Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Узел Грейпвайн — популярная разновидность связки, позволяющая обеспечить надёжное соединение концов верёвки одного диаметра. Понять, для чего нужны удавки при его создании, довольно легко, да и сама техника доступна для освоения каждому любителю туристических и альпинистских походов. Подробный рассказ об особенностях применения узлов Грейпвайн, сведения о том, как их вязать, будут полезны всем поклонникам активного отдыха.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

На рыбалке и во время альпинистского восхождения, в туристическом походе надёжный узел-удавка часто оказывается необходим для соединения 2 концов верёвки или лески. В этом случае легко затягивающиеся варианты петель являются самым лучшим решением.

Узел Грейпвайн, не требующий создания контрольных фиксаторов, относится именно к этой категории. Его основное назначение — соединение отдельных концов верёвок между собой.

Большим преимуществом применения Грейпвайна можно назвать его пригодность для работы с тросами разного диаметра в диапазоне от 7 до 11 мм.

Второе название — двойной рыбацкий узел или double overhand bend – он получил не случайно. Именно рыболовы, часто использующие шнуры разных диаметров в 1 оснастке, первыми по достоинству оценили его возможности.

Грейпвайн формируется из 2 полуузлов, направленных в разные стороны друг от друга. Такое расположение отдельных частей обеспечивает эффективное блокирование скользящих верёвок — случайно развязать его невозможно.

Чем большее усилие прикладывается, тем сильнее затягивается петля.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Визуально узел Грейпвайн довольно сильно похож на восьмёрку, но схема его создания имеет принципиальные отличия. Фактически он состоит из 2 двойных простых связок, расположенных в разных направлениях.

Некоторые альпинисты и вовсе обходятся частичным вариантом этой петли. Полуузел также отличается высокой надёжностью и функциональностью, устойчив к растяжению. Сферы применения Грейпвайна максимально широки.

Он незаменим:

  • на рыбалке;
  • в походе;
  • в горах;
  • во время спасательной операции;
  • при выполнении такелажных и высотных работ;
  • при связывании буксировочных тросов;
  • при формировании петли из 2 репшнуров;
  • при создании самостраховки;
  • при создании 1 длинного шнура или каната из нескольких коротких.

Среди всех альпинистских узлов, этот считается одним из наиболее надёжных. Самозатягивание и стопорение элементов друг о друга обеспечивает возможность создания стабильного соединения даже новичком в самых экстремальных условиях. При сильных рывках он не развяжется, а лишь станет прочнее.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Двойной рыбацкий узел универсален. Он одинаково стабильно себя ведёт и при рывковых нагрузках, и при тягловом усилии. Всё это делает его незаменимым вариантом для использования в качестве страховки или основного соединения верёвок с одинаковым или разными диаметрами. Двойной рыбацкий узел имеет следующие очевидные достоинства.

  1. Устойчивость к деформации. Растяжение под нагрузкой в месте формирования связки будет минимальным.
  2. Прочностные характеристики. Они превышают показатель в 55%, что заметно выше, чем у многих аналогов.
  3. Возможность соединения не только стандартных, но и репшнуров.
  4. Отсутствие потребностей в вязке контрольных узлов. Соединение и без того будет прочным.
  5. Универсальность. Даже самые скользкие и плохо вяжущиеся шнуры, верёвки при таком соединении держатся хорошо.

Как и у других петлевых узлов, у Грейпвайна есть недостатки. При превышении нагрузки на верёвку он начинает смещаться, сползать.

Избежать проблем можно, если заранее оставить запас ходовых концов в размере не менее 10 диаметров шнура. То есть, помимо рабочего отрезка в 20 см ещё 10-15 пойдёт на страховку от смещения.

Также к минусам можно отнести то, что двойной рыбацкий узел сложно распутывать после использования, этот процесс требует определённых усилий.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Выполнить вязание Грейпвайна не так просто, как сделать восьмёрку или булинь. Он относится к более сложным узлам, но вполне удобен для освоения за счёт чёткой схемы. Точно следуя инструкции, можно с лёгкостью добиться желаемого результата. Порядок вязки будет следующим.

  1. Концы верёвок укладываются параллельно друг другу в разных направлениях, с перехлёстом около 20 см.
  2. Один шнур берётся за конец, проводится над коренным элементом второго. Нужно, чтобы образовался виток. На этом этапе концы верёвок будут направлены в одну сторону.
  3. Сворачивается петля. Ходовой конец веревки № 1 совершает полный оборот вокруг второй. Выводится под ней.
  4. Формируется дополнительный обнос. Поверх веревки № 2 и свободного конца первого шнура свивается петля.
  5. Вязка завершается. Свободный ходовой конец верёвки № 1 проводится сквозь петли. Если всё сделано правильно, кромки соединяемых шнуров будут направлены в противоположные стороны.
  6. Регулировка и выборка слабины. Первая половина двойного рыбацкого узла затягивается за ходовой конец верёвки № 1. Остальная часть в этот момент статична.
  7. Для ответной части узла действия повторяются. Свободный конец обвивается вокруг основания, затем затягивается по схеме.
  8. Обе половины затягиваются окончательно. Для этого нужно одновременно потянуть за свободные концы верёвок в узле, направляя их в разные стороны.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Проверить корректность вязки поможет визуальный осмотр поверхности Грейпвайна. Если всё сделано правильно, на одной его стороне будут располагаться 2 X-образных перекрестия, а на противоположной — 4 обноса, идущих параллельно. Добавив 3 петлю, можно получить тройной рыбацкий узел.

Основной ошибкой при вязании Грейпвайна можно назвать одинаково направленное расположение половин узла. Такая связка надёжно держать не будет, её придётся переделать. Большой ошибкой станет и использование шнуров с разницей в диаметре более 40%, разным типом волокон.

Чтобы не запутаться в принадлежности тросов, их лучше брать в разном цветовом исполнении. В этом случае ошибиться с протягиванием верёвки в петли будет практически невозможно. Однотонные шнуры берут опытные альпинисты. Новичку на этапе освоения всё это лишь помешает добиться успеха.

К ошибкам принято относить и неполное проведение всех операций. Например, если оставить полуузлы без затягивания, фиксация будет неполной. Настоящий Грейпвайн получается, только если свести их к центру соединяемых отрезков.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Слишком сильное затягивание петли приводит к тому, что развязать узел не получается. В этом случае Грейпвайн придётся отрезать вместе с частью верёвки. Это стоит учесть, рассчитывая длину концов. Чтобы развязать менее тугую затяжку, полуузлы сначала отодвигают друг от друга, затем выдёргивают конец верёвки из центра петли.

Наглядная техника вязания узла приведена далее.

Узлы для альпинизма: грейпвайн · Альплагерь Туюк-Су

Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.

Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.

Грейпвайн

  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-

Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.

Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).

Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).

Жёсткие и тонкие шнуры и петли с сердцевиной или полностью из дайнимы/спектры связывайте тройным грейпвайном.

Тройной грейпвайн

Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы. У меня тут реп из дайнимы, но в нейлоновой оплётке. Лучше используйте такие.

  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнДва конца репшнура
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнОдин обмотайте вокруг другого три раза
  • Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнВторой тоже обмотайте три раза, только в другую сторону
  • Затяните. Получился тройной грейпвайн
  • Смотрите: части узла входят друг в друга, получаются те самые -—XXX—-

При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.

Кирилл Белоцерковский,инструктор Альплагеря Туюк-Су

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Узел грейпвайн носит второе название «двойной рыбацкий узел». Грейпвайн – достаточно известный вариант вязки для завязывания ниток, веревок и привязывания рыбацких снастей.

Это один из самых надежных и крепких узлов, известных на сегодняшний день. Но выполнить его достаточно сложно, тем более в первый раз.

Буквально небольшая погрешность в вязке узла, и надежность грейпвайна можно будет поставить под сомнение.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Внешне он очень схож с морскими узлами, «восьмеркой» или ткацким узлом. Технология его завязывания хороша тем, что не нужен дополнительный фиксирующий узел. Профессионалы знают, каково делать его впервые.

Как завязывается узел проводник, смотрите по ссылке.

Читайте также:  В каких единицах измеряют азимут. Что такое азимут в географии?

Применение грейпвайна

Содержание

  • 1 Применение грейпвайна
  • 2 Как вязать узел грейпвайн
  • 3 Видео

Это один из самых распространенных узлов разнопланового назначения, использование которого нашло себя и в строительстве, и в аграрной сфере, и при любых такелажных работах. Им можно завязать все, что угодно, начиная от лески и нитки и заканчивая мощным тросом.

Как правило, им связывают веревки или тросы. На кораблях им вяжут между собой канаты, на стройке и в туризме связывают стропы, а в конном спорте подвязывают стремя. Но незнающий человек может с легкостью его перепутать с любым другим узлом. Для многих его плетение напоминает технологию завязывания галстука. Он считается одними из самых нужных и востребованных туристических узлов.

Как вязать академический узел, можно узнать по ссылке.

Как вязать узел грейпвайн

Ниже представлена схема, как сделать удавку. Ее можно перепутать с брамшкотовым или узлом Булинь. Правильно связанный туристский трос будет служить долго и надежно.

Необходимо взять 2 веревки с одинаковым радиусом сечения. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
С помощью окончания первой веревки мотаем однократно петлю вокруг второй веревки. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Дополнительно повторяем операцию еще один раз. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Окончание первой веревки продеваем по прямой в образовавшуюся петлю и протягиваем вдоль основной веревки. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Тянем конец и фиксируем узел во встречном направлении. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Теперь необходимо проделать все те же самые операции с окончанием другой веревки. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Затягиваем веревки. Вязание узла грейпвайн завершено. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

  Калмыцкий узел

Как вязать дубовый узел, читайте по ссылке.
Для завязывания нитей, веревок и тросов разнящихся радиусов сечения необходимо с большим усилием затягивать каждый узел. Диаметр веревок должен отличаться не более чем на 45 процентов. Структура веревок по возможности должна быть схожа.

На фото изображен необычный узел.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнЗавязывание узла своими руками

Как завязывается бутылочный узел, смотрите по ссылке.

Видео

Пошаговое видео из Ютуб (Youtube video) о том, как завязать узел грейпвайн своими руками.

Грейпвайн (Двойной рыбацкий узел)

02.09.2017 Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн Связывание двух веревокУзлы для альпинизмаУзлы для рыбалки

Узел грейпвайн так же называют двойной рыбацкий узел. Это довольно распространенный типичный узел для связки веревок, лесок или тросов одного или разных диаметров. Преимуществом такого узла является его неимоверная прочность, поэтому он зажил славы надежного узла. Но, к сожалению, это довольно непростой узел. В случае с его завязыванием, у человека принципиально нет права на мелкую ошибку, так как тогда это уже не будет знаменитый грейпвайн.

Его также можно спутать с узлом «восьмеркой» или ткацким узлом. Еще одним плюсом является то, что он не требует завязывания контрольного узла.

Применение Грейпвайна

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнНельзя четко перечислить сферы его применения, так он распространен довольно широко и применяется везде, где только человек имеет дело с завязыванием веревок, канатов, тросов, нитей, лески или других привязывающих материалов.

Он применяется для взаимного связывания двух веревок или тросов. Его применение можно встретить, как на кораблях, в рыбацком промысле, текстильном производстве, альпинизме, туризме, сельском и животном хозяйствах, так и в бытовой жизни человека. Он применяется везде, где только не лень, но его довольно часто путают с другими видами узлов.

Как вязать узел грейпвайн?

Для начала берем две веревки одного диаметра. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
 Берем свободный конец одной веревки и с его помощью обматываем один раз конец другой веревки, чтобы получилась петля. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
 Обматываем веревку еще раз в направлении от ее конца к основанию. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Пропускаем этот конец параллельно веревке через все отверстия и от основания к окончанию. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Затягиваем узел. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Повторяем действия с другим ходовым концом в таком же порядке. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн
Стягиваем веревки. Вязание узла «Грейпвайн» закочено. Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Для завязывания веревок разных диаметров, рекомендуется сильно затягивать каждый из узлов, и использовать веревки с разницей диаметров не более 40% и с максимально однотипным волокном!

Видео

Видео о том как завязать узел грейпвайн:

Узнаем как правильно вязать узлы грейпвайн?

Умение завязывать веревочные узлы необходимо не только туристам. Узлы грейпвайн, ткацкие, прямые и вспомогательные могут пригодиться и в обычной жизни. Во время путешествия может понадобиться навести временную переправу, использовать закрепление каната для спуска или подъема людей и груза. Особым образом крепко замкнуть мешок легко, если турист знает, как вяжется узел.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Грейпвайн, прямой, булинь, морские, рыбацкие

Место, на котором соединены, спутаны в особом порядке концы лески, веревок, канатов, называют узлом. Основное количество связок придумали моряки. Существует более 4 тыс. соединений для веревок на все случаи жизни.

У альпинистов и туристов особое применение нашли несколько десятков из этого многообразия. Путешественники используют те, которые минимально изнашивают веревку, сохраняют крепость, не расслабляются произвольно.

Наряду с этим ценится такое качество, как легкое развязывание после нагрузки.

В зависимости от назначения практические узлы разделяют на несколько типов:

  • схватывающие;
  • амортизирующие;
  • вспомогательные.

Кроме этого, необходимо знать, что для соединения одинаковых по толщине веревок используют прямой или встречный, ткацкий или грейпвайн (как вязать – ниже). Для страховочных и незатягивающихся петель делают простой и австрийский проводник, восьмерку, девятку. Эти узлы хороши для объединения туристов в одну цепь.

Необходимо закрепиться за опору или дерево? Плетут удавку, булинь или вяжут стремя. Концы линей разных по толщине соединяют академической связкой, используя шкотовой или брам-шкотовой. Узлы грейпвайн одинаково подходят и в таких случаях. Причем, чем больше различие в размерах, тем сильнее схватываются веревки.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Вспомогательные и контрольные: что это и для чего?

Среди перечисленного многообразия туристами применяются всего 6-8 вариантов. Некоторые из соединений скользят по современным синтетическим канатам. Какие-то из узлов устарели, и туристы заменили их модифицированными и более крепкими.

Узел грейпвайн, история которого продолжается, традиционно используется для связки как одинаковых по толщине канатов, так и с разными диаметрами. Чтобы сохранить уверенность соединения, на рабочих концах веревок дополнительно завязывают «контрольки».

Так называют дополнительные узелки, фиксирующие свободные края канатов. Такой способ добавляет надежности креплению, что важно на высотных горных переходах. Контрольные узлы вяжут вдоль всех основных креплений.

Однако двойные рыбацкие и ткацкие не требуют дополнительной меры безопасности.

Вспомогательными или специальными узлами туристы пользуются для самостраховки, при спасательных мероприятиях, при поднятии, опускании, переноске грузов. «Амфорным» фиксируют сосуды с горлышком для транспортировки или помещения в реку (для охлаждения напитка). Маркировочными узлами обозначают концы канатов.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Что снижает прочность веревки?

Невозможно пользоваться бечевкой без единого узелка. Но стоит только завязать хоть один туристический узел (грейпвайн или другой), как прочность веревки немного снижается.

Это объясняется изменением натяжения при перегибах и срезанием некоторых волокон в местах соединения. А при промерзшей или влажной бечевке на волокна воздействуют кристаллы льда.

Во время нагрузки, на перегибах и петлях силы распределяются неравномерно, натяжение одних нитей значительнее, других – слабее. Возникающие усилия в поперечных волокнах изгибов создают дополнительную, лишнюю нагрузку на прямые участки веревки.

Влияние некоторых узлов уменьшает прочность каната до 35-60%. Несмотря на эту особенность, любые завязки, в том числе узлы грейпвайн, не изменяют основных динамических качеств альпинистского аркана.

Как сохранить и нужно ли чистить канаты?

Кроме практического навыка вязания узлов важно правильно хранить снаряжение и ухаживать за веревками. Опытные туристы уделяют достаточно внимания чистке и упаковке своих «помощников» в восхождениях на вершины.

Первое, что следует делать время от времени – это стирать вручную в теплой воде с мылом. Просушивать лучше в тени на ветерке.

Хранят канаты, расстелив снизу плотную ткань или тент, в месте, где снаряжению не грозит загрязнение химикатами, песком или землей.

Перед очередным походом следует тщательно проверить целостность веревок, отсутствие повреждений. Важно помнить, что ухудшить состояние каната может нагрев от скоростного спуска или трение о камни.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Преимущества перед встречным узлом

Как завязать узел грейпвайн? Иногда его называют «двойным рыбацким», иногда – «двойным ткацким».

Чем он так полюбился туристам, совершающим горные восхождения? Следует заметить, что этот способ одним из самых прочных. Используя данное соединение, можно сращивать концы плоских лент.

Фиксация страховочных линей, петель – оттяжек, применение для соединения разных по калибру канатов – все это доступно двойным узлам.

С применением грептвайна отпала необходимость делать страховочные узлы. Это способствует большей безопасности туриста, так как экономит время и длину веревки. Еще одним важным качеством считается минимальное влияние на ослабление веревок, теряется около 6% прочности. Такой коэффициент недоступен другим узлам подобной прочности.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Специфическая туристская терминология

Для большего понимания интересного и полезного процесса соединения веревок, перечислим основные и общепринятые обозначения петель, концов и перекрещиваний. Итак:

  • основным называют закрепленный или свободно лежащий конец каната, по которому происходит плетение;
  • ходовая или рабочая – это двигающаяся часть веревки;
  • открытая петля – это не перекрещенная, сложенная вдвое часть бечевки;
  • калышкой называют закрытый, перевернутый загиб на канате;
  • полуузлом начинается вязание известного всем обычного бытового узла;
  • обнос – это обхват опоры или дерева без перекрещивания;
  • шлагом называют захват предмета полным оборотом каната(на 360*), при котором концы веревки «смотрят» в противолежащие стороны;
  • полуштык – это оборот вокруг опоры с последующим пересечением веревкой своего окончания перпендикулярно (без продевания под петлю).
Читайте также:  Как ездить на велосипеде без колесиков стабилизаторов

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Последовательность получения двойного ткацкого соединения

Грейпвайн как вязать? Узел складывается из полуузлов, которые поочередно завязывают краями каната. Сначала рядом, навстречу друг другу укладывают концы веревки.

Одним из них два раза обвивают обе бечевы (делают два шлага), продевают сквозь обороты полученной спирали и затягивают. С другим концом проделывают то же самое. Затем нужно потянуть за обе бечевки в разные стороны до полного сближения затянутых полуузлов.

Длина рабочих хвостов должна равняться 12-20 см. Контрольные узлы не требуются, соединение и так крепко затягивается с нагрузкой.

Если требуется развязать двойной рыбацкий захват, предварительно растаскивают узлы в разные стороны. Сделать это сложно, но возможно. Затем расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго полуузла, его легко распутать.

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн

Как научиться быстро завязывать узел грейпвайн (фото и подсказки)?

Иногда туристу приходится крепить веревки в экстремальных условиях. Нужны скорость и хорошие практические навыки. Если зависнуть на страховке или с трудом удерживать равновесие на мизерной ледяной площадке, дорога каждая секунда. Выручает «моторная» память, при которой альпинист действует, не задумываясь, руки двигаются механически.

Для овладения динамическими навыками применяется схема вязания узла грейпвайн и следующие способы:

  1. Пользуясь особенностями зрительной памяти, необходимо выучить последовательные рисунки и инструкции. Многократная тренировка в завязывании «без подсказки» позволит в нужной ситуации легко вспомнить весь процесс и ответ на вопрос о том, как сделать узел грейпвайн.
  2. Запоминание точной последовательности движения концов каната в процессе практической работы над соединением создает в голове нужный алгоритм действий. Качество и скорость зависят только от количества повторений.

Если пользоваться двумя этими способами поочередно или комплексно, мозг и руки выучат не только узлы грейпвайн, но и другие специальные соединения. Инструкторы рекомендуют сразу приучить себя при завязывании любых узлов оставлять в целях безопасности веревочный «хвостик» длиной не менее 5-7 см.

Узлы часть 2. Более продвинутые узлы

Продолжение первой части статьи, посвященной узлам, здесь представлены не менее полезные узлы, рекомендуемые к изучению. Это: узел Маршара, грейпвайн, удавка, ткацкий и срединный проводник (его должен знать каждый турист и альпинист).

Узел Маршара (австрийский)

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнУзел Маршара

Этот узел является потомком уже известного нам узла Прусика. Применяется для тех-же целей – как схватывающий узел. При этом он быстрее схватывается на верёвке чем узел Прусика. Меньше ползет на мокрых и обледенелых верёвках чем «Прусик» (который на обледенелых верёвках не держит вообще) следовательно – меньший риск при срыве отправится в «свободный полёт» с узлом в руках и грустью в глазах.

Вяжется он довольно быстро и легко. Одним из плюсов узла Маршара является его свойство ползти в одну сторону и схватываться при нагрузке с другой стороны. Это удобно использовать для подъёмов.

Этот узел должен вязаться тонкой верёвкой вокруг толстой, чем больше разница диаметров верёвок, тем лучше он будет схватываться. Используется узел Маршара главным образом как страховочный узел в альпинизме.

Еще его можно использовать для наведения верёвочных переправ и для подъёмов (вместо жумара).

Удавка полуштыками

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнУдавка полуштыками

Это довольно интересный и удобный узел, который можно использовать во многих жизненных ситуациях. Например, подтащить бревно или закрепить верёвку на дереве (для нужд альпинизма применять данный узел не стоит). Именно таким узлом крепят тетиву на луке и гитарные струны. Как вы уже могли догадаться, держит удавка только когда верёвка под натяжением. Когда-же нагрузка снимается, то узел почти полностью развязывается.При завязывании и затягивании удавки важно, чтобы верёвка не переламывалась через петлю, иначе сильно упадет ее прочность (мы ведь помним, что чем больше у верёвки перегиб и сдавливание, тем меньше ее прочность в месте этого перегиба).

Как я говорил, для альпинизма и туризма этот узел использовать не желательно. Но, если требуется навести неответственную переправу, где верёвка не будет испытывать значительных нагрузок и в случае срыва человека, он не получит травм, то можно применить удавку.

Примером может служить наведение переправы через небольшую и не глубокую речку или ручей, где в случае срыва можно только намокнуть. В случае такого применения, нужно дополнительно завязать контрольный узел, а можно даже штыкэ.

Тогда и крепление будет безопасным и жестким, и снимать переправу будет легко.

Ткацкий

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел Грейпвайн Ткацкий

Этот узел является достаточно простым способом связать верёвки одного диаметра. Кроме того, после его затяжки сам узел становится достаточно компактным. По сути, ткацкий узел, это просто две «контрольки». Кстати, после его завязывания необходимы контрольные узлы на обоих верёвках.

Плюсы ткацкого узла: компактность, быстрота связывания и относительная надежность соединения.Минусы: очень сильное затягивание (вплоть до невозможности развязать), ослабление верёвки и необходимость вязать контрольные узлы.

Этим узлом хорошо соединять две нитки для шитья (компактность узла), но плохо использовать для альпинизма и туризма.

Грейпвайн (двойной рыбацкий)

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнГрейпвайн

Очень прочный и надёжный узел, применяется для связывания верёвок как одного, так и разного диаметра. Кроме того, грейпвайн довольно красив. Его используют просто везде, на кораблях и на суше, в горах, в быту, вобщем, где только не лень. Вяжется он относительно просто: сначала завязывается она двойная петля, на одной верёвке, потом такая-же на второй и затягивается. Узел этот похож на ткацкий, только делается не один, а два оборота верёвки.

Плюсы: очень мощный и надежный узел, не требует дополнительных «контролек», можно связывать верёвки разного диаметра.Минусы: очень сильно затягивается.

Именно этим узлом я советую связывать репшнур для схватывающих узлов типа Прусика, Маршара, Бахмана и пр. Его можно с успехом использовать в качестве контрольного узла. Для этого вяжется только одна двойная петля на одной верёвке, такая «контролька» будет надежнее обычной.

Срединный проводник

Узел двойной рыбацкий. Завязываем узел ГрейпвайнСрединный проводник

В морской терминологии данный узел называется «ездовая петля». Внешне он напоминает бурлацкую петлю, но является более надежным и практичным. Применяют срединный проводник везде, где необходима прочная и надежная петля в середине верёвки, например, в альпинизме для организации связок. Также его можно использовать для пропускания проводки по натянутой верёвке.

Плюсы: надежный и удобный, завязывается в середине верёвки, не «ползёт».Минусы: относительная сложность завязывания, может сильно, хоть и не намертво затянуться.

Настоятельно рекомендую выучить срединный проводник так, как это относительно уникальный по своим характеристикам узел и имеет очень много возможностей применения.

Есть третья часть статей про узлы!

✅ Как вязать туристические узлы схемы — veloexpert33.ru

Двойной UIAA
Каноническое название Двойной UIAA
Синонимы двойной UIAA[1][2][3][4], зигзаговый узел[5] (Zigzag Knot)[6]
Категория тормозящие узлы
Категория #2 штыковые
Родственные узлы узел UIAA, узел Гарда, коровий узел, стремя (выбленочный узел)
Развязываемость легко
Применение в альпинизме — для обеспечения динамической страховки в качестве тормозной системы
Недостатки в альпинизме — нужен постоянный контроль ходового конца верёвки, а при остановке, блокирование ходового конца рифовым в паре с контрольным узлами; для правильной работы узла необходим грушевидный карабин (HMS); ходовой конец узла обязательно должен располагаться на карабине на противоположной стороне от муфты, чтобы при движении не размуфтовывать карабин
Книга узлов 1195

Узел двойной UIAA [7][8][9][10] (англ. Zigzag Knot[11] — «зигзаговый узел»[12]) — тормозящий полусхватывающий узел в альпинизме, применяемый для страховки пострадавшего при спасательных работах на спуске по верёвке. Для правильной работы узла необходимо применять грушевидный карабин (HMS).[13][14] Ходовой конец узла обязательно должен располагаться на карабине на противоположной стороне от муфты, чтобы при движении не размуфтовывать карабин.[15]

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.
Читайте также:  Как играть в регби: по шагам (c картинками)

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

  Донная снасть для ловли карася: разные виды оснасток

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Как вязать туристические узлы схемы

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б.

Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно.

Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

См. также[ | ]

  • Список узлов
  • Полиспаст
  • Дюльфер
  • Штык (узел)
Скалолазание и альпинизм
Классификация
  • Альпинизм
  • Скалолазание трудность
  • скорость
  • боулдеринг
  • Спелеотуризм
  • Горный туризм
  • Ледолазание
Снаряжение
  • Верёвка
  • Страховочная система
  • Каска
  • Спусковые устройства
  • Обувь Альпинистские кошки
  • Скальные туфли
Страховка
  • Страховка (альпинизм)
  • Страховка (скалолазание)

Какими бывают узлы

Любые туристские узлы должны:

  1. вязаться без лишних усилий;
  2. выдерживать разный вес и нагрузку;
  3. не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.

  Клевое озеро, или Как я впервые ездила на рыбалку*

Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:

  • одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
  • разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
  • для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
  • для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
  • не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.

Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.

Прямой узел

Прямой узел вяжем одним из двух способов:

  1. Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
  2. Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.

Ткацкий узел

Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.

Встречный узел

Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.

Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.

Грепвайн

Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.

Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.

Брамшкотовый

Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.

Академический

Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.

  Устройство для отгрузки поплавков своими руками

Восьмерка

Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.

Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.

Булинь

Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.

Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.

Простой проводник

«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».

Срединный австрийский проводник

Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.

Двойной проводник

Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».

Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.

Удавка

Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.

Вспомогательные узлы

К вспомогательным вариантам относятся: * Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий. * Маркировочный * Стремя

Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят: * простой; * стремя; * ткацкий; * удавка; * встречный; * брамшкотовый; * академический; * булинь; * простой проводник.

Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки.

Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно.

Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы.

Подробнее о видах узлов и способах их завязывания расскажет видео.

Литература[ | ]

  • Захаров П. П., Степенко Т. В. Школа альпинизма. Начальная подготовка : Учеб. Ш67 издание — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 463 с., ил. ISBN 5-278-00125-9
  • Мартынов А. И. Промальп. Промышленный альпинизм

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector