Как правильно грести на рыболовной лодке

Рыболовные лодки (дрифтеры) сконструированы специально для рек и водных потоков, так как эта лодка очень маневренна, используется рыбаками, охотниками, любителями речных приключений и новичками.

Эти лодки пришли к нам из Тихоокеанского северо-запада и очень скоро покорили всю Америку. Научится управлять такой лодкой не так сложно, как может показаться.

Как только вы получите навыки управления лодкой и поработаете с управлением на реке, то очень скоро вы сможете грести как профи.

  1. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Попрактикуйтесь грести задним ходом.

    • Пока вы не освоите навыки, попрактикуйтесь грести задним ходом в стоячей воде, где есть несколько преград, между которыми вы сможете маневрировать.
    • Сядьте в лодку, лицом к носовой части (носовая часть – это часть лодки с возвышением).
    • Вставьте весла в их посадочные места.
    • Поверните лодку лицом вниз по течению (соответственно и вы будете смотреть вниз по течению).
    • Возьмитесь за оба весла (каждое весло в соответствующую руку).
    • Надавите на весла, так, чтобы они выровнялись с линией вашей лодки. Они должны находиться вне воды.
    • Надавите вперед, так, чтобы оба весла оказались сзади вас.
    • Опустите весла в воду.
    • Потяните весла назад, так, чтобы они прошли под водой и оказались перед вами.
    • Вернитесь в начальную позицию.
  2. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Попробуйте поворачивать лодку.

    • Повторите шаги по гребле задним ходом, используя только одно весло. Если вы используете правое весло, то лодка пойдет назад и влево, если же вы используете левое весло, то лодка поплывет назад и вправо. Проделайте те же действия, оставив одно из весел погруженным в воду. Это поможет повернуть лодку.
  3. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Поработайте над разрезным поворотом, также именуемым речным поворотом.

    • Давите вперед на одно весло, одновременно тяните на себя другое весло. Таким образом, вы выполняете греблю вперед одним веслом, а другим гребете назад. Это заставит лодку вращаться.
  4. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Остановите лодку.

    • Держите весла в обеих руках ровно на уровне и вытащите их из воды. Опустите весла ровно в воду и держите в таком положении как можно дольше.
  5. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Выход из лодки.

    • Затащите весла внутрь лодки (полностью, включая и саму лопасть) и расположите перед собой. Затем аккуратно покиньте транцевую корму, чтобы лодка не сильно раскачалась.
  1. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Направьте носовую часть лодки в сторону препятствия и гребите задним ходом от него. Уклонения увеличивают шансы опрокидывания лодки.

    • Вырулите лодку, опустив одно весло в воду, а вторым веслом гребите назад, пока лодка не окажется под углом 45 градусов по отношению к течению.
    • Гребите от преграды задним ходом обеими веслами.
    • Выровняйте лодку по течению реки и обойдите препятствие со стороны.
  2. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Берегитесь внешних речных изгибов. Возле них течение более сильное и оно собирает деревья и камни.

    • Когда вы заметили изгиб реки, подготовьте лодку. Направьте корму лодки в сторону внутреннего угла изгиба реки.
    • Для отвода лодки от внешнего изгиба, используйте греблю задним ходом.
  1. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Наклонитесь в лодке в сторону камней для того, чтобы вода не начала заполнять вашу лодку. Это называется протяжкой.

    • Оттолкнитесь руками, ногами или веслом от камней.
  2. Как правильно грести на рыболовной лодке

    Повторно установите на исходное положение ваше весло, если оно выскочило из крепления.

    • Заранее попрактикуйтесь с быстрой установкой весла в его посадочное место. Попрактикуйтесь делать это из разных позиций, так как если вы этого не делали, то на воде в непредвиденной ситуации это будет вдвойне сложнее. Вы должны достичь результата в 2 секунды (на установку весла в его посадочное место).
  • Возите запасное весло в лодке.
  • Не нужно глубоко погружать в воду лопасть весла. Опустите лопасть весла вертикально и проведите ею под водой сразу под верхним слоем воды.
  • Пользуйтесь легкими перчатками во избежание образования мозолей и других травм ваших рук.
  • Не отпускайте весла в воде. Лучше погрузите их в лодку.
  • Делайте длинные, широкие гребки. Это создаст меньше напряжения для вашего тела и сделает путешествие для ваших пассажиров более комфортным.
  • Тщательно обойдите и исследуйте участок с сильным течением перед тем, как проплывете его на лодке.
  • Не стоит недооценивать опасность реки. Всегда надевайте спасательный жилет.

источник

Вам также может понравиться

Как управлять лодкой, байдаркой и плотом

На лодках обычно ходят на веслах, а по быстрым рекам против течения — бечевой или на шестах.

На небольших лодках каждый гребец обычно гребет двумя веслами, такие весла называются парными. Иногда на лодках бывает руль, а если его нет, рулевой для управления пользуется небольшим кормовым веслом—гребком; управлять лодкой может и сам гребец.

Очень важно научиться правильно садиться в лодку. Делается это так.

Сначала надо положить в лодку весла, затем подтянуть ее вплотную к причалу или к берегу, взяться за борт руками, поставить ногу как можно ближе к килю 2, перенести в лодку другую ногу и, не выпрямляясь, занять место на банке (скамейке). Прыгать в лодку, становиться на банку, стоять в лодке во весь рост нельзя. От этого лодка портится и может перевернуться.

  • Как правильно грести на рыболовной лодкеЧтобы отойти от причала или берега, нужно упереться в него рукоятью весла, оттолкнуть лодку на свободную воду, где вы не будете никому мешать, и вставить весла в уключины.
  • Движения, которые производятся во время гребли, имеют специальные названия, их надо знать каждому туристу-воднику.
  • Движение весла в воде — гребок называется проводкой, начало гребка — захватом, окончание — концом и движение по воздуху — заносом.

Учиться грести и управлять лодкой лучше под руководством инструктора или хорошего гребца. Но можно научиться этому и самостоятельно. Правильно грести нужно так: ногами упереться в опорную планку (упорку), согнув слегка колени; весла взять в обхват (большой палец снизу, остальные сверху), наклониться вперед и, одновременно выпрямляя руки, сделать занос.

Затем погрузить лопасти весел до шейки в воду и, разгибая спину и сгибая руки, сделать гребок. От правильного наклона лопасти весла зависят успех проводки и скорость движения лодки. Поэтому, чтобы во время проводки лопасть весла была погружена в воду правильно (по шейку), надо немного наклонить ее верхней кромкой к корме, как бы накрыть воду.

Наклон верхней кромкой к носу называется о т-крытым веслом. Накрытие должно быть таким, чтобы вода не выталкивала и не опускала лопасть. Чтобы найти нужный наклон лопасти, достаточно сделать несколько гребков. Рукоять весла во время проводки не следует крепко сжимать в руке. Такой хват весла утомляет руки.

Чтобы замедлить движение лодки или затормозить ее, нужно сделать гребок в обратную сторону. Грести веслами в обратную сторону — табанить можно научиться на первом занятии.

Как правильно грести на рыболовной лодке

На долбленке.

На первых же занятиях надо учиться делать повороты. Сделайте несколько гребков одним веслом, и лодка, набирая скорость, начнет поворачиваться по пологой дуге в сторону, противоположную гребущему веслу.

Проделайте то же самое другим веслом — лодка будет поворачиваться в другую сторону. Попробуйте набрать скорость, а затем табанить правым веслом. Скорость заметно снизится, и лодка одновременно повернется в сторону табанящего весла. Проделайте то же самое другим веслом.

Вам станет ясно, что, загребая веслом, можно сделать поворот, не снижая скорости, а даже увеличивая ее; тормозя же, замедляя движение, можно закончить поворот полной остановкой.

Чтобы сделать очень крутой поворот или развернуть лодку на месте, нужно пользоваться одновременно и тем и другим способом поворота: одним веслом табанить, а другим загребать.

Управлять лодкой с помощью руля несложно, так как она всегда будет поворачиваться в ту сторону, куда повернуто перо руля. Рулевым веслом можно управлять теми же способами, что и обычными веслами, т. е. табанить или грести. Рулевой сидит на самой корме лодки и держит весло одной рукой за рукоять, другой около середины веретена.

Расстояние между кистями его рук должно быть несколько больше ширины плеч. Для облегчения работы гребца рулевой обычно подгребает с одного или с другого борта.

Чтобы лодка в этот момент не уходила в сторону, проводку делают параллельно борту, а весло держат почти вертикально; заканчивают проводку около самого борта небольшим отведением лопасти в сторону от лодки, повернув ее плоскостью параллельно линии движения.

Чтобы сделать поворот, лопасть отводят подальше от борта и проводку делают по дуге. На некоторых лодках на корме для рулевого весла ставятся уключины. В этом случае веслом пользуются так же, как и рулем, — поворачивают лопасть в сторону поворота. Когда действий руля или рулевого весла для выполнения поворота, недостаточно рулевой дает команду гребцу: «табань», или «загребай правым (левым)».

В туристскую двухместную разборную байдарку можно садиться только тогда, когда она находится на плаву, т. е. не касается дна. Садятся в нее по очереди. Один гребец держит байдарку за фальшборты, другой, став лицом по ходу движения, кладет весло поперек байдарки, так, чтобы лопасти в случае крена опирались о воду.

Если посадка производится с берега, то весло кладется так, чтобы лопасть его опиралась на берег. Затем, обхватив весло и придерживаясь за фальшборты, гребец ставит ногу впереди сиденья, быстро переносит корпус в байдарку и садится.

Так же садится и второй гребец, первый же в это время держится за берег или сдерживает байдарку веслом. Сидят в байдарке лицом по ходу движения и гребут одним двухлопастным веслом; гребок делают поочередно то правой, то левой лопастью. Ширина хвата весла должна быть немного больше ширины плеч.

Не следует высоко поднимать локти — это утомляет гребца. Во время проводки корпус несколько разворачивается, но не наклоняется.

Как правильно грести на рыболовной лодке

На байдарках.

Управляют байдаркой веслом или рулем, соединенным веревочками (брасиками) со стременами; они одеваются на ноги второго гребца, который считается старшим.

На плоту ходят вниз по течению с шестами или гребями — продольно расположенными большими веслами, которыми пользуются для управления плотом.

Участники похода располагаются на носу и на корме плота и, управляя гребями или отталкивая шестами то нос, то корму, держат плот в наиболее выгодном потоке.

Если течение недостаточно быстрое, два человека становятся на кормовой части плота и, равномерно отталкиваясь шестами, продвигают плот в нужном направлении. Юным туристам не рекомендуется путешествовать на плотах с гребями, так как построить такой плот и управлять им сложно.

Туристу-воднику необходимо свободно управлять выбранным для похода средством передвижения и обязательно уметь хорошо плавать, нырять, оказывать помощь утопающему.

Чтобы совершать путешествия по голубым дорогам, необходимо предварительно посоветоваться с врачом и только с его разрешения начинать подготовку к походу: систематически закаливать и укреплять свой организм утренней зарядкой и занятиями различными видами спорта.

Как управлять каяком: основные приемы и техника гребли

Каяк – это гребное маломерное маневренное судно. Благодаря способности преодолевать мелководные участки и пороги, это небольшое плавсредство привлекает любителей рыбалки, туристов и охотников.

Но, прежде чем отправиться в путь по воде, следует освоить технику гребли. Это поможет гребцу уверенно чувствовать себя на водоемах различной сложности, без устали преодолевать значительные расстояния.

Как правильно грести

В зависимости от типа лодки, гребец располагается или на верхней ее части, или внутри кокпита. Чтобы эффективно расходовать силы при движении по воде, нужно, в первую очередь, научиться держать в руках весло с двумя лопастями. Гребец должен определить оптимальную для себя ширину захвата. Это делается следующим образом:

  • возьмите весло обеими руками с захватом сверху;
  • вытяните руки перед собой;
  • положите веретено (ручку) на голову.
Читайте также:  Как пользоваться напольным туалетом: по шагам

В таком положении раздвиньте руки так, чтобы локти были согнуты под прямым углом. При этом расстояние от ладоней до лопаток должно быть одинаковым. После определения правильного положения можно приступить к обучению гребле.

Как правильно грести на рыболовной лодке

Одна рука гребца, правая или левая – ведущая. Ею он всегда крепко и неподвижно держит весло, не допуская проворачивания в ладони и, конечно же, смещения влево или вправо. Не нужно охватывать веретено всей ладонью, достаточно больших пальцев. Предплечье ведущей руки должно быть перпендикулярно веретену весла. В ладони второй руки веретено будет проворачиваться на 180 градусов.

При управлении лодкой гребец должен держать весло ниже, на уровне груди. Это обеспечит рациональное использование групп мышц. Старайтесь не поддаваться естественному желанию поднять его до уровня подбородка.

При движении рук вперед старайтесь сильно не сгибать их в локтях, достаточно согнуть чуть-чуть. При гребке немного нагнитесь вперед. Тянуть к себе весло не нужно. Следите, чтобы хват усиливался только в начале гребка, а когда лопасть окажется над водой, становился ослабленным.

Удерживание веретена большим пальцем позволит сэкономить силы, предупредит появление мозолей.

Чтобы лодка не расшатывалась, спина гребца должна быть прямой, перпендикулярной поверхности воды.

Управление каяком

Удобную посадку обеспечивает пара упоров, установленных в соответствии с ростом гребца. Упоры поддерживают корпус в поворотах, помогают держать равновесие при прямолинейной гребле и разворотах.

Усилия на лодку при гребках передаются посредством упирающихся в упоры ног. Руки при этом исполняют роль промежуточного звена между веслом и туловищем гребца. Поэтому при обучении важно научиться работать корпусом.

При гребке корпус должен повернуться так, чтобы весло лопастью погрузилось в воду на уровне ступней. Одновременно гребец плотно прижимает ступню к упору. Гребок нужно заканчивать, как только нижняя рука поднимется до уровня живота. При этом лопасть уводится вбок подъемом локтя.

Сладите, чтобы кисть и предплечье были на одной линии. Для следующего гребка корпус поворачивается в другую сторону.

Техника разворота на каяке

Как правильно грести на рыболовной лодке

Чтобы выполнить разворот, гребец делает дуговые гребки. Этот прием обеспечивает сохранение скорости движения лодки. Хват веретена такой же, как при прямолинейном плавании. Опущенную в воду лопасть весла нужно повернуть от лодки по большой дуге от носа к корме. При этом руки только держат весло, а собственно разворот осуществляется поворотом корпуса гребца. Дуговой гребок произойдет, если начальное положение лопасти будет у кормы с аналогичным движением корпуса. Этот прием гребец должен освоить в совершенстве.

Весло из воды нужно доставать вытянутой и слегка согнутой в локтевом суставе рукой. Вы должны при этом чувствовать, как нижняя часть вашего тела разворачивает каяк, и лопасть встречает сопротивление воды. Не допускайте крена лодки! Никаких резких движений – на воде не должно быть бурунов.

В целом этот прием представляет собой движение весла по дуге, а осью этого перемещения является корпус гребца. При обратных гребках, задом наперед, гребцу можно слегка наклониться вперед, но только когда лопасть достигнет носа лодки.

В практическом плане дуговые развороты выполняются нечасто. Это больше спортивный прием, без которого преодоления бурной воды невозможно. Но на рыбалке или в турпоходе всегда может случиться ситуация, когда нужно немедленно произвести подобный маневр.

Техника гребли для новичков

Новичкам учиться правильно управлять лодкой нужно на спокойной воде. Лучше, если хотя бы на первых порах опытный инструктор научит вас держать корпус и весло в нужном положении. Важно, чтобы кто-то вовремя указал на ошибки, и они не стали вашей привычкой. Самостоятельное обучение вполне возможно, но оно займет неоправданно много времени.

Как вариант – школа каякеров, которую можно найти при приличном пункте проката лодок. Там инструктор поможет вам научиться чувствовать судно, покажет и поможет освоить все приемы управления.

Если будете стараться, научитесь делать даже профессиональный эскимосский переворот.

После недолгого обучения можно думать о самостоятельном выходе в плаванье, а со временем даже попробовать свои силы на бурной воде.

Техника гребли на каяке

Каяками называются маломерные суда с высокой маневренностью, которые в последние годы стали превосходить по популярности классические гребные лодки.

Они компактны, свободно преодолевают мелководье, узкие заливы, бурные пороги и могут использоваться для рыбалки, охоты, туризма, экспедиций, прогулок.

Однако для того чтобы передвигаться на каяках по водоемам разной сложности, необходимо хорошо изучить особенности гребли на них, имеющую некоторые специфические нюансы.

Как правильно грести на рыболовной лодке

Как правильно плыть и грести на каяках

Гребцы в каяках располагаются на сиденьях внутри кокпита или на верхней части лодки. Новичкам в этой области прежде всего следует научиться правильно держать двухлопастное весло, иначе силы будут расходоваться неэффективно, и быстро наступит усталость. Сначала нужно определить верную ширину захвата.

Для этого необходимо взять весло двумя руками, захватив сверху, вытянуть руки перед собой, а затем положить весло на голову. Руки при этом раздвигаются так, чтобы локти создавали угол 90º, а расстояние между ладонями и лопатками с каждой стороны было равным. Захват, образовавшийся в таком положении, и будет правильным.

После его определения наступает очередь обучения непосредственно гребле на каяке.

Во время гребли на каяке одна рука, называемая ведущей, должна оставаться на весле в неподвижном положении. Её предплечье находится перпендикулярно лопасти. Вторая рука может поворачивать весло на 180º. При этом ведущая рука бывает и левой, и правой.

Весло при управлении движением такой лодки надо держать примерно на уровне груди. Нельзя допускать, чтобы оно находилось выше плеч или на уровне подбородка. Руки вытягиваются вперед и чуть-чуть сгибаются в локтях.

Когда делают гребки, немного нагибаются вперед, а не тянут весло к себе. Важно, чтобы его охват был ослабленным и усиливался только на начальной стадии каждого гребка до тех пор, пока лопасть не поднимется из воды.

Веретено весла должно просто удерживаться большими пальцами. Подобная техника позволит не трать много сил, убережет руки от появления мозолей и даст возможность без переутомления преодолевать большие расстояния.

Главное – не расшатывать лодку при гребках, держать спину выпрямленной таким образом, чтобы линия позвоночника проходила под прямым углом к поверхности воды.

Управление каяком

В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.

При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками.

На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота.

В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.

Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.

Разворот на каяке

Для разворота на каяке используются дуговые гребки. Они позволяют не снижать скорость лодки и грести в прежнем темпе. Захват весла в данном случае остается таким же, как и при прямых гребках. Его опускают в воду возле носа лодки, лопасть при этом поворачивают от каяка.

Веслом делают большую дугу в воде от носа каяка к его корме. Она осуществляется при помощи поворота корпуса, без задействования рук. Дуговой гребок можно совершить и от кормы, разворачивая лодку на месте. Движения корпуса остаются такими же.

Для подобных разворотов важно научиться хорошо им владеть.

Весло достают из воды немного согнутой в локте и вытянутой рукой. Гребцу необходимо чувствовать, что его нижняя часть тела поворачивает лодку в заданном направлении, а лопасть, опущенная в воду, идет с усилием. Нельзя допускать, чтобы каяк кренился вбок! Движение весла должно быть плавным, довольно медленным, таким, чтобы на воде не было бурунов.

В целом, дуговые гребки можно описать так. Весло должно описывать дугу, в середине которой располагается гребец. Существуют также обратные дуговые гребки, проводимые задом наперед. При их осуществлении допускается небольшой наклон корпуса вперед, когда весло подходит к носовой части.

Вообще дуговые гребки в чистом виде выполняются редко. При плаванье на бурной воде их совмещают с другими техниками управления или делают лишь частично.

Но следует помнить, что при любых маневрах на какой угодно воде надо следить за направлением движения лодки, иначе она может улететь куда-нибудь, потому что и прямые, и дуговые гребки сообщают судну и поступательное, и вращательное движение. Для этого необходимо научиться всегда держать голову в нужном положении.

Обучение новичков гребле на каяке

Обучение гребле на качке лучше проводить на спокойных водоемах. Желательно найти для этого хорошего специалиста-инструктора, который сразу укажет на ошибки и продемонстрирует комплекс техник и всевозможных приемов. Самостоятельно научиться управлять лодкой можно, но это займет немалое время и отнимет много сил.

Сейчас повсеместно открываются школы каякеров, занятия для новичков проводят в пунктах проката, в сети присутствует немало роликов, подробно рассказывающих о том, как управлять такими лодками. Новичкам сначала необходимо почувствовать лодку, слиться с ней, познакомиться с мерами безопасности, узнать, что такое «эскимосский переворот», и так далее.

И только после этого думать, отправляться ли на бурную воду и в путешествие по морю. Ведь такие водоемы непредсказуемы и порой бывают довольно опасны даже для опытных гребцов. Поэтому в любом случае изначально нужно набрать некоторый опыт, ощутить себя хозяином каяка и собственного тела, а потом уже отправляться в рискованное плаванье.

А это целесообразно делать под руководством грамотного и терпеливого тренера.

В целом, освоение управления каяками у большинства начинающих проходит быстро. Главное в данном вопросе – научиться держать равновесие и не наклонять лодку слишком сильно.

Каяки отличаются хорошей остойчивостью, малой осадкой, они хорошо слушаются гребцов, без усилий передвигаются по заболоченной местности, умеют превосходную плавучесть, очень редко переворачиваются.

Походы на них – одно удовольствие! Поэтому стоит потратить время на обучение с инструктором, чтобы впоследствии не тратить его на исправление ошибок.

Техника академической гребли

Для того, чтобы грести необходимо уметь правильно  садиться в лодку (обращение с инвентарем), освоить свободную посадку в лодке (основное положение),  занять исходное положение,  которое рационально считать началом гребного цикла, состоящего из проводки,  конца проводки,  подготовки (заноса) и  захвата.

Как правильно садиться на лодку

Лодка ставится на воду у причального плота, весла вставляются в уключины и барашек вертлюга закручивается. Спортсмен становится  на плоту лицом к корме лодки, берет в одну руку (ближнюю к лодке) рукоятки весел, другой держится за уключину, находящуюся на плоту, ставит ближнюю к лодке ногу на специальную площадку в лодке и другой ногой отталкивается от плота. 

После отталкивания, приседая на одной ноге и продолжая держаться рукой за уключины, садится на банку; вставляет в подножку ногу, которой  отталкивался, затем вторую, берет рукоятки весел обеими руками, проверяет установку ножных упоров и занимает основное положение. Ножные упоры должны быть установлены так, чтобы в конце гребка рукоятки весел проходили вплотную к туловищу, не упираясь в него.   

Свободная посадка в лодке

Туловище прямое, естественно наклонено вперед, плечи свободно опущены, голова держится прямо. Ноги, слегка согнутые в коленях, всей ступней стоят на подножке. Руки со свободно прогнутыми запястьями удерживают весла, лежащие лопастями на воде перпендикулярно бортам лодки. Левая кисть расположена над правой несколько впереди нее.

  • Занять исходное положение
  • Для начала первого гребка спортсмен должен перейти в исходное положение, почти соответствующее стартовому. При этом корпус наклоняется вперед, голова остается прямой, ноги сгибаются так, что колени почти касаются груди возле плеч — спортсмен сгруппировался на подножке 
  • (у гребцов на распашных лодках дальнее от уключины колено располагается снаружи рук, а плечи слегка развернуты в сторону своей уключины), руки свободно вытягиваются вперед так, что кисти находятся за подножкой, запястья прямые,  четыре пальца охватывают рукоятку весла сверху, не сжимая ее, а большой находится на нижнем краю торца.
  • На распашном весле большие пальцы охватывают весло снизу, и расстояние между кистями рук не должно превышать ширины двух кистей.
Читайте также:  Как правильно вязать сети. Как вязать рыбацкую сеть — инструменты, материалы и узлы

Лопасти весел в вертикальном положении с небольшим наклоном на корму (парные 8° – 10°  распашные 5° – 7°) находятся в воде. Угол }заноса от перпендикуляра к оси лодки в этом положении составляет 50-55°.

Проводка

Рабочая фаза. Ноги, передавая усилие через корпус и руки на весло, начинают сильное (чтобы разогнать лодку) и быстрое (чтобы не отстать от весла, сохранить активную тягу) отталкивание от подножки.

Это отталкивание должно быть настолько сильным, чтобы корпус не мог в начале гребка опережать банку («запрокидывание»), но и не отставал от нее («прострел банки») и спортсмен чувствовал «снятие веса с банки».

  1. Быстрота нарастания усилия в начале гребка и непрерывность всего движения дает право говорить о «прыжке от подножки», хотя распрямление ног происходит примерно в 1,7 раза медленнее, чем при выпрыгивании, например, от пола.
  2. Спина, вследствие большого напряжения на гребке, естественно выгнута и постепенно с разгоном лодки начинает опережать банку, дополнять работу ног в движении на нос лодки.
  3. Поскольку для правильного загружения весел в воду  никакого усилия не требуется, руки в первой части гребка только передают горизонтальное усилие от плеча к рукоятке весла, оставаясь прямыми, Кисть левой руки тянет рукоятку немного выше и в середине гребка проходит над правой, допускается — чуть сзади.
  4. Последовательность работы звеньев тела в фазе проводки представлена на графике.

Затем за счет широчайших мышц спины руки включаются в работу и дотягивают рукоятки весел в конце гребка вплотную к корпусу, заканчивающему движение к носу лодки. Локти при этом отходят в стороны и слегка книзу, запястья, до этого прямые, соответственно немного выгибаются.

Ноги на протяжении всего гребка упираются в подножку. При достаточно сильном выполнении гребка спортсмен чувствует в начальной части «снятие веса с банки» и на всем гребке «стоит на подножке».

Скорость рукоятки к концу гребка возрастает вместе с увеличением скорости лодки.

Ощущение снятия веса с банки свидетельствует о том, что гребец прикладывает к рукоятке весла предельно допустимое (при данной высоте тяги) усилие. В случае его превышения возможен подъем и соскакивание с банки.

По мере увеличения расстояния от банки до подножки увеличивается момент силы веса, усаживающий гребца на банку, тогда как момент силы тяги относительно подножки, поднимающий гребца с банки, увеличиться не может, так как высота тяги остается постоянной. Следовательно ощущение «снятия веса» возможно только в начале гребка, а затем гребец «стоит на подножке».

Конец проводки

Переходная фаза. С окончанием гребка, как только руки подошли к корпусу, закончившему движение на нос лодки, делается  быстрый и плавный нажим на рукоятки вниз, лопасть вынимается из воды.

При этом запястье уже расслабленной руки прогибается и вместе с небольшим перекатыванием рукоятки в пальцах обеспечивает разворот лопасти в горизонтальное положение для заноса. Небольшой подворот лопасти при вынимании, если при этом не происходит торможения, допускается.

Концу проводки соответствует положение весла 30° -35° от перпендикуляра к оси лодки.  

Подготовка

Фаза подготовки. Заканчивая нажим на рукоятки, кисти рук продолжают движение по траектории, напоминающей запятую, а затем горизонтально на корму. По мере распрямления рук к ним в движении на корму присоединяется корпус, с наклоном которого и переносом рукояток весел за колени, сгибаются ноги, и начинается подъезд, сначала ускоренный, а к концу замедленный.

Ритм подъезда диктуется общим ритмом гребного цикла, однако, следует избегать резкого ускорения в начале подъезда, так как это дает резкое увеличение скорости корпуса лодки и приведет к ненужным потерям кинетической энергии всей системы (гребец, весло, лодка) и скорости ее центра тяжести вследствие интенсивного (пропорционально квадрату скорости) торможения корпусом лодки.

Движение туловища на корму начинается усилием брюшного пресса.   Весла при  заносе должны двигаться горизонтально на высоте немного больше половины ширины лопасти от воды, что необходимо для выполнения  захвата воды без задирания весла. Допускается две трети заноса выполнять на меньшей высоте, а затем плавно перевести лопасть на необходимую высоту.

Оба варианта заноса представлены на  рисунках. 

Захват

Переходная фаза. При приближении к окончанию   заноса гребец одновременно с распрямлением запястий отпускает рукоятку весла кверху, давая лопасти возможность с окончанием разворота упасть в воду.  Хват рукоятки на проводке и  заносе представлены на рисунках. 

В момент касания веслом воды начинается тяговое движение рукояток к носу лодки. Захват можно назвать подхватом падающего в воду весла.

При этом горизонтальная скорость рукоятки весла не должна превышать скорость ее в начале гребка, так как «нахождение опоры» в воде (так же, как в ее сохранение) обеспечивается формой, размером лопасти и скоростью ее сплывания, а не предшествующей скоростью в воздухе и при частичном погружении. 

Следует избегать задирания весел, вызываемого дополнительным наклоном туловища перед захватом, наклоном головы и нажимом на рукоятки перед захватом с последующей «промашкой» по воздуху, и медленного загружения из-за придерживания рукояток при захвате вместо падения весла (“водяная промашка”).

  Всякая попытка разгона весла в воздухе перед захватом приводит к «осаживанию» (остановке) лодки перед каждым гребком и не дает возможности использовать   гидродинамическую подъемную силу, возникающую не вследствие  чрезмерно большого заноса весла, а как результат сложения скорости лодки и скорости перемещения лопасти весла относительно лодки. 

Моменту начала загружения весла в воду соответствует  угол заноса от перпендикуляра к оси лодки 55 – 60°.  Он превышает угол заноса  в  исходном положении, так как  включает фазу загружения весла, и при выполнении заноса в движении гребец более плотно группируется на подножке, плотнее подъезжает на банке и наклоняет корпус.

Ритм

Время проводки и подготовки в гребном цикле находится в определенном соотношении — ритме. В спортивной литературе до сих пор можно встретить сообщения, что у классных гребцов ритм лежит в пределах 1:1,5 — 1:2.

Анализ видеосъемок на чемпионатах мира свидетельствует, что ритм на стартовых 500 м бывает 1:1,35 — 1:1,5, в середине дистанции 1:1,3 — 1:1,4 и на финише доходит до 1:1,1  —  1:1,2, а иногда бывает 1:1. Такое изменение ритма происходит из-за стремления гребца компенсировать ослабление усилий на весле по мере утомления.

Для образования ритма 1:2 требуется искусственно сдерживать движение подготовки, что само по себе утомительно, поэтому трудно такой ритм называть естественным.

Естественный ритм возникает в результате рационального взаимодействия внешних и внутренних сил и рациональной биомеханики движений гребца, когда синергисты выполняют рабочее движение с оптимальным для данного темпа усилием, антагонисты при этом растягиваются больше своего оптимального положения.

По окончании рабочей фазы (проводки), глубокое расслабление мышц-синергистов вместе со стремлением мышц-антагонистов занять свое естественное  положение, позволяет гребцу непринужденно выполнить движение подготовки. При этом, чем больше было напряжение на гребке, тем глубже расслабление по его окончании и больше свободы на подготовке, т.е. скорость нашего возвращения за следующим гребком определяется именно таким оптимальным взаимодействием.

Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

  • Обзоры каяков
  • 26 февраля
  • Гребля на каяке, техника гребли.

Каяками называются маломерные суда с высокой маневренностью, которые в последние годы стали превосходить по популярности классические гребные лодки.

Они компактны, свободно преодолевают мелководье, узкие заливы, бурные пороги и могут использоваться для рыбалки, охоты, туризма, экспедиций, прогулок.

Однако для того чтобы передвигаться на каяках по водоемам разной сложности, необходимо хорошо изучить особенности гребли на них, имеющую некоторые специфические нюансы.

Как правильно плыть и грести на каяках

Гребцы в каяках располагаются на сиденьях внутри кокпита или на верхней части лодки. Новичкам в этой области прежде всего следует научиться правильно держать двухлопастное весло, иначе силы будут расходоваться неэффективно, и быстро наступит усталость. Сначала нужно определить верную ширину захвата.

Для этого необходимо взять весло двумя руками, захватив сверху, вытянуть руки перед собой, а затем положить весло на голову. Руки при этом раздвигаются так, чтобы локти создавали угол 90º, а расстояние между ладонями и лопатками с каждой стороны было равным. Захват, образовавшийся в таком положении, и будет правильным.

После его определения наступает очередь обучения непосредственно гребле на каяке.

  надувные лодки (производство)ПВХ лодки для рыбалки

Во время гребли на каяке одна рука, называемая ведущей, должна оставаться на весле в неподвижном положении. Её предплечье находится перпендикулярно лопасти. Вторая рука может поворачивать весло на 180º. При этом ведущая рука бывает и левой, и правой.

Весло при управлении движением такой лодки надо держать примерно на уровне груди. Нельзя допускать, чтобы оно находилось выше плеч или на уровне подбородка. Руки вытягиваются вперед и чуть-чуть сгибаются в локтях.

Когда делают гребки, немного нагибаются вперед, а не тянут весло к себе. Важно, чтобы его охват был ослабленным и усиливался только на начальной стадии каждого гребка до тех пор, пока лопасть не поднимется из воды.

Веретено весла должно просто удерживаться большими пальцами. Подобная техника позволит не трать много сил, убережет руки от появления мозолей и даст возможность без переутомления преодолевать большие расстояния.

Главное – не расшатывать лодку при гребках, держать спину выпрямленной таким образом, чтобы линия позвоночника проходила под прямым углом к поверхности воды.

Как правильно управлять байдаркой

Первый совет для гребца – проверить, правильно ли вы взяли весло в руки: расстояние между кистями должно быть таким же, как и дистанция между локтями, разведенными в стороны. Только так вы сможете удержать судно на плаву, повернуть его или изменить скорость передвижения при помощи весла.

Что касается гребли, то освоить технику достаточно легко. Главное – запомнить, что гребок состоит из четырех фаз:

  1. вхождение весла в воду;
  2. проводка – «толчок» в гуще воды;
  3. выход лопасти из воды;
  4. занос весла для следующего гребка.

Перед спуском по реке следует отработать каждое движение и не забывать, что от глубины погружения лопасти в воду, силы и скорости проводки зависит, как быстро байдарка будет передвигаться.

Делая гребок, держите корпус ровно, упирайтесь коленями в фальшборт, а ступнями – в перекладины кильсона. Весло заносите на уроне глаз и прикладывайте усилия во время проводки.

Читайте также:  В каком направлении находится север. север, юг, запад, восток: узнаем расположение

Управление каяком

В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.

При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками.

На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота.

В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.

Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.

Посадка в байдарку

Как ни странно или забавно звучит, но посадка – это первое упражнение, которое нужно довести до автоматизма, чтобы избежать непредвиденных ситуаций на воде.

Перед посадкой в байдарку нужно выполнить несколько действий:

  1. Развернуть судно носом вниз по течению.
  2. Слегка толкнуть лодку вперед, чтобы она отплыла от берега.
  3. Перед тем, как запрыгнуть на спортивное каноэ, снять обувь (сланцы, кроссовки).
  4. Запрыгнуть в лодку на глубине не менее 20 см, опираясь на толстые трубки.

Когда займете место в байдарке, начинайте грести веслом, придерживаясь наших рекомендаций.

Разворот на каяке

Для разворота на каяке используются дуговые гребки. Они позволяют не снижать скорость лодки и грести в прежнем темпе. Захват весла в данном случае остается таким же, как и при прямых гребках. Его опускают в воду возле носа лодки, лопасть при этом поворачивают от каяка.

Веслом делают большую дугу в воде от носа каяка к его корме. Она осуществляется при помощи поворота корпуса, без задействования рук. Дуговой гребок можно совершить и от кормы, разворачивая лодку на месте. Движения корпуса остаются такими же.

Для подобных разворотов важно научиться хорошо им владеть.

Весло достают из воды немного согнутой в локте и вытянутой рукой. Гребцу необходимо чувствовать, что его нижняя часть тела поворачивает лодку в заданном направлении, а лопасть, опущенная в воду, идет с усилием. Нельзя допускать, чтобы каяк кренился вбок! Движение весла должно быть плавным, довольно медленным, таким, чтобы на воде не было бурунов.

В целом, дуговые гребки можно описать так. Весло должно описывать дугу, в середине которой располагается гребец. Существуют также обратные дуговые гребки, проводимые задом наперед. При их осуществлении допускается небольшой наклон корпуса вперед, когда весло подходит к носовой части.

Вообще дуговые гребки в чистом виде выполняются редко. При плаванье на бурной воде их совмещают с другими техниками управления или делают лишь частично.

Но следует помнить, что при любых маневрах на какой угодно воде надо следить за направлением движения лодки, иначе она может улететь куда-нибудь, потому что и прямые, и дуговые гребки сообщают судну и поступательное, и вращательное движение. Для этого необходимо научиться всегда держать голову в нужном положении.

Практика: скорость лодки на вёслах — конкретные цифры

Пришёл черёд осветить самое интересное — данные замеров, сделанных во время сплава по рекам. Но, прежде чем перейти собственно к цифрам, следует прояснить кое-что по поводу скоростей. А их тут — как одесских разниц — не одна, а целых две.

Максимальная скорость

Та, которую плавсредство может развить при полной отдаче гребца и лучшем КПД движителей. Процесс достижения максимальной скорости весьма нагляден и интересен.

Лодка с гребцом и манатками имеет определённую массу, а стало быть — инерцию, поэтому постепенно увеличивает свою скорость — с каждым толчком гребца.

Но при этом также увеличивается и сопротивление воды, да не линейно — в отличии от скорости, а квадратично. То есть — оно растёт быстрее и постепенно «догоняет» силу, приводящую лодку в движение.

В один прекрасный момент обе силы выравниваются и лодка достигает максимальной скорости, преодолеть которую гребец уже не сможет.

Время, в течение которого лодка может идти с максимальной скоростью — ограничено выносливостью гребца, и, как правило — довольно недолгое.

Крейсерская скорость

Да-да, вам не показалось — данный параметр бывает не только у кораблей, но и у байдарок и рыбацких «бубликов». И суть здесь вот в чём.

Если для корабля крейсерская скорость является самой оптимальной — при которой он движется наиболее быстро при наименьшем расходе топлива, то для гребной лодки это та скорость, при которой гребец также движется наиболее быстро, но меньше всего устаёт.

То есть — лучшая скорость, которую он может поддерживать весь гребной день. Понятное дело, что крейсерская скорость меньше максимальной, и обычно составляет примерно 60-70% от неё.

А ещё — учитывая утомляемость человека, к концу дня она имеет свойство уменьшаться.

Вот теперь можно перейти к цифрам. Они были получены из разных источников: часть мы измеряли персонально, часть — взяли с интернет-форумов, где обитают туристы-водники.

Результаты замеров

В сегодняшнем забеге участвуют следующие двухместные фавориты:

  1. Надувная лодка «Нырок». Представляет собой «бублик», слегка сжатый с боков. Имеет самую низкую гидродинамику.
  2. Надувная лодка «Омега». Более совершенная лодка со слегка «закаяченным» (приподнятым) носом.
  3. Надувная лодка «Уфимка». Её нос и корма не только приподняты, но и заострены.
  4. Надувная байдарка «Щука». Фактически тот же надувной «бублик» со слегка заострёнными и приподнятыми носом-кормой, но при всём том — длинный и тонкий.
  5. Каркасно-надувная байдарка «Викинг». Надувная лодка с более заострёнными носом-кормой — благодаря каркасным кильсонам.
  6. Каркасная байдарка «Салют». Своего рода легенда — на этой лодке сплавлялись по рекам туристы во времена СССР.
  7. Не менее легендарная каркасная байдарка «Таймень». По сей день считается одной из лучших.
  8. Пластиковая неразборная байдарка, название которой уточнить не удалось (выглядит как типичный морской каяк).

Цифры, приведённые в нижеследующей таблице — приблизительные, усреднённые и округлённые. Примерно они соответствуют гребцам, которые не первый день сплавляются и имеют определённый опыт, но при том не гоняются за спортивными рекордами. У других туристов, также в своё время проводивших замеры скорости на упомянутых плавсредствах, данные могут несколько (но незначительно) отличаться.

Плавсредство Скорость (км/ч)
Крейсерская Максимальная
Надувная лодка «Нырок» 2 3,8
Надувная лодка «Омега» 2,2 4
Надувная лодка «Уфимка» 2,2 4
Надувная байдарка «Щука» 4,5 6
Каркасно-надувная байдарка «Викинг» 5 8
Каркасная байдарка «Салют» 5,3 8,5
Каркасная байдарка «Таймень» 5,6 9
Пластиковая байдарка 7,5 12

Выводы

В таблице можно заметить три интересных момента:

  1. Рыбацкие надувнушки ходят фактически с одинаковыми скоростями и довольно медленно. Причиной тому — их широкие формы и абсолютно «никакая» гидродинамика.
  2. Между рыбацкими плавсредствами и надувными байдарками наблюдается некий «отрыв» — именно благодаря тому, что байдарки раза в полтора-два длиннее, несколько у́же (но при том площадь их дна больше, чем у рыбацких лодок — что уменьшает осадку) и имеют заметно заострённые нос-корму — чем обеспечивается выигрыш в гидродинамике.
  3. Пластиковая байдарка имеет лучшие скоростные показатели — благодаря, цельному, твёрдому, заострённому и обтекаемому корпусу, и как следствие — отличной гидродинамике.

Поворот на байдарке

Один из самых распространенных приемов, используемых во время гребли, – поворот на байдарке на 180°. Сделать его можно следующим образом:

  1. Наклонить корпус вправо или влево в зависимости от траектории поворота.
  2. Сделать несколько гребков со стороны, куда вы наклонили корпус.
  3. Удерживать баланс во время поворота при помощи неподвижного корпуса тела.

И помните одну закономерность: если вы наклонили корпус вправо и делаете гребки с этой стороны, то лодка будет поворачиваться влево.

Безопасность на байдарках

Спуск на байдарке по рекам или водоемам – достаточно опасное приключение, и важно подготовиться к нему как следует, чтобы избежать травм.

Перед походом обязательно проверьте качество туристического снаряжения – спасательного жилета, гидрокостюма, шлема, а также плавательного средства. Оно должно быть без прорех и повреждений. И если вы только осваиваете этот вид отдыха, рекомендуем не заплывать далеко от берега и избегать речных порогов, пока вы не будете уверенно управлять судном и не отработаете приемы до автоматизма.

Гребной тренажер: виды и особенности

Гребные тренажеры, которые выпускают производители спортивного оборудования, бывают гидравлическими, магнитными, воздушными, водяными. Стоимость магнитных моделей начинается с шестидесяти тысяч рублей.

Более доступной альтернативой являются тренажеры с гидравликой, нижняя ценовая планка на которые составляет порядка десяти тысяч рублей.

Чтобы купить действительно хороший гребной гидравлический тренажер, придется выложить не менее двадцати пяти тысяч.

Гребные тренажеры магнитного типа практически полностью имитируют движение гребли, как правило, устанавливаются в фитнес-центрах. Для использования в домашних условиях больше походят компактные и менее дорогие гидравлические устройства.

Какие группы мышц задействованы во время гребли?

При занятии на гребном тренажере в работу вовлечена практически вся мускулатура, повышается тонус сердечной мышцы, сосудистой и дыхательной систем. Никакой другой спортивный инвентарь не может сравниться по эффективности с этим оборудованием, особенно среди тренажеров для домашнего пользования.

Основная нагрузка во время выполнения гребли приходится на плечевой пояс, спинную и грудную мускулатуру, руки. Хорошо прорабатываются мышцы ягодиц, задней и передней поверхности берда. Корпус, в том числе и пресс, тоже испытывают некоторую нагрузку.

Популярные варианты гребных лодок ПВХ

Гребные лодки с малым весом:

Дешевые гребные лодки:

Гребные лодки с надувным дном:

  • Все гребные лодки с надувным дном
  • Гавиал с НДНД (полноценное НДНД)
  • Флагман с НДНД (полноценное НДНД)

Гребные лодки с круглыми приподнятыми носами:

  • Пиранья (у них много таких лодок)
  • Инзер (у них много таких лодок)
  • Пеликан (некоторые модели)

Самые продаваемые гребные лодки с заостренными носами:

  • Инзер 2К (260)
  • Каноэ с веслами
  • Каноэ с байдарочным веслом
  • Skiff-265 (низкого качества)
  • SibRiver Мана-260 (низкого качества)

Самые оптимальные по соотношению цены/качества:

  • Инзер 290U
  • Инзер 1 гр (170)
  • Аква-Оптима 260

Если у Вас остались вопросы по выбору лодки ПВХ – обращайтесь к нашим экспертам, с радостью поможем подобрать лодку ПВХ под Ваши задачи.

Популярные разделы: Лодки для охоты, Лодки для рыбалки, Лодки с НДНД, Лодки под мотор, Гребные лодки.

Популярные лодки под мотор: Лодки Аква, Лодки Ривьера, Лодки Апачи, Лодки Пиранья, Лодки Хантер, Лодки Фрегат, Лодки Стелс, Лодки Флагман, Лодки River Boats, Лодки Polar Bird, Лодки Инзер под мотор.

Популярные гребные лодки: Лодки Инзер, Лодки Аква оптима, Лодки Аква мастер, Лодки гребные Фрегат, Лодки гребные Пиранья, Лодки гребные Стефа, Лодки Муссон. Другие статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector