Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

   Представь­те, что вам необходимо
пройти по азимуту 50° 300 шагов, а потом по азимуту 130° — 400 шагов и там
встретиться с товарищами.

 

   Порядок действий должен быть таким: встаньте на том
месте, откуда начинается движение. Сориен­тируйте компас по сторонам горизонта.

Найдите на циферблате компаса 50°, что означает азимут, по которому вам
необходи­мо пройти первое расстояние. 

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  Положите на стекло компаса тоненькую
палочку так, чтобы она соединила центр стрелки с этим числом. 

   Палочка укажет
направление движе­ния (см. рис.).

  •    Если направление палочки совпадает
    с каким-нибудь видимым предметом на мест­ности, например с высоким деревом, то
    можно теперь без компаса двигаться по направлению к этому дереву, считая шаги. 
  •    Если же такого предмета нет или вы идёте лесом, то необходи­мо держать компас
    перед собою так, чтобы его нулевое деление совпадало с тёмным концом стрелки, и
    двигаться в заданном направлении. 
  • Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.
  •   Пройдя первое расстояние (300 шагов), опреде­ляют
    новый азимут (130°) и продолжают движение.
  •    Зная азимут своего пути, можно двигаться ночью, в
    туман­ную погоду, в метель или в густом лесу.
  • ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ НА
    МЕСТНОСТИ. 
  •    Чтобы по азимуту найти объект, необходимо правильно измерять рас­стояние
    на местности. 

   Незначительные расстояния между близко расположенными объектами
измеряют рулеткой или метром. Так можно измерить длину и ширину
вашего класс­ного помещения.

   Расстояние между двумя
отдалёнными объектами удоб­нее измерять шагами. Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

   Для этого необходимо
определить сред­нюю длину одного шага, т. е. нужно на местности с помощью
рулетки измерить расстояние, например 50 м. 

   Потом обыч­ным шагом пройти это
расстояние, подсчитывая шаги. 

   До­пустим, что 50 м вы прошли, сделав 80
шагов. Следовательно, средняя длина вашего шага около 62 см (50 м переводим в сан­тиметры;
5 000 см: 80 = 62 см).

  1.    Приблизительно расстояние можно
    определить по времени, затраченному на ходьбу. 
  2.    Так, если 1 км вы прохо­дите за 15 мин,
    то за 1 час пройдете около 4 км.
  3.  ЗАПОМНИТЕ:
  4.    На местности можно
    ориентироваться разными способами: по местным признакам, по Солнцу, по звёздам.
  5.    Азимут — угол между
    направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет на местности. 
  6.    Расстояние на местности можно
    измерить рулеткой, шагами или по вре­мени, затраченным на ходьбу.

Движение по азимутам, подготовка данных, порядок движения по азимутам, обход препятствий, особенности движения по азимутам на машине

Движение по азимутам, это способ выдерживания намеченного пути, (маршрута) от одного пункта (ориентира) до другого по известным азимутам и расстояниям. В целом движение по азимутам применяется ночью. А также в лесу, пустыне, тундре и в других условиях, затрудняющих ориентирование по карте. 

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах. Измеряютдирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута.

Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния — в пары шагов, если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке. Или в показания спидометра при совершении марша на машинах.

Данные для движения по азимутам оформляют на карте. Если карты в пути не будет, то составляют схему маршрута или таблицу.

Схема маршрута для движения по азимутам

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Таблица маршрута для движения по азимутам

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Порядок движения по азимутам

У исходного (первого) ориентира с помощьюкомпаса определяют по азимуту направление движения ко второму ориентиру. В этом направлении замечают какой-либо удаленный ориентир (вспомогательный).

И начинают движение по азимутам. Дойдя до намеченного ориентира, вновь по компасу намечают направление движения до следующего промежуточного ориентира.

И так продолжают движение до выхода ко второму ориентиру.

В таком же порядке, но уже по другому азимуту, продолжают движение по азимутам от второго ориентира к третьему и т. д. В пути, учитывая проходимые расстояния, отыскивают ориентиры на поворотахмаршрута и тем самым контролируют правильность движения. Для облегчения выдерживания направления следует использовать небесные светила и различные признаки:

Прямолинейность идущей колонны или собственного следа при движении на лыжах. Направление ряби на песке. Заструг на снегу.

Направление ветра и т. п.

По небеснымсветилам можно уверенно выдерживать направление движения. Уточняя его по компасу примерно через каждые 15 минут. Точность выхода к ориентиру зависит от точности определения направления движения и измерения расстояния.

Отклонение от маршрута из-за погрешности определения направления по компасу обычно не превышает 5% пройденного пути.

Если направление движения уточняется по компасу достаточно часто, то отклонение от маршрута будет порядка 3% пройденного расстояния.

Обход препятствий при движении по азимуту

Если на маршруте имеются препятствия, то на карте намечают пути обхода и подготавливают для этого необходимые данные — азимуты и расстояния. Препятствия, не учтенные при подготовке данных для движения, обходят одним из следующих способов.

Первый способ

Применяется, когда препятствие просматривается до конца. По направлению движения отмечают на противоположной стороне препятствия какой-либо ориентир. Затем обходятпрепятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают движение по азимутам в прежнем направлении. Ширину препятствия оценивают на глаз и добавляют ее к расстоянию, пройденному до препятствия.

Второй способ

Препятствие, противоположная сторона которого не просматривается, обходят по направлениям, образующим прямоугольник или параллелограмм, азимуты и длины сторон которого определяют на местности. От точки А идут вдоль препятствия по выбранному направлению. В нашем примере по азимуту 280 градусов.

Пример обхода препятствия противоположная сторона которого не просматривается

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Пройдя до конца препятствия (до точки В) и измерив полученное расстояние (200 пар шагов), продолжают движение по заданному азимуту. В нашем примере по азимуту 45 градусов до точки С. От точки С выходят на основной маршрут по обратному азимуту направления АВ. В нашем примере по азимуту 100 градусов, отмерив в этом направлении 200 пар шагов (расстояние СД равное АВ). Здесь длину линии ВС прибавляют к расстоянию, пройденному от точки № 2 до точки А, и продолжают движение к точке № 3.

Особенности движения по азимутам на машине

Направление движения, заданное магнитным азимутом, определяют по компасу, располагаясь не ближе 10 метров от автомобиля и 30—40 метров от танка. Заметив в данном направлении удаленный (вспомогательный) ориентир, ведут машину по направлению к нему и по спидометру отсчитывают расстояние до поворотного ориентира. Здесь останавливаютмашину, и эти действия повторяют снова.

При движении по азимутам на машине, когда ориентиров нет или они не видны, можно использовать компас. Применение магнитного компаса непосредственно в машине весьма ограниченно. Магнитная стрелка под влиянием магнитного поля машины отклоняется от направления магнитного меридиана.

Читайте также:  Как понять что будет цунами. Правила поведения при угрозе и возникновении волны цунами

Величина этого отклонения (девиация компаса) непостоянна и зависит от металлической массымашины, ее электромагнитного поля, направления движения и числа оборотов двигателя.

Поэтому пользоваться в машине компасом можно лишь после предварительного определения его поправки для данного направления движения.

Практически определяют не поправку, а отсчет азимута покомпасу с учетом поправки. Для этого устанавливают машину в заданном направлении, занимают место в ней по возможности дальше от аккумулятора и компасом измеряют магнитный азимут продольной оси машины. То есть азимут направления движения.

Начав движение по азимутам, нужно убедиться в устойчивости магнитной стрелки. Если она имеет большую амплитуду колебания, пользоваться компасом в машине не следует. При повороте маршрута все эти действия необходимо повторить. То есть определить поправку компаса для нового направления движения.

По материалам книги Справочник по военной топографии. А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.

Как определить азимут для установки спутниковой антенны

Статья раскрывает основные методы, как определить азимут с использованием магнитного компаса и места его возможного применения. Использование азимута распространено в спутниковом телевидении.

Основы понятия

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.В современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.

Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.

Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.

Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.

Естественно магнитное склонение для каждого региона и района расположения разнится.

Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе.

Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу.

Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.

Нахождение значений и работа с приобретенными параметрами

Далее будет рассматриваться информация относительно определения азимута.

  1. План определения истинного азимута (используется магнитный компас):
  • Компас выравнивается горизонтально к земле, давая магнитной стрелке указать на север;
  • Определяется нужный объект, на который берется ориентир;
  • Не меняя положения, подгоняется колба компаса под стрелку, так что бы буква N (С) была четко напротив магнитного указателя;
  • Отсчитывается градус по делениям компаса, с нуля до заданной линии направления объекта (по часовой стрелке);
  • Результат – получено магнитный азимут;
  • К найденному градусу добавляется или отнимается магнитное склонение данного региона;
  • И так, истинный азимут найден.
  • Подбирается нужный ориентир, и отмечается на карте точкой;
  • Далее, от намеченного ориентира, проводится сплошная линия от начального пункта до отмеченной местности;
  • От стартовой точки проектируется параллельная прямая линия относительно географического меридиана;
  • Имея две начерченные линии, транспортиром находится угол, который будет равен истинному азимуту.

Расчет по координатам аналогичен процессу нахождения азимута по карте. Вместо отмеченного ориентира на карте берутся координаты точки, и выстраивается направление.

Определенное по компасу либо карте нужное направление, изменяется на сто восемьдесят градусов, получая обратный расчет.

Польза приобретаемой информации:

  • Один из способов получения зеркальных данных с противоположной точки направления.
  • Возможность произвести точный поворот и следовать в обратный путь.

Применение данных азимута в сфере спутниковых антенн

Правильно проведенный расчет азимута будь-то по карте или компасу не только подскажет обратный путь домой, но и поможет с настройкой спутниковой антенны.

Основными параметрами наведения будут считаться угловые координаты ориентации оси луча антенны по углу места и, конечно же, азимуту.

Перед установкой антенны нужно определиться, с какого спутника будет ловиться сигнал. Координаты различных спутников можно узнать на тематических сайтах либо в магазине приобретения антенны.

Зная орбитальную позицию спутника, можно вычислить азимут и угол места.

Угол места – это градусная величина в вертикальной плоскости, характеризующая угол между горизонталью и направлением на спутник.

Расчет этой величины производится с использованием специального транспортира, либо устройств, в основе которых лежит работа акселерометра. Также, при наличии современного смартфона, с сети интернет можно скачать программное обеспечение выполняющее замеры данных. Это обязательно поможет пользователю отрегулировать антенну на выбранный угол.

Направление спутниковой антенны в вертикальной плоскости можно выстроить благодаря компасу, проведя расчет с найденным углом и получив истинный азимут (описание процесса описано ранее). Либо более точным способом – расчет на карте.

Теоретическая часть нахождения азимута и угла места может быть выражена в трех формулах:

Az = 180 + arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Северное полушарие)
Az = arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Южное полушарие)
El = arctg{[ cos(LoES — LoSAT) cos(LaES) — 0,15126]/ √ [1 — cos2(LoES — LoSAT)cos2(LaES)]}
  • Az – азимут в градусах;
  • El – угол наклона в градусах;
  • LoES – географическая долгота местности (северное полушарие знак — «+», южное — «–»)
  • LoSAT – географическая широта местности (восточное полушарие — «+», западное — «–»)
  • LaES – долгота стояния спутника (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

После определения правильной позиции параболического зеркала тарелки, на месте установки нужно убедиться, что отсутствуют прямые преграды, прерывающие принятие информации (крыши, дома, деревья).

Например, угол места спутниковой антенны равен двадцать градусов, препятствия — пятьдесят градусов, можно сделать вывод, что подобное размещение является непригодным, так как линии приема перекрыты, и сигнал от спутника не пройдет.

Логично, что при монтаже нужно правильно выбрать сторону дома, где будет размещена тарелка, потому что сектор «обзора» параболического зеркала установленного на стене не превышает сто восемьдесят градусов. И важно, что бы азимут и угол места спутника входили в эту зону.

Распространенный вариант размещения спутниковой антенны на крыше строения. Это хороший выбор местности, так как присутствует хороший обзор тарелки. К минусу можно отнести большую ветреность и невозможность быстрой регулировки антенны, в отличие от близлежащих к балконам стенных тарелок.

Правильно установив антенну и обеспечив хорошую наводку на спутник, можно добиться высокой четкости вещания любимых телеканалов.

Некоторые советы на заметку

При определении азимута, стоит:

  1. Полагаться можно только на качественные и исправные компасы, дешевые китайские аналоги могут выдавать погрешность до двадцати градусов.
  2. Иметь компаса двух видов:
  • «Пальчиковый» магнитный компас.
Читайте также:  Как выжить при нападении волка: по шагам

Плюсы: удобство ориентирования по местности, стойкость к тряске. Минусы: не удобен при работе на карте.

  • Планшетный магнитный компас.

Плюсы: точный расчет направления на карте (за счет встроенной линейки), наличие увеличительной лупы.

Минусы: неудобство использования на местности.

  1. В статье рассмотрены антенны с азимутально–угломестной подвеской (принимающие прием с одного спутника) и их возможная настройка по местности своими руками. Для настройки полярной подвески необходимо пригласить классифицированных специалистов. Не стоит браться за установку без предварительного опыта работы.
  2. Нельзя перетягивать болты при установке зеркала антенны к подвесной системе. Искажение формы параболического зеркала нарушит сигнал передачи, и расчет по карте с компасом будет не столь эффективным.
  3. Спутники, находящиеся на одной линии недалеко от устанавливаемой тарелки, имеют уже готовый настрой. Имея компас, исчисляемые программы на смартфоне и специальные инструменты можно замерить угол наклона и азимут тарелки (по планке держателя конвертера) скопировав его на свой образец.
  4. Добиться максимального эффекта расположения спутниковой тарелки может прибор замера сигнала SAT Finder. Он определяет самый выгодный поворот антенны к точности в миллиметр.

Конспект урока по теме: Ориентирование на местности. Компас. Азимут

  • Урок по географии с использованием ЭОР.
  • Учитель географии
  • Ананичева Анастасия Валерьевна
  • МАОУ ЦО №47 города Иркутска

Тема урока: Ориентирование на местности. Компас. Азимут.

Цели урока: 1. Образовательная: создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.2.

Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.3.

Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы и использованием ЭОР.

Оборудование урока:компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры, план местности, Атлас 6кл «Дрофа», компьютер, интернет ресурсыУчебник: Начальный курс географии Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся.

  1. 2. Актуализация знаний
  2. Эпиграф к уроку на доске: Стрелка компаса на северПоказала направленье. И по плану ты проверил
  3. Путь дальнейшего движенья.

Учитель — Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

-Что такое горизонт? ( Учащиеся— Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

  • Учитель: Отгадайте загадку:Эта линия всё времяМежду небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,
  • А на месте мы с тобой.

3. Изучение нового материала.

-Что называют линией горизонта? ( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске ).

Просмотр видеоролика о сторонах горизонта. (1,2)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.Между ними – промежуточные стороны.На рис. 7 «Начальный курс географии» определите направления промежуточных сторон.

Продолжение просмотра видеоролика: способы ориентирования (3,4,5,6) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf

Способы ориентированияУчитель — Ориентироваться можно разными способами.-Какие способы ориентирования вам известны? (Атлас с.9)

Учащиеся в своих ответах используют имеющиеся знания. Учитель поправляет и вносит дополнения:-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.Ориентирование по Луне. Ориентирование по местным приметам.Ориентирование по звездам.

  1. Ориентирование по деревьям
  2. Большинство этих примет не очень точны, так как в каждом регионе свои, присущие данному месту, условия. Множество различных примет стоит запомнить  для того, чтобы принять верное решение, лучше воспользоваться различными способами ориентирования

Ориентирование по Солнцу. -Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам

( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Учитель — Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса. При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Просмотр видеоролика о компасе (7,8,9,10,11)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf

Правила работы с компасом (дети выполняют инструктаж). Презентация (слайд №1-6). 1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад. (Атлас с.8, рис. вверху)

4.Закрепление.

Задание №1.Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

Задание №2.По плану местности (см. форзац 1 учебника «Начальный курс географии») определите:1.В каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника,2.В каком направлении от лиственного леса находится деревня Елагино?

3. По физической карте России определите: в каком направлении от Хабаровска находится Москва? Токио? Каир?

 Если у вас под рукой нет компаса…Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств — прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается.

Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север.

Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом, удается точно установить направление на север.

Читайте также:  Может ли гадюка укусить в воде человека. Правду говорят, что змеи в воде не кусают?

Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.

Как выставить азимут по компасу. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

— Как ориентироваться в пасмурную погоду?-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир.

Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления.

В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления.

  • Презентация (слайд №7-10).
  • Азимут и его определение-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
  • Между севером и точкой Отсчитай по солнцу градус-Это азимут. Он точно
  • Курс тебе укажет сразу.

— Что же такое азимут? Прочитайте определение. («Начальный курс географии» с.15)- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

(учитель показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).

Задание №3.— Определить азимуты на предметы местности ( рис. 8 с.16 учебника «Начальный курс географии»).Нахождение азимута по плану.1. Определить направление на север.2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

задание №2 с.15 («Начальный курс географии»)

— Определить азимут от сарая до ольхового леса («Начальный курс географии» форзац ).

5.Подведение итогов урока: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Домашнее задание:§ 6 ответить на вопросы в конце §

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер — класс

Ориентирование на местности. Азимут.

  • Разработал и провёл
  • учитель географии
  • Гимназии №4 г. Можайска
  • Мучкин  Павел Петрович
  • Можайск
  • 2012
  • Ориентирование на местности. Азимут
  • (слайд 1)

Цели урока: 1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.2.

Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.3.

Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

  1. Оборудование урока:компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры,  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
  2. Ход урока.
  3. Эпиграф к уроку: 

Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил 

Путь дальнейшего движенья.

— Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. -Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

 Отгадайте загадку:

Эта линия всё времяМежду небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта? ( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Между ними – промежуточные стороны. Назовите  направления промежуточных сторон.?

  • (слайд 2,3)
  •  Способы ориентирования

(слайд 4,5)-Ориентироваться можно разными способами.

-Какие способы ориентирования вам известны?  

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

 -Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами. 

Ориентирование по Луне. Ориентирование по местным приметам.Ориентирование по звездам. ( слайд 7)

Ориентирование по деревьям

  1. Ориентирование по Солнцу.

 (слайд 6)-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам 

( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

 Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса. 

(слайд 8)При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Правила работы с компасом.

(слайд 9)1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.  

  • Задание.

(слайд 13)Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель  

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

  1.  Азимут и его определение
  2. (слайд10,11,12)-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой Отсчитай по солнцу градус- Это азимут. Он точно 

Курс тебе укажет сразу.

— Что же такое азимут? Прочитайте определение.  

— Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.(учитель показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).

Задание. (слайд14,15)

Нахождение азимута по плану.

1. Определить направление на север.2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

  •    Рефлексия.

(слайд 16)Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):1: 10 000масштаб: в 1 см -100м1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?3.Н — З, Р=400м, А= ? 4.Н — Ю, Р=500м, А= ? 5.Н –В, Р=400м, А= ?

6. Н-С, Р=500, А= ?

(слайд17)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector