Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Цифровые зеркальные камеры — технически совершенный инструмент. Но в определенный момент многие фотографы начинают задумываться о расширении своего профессионального арсенала.

Они пробуют пользоваться пленочной техникой и часто сталкиваются с тем, что первый результат, мягко говоря, не впечатляет. Естественно не стоит бросать начатое, вооружитесь лучше терпением.

Эта добродетель нужна всем, но любителям снимать на пленку — особенно.

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Ирландский фотограф Винсент Москетти (Vincent Moschetti) всегда предпочитал практику теории, бросаясь с головой в эксперименты. Один из них он проводит сейчас, уже год привыкая к пленочной камере и постигая науку обращения с ней.

Фотограф подготовил несколько советов тем, кто не хочет терять время и деньги, но стремится создавать эффектные, художественные снимки на пленку.

Он обобщил свой неудачный и удачный опыт, выделив три наиболее распространенные ошибки, которые совершают новички (и которых не избежал он сам). 

До чего ж сложно заправить эту пленку!

Это, пожалуй, наиболее трудный и вызывающий раздражение момент в работе с пленочной камерой. Самое неприятное, что ошибки могут повторяться, даже если фотограф уже накопил некоторый опыт обращения с пленочной техникой.

Научиться правильно устанавливать пленку непросто — поэтому лучше сначала одолжить камеру, чтобы попрактиковаться, а потом, если вы не разочаровались в идее, приобретать собственную.

Винсент взял у друга Olympus OM10 — казалось бы, очень простой фотоаппарат, и не стал спрашивать, как устанавливать пленку. Зря! 

Фотограф испортил два рулона, прежде чем понял, что что-то идет не так. Когда он забрал снимки из фотолаборатории, они были совершенно пустыми — ничего, нигде, т.е.

вообще ничего нигде! Если вас постигла та же участь, не стоит винить камеру или тех, кто проявлял пленку.

В своем глубочайшем разочаровании жизнью альтернативной съемки, подумайте, что высока вероятность того, что это вы сделали что-то неправильно еще на самом первом этапе.

Винсент вернул Олимпус и решил, что фотоаппарат просто был неисправен, поэтому приобрел замечательную и легендарную камеру Leica M6. Все было прекрасно, рулоны пленки сменяли друг друга, фотосессии пролетали как миг. После похода в лабораторию и проявку пленки фотограф получил — невероятной красоты пустоту. Снимки не получились. Но не из-за камеры, по вине самого фотографа. 

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Винсент обратил внимание, что при перемотке пленки он не чувствует ее сопротивления. При возврате ленты обратно в бобину нужно, чтобы ощущалось некоторое напряжение.

Если ваши пальцы этого не почувствовали, значит пленка не передвигалась после того, как была заправлена, а вы снимали в одном ее положении снова и снова.

Этой ошибки легко избежать, если соблюдать нужную последовательность шагов: 

  • после того, как кончик пленки установлен в катушке, убедитесь, что зубья точно попали в отверстия по краям пленки и прочно удерживают ее. Так лента будет правильно перемещаться после каждого сделанного снимка. Если достаточного натяжения нет, можно использовать ручку обратной перемотки, чтобы зафиксировать пленку как следует
  • крышка камеры закрывается, пленка недоступна. Неужели нет никакого способа проверить, что же с ней там происходит? Есть! Вы можете убедиться, что пленка действительно движется, с помощью кнопочного рычажка с левой стороны фотоаппарата (его используют для перемотки пленки в бобину). Если он проворачивается, значит вы поставили все правильно, и полотно перемещается. 

Кстати, не расслабляйтесь! Есть еще одна причина, из-за чего пленка не проматывается в камере. Даже если вы сделали все правильно, она иногда ломается (брак, неправильное хранение и так далее). Это проблема, но она не зависит от вас. 

Неправильная экспозиция 

Если вы, как и Винсент, переходите на пленочную камеру с цифровой, то, скорее всего, привыкли слегка пересвечивать кадр, а затем восстанавливать тени при постобработке.

С цифровыми сенсорами на зеркальных фотоаппаратах можно восстановить много деталей в темных зонах (на светлых участках ситуация иная).

Пленка же требует совершенно другого подхода, измерять и оценивать свет нужно с противоположных позиций. 

В отличие от цифровых камер, на пленке очень хорошо сохраняются детали светлых участков, даже если что-то передержано. С другой стороны, при недоэкспонировании вы не сможете четко воспроизвести на снимке детали в тени, тогда как в RAW-файлах они без труда восстанавливаются.

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

ДО

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

ПОСЛЕ

Вот пример: верхняя фотография иллюстрирует переэкспонированное изображение в первоначальном виде, а нижняя — обработанное в Lightroom (уменьшение экспозиции на два стопа). 

Пленки отличаются по уровню возможности влиять на экспозицию. Наиболее гибкие в этом отношении — черно-белые и цветная С-41. С ними можно недодержать на несколько ступеней и сохранить при этом детали в тени.

Есть еще один тип пленки — слайд, он же Е-6. С ним стоит быть особо аккуратными — он «капризный» и при съемке требует быть более точным.

Со слайдовой пленки лучше не начинать, а на первых этапах знакомства с пленкой стоит остановиться на стандартной. С-41, например. 

Покупка дорогой пленки

Если вы только недавно приоткрыли дверь в мир пленочной фотографии, у вас может захватить дух от изобилия видов пленки. Это нормально — автор статьи тоже чувствовал себя как мальчик в кондитерской.

Читая обзоры, сравнивая данные фотографий на фотостоках, в какой-то момент начинаешь замечать знакомые названия. Чаще всего используют несколько видов пленки: Kodak Portra для цветных фото и Ilford HP5 или Kodak Tri-X для черно-белых. Они очень распространены, но довольно дороги.

Если бюджет для вас не проблема, можете пропустить эту тему, но если себестоимость снимков вас интересует, стоит разобраться. 

Сам Винсент утверждает, что, будучи новичком, усердно изучал вопрос и выбрал в качестве идеальной пленки недешевую Kodak Portra 400. Ему действительно понравились фото, которые другие авторы снимали на нее, и когда его пять рулонов были доставлены, он с нетерпением бросился работать.

Он был готов платить изрядную цену за качество, которое, как он ожидал, будет высоким. Когда же Винсент обработал негативы, то испытал чувство, схожее с ощущениями от холодного душа. Результат не имел ничего общего с ожиданиями, но проблема была не в пленке, а опять же — в недостатке опыта.

Давайте будем честны: у новичков мало знаний, чтобы раскрыть потенциал профессиональных расходников, и с этим нужно смириться.

Чтобы реализовать все возможности дорогой, хорошей пленки, нужно наработать базу, узнать, как влияют на результат различные внешние факторы — тип объектива, качество света, даже проявка.

Если вы снимаете на профессиональную пленку, но обрабатываете негативы на дешевом оборудовании, высокого качества добиться трудно. Сравнить это можно с ездой на гоночном Ferrari, на который поставили самые дешевые шины.

 Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Если вы совсем недавно начали работать с пленкой, нет смысла сразу покупать дорогую. С менее обременительными для кошелька вариантами результат будет не хуже, может быть, даже интереснее за счет художественных «огрехов».

Обратите внимание на цветную пленку Afga 200, или черно-белую Fomapan 200. Производители проделали большую работу, чтобы избавить вас от разочарования и излишних затрат.

Ниже пример фото, которое можно сделать на Fomapan 200 — рулон пленки на европейском рынке стоит не больше 4 долларов США.

 Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

После того, как вы наберетесь опыта, изучите возможности своей камеры, приноровитесь к ней, можно будет перейти на более дорогую пленку.

Проявлять ее стоит в профессиональных фотолабораториях, где установлено хорошее оборудование и работают опытные мастера.

Ваши затраты в этом случае компенсируются результатом — оригинальными, впечатляющими снимками на полную мощность и камеры, и пленки, и фантазии.

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками) 

Как начать фотографировать на пленку? | Кручин

Надоело смотреть на фото других людей в пленочных пабликах? Хочется также? В данной статье постараюсь развеять ваши мифы касательно пленочной фотографии, которые могут препятствовать вашему желанию начать фотографировать и расскажу как начать осваивать новое увлечение.

Предисловие

В последнее время все больше людей приобщаются к пленочной фотографии. Возможно, это новая волна моды на ретро, винтаж и тому подобное, но факт остается фактом. Несмотря на это, даже сейчас многие люди смотрят на данное хобби не без предрассудков. Самые популярные из них:

  1. Фотоаппараты тяжело найти/достаются только от дедушек и бабушек/только старые мыльницы.
  2. Пленка безумно дорогая, ее тяжело найти, а проявить так вообще непосильная задача.
  3. В фотоаппарате непонятные настройки, все вручную, я не разберусь.

И как результат — человек либо продолжает жить в этих стереотипах и ничего не делать, либо пытается и начинает осваивать новое увлечение. Конечно, с таким явлением как лень ничего поделать нельзя, ибо если есть желание, то уж точно захочешь попробовать. Но пройдемся по стереотипам по порядку:

1. Фотоаппараты «тяжело» найти

Одно из заблуждений, которое легче всего преодолеть. Для этого можно зайти на тот же Авито или поискать профильные сайты, где можно увидеть огромное число фотоаппаратов.

2. «Проблемы» с пленкой

Конечно, в наше время найти пленку несколько сложнее, чем это было во времена пика популярности пленочной фотографии, но утрировать не стоит. Есть достаточное число мест, где можно и купить, и проявить, и отсканировать свои кадры. Например, фотопроект или фотолаб, а также местные конторки, так сказать.

3. В фотоаппарате «непонятные» настройки

В любом деле, особенно новом для нас, всегда что-то придется осваивать.

Настройки пленочных фотоаппаратов не самая сложная вещь на свете — напротив, зачастую разобраться в нем проще, чем в современных цифровых, которые изобилуют миллионами режимов, кнопочек, колесиков и тому подобное.

К тому же ощущение от ручной съемки намного сильнее и приятнее, чем от цифровой, где можно щелкать 10 кадров в секунду и не думать о том, куда направляешь фотоаппарат.

В общем, как можно заметить, все стереотипы и мифы насчет пленочной фотографии достаточно сильно преувеличены и служат отговорками для тех, кто просто ленится. Не будем обращать на них внимания и познакомимся с тем с чего лучше начать.

Читайте также:  Спортивное ориентирование кратко. Спортивное ориентирование — что это за вид спорта: виды, правила, экипировка, история

Какой фотоаппарат выбрать?

Первый вопрос с которым вы столкнетесь — это какой фотоаппарат выбрать. Если вам повезло и у вас остался от родственников старенький «Зенит», «Смена» и прочие советские модели, то смело можете не думать об этом и начать изучать то, что есть.

Если вы не из тех счастливчиков, то необходимо бороздить просторы интернета или спрашивать у знакомых. По себе могу сказать, что если вам хочется действительно прочувствовать и изучить пленочную фотографию, то начинать лучше с какой-нибудь простой, не изобилующей настройками камеры.

Тот же «Зенит» (например, 122, 122-к и более ранние модели) будет отличным вариантом для новичка. Из начальных моделей также могу посоветовать Canon AE-1, который до сих пор довольно популярен.

Конечно, советские камеры имеют свой шарм, но по надежности и возможностям, к сожалению, зачастую не сравнятся с Nikon, Canon, Olympus, Pentax и т.д., но начать можно и с них.

Немаловажный момент при выборе фотоаппарата — наличие или отсутствие экспонометра. Этот инструмент отвечает за правильные настройки кадра и помогает при съемке.

Например, на «Зенит-122к» при полунажатии на спуск затвора начинает загораться лампочка с индикатором, который имеет три ступени — «слишком много света», «все отлично» и «мало света» (это если простым языком).

Про экспонометр будет упомянуто ниже в данной статье.

  • Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)
  • Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Также, советую ознакомиться с обзорами фотоаппаратов на которые я снимаю. В обзорах, помимо стандартных моментов, я стараюсь освещать основные особенности фотоаппаратов и рассказываю о том, как на них снимать, как заправлять/сматывать пленку на конкретных моделях:

  • Обзор фотоаппарата ФЭД-5В
  • Обзор фотоаппарата Nikon FM2

Что касается объектива, то зачастую можно найти фотоаппарат сразу с ним, но обычно продают тушки, а объектив докупается отдельно. Для Зенита сойдет и обычный «Зенитар», который шел в комплекте с ним.

Фотоаппарат выбрал, а где можно купить?

Самый популярный вариант — купить на Авито/ Юла.

Объявлений с продажей старой фототехники пруд-пруди, но тут есть и небольшая загвоздка — зачастую их публикуют люди, которые просто нашли фотоаппарат у себя на полке и не в курсе подробностей о его работоспособности, поэтому следует быть осторожным и перед покупкой ознакомиться с моделью в интернете, изучив отзывы о ней, типичные проблемы и т.п. . Лично я два раза покупал фотоаппараты через Авито и не возникало никаких проблем.

Еще один вариант приобретения — профильные площадки, форумы, где есть темы а-ля «барахолка» с объявлениями от пользователей. Например, pohotsale.ru , fotoussr.ru . Да, возможно тут выйдет немного дороже, но и риск меньше, к тому же обилие моделей фотоаппаратов поражает.

Неоднократно слышал от людей, что покупают технику и на западных ресурсах (eBay, Amazon, Ali). Честно скажу, что никогда не пользовался этими сервисами для чего-либо и не могу сказать ничего хорошего или плохого про данный способ покупки фототехники.

Про пленку

Как вы могли понять, с пленкой сейчас серьезных проблем нет, но у новичка могут возникнуть проблемы с тем какую выбрать. Цена катушки в профильных магазинах варьируется от 200 до 900 рублей. Наиболее распространенные — Kodak Color+ 200, Ilford PAN 400 (ч/б) и т.д. Цифры в названии — это чувствительность пленки (ISO). Начинать лучше с цифры «400», ибо проэкспонировать кадр будет проще.

Небольшой лайфхак — начинайте снимать на ч/б — в большинстве своем кадры будут выглядеть отлично, а париться о насыщенности цветов не придется.

Не советую начинать с дорогих пленок (по типу Kodak Ektar, Portra), ибо скорее всего первые кадры будут не самыми лучшими и тратить деньги на это лучше с осторожностью.

Купить можно в магазинах фотопроект, fotolab и во многих других. Часто пленку продают на тематических секондах или развалах.

Там, кстати, можно ухватить пару катушек просроченной пленки, что довольно-таки ценится, ибо фотографии на данную пленку получаются с необычным эффектом.

  • Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)
  • Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)
  • Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

Все купил, но как вставить пленку внутрь?!

Это не сложнее, чем вставить флешку в цифровой фотоаппарат.

Алгоритм действий для большинства пленочных фотографий практически совпадает, он также описан и в моем блоге в статье «Работаем с пленкой: заправка и сматывание» , где в качестве примера используется фотоаппарат «Зенит-122К» .

При этом, на YouTube полно роликов с подробным описанием, как это делается и вполне вероятно, что там вы найдете инструкцию именно для своего фотоаппарата.

Заправил и готов снимать!

Как снимать на пленку: по шагам (c картинками)

А теперь начинается самое интересное — начало съемки. Как я уже говорил, пленочные фотоаппараты зачастую не изобилуют настройками, но их необходимо знать и уметь расставлять. Конечно, это тема для отдельной статьи, но базовый алгоритм выглядит так:

  1. Загрузив пленку, выставляем на фотоаппарате чувствительность пленки (ISO);
  2. Если в вашем фотоаппарате есть встроенный экспонометр — это значительно упрощает задачу с настройкой выдержки и диафрагмы. Если нет, то тут либо на глаз (что сначала будет почти невозможно понять, ибо нужен опыт), либо можно использовать внешний экспонометр или приложение на телефоне (например, LightMeter), который подскажет какие лучшие настройки поставить.
  3. Безусловно, важно навести на резкость. Делается это вручную (за исключением мыльниц и одних из последних пленочных камер). На объективе часто есть отметки о расстоянии, но в самом видоискателе обычно есть кружочек, поделенный пополам и изображения в этих частях необходимо «свести». В случае с дальномерными камерами, необходимо «соединить» изображения видоискателя и объектива.
  4. Взводим затвор и делаем первый кадр. Потрясающе. Советую держать камеру достаточно крепко, чтобы она не дергалась, ибо велик риск смазать кадр. На затвор лучше нажимать тоже без особого фанатизма (особенно, если он механический), ибо это подергивание камеры отразится на снимке, особенно с длинной выдержкой.

Советую прочитать статью «Основы экспозиции: диафрагма, выдержка, ISO» , где подробно рассказывается про одни из главных параметров фотографии.

Конечно, уместить в одну статью весь процесс освоения пленочной фотографии невозможно. Основная цель статьи — дать понять, что пленочная фотография это не так сложно, как кажется (но и не просто). Безусловно, придется освоить виды пленочных камер (есть дальномерные, широкоформатные, зеркальные и т.д.), придется ознакомиться с видами пленок более подробно, изучить их особенности.

Не обойдется и без изучения настроек — что такое выдержка, диафрагма, какой приоритет при съемке выбрать и так далее. Не стоит этого бояться — это безумно интересно. Особенно, когда начинаешь фотографировать и видеть результат.

В моем блоге уже есть статьи в которых более подробно рассматриваются отдельные составляющие (некоторые из них уже были указаны сверху, но продублирую их сюда для удобства):

Надеюсь, что мне удалось хоть немного заинтересовать вас данным хобби. В блоге регулярно выходят статьи для новичков и более опытных фотографов, где описываются основные понятия, режимы съемки и полезные лайфхаки. Будет интересно. Оставайтесь на связи и подписывайтесь на e-mail рассылку моего блога, чтобы не пропустить новые статьи — форма для подписки в нижней части сайта.

Инструкция: как начать снимать на плёнку — Разборы на TJ

Почему важно протестировать плёнку сразу, какие технологии применяют при съёмках, и как плёночная фотография стала популярным направлением.

{«id»:416437}

Фото творческой лаборатории «Среда»

Несколько лет назад на ярмарках и блошиных ранках можно было найти старые плёночные камеры, которые продавали за копейки, но сейчас их цена на различных аукционах подходит к тысяче долларов и стабильно растёт на 10% в год.

Плёночная фотография становится всё более популярным направлением: на улицах встречаются люди со старыми камерами, а в городах открываются новые фотолаборатории и специализированные магазины. Не игнорируют плёнку и профессионалы.

Если цифровая камера не рассчитана на работу десятилетиями, так как производители под влиянием моды и маркетинга выпускают новые и усовершенствованные модели, то с плёночной техникой всё иначе. Такие камеры создавали с расчётом, что они будут служить долго. Средняя плёночная камера переживает даже своего владельца.

Сходу снять хороший кадр на плёнку непросто — для создания качественных фотографий необходим комплекс условий, в который входит хорошая техника, правильно настроенная и чистая оптика и хорошая плёнка.

TJ подготовил инструкцию для тех, кто хочет начать снимать на плёночные фотоаппараты, а также поговорил с несколькими фотографами, которые используют плёнку в работе.

Если камеру удалось найти на чердаке или у родителей в шкафу, то, вероятно, это будут «Зенит», «ФЭД», «Зоркий» или другие фотоаппараты советского производства — идеальный вариант для начинающих.

Можно купить любой одноразовый фотоаппарат с заряженной в него плёнкой (600-800 руб) — они просты и доступны в применении, но имеют тёмную оптику, поэтому пробовать такие камеры лучше или на ярком солнце, или со вспышкой.

Но если рассматривать более качественный вариант, то важно потратить время на поиск такой камеры. Купить камеру можно на Ebay, Avito или с специализированном магазине-лаборатории.

Вот несколько вариантов: Olympus XA2 (компактная метражная камера), Olympus Mju II (одна из лучших мыльниц в мире) и Olympus OM-1 (компактная и качественная механическая зеркалка).

Также подойдёт любая плёночная зеркалка Canon или Nikon.

Среди более серьёзных вариантов есть зеркалки — средний формат. Работая с этой камерой, предпочтительно владеть основами экспозиции, включая выдержку и диафрагму. Но главное — определиться с творческими задачами. «Я использую мыльницу как свою основную камеру, на неё я делаю все фотопроекты. С ней мне комфортнее работать», — рассказал ТJ фотограф Михаил Федосеев.

Фото Михаила Федосеева 

Также не стоит забывать про удобства, размер камеры, её фокусировку. Если тяжело разобраться с фокусировкой, то стоит начать с камер с автофокусом и автоматическим режимом, где камера сделает всё сама.

Очень важный этап — тест плёночной камеры. Обязательно проверьте работоспособность камеры прежде, чем начнёте снимать на неё творческие сюжеты. Тестировать камеру лучше с самой дешёвой плёнкой, например, Fujicolor C200 (135/36) (стоимость от 490 до 640 рублей).

Читайте также:  Как изготовить короткий топ: по шагам

Зарядить плёнку в фотоаппарат можно по инструкции или найти её на ютубе — внятное, наглядное и короткое видео, которое покажет весь процесс.

Это один из примеров, как вставить и извлечь плёнку. Помните, что всё зависит от модели камеры

Отснять тестовую плёнку лучше как можно быстрее. Например, там, где купили камеру. А после следует отдать плёнку в фотолабораторию — для проверки не обязательно заказывать её сканирование. Есть и бюджетный вариант, например, в Петербурге можно потратить около 240 рублей за всю плёнку с проявкой.

В положительном результате тестовой съёмки можно убедиться, рассмотрев скан, разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев её внимательно через лупу. Полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов — надо просто включить телефон и в режиме макро и рассмотреть через него негативы.

Сейчас производится и продаётся огромное количество фотоплёнок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных вариантов. Есть четыре вида плёнки: цветная, чёрно-белая, киноплёнка — её покупают в бобинах по 120 или 300 метров и наматывают в катушки по 36 кадров — и позитивная плёнка.

Для любителя разница в том, что киноплёнку проявят далеко не везде — а позитивную тем более. Правильно проявить эту плёнку значительно сложнее, даже в лабораторных условиях.

Например, обычную цветную плёнку проявляет машина (процессор), а чёрно-белую — по стандартным процессам на ротационной машинке. Сложность проявки киноплёнки заключается ещё и в том, что она имеет сажевый слой, который предотвращает нежелательную засветку, а его нужно смыть. Поэтому в обычной лаборатории такую плёнку не проявят.

Для начала стоит попробовать несколько бюджетных плёнок:

Следующий шаг — проявка. Этот этап очень важен, потому что ошибки экспонирования приводят к преждевременному разочарованию. Если плёнке не хватит света, то потеряются детали в тенях, цвет и плавность полутонов.

Основная проблема в том, что начинающие фотографы зачастую пользуются встроенными в камеру экспонометрами (измерение экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров – прим. TJ), которые подсвечивают картинку.

Экспонометры со временем портятся и портят фотографии.

Ещё одна причина неверного экспозамера — использование неправильных батареек, которые влияют на него в процессе постепенного угасания энергии. Чтобы избежать недоэкспозиции, можно использовать программный экспонометр на айфоне или другом смартфоне.

При достаточном энтузиазме и опыте плёнку можно проявить дома. Понадобится минимум оборудования и химия для проявки фотографии.

Можно отнести в лабораторию, где её проявят по процессу С-41 (автоматическая проявка), но важно понимать, что не все плёнки проявляются по данному процессу, надо обратить внимание на то что написано на упаковке.

Фото Максима Изотова 

Важно помнить, что плёнка хранится при низкой температуре, небольшой влажности, а также при отсутствии активных химических веществ и источников радиации поблизости. В аэропорту не стоит сдавать плёнку в багаж, так как для его просвечивания используются намного более мощные сканеры, чем для ручной клади.

Собираясь в поездку, можно положить запас плёнки в прозрачный пакет и предъявить его для ручного досмотра. Сканеры в метро и на вокзалах особо опасны, поэтому лучше держать её в карманах одежды.

Если не использовать плёнку сразу, то нужно положить её в общее отделение холодильника. При этом надо убедиться, что фабричная упаковка герметична. Можно подстраховаться и упаковать плёнку в пакеты с двойной зип-застёжкой.

Для более длительного хранения подойдёт морозильная камера, которая на много лет задержит старение. Но не стоит перекладывать плёнку из холодильника сразу в морозильную камеру. Во-первых, заморожённая плёнка хрупка. Во-вторых, как только она попадает в тепло, на ней мгновенно образуется конденсат, который может навредить эмульсии и камере.

Использованную плёнку рекомендуют проявлять сразу после съёмки, либо в течение одной-две недели и с соблюдением правил хранения. А просрочённая плёнка при правильном хранении не теряет качеств в течение двух-трёх лет.

Фото Гоши Бергала

Плёнка, единожды испорченная неправильным хранением, вероятно, будет стареть оперативнее даже в идеальных условиях. Цветные негативы, особенно киноплёнки, быстро теряют свои качества. Чёрно-белые материалы хранятся лучше, и последствия меньше заметны на чёрно-белом изображении. Правда, порой плёнки совсем непредсказуемы.

Из всех фотографических продуктов именно чёрно-белые негативные плёнки страдают от нарушений режима хранения, а цветные негативы теряют яркость даже при хранении в темноте. Хранить негативы нужно чистыми: без отпечатков пальцев, грязи и пыли на плёнке, при относительной влажности и в специальных пергаментных файлах.

Фотографы, которые используют плёнку по работе, рассказали TJ, как сделать хороший кадр, каких ошибок стоит избегать и за кем из фотографов сейчас нужно следить.

Плёночные фотографии как виниловые пластинки — людям нравится картинка, артефакты на плёнке и старые фотоаппараты. Я люблю проявлять плёнку самостоятельно: для этого потребуется проявочный бачок, термометр, таймер и специальная химия (рецептов тоже очень много). Я как автор, предпочитаю сам проявлять чёрно-белые плёнки.

Я сам учился снимать, проявлять и печатать. Я потратил много денег на ошибки, поэтому рекомендую записаться на курсы или мастер-класс по плёночной фотографии (Гоша их проводит в фотошколе магазина «Перспектива» – прим. TJ), чтобы понять технические моменты и основы фотографии.

Композиции научить практически невозможно, но рекомендую прочитать книги Алексея Лапина, советского кинооператора Лидии Дыко и фотографа Светланы Пожарской. Есть замечательная книга Агафонова и Пожарской «Фотобукварь» — там описан весь фотографический процесс простыми словами для детей.

У плёнки есть свои преимущества перед цифрой: динамический диапазон, техника лучше, надежнее, оптика из настоящего стекла, плёнка дисциплинирует, и непередаваемые ощущения от аналоговых процессов. Оптическая ручная печать — это магия.

Сегодня появились новые авторы, которые работают с плёнкой — это дополнительный изобразительный приём в фотографии, а иногда даже выразительный.

Мне кажется, что цифру изобрели для кино, а плёнка пускай остаётся в фотографии. Из русских назову Сашу Мадемуазель, Эмми Америка, Женя Шишкин, Катя Туркина и Игорь Мухин.

Я фанат отечественной фотографии, мне нравятся русские фотографы 19 и 20 веков.

Мне кажется, что популярность плёнки связана с желанием людей поностальгировать, и это любовь к ретро. Плёночная фотография за секунду передаст настроение и эстетику прошлого, и это такое универсальное средство. Я советую для начала использовать экспонометр, ну и главное — чтобы плёнка не засветилась и была без явных следов брака. На плёнку хорошо снимать в яркий солнечный день.

Если говорить о специфике плёнки, то есть серия 10-минутных фильмов «Контрольные отпечатки», и в нём представлены контакт-сканы величайших фотографов Роберта Капы, Йозефа Куделки, Мартина Парра и других. Также там представлены истории и рассказы фотографов, и это невероятные видеоролики для любителей кадры.

Лучше отснять первую плёнку в первый же день и сдать её на скан, потому что у меня была ситуация, когда я спустя месяц сдал плёнку, а там всё было засвечено. Не стоит сразу же покупать самую крутую и дорогую камеру. Если же есть опыт с мыльницами, то стоит рассмотреть вариант с автовспышкой и зумом.

По сравнению с цифрой плёнка даёт невероятный цвет, все плёнки отличаются цветопередачей, поэтому это такой интересный момент для фотографа — некий поиск и приключение.

Например, если съёмки в лесу, то мне подойдёт Kodak Porta 100, потому что не ней очень красивый зелёный цвет.

Сам процесс съёмки на плёнку прекрасен — ограниченное количество кадров и невозможность предварительно посмотреть их.

Когда не видно фотографии, то существует работа объёма, и мы не отталкиваемся от плоского изображения, которое видно на цифровой камере. Плёнка — праздник, особенно когда ждёшь сканов из лаборатории. Когда я снимаю на плёнку, то из 36 кадров 20 у меня идут в работу, но когда снимаю на цифру — из 500 идут в работу только пять кадров.

Популяризация плёнки произошла из-за того, что в какой-то момент все стали снимать. У каждого появился фотоаппарат (смартфон) в кармане, а фотография стала досугом для многих, поэтому плёночная фотография на данном этапе – это попытка выделиться среди массы.

Опыт — это наше всё. Надо снимать много и часто, тренировать своё чувство прекрасного. На личном опыте могу сказать, что очень помогает насмотренность на различные произведения искусства, картины и скульптуры. Также на меня сильное влияние оказало кино.

Если хочется строить композицию в кадре, то могу посоветовать свой цифровой фотожурнал «Линии».

Там я подробно разбираю принципы построения композиции, опираясь на стоп-кадры из кино, переношу эти приёмы на собственные фотографии с наглядными схемами и подробным описанием процесса.

Прежде всего, надо снимать на телефон и понять, как заключать мир вокруг себя в рамки фотографии. Замечать сюжеты вокруг и акцентировать внимание на деталях, которые становятся основами для композиции.

Как только глаз и мозг начнут работать, то сюжеты будут преследовать вас повсеместно. Смело покупайте камеру и снимайте всё, что есть вокруг, с опытом придёт и качество. Я не слежу за фотографами, но иногда мне нравятся отдельные фото.

Например, фотография Йозефа Куделки с огромным чёрным псом. Её я люблю.

Читайте также:  Как мыть свой велосипед: по шагам (c картинками)

Hauts-de-Seine. Parc de Sceaux. 1987 Josef Koudelka

Если сравнивать плёнку с цифрой, то на неё фотографировать дороже, но цифровая камера — это интерпретация полученного изображения при помощи чипов и микросхем.

Плёночная фотография — это прямой отпечаток света на фотоэмульсии без посредников. Плёнка дает более высокое качество не только благодаря размеру, но гибкости и цветопередаче.

Не зря фотографы многих мировых журналов всё ещё снимают на плёнку.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#фото #плёнка #разборы #лонгриды #лигаавторов #инструкция

Как фотографировать на фотоплёнку так, чтобы все негативы были удачные

Не встречал эту информацию в одном месте. Собирал из разрозненных источников и пробовал лично. Работает!

Внимание!

Я — Сергей Веснин, плёночный фотограф. Вот мой интернет-магазин фотоплёнки Filmoza.

Авито: https://www.avito.ru/volgograd/fototehnika/fotoplenka_tsvetnaya_i_chb_kodak_fuji_ilford_foma_2107419222

Проблемы фотосъёмки на плёнку:

  1. Неправильная экспозиция (правильное время, на которое открыт затвор). Фотоплёнке требуется точное время для формирования изображения на эмульсии. Её можно немного переэкпонировать или недоэкспонировать и это не сильно скажется на качестве. Но лучшее качество снимка получается при правильной экспозиции.

    А лучший скан, если плёнку слегка пересвечивать. Фотолаборатории советуют поставить коррецию экспозиции +1 ступень.

  2. Неверное наведение на резкость. На плёночных камерах частенько тёмные видоискатели, очень часто мануальные объективы (ручная неавтоматическая фокусировка).
  3. На плёночных камерах почти всегда светосильные (и сверхсветосильные) объективы.

    И да, это проблема! Ниже расскажу почему.

Как решать эти проблемы:

Экспозиция

Проблема экспозиции на плёночных камерах возникают по двум причинам:

  1. Состарившийся встроенный экспонометр.
  2. Фотоаппарат неверно отрабатывает выдержки.

Я вам не помощник, если ваш фотоаппарат неисправен. Неверные выдержки, неисправный затвор, высохшее уплотнение и прочие технические напасти в этой статье не решаем.

Я расскажу что делать, если у вас старый плёночный фотоаппарат с экспонометром и вы выставляете пару диафрагма/выдержка по показаниям этого экспонометра.

Перестаньте пользоваться встроенным экспонометром. У старых фотоаппаратов он уже сам не знает что показывает. Как правило, встроенные экспонометры позитивно и жизнерадостно врут. Т.е., они показывают, что света больше, чем на самом деле. Если следовать их показаниям, то вы недоэкспонируете плёнку. Ваш негатив будет светленьким и вытянуть его трудно.

Приходится тянуть из теней, лезет ужасный шум и деградирует цвет. Вам такие фотографии не понравятся! Плёнку, в отличие от цифровой фотографии, лучше слегка переэкспонировать, чем недоэкспонировать. Из плотного, сочного негатива получаются отличные фотографии. Почти все плёнки терпимы у пересвету (в пределах 2-3 стопов) и ужасно не любят недосвет.

Но, разумеется, наилучший результат получается при правильном экспонировании.

Чтобы правильно замерить освещённость сцены, скачайте приложение экспонометра на смартфон. Интерфейс таких приложений интуитивно понятен. Я пользуюсь приложением для Андроид под названием Lightmeter. Не помню почему им. Привык. Есть и другие.

рис. 1

Там есть три показания, которые вас интересуют. Первое — чувствительность плёнки. Поставьте в поле ISO значение, соответствующее количеству единиц вашей заряженной плёнки. Например, Kodak Portra 400 имеет чувствительность 400 единиц.

Второе поле — диафрагма. Туда вы вводите то значение диафрагмы, которое сейчас выставлено на вашем объективе.

Теперь наведите смартфон на объект и нажмите кнопку в приложении. В поле выдержек появится значение, которое в данных условиях с этой плёнкой и установкой диафрагмы вы должны поставить.

Если вы сделаете так, как вам рекомендует приложение-экспонометр, вы экспонируете свой кадр максимально корректно. И если вы больше нигде не ошиблись и не ошибётесь при проявке, то ваш кадр будет идеальным в данных условиях.

Резкость

Резкая фотография — это когда объект съёмки в фокусе. Я иногда вижу плёночные фотографии не в фокусе. Это выдают за творческий приём. Хотя видно, что фотограф попросту лажанул.

Фокусировка на старых плёночных фотоаппаратах затруднительна по объективным причинам. Прежде всего, потому что там почти не встречаются автофокусные объективы.

Приходится наводить резкость глядя в оптический видоискатель. И тут подстерегает вторая проблема — как правило, видоискатели дальномерных (да и зеркальных) плёночных камер маленькие, тёмные и в них ни черта не видно. Исключением тут выступают несколько марок, одна из Leica. Которые на то и исключение, чтобы подтверждать правила.

И вот вы щуритесь глядя в это малюсенькое окошечко. А там нужно клинья Додена или микропризмы соединять (фокусировочные экраны на зеркалках). Или из двух кружочков сделать один. А у вас в этот момент объектив с диафрагмой F1.8…

Третья проблема фокусировки — это светосильные объективы для плёночных фотографий. Плёнка любит свет. И в те времена, когда ваш фотоапарат был выпущен, ещё не было плёнок с чувствительностью 400 и более единиц. А были плёнки на 60, 30, 20(!) и даже 10(!!) единиц. Таким плёнкам нужно очень много света. Светосильные объективы тут выручали.

Но сейчас плёнки современные, высокочувствительные. И я дам вам совет, который сбережёт вам многие метры ценного целуллоида. Итак!

Всегда зажимайте диафрагму насколько это позволяют условия съёмки.

Если вы снимаете на плёнку, то лучше забыть про цифровой «художественный» приём «размой фон в кашу». Пора повзрослеть: эти размытые фоны уже попса. Если каждый Айфон научился эмулировать его, нам — фотохудожникам, следует байкотировать безвкусные размытые фоны.

Но если серьёзно, то зажатая диафрагма решает проблему фокусировки почти стопроцентно. Как? Объясню. Представьте, что у вас 50 мм объектив на максимально открытой диафрагме F1.8 и вы фокусируетесь на лицо человека. На расстоянии в 1 м от объекта зона резкости будет примерно 1,5 см.

Если глаз в фокусе, то кончик носа уже размыт. Такая фокусировка — спорная с художественной точки зрения. А на плёнке и вовсе бесмысленна, потому что зерно, дефекты и общая «размытость» плёнки ещё больше усугубляет этот дефект фокусировки. Но это даже в идеально сфокусированной фотографии.

А как тут сфокусируешься, когда в видоискатель видно шиш да маленько?

На открытой диафрагме ваши плёночные фотографии с большой долей вероятности будут не в фокусе. Это брак.

К тому же, что за мода делать портреты, когда лицо вырезано, а вокруг каша, что и не поймешь где снимают? Такой вариант точно не подходит для путешествий. Вы ведь не хотите сохранить на память своё лицо на однородном цветном фоне вместо достопримечательностей за спиной?

В общем, зажимайте диафрагму и даже если вы неаккуратно навели на резкость, фотография будет резкой. Потому что зона резкости на закрытой диафрагме намного больше, чем на открытой.

Если вам интересна эта тема, погуглите про гиперфокальное расстояние. Это вообще интересная штука.

Если освоить гиперфокальное расстояние, про фокусировку на мануальных объективах вообще можно позабыть!

Какая величина диафрагмы оптимальна для плёночной фотографии? Я считаю самым комфортным диапазон F5,6-F11. С диафрагмы F8.0 большинство объективов выдаёт максимальную резкость по всему полю кадра.

Если вы будете следовать этому совету, ваши фотографии на 90% (10% я зарезервировал под ваши совсем уж дикие ошибки по фокусу) будут резкими и объект съемки будет в фокусе.

Запомните алгоритм работы с зажатой диафрагмой. Возвращаемся в приложение экспонометра на смартфоне:

  1. Выставили чувствительность плёнки и забыли про это поле.
  2. Поставили значение диафрагмы 5.6.
  3. Замерили выдержку.
  4. Если выдержка для вас и вашего объектива приемлема (надеюсь, вы знаете максимальную выдержку для своего фотоаппарата, на которой ещё нет смаза от дрожания рук!), то эти значения выставляйте на фотоаппарате и вперёд.
  5. Если выдержка намного короче, чем можно себе позволить, то поставьте в поле значения диафрагмы (приложение смартфона) уже F8.0 и снова замерьте выдержку.

Я обычно делаю 2-3 замера и прихожу к оптимальной паре диафрагма/выдержка. На полтиннике я стараюсь не снимать на выдержках длиннее 1/60 сек. Но и короче 1/250 мне на потретах тоже ни к чему. При хорошем свете моя рабочая дифрагма F4.0-F11.

Заметьте! Даже если максимальная светосила моего объектива F1.4, я всё равно закручиваю её. Потому что хочу резкие качественные снимки. Если ситуация требует от меня открытой диафрагмы (всё, что шире F2.8-F4.0), я отказываюсь от такого снимка.

Вы спросите: зачем же тогда производитель вообще делает светосильные объективы? Если их всё равно нужно зажимать? Ответ прост: светосила — это возможность сделать снимок, когда света недостаточно для зажатой диафрагмы.

Если на улице темнеет, а вам кровь из носу нужен кадр, пускай и с риском расфокуса, то есть палочка-выручалочка. Открываете диафрагму и пытаетесь сфокусироваться. Не получилось? Ну что же, видно не судьба.

Но возможность у вас была…

Донат автору в благодарность: https://www.donationalerts.com/r/vesnin_sergey

Резюме

Чтобы у вас получались фотографии на плёнку с вероятностью в 100%, придерживайтесь простых правил:

  1. Пользуйтесь только внешними электронными экспонометрами (приложением для смартфона).
  2. Зажимайте диафрагму насколько это возможно в данных условиях освещённости.

По второму пункту отдельный совет: перестаньте воспринимать открытую диафрагму как художественный приём и переключитесь на освоение художественной съёмки с закрытой диафрагмой. Вам откроется новый дивный мир взрослой зрелой фотографии в дополнение к тому, что ваши фотографии станут резкими и профессиональными.

Донат автору в благодарность: https://www.donationalerts.com/r/vesnin_sergey

Если вам не безразлична плёночная фотография, почитайте инструкции как фотографировать на популярные плёнки, чтобы получать максимум.

Если вы в Волгограде или Волжском, вы можете проявить и оцифровать у нас свои плёнки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector