Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.
Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении, но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега и т. д., обеспечивать себя питьевой водой, разводить костёр, готовить на нём пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие растения, ягоды и грибы можно использовать в пищу.

Об этом мы и расскажем подробнее.

Сооружение временного укрытия из подручных средств

Если в природных условиях у вас возникнет необходимость в сооружении временного укрытия (например, если испортилась погода, или приближается ночь, или вы решили ждать группу спасателей на месте), то сначала нужно определить, для каких целей оно вам потребуется (защититься от дождя, холода, ветра и пр.), какие материалы для строительства вы можете использовать и какие инструменты у вас есть (лопата, топор, вёсла, нож и т. д.). В зависимости от этого вы можете определить, какой тип укрытия вам подойдёт.

Существует несколько типов временных укрытий: навес, заслон, шалаш, снежная траншея, снежная пещера и др. Выбор типа укрытия зависит также от времени года, вашего умения, трудолюбия и физического состояния. Затем необходимо выбрать место для временного укрытия.

В первую очередь оно должно быть сухим и, если есть возможность, находиться недалеко от воды (ручья, речки). Нужно хорошо расчистить выбранную площадку, а затем заготовить строительный материал (жерди, лапник, ветви, кору и т. д.).

Навес — это наиболее простое в построении укрытие под естественно образовавшейся крышей — камнями и деревьями. В лесу можно для этого выбрать разлапистую ель, ветки которой лежат на снегу. Под ветвями у ствола роют углубление и выстилают его лапником. Место для костра выбирают так, чтобы огонь не касался веток и ствола дерева. Вход завешивают палаткой или полиэтиленовой плёнкой.

Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

Заслон — это также простейшее укрытие для защиты от ветра и снега. Наиболее часто заслон сооружают для отдыха во время зимних походов по лесистой местности. Между дере- вьями натягивают верёвку или вбивают в землю на расстоянии 2—2,5 м друг от друга два кола, имеющие развилки на концах.

Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

На развилки укрепляют жердь или верёвку. На верёвку или жердь упирают каркас из более тонких жердей, который накрывают сверху и с боков лапником или полиэтиленовой плёнкой. Для каркаса можно использовать лыжи и лыжные палки. Перед заслоном можно развести костёр.

Двускатный шалаш строят так же, как и заслон, только каркас делают с двух сторон. Заднюю часть такого укрытия можно загородить лапником, а вход завесить куском ткани.

Выживание в природных условиях. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

Снежную пещеру можно вырыть в большом сугробе, расположенном на склоне, в русле ручья, у большого камня. Готовую пещеру закрывают стенкой из плотно уложенных снежных кирпичей. В стенке проделывают лаз и отверстие для вентиляции.

Способы добывания огня

При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костёр увеличивает шансы человека на выживание. Костёр нужен для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия.

Если у вас имеются спички или зажигалка, костёр можно развести при любой погоде. Поэтому опытные туристы и путешественники советуют каждому человеку, находящемуся на природе, иметь с собой спички, которые входят в так называемый носимый аварийный запас (НАЗ) и хранятся в полиэтиленовом пакете.

А если спичек нет? Древний человек добывал огонь при помощи огнива, кремня и трута. В качестве трута можно использовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль, которую можно найти под корой засохших деревьев.

В качестве кремня можно использовать твёрдый камень, в качестве огнива (или кресала) — лезвие ножа или любой предмет из стали.

Для получения огня этим способом камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя по камню кресалом так, чтобы искры падали на середину трута. Когда трут начнёт потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку.

Огонь можно добыть в солнечный день с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Существует ещё один способ добывания огня — с помощью лука и палочки. Для этого из метрового ствола молодой берёзы толщиной 2—3 см изготовляют лук, стянув ствол шнурком от ботинка или верёвкой. Палочку делают из сосновой ветки толщиной с карандаш, длиной 25—30 см, заострив её с одного конца.

Заострённую палочку, обернув однократно тетивой лука, вставляют в углубление куска древесины твёрдой породы (например, берёзы). Затем прижимают палочку одной рукой сверху, предварительно положив между ладонью и палочкой прокладку.

Другой рукой начинают быстро водить лук взад и вперёд перпендикулярно палочке. От трения в лунке повышается температура и образуется чёрная порошкообразная пыль, в которой появляется сначала дым, а затем пламя.

Затем добавляют в лунку трут и раздувают огонь.

Отметим, что для добывания огня этими способами потребуется большое упорство и терпение.

Обеспечение питьевой водой

Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьёв) перед употреблением необходимо подвергать очистке. Вода рек, озёр и других поверхностных водоёмов часто непригодна для питья, так как может содержать болезнетворные микробы, ядохимикаты и другие токсичные вещества.

Если вы взяли воду из непроверенного источника, её следует кипятить не менее 30 мин. Не рекомендуется брать воду непосредственно из озера или болота. На низком берегу в нескольких метрах от воды надо выкопать ямку, а когда она наполнится водой, аккуратно вычерпать воду.

Повторив эту операцию два-три раза, вы можете получить из этой ямки очищенную воду, которую можно употреблять после кипячения.

Продезинфицировать воду можно марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовать 5-процентную спиртовую йодную настойку (две-три капли йода добавить на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч).

Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например берёза, дающая берёзовый сок. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания.

Через некоторое время на внутренней стороне плёнки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу, если научиться собирать её. Для этого надо с вечера положить кучку мелких камней (гальки) на брезент, и к утру на нём соберется вода.

Обеспечение питанием

На Земле нет мест, где подготовленный человек не смог бы найти себе пищу. В природных условиях её можно добывать охотой и рыболовством (если для этого есть соответствующие приспособления), отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи.

  • Растительная пища может в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.

На территории России встречается большое количество дикорастущих растений, пригодных в пищу. Это яблоня, груша, рябина, малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, корневища кувшинок, внутренний слой коры молодых деревьев, почки берёзы, липы.

Необходимо, однако, соблюдать общие правила безопасности: никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения; не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый молочный сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.

В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием.

Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: например, леску — из распущенных шнурков ботинок, нити, выдернутой из одежды, расплетённой верёвки; крючок — из булавок, серёжек, заколок от значков, а блесну — из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т. п.

Рыбу допустимо есть сырой, но лучше нарезать её на узкие полоски, высушить их на солнце: так она станет вкуснее и дольше сохранится.

Следует помнить, что рыбой можно отравиться.

Нельзя есть рыбу, покрытую колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыбу, не покрытую чешуёй, лишённую боковых плавников, имеющую необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов.

Нельзя есть несвежую рыбу. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоку, печень, так как они часто бывают ядовитыми.

В отличие от рыбалки охота требует от человека достаточного умения и навыков. Мелких животных и птицу добывать сравнительно нетрудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления.

Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая.

Подача сигналов бедствия

Знание сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природной среде.

Читайте также:  Система для приготовления пищи в походе. Системы приготовления пищи

Средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Для обозначения своего местонахождения днём пользуются дымовыми кострами. Дыма будет больше, если в костёр добавить свежую траву или сырой мох.

  1. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костёр.
  2. Международные сигналы бедствия можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев.

Проверьте себя ■ Какими знаниями и умениями должен обладать человек, чтобы чувствовать себя безопасно в природной среде? ■ Для чего нужно иметь с собой спички, если вы отправляетесь на отдых в природных условиях? ■ Каким способом вы будете добывать огонь при автономном существовании, если у вас нет спичек? ■ Какую воду можно пить, когда находишься в природных условиях? ■ Можно ли пополнить свой рацион питания за счёт даров природы и какие меры безопасности необходимо соблюдать?

  • ■ Для чего нужно знать сигналы бедствия и правила их подачи?
  • После уроков
  • Запишите в дневник безопасности, какие временные укрытия из подручных средств можно соорудить в природной среде для защиты от ветра, холода, дождя.

В выходной день с товарищами потренируйтесь в сооружении одного из временных укрытий (например, шалаша). Для этого не обязательно уходить далеко в лес.

Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей.

Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична.
Автономное существование человека в природе.

Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле.

Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий.

Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище.

Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климато-географическим условиям.

В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях.

Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климато-географической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает не специфической защитной реакцией стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза постоянства внутренней среды.

В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми.

Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Причины экстремальных ситуаций на природе

Лучший способ избежать опасной ситуации это научиться предвидеть и не допускать ее. Если все же вы попали в экстремальную ситуацию, то благоприятный исход автономного существования будет зависеть от многих причин.

Причинами экстремальных ситуаций на природе часто становятся оплошности, допущенные человеком. Непродуманная экипировка, недостаточный запас продовольствия и питьевой воды, слабая психологическая подготовка.

Недостаточный уровень такого качества, как выносливость.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды. Температура и влажность воздуха,ядовитые змеи, хищные животные и т.д. Они нередко оказываются экстремальными. Также они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Что такое автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное автономное существование

Автономное существование человека в природе, это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономное существование человека в природе может быть двух видов: добровольным и вынужденным.

Добровольная автономия это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте. Попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Уметь действовать в различных природно-климатических условиях. Для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. А в условиях вынужденной на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Запланированная добровольная автономия человека на природе

Добровольная автономия это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными. Активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и другие.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели. Изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель этого вида туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденное автономное существование человека в природе, основные причины

Вынужденное автономное существование человека в природе особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека.

Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в не населенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему.

Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого. Наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных. А так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.

Но главное, многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию. Насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Это стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.
2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:
а) Резкое изменение природных условий. Резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.
б) Потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции.

в) Потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

Читайте также:  Как сделать наживку для рыбы без червей

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

Катастрофы или аварии на воздушном и железнодорожном транспорте.
Аварии на морском и речном транспорте.

Аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно. Ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств. Его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую среду.

По материалам книги Способы автономного выживания человека в природе.
Артышко С. В.

Урок 1. автономное пребывание человека в природе — Основы безопасности жизнедеятельности — 10 класс — Российская электронная школа

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 10 класс
  • Урок № 1
  • Автономное пребывание человека в природе
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Автономное существование человека в природной среде.

  2. Добровольное и вынужденное автономное существование.
  3. Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
  4. Определение сторон горизонта.

  1. Глоссарий по теме:
  2. Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

  3. Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

  4. Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
  • Теоретический материал для самостоятельного изучения:
  • Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
  • Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.
  • Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:
  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться.

Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны.

Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность.

Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь.

А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

  1. Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.
  2. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  3. Задание 1
Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

  1. Варианты ответа:
  2. А) звуковым
  3. Б) невербальным
  4. В) визуальным
Информация об ответах Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):Правильный вариант: 1 – А; 2 — ВВыстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.Неправильный вариант/варианты (или комбинации):Б – не подходит ни для одного

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:

  1. Есть нерастопленный снег
  2. Употреблять в пищу корень одуванчика
  3. Употреблять соленую морскую воду
  4. Разводить костер на торфяниках
  5. Пить воду, содержащуюся в рыбе
Информация об ответах
  1. Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
  2. Правильный вариант: 1,3,4
  3. Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  4. 2,5

Конспект урока "Автономное пребывание человека в природной среде" — обж, уроки

Просмотрсодержимого документа

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
  • Преподаватель: Акатьева Валерия Сергеевна
  • Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
  • Класс: 10
  • Тема урока: Автономное пребывание человека в природной среде.
  • Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий.
  • Форма урока: комбинированный
  • Методы и приемы:
  • 1. словесные методы: беседа, слово учителя;
  • 2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;
  • 3. наблюдение;
  • 4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
  • 5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

  1. Время проведения урока: 45 минут
  2. Цель урока: Дать понятие об ориентировании и изучить простейшие способы определения сторон горизонта, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
  3. Задачи:
  4. Образовательная: Научить правилам определения сторон горизонта по небесным телам и местным признакам
  5. Развивающая: Развивать познавательные процессы, повышая интерес к предмету.
  6. Воспитательные:
  7. — Сформировать уважение к родной природе;
  8. — Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
  9. ХОД УРОКА:
  10. Вступительная часть
  11. Организационный момент
  12. А) Приветствие.
  13. Б) Проверка присутствующих и готовность к уроку.
  14.  Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.
  15.  Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета география:
  1. Что такое природная среда и природные условия?
  2. Какие бывают природные условия для жизни человека? (благоприятные и неблагоприятные)
  3. Чем характеризуются природные условия вашей местности? (или вашего района)
  •  Беседа с учениками о постоянном месте жительства и с какими проблемами они могут столкнутся если они заблудятся в лесу.
  •  Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета ОБЖ:
  • — Обитатели водоемов, часто используемых в походе в качестве пищи. (рыба)
  • — Опасность , связанная с разрушением горных пород. ( камнепад )
  • — Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием. ( малина )
  • — Прибор для определения сторон света. ( компас )
  • — Подробный план местности. ( топографическая карта )
  • — Вещи, которыми необходимо пользоваться в жаркую погоду. ( зонт, очки )
  • — Походная сумка туриста. ( рюкзак )
  • — Болотная ягода, богатая витамином С. ( клюква )
  • Проблемный вопрос:
Читайте также:  Как наполнить боксерскую грушу

XXI век. Для ориентирования на местности люди пользуются топографическими, физическими картами, а так же (Дубль ГИС) 2ГИС.

— Кто может нам объяснить: надо ли нам научиться ориентироваться на местности по предметам, по небесным светилам, по компасу и механическим часам?

Рассмотрение этого проблемного вопроса целесообразно начать с обсуждения: почему, попав в одинаковые ситуации, одни люди остаются живыми, а другие погибают? Наиболее интересные ответы, которые ученики будут давать в ходе обсуждения, надо записать в тетрадях.

  1. II. Основная часть
  2. — объявление темы и цели занятия
  3. — объяснение нового материала: § 1- § 2 стр. 10-15
  4. № 1 Автономное существование.
  5. Накопленный большой опыт людей в природных условиях получили название автономное существование.
  6. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  7. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  8. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
  9. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
  10. Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее.
  11. В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
  12. Главной задачейлюбого человека, попавшего в условия автономного существования, является выживание.
  13. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
  14. Выжить – это значить решить три важнейшие задачи:
  15. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.

  • Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления пищи.
  • № 2 Способы добывания огня.
  • — С помощью спичек, трением, с помощью искры при ударе камня о камень, железа о камень.
  • — Какими способами ещё можно добыть огонь?

— В солнечную погоду можно зажечь огонь с помощью линзы от фотоаппарата, очков и оптических приборов. Быстрее можно поджечь кусок ткани, обрывок бумаги или тонкую бересту. При работе с линзой надо держать её неподвижно.

№ 3 Сигналы бедствия.

Сигнальные костры – самый простой и доступный способ подачи сигналов который используется с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего надо выбрать удобное для костров место хорошо различное как с земли так и с воздуха. Для этих целей пойдут поляны и широкие просеки. Лучше выбранное для костров место находится на возвышенности.

Не следует забывать и о том , что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

  1. Физкультминутка: « Огонь, вода, песок ». (Общее время – 1 минута)
  2. Огонь – попеременное движение, направленными друг другу ладонями;
  3. Вода — волнистые движения правой рукой в левую сторону, левой рукой в правую сторону;
  4. Песок – двигая пальцами обе руки поднять вверх.
  5.  № 4 Обеспечение водой и питанием.
  6. Простейшие способы приготовления пищи: корни , клубни растений, рыбу и мелких животных можно готовить без посуды, на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины.

Без пищи человек может прожить 60 – 70 дней, а без воды – не более 3 – 4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекает в воде или при ее участии. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки.

При высокой температуре воздуха 4 – 6 л в сутки.

– Скажите, пожалуйста: Какую передачу ведет Булат Каримов по каналу БСТ? Где в одной из передач показал как получить из болотистой чистую питьевую воду. — « СЛЕДОПЫТ ».

№ 5 Оборудование временного жилища ( укрытия )

— А теперь ответьте на этот вопрос. — Какую передачу ведет Тимофей Баженов по каналу НТВ ? Где он часто рассказывает и показывает как устроить ночлег в лесу. — « Рейтинг Баженова ».

Если не удалось быстро сориентироваться, найти тропу или дорогу, дойти до населенного пункта, то следует подумать о строительстве простейшего временного укрытия для ночлега.

Более комфортабельное укрытие – шалаш. В качестве основы для постройки односкатного шалаша может служить надломленное на высоте 1-2 м дерево, сохранившее прочную связь с пнем. В лесах такие деревья встречаются через каждые 200-400 м. Можно и просто уложить на валёжину, или на высокий пень.

На это дерево, как на основу, укладываются шесты в один либо два наката. С одним скатом, шалаш называется односкатным, а с двумя скатами, двускатным.

При отсутствии топора укрытие предпочтительно устраивать в сосновом либо березовом лесу, где имеется много сухого подлеска с диаметром ствола менее 10 см, не имеют веток, что позволяет положить их плотно друг к другу. Настил изготавливается из тех же жердей.

  • Практическая работа: (ориентирование)
  • Что такое горизонт?
  • От греческого языка значило « намечать границы »
  • Как можно определить стороны горизонта по механическим часам?

Ориентирование на местности – это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и другими способами.

А) Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально, чтобы часовая стрелка указала на солнце (9ч.), минутную на 13ч.

Через центр циферблата мысленно проводится линия в направлении на цифру 1 (13часов) разделить пополам.

Биссектриса угла, образовавшего между этой линией и часовой стрелкой и, показывает направление север – юг, причём юг до 12 часов находится в справа от Солнца, а после 12 часов — слева.

Б) В ночное время, самый простой и надежный способ ориентирования в наших краях – это найти Полярную звезду. Она расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является надежным ориентиром для определения направления на географический север.

Для этого необходимо найти созвездие Большой медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая прямая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звёздами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда – Полярная.

Направление на неё будет соответствовать направлению на север.

В) С северной стороны стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками

III. Заключительная часть.

  1. * Подведение итогов занятия.
  2. — Напомнить тему, цель и задачи урока.
  3. Актуальность урока
  4. А) Правильное ориентирование на местности
  5. Б) Правильное пользование компасом
  6. В) Ориентирование на местности по механическим часам и небесным телам.
  7. Домашнее задание:
  8. Решение ситуационной задачи:

«Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия

* Прощание:

( Класс встать! До свидание! )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector