Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Для того,
чтобы найти местоположение географического объекта на глобусе или карте, знать
только его географическую широту не достаточно. Более точный «адрес» объекта
помогает установить его географическая долгота.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Началом
отсчета географической долготы считают Гринвичский (нулевой) меридиан,
проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Таким
образом, географическая долгота показывает длину дуги экватора от
Гринвичского (начального) меридиана до объекта. Эта длина дуги экватора равна
долготе меридиана, проходящему через данный географический объект. То есть
можно сказать, что линия долготы – это и есть меридиан.

Значение
географической долготы на глобусах и географических картах подписывают при
пересечении меридиана с экватором или у северной и южной части карты. Величина
долготы изменяется в пределах от 00 до 1800. Все
объекты, находящиеся на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.

Нулевой
меридиан и меридиан 1800 делят земную поверхность на два полушария:
западное и восточное
.

Соответственно, если географический объект
располагается к западу от начального меридиана, то его долгота является западной
и записывается следующим образом – 600 западной долготы.

Если
же географический объект лежит к востоку от Гринвичского меридиана, то
он имеет восточную долготу, например, 1300 восточной
долготы
.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Каким же
образом можно определить географическую долготу объекта?

Для начала
необходимо определить меридиан, который проходит через данный объект. Значение
этого меридиана и будет значением географической долготы объекта. Например, через город Киев
проходит меридиан, отстоящий от Гринвичского на 300. Значит,
географическая долгота города равна 300 восточной долготы.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Если же
географический объект расположен между меридианами, то его географическую
долготу определяют таким же образом, как и географическую широту. Для этого
находят ближайший от Гринвичского меридиан к объекту. Определяют его значение.
Далее находят, насколько градусов географический объект отстоит от ближайшего
меридиана.

Полученное значение прибавляют к значению меридиана и таким образом
находят географическую долготу объекта. Например, определим географическую
долготу г. Кейптаун на юге Африки. Ближайший меридиан от Гринвичского
находится на 150 на восток. От него до города еще 30.

Значит, географическая долгота Кейптауна составляет 180
восточной долготы.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Для того,
чтобы найти на глобусе или географической карте местоположение любого
географического объекта, необходимо знать его географическую широту и
географическую долготу
, то есть географические координаты объекта.
Не зная одной из составляющих географических координат, точно определить
местоположение или «адрес» объекта не получится.

Широта и долгота позволяют определить географические координаты любого
объекта. Например, географическая широта г. Москвы равна 550,
а долгота – 380. Тогда географические координаты г. Москвы
следующие: 550 северной широты и 380 восточной долготы.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Теперь, давайте определим географические координаты города Мехико.
Географическая широта этого города составляет 190 на север от
экватора, а долгота – 990 к западу от Гринвичского меридиана. Значит
географические координаты Мехико – 190 северной широты и 990
западной долготы
.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Зная
географические координаты, можно найти тот объект местности, которому они
принадлежат. Например, попробуем определить, какому географическому объекту
принадлежат географические координаты 280 северной широты и 860
восточной долготы
.

Так как широта этого объекта северная, а долгота –
восточная, то искать его нужно к северу от экватора и к востоку от Гринвичского
меридиана. Найдем на карте широту 280. Далее найдем долготу 860.
На пересечении этих линий и будет находиться наш географический объект.

Это
координаты самой высокой вершины мира – горы Джомолунгмы.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Таким
образом, для того, чтобы определить местоположение любого объекта на глобусе
или географической карте, необходимо знать его географическую широту и
долготу
.

Началом
отсчета долготы является Гринвичский или начальный меридиан,
проходящий через Лондон.

Географическая
долгота
– длина дуги экватора от
Гринвичского (начального) меридиана до объекта. Долгота равна долготе меридиана
и изменяется от 00 до 1800. Она бывает западной или
восточной
.

Умение
определять широту и долготу географического объекта – это умение определять его
географические координаты, которые помогают установить точное
местоположение объекта на земной поверхности.

Урок «Географические координаты: географическая широта»

  • Конспект урока 5 класс
  • Тема : «Географические координаты : географическая широта»
  • Цель: сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.
  • Задачи:
  • Обучающие:

1.сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу объекта по картам и глобусу.

2. сформировать умение находить объекты по географическим координатам.

3. продолжить формирование умения работать с географическими картами.

Воспитывающие:

1 формирование положительного отношения к предмету.

2. способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.

Коррекционные:

1. формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.

2. развивать умение ориентироваться по географической карте.

  1. Оборудование : карты
  2. Ход урока :
  3. Организационный момент
  4. Приветствие
  5. Проверка готовности учащихся к уроку
  6. Проверка домашнего задания
  7. Тест
  8. Вокруг своей оси Земля совершает один оборот за …
  9. а) 15 часов
  10. б) 24 часа
  11. в) 12 часов
  12. Линии условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору называют
  13. а) кардиограмма
  14. б) диаграмма
  15. в) параллель

У Земли есть два полюса. Это….

  • а) Северный и Южный
  • б) Восточный и Западный
  • в) Западный и Южный
  • Как называется самая длинная параллель…
  • а) меридиан
  • б) экватор
  • в) такой параллели нет
  • Кратчайшие линии условно проведенные на поверхности Земли от одного полюса к другому называют ….
  • а) экватор
  • б) параллель
  • в) меридиан
  • Градусная сетка – это ….
  • а) изображений линий меридианов и параллелей на глобусе и географических картах
  • б) это способ определения положение точки или тела с помощью чисел или других символов
  • в) начальный или нулевой меридиан проведен по Гринвичской обсерватории

Вставьте пропущенное слово. …….. – это расстояние какой – либо точки земной поверхности к северу или югу от экватора, выраженное в градусах

  1. а) метод координат
  2. б) географическая широта
  3. в) градусная сетка
  4. Вставьте пропущенное слово. …… географическая широта и географическая долгота заданного объекта
  5. а) метод координат
  6. б) экватор
  7. в) географические координаты
  8. Изучение нового материала

— Ребята, а какова широта экватора? (нулевая, т.е. ноль0)

На экваторе начинается отсчёт широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели, расположенные южнее экватора, называют южные. Города, вулканы, озёра и любые другие объекты, если они находятся в северном полушарии, имеют северную широту.

Если искомую точку, остров, вершину и любой другой объект мы обнаруживаем на глобусе в южном полушарии, значит широту он имеет южную. Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная. (Это полюса Земли. 90 с.ш.

– широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 90 ю.ш.)

В древности карты напоминали простейшие планы. Но уже тогда люди задумывались над тем, как определять точное положение объектов на Земле.

Более чем за 100 лет до н. э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

  • В настоящее время с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.
  • Географическая широта и долгота
  • Широта – угловая величина, определяющая положение точки на Земле в направлении от экватора (0º) к Северному полюсу (+90º) или Южному полюсу (–90º).

Широта измеряется центральным углом в плоскости меридиана данной точки. На глобусах и картах широту показывают при помощи параллелей.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

  1. Долгота – угловая величина, определяющая положение точки на Земле в направлении Запад-Восток от Гринвичского меридиана.
  2. Долготы отсчитывают от 0 до 180°, на восток – со знаком «плюс», на запад – со знаком «минус».
  3. На глобусах и картах широту показывают при помощи меридианов.

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Для того чтобы найти на глобусе или карте нужный объект, необходимо знать его географические координаты — широту и долготу.

Сначала установите географическую широту точки. То есть определите, насколько она удалена от экватора.

Для этого следует вычислить величину дуги меридиана от экватора до этой точки в градусах. Географическая широта может изменяться от 0° до 90°. Все точки в Северном полушарии имеют северную широту (сокращённо с. ш.), а в Южном полушарии южную (сокращённо ю. ш.).

Какой географический объект ближе к начальному меридиану. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

Определение географических координат

Чтобы определить географическую широту любой точки на глобусе и карте, необходимо выяснить, на какой параллели она находится.

Например, если Москва расположена на параллели между 50° и 60° с. ш., то её широта приблизительно составляет 56° с. ш.

Читайте также:  Как накачать мышцы плеч: по шагам (c картинками)

Все точки одной параллели имеют одинаковую широту.

Для того чтобы установить географическую долготу точки, надо узнать, насколько она удалена от начального (нулевого) меридиана. Он проведён через старое здание Гринвичской обсерватории, построенной в 1675 году недалеко от Лондона.

В качестве нулевого этот меридиан выбран условно. Он так и называется — Гринвичский.

Величина дуги параллели от него до заданной точки измеряется так же, как и географическая широта, — в градусах. Если двигаться от нулевого меридиана на восток, то долгота будет восточной (сокращённо в. д.), а если на запад западной (сокращённо з. д.).

Величина долготы может составлять от 0° до 180°.

Определить географическую долготу любой точки это значит установить долготу меридиана, на котором она находится.

Так, Москва расположена на 38° в. д., а Санкт-Петербург на 30° в. д.

На географических картах широту и долготу подписывают на верхней и нижней рамках карты. На карте полушарий долготу подписывают на экваторе.

Широта и долгота любой точки на поверхности Земли — это её географические координаты.

Например, географические координаты Москвы 56° с. ш. и 38° в. д.

Практическая работа

Параллель 23,5c.ш. — это Северный тропик;

-Параллель 23,5 ю.ш. – это Южный тропик;

— Параллель 66,5с.ш. – это Северный полярный круг;

— Параллель 66,5 ю.ш.- это Южный полярный круг.

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы доказали, что с помощью градусной сетки можно определять географические координаты и направления до объектов.

Каким был наш урок? Выбор за вами… (ребята оценивают свою работу на уроке, отмечают трудности, возникшие при изучении темы).

Домашнее задание

«Географические координаты : географическая долгота»

  • Конспект урока 5 класс
  • Тема : «Географические координаты : географическая долгота»
  • Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.
  • Задачи:
  • Образовательные.
  • Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
  • Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  • Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
  • Развивающие.
  • Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  • Формирование умения работать с различными картами.
  • Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
  • Воспитательные.
  • Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
  • Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
  • Формирование географической культуры.
  • Оборудование : схемы, таблицы
  • Ход урока :
  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  1. Проверка домашнего задания

  1. Из каких двух частей состоит географический адрес?

  1. а) Широта и Длина
  2. б) Параллель и меридиан
  3. в) Широта и долгота
  4. г) Ширина и высота
  1. У каких объектов будет одинаковая широта?

  • а) Лежащих на одинаковом расстоянии от прибора, определяющего географические координаты
  • б) У объектов, лежащих на одной географической параллели
  • в) Лежащих на одной параллели в Северном и Южном тропике
  • г) У объектов, лежащих на одном географическом меридиане
  1. Вставьте пропущенное слово: Географическая широта – это расстояние в градусах от … до параллели, проведенной через заданную точку.

  1. а) экватора
  2. б) параллели
  3. в) точки
  4. г) нулевого меридиана
  1. Назовите географическую широту экватора?

а) 360°

б) 66,5 ° с.ш.

в) 0 °

г) высокая

  1. Какова долгота Гринвичского меридиана?

  • а) 0°
  • б) 90°
  • в) 180°
  • г) 360°
  1. Изучение нового материала

— Давайте вспомним, что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах).

— А как определить географическую широту? (ответ: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение).

Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта.

— А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)

В известном романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели.

Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели.

Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

  1. — Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)
  2. Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.
  3. — А как определяется долгота?
  4. — Сегодня ребята мы должны научиться определять географическую долготу.
  5. Для определения координат какого-либо пункта, помимо широты, определяют долготу.
  6. Географическая долгота — величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.

Долготу отсчитывают от начального (Гринвичского) меридиана. Все точки, лежащие на нём, имеют долготу 0° д.

Поэтому начальный меридиан часто называют ещё и нулевым.

Значения долготы изменяются от 0° до 180°. Все точки, лежащие к востоку от начального (нулевого) меридиана, имеют восточную долготу (в. д.), а точки, лежащие к западу от пего, — западную долготу (з. д.).

Значения долготы в градусах на глобусе и карте полушарий подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами.

Для определения географической долготы объекта производятся те же действия, что и для определения широты. Только всё делается по отношению не к экватору, а к нулевому меридиану.

Измерение расстояний с помощью градусной сетки

С помощью градусной сетки можно определять расстоянии. Все меридианы одинаковой длины, поэтому длины их дуг величиной 1° составляют примерно 111 километров. А ваг длины дуг на разных параллелях уменьшаются от экватора к полюсам. Для расчётов используют таблицу значений длин дуг 1° параллелей.

— Итак, какой вывод мы можем сделать?

(ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)

  • — Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  • — Людям каких профессий необходимо это знать?
  • И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:
  • «На уроке я узнал…
  • « Я научился….
  • « Мне понравилось …
  • « Моё настроение …

Географические координаты

  •                 Уроки по теме «Географические координаты»
  • Продолжительность: 90 минут (2 урока).
  • Тип: комплексное применение знаний.
  • Вид: урок изучения нового материала с элементами практикума.
  • Цели урока:  
  • а) образовательная: в результате урока учащиеся научатся определять  географические координаты;
  • б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
  • в) воспитательные: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы  увлеченности и ощущения успешности.
  • Задачи урока: в результате урока учащиеся научаться определять: географическую широту, географическую долготу, географические координаты.
  • Методы: репродуктивный (беседа), частично-поисковый (работа по карте).

Средства обучения: физическая карта полушарий, учебник Т.П. Герасимова, «Начальный курс географии» 6-й  класс. –М.: «Просвещение», 2009г, атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, презентация к уроку, мультимедиапроектор.

                                       Ход  первого урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Организационный момент (1мин)
Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Слайд1 Демонстрируют готовность к уроку.
  1. Проверка пройденного материала на прошлом уроке (10мин)
  1. Для проверки  ваших знаний по подготовке дз ответим на вопросы теста, но сначала отгадаем загадки:
  2. Слайд 2
  3. —Эта линия, то черная, то синяя.
  4.    Он очень  нужен нам:
  5.    Он делит Землю пополам,
  6.    Чтобы нам не спутать вдруг,-
  7.    Где же север, где же юг!
  8.                               (Экватор)
  9. —Смотри – они перед тобой
  10.    Все длинные-предлинные,
  11.    И словно делят шар земной
  12.    На дольки апельсинные.
  13.                            (Меридианы)
  14. —Посмотри – у …………………
  15.    Ни начала, ни конца.
  16.    ………… на самом деле
  17.    В виде тонкого кольца.
  18.                                 (Параллель)
  19. Далее выполнение теста          
  20.  Слайд3
Отгадывают загадки.Выполняют тестовое задание
  1. Определение темы урока и задач урока (1мин)
Сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?  Узнать! Что такое долгота, широта? Научится  делать! определять географические координаты.   Слайд 4Тема сегодняшнего урока «Географические координаты»-Откройте тетради и запишите тему урока.   Цель:  Сформировать представление о географической широте; научиться определять географическую широту; подготовиться к практической работе.Слайд 5                                                       Записать тему урока в тетрадь
  1.  Изучение нового материала (15мин)
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам поможет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой  точки на конкретной меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

  • Слайд6
  • — Географические координаты – это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота(восточная и западная)- является  географическим  адресом  объекта на глобусе или карте.(слайд 7)
  • — Первая часть адреса начинается с географической широты.

— Что значить определить географическую широту? Откройте учебник на странице 30 рисунок 18.- Какая параллель находится в центре?- На какие полушария она делит?Параллельно экватору, на расстоянии 10  друг от друга, проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов.  Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту, а расположенные к югу от экватора – южную широту.Слайд 8-Параллель 23,5c.ш. —  это Северный тропик;-Параллель 23,5 ю.ш. – это Южный тропик;- Параллель 66,5с.ш. – это Северный полярный круг;- Параллель 66,5 ю.ш.- это Южный полярный круг.

  1. Слайд 9
  2. Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель на которой расположен географический объект)
  3. — Запомните, что параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.
  4. Прежде чем  приступить к тренингу, давайте рассмотрим алгоритм  нахождения широты.
  5. Слайд 9
  1. Найти на карте объект.
  2. Определить со стороны экватора  ближайшую параллель до необходимого нам объекта.
  3. Определить число градусов от этой параллели  до объекта
  4. Прибавить получившееся  число к широте параллели
  5. Определить полушарие

ПОМНИТЕ! Отчёт всегда от экватора. Северная широта обозначатся  с.ш.; южная широта – ю.ш.

  • Записать определение в тетрадь
  • Экватор
  • На северное и южное
  • Записать в тетрадь
  • Записать определение в тетрадь
  • Записать в тетрадь
5 Физкультминутка (2мин) Слайд 10
6 Отработка умений находить географическую широту (5мин)
  1. Продолжаем работать по учебнику  с рисунком 18 на странице 30.
  2. — Определите широту городов Лондона, Санкт – Петербурга, Москвы, Владивостока и мыс Челюскин и мыс Игольный. Определите широту точек: посёлка Мирный в Антарктиде
  3. — Самое большое значение широты?
  4. — Чему равна широта Северного и Южного полюсов?
52 с.ш., 60с.ш.,56 с.ш., 43с.ш., 78 с.ш.,35ю.ш.  69 ю.ш9090с.ш. и 90ю.ш.
7 Самостоятельная  работа (5мин) Пользуясь картой полушарий в атласе, определите широту городов Каира , Парижа, Кейптауна, Мехико и Берлин. Учащиеся работают самостоятельно, результаты работы отдают учителю.
8 Закрепление (2мин) Вопросы для закрепления:-Что называют географической широтой?-Как правильно  определить широту? Какие действия при этом необходимо выполнять? Отвечают на вопросы учителя.
9 Рефлексия (2мин)
  • И в заключение первого урока, посмотрите на слайд и закончите предложения:
  • Слайд 10
  • «А у меня сегодня получилось ……

«Я и не подозревал(а) ………………..Всем спасибо за работу на уроке.

Дети заканчивают предложения
10 Подведение итогов (1мин) А наиболее удачные ответы учеников: …………        будут отмечены хорошими и отличными отметками в журнале.
11 Домашнее задание (1мин) Параграф  11 В дневниках записывают домашнее задание.
                                                     Ход второго урока
1 Организационный момент (1мин) Приветствует детей. Проверяет готовность  к уроку. Слайд 1 Демонстрируют готовность к уроку
2 Определение темы урока и задач урока (3мин) Вопросы проблемного характера:-Что изучали на прошлом уроке?-Как вы думаете, для чего необходимо уметь определять географические координаты? Как вы думаете достаточно найти только одну широту?

  1. -Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?
  2. Тема сегодняшнего урока «Географическая долгота»  Слайд1
  3. Цель: сформировать представление о географической долготе, научиться определять её и продолжить подготовку к проверочной работе .
  4.  Слайд 2
Отвечая на вопросы должны выйти на тему урока; записывают её в тетрадь. Сами определяют главную задачу
3 Повторение. Проверка  домашнего задания (5мин)
  • 1.Фронтальный опрос
  • Слайд3
  •      —Что называют географической широтой объекта?
  •      —Как определить широту объекта, расположенного на параллели?
  •     —Как определить широту объекта, расположенного между  параллелями?
Ученики отвечают на вопросы.
4 Изучение нового материала (15мин)
  1. Слайд 4
  2. -Что такое меридиан?
  3. -Где они пронумерованы?
  4. На следующий вопрос ответьте с помощью учебника.
  5. Слайд5
  6. -Что такое географическая долгота?
  7. -Вспомните, какой меридиан является начальный?
  8. -На какие полушария он делит?
  9. Слайд5
  10. Алгоритм нахождения долготы:
  1. Найти объект на карте.
  2. Определите, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится
  3. Определите долготу меридиана, на котором расположен объект или определите долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана.
  4. Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта  и прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана
  • Линии, которые проходят через оба полюса, равные между собой, показывают направление север – юг.
  • По экватору на карте полушарий.
  • -Это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу и востоку до заданной точки.
  • Ученики записывают определение в тетрадь
  • -Нулевой меридиан или гринвичский.
  • -На западное и восточное.
  • Записать в тетрадь
5 Физкультминутка(2мин) Слайд 6
6 Отработка умений находить географическую долготу(4мин)     -Определить долготу Санкт –Петербурга, Владивостока, Москвы, Сиднея, Вашингтона и  Нью-Йорка.Запомните! Восточная долгота обозначается -в.д., западная долгота – з.д. 600с.ш., 300в.д.; 560с.ш.,380в.д.; 340ю.ш.,1510в.д.;380с.ш.,780з.д.;410с.ш., 740з.д.
7 Закрепление (12мин) Объяснить опорный конспект (приложение в конце конспекта)Слайд 7 Записать конспект в тетрадь
8 Рефлексия(1мин) При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята для себя ответили на вопрос: «Необходимы ли знания о географических координатах». Каждому ученику выдаётся листок бумаги, на котором написаны две фразы, одну из них необходимо закончить:

  1. «В жизни всё ………………………»
  2. «Когда я вырасту……………»  Слайд 8
Ребята заканчивают одну из  понравившихся фраз.
9 Подведение итогов (1мин) Наиболее удачные ответы учеников будут  отмечены хорошими отметками
10 Домашнее  задание (1мин) Параграф 12 В дневниках записывают домашнее задание
  1.                                              Приложение
  2.              Опорный конспект по теме «Географические координаты»
  3.           Адрес точки               Географические координаты
  4.                                                (точка пересечения
  5.                                                 параллелей и меридианов)
  6.                                    •        
  7.              по параллелям                                          по меридианам
  8.                                 Г Е О Г Р А Ф И Ч Е С К А Я
  9.            Ш  И  Р  О  Т  А                            ДОЛГОТА
  10.                                     расстояние в градусах
  11.                   от экватора                                         от начального
  12.            до 90° широты (полюс)                              меридиана
  13.                                                                               до 180° долготы
  14.                    •
  15.                северн.                                                           З              В
  16.      0                            экв.                              западная             восточная
  17.                южн.
  18.                    •                                                                            0°

Урок 12. географические координаты — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 12. Географические координаты.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению географических координат.
  2. Для чего нужны географические координаты.
  • Ключевые слова
  • Географические координаты, Географическая широта
  • Тезаурус
  • Градусная сеть – это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.
  • Географические координаты – широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности
  • Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
  • Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

География – одна из древнейших наук, она тесно связана с жизнью человека. Очень часто в текстах песен, названиях фирм, компаний, торговых организаций используются географические термины и названия. Послушайте музыкальный фрагмент, что из области географии использовали авторы в тексте своей песни? Землю обмотали тоненькие нити,

  1. Нити параллелей и зелёных рек.
  2. Совершите чудо, руку протяните,
  3. Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
  4. В песенке упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.

На уроке мы узнали для чего нужны географические координаты. Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).

Варианты ответов:

Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)

Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)

Правильный вариант ответа:

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

  • Разбор типового контрольного задания
  • Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
  • Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте

1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

2. Географическая долгота – это расстояние в в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

  1. Варианты ответов:
  2. нулевого меридиана
  3. километрах
  4. проходящей
  5. проходящего
  6. параллели
  7. Северного полюса
  8. Южного полюса
  9. экватора
  10. градусах
  11. меридиана
  12. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  1. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проходящей через точку.
  2. Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проходящего через точку.

Определение географических координат по карте

Напомним, что географические координаты(широта и долгота) – это угловые величины, определяющие положение объектов на земной поверхности и на карте.

При этом широта точки — это угол, составленный плоскостью экватора и нормалью к поверхности земного эллипсоида, проходящей через данную точку.

Счет широт ведется по дуге меридиана от экватора к полюсам от 0 до 90°; в северном полушарии широты называют северными (положительными), в южном — южными (отрицательными).

Долгота точки — это двугранный угол между плоскостью Гринвичского меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Счет долготы ведется по дуге экватора или параллели в обе стороны от начального меридиана, от 0 до 180°. Долготу точек, расположенных к востоку от Гринвича до 180°, называют восточной (положительной), к западу — западной (отрицательной).

Географическая (картографическая, градусная) сетка — изображение на карте линий параллелей и меридианов; используется для определения географических (геодезических) координат точек (объектов) и целеуказания. На топографических картах линии параллелей и меридианов являются внутренними рамками листов; их широта и долгота подписываются на углах каждого листа.

Географическая сетка полностью показывается лишь на топографических картах масштаба 1:500000 (параллели проведены через 30', а меридианы — через 20') и 1:1000000 (параллели проведены через 1°, а меридианы — через 40').

Внутри каждого листа карты на линиях параллелей и меридианов подписаны их широта и долгота, которые позволяют определять географические координаты на большой склейке карт.

На картах масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000 и 1:200000 стороны рамок разделены на отрезки, равные в градусной мере 1'. Минутные отрезки оттенены через один и разделены точками (за исключением карты масштаба 1:200000) на части по 10″.

Кроме того, внутри каждого листа карт масштабов 1:50000 и 1:100000 показывается пересечение средних параллели и меридиана и дается их оцифровка в градусах и минутах, а вдоль внутренней рамки даны выходы минутных делений штрихами длиной 2—3 мм, по которым можно прочертить параллели и меридианы на карте, склеенной из нескольких листов.

Если территория, на которую создана карта, находится в западном полушарии, то в северо-западном углу рамки листа правее подписи долготы меридиана помещается надпись «К западу от Гринвича».

Определение географических координат точки по карте производится по ближайшим к ней параллели и меридиану, широта и долгота которых известны.

Для этого на картах, масштабов 1:25000 — 1:200000 следует предварительно провести южнее точки параллель и западнее — меридиан, соединив линиями соответствующие штрихи по сторонам рамки листа (рис.2.6).

Затем от проведенных линий берут отрезки до определяемой точки (Аа1 Аа2), прикладывают их к градусным шкалам на сторонах рамки и производят отсчеты. В примере на рис.1.2.6 точка А имеет координаты В = 54°35'40″ северной широты, L = 37°41'30″ восточной долготы.

Нанесение точки на карту по географическим координатам . На западной и восточной сторонах рамки листа карты отмечают черточками отсчеты, соответствующие широте точки. Отсчет широты начинают от оцифровки южной стороны рамки и продолжают по минутным и секундным промежуткам. Затем через эти черточки проводят линию — параллель точки.

Таким же образом строят и меридиан точки, проходящий через точку, только долготу его отсчитывают по южной и северной сторонам рамки. Пересечение параллели и меридиана укажет положение данной точки на карте. На рис.2.6 дан пример нанесения на карту точки М по координатам В = 54°38,4' с.ш., L = 37°34,4' в.д.

Рис. 2.6 Определение географических координат по карте и нанесение точек на карту по географическим координатам

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector