Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Настольный теннис является поистине ценной находкой! Будучи одним из самых динамичных видов спорта, он одновременно является и самым безопасным. Способствует развитию координации, реакции, мышления и всего опорнодвигательного аппарата.

Настольный теннис — вид спорта, в последнее время набирающий в мире большую популярность, на 2020 год в мире насчитывается более 1 млрд фанатов. Каждый месяц появляется все больше видео уроков по обучению, методических указаний, всевозможных курсов настольного тенниса.

Не удивительно, что число интересующихся методикой обучения настольному теннису любителей постоянно растет. Такой интерес не может не радовать, ведь наш клуб ставит перед собой цель популяризации этого замечательного вида спорта.

К несчастью, в нашем регионе этим заниматься больше некому, федерация настольного тенниса Ульяновской области слабо развивает спорт.

Выбор спортивной секции

Если человек ставит перед собой цель достичь определенных успехов, нужно понимать, что просмотр видео уроков дома не даст такого же результата, как занятие с профессиональным тренером.

Для настольного тенниса возраст не сильно важен, именно здесь, как ни в каком другом виде спорта справедлив принцип: «начинать никогда не поздно».

История знает множество примеров, когда люди, будучи уже не в детском возрасте начинают обучаться технике игры и достигают значительных результатов.

Поэтому выбор секции по настольному теннису имеет ключевое значение. В нашем клубе обучение разделено на две секции. Возможность научиться есть не только у детей, но и у взрослых. В этом уникальность и непохожесть настольного тенниса!

На что стоит обратить внимание при выборе секции настольного тенниса?

  1. Тренерский состав. Пожалуй, это самое важное. Наличие у тренеров спортивных званий и разрядов, статистика выигранных соревнований. Если ваш тренер регулярный призер открытых соревнований, значит, ему есть чему вас научить.
  2. Условия для занятий. Зал должен быть хорошо оборудован.

    Тренажеры для отработки ударов, сетки ловители и собиратели мячей, БКМ.

  3. План и методика тренировок. Каждая секция должна иметь план тренировок или методические указания по ведению обучения.
  4. Организационная работа. Выезды на соревнования, сборы, доведение расписания тренировок до участников секции.

  5. Продолжительность занятий. В клубе установлена продолжительность занятий 1,5 — 2,5 часа, зависит от количества участников, их возраста.
  6. Количество человек на тренировке. В настольном теннисе работа ведется с каждым индивидуально, поэтому наши группы ограничены, не более 10 человек на тренировке.

Начальный этап обучения

Пожалуй, это самый сложный этап в усвоении. Именно на нем формируется культура понимания настольного тенниса как вида спорта.

В головах многих засел стереотип, что игра настольный теннис спортом не является вовсе, что это только способ весело провести время.

Люди не знают даже того, что этот вид является олимпийским, и очень удивляются, узнав об этом. В головах происходит революция, а впереди ведь еще много открытий.

Выбор игровой хватки и стиля игры

Каждый тренер знает, что этот сложный выбор является самым важным, определяющим в спортивной карьере начинающего игрока.

Нужно уделить повышенное внимание вопросу, проявить чуткость и наблюдательность за новичком, суметь разглядеть его игровые привычки, предпочтения.

Ошибка выбора может стать причиной непонимания дальнейших процессов обучения, зависть к партнерам по секции и даже вызвать отвращение к настольному теннису.

Выбор хватки

Существуют всего две игровые хватки в настольном теннисе.

  1. Европейская, — сейчас самая перспективная хватка. Почему так? Есть много объективных причин. Например, азиатская хватка не дает удобства для нанесения ударов бекхендом, лишь пассивное откидывание мяча, потерю инициативы, что в современном теннисе влечет к проигрышу очка.
  2. Азиатская хватка. На апрель 2020 лишь 1 игрок (Xu Xin) из мужского ТОП 10 играет азиатской хваткой, в женском ТОП 10 таких спортсменок нет вовсе.

На момент написания статьи (Апрель 2020г.) ею играют 96 спортсменов мужчин из ТОП 100 рейтинга международной федерации настольного тенниса и 96 женщин.

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам Европейская (горизонтальная) хватка Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам Азиатская (вертикальная) хватка

Основных стиля игры так же всего два:

  1. Защитный стиль. Очень сложен в освоении, привыкании к инвентарю, так как многие защитники играют шипами. Чтобы быть хорошим защитником, не значит не уметь атаковать, скорее наоборот, значит искать возможности для атаки, играя в плотной обороне. Игра в защитном стиле требует особой концентрации, прекрасного чувства мяча. Отлично подойдет для людей высокого роста, длинноногих спортсменов.
  2. Атакующий стиль. На данный момент самый перспективный вид игры. В виду запрещения стеклянных шипов, введения нового 40мм пластикового мяча именно атакующий стиль стал доминировать в настольном теннисе. Ведущие атакующие игроки знают и умеют играть по шипам.

По состоянию на апрель 2020 в ТОП 100 у мужчин лишь 3 представителя защитного стиля, у женщин 12 защитниц. В ТОП 10 игроков нет ни одного защитника, как у мужчин, так и у женщин.

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам Ракетка игрока защитного стиля: накладка с длинными шипами, ручка ракетки ST (прямая), тип основания DEF или ALL, реже ALL+ Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам Вариант сборки для атакующей игры: основание класса OFF (с карбоном), две быстрые гладкие накладки с высокими показателями вращения Атака против защиты у женшин. Атакующий выграл очко. Атака против защиты у мужчин. Защитник выиграл очко.

По состоянию на апрель 2020г. в ТОП 100 у мужчин лишь 3 представителя защитного стиля, у женщин 12 защитниц. В ТОП 10 игроков нет ни одного защитника, как у мужчин, так и у женщин.

Знание правил настольного тенниса

Правила игры это первое, что нужно выучить начинающему игроку. Правила не сложны в усвоении, однако для выступающего спортсмена есть много нюансов, которые необходимо знать. В нашем клубе мы проводим судейские семинары для своих воспитанников, стараемся привлекать их к судейству на официальных соревнованиях.

Специально для освоения мы разместили раздел правил настольного тенниса для новичков.

Выбор инвентаря для обучения основам настольного тенниса

Для спортсмена выбор игрового инвентаря всегда непростая задача, из-за огромного разнообразия накладок и оснований.

Для начинающего игрока мы всегда склоняемся в пользу очень мягких накладок и оснований класса All-, All.

Новичку важно чувствовать, как мяч пробивает накладку, чувствовать основание, воспринимать физику движений. Ракетка должна быть контрольной, траектория мяча после удара предсказуемой.

Упражнения для начинающих в настольном теннисе

Упражнения для новичков должны быть направлены на контроль мяча и физическую подготовку. Ребята, приходящие к нам в секцию, учатся набивать мяч, отрабатывают основные элементы в имитации, делают ОФП. К столу допускаются только после 10 успешных набиваний мяча об ракетку подряд.

Система тренировок

Иногда новичок преодолевает начальный этап быстро, иногда требуется значительно больше времени. В виду разного возраста и способностей каждого. Без четкого алгоритма и последовательности обучения невозможен максимальный прогресс спортсмена.

Обучение технике игры в настольный теннис

Начинающий спортсмен должен поэтапно осваивать технику игры. От обычного перекидывания мяча до топспина, от базовой подачи с руки, до сложных подач с комбинированным вращением, от первоначальной реакции на приеме мяча по разным сторонам стола, до грамотного приема подач по месту.

Последовательность обучения ударам и приемам в настольном теннисе

  1. Обучение накату справа и слева. После появления первой реакции на мяч начать нужно именно с базовых накатов. Стоит сразу следить за правильностью движения руки и расположению ракетки в руке. Частая ошибка — указательный и большой пальцы смещены вверх, на рабочую область ракетки. Особое внимание нужно уделить технике выполения наката слева.

  2. Подрезка в настольном теннисе. Это довольно сложный элемент для начинающих. Уделить внимание нужно углу встречи ракетки с мячом. Особенно тяжело дается элемент в исполнении справа (для левшей слева).
  3. Обучение подачам в настольном теннисе. Это титанический труд, как для взрослых, так и для детей.

    Для детей понятия физики, касательная и трения еще не знакомы, и они не могут понять механику взаимодействия мяча с накладкой, не могут найти правильный угол встречи. Для взрослых преобладает фактор привычки к дворовому стилю, который мешает в освоении и других элементов.

  4. Обучение методики приема подачи так же очень трудная тема в настольном теннисе.

    Вообще тему подач правильнее начать с того, какие бывают вращения, плавно переходя к тому, какими движениями их принимать.

  5. Топспин в настольном теннисе. Вращать мяч, как правило, воспитанник начинает уже после полугода обучения. Но у всех это сугубо индивидуально.

    Важно, чтобы спортсмен сразу понимал разницу не только наката от топспина, но и разницу исполнения топспина по подставке и по подрезке.

Видео урок накат справа. Видео урок накат слева. Видео урок. Техника выполнения подрезки слева Видео урок. Техника выполнения подрезки справа

Обучение приемам игры в настольный теннис

Обучение тактико-техническим действиям за столом это непосредственно подготовка спортсмена к соревнованиям. Спортсмен должен стабильно освоить все основные элементы игры. Уметь неплохо подавать, а не просто вводить мяч в игру.

Должен уметь делать первый ход и должен понимать, когда его делать не уместно и лучше скинуть мяч. Прием подач с разными вращениями, пусть и не сильными, так же должен быть стабилен. Топспин должен стабильно выполняться в разные точки, с точностью не менее 70%.

Сам спортсмен тоже должен учиться подставлять своим товарищам по секции. Уметь кидать БКМ. Заниматься самотренировкой.

Большое внимание нужно уделить выполнению нормативов.

Участие в соревнованиях как этап подготовки

Соревнования это то, для чего. как правило, занимаются в секциях. Есть ряд спортсменов, которые ходят для общего развития, но основной целью является именно участие в соревнованиях и рост спортивной карьеры.

В нашем клубе мы очень часто ездим на соревнования не только в пределах нашей области, но и по России. Часто бываем в городах Поволжья на первенствах и открытых кубках городов. Соревновательная жизнь спортсменов более насыщена. Многие воспитанники бывают в других городах впервые именно благодаря выезду на соревнования.

Всех участников секции ждет насыщенная спортивная жизнь!

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Техника настольного тенниса. Основные элементы

Подрезка закрытой ракеткой (слева). Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Исходная стойка типична для игры слева: правая нога немного впереди, туловище чуть повернуто влево. Движение руки, сильно согнутой в локте и отведенной налево-вверх-назад для замаха, происходит сначала вперед-вниз, причем на этом этапе рука в локте не разгибается. В процессе движения туловище немного поворачивается и центр тяжести переносится на правую ногу.

Подрезка открытой ракеткой (справа).Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Чтобы подрезать, нужно во время контакта с мячом вести ракетку сверху вниз. После подрезки мяч поднимается вверх, поэтому чем сильнее вы закрутите мяч, тем дальше он будет улетать. Подрезка считается оборонительным ударом. С подрезанного мяча сложнее атаковать. Выполнение удара.

Висходном положении игрок стоит почти лицом к столу, слегка выставив вперед левую ногу, рука делает замах назад-вверх и затем идет вперед-вниз. В момент удара мяча о ракетку, которая обращена открытой стороной вверх, рука слегка согнута. После удара ракетка немного сопровождает мяч и затем уходит влево-вперед вниз.

Сила удара при подрезке существенно зависит от встречной скорости мяча и расстояния от стола, на котором его принимают

Накат закрытой ракеткой (слева). Топ-спин слева.Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх-вперед. Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, чуть согнуты, левая чуть выдвинута вперед, центр тяжести равномерно распределен на обе ноги.

Рука на уровне пояса согнута в локте и отведена влево-назад, предплечье параллельно поверхности стола. При ударе предплечье резко идет вперед, ракетка как бы обкатывает мяч сверху, после чего рука свободно уходит вправо-вверх.

Центр тяжести смещается на правую ногу, рука возвращается в исходное положение.

Практикуется гораздо реже, чем справа. Классический левый топ-спин не выполняется, это объясняется необходимостью увеличить замах при ударе, что обычно приводит к возникновению помимо верхнего вращения мяча еще и бокового.

Накат открытой ракеткой (справа). Топ-спин справа.Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Накат справа — это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча. Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Левая нога чуть выдвинута вперед. Вес тела равномерно распределен на обе ноги.

Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена назад вправо для замаха. Она начинает движение, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют как бы равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего руку отводят влево-вверх.

В момент контакта ракетки с мячом предплечье как бы обгоняет мяч. Ракетка движется по дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате получается как бы обкатывание мяча сверху. Кисть при накате резким движением придает мячу вращение. При ударе тяжесть тела перемещается на левую ногу.

После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение.

Назначение этого атакующего приема — придать мячу сверхсильное верхнее вращение. Скорость его намного больше, чем при накате, что очень усложняет сопернику ответные действия. Во-первых, самым неожиданным бывает отскок мяча от стола.

Во вторых, даже уже принятый ракеткой мяч остается непослушным, и направить его по задуманному направлению очень и очень не просто. Хорош топ-спин и потому, что сильно закрученный мяч высоко пролетает над сеткой и это придает смелости атакующему. Считается, что применять топ-спин можно всегда, но практика показывает, что это не так.

Для топ-спина характерен большой замах, как правило вытянутой рукой. Выпрямление ее в начале движения позволяет увеличить и сам замах, и скорость ракетки с помощью усилия предплечья и кисти. Движение руки при топ-спине в отличие от удара накатом почти полностью направлено вверх, а удар по мячу носит скользящий характер.

Исходная стойка: левая нога чуть выдвинута вперед, правая рука выпрямлена и отведена за спину вправо-назад. Туловище развернуто в правую сторону, чтобы увеличить замах. Ноги согнуты в коленях, все тело расслаблено. Топ-спин начинается с активного поворота в направлении удара. Правая рука идет вперед-влево-вверх.

Вес тела переносят с правой ноги на левую. По инерции туловище и рука могут даже уходить далеко влево. В момент соприкосновения с мячом ракетка должна как бы скользнуть по нему. При этом сила прямого удара мяча о ракетку минимальна. Однако кисть придает ему заключительное ускорение.

Есть еще вариант топ-спина справа, который называют боковым. Разница в выполнении прямого топ-спина и бокового заключается в том, что руку с ракеткой заводят к мячу сбоку, кисть опущена чуть больше.

  • Предлагаем Вашему вниманию также посмотреть раздел  Видео:  техника Настольного тенниса
  • TTSPORT
  • Источник: TTSPORT

Из опыта тренера: первые шаги в обучении или как заинтересовать детей

Московский тренер Лев Николаевич Шипов раскрывает секреты своей многолетней работы с юными теннисистами. Самое большое и основное поле деятельности — это первые шаги в обучении. Перед каждым тренером встаёт вопрос: как заинтересовать детей, какие упражнения наиболее приемлемы для ОФП и СФП, как проводить тренировки в учебно-тренировочных лагерях.

Если на первых порах ребёнок встречается с «непослушным» мячом, то, скорее всего, он может почувствовать к нему отвращение. Тренер терпеливо ждёт, когда же у его воспитанника разовьются навыки укрощения мяча, а ребёнок между тем может испытать разочарование.

Он же пришёл на занятия сразу играть, а у него ничего не получается. Вот и возникают разногласия: тренер хочет быстрее научить его следующим игровым приёмам, а маленький несмышлёныш только-только пытается приручить мяч.

Что в такой ситуации может помочь? Тренажёры и различные приспособления, помогающие быстрее освоить базовые навыки игры в настольный теннис и приручить непокорный мяч. Можно предложить детям много таких обучающих приспособлений.

Хотелось бы пополнить их арсенал несложными по изготовлению устройствами и познакомить читателей с методиками их применения.

1. Обруч нужен не только гимнастам, но и теннисистам

При обучении технике как трудно маленькому теннисисту объединить все действия в единое целое! В первое время очень важно оградить ребёнка от неправильных движений. Помощником в обучении на первых этапах подготовки может служить знакомый всем гимнастический обруч с нанизанным на него теннисным мячом, к которому в свою очередь прикреплены ремешки или ленты с липучками.

С этим специально подготовленным обручем работают следующим образом. В зависимости от того, какой игровой элемент подлежит закреплению, обруч кладется на левое / правое плечо. Левой / правой рукой придерживается сам обруч, мизинец правой / левой руки продевается в ремешок на мяче, закрепленном на обруче, не позволяя кисти и руке отклоняться и делать ошибочные движения.

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

  • Методические возможности тренажёра:
  • 1) надев обруч и приняв игровую стойку, теннисист принимает правильную позу. Рука игрока сгибается под правильным углом; сохраняются правильные угол сгиба в локте, наклон корпуса и положение ног (слегка согнутые в коленях);
  • 2) упражнение выполняется пофазно, обдуманно. 2-я фаза — обработка мяча, 3-я фаза — конечное положение ракетки;
  • 3) по мере усвоения координируются и объединяются движения руки, корпуса, ног;
  • 4) совместные действия с передвижением, заставляя игрока постоянно играть из одной стойки и всё время находиться в движении.

Данный тренажёр помогает игроку освоить базовые движения и закрепить правильную игровую стойку. Сообразуясь со сформированным в процессе работы с тренажёром эталонным динамическим стереотипом, игрок лучше контролирует свои действия.

2. Большой мяч вместо маленького

Прекрасным тренировочным средством для обучения элементам с верхним вращением является большой мяч (диаметр 10—15 см). Предпочтение лучше отдавать мячам из поролона. Но можно также использовать полиэтиленовый или сдутый резиновый мяч, чтобы он несильно отскакивал и лучше катился.

Простейшие перекаты мяча можно предлагать новичкам с первых занятий, предварительно сняв со стола сетку. Тренер, предлагая доступные задания; сможет выявить способности детей: их сообразительность, передвижения, координацию, реакцию на движущийся мяч.

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

  1. Очерёдность обучения:
  2. а) перекаты мяча — с остановкой мяча и без остановки — на лицевую линию стола;
  3. б) перекаты в определённый квадрат или со сбиванием фигурки;
  4. в) перекаты с игрой форхенд (справа) / бэкхенд (слева) на передвижение;
  5. г)  перекаты с игрой парами.

Осваивая накаты и топспины, надо научить подхватывать ракеткой мяч. Для этого необходимо выполнить такое движение, чтобы мяч легонько подпрыгивал со своей стороны стола. Сначала задания выполнять нужно с остановкой, по мере усвоения — без остановки. В этом случае лучше использовать более лёгкие и мягкие мячи.

  • Детям, не научившимся ещё держать маленький мяч на столе, могут быть полезны те же игры, что и при игре в теннис:
  • а) игры 1×1,1×2,2×2, двумя командами;
  • б) кто больше выполнит накатов в определённую точку;
  • в) игры с выбыванием;
  • г) игры на счёт.
  • При выполнении упражнений с большим мячом дети быстрее усваивают:
  • а) движения руки;
  • б) наклоны ракетки;
  • в) обработку мяча;
  • г) передвижение;
  • д) как играть на счёт.

Все движения выполняются так, чтобы мяч катился спокойно, стремясь как можно лучше справиться с поставленной задачей. Дети ещё не умеют играть с маленьким мячом, а играть хочется.

3. «Погремушка»

Ребёнок 6—8 лет плохо представляет себе, что происходит с мячом на ракетке, для чего надо выполнять именно те движения, которые требует тренер. К тому же надо совершить не одно, а два-три действия. Хорошим наглядным пособием во время имитации прокатывания мяча по лопасти ракетки послужит несложное приспособление — ракетка со скользящим мячом.

В деревянном основании ракетки пропиливается длинная прорезь, через которую пропускается стержень с двумя мячами на левой и правой стороне лопасти; на этот же стержень крепят и грузики, которые призваны ускорить перемещение мячей из одного конечного положения в другое. Для лучшего скольжения по ракетке между грузиками и основанием прокладываются пластмассовые шайбы.

От движения ракетки мячи свободно скользят по сторонам прорези. Дети, видя это, начинают понимать, что мяч во время касания не просто отскакивает, как от стены, а должен прокатываться по ракетке. Во время скольжения мячей вдоль прорези слышен негромкий кратковременный шум, оттого и сам тренажёр был назван нами погремушкой.

Несколько примеров методики обучения на «погремушке»:

— при накате справа / слева. Ракетку опускают вниз — мячи скатываются к её «носику» —дальней от рукоятки внешней кромке основания. Игрок делает движение ракеткой к поднятой левой руке — мячи «перекатываются» к рукоятке. Ракетку снова опускают -мячи возвращаются в исходное — самое дальнее от рукоятки — положение,

— в обучении бэкхенд-срезке. Коснувшись ребром ракетки ладонью левой руки (мячи находятся у рукоятки, лопасть ракетки направлена вверх, ладонь левой руки смотрит в левый угол соперника), выполняется движение вперёд — мячи на ракетке-тренажёре «перекатываются» к носику ракетки — в самую дальнюю от рукоятки точку; тренажёр подняли вверх — мячи вернулись в исходное положение: к рукоятке…

  1. Методические возможности тренажёра-«погремушки»:
  2. а) наглядно прослеживается движение руки, ракетки, мячей из начального в конечное положение;
  3. б) осознаннее контролируется движение кисти;
  4. в) при разучивании подач обращается внимание на замах и быстрое кистевое движение;
  5. в) развивается взрывное движение предплечья и кисти, особенно по укороченным мячам.
  6. Просто, наглядно, доходчиво!

4. Не забывай о кисти!

Очень часто дети, играя, вовсе не обращают внимания на работу кисти. Однако что не доделывает рука в игре — доделывает кисть.

Чтобы заострить внимание на движении кисти, можно использовать несложный тренажёр. Он состоит из пружины, которая закреплена на ракетке, и накладки, соединённой с нею длинной жёсткой пружиной.

Накладка играет роль упора предплечья и фиксируется на нём лентами с липучками.

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

  • Рассмотрим различные варианты использования тренажёра:
  • а) на первом этапе обучения просим ребят вообразить, что ракетка — продолжение их руки. И действительно: пружина на тренажёре не позволяет игроку отводить или разворачивать кисть руки относительно плоскости ракетки;
  • б) по мере усвоения, когда требуется перейти к более сложному движению, например, щелчка, кисть с тренажёром выполняет полную амплитуду;
  • в) возвратная пружина подсказывает спортсмену, насколько резко, быстро и в каком направлении надо сыграть кистью, побуждая не останавливать ракетку на полпути, а фиксировать её в верхнем положении — закрытую у левого виска;

г) на занятиях по СФП, когда ставится задача укрепления кисти, к ракетке дополнительно крепится груз. Получается ракетка с отягощением.

Таким образом, этот тренажёр является и обучающим, и развивающим.

5. Перекинь мяч через сетку!

Первые шаги в освоении движений детям очень трудны. Им нужен помощник. Таким помощником может служить ракетка с полочкой для мяча. Полочкой мячу служит полая полусфера.

Её можно изготовить путём рассечения старого мяча для настольного тенниса на неравные части — так, чтобы игровой мяч мог свободно в неё ложиться, а при выполнении резкого толкающего движения ракеткой-тренажёром столь же беспрепятственно её покидать.

Полученная полочка-полусфера, меньшая по глубине, чем вторая половина исходного мяча, должна быть надёжно закреплена на лопасти ракетки.

Для чего нужна такая полочка для мяча? При выполнении упражнения одна рука игрока выполняет движение, обрабатывающее мяч, другая в этот момент служит ориентиром. Во время тренировки с таким тренажёром контролируется положение локтя играющего в начале его движения, конечное положение его руки и ракетки над головой.

  1. По мере возникновения у детей чувства мяча можно предлагать им задания:
  2. а) перекидка мяча с полочки;
  3. б) перекидка мяча, придерживая его другой рукой;
  4. в) перекидка, опуская мяч себе на стол;

г) если дети усвоили отдельные элементы, можно (на усмотрение тренера) перейти на слитное выполнение наката или срезки с контролем начального и конечного положения руки и ракетки. В том числе можно использовать БКМ.

Дети сами видят свои ошибки и пытаются их исправить. Предлагаемый тренажёр в таких упражнениях — хорошая для них подсказка.

6. Как сыграть ракеткой?

  • «ЧУВСТВО ракетки» — что это такое? Игрок, обладающий таким чувством, во время игры правильно отвечает для себя на следующие вопросы:
  • а) какой частью лопасти ракетки коснуться мяча?
  • б) как обработать ракеткой мяч?
  • в) какое вращение придать мячу?
  • г) что предпочесть в тот или иной момент игры: соскальзывание или подхват мяча?

Ребят следует научить не просто попадать ракеткой по мячу, но правильно играть с по-разному приходящими мячами. Начинать искать ответы на поставленные вопросы следует с самых первых дней игры в настольный теннис.

Для того чтобы первые тренировки протекали наглядно и увлекательно, ребятам можно дать очень простой тренажёр. Для его изготовления потребуется ракетка и два куска тонкого пенопласта.

Каждый из кусков пенопласта должен своими очертаниями повторять половинки накладок, обрезанных по контуру лопасти. Куски закрепляются резинкой с обеих сторон ракетки.

  1. Детям предлагают следующие задания:
  2. а) сыграть верхней / нижней частью ракетки;
  3. б) сыграть ближе к носику ракетки или ближе к её рукоятке;
  4. в) с приобретением чувства ракетки снять пенопластовые ограничители и играть всей ракеткой, выполняя задания тренера.
  5. Попробуйте!
  6. Лев Шипов
  7. Статья из журнала «Настольный теннис РЕВЮ» № 6,  2010

Также на сайте:

Следующая >>

Основы стратегии, тактики и техники игры в настольный теннис

Как хорошо играть в настольный теннис: по шагам

Настольный теннис – это один из наиболее популярных, динамичных и захватывающих видов спорта в мире. Хотя цель этой игры проста – держать мяч в игре дольше, чем противник, ее тактика состоит из разных средств, способов, форм ведения и имеет важное значение для теннисиста во время матча. Тактические действия представляют собой основные элементы реализации стратегии игрока, направленной на его победу.

Виды средств ведения игры

Средства, используемые в настольном теннисе, называемые «техническими приемами», образуют тактику игры и осуществляются в отдельной ситуации. Теоретические основы игры, т. к. соприкосновения ракетки с мячом сопровождаются ударом, предлагают отдельные определения следующих понятий:

  • Технический прием – набор физических навыков спортсмена, позволяющих выполнять определенные движения в игре и используемых для реализации тактических комбинаций (способность сделать удар, скорость перемещения и пр.).
  • Тактическое действие – комплекс средств, применяемых для выполнения конкретного стратегического задания в ходе турнира.

Разница между указанными понятиями состоит в том, что первые ограничиваются показателями времени и пространства, а вторые – смысловым наполнением тактических ходов.

Классификация тактических действий

Тактические действия разделяют на следующие виды:

  • Атакующие – поведение игрока, когда онатакует соперника для быстрого выигрыша очка и достижения преимущества. Атакующие действия бывают двух видов: одиночные удары или серия ударов.
  • Контратакующие – поведение игрока, когда онв ответ нанападение оппонента контратакует, т. е. играет еще сильней и активней, чтобы перехватить инициативу.
  • Подготовительные (вспомогательные) – ходы перед атакой, способствующие успешной, эффективной ее организации и выполнению.С помощью подготовки теннисист создает подходящие условия для проведения наступления.
  • Защитные – поведение, когда игрок отражает атаку противника и не дает ему добиться результата. Игрок старается выйти из опасного игрового положения, пытается вернуть шар на сторону стола напарника. Различают активную (с препятствием действий противника) и пассивную защиту.

Способ и форма проведения игры

Способ проведения игры, также называемый «тактической комбинацией», – набор тактико-технических методов, составленных для борьбы с напарником.

Это последовательность технико-тактических шагов (например, двухходовка), используемая в конкретной ситуации.

Форма проведения игры определяется как внешнее выражение тактики спортсмена, а система – деятельность, ориентируемая на воплощение заранее установленных им тактических ходов или распределение участников в турнирах.

Система игры

Структура тактики, стилевых направлений настольного тенниса, показанная на рисунке 3.106, предоставляет возможность классифицировать игроков в теннис согласно особенностям ведения борьбы. Здесь также указаны технико-тактические типы игры, владение которыми позволяет развивать навыки спортсменов с учетом их собственного стиля.

Система стратегических задач, построенная для анализа техники настольного тенниса, имеет 5-уровневую структуру:

I уровень.

В соответствии со средствами проведения игры, наиболее часто применяемыми в борьбе, теннисистов разделяют на игроков, использующих приемы с нижним («срезка», «подрезка»), верхним («смеш», «накат», «удар»), сильным верхним («топ-спин», «сайд-спин», «скрутка») вращением или без вращения («толчок», «подставка»). Игроки производят различные эффекты вращения с шаром, чтобы изменять траекторию его полета и ограничивать шансы противника вернуть мяч на их территорию.

Согласно общей классификации типы ударов разделяются на атакующие («удар», «контрудар», «петля») и защитные («толчок», «подрезка», «блок» «свеча»).

II уровень.Учитывая тактические направления ходов, технические приемы разделяют на защитные, контратакующие, атакующие, подготовительные. Один прием, к примеру, топ-спин, может использоваться во всех этих видах.

Он выступает подготовительным, если предшествует завершающему удару; нападающим – при попытке выиграть очко серией этих элементов; контрнападающим – при попытке «отбиться» от активных нападающих действий напарника и забрать инициативу.

Исходя из этого, направленность тактики приема определяется в каждой отдельной ситуации.

III уровень.Манера, тактика и эффективность стратегических методов теннисиста отражаются количеством ходов, сделанных во время розыгрыша одного мяча. Это продолжительность игрового процесса между партнерами, отражаемая формами защиты и нападения. По этому показателю мастеров настольного тенниса разделяют на любителей:

  • быстрого розыгрыша мяча. Спортсмены пытаются завершить розыгрыш очка при наименьшем количестве ударов (1-2 хода), «загоняя соперника в угол» уже первой сложной подачей;
  • постепенного розыгрыша мяча. В такой ситуации спортсменпреднамеренно подготавливает нападениеи создаетнеобходимые условия для выигрышного момента. При такой схеме совершается, как правило, 3-4 удара;
  • длительного розыгрыша мяча. Игроки проявляют выносливость, удерживая мяч в игре как можно дольше, с расчетом на ошибку противника. Игровое взаимодействие может длится 5-7 и больше ходов.

IV уровень.

По тому, как теннисисты ведут игру, различают «односторонних» игроков, совершающих удары ракеткой по мячу преимущественно с одной стороны (справа или слева), и «двусторонних», отбивающих мяч ракеткой с обеих сторон в одинаковой степени.

Большинство мастеров совершают одностороннюю подготовку к атаке и само нападение. Подготовительные приемы обычно выполняются слева, атака – справа. Немного спортсменов одинаково владеют нападением с обеих сторон.

V уровень.В зависимости от средств, которые теннисист использует в игре, мастеров этого вида спорта разделяют на такие группы:

  • Нападающие. Как правило, пытаются играть сильными атакующими ударами («петля», «удар») с левой и правой сторон. Их цель – немедленно выиграть очко и занять лидирующее положение в игре. Это агрессивный, наступательный стиль игры с быстрым темпом, использующий резкие ходы, чтобы противник пропустил удар.
  • Защитники. Стараются делать удары с обеих сторон, соблюдают умеренный ритм, играя на скорости, которая им подходит. Пытаются заставить противника играть на той же скорости и вынудить его совершить ошибки под влиянием своих последовательных, стабильных действий. Их называют представителями позиционного стиля, т. к. они усиливают свою позицию.
  • Универсальные игроки. Универсалы хорошо обучены разным ударам. Они атакуют, защищаются и контратакуют, чтобы удержать мяч в игре и победить соперника. Игроки этого типа хорошо контролируют мяч и могут адаптироваться к разным стилям игры. Они наносят быстрые контрудары, или блоки, препятствующие атаке противника, и в удобные моменты переходят в атаку. Сочетание активной защиты, навыков нападения и контратаки – наиболее успешная комбинация тактик в мире современного тенниса, практикуемая профессиональными игроками.

Среди представителей профессионального настольного тенниса значительно преобладают контрнападающий и нападающий стили по сравнению с защитным. Это связано с его растущим значением соревновательной, скоростной игры, требующей быстрой реакции, с ярко выраженным наступательным характером.

Защитный стиль в нем предусмотрен, но в чистом виде его использование ограничено.

В профессиональном спорте лидируют теннисисты комбинационного стиля, имеющие в своем арсенале разнообразие мощных технических возможностей и умело объединяющие активную оборону с нападением из-за высоких навыков тактики.

Стратегия и тактика игры

В партии настольного тенниса игрок побеждает противника с помощью продуманной стратегии. Это план действий, указывающий то, как игрок собирается победить своего соперника. Стратегия состоит из ряда общих и основных тактик как способов достижения цели. Тактические приемы основаны на способности играть, поэтому их реализация зависит от уровня навыков игрока.

Тактические комбинации игроков зависят от разных факторов: технического уровня, стиля игры противника, очередности подачи, хватки ракетки, быстроты перемещения, качества инвентаря и пр. Каждому элементу игры свойственна своя специфика. Поэтому профессионалы по отдельности продумывают тактику приема собственных подач, розыгрыша мяча, прием подач соперника.

Некоторые из основных тактик, применяемые теннисистами для поддержания запланированной стратегии:

  • чередование различных ударов;
  • изменение направления, вращения, скорости ударов;
  • разыгрывание мяча в разных областях стола для нахождения слабого места соперника;
  • применение мягких бросков через сетку, когда противник находится вне позиции.

Атака с контратакой доминируют на нынешнем этапе развития профессиональной тактики настольного тенниса. Они основаны на овладении и перехвате инициативы, т. е. чтобы проводить успешные тактические приемы теннисист должен выявить слабость противника, предугадать его намерения по подготовительным ходам, попытаться навязать ему свой стиль игры и не позволять диктовать ему ход матча.

В настольном теннисе часто меняются правила игры, инвентарь, появляются новые технические приемы, следовательно, тактика постоянно развивается и совершенствуется.

Советы по технике и тактике настольного тенниса

     Чтобы быстрее овладеть премудростями игры в настольный теннис, необходимо знать ещё кое-что.

     1.Любой противник, не прощающий ни одной вашей ошибки — лучший учитель.      2.Учитесь у всех. Самое лучшее, что есть у ваших соперников, делайте своим достоянием.      3.Не становитесь в позу всезнающего мастера — это остановит рост вашего мастерства.      4.Упорно боритесь за каждое очко. Не спешите проигрывать. Помните: пока мяч в игре — он не проигран.      5.

Играя с заведомо сильным соперником, ставьте себе реальную задачу, постарайтесь набрать максимальное количество очков.      6.Если вы не в состоянии занять первое место, то боритесь за второе, не удаётся — за десятое, сражайтесь за одиннадцатое, как за призовое!      7.

Составляйте для себя план встречи — как, когда, что делать, чего избегать:       — план ваш стройте одновременно на недостатках техники, тактики, физической и психической подготовки соперника.

Меняйте тактику в зависимости от хода игры;       -тактика ваша должна опираться на физические возможности: если вы медлительны — не торопитесь с подачами, сбивайте темп, не злоупотребляйте сильными ударами, если вы невыносливы — играйте предельно экономно;       -используйте недостатки соперника: малоподвижного гоняйте по всему столу и площадке, невыносливого заставляйте долго разыгрывать очко, игрока с замедленной реакцией сбивайте с игры разнообразным вращением мяча и подачами, играйте в высоком темпе;       -учитывайте особенности характера соперника, его психологию: с легковозбудимым игроком старайтесь быть предельно спокойным, пусть даже внешне. С уравновешенным и спокойным играйте с большим подъёмом.       8. Умейте расслабляться и собираться. Умелое расслабление между розыгрышем очка, особенно при вашей подаче, заменяет отдых и восстанавливает растраченные силы.       9. С первого мяча включившись в борьбу, подчиняйте противника своей игре.       10. Помните — не каждое очко равноценно. Самые важные очки — перед сменой подачи, и особенно в конце партий. Приберегайте на этот момент свою лучшую подачу или удар. Этими «козырями» не злоупотребляйте, а пользуйтесь только в решающие моменты партии или встречи.       11. Следите за счётом. Счёт вносит свои коррективы в игру.       12. Чтобы догнать в счёте, не дрожите за каждое проигранное очко, сохраняйте хладнокровие.       13. Не спешите отыграться за проигранный мяч, а, поведя в счёте, не расслабляйтесь.       14. Если вы выиграли подряд несколько очков, играйте в этом же темпе, не давайте сопернику времени проанализировать свои ошибки.       15. Проигрывая, не торопитесь. Повысьте точность и эффективность ударов.       16. Между игрой на соревнованиях и тренировкой есть нечто общее: если на тренировке стараетесь играть как на соревнованиях, то во время встречи необходимо играть так же уверенно и спокойно, как на тренировке.       17. Не подражайте слепо чемпионам. Ищите свой путь, почерк, стиль. Опирайтесь на свои природные данные.       18. Прежде, чем победить другого, научитесь владеть собой. Победите свои слабости и недостатки.       19. Помните — играют руками, а выигрывают головой.       20. Действуйте в игре быстро, но не быстрее, чем это необходимо, то есть без суеты.       21. Осваивайте новую технику и технические приёмы. Это обогатит вашу тактику и создаст психологическое преимущество.       22. Если нет таланта, не опускайте руки — это означает лишь то, что надо работать ещё больше и усерднее.       23. На тренировках совершенствуйте сильные стороны, укрепляйте слабые места. На соревнованиях максимально используйте первые и маскируйте вторые.       24. Соблюдайте режим сна и питание, особенно в дни сорев нований.       25. В каждом турнире ставьте себе конкретную цель и разрешимую задачу.       26. Перед каждой встречей обязательно разомнитесь.       27. Выходите к столу с твёрдым намерением бороться за каждое очко, используя натренированные технические приёмы и тактические комбинации. Матч — это прежде всего поединок между вами и мячом.       28. Умейте выигрывать, умейте и проигрывать.       29. Выиграли — подбодрите соперника. Проиграли — искренне поздравьте его.       30. Причину поражения легче искать в ракетке, столе, мяче и любых случайностях, но лучше проанализировать свою игру объективно и строго, вспомните действия в особых ситуациях, критических моментах.

      31. Не прекращайте тренировок во время соревнований, ликвидируя погрешности в технике, снимая скопившуюся напряжённость в движениях, приобретая былую уверенность, свойственную тренировочному периоду.

 Советы по передвижению у стола

      -Прежде чем выполнить удар, примите правильное удобное исходное положение. От этого зависит не только качество удара, но и быстрота передвижений.       -При перемещениях сохраняйте основную стойку теннисиста или же принимайте её в момент перед приземлением ног.

      -При использовании различных способов передвижений в различных направлениях следите, чтобы центр тяжести приходился на носки и переносился в направлении удара.       -После выполнения каждого удара кратчайшим путём возвращайтесь к середине стола и готовьтесь к отражению следующего удара.

      -Передвигаясь у стола, не суетитесь, двигайтесь легко, избегайте лишних движений, не делайте двух шагов, если можно сделать один. Лишние движения отнимают драгоценное время, мешают правильной подготовке к удару.

      -Постоянно совершенствуйте специальные физические качества — скорость, гибкость, ловкость, выносливость, координацию движений.

      -Для освоения и закрепления правильной техники передвижений используйте имитационные упражнения, а в тренировке на столе — простые упражнения по заданиям, когда известно, куда и какой мяч прилетит.

 Советы по технике выполнения подрезки

      -При замахе не поднимайте руку выше плеча, а при подрезке справа не прижимайте ракетку к правому плечу, а локоть к туловищу.       -Выпрямляя руку с ракеткой до конца, делайте движение плавно, но с ускорением. Наибольшей скорости ракетка должна достигать в момент удара.

      -Удар по мячу выполняйте в высшей точке отскока перед собой — сбоку.       -Окончание движения при подрезке не в сторону, а вперёд -вниз к сетке.       -В зависимости от направления и силы вращения возвращающегося мяча меняйте угол наклона ракетки.

Чем сильнее нижнее вращение, тем меньше угол наклона ракетки (ракетка отклонена назад) .

      -Во время выполнения подрезки основное значение имеет активная работа предплечья и особенно кисти, которая способствует приданию мячу сильного нижнего вращения.

 Советы по технике выполнения наката

      -Рука с ракеткой при замахе согнута в локте под углом 100-110 градусов как для наката справа, так и слева. Переразгибание руки в локтевом суставе затруднит быстрое и точное выполнение удара. А слишком маленький угол сократит амплитуду движения.

      -Особое внимание обратите на движение в локтевом суставе. Локоть должен по возможности остаться на месте, движения выполняются вокруг локтя.       -При замахе (накат справа) ракетка чуть опущена и находится на уровне поверхности стола или немного ниже.

После окончания удара ракетка поднята вверх и доходит до уровня левого уха.       -Удар накатом надо выполнять по восходящему мячу или в высшей точке отскока перед собой. Движение выполняйте плавно, с постепенным ускорением.

Наивысшая скорость должна быть достигнута в момент удара по мячу. '»

      -Для увеличения поступательной скорости в момент удара переносите вес тела с одной ноги на другую: при накате слева — с левой ноги на правую, а при накате справа — с правой ноги на левую.

 Советы по технике выполнения подачи

     -На каждой тренировке уделяйте не менее 20 минут совершенствованию подач и их отражению.

     -При выполнении подач старайтесь по возможности расслабить кисть руки с ракеткой и выполнить движение с максимальным ускорением.

     -Перед началом подачи старайтесь принять правильное исходное положение. Это поможет не только качественно выполнить подачу, но быть готовым к следующему удару.

     -Внимательно следите за углом наклона ракетки во время взаимодействия с мячом. От этого зависит скорость вращения и точность попадания мяча на стол.

 Советы по технике выполнения топ-спина

      -При выполнении топ-спина справа замах необходимо выполнять из правосторонней стойки с большим разворотом плеч и отведением выпрямленной руки чуть назад. Это позволит вложить в движение больше энергии.

      -Для создания большего замаха при выполнении топ-спина слева руку с ракеткой чуть выпрямите и опустите до левого бедра, а плечи разверните так, чтобы оказаться правым боком к столу. Ноги расставлены немного шире обычного и согнуты в коленях. Такое положение при замахе позволяет использовать силу руки, туловища и ног.

      -Для придания мячу большего вращательного и поступательного движения перед началом удара (справа или слева) ноги согнуть больше чем при накате, как бы подсев под мяч, а в момент удара активно их разогнуть с одновременным переносом тела вперёд с одной ноги на другую.

      -Чтобы придать наибольшую скорость руке с ракеткой, в момент взаимодействия с мячом активнее работайте кистью и предплечь ем.       -Ударяйте по мячу при выполнении топ-спина по касательной. Чем тоньше сцепление мяча с ракеткой, тем лучше контролировать по звуку и характеру отскока мяча на стороне соперника.

Удар должен быть почти беззвучным, с лёгким шуршанием, а отскок быстрым и невысоким,       -Чтобы придать мячу нужную траекторию и направление полёта, рука с ракеткой должна обогнать мяч. При этом туловище и рука могут по инерции уходить далеко в сторону. Резкая остановка руки сразу после удара снижает точность управления полётом мяча.

      -Для обучения технике топ-спина рекомендуется использовать велоколесо, которое, кроме того, позволяет совершенствовать такие важные качества, как быстроту движений, взрывную силу, скоростную выносливость.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector