Экология потребления. Лайфхак: Мастерство такелажных работ постепенно уходит в прошлое по мере того, как на флот проникает технический прогресс. Однако даже самые базовые навыки…
Мастерство такелажных работ постепенно уходит в прошлое по мере того, как на флот проникает технический прогресс. Однако даже самые базовые навыки этого старинного ремесла — вязания морских узлов — могут оказаться бесценными в разных ситуациях.
Перед вами 10 узлов, которые незаменимы и в морском переходе, и в обычной жизни.
Этим узлом пользовались древние египтяне еще за три тысячи лет до нашей эры, а также древние греки и древние римляне. Прямой узел — это два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Если нагрузка на связанные тросы очень большая или тросы намокли, узел сильно затягивается, однако даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды.
Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения.
Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла, он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.
Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли.
Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют, так называемыми, ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.
Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра, так как весьма несложен по своей схеме и достаточно компактен, когда затянут. В затянутом состоянии два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел несложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.
Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Даже будучи сильно затянутым, он не портит трос, и его сравнительно легко развязать.
За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит.
Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия, через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями.
Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.
Источник: https://econet.ru/
10 ÑамÑÑ Ğ¿Ğ¾Ğ»ĞµĞ·Ğ½ÑÑ Ğ¼Ğ¾ÑÑĞºĞ¸Ñ Ñзлов
Радио ИÑкатель > ĞовоÑти и ÑĞ¾Ğ±Ñ‹Ñ‚Ğ¸Ñ > 10 Ñамых полезных морÑких узлов
Когда идёшь под паруÑом, знать пару-тройку морÑких узлов жизненно необходимо! Им и Ğ¿Ğ°Ñ€ÑƒÑ ÑƒĞºÑ€ĞµĞ¿Ğ¸Ñ‚ÑŒ, и ÑˆĞ»ÑŽĞ¿ĞºÑƒ привÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ можно.
Радио ИСКĞТЕЛЬ нашел 10 узлов, которые незаменимы и в морÑком переходе, и в обычной жизни.
ĞŸÑ€Ñмой узел
Ğтим узлом пользовалиÑÑŒ древние египтÑне еще Ğ·Ğ° три Ñ‚Ñ‹ÑÑчи лет до нашей Ñры, Ğ° также древние греки и древние римлÑне. ĞŸÑ€Ñмой узел — Ñто два полуузла, поÑледовательно завÑзанных один над другим в разные Ñтороны. Ğ•Ñли нагрузка на ÑвÑзанные троÑÑ‹ очень Ğ±Ğ¾Ğ»ÑŒÑˆĞ°Ñ Ğ¸Ğ»Ğ¸ троÑÑ‹ намокли, узел Ñильно Ğ·Ğ°Ñ‚ÑгиваетÑÑ, однако даже намокший и Ñильно Ğ·Ğ°Ñ‚Ñнутый, развÑзываетÑÑ Ğ¾Ñ‡ĞµĞ½ÑŒ проÑто, Ğ·Ğ° 1-2 Ñекунды.
Удавка
Издавна один из Ñамых незаменимых узлов в паруÑном флоте. Удавкой обвÑзывали в воде бревна Ğ´Ğ»Ñ Ğ±ÑƒĞºÑировки, ее применÑли Ğ´Ğ»Ñ Ğ¿Ğ¾Ğ³Ñ€ÑƒĞ·ĞºĞ¸ цилиндричеÑких по форме предметов, грузили рельÑÑ‹ и телеграфные Ñтолбы. Более того, Ñтот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит Ñебе применение и на берегу — не Ğ·Ñ€Ñ Ğ½Ğ° многих иноÑтранных Ñзыках его Ğ½Ğ°Ğ·Ñ‹Ğ²Ğ°ÑŽÑ‚ «Ğ»ĞµÑной узел» или «Ğ±Ñ€ĞµĞ²ĞµĞ½Ñ‡Ğ°Ñ‚ый узел». Удавка Ñ Ğ¿Ğ¾Ğ»ÑƒÑˆÑ‚Ñ‹ĞºĞ°Ğ¼Ğ¸ — надежный и очень прочный узел, который иÑĞºĞ»ÑŽÑ‡Ğ¸Ñ‚ĞµĞ»ÑŒĞ½Ğ¾ Ñильно Ğ·Ğ°Ñ‚ÑгиваетÑÑ Ğ²Ğ¾ĞºÑ€ÑƒĞ³ поднимаемого предмета.
Улучшенный кинжальный узел
СчитаетÑÑ Ğ¾Ğ´Ğ½Ğ¸Ğ¼ из лучших узлов Ğ´Ğ»Ñ ÑвÑĞ·Ñ‹Ğ²Ğ°Ğ½Ğ¸Ñ Ğ´Ğ²ÑƒÑ… троÑов большого диаметра, так как веÑьма неÑложен по Ñвоей Ñхеме и доÑтаточно компактен, когда Ğ·Ğ°Ñ‚Ñнут. Ğ’ Ğ·Ğ°Ñ‚Ñнутом ÑоÑтоÑнии два ходовых конца обоих троÑов торчат в разные Ñтороны. Кинжальный узел неÑложно развÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ, еÑли оÑлабить одну из крайних петель.
ФламандÑĞºĞ°Ñ Ğ¿ĞµÑ‚Ğ»Ñ
ПредÑтавлÑет Ñобой Ğ¿Ñ€Ğ¾Ñ‡Ğ½ÑƒÑŽ и легко развÑĞ·Ñ‹Ğ²Ğ°ĞµĞ¼ÑƒÑŽ Ğ¿ĞµÑ‚Ğ»ÑŽ на конце троÑĞ°, будучи завÑзанной воÑьмеркой на Ñложенном вдвое троÑе. ФламандÑĞºĞ°Ñ Ğ¿ĞµÑ‚Ğ»Ñ Ğ¿Ñ€Ğ¸Ğ³Ğ¾Ğ´Ğ½Ğ° Ğ´Ğ»Ñ Ğ²Ñзки как на толÑÑ‚Ñ‹Ñ…, так и на тонких троÑĞ°Ñ…. ĞžĞ½Ğ° почти не оÑлаблÑет прочноÑÑ‚ÑŒ троÑĞ°. Кроме морÑких дел может применÑÑ‚ÑŒÑÑ Ğ¸ Ğ´Ğ»Ñ ĞºÑ€ĞµĞ¿Ğ»ĞµĞ½Ğ¸Ñ Ñтрун музыкальных инÑтрументов.
ФламандÑкий узел
ФактичеÑки Ñто Ñ‚Ğ° же воÑьмерка, но завÑĞ·Ğ°Ğ½Ğ½Ğ°Ñ Ğ´Ğ²ÑƒĞ¼Ñ ĞºĞ¾Ğ½Ñ†Ğ°Ğ¼Ğ¸. ФламандÑкий узел — один из древнейших морÑких узлов, применÑвшийÑÑ Ğ½Ğ° кораблÑÑ… Ğ´Ğ»Ñ ÑĞ¾ĞµĞ´Ğ¸Ğ½ĞµĞ½Ğ¸Ñ Ğ´Ğ²ÑƒÑ… троÑов, как тонких, так и толÑÑ‚Ñ‹Ñ…. Даже будучи Ñильно Ğ·Ğ°Ñ‚Ñнутым, он не портит троÑ, и его Ñравнительно легко развÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ.
Стопорный узел
Ğтот вид морÑкого узла предназначен Ğ´Ğ»Ñ ÑƒĞ²ĞµĞ»Ğ¸Ñ‡ĞµĞ½Ğ¸Ñ Ğ´Ğ¸Ğ°Ğ¼ĞµÑ‚Ñ€Ğ° троÑĞ°, чтобы предотвратить его выÑкальзывание из блока, так как он не Ñкользит и надежно держит. Чтобы Ñтопорный узел ÑÑ‚Ğ°Ğ» еще больше по размерам (например, когда диаметр отверÑÑ‚Ğ¸Ñ Ñ‡ĞµÑ€ĞµĞ· который проходит троÑ, намного больше диаметра троÑĞ°) можно завÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ узел Ñ Ñ‚Ñ€ĞµĞ¼Ñ Ğ¿ĞµÑ‚Ğ»Ñми. Также он может пригодитьÑÑ, когда нужно Ñделать ÑƒĞ´Ğ¾Ğ±Ğ½ÑƒÑŽ ручку на конце троÑĞ°.
ВоÑьмерка
Ğтот клаÑÑичеÑкий узел ÑоÑтавлÑет оÑнову полутора деÑÑтка других, более Ñложных узлов различного назначениÑ. ĞžĞ½ может применÑÑ‚ÑŒÑÑ Ğ² качеÑтве Ñтопора на конце троÑĞ° (в отличие от проÑтого узла он даже при Ñильной Ñ‚Ñге не портит Ñ‚Ñ€Ğ¾Ñ Ğ¸ его вÑегда можно легко развÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ) или, например, Ğ´Ğ»Ñ Ğ²ĞµÑ€ĞµĞ²Ğ¾Ñ‡Ğ½Ñ‹Ñ… ручек деревÑнного ведра или бадьи. ВоÑьмеркой даже можно ÑкреплÑÑ‚ÑŒ Ñтруны к колкам Ñкрипок, гитар и других музыкальных инÑтрументов.
ПлоÑкий узел
Издавна ÑчиталÑÑ Ğ¾Ğ´Ğ½Ğ¸Ğ¼ из Ñамых надежных узлов Ğ´Ğ»Ñ ÑвÑĞ·Ñ‹Ğ²Ğ°Ğ½Ğ¸Ñ Ñ‚Ñ€Ğ¾Ñов разной толщины. Ğ˜Ğ¼ĞµÑ Ğ²Ğ¾Ñемь переплетений, плоÑкий узел никогда Ñильно не Ğ·Ğ°Ñ‚ÑгиваетÑÑ, не ползет и не портит троÑ, поÑкольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходÑщаÑÑÑ Ğ½Ğ° троÑÑ‹, по узлу раÑпределÑетÑÑ Ñ€Ğ°Ğ²Ğ½Ğ¾Ğ¼ĞµÑ€Ğ½Ğ¾. ПоÑле ÑнÑÑ‚Ğ¸Ñ Ğ½Ğ°Ğ³Ñ€ÑƒĞ·ĞºĞ¸ на Ñ‚Ñ€Ğ¾Ñ Ñтот узел легко развÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ.
ПортугальÑкий булинь
ПрименÑетÑÑ, когда нужно завÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ на одном конце Ñразу две петли. Ğапример, Ğ´Ğ»Ñ Ğ¿Ğ¾Ğ´ÑŠĞµĞ¼Ğ° раненого человека его ноги Ğ¿Ñ€Ğ¾Ğ´ĞµĞ²Ğ°ÑŽÑ‚ÑÑ Ğ² петли, Ğ° коренным концом (при вÑзании узлов дейÑÑ‚Ğ²ÑƒÑŽÑ‚ так называемыми ходовыми концами троÑов, Ğ° те концы, вокруг которых обноÑÑÑ‚ÑÑ Ñ…Ğ¾Ğ´Ğ¾Ğ²Ñ‹Ğµ концы, Ğ½Ğ°Ğ·Ñ‹Ğ²Ğ°ÑŽÑ‚ коренными) вокруг груди под мышками вÑжетÑÑ Ğ¿Ğ¾Ğ»ÑƒÑˆÑ‚Ñ‹Ğº. Ğ’ Ñтом Ñлучае человек не выпадет, даже еÑли будет без ÑознаниÑ.
Рыбацкий штык
Ğ—Ğ° Ğ¿ÑÑ‚ÑŒ Ñ‚Ñ‹ÑÑч лет ÑущеÑÑ‚Ğ²Ğ¾Ğ²Ğ°Ğ½Ğ¸Ñ ÑудоходÑтва Ğ»ÑŽĞ´Ğ¸ не Ñмогли придумать более надежного узла Ğ´Ğ»Ñ Ğ¿Ñ€Ğ¸Ğ²ÑĞ·Ñ‹Ğ²Ğ°Ğ½Ğ¸Ñ Ñкорного каната к ÑĞºĞ¾Ñ€ÑŽ, чем рыбацкий штык. Ğтот проверенный многовековым опытом морÑкой практики узел также можно Ñпокойно применÑÑ‚ÑŒ во вÑех ÑлучаÑÑ… при работе Ñ Ñ‚Ñ€Ğ¾Ñами, когда они подвержены Ñильной Ñ‚Ñге.
ИÑточник информации: Don’t Panic
Когда идёшь под паруÑом, знать пару-тройку морÑких узлов жизненно необходимо! Им и Ğ¿Ğ°Ñ€ÑƒÑ ÑƒĞºÑ€ĞµĞ¿Ğ¸Ñ‚ÑŒ, и ÑˆĞ»ÑŽĞ¿ĞºÑƒ привÑĞ·Ğ°Ñ‚ÑŒ можно.
Научиться завязывать морской узел
Морские узлы считаются самыми крепкими и надежными узлами. Они могут пригодиться не только морякам, но и туристам, чтобы ставить палатки, рыбакам, строителям, да и просто в быту не помешает. Многие считают, что научиться завязывать морской узел очень сложно, но на самом деле это не так, что мы и хотим показать в нашей статье.
История появления
История появления морских узлов
Первые узлы появились еще в каменном веке, когда древние люди мастерили оружие и предметы украшения. Именно тогда начало развиваться искусство плетения узлов.
По мере изобретения новых способов вязки узлов, они начали приобретать священные значения, то есть были специальные узлы, используемые только жрецами. Обычно это были симметричные узлы, которые выглядят действительно красиво и, можно сказать, божественно. На некоторые узлы накладывались табу, а в Древнем Риме сенаторам запрещалось использовать узлы в своей одежде.
Но свое главное значение они приобрели с появлением больших парусных кораблей, когда успех путешествия на таком судне зависел от правильности связанных узлов. Они должны были быть крепкими, но быстрыми для связывания.
Теперь в наше современное время морские узлы почти не используются на флоте за ненадобностью, зато они плавно перекочевали в туризм и альпинизм, где нашли себе не менее выгодное пристанище.
Основные виды узлов
Научиться завязывать морской узел
Итак, если вы решили научиться завязывать морской узел, то вам понадобится веревка. Она должна быть средних размеров и достаточно мягкой.
- Но сначала ознакомьтесь со специальными терминами для лучшего понимания:
- Коренной конец – конец веревки, закрепленный неподвижно.
- Ходовой конец – конец веревки, с которого начинается вязка узла.
- Полуштык – наматывание троса вокруг любого предмета.
«Восьмерка»
Научиться завязывать морской узел «Восьмерка» довольно просто, так как довольно легкий узел, не требующий много усилий. Он обычно используется для крепежа.
Узел «Восьмерка»
Оберните ходовой конец вокруг коренного и протяните сверху
него, тем самым образовывая петлю. Через нее протяните ходовой конец и затяните.
«Простой штык»
Является основой для многих видов узлов, а также может использоваться самостоятельно. Простой штык просто завязывать, но и развязывается он легко.
«Простой штык»
Накиньте петлю на точку опоры и через нее проведите конец веревки. Сделайте еще одну аналогичную петлю вокруг веревки. Закрепите свободный конец контрольным узлом или бечевкой.
«Полуштык»
Также довольно простой, но крепкий узел. Научиться завязывать морской узел «Полуштык» необходимо альпинистам для страховки.
Узел «Полуштык»
Образуйте петлю на веревке. Вокруг коренного конца оберните
ходовой и вденьте в петлю. После чего покрепче затяните узел.
«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»
Это, наверное, самый древний используемый морской узел. Его
предназначение — соединение двух концов веревок.
«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»
Перекрестите между собой ходовые концы, затем один раз
обмотайте вокруг друг друга, а оставшиеся концы свяжите обычным полуузлом.
«Беседочный узел» или Булинь
Такой узел обычно используют для страховки человека,
обвязывая трос вокруг талии.
«Беседочный узел» или Булинь
Сделайте из веревки петлю, не завязывая ее. Протяните через
нее ходовой конец. Затем ходовой конец оберните вокруг коренного и опять
проденьте сквозь петлю. Туго затяните.
Еще можно научиться завязывать морской узел «Беседочный» вокруг себя одной рукой, что поможет в экстренных ситуациях. Для этого левой рукой захватите коренной конец, а правой оберните ходовой вокруг туловища. После чего вытяните его вперед.
Затем этим же концом оберните его один раз. После этого ходовой конец опять оберните вокруг коренного. Как только из петли была вытащена правая кисть, просуньте ходовой конец веревки в более маленькую петлю.
После этого вытяните левую руку с коренным концом вперед.
Булинь одной рукой
Попрактиковавшись должным образом, научиться завязывать морской узел подобным образом можно даже темной ночью или в ледяной воде.
«Эшафотный узел»
Еще его знаю под названием «Висельный узел» или петля Линча.
Изначально его использовали по прямому назначению (вы догадываетесь какому), но
впоследствии он оказался настолько действенным и полезным, что его стали
применять и в сельском хозяйстве, и в быту, и во многих других областях.
«Эшафотный узел»
Заломите веревку вдвое и ходовым концом начинайте обматывать эту «двойную» веревку. Число витков неограниченно, но обычно хватает шести. Оставшийся ходовой конец проденьте сквозь оставшуюся наверху петлю и затяните ваш узел.
«Португальский булинь»
«Португальский булинь»
Данный узел пригодиться альпинистам и людям, которым необходимо поднять раненного человека. «Португальский булинь» вяжется точно также как обычный булинь, только делается две петли, для того, чтобы вдеть в них ноги, а вокруг тела вяжется полуштык.
Научиться завязывать морской узел, как вы уже поняли, легко, но требует практики. Через некоторые время без освежения приобретенных знаний, вы легко забудете, как их завязывать. Поэтому не ленитесь и старайтесь изучать более сложные и красивые способы вязки морских узлов, которых насчитывается более 150 видов!
Как научиться завязывать морской узел
Как вязать морские узлы: основные схемы в картинках для начинающих моряков топ 10
Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.
С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.
Как завязать морской узел Булинь
Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку.
Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины.
Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Узел Булинь
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Эшафотная петля
Всем известно, что подобная петля считается самым прочным узловым соединением. Применение эшафотной петли приводило к быстрой смерти, поскольку она мгновенно ломала шейные позвонки. Поэтому, с историей этой петли связаны самые неприятные воспоминания.
Не смотря на сложность устройства этой петли, ее можно освоить за короткий промежуток времени. Для этого необходимо:
- Подобрать материал самого высокого качества и прочности, чтобы он смог выдержать большой груз.
- Веревки соединяются в одно целое и складываются вдвое.
- В результате можно увидеть два конца: один длинный, а другой короткий.
- На длинном конце следует сформировать петлю подходящего размера и зафиксировать простым узлом. Если трудно определить размеры петли, то лучше обвязать предмет веревкой. После этого, веревка освобождается и можно увидеть свободную петлю нужного размера.
- Соединение закрепляется коротким концом веревки или каната.
Удавка готова к применению. Если имеются сомнения в применении подобного узла, то его надежность следует проверить в домашних условиях. Для этого нужно подыскать подходящий предмет и закрепив на нем веревку «удавкой», попробовать сместить этот предмет. Если узел не развяжется или даже не ослабнет, что вряд ли возможно, то его можно с успехом применять на рыбалке.
Вязание морского узла восьмерка
Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.
Узел восьмерка
Как вязать морской узел:
- Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
- Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
- Затянуть.
Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.
Сооружение переправы с помощью удавки
В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.
Для этого понадобится:
- Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
- Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
- Приспособление для уменьшения износа грузового троса.
Место для переправы следует выбирать с учетом:
- более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
- надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
- минимальная ширина препятствия в месте переправы;
- возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.
Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:
- все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
- удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
- ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.
Маховая удочка: конструкция, оснастка, выбор удилища
Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».
Узел удавка, идеально подходит для создания съемной переправ благодаря простоте вязания, хорошей надежности, возможности легко развязать узел под нагрузкой.
Схема вязки прямого морского узла
Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр.
Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу.
Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.
Прямой узел
Классическая методика:
- Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
- Второй конец образует открытую петлю.
- В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
- Затянуть обе веревки.
Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.
Встречный проводник
Встречный проводник
Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.
- Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.
- Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.
Полуштык и штык
Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.
Узел Штык
С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.
Для детей
Игры с узлами развивают воображение, мелкую моторику рук и усидчивость ребёнка.
Шнуры для занятий с дошкольником должны быть разноцветными, длиной около 50 см, средней толщины и не жёсткими. Можно изготовить стенд по росту ребёнка, на котором закрепить всевозможные виды верёвок. В первую очередь малыша обучают завязыванию шнурков на обуви, бантов и галстуков у кукол, декоративных завязок на одежде.
Начинают обучение с простого узла, который завязывают одной рукой:
- Отступают от большого пальца 3 см и вешают на кисть руки верёвку так, чтобы задняя её часть была короче передней и не превышала 30 см.
- Раскачивают руку с верёвкой справа налево и пытаются поймать задний конец шнура.
- На ладони образуется петля, а короткий конец верёвки будет зажат указательным и средним пальцами.
- Резким движением стряхивают верёвку с руки, при этом крепко удерживая пальцами её конец и стараясь протянуть его в петлю. Дошкольнику нужно несколько попыток, чтобы научиться завязывать простой узел таким способом.
Следующим осваивают проводник и прямой узел, затем – более сложные связки. Для ребёнка важно видеть пользу от полученных навыков, поэтому нужно привлекать его к завязыванию верёвок дома и на отдыхе, просить помочь при установке палатки или навеса
Как завязывать морской узел рыбацкий штык
Морской узел рыбацкий штык
Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.
История вопроса
Большой толчок делу вязания дало развитие парусного мореходства – необходимость в надежных и удобных «инструментах» создала целую коллекцию новых узлов. Еще один большой сдвиг произошел в XIX–XX веках с развитием туризма.
К тому времени парусное мореходство отошло в область хобби, и морские узлы попросту вышли из употребления – сейчас в мореходных училищах изучают всего около 38 узлов. Между тем, в «Книге Ашлея по узлам», вышедшей в 1944 году, описано 700 вариантов завязывания веревок, а максимальное известное их количество достигает 4000. Однако, когда появились туристы, все изменилось.
Развитие специфичных видов отдыха (альпинизм, спелеотуризм, спортивная рыбная ловля) вызвало к жизни забытые и «создало» новые виды связок.
Вязание узлов стало своеобразным видом спорта – один из рекордов в нем был зарегистрирован в «Книге рекордов» Гиннеса в 1977 году, удостоверяя, что американец Клинтон Р. Бейли-старший завязал шесть узлов за 6,1 секунды.
Схема воровского морского узла
Схема воровского морского узла
Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.
Порядок действий:
- Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
- Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
- Затягивают оба двойных конца.
Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.
Прусик
Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения.
Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста.
Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.
Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.
Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема
Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.
- Бабий узел
- Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.
- Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.
Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении.
Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться.
Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.
Для выполнения тещиного узла следует:
- Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
- Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.
Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.
Техника безопасности
- В процессе вязания узлов следует быть очень осторожным, иначе можно получить травму. Прочная веревка состоит из множества тонких волокон, которые при определенном усилии могут порезать руки. Особенно, это актуально на этапе затягивания узлов, поскольку требуется серьезное усилие.
- Перед подъемом больших грузов, нужно удостовериться в том, что веревка соответствует необходимой прочности. В любом случае, лучше перестраховаться и взять веревку с определенным запасом прочности.
- Ни в коем случае, нельзя применять подобные узлы при перевязывании частей тела. Это может привести к прекращению кровотока, что повлечет за собой непредвиденные результаты. При этом следует учитывать тот факт, что удавка склонна к самозатягиванию.
- Главное, предупредить, хотя на сегодня нет случаев, когда удавка действительно навредила человеку, если не считать эшафотную петлю. Но тот факт, что удавка является достаточно надежным соединением и очень простым в изготовлении, то большинство рыбаков пользуется именно удавкой, когда нужно надежно и быстро закрепить какие-либо предметы.
Игорь 27.05.2017
Виды и способы выполнения узла удавка
Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.
Узел Удавка
Схема вязки:
- Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
- Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
- Затянуть.
Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.
Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.
Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни.
Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре.
Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.
Терминология
Ниже указаны термины, которые используются в инструкциях по завязыванию узлов. Они являются необходимыми для правильного понимания описанных способов вязки:
- Ходовой конец – конец каната, который не закреплен и может свободно использоваться для вязки узла.
- Корневой конец – конец каната, который неподвижно закреплен и находится на противоположном конце. Корневой конец также используется при вязании узлов и остается неподвижным.
- Закрытая петля образуется при перекрещивании одного из концов каната с самим собой.
- Открытая петля – согнутый конец каната, который не пересекается сам с собой.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )