | Кувейт | 17,6 |
103 | Камбоджа | 17,8 |
104 | Россия | 18 |
105 | Ливан | 18,1 |
106 | Таджикистан | 18,1 |
107 | ОАЭ | 18,1 |
108 | Китай | 18,2 |
109 | Колумбия | 18,5 |
110 | Марокко | 19,6 |
111 | Бразилия | 19,7 |
Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП: страна, количество погибших на 100 000 жителей в год.
Статистика
Смерти в ДТП в России разделяются примерно поровну в городской местности и вне ее пределов (47,7% в населенных пунктах по данным за 2018 год). В городах с населением свыше четверти миллиона проживает 40% населения РФ и происходит 16,5% дорожных происшествий со смертельным исходом.
Подсветка перехода в Красноярске: такие “зебры” во много раз безопаснее для пешеходов 1-Line
Чем крупнее город, тем выше вероятность погибнуть, не находясь в автомобиле. В России умирает 29% пешеходов от общего количества погибших в результате ДТП. В городах федерального значения этот показатель составляет половину. Чуть больше пешеходов погибает в темное время суток, треть из них не успевает пройти по проезжей части и три метра, умирая в крайней правой полосе движения.
Автомобилисты напротив, чаще получают травмы, не совместимые с жизнью, на загородных трассах. С большим отрывом лидирует выезд на встречную полосу движения, иногда с опрокидыванием и покиданием проезжей части.
Пьяный водитель в Тверской области вылетел в кювет. Сообщество «Подслушано у медиков г. Тверь»
Почему происходят аварии
Чтобы понять причины происходящего, стоит пользоваться научным подходом. Так, когда изучалась психология участников дорожного движения, выяснились удивительные вещи.
- Если улица в ширину достигает более 20 метров и похожа на взлетно-посадочную полосу, то зачастую она выглядит удобной и безопасной для водителя, но не является таковой, зато создает подсознательное желание ехать быстрее.
- Когда светофор для пешехода горит красным больше минуты, человек, в силу особенностей поведения, не может это терпеть и перебегает дорогу на красный сигнал.
- Обилие знаков, изначально призванных привлечь внимание водителя, создает лишний повод отвлечься от ситуации на дороге, а водители не успевают рассмотреть все и проезжают не по правилам.
- Остановочный «карман» для автобуса привлекает водителей припарковаться “на пять минуточек”, в итоге пассажиры автобуса высаживаются на проезжую часть и попадают под колеса.
В основу программы “Vision Zero” легло множество научных исследований. Дословно переводится как “Цель — ноль (смертей)”. Правильное проектирование улиц и дорог предотвращает смертельные аварии.
Современные исследования показывают самые частые причины аварий:
- Потеря контроля из-за высокой скорости или опьянения. Человек в эйфории от скорости или других причин не может ответственно управлять автомобилем. При скорости автомобиля выше 50 км/ч нельзя быстро затормозить. Столкновения на скорости ниже 50 километров в час убивают незащищенных участников движения (пешеходов и велосипедистов) с вероятностью 20%, а на скорости выше 80 км/ч с вероятностью 60%.
- Снижение внимания из-за знаков или препятствий. Чем меньше предметов отвлекает водителя и пешехода от ситуации на дороге, тем меньше вероятность трагедии. Проектировщики улиц и перекрестков в Швейцарии называют ключевым принципом обеспечение видимости участников дорожного движения. С учетом разницы населения в ней погибает в 5 раз меньше людей, чем в России.
- Конкуренция между участниками дорожного движения и агрессивное вождение приводит к 40% ДТП на дорогах. Пешеход, конкурируя с потоком машин, выходит на красный свет, так как не готов ждать 3 минуты. Автомобиль выезжает на встречную полосу, чтобы побыстрее доехать до светофора или выехать на магистраль. Соблюдение правил дорожного движения могло бы предотвратить происшествие, но мы знаем, что люди склонны нарушать правила, если это легче, чем их исполнить.
Идея кампании “Ноль смертей” — спроектировать улицы так, чтобы нарушать правила было интуитивно труднее, чем их исполнить. Перекрестки должны быть простыми и понятными, с четким приоритетом одного из направлений и без отвлекающих водителя элементов.
Ширина полос, радиус поворотов и закруглений должна соответствовать скорости, разрешенной на дороге.
Пешеходные переходы необходимо располагать ровно там, где ходят люди, а не где это удобно для автомобилей, чтобы никто не перебегал дорогу в неположенном месте.
Подобные улицы даже без контроля камер и сотрудников транспортных служб способны значительно сократить количество нарушений и, как следствие, травм и смертей в результате ДТП — ведь 95% водителей и пешеходов нарушают правила ситуационно, а не из злостных вредительских побуждений. И первый шаг для этого — качественная и грамотная аналитика дорожно-транспортных происшествий на перекрестках.
Анализ ДТП
При анализе реконструируют цепочку действий участников аварии. Для этого нужны подробные открытые данные, а не минимальные сведения о том, кто, с кем и где столкнулся.
Города и страны мира тратят много усилий на сбор, анализ и систематизацию сведений о дорожных происшествиях.
Функциональные порталы подобного рода есть в Нью-Йорке; подробная публичная электронная карта ДТП доступна даже в самом глухом уголке Бельгии, полноценные порталы существуют в Лондоне, Нидерландах, Австралии и других развитых странах.
Сан-Франциско: очаги ДТП и их кластеризация. www.walkuplawoffice.com/2017/10/18/sf-dangerous-pedestrian-intersections
Подобная карта существует и в России. Проект запустили активисты на основе официальных данных. Ведь статистика на сайте ГИБДД не поддается обработке и визуализации. Проект показывает пространственное распределение ДТП, их типы, степени тяжести и многое другое. Скоро появится загрузка статистики с геопривязкой и атрибутами в табличном файле csv.
Смертельные ДТП на карте Москвы — распределение. dtp-stat.ru/moskva/
Присылайте ДТП с пострадавшими рядом с вами. Не обязательно быть свидетелем, чтобы предотвратить повторяющиеся аварии на улице, пришлите информацию из соцсетей или СМИ. Для анализа в новом боте в первую очередь нам понадобится адрес и время.
Бот найдет карточку с участниками аварии. Фотографии с ДТП или скриншоты с панорамы помогут получить информации о причинах, повлекших за собой происшествие. Анализ аварий будем публиковать в канале с инструкцией для обращений в мэрию/губернатору.
Отправка сообщения об аварии боту в телеграмм @crash_map_bot
На данный момент на карте: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Казань, Уфа, Архангельск, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Иркутск, Краснодар, Киров, Курган, Курск, Пенза, Рязань, Смоленск, Томск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль и их регионы
Что делать
За прошлый год совместные усилия людей по всей стране спасли более 2000 человек. Приятно, что наш проект тоже оказал влияние на ситуацию. Но мы не собираемся останавливаться. Впереди только одна цель — ноль смертей.
В ближайших планах выпустить новую версию с удобным интерфейсом и возможностью исправлять координаты ДТП. Также скоро появится загрузка статистики с геопривязкой и атрибутами в табличном файле csv.
Мы собираемся поменять подход к анализу ДТП и продолжать спасать людей, которые ни в чем не виноваты.
Мы будем очень рады, если вы:
- поддержите создание карты ДТП 2.0 с интуитивно понятным интерфейсом и удобным инструментом для сбора статистики;
- предложите свои идеи по развитию и присоединитесь к нашему сообществу в Telegram;
- пришлете информацию о смертельных авариях рядом с вами, про бота в телеграмм ниже.
Сейчас мы запустили бота по анализу ДТП. Боту можно отправить фотографии, подробности, ссылку на статью в СМИ и место. Фотографии аварии или скриншоты с панорамы помогут найти причины. Возможно какого-то ДТП нет на карте, её не учла дорожная полиция (да, и такое бывает).
Update 14.10.2020
Как пешеходу выжить, если столкновение с машиной неизбежно
Пешеходы — самая незащищенная категория участников дорожного движения: в прошлом году в России под колеса попало 4,9 тысячи человек, из них 3,3 тысячи погибло. Но если быть внимательным на дороге и знать, как действовать в случае неизбежного наезда автомобиля, можно спасти свою жизнь.
Часто причиной беды является неосмотрительность самого пешехода. Наушники, гаджеты — человек «просыпается» только от визга тормозов, когда встреча с бампером уже неизбежна.
Главная опасность — это удар по ногам: кости ломаются, пешеход падает на тротуар и получает дополнительные травмы, иногда несовместимые с жизнью.
Автопроизводители об этой проблеме знают и вводят специальные конструктивные особенности современных легковых машин, чтобы пешеход в случае наезда приземлился на капот.
Видео: дорожный рабочий увернулся от летящих на него машины и косилки
Многочисленные краш-тесты с манекенами пытаются проанализировать, как еще можно защитить пешеходов. К примеру, Volvo установила специальную подушку безопасности в районе лобового стекла, которая не дает человеку разбить голову о лобовое стекло при попадании на капот. Но если человек научится группироваться при наезде, то шансы выжить у него увеличиваются многократно, пишет aif.ru.
Посмотрите на замедленной скорости старые фильмы, где каскадеры выполняют трюки с прыжками на капот. Сейчас большинство таких сцен рисует компьютер, а раньше это было демонстрацией профессионализма актера. Главный секрет здесь — прыжок перед столкновением и удар о лобовое стекло спиной по касательной.
Если скорость машины в пределах 40 км/ч, то при прыжке на капот можно отделаться ушибами и избежать травм, в то время как удар по ногам на такой скорости неизбежно ведет к переломам костей и травмам черепа.
Безумные «Зубилы»: тюнинговые проекты ВАЗ-2108 и 2109
Падать на капот нужно на бок, перекатываясь спиной на лобовое стекло, закрывая руками голову и прижимая ноги к туловищу. Чаще всего перед столкновением водитель применит экстренное торможение, даже если двигался под 90 км/ч: удар придется на скорости 35-40 км/ч и оставит сгруппировавшемуся пешеходу немало шансов на выживание.
Но вместо того, чтобы тренироваться в каскадерских навыках, лучше всего вести себя на дороге внимательно. Не выходить на пешеходный переход не осмотревшись. Не выбегать перед движущейся машиной неожиданно: у любого автомобиля есть тормозной путь, который он пройдет до полной остановки.
Перед выходом на пешеходный переход нужно убедиться, что водитель видит вас.
Нельзя перебегать дорогу, если первый ряд машин вас пропускает: вполне возможно, водители второго ряда или любители обогнать по обочинам вас не заметят вовремя.
При прогулке с детской коляской нужно сначала выйти на пешеходный переход и убедиться в безопасности, а затем выкатывать коляску. И главное — никаких капюшонов и наушников во время перехода через дорогу.
Что делать, если попал в ДТП с участием пешехода — читайте в разделе Учебник в Журнале Авто.ру
Водителю-участнику ДТП с пешеходом грозят три возможных типа ответственности, которые применяются как выборочно, так и все сразу — в зависимости от тяжести травм пострадавшего и обстоятельств дела.
Административная ответственность. Наступает в случае нарушения ПДД, в том числе приведших к ДТП, и регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Тут водитель отвечает только перед законом и государством. Среди санкций применяются предупреждения, штрафы, лишение права управления автомобилем, а в отдельных случаях — кратковременное ограничение свободы.
В частности, ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, описана в статье 12.24 КоАП РФ.
Если нанесённый вред здоровью определяют как «лёгкий», нарушение ПДД влечёт наложение административного штрафа в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Когда травмы потерпевшего квалифицированы как вред средней тяжести, нарушение ПДД обернётся штрафом от 10 000 до 25 000 рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Гражданско-правовая ответственность. Это, говоря простым языком, возмещение вреда пострадавшему. Тут речь идёт исключительно о деньгах — суд оценивает причинённый вред в рублях. Например, так компенсируются расходы на лечение или потери, вызванные утратой работоспособности, а также упущенная выгода.
Есть и понятие компенсации морального вреда. Для пострадавшего это наиболее сложный пункт для доказательств.
Здесь по требованию истца (пешехода) суд ищет наиболее подходящий финансовый эквивалент испытанных во время аварии и лечения боли и страданий.
Примечательно, что такую компенсацию суд может определить даже в случае, если пострадавшему удастся доказать, что он просто сильно испугался во время наезда и понёс в этой связи серьёзный моральный ущерб.
В рамках гражданско-правовой ответственности остаётся и компенсация стоимости иного имущества, которое было у пешехода при себе и которое оказалось испорчено при ДТП – одежда, сумка, её содержимое.
Отдельная история — выплаты в случае гибели пешехода. Они включают компенсацию расходов на погребение и выплаты иждивенцам. Перечень иждивенцев определяется статьёй 1088 ГК РФ, а подобные выплаты зачастую составляют весьма значительные суммы.
Избежать выплат в рамках гражданско-правовой ответственности получится лишь в том случае, если водитель сумеет доказать, что единственным виновником ДТП стал сам пешеход, а водитель не имел никакой физической возможности избежать наезда. Такой вывод на основе обстоятельств дела, улик и показаний свидетелей, например, способна сделать автотехническая экспертиза.
Уголовная ответственность. Самый серьёзный вид наказания, не отменяющий предыдущие два, а дополняющий их. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда был причинён тяжкий вред здоровью пешехода либо по вине водителя пешеход погиб в результате ДТП.
Регламентирует санкции при самых неблагоприятных итогах аварии с пешеходами статья 264 УК РФ. Она содержит целый ряд пунктов, в которых с ростом тяжести последствий увеличивается и мера ответственности за ДТП. Причём если водитель-виновник аварии находился в состоянии алкогольного опьянения, то его ответственность возрастает.
Если совсем коротко: водителю, из-за которого на дороге тяжело пострадал или погиб человек, помимо лишения прав на значительные сроки, может грозить ограничение или лишение свободы сроком от 2 до 7 лет. Если же погибших было несколько — то до 15 лет лишения свободы. А после отбытия наказания — запрет на несколько лет занимать определённые должности.
Как выжить в автомобильной аварии
Авария может оказаться смертельной как для водителя, так и для пассажиров. Эти рекомендации помогут остаться в живых, если что-то пошло не так на дороге.
https://www.youtube.com/watch?v=jn703G2Y03g
Все мы ездим в машинах: за рулём, в маршрутках, с друзьями, на такси или попутках.
И неважно, на чём именно мы едем: на ржавой «Газели» с дырявым днищем, на заднем сиденье S-класса, в кредитном «Солярисе», на папином внедорожнике или на грохочущем пепелаце с явными признаками того, что на нём ещё Адам возил свою Еву. Всегда есть риск попасть в аварию. Но если знать, что делать в экстренном случае, можно остаться в живых.
- Что нужно сделать перед поездкой
- Вне зависимости от того, на чём вы собираетесь ехать, нужно не забывать про три важные вещи.
- Пристегнуться
Как бы банально это ни звучало, но всегда нужно пристёгиваться. Конечно, вы можете вспомнить историю, которую слышали от дяди Васи, о том, что его троюродный племянник по маминой линии остался жив только благодаря тому, что был не пристёгнут.
Статистика говорит об обратном: ремни безопасности повышают шанс остаться в живых на 75%. При лобовом ударе ремни безопасности увеличивают ваши шансы выжить в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, при опрокидывании — в 5 раз.
Отрегулировать подголовник
На них удобно спать, но они придуманы не для этого. Они предназначены для того, чтобы спасти ваши шейные позвонки от перелома при ударе сзади или в конечной фазе лобового удара. Так что перед поездкой обязательно отрегулируйте их. Верхняя точка подголовника должна быть вровень с макушкой.
Выбрать безопасное место
То, где вы сидите, тоже имеет значение. Если речь идёт о каком-то старом автомобиле, например ВАЗ-2106 или ВАЗ-2110, то лучше всего будет расположиться за водителем.
Второе по безопасности место — посередине. Самое ненадёжное место — спереди, справа от водителя.
Дело в том, что водитель в момент, когда ДТП уже неизбежно, на уровне инстинктов отводит удар от себя, подставляя под удар правую часть автомобиля.
Если же говорить о современных иномарках, то самым безопасным местом в них будет переднее пассажирское. Там есть подушки безопасности и более продвинутые ремни безопасности. Сзади лучшим будет место за водителем, затем место посередине.
Однако всё это имеет значение только в том случае, если вы не забыли пристегнуться. Иначе вам предстоит встретиться лицом к лицу с подушкой безопасности, вылетающей со скоростью примерно 300 км/ч.
Что делать в момент аварии
При лобовом ударе
Упритесь руками в переднюю панель или кресло, если вы сидите сзади, а ногами в пол. Голову втяните в плечи так, чтобы подбородок был прижат к груди. Когда вас сначала кинет вперёд, голова уткнётся в грудь. Когда же вас откинет назад, подголовник смягчит удар.
Если вы за рулём, то упритесь руками в руль, а ногами в педали и пол. Левая нога должна до упора вдавить педаль сцепления или расположиться на площадке слева, а правая изо всех сил давить на тормоз. Сиденье, кстати, у вас должно быть отрегулировано правильно: когда лопатки прижаты к спинке, вытянутая рука должна лежать на руле в районе запястья.
При боковом ударе
Если боковой удар пришёлся на вашу сторону, лучше всего отпрянуть от места удара как можно дальше и зафиксироваться, схватившись за спинку сиденья или за ручку противоположной двери. Если вы сидите сзади, лягте на кресло или на колени соседа и подожмите под себя ноги, чтобы их не сломало от резкого удара.
Если вы оказались на переднем сиденье, лечь на колени к водителю, не помешав ему, не получится. Так что просто отодвиньтесь от места предполагаемого удара подальше, упритесь ногами в пол и защитите руками голову, втянув её в плечи, как при лобовом ударе.
При ударе сзади
Если вы понимаете, что удар произойдёт сзади, упритесь ногами в пол и прижмите голову к подголовнику. Если подголовника нет, сползите на сиденье пониже и уткнитесь затылком в спинку. Почти наверняка это спасёт вас от смерти, инвалидности и перелома шейных позвонков.
При перевороте
Сгруппируйтесь и зафиксируйтесь, ухватившись изо всех сил за что-то неподвижное, например за спинку сиденья или за дверную ручку. За потолочные ручки над дверями лучше не браться, они очень хилые. Ни в коем случае не отстёгивайте ремень безопасности. Он удерживает вас и не даёт хаотично перемещаться по салону.
При затоплении
Если машина провалилась под лёд или упала в водоём, главное — не паниковать и попытаться как можно быстрее открыть двери и окна, чтобы всплыть.
Если автомобиль уже погрузился в воду, наружное давление не даст этого сделать. Ждите, пока кузов почти полностью заполнится водой.
Когда останется совсем немного воздуха, нужно глубоко вдохнуть, открыть двери (давление к этому моменту выровняется) и всплывать.
_______
Если вы чувствуете, что сейчас произойдёт столкновение, но не понимаете, с какой стороны, сгруппируйтесь: приподнимите колени к животу, втяните голову в плечи и накройте её руками. В таком положении, даже если автомобиль будет смят, вам будет проще дышать и дожидаться помощи.
Не думайте, что выпрыгнуть из машины на полном ходу — хорошая идея. Это работает только в голливудских боевиках. В реальной жизни на скорости более 60 км/ч безопаснее оставаться в машине, особенно если она современная. Программируемые зоны деформации, ремни, подголовники и подушки безопасности помогут вам выжить.
P.S. Эту статью я скамуниздил из одного канала в Телеграм. Так как ссылки на Телеграм почему-то оставлять нельзя, если кому-то интересно, ищите канал по нику adyellow8888