Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки

Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Эстафетный бег 4 ? 100 и 4 ? 200 м осуществляется по отдельным дорожкам, а 4 ? 400 м – по общей дорожке. Первый этап или часть его в соответствии с регламентом и правилами можно пробегать по отдельным дорожкам.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции

На первом этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафетную палочку в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис. 2.12).

Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Рис. 2.12. Удерживание эстафетной палочки при низком старте

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного спринта на 100 и 200 м. Сложность заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона.

Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть большей скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки.

Передача эстафетной палочки в беге 4 ? 100 м проводится следующим образом. Стартующий на первом этапе держит палочку в правой руке и бежит как можно ближе к бровке.

Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой палочки из одной руки в другую) в эстафете 4 ? 100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на втором, третьем и четвертом этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для этого бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта.

Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он ставит левую ногу вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую отводит вверх и назад. В таком положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна (рис. 2.13).

Тот с максимальной скоростью подбегает к зоне передачи.

Когда до зоны разбега ему остается 9–11 м, бегун второго этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы за 2–3 м до конца зоны догоняющий его бегун смог передать эстафету.

Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Рис. 2.13. Положение бегунов, принимающих эстафету, на старте

Расстояние между спортсменами во время передачи (1–1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее. Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету (рис. 2.14).

Скорость бегунов на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуном с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи.

Спринтеры-мужчины высокой квалификации это расстояние преодолевают за 2 секунды и меньше, женщины – за 2,2 секунды и меньше. Следовательно, стартующий бегун должен почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать наибольшую скорость.

Лучше всего, если скорость спортсменов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Рис. 2.14. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приближается к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп».

По этому сигналу второй спортсмен, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов второго и четвертого этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу).

В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и точным движением снизу вперед и слегка вверх вкладывает палочку в ладонь принимающего.

Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точной передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В миг когда спортсмен, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость.

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетной палочкой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4–5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется.

К моменту передачи важно бежать в ногу.

Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, чтобы почти всегда вбегать в зону передачи в одном и том же месте, одной и той же ногой.

Чтобы убедиться в слаженности действий, обоим спортсменам следует пробежать весь этап и зону 2–3 раза. Если шаги не совпадают, то принимающему эстафету нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4 ? 200 и 4 ? 400 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого произвести расчеты. Естественно, чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньше должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега

Обучать технике эстафетного бега имеет смысл после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача состоит в том, чтобы научить спортсменов четко передавать и принимать эстафету при высокой скорости бега.

Ознакомление с техникой эстафетного бега

1. Даются сведения о видах эстафетного бега.

2. Объясняется и показывается техника передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

3. Показываются видеозаписи передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объясняется значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Обучение технике передачи эстафетной палочки

1. Объяснением и демонстрацией необходимо создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой рукой, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает тренер.

6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются в парах, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафетную палочку.

Так же упражняются в передаче эстафетной палочки при передвижении шагом и медленным бегом.

Обучение старту бегуна, принимающего эстафету

1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).

4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

  • При обучении старту на дорожке в зоне нужно следить, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней – на третьем.
  • Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, следует только после того, как будет выработан стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.
  • Обучение передаче эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне

1. Передача эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2–3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном технику передачи эстафеты совершенствуют парами (связками), которые тренируются на своем месте, то есть в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов первого-второго и третьего-четвертого этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим.

И наконец – все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафету, пробегут вперед.

Тактика эстафетного бега

Составляя команду, участников эстафеты расставляют по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его спортсмен, целесообразно ставить на первый этап слабейшего, на следующий – второго по силам бегуна и т. д.

Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в этом виде бега, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать и тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой.

После того как все кандидаты в команду детально изучены, остается распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции – в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого – постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка команды включается как органичная часть в спринтерскую тренировку.

Она не должна намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, в течение тренировочного занятия спортсмены должны несколько раз пробежать 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4 ? 100 м. Бег с ускорениями, с ходу и прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты.

Совершенствование эстафетной техники при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед их заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигаются привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки нужно провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре – встречном, попутном.

Читайте также:  Против укуса гадюки. otravlen.net

В процессе тренировок и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений. Напротив, плохая передача эстафеты снижает шансы на победу, а потеря эстафетной палочки или нарушение коридора передачи ведет за собой дисквалификацию команды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Обучение эстафетному бегу 4х100

Обучение эстафетному бегу 4 по 100м.

Эстафетный бег на стадионе проводится по кругу беговой дорожки. Беговые эстафеты на стадионе могут включать в себя этапы коротких и средних дистанций. Наряду с этим применяется эстафетный бег с этапами различной длины.

Эстафетный бег (4×100 м, 4×200 м) проводится по отдельным дорожкам, а в остальных эстафетах – по общей дорожке. Первый этап или его часть можно пробегать по отдельным дорожкам.

Наряду с эстафетным бегом на беговой дорожке стадиона проводятся эстафетные соревнования на улицах города с этапами разной длины.

Как правило, эти соревнования проводятся для смешанных команд, в которые входят мужчины и женщины, а иногда и участники различных возрастных групп.

Легкоатлеты участвуют в соревнованиях, в которых часть этапов преодолевают велосипедисты, мотоциклисты, гребцы на разных судах, пловцы и т.д.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции.

На 1-м этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафету в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии.

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного бега на 100 и 200 м. Сложность техники эстафетного бега заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона.

Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть более высокой скорости.Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Существует два способа передачи эстафетной палочки. (Они показаны на рисунке)

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4×100 м проводится следующим образом: стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит как можно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4×100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на 2, 3 и 4-м этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для решения этой задачи бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта.

Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он левую ногу ставит вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую руку отводит вверх-назад. В этом положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна. Бегун 1-го этапа приближается с максимальной скоростью к зоне передачи.

Когда до зоны разбега ему остается 9-11 м, бегун 2-го этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить максимальную скорость, чтобы за 2-3 м до конца зоны догоняющий его бегун мог передать ему эстафету.

Расстояние между бегунами во время передачи (1-1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее (что показано на рисунке). Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету. Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

Скорость бегуна на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуна с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи.

У спринтеров-мужчин высокой квалификации это расстояние преодолевается за 2,0 с и меньше, у женщин – за 2,2 с и меньше. Следовательно, стартующему бегуну необходимо почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать самую высокую скорость.

Лучше всего, если скорость бегунов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приблизится к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп».

По этому сигналу принимающий эстафету, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов 2-го и 4-го этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу).

В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и движением снизу вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в кисть принимающего.

Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точности передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В момент, когда бегун, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить скорость (рис. 50).

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4-5 м до конца зоны).

В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется, причем это расстояние можно определить следующим образом (В. Кривозубов, 1984): вначале определяется место передачи эстафеты (S = Как пробежать эстафету 4Х100: по шагам

25м), затем определяется время выбегания 25 м в стартовом разгоне принимающего эстафету из положения низкий старт с опорой на одну руку (например, t1 = 3,35 с) и последних 25 м передающего эстафету при беге на 75-100 м (t2 = 2,25 с).

Далее определяем разницу во времени пробегания 25 м передающим и принимающим — t (3,25-2,25=1,00 с), рассчитываем среднюю скорость бега передающего (25 м: 2,25 с=11,11 м/с) и расстояние, которое он пробегает за время t (11,11×1,00 с=11,11 с).

Это расстояние и является оптимальной величиной «форы» между принимающим и передающим без учета реакции на движущийся объект (в среднем запаздывающая реакция принимающего эстафету равна 0,2с).

Полная величина «форы» должна включать также длину отрезка, пробегаемого передающим, из-за времени запаздывающей реакции принимающего.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, которое позволяет ему вбегать в зону передачи почти всегда в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в этом, следует пробежать весь этап и зону 2-3 раза. Если шаги не совпадают, то стартующему в зону нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4×200 м, 4×400 м, 800+400+200+100 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого сделать соответствующие расчеты. Естественно, что чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньшим должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега.

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задачи, средства и методы обучения.

Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства. 1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега. 2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости. 3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.

Средства. 1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу. 2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге. 3.

Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом. 4. То же по сигналу передающего. 5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер). 6.

Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3. Научить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства. 1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку. 2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку. 3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж). 4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней — на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства. 1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам). 2.

Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд. Методические указания.

Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2—3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т. е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов.

После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться.

Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий — второго по силам бегуна и т. д.

Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой.

После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции — это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого — постоянство состава эстафетной команды и длительная практика.

Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4×100 м.

Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т. д.

Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре — встречном, попутном.

В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.

Техника и методика обучения эстафетному бегу 4х100

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии.

Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью.

Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху-вниз.

При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад.

Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу — вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон.

Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты.

После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу.

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость.

Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна.

При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой

Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна.

Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега.

Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Обучение технике эстафетного бега проводится в определенной последовательности, согласно поставленным задачам.

Подготовка эстафетной команды 4х100м

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение…………………………………………………………………………3
  • Техника и методика тренировки……………………………………………….4-7

Комплекс упражнений для тренировки эстафетного бега…………………….7-8

ВВЕДЕНИЕ

   Эстафетный бег, как тренировочное средство, широко используется в подготовке сильнейших спринтеров мира. Данный вид легкоатлетической программы пользуется большой популярностью у зрителей. Главной предпосылкой для достижения высокого результата в эстафетном беге 4х100 м является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости.

  Сложность же заключается в необходимости произвести передачу в ограниченной двадцатиметровой зоне (принимающие эстафету на втором, третьем и четвертом этапах имеют право начинать разбег за десять метров до начала зоны передачи). Практически передача эстафетной палочки должна происходить в момент, когда скорости двух бегунов сравниваются.

Эти материалы совершенно не претендуют на какие-либо открытия. Большинство их взято из журналов “Лёгкая атлетика”, из статей тренеров сборной команды России Г. Н.  Жубрякова, В. Н.  Маслакова и др., а также из моего личного опыта, как  тренера.

 Целью  написания было систематизировать и собрать воедино анализ зарубежного и отечественного опыта, сведения из печати и собственные исследования по методике подготовки в эстафетном беге. Эстафетный бег 4×100метров — один из  47 видов  легкоатлетической программы. Проводится только в летнем сезоне на 400 метровой дорожке стадиона.

Эстафета 4×100 метров входит в программу Олимпийских игр у мужчин с 1912 года и у женщин с 1928 года. В программу летних чемпионатов мира и Европы входит с самого начала.

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

     Основной аспект в подготовке эстафетной команда состоит в том, чтобы весь тренировочный процесс увязать построить таким образом, чтобы эстафетная работа не мешала готовиться к личному виду бегунов на основной дистанции и чтобы, наоборот, подготовка к своему виду не мешала подготовке эстафетной команды. Тренеры имеют широкие тактические возможности, распределяя спортсменов на этапах в зависимости от их силы и навыков. Так на первый этап лучше ставить специалиста хорошего старта, кто хорошо бегает короткий спринт в 60 метров, на прямом и самом длинном втором этапе хорошо может выступить специалист в беге на 100 метров, на третий этап бывает выгодно поставить специалиста в беге на 200 метров, который хорошо проходит вираж. Обычно принято ставить самого сильного спортсмена на последний этап.

    Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды.

Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов.

    Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

  1. Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:
  2. – показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
  3. – надежность передачи эстафетной палочки;
  4. – согласованность действий партнеров команды;
  5. – целостность единого коллектива.

   Очень важно понять, что эстафета – это гораздо больше, чем бегущие вместе 4 бегуна. Эти четверо должны быть объединены в равнодействующий союз, который в дополнение к быстрому бегу должен сделать гладкую эстафетную передачу.

Для достижения этого требуется запланированная упорная работа и сосредоточенность бегунов и тренера. Результат в эстафетном беге 4Х100 метров зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной мере от совершенства и мастерства взаимодействия команды.

Нужно учитывать, что совершенствование техники эстафетного бега, должно проводиться в правильном скоростном режиме. Очень важно учитывать, в каком состоянии находится спортсмен: сумел ли он восстановиться от предыдущей нагрузки.

Идеально передача палочки происходит тогда, когда скорости двух бегунов сравниваются, а это теоретически происходит на 15-17 метре в коридоре. Это даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.

  На основании практического опыта работы было установлено, что для успешного взаимодействия бегунов в ограниченной зоне передачи эстафеты наиболее важным является установление оптимальной величины  «форы». От величины «форы» во многом зависят и другие показатели, которые существенно влияют на эффективное взаимодействие бегунов в зоне передачи эстафетной палочки. 

  • В первую очередь такими показателями являются: 
    —    разность времени входа в зону передачи между принимающим и передающим;
    —    место передачи эстафетной палочки; 
    —    время пробегания принимающим 20-метровой зоны передачи схода;
  • —    время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

    При совершенствовании техники взаимодействия бегунов в 20-метровой зоне передачи необходимо использовать конкретизированные целенаправленные установки, как для передающего, так и для принимающего.

Необходимость конкретных установок, определяющих все действия бегунов, продиктована не только ограниченной зоной, но и необходимостью для обоих бегунов управлять своими действиями на высоких скоростях в
конце зоны передачи.

Это исключает возможность любых вариаций и предъявляет к бегунам требования по абсолютно точному выполнению запланированных действий при передаче эстафетной палочки.

  Для совершенствования технических действий и создания высокой надежности взаимодействия бегунов в зоне передачи за счет уменьшения или увеличения «форы» искусственно создавать экстремальные ситуации в 20-метровой зоне передачи эстафетной палочки, с целью моделирования всех действий обоих бегунов. Для этого на специально-подготовительном и соревновательном этапах подготовки один раз в неделю «проигрывать» в парах передачу эстафеты за счет разной скорости принимающего и передающего бегуна с коротких отрезков.

  1 вариант:  за счет максимальной скорости бега обоих бегунов.
  2 вариант:  за счет уменьшения «форы». В этом случае у принимающего бегуна максимальная скорость бега, у передающего — 90-95 %.
  3 вариант: за счет увеличения «форы».

В этом случае принимающий бегун выполняет  стартовый разгон с интенсивностью бега 90 – 95 % , передающий выполняет  бег с короткого разбега с интенсивностью 100 %.
 4 вариант: за счет скорости бега обоих партнеров с интенсивностью 90 – 95 %.
 5 вариант: за счет передачи эстафетной палочки без сигнала.

В этом случае принимающий   бегун выбрасывает руку для приема на запланированном месте, а передающий должен передать палочку на расстоянии вытянутых рук.
  Все эти вариации возможны в том случае, если бегуны достаточно надежно провели совершенствование всех технических действий во время передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

    При обучении следует обращать внимание на исправление наиболее распространенных ошибок:
1)      Принимающий начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что бегун плохо видел отметку или ориентировался на бегуна, а не на постановку его ноги на дорожку.

2)      Принимающий после команды передающего, а иногда идо нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что бегун чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.
3)      Передача не состоялась.

Причин может  быть несколько:
—         передающий бегун снизил скорость бега после команды, не учитывая, что с каждым мгновением скорость стартующего спортсмена увеличивается;
—         принимающий бегун при отведении руки назад двигает ее влево или вправо, ища палочку;
—         при передаче, когда скорости бегунов уравнялись и был упущен момент для команды. Расстояние между спортсменами увеличивается и передающий не в состоянии догнать партнера;
—         спортсмен в азарте соревновательной борьбы смещается во время бега на втором этапе к внутренней части дорожки или на первом и третьем этапах в момент передачи эстафеты при выходе из виража бежал ближе к внешней линии дорожки; бегун, стартующий на втором или четвертом этапе занял левый край дорожки и во время разбега не сместился вправо, а бегун, стартующий на третьем этапе не принял влево;
—         спортсмены на втором и третьем этапах не предпринимают никаких мер, чтобы для стартующего на четвертом этапе осталось место для хвата эстафетной палочки;

  1. —         передавать эстафетную палочку необходимо вытянутой рукой. 
  2.   Специфика эстафетного бега предъявляет ко всем бегунам повышенные требования как к физическому состоянию, так и к выполнению ряда сложных технических приемов в процессе передачи эстафетной палочки.
  3. И прежде всего:
    —   к скоростной выносливости бегунов (длина этапов в эстафетном беге больше 100м);
    —  к точности и быстроте двигательной реакции по зрительному восприятию,  особенно на движущийся объект (начало бега – точно при пересечении передающим бегуном контрольной отметки);
    —  к старту и стартовому разгону принимающего бегуна на 2-м, 3-м и 4-м этапах  (неудобство исходного положения эстафетного старта);
    —  к умению передающего во время максимального бега воспринимать расстояние до принимающего для своевременной подачи сигнала голосом (за  2-2,5 м);
    —  к координационным способностям  спринтеров во время взаимодействия в  ограниченной 20-ю метрами зоне (прием и передача эстафетной палочки на максимальных скоростях обоих бегунов на расстоянии вытянутых рук, быстрота
    и точность передачи);
    —  к психологической устойчивости спринтеров (взаимодействие на высокой скорости бега в конце 20-метровой зоны передачи);
  4. —  к соревновательной деятельности бегунов в эстафетном беге (умение видеть на беговой дорожке только своего партнера, реагировать только на его действия и сигнал).

   Рассмотрим основные виды передачи эстафеты, их преимущества и недостатки. Критериями для предпочтения того или иного варианта техники могут служить: длина дистанции, пробегаемая спортсменами, а также то, насколько удобно принять — передать эстафетную палочку.  Существует два основных способа передачи палочки.

В первом случае палочка передаётся сверху-вниз в открытую ладонь (так обычно передают сборные США) и снизу-вверх (сборная СССР, России).

При технике «сверху-вниз» несколько выше вероятность потерять палочку при передаче, при технике «снизу-вверх» при перехватывании от этапа к этапу может «кончиться» длина палочки и на последнем этапе возникнут проблемы с передачей.

Наиболее распространённая ошибка, которая приводит к дисквалификации команды — передача палочки за пределами коридора. При потере палочки спортсмен может подобрать её и продолжить дистанцию с того же места, где он её покинул, и не должен за счёт этого сокращать дистанцию.

   При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге у высококвалифицированных бегунов должен быть на 2,50 -3,00 сек. (доктрина В.Маслакова) лучше, чем сумма результатов 4 бегунов в беге на 100 метров, показанных каждым из участников эстафеты. Этот показатель для контроля эффективности эстафетной техники должен быть незыблемым.

Я, как тренер, готовлю  эстафетную команду Шиловского района юношей с  2008  года. На  Спартакиаде учащихся Рязанской области 23 мая 2009 года команда юношей заняла 3 место. Там же все участвовали в беге на 100 м. Результаты спортсменов: А.Власкин – 11,8; Р.Соболев – 12,5; А.Тимофеев – 12,5; М.Мохначев – 12,8. В сумме их личные результаты составили 49,6сек.

Итоговый результат в эстафетном беге был 46,5сек., т. е. – 3,1 сек. Идеально! Проведено было 12 тренировок.

   Я считаю, что выигрыш времени в эстафете происходит не только за счёт бега сходу, но и потому, что при передаче появляется “свободное пространство” (примерно 1,00 м – 1,3 м) за сёт того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперёд, а принимающий отводит руку назад.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА

1.  Подготовительные упражнения для тренировки в эстафетном беге 4х100м:             
   — стартовое ускорение с высокого старта;
   — старт с опорой на одну руку (попеременно правую и левую);
   — старт с опорой на руку, взгляд направлен в сторону-назад;
   — бег с низкого старта с эстафетной палочкой.
  2.

Упражнения для обучения технике приема и передачи эстафетной палочки: 
   — бег с высокого старта при следующем упражнении. Катящийся мяч достигает определенной отметки, т.е. отметки «готов» и «марш», расположенных на расстоянии 7 м (от линии «готов» до линии «марш») и на расстоянии 8 м от линии «марш» до стартовой линии.

Если мяч достигает только линии «готов», бегуны стоят на месте. Когда же мяч достигнет отметки «марш», вся группа начинает бег с высокого старта.
   — имитация приема эстафетной палочки на месте.  Под команду «раз-два-три-четыре!» бегун отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены.

Передающий вытягивает вперед руку движением снизу- вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего;
   — имитация приема и передачи палочки. Спортсмены располагаются в шахматном порядке на расстоянии 1-1,5м друг от друга. Правая или левая нога согнута, движение рук как при беге.

Палочка передается по команде спортсмена, стоящего сзади, из правой руки в левую, далее в правую и т.д.
   — прием и передача палочки с партнером или всей командой в разминочном беге;
   — прием и передача эстафетной палочки с партнером в беге с ускорением до 150м. Спортсмены начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5м друг от друга.

Закончив передачу, спортсмен, бегущий сзади, делает ускорение, а в это время спортсмен, принявший палочку, несколько «сбрасывает» скорость, меняясь с партнером местами. При этом спринтеры бегут всю дистанцию строго по одной дорожке.
    — прием и передача эстафеты без отметок.

На соревнованиях различные воздействия могут привести к тому, что разметки форы могут передвигаться (нервозность, ветер, другие факторы). Здесь также влияет стартовая скорость принимающего спортсмена. Передача эстафетной палочки без разметок основывается на том, что принимающий спортсмен соразмеряет скорость бега передающего и свою стартовую.

   — прием и передача эстафетной палочки на различных этапах – на входе в вираж, на выходе из поворота. Бег по повороту и центробежные силы затрудняют бег, поэтому передача должна осуществляться с учетом соревновательной ситуации в соответствии с разметкой зон передачи.      
3.

Специальные упражнения для тренировки эстафеты в целом:
   — передача эстафеты с партнером. Разбег —  50-60м. Цель передающего – догнать партнера. Когда между спортсменами расстояние становится равным приблизительно 1,5м, подается команда, после чего на последующих двух шагах осуществляется передача.

Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть своего партнера и контрольную отметку. Контрольная отметка для каждой пары подбирается индивидуально. При этом учитывается скорость, которую в состоянии развить бегун, несущий палочку, к моменту ее передачи, и способность к ускорению принимающего спортсмена;
   — передача эстафеты несколькими парами одновременно;
   — прием и передача в составе четырех участников на укороченной дистанции 200 метров;

   — прием и передача эстафеты на полной дистанции.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector