Как прыгать на внедорожном мотоцикле: по шагам

Как прыгать на внедорожном мотоцикле: по шагам

В этом блоге можно найти перевод прекрасной статьи о настройке подвески. Там, правда, основной уклон делается в сторону спортбайков, а в предлагаемом материал взят с сайта владельцев KTM, то есть имеют кое-какую внедорожную составляющую. Оригиналы статей можно найти тут и тут. Это перевод первой, вторая будет попозже.

Большое спасибо уважаемому okjetpes за наводку на материал.

ОСНОВЫ

Джеймс Сидалл

Базовые вещи наиболее важны. Простите, но это так. А потому давайте рассмотрим несколько ключевых моментов настройки подвески мотоцикла.

Подшипники рулевой колонки и маятника

Да, я знаю, что все это знают, но тем не менее — если эти подшипники изношены, подвеска никогда не будет вести себя правильно. Так что сделайте мне приятное, идите и проверьте их.

Дюймы

Забудьте. Миллиметры проще измерять и с ними проще проводить вычисления.

Щелчки

А я разбираюсь в основах, да? Раз уж мы все здесь собрались, попробую избавить вас от очередного геморроя.

Щелчки считаются от полностью затянутого положения. То есть вы крутите регулировочный винт в самое зажатое положение. В подавляющем большинстве случаев это означает «по часовой стрелке», исключениями являются некоторые старые амортизаторы WP серии PDS (progressive dumping system). И уже из этого положения начинаете считать щелчки.

А вот поджатие пружины считается зеркальным образом. Сначала вы её полностью распускаете, назначаете это положение нулевым и оттуда начинаете её поджимать, считая миллиметры.

Траверсы и их болты

Болты эти не должны быть перетянуты, особенно на нижней траверсе. А иначе можете столкнуться с серьёзным залипанием подвески.

Оси и их болты

Они тоже не должны быть перетянуты. А иначе вилка будет жёсткой. Проверьте моменты затяжки по инструкции.

ПОДЖАТИЕ

Поджатие нужно понимать буквально, это именно сокращение длины пружины. Если вы снимите пружину с амортизатора, измерите её длину, потом поставите и снова измерите — разница и будет поджатием. (Речь тут идёт о заводском поджатии — Frank) Некоторые производители указывают величину поджатия в спецификациях. Если нет, её можно вычислить с помощью просадки.

Статичная просадка

Это расстояние, на которое байк проседает под собственным весом. Для правильной работы подвески очень важно, чтобы это расстояние не равнялось нулю. Обычно он попадает в диапазон 5-10% от общего хода подвески.

Водительская просадка

Это расстояние, на которое байк проседает с водителем, находящимся за рулём в обычной для себя позиции. Многие оффроудные спецификации определяют этот параметр в пределах 90-110 мм.

Правило номер один — водительская просадка составляет 25-33% общего хода подвески.

Если вы не можете добиться таких величин без изменения допустимой величины статичной просадки, значит вам нужно поменять пружины.

Регулировочные винты

Как правило, правильная работа подвески достигается не в каком-то одном значении, а на некотором диапазоне. Если же вам приходится слишком сильно отклоняться от рекомендованных значений, а повеска всё равно не работает как надо, значит у вас проблема с клапанами.

Стоковые клапана должны обеспечивать приемлемую работу для самых разных водителей самого разного уровня подготовки, но не должны подходить конкретно вам.

Замена клапанов позволит вам сместить настройки подвески в диапазон, где вы сможете настроить её регулировочными винтами.

СЖАТИЕ

Регулировочный винт сжатия определяет, насколько легко и свободно подвеска сжимается на низкой скорости. Тут имеется ввиду низкая скорость работы подвески, а не движения мотоцикла. Быстрая скорость регулируется подбором комплекта клапанных шайб, именно это и называется настройкой подвески при замене клапанов.

Конечно, шайбы влияют и на низкоскоростную работу подвески, но тут винт сможет справиться с настройкой и без их помощи. Помните, что если затянуть винт слишком сильно, то на внедорожном мотоцикле подвеска станет слишком жёсткой, а у дорожного мотоцикла резко снизится держак.

Так что крутите винт осторожно, и если вам приходится крутить его слишком сильно, значит пружина или амортизатор не слишком хороши для вас.

Когда покончите с настройкой подвески, наденьте на трубу вилки резиновое колечко. Оно позволит вычислить величину максимального сжатия подвески. Последите за ней, возможно получится настроить подвеску ещё точнее.

Вилка внедорожного байка

Как я уже сказал, слишком сильно затянутый винт делает её жёсткой на мелких неровностях. Откручивайте винт, пока она не станет мягкой. Редкие и нежёсткие замыкания подвески показывает, что вы используете весь её ход и она настроена правильно.

Задняя подвеска внедорожного байка

Принцип тот же — достижение редких и нежёстких замыканий подвески. Замыкания контролируются винтом, но смотрите не закрутите его слишком туго, это сделает подвеску жёсткой на небольших неровностях. Чем мягче — тем лучше, хотя это, конечно, не касается песка, гребёнок с длинными пологими волнами или высоких прыжков, там верно обратное.

Вилка дорожного байка

Слишком сильное зажатие регулировки сжатия не позволит эффективно загружать переднее колесо. Мотоцикл в поворотах будет стремиться ехать широко, а его реакции будут размазанными. Ну и вилка будет жёсткой на мелких неровностях. С другой стороны, если винт слишком расслабить, подвеска будет часто замыкаться, а при торможении будет чувствоваться удар.

Задняя подвеска дорожного байка

Да, снова жёсткость на мелких неровностях и снова неидеальное перемещение веса, на это раз назад. Результате — плохой держак, а как мы знаем, траекторная езда – это про держак.

Конечно, можно кататься в щадящем режиме, но постоянная тряска всё равно никуда не денется, что вряд ли кому-то понравится? Слишком сильно ослаблять тоже нельзя, байк станет вести себя валко и нечётко, особенно в резких поворотах или быстрых перекладываниях.

ОТБОЙ

С винтом регулировки отбоя та же история — если вы затянете его слишком плотно, это сделает поведение подвески невыносимым. Отбой определяет, насколько быстро подвеска разжимается.

Замедлите отбой слишком сильно, и подвеска будет забиваться на сериях неровностей или, в случае дорожного мотоцикла, изнасилует резину.

Если же отбой будет слишком быстрым, реакции мотоцикла размажутся, и водитель на скорости будет чувствовать себя неуверенно.

Вилка внедорожного байка

Затяните отбой слишком сильно, и вилка станет жёсткой, а на входе в повороты вилка будет чрезмерно сжата, и мотоцикл будет подламываться. Расслабьте слишком сильно, и передняя колесо будет загружаться недостаточно для хорошего держака, перед станет прыгать, в поворотах байк будет ехать слишком широко и вылезать из колеи.

Задняя подвеска дорожного байка

Как мы уже сказали, из-за низкой скорости отбоя подвеска забивается. Если он неправильно отрабатывает гребёнку или байк брыкается при проезде через бревно, значит отбой слишком медленный. Кроме того, повеска может забиваться и при разгоне, отчего мотоцикл будет ощущаться чрезмерно жёстким.

Вилка дорожного байка

Вклад отбоя в работу подвески особенно заметен между входом в поворот и его средней частью. При расжатом отбое трудно распустить тормоз при трейл-брейкинге и перейти к разгону, потому что кажется, будто байк разгрузится и пойдёт слишком широко. Если же зажать отбой слишком сильно, перед будет чересчур загружен, байк будет вести себя нервно и даже подламываться в повороте.

Задняя подвеска дорожного байка

Проблемы те же, что и на внедорожном мотоцикле. Подвеска забьётся при медленном отбое, причём ей даже не понадобятся приличные неровности. Кроме того, вес будет перераспределяться назад, что ускорит износ задней шины.

Пружины и поджатие

«Настроить подвеску» означает подобрать пружины и диапазон регулировки поджатия. Поджатие необходимо, чтобы придать байку форму, задуманную конструктором на этапе проектирования.

Если пружина подобрана правильно, вы получаете правильную водительскую просадку и правильную статичную просадку одновременно.

Как мы уже упоминали, первая должна быть в диапазоне от четверти до трети свободного хода, вторая от одной двадцатой до одной десятой.

Поджатие часто используется при настройке подвески, оно одно может здорово поправить общую картину. Важно только не использовать крайних значений этого параметра.

Например, пружину часто зажимают, пытаясь поправить слишком слабые сжатие и отбой. При таком подходе может возникнуть другая проблема, а именно, что байк будет не полностью использовать ход подвески, что пагубно скажется на перераспределении веса и рулении. Кроме того, мотоцикл будет слишком быстро разжимать вилку по окончании торможения, что сильно усложнит trail-braking.

  • Пружины и просадка
  • Производители маркируют пружины тремя способами — в фунтах силы на дюйм, в килограммах силы на миллиметр и ньютонах на миллиметр.
  • KTM использует ньютоны на миллиметр.

В стандарте впереди стоят пружины с жёсткостью 4.8 Н/мм и 150 или 140 ньютонов на мм. Именно это и означает маркировка 140-225 или 150-225, то есть ньютоны и длина пружины.

(Тут автор путано излагает и, по-моему, где-то потерял порядок величины. Кажется, должно быть «14 или 15 Н/мм сзади». Беглое гугление ничего не дало, все копипастят ту же ошибку.

Возможно владельцы KTM смогут пролить свет истины на этот вопрос — Frank)

Теперь о хорошем.

Когда вы сжимаете пружину на 1 мм, вы запасаете в ней силу, равную её жёсткости. Причина сжатия не важна, это может быть поджатие пружины, вес водителя или кочка на дороге. Пружине наплевать, она же пружина, и у неё есть проблемы поважнее.

Теперь давайте проанализируем наш 950-й. Стоковая пружина даёт 4.8 Н/мм, стоковое поджатие составляет 17 мм. Зачем я упомянул стоковое поджатие? Хороший вопрос.

Дело в том, что когда вы будете играться с внешними настройками, нужно помнить, что скорее всего пружина уже поджата на заводе, обычно с помощью специальных шайб. Когда вы увеличиваете поджатие, вы добавляете его к этой базовой величине.

Потому для вычислений нам нужно полное поджатие, а не только то, что установлено снаружи.

Читайте также:  Как сделать конфетти

Итак, у нас есть 17*4.8 = 81.6 ньютонов, а ведь мы ещё даже не поставили байк на землю.

Давайте поставим. Легко догадаться, что 81.6 ньютонов не удержит наш 950-й (полагаю, автор намеренно опускает пружину вл втором пере и сзади, пытаясь достичь лёгкости изложения — Frank), а значит образуется просадка.

Величина, на которую байк проседает под собственным весом, называется статичная просадка, которая сожмёт пружину ещё сильнее. Допустим, она добавит ещё 50 мм, что даст нам дополнительные 240 ньютонов или всего 321.6 ньютонов.

Теперь, зная жёсткость пружины, поджатие и просадку, мы можем вычислить что угодно по следующей формуле:

Жёсткость*(Поджатие + Просадка) = Загрузка

В нашем случае 4.8*(17+50)=321.6

  1. Как, например, посчитать поджатие для новой пружины? А очень просто:
  2. Новое поджатие = (Загрузка/Жесткость новой пружины) — Просадка
  3. Как изменится просадка при изменении поджатия?
  4. Новая просадка = (Загрузка/Жесткость новой пружины) — Новое поджатие

Вместо статичной просадки можно использовать водительскую просадку, а вот смешивать их нельзя. Тут уж или то, или другое.

Виды трюков, выполняемых на мотоциклах

Как прыгать на внедорожном мотоцикле: по шагам

Нам всегда казалось, что о мотоциклах все нам известно. Это очень красивые и крутые устройства, которые предоставляют своему владельцу неповторимое чувство свободы. Объяснить это чувство словами порой бывает невозможно. И оно толкает мотоциклиста на подвиги. И вдруг оказалось, что мотоцикл может намного больше того, что мы о нем думали. Трюки, которые можно выполнять на этой технике, просто приводят в восхищение.Трюки на мотоциклах выполняются самые разные, от простых, до смертельно сложных. И с каждым разом количество их увеличивается, а выполнение усложняется. Основой большинства из них являются два способа. Мотоциклист едет на переднем колесе байка, и называется этот способ «стоппи». А когда он едет на колесе заднем, это способ «вилли». Они исполняют роль связки при выполнении каскада трюков.

Программа, в течение которой выполняют мототрюки, оживляется «отжигами» резины, различными разворотами, и другими трюками. При выполнении трюков байкер постоянно меняет свое положение: сидя на нем задом наперед, лежа или в висячем положении. Он делает любые движения, которые только приходят ему в голову. Выполнение поворотов, когда мотоциклист едет медленно – это трюки высшего пилотажа.

Роллинг-стоппи

  1. Стоппи с поворотом- для управления байком с поднятым задним колесом применяется контрруление;
  2. Стоппи с одной рукой — следующий по сложности уровень езды на переднем колесе.

    Суть трюка состоит в том, чтобы во время выполнения стоппи убрать левую руку с руля;

  3. Высокое кресло — стоппи в положении сидя на баке с вытянутыми вперед над обтекателем/фарой ногами.

    Чтобы занять необходимое положение, необходимо на ходу подпрыгнуть с подножек и перекинуть ноги через бак;

  4. Стоппи без ног — стоппи с убранными с подножек ногами.

Бернаут

Мотосигнализации Бернаут (burnout) — «сжигание резины», достигается длительным буксованием заднего колеса. Трюк выполняют в неподвижном положении мотоцикла или в движении. Первый из способов не требует каких-либо способностей. Чтобы напустить дыма необходимо открутить ручку газа с одновременным выжимом переднего тормоза и резко пустить рычаг сцепления.

Существует несколько способов выполнения бернаут: сидя верхом на байке, положив его на бок, стоя сбоку или перед мотоциклом. Сжигание резины в движении — более сложный трюк, требующий от райдера некоторой сноровки. Еще более сложный способ выполнить трюк — бросить колесо в пробуксовку, когда мотоцикл двигается. Жечь резину можно с вращением байка по кругу малого радиуса.

Мотофристайл

Мотофристайл — вид спорта, в основу которого положены акробатические элементы с мотоциклом, выполняемые во время прыжков со специальных трамплинов. В отличие от стант-райдинга, в мотофристайле используются только кроссовые мотоциклы.

Whip

Мотосигнализации Whip или кнут — прыжок, в котором райдер пытается разместить мотоцикл максимально горизонтально с последующим возвращением его в вертикальное положение для приземления.

Backflip

Backflip — «сальто назад» на мотоцикле — одна из основ всего мотофристайла.

Двойной бэкфлип

Двойной бэкфлип — двойное сально назад, долгое время считался невыполнимым, в 2006 году продемонстрированный Тревисом Пастраной и позже некоторыми другими райдерами.

Frontflip

  • Frontflip или «кувырок перед» — один из самых сложных элементов современного мотофристайла.
  • 360 градусов
  • 360 градусов — трюк, для выполнения которого требуется повернуть мотоцикл в воздухе на 360 градусов.
  • Body Varial
  • Мотосигнализации Body Varial — трюк, в котором спортсмен поворачивается на 360 градусов над мотоциклом, а мотоцикл летит по обычной траектории.

Cliff Hanger

Мотосигнализации Cliff Hanger — требует от спортсмена зацепиться ногами за руль, вытягиваясь телом и руками вверх.

Hart Attack

Hart Attack – стойка вверх ногами на мотоцикле, в прыжке райдер одной рукой держится за руль, а второй – опирается на сиденье.

Dead Body

Dead Body – для выполнения трюка требуется вытянуть тело со сжатыми вместе ногами вперед мотоцикла, держась за руль руками.

Внимание

Эти и другие трюки выполняются только профессиональными каскадерами. Не рекомендуется пробовать их повторять любителям. Для этого нужна особая  подготовка и специальный защитный костюм.

На каких мотоциклах лучше всего исполнять различные трюки

Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.

Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом, спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным.

А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки.

Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.

Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.

Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли. Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.

Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.

Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.

  1. На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
  2. Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
  3. Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.

Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.

Источник

Источник

Другие материалы по теме: Деревянный велосипед OpenBike Продемонстрирован Tatamel Bike Представлен Biktrix Juggernaut Duo Электросамокат Toyota C+walk T Экстремальный электросамокат S1-X

Как прыгать на внедорожном мотоцикле: 5 шагов

Прыжки — это один из наиболее захватывающих дух элементов мотокросса. Когда, вы осмысленно и успешно применяете техники прыжков, вы приобретаете уверенность и контроль над собой для того, чтобы чувствовать себя комфортно и расслабленно при выполнении любых типов прыжков в мотокроссе. Как вы можете чувствовать себя комфортно, если вы не уверены в себе и в страхе вцепились в руль!

Напомним, что помимо всего прочего, уверенность при исполнении прыжков вам придадут такие техники, как: посадка и методы движения, работа тормозами, сцеплением и коробкой передач, которые вы можете изучить под руководством профессионального тренера в школе мотокросса Flower of Life.

Вы спросите: в чем связь тормозов с прыжками и будете правы, обычно умение правильно тормозить не влияет на прыжки, но об этом поговорим в следующих материалах.

В большинстве случаев при прыжках, вы будете использовать задний тормоз, но это будет уже исправление ошибки. Следовательно, ваше умение тормозить поможет вам в исполнении прыжков.

Посадка и умение правильно двигаться, будут вам полезны при выполнении прыжка, при этом сцепление и правильно выбранная передача также играют не маловажную роль.

Если бы в мотокроссе был бы только один вид прыжков, это было бы слишком просто, но, как вы знаете, подходов к прыжкам существует огромное множество. Существуют различные виды прыжков для различных типов грунта: липкого и скользкого, хорошо укатанного и мягкого, влажного и сухого.

Перед прыжком нужно достаточно замедлиться, чтобы у вашего мозга и тела было время скоординировать движения. Убедитесь, что вы придерживаетесь правильной техники исполнения прыжка, не спешите — иначе у вас не получится все сделать верно.

Усвойте раз и навсегда технику, даже если вы делаете все медленно, через повторения вы придете к полному автоматизму при прыжках, именно тогда вы сможете полностью контролировать свои действия и прибавить скорость.

Прежде, чем вы начнете работать над более сложными прыжками, нужно отработать технику исполнения самых простых базовых прыжков. Мы начнем с момента отрыва в прыжке, а о приземлении поговорим позднее.

Для начала, можно потренироваться на мотоцикле, который стоит на подставке. В прыжке важна позиция тела относительно мотоцикла — в момент захода на трамплин и в момент отрыва.

Займите центральную позицию и почувствуйте себя комфортно. Позиция ног на подножках — на середине стопы. После того, как вы поставили правильно ноги и заняли центральную позицию, убедитесь, что ваши глаза находятся прямо над рулем, чтобы вы могли непосредственно видеть номерную табличку.

Когда вы находитесь в центральной позиции, ваши колени должны быть на уровне сиденья, чтобы нога была практически разогнута. Ваша нога от лодыжки до колена должна быть вертикальной, также вы должны видеть номерную табличку — это и есть центральная позиция.

Если вы сдвинетесь корпусом вперед, то центр тяжести будет перед центральной осью, если назад — сзади от центра. Положение тела будет меняться в зависимости от ситуации.

Правильное управление газом поможет вам контролировать переднюю частью мотоцикла во время прыжка, чтобы она была там, где вам это необходимо — ни слишком высоко, ни слишком низко.

Если вы сильно перегнетесь через руль, то центр тяжести будет впереди и передняя часть сильно опустится, а если вы отклонились назад и слишком много открыли газ, то передняя часть задерется вверх.

Но, с другой стороны, во время прыжка, если вы и сбросили газ, то позиция тела должна быть задней, потому что сброс газа повлечет за собой опускание передней части мотоцикла.

Соответственно, если вы открыли газ, то лучше не отклоняться назад, иначе передняя часть мотоцикла задерется, поэтому открыв газ — держитесь спереди, сбросили — сзади.

Когда вы заходите на трамплин, вы должны почувствовать давление в ногах, поэтому не отталкивайтесь вверх и вниз от руля, используйте его для контроля движений вперед-назад. Почувствуйте центр тяжести, контролируйте газ и движения вперед-назад, и вы исполните прекрасный и безопасный прыжок.

Начните вашу практику с простых прыжков. Хороший способ отработать эти навыки — потренировать их на мотоцикле, который стоит на центральной подставке. Затем очень медленно начните тренироваться непосредственно в прыжке.

Опять же сначала усвойте положение ног и особенно позиции тела, а также сопоставление тела и мотоцикла, затем привыкните сжимать сиденье коленями. Когда вы передвигаетесь взад-вперед, колени должны скользить вдоль сиденья. Коленями вы должны постоянно чувствовать сиденье.

Уделите этому некоторое время и привыкните к контролю позиции тела и ног. Убедитесь в том, что спина прямая. Отработайте движения вперед-назад, чтобы, когда вы прыгаете, вы уже понимали, в каком положении вы оторветесь от земли, нужно ли вам отклониться чуть назад или вернуться в центральную позицию. В общем, отработайте эти движения, прежде чем приступить к действиям.

Теперь давайте поговорим поподробнее о приземлении: позиции тела и движениях. Во время прыжка, даже если вначале вам пришлось передвинуться назад, например, пока вы в воздухе лучше вернуться к передней части мотоцикла или, как минимум, к центральной позиции. Иногда лучше к передней части мотоцикла, чтобы при приземлении вы могли свободно открыть газ, чтобы вас не стянуло в заднюю позицию.

Пока мы говорим о приземлении, мы обсудим типичную ошибку приземления с закрытым газом. Всегда приземляйтесь с открытым газом. Держите газ, чтобы мотоцикл нормально продолжил движение после приземления.

Это поможет вам сохранить равновесие, и, следовательно, легко и мягко приземлиться.

Конечно, и к этому правилу есть исключение: только если вы приземляетесь перед поворотом, тогда, да, вам нужно замедлиться, но в других случаях не забывайте поддерживать газ на нужном уровне во время приземления.

Теперь о еще очень важной вещи — это положение ног на подножках. Как вы уже знаете, существуют две разные позиции. Либо вы упираетесь местом на стопе между пальцами и подъемом стопы, либо сводом стопы.

Когда вы осуществляете базовый прыжок, нужно чтобы подножки располагались под центром стопы. Так вы обезопасите себя от растяжения ахилла. Продвинутые спортсмены могут ставить ногу на свод стопы, дабы амортизировать приземление голеностопным суставом и икроножной мышцей.

Подводя итог данному материалу важно отметить, что базовую технику прыжков можно отработать и самому, но все же лучше, если вы это будете делать под руководством опытного тренера, в целях ее правильного исполнения и безопасности.

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Для того, чтобы научиться прыгать на внедорожном мотоцикле, нужны практика и настойчивость. Следующие шаги должны сделать процесс обучения немного проще.

Шаги

  1. 1

    Подъезжайте к трамплину на большой скорости. Скорость улучшит прыжок.

  2. 2

    Придайте мотоциклу максимальное ускорение, прежде чем оторваться от трамплина и сожмите подвеску.

    Держите дроссельную заслонку на одном уровне при отрыве от края трамплина, чтобы ваш мотоцикл не выбросил вас вперед и не сбросил скорость. Это называется передней загрузкой.

    Также можно потянуть руль вверх после отрыва от трамплина. Но вам нужно добиться того, чтобы мотоцикл ехал максимально быстро перед отрывом от трамплина.

  3. 3

    Наметьте место для приземления, еще будучи в воздухе.

  4. 4

    Для удобства, в момент приземления, поставьте ноги на упоры для ног.

  5. 5

    Приземляйтесь, распределив ваш вес на переднее или заднее колесо. При приземлении на оба колеса удар придется прямо на вас.

    Постарайтесь не приземляться на оба колеса, потому что это увеличит ваши шансы на падение и, при таком приземлении, вы будете выглядеть как любитель.

    При приземлении на специальную площадку, постарайтесь приземляться наклонив мотоцикл немного вперед. Если же площадки нет, но приземляйтесь на заднее колесо и поставьте ноги на упоры.

Советы

  • Начните с маленьких трамплинов и постепенно переходите к большим.
  • Прыжки с маленьких трамплинов, таких, на которых ваше переднее колесо уже в воздухе, когда заднее только заезжает на трамплин, требуют большего ускорения, чем прыжки с больших трамплинов, потому что задняя подвеска загружается, давя переднее колесо вниз.
  • Если находясь в воздухе, вы понимаете, что мотоцикл слишком сильно наклонен вперед — прибавьте газ. Это немного поднимет переднее колесо. Если этого недостаточно и угол слишком велик для посадки, примите позицию «супермэн». Посадка при сильно нагнутом вперед мотоцикле очень опасна. Ее причина — недостаточное ускорение при взлете и она может быть фатальна, потому что есть шанс, что при приземлении мотоцикл окажется на вас. Если вы уже ошиблись и понимаете, что у вас проблемы — не медлите и не сдавайтесь. Очень вероятно, что это приведет к еще большим проблемам.
  • Если вы приземляетесь на большой скорости и на достаточно крутой спуск, вам нужно приземляться на два колеса. Приземляясь на заднее колесо вы можете перелететь через руль если ваше заднее колесо попадет на кочку или на камень при приближении к земле.
  • Будьте осторожны во время посадки. Убедитесь, что вокруг области посадки нет опасных предметов и есть достаточно места для того чтобы остановить ваш мотоцикл.
  • Если находясь в воздухе, вы понимаете, что мотоцикл слишком сильно наклонен назад — нажмите на задний тормоз. Это опустит переднее колесо. Не забудьте использовать сцепление и не останавливайтесь, иначе вы потеряете управление. Это достаточно тяжелый трюк и действительно работает он только при больших прыжках. Не забудьте отпустить тормоз перед приземлением, иначе вы можете хорошенько удариться об руль. Посадка на заднее колесо происходит из-за слишком сильного ускорения при взлете. При несильном уклоне назад, вы можете, перед посадкой, присесть над бензобаком и надавить на руль, чтобы сбалансировать колеса.
  • Если это возможно, совершите прыжок на небольшой скорости несколько раз, чтобы почувствовать, какое ускорение требуется.
  • Если ваш мотоцикл начал заваливаться в воздухе, всегда держите переднее колесо направленным в сторону точки приземления. Если угол слишком велик, чтобы это сделать, сместитесь назад и примите позицию манекена для краш-тестов.
  • На больших вогнутых трамплинах, только если вы не пытаетесь сделать заднее сальто, используйте меньшее ускорение, чем на больших плоских трамплинах.
  • Убедитесь, что трамплин устойчив (это не круто, если он будет разваливаться под вами, во время проезда по нему).

Предупреждения

  • Есть вероятность того, что у вас ничего не получится или вы не достигните цели. Вы можете получить серьезную травму или, даже, умереть занимаясь прыжками на внедорожном мотоцикле. Но, без труда и пота не добьешься результата и «кто не рискует, тот не пьет шампанского»!
  • Для того, чтобы уменьшить вероятность получения травмы, всегда носите правильную экипировку: шлем, полностью закрывающий голову («full-faced»), нагрудник/моточерепаху, ботинки для мотокросса, перчатки.
  • Убедитесь, что у на руле вашего мотоцикла есть пенопластовые подкладки.
  • Не отпускайте мотоцикл, если вы не профессионал.

Что вам понадобится

  • Внедорожный мотоцикл
  • Шлем
  • Защитная экипировка
  • Уверенность
  • Трамплин

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8689 раз.

Была ли эта статья полезной?

  1. https://motocross.school/tpost/09baurk9p1-bazovaya-tehnika-prizhkov-v-motokrosse.
  2. https://ru.wikihow.com/%D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5.

Учимся ездить на некрасивых мотоциклах, у которых сезон 12 месяцев в году — Авто Onlíner

Пришел ноябрь, а вместе с ним — конец мотосезона-2020. Даже самые безбашенные мотоциклисты уже поставили в гаражи свои «спорты» и нэйкеды — ездить стало холодно, скользко, опасно. Удовольствия никакого.

Я тоже распрощался со своей 310-кой до весны и тут же загрустил — уж очень не хочется на полгода забыть про удовольствие от езды на мотоцикле. От отчаяния принялся изучать специализированные сайты и профильные YouTube-каналы на тему зимних покатушек на двухколесном транспорте.

Оказывается, есть класс мотоциклов, для которых сезон не заканчивается никогда. Это эндуро. Зимой на них даже интересней ездить. Но только по бездорожью. Если вы думали, что найдете в этой статье инструкцию, как в снегопад прохватить по проспекту 150 км/ч на Yamaha R1, то закрывайте страницу. Эндуро — это другой мир.

Мир некрасивых, грязных мотоциклов, рядом с которыми не фоткаются девочки. Для более глубокого изучения вопроса я взял несколько уроков эндуро-езды. До этого я ни разу не съезжал на мотоцикле с асфальта.

Давайте сразу разберемся с классами. Эндуро — это огромный сегмент, включающий в себя различные модели от легких внедорожных мотоциклов до тяжелых тур-эндуро типа BMW R1250 GS, KTM 1290 Super Adventure или Honda Africa Twin.

Гонять по сугробам на баварском «Гусе» — так себе затея, поэтому любители зимней мотоезды предпочитают легкие эндуро, которые иногда даже не ставят на учет. Рядовой обыватель запросто примет такой мотоцикл за кроссовый.

В чем же отличие?

— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы.

И подвеска у них более жесткая.

Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.

Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру.

Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах.

Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.

Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.

Не сложно ли ездить зимой?

— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков.

Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления.

А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.

Негативный первый опыт

Мои первые часы обучения эндуро-езде прошли еще при сухой погоде и плюсовой температуре. Спустя 15 минут после старта мне хотелось развернуться и закончить урок.

Грязь под колесами, виляющий влево-вправо зад, постоянное ощущение нестабильности. Ехать по пересеченной местности с непривычки реально страшно.

Когда я сдал на категорию А, первые «мотокилометры» на асфальте были более приятными.

Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье.

На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению.

Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.

— Если ты за тренировку не упал 20 раз — это не эндуро-урок, — шутят профессионалы.

То ли мне было стыдно сказать инструктору стоп-слово, то ли роль сыграла мужская гордость (раз уж взялся — делай до конца!), но я продолжил урок. В первый час езды я по привычке сидел на байке. Посадка слегка отличается от «гражданской»: тело нужно немного подать вперед, локти поднять и слегка растопырить в стороны.

Но в целом принцип езды такой же, как на обычном дорожном мотоцикле, — едем туда, куда смотрим, руки расслаблены, за байк держишься ногами, обхватив бак, на рычагах переднего тормоза и сцепления всегда находится по паре пальцев.

Глядя на инструктора, я недоумевал — как он постоянно едет в стойке и не устает? Как он переключает передачи? Как пользуется задним тормозом? Но уже во время второго урока я 90% времени стоял на подножках.

Когда ты сидишь, тебе сложнее балансировать.

Стойка позволяет, во-первых, повысить устойчивость (ведь практически вся масса тела в таком случае давит на подножки, расположенные достаточно низко, а низкий центр тяжести улучшает устойчивость байка), а во-вторых, дает возможность более точно ловить баланс и «проглатывать» ямы. По сути у тебя становится две подвески. Первая — демпфирующие элементы мотоцикла, вторая — полусогнутые ноги и руки. У новичков руки очень быстро устают.

В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.

Баланс

«Баланс» — это самое важное слово для эндуриста. В лесу под колесами может оказаться все что угодно: корень дерева, бревно, яма, глубокая лужа, крутые подъемы и спуски…

Чтобы научиться преодолевать эти препятствия, важно научиться работать с балансом. Проще говоря, нужно знать, в какую сторону и как наклонить свое тело.

Это ощущение приходит только с опытом, равно как и навык корректной работы с органами управления эндуро-байка.

Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать.

Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента.

У новичка это получается далеко не каждый раз.

Первое падение

На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой.

Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся.

Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.

— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно.

Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь.

На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.

Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.

Не холодно кататься?

Если на обычном мотоцикле мерзнешь уже при +7, то на эндуро мне было тепло даже в −2, когда моросил дождь со снегом. На бездорожье ты постоянно работаешь физически, балансируя, поднимая байк и перебирая ногами по земле при крутых подъемах.

Здесь главное — не вспотеть. Поэтому старый зимний пуховик на такие занятия лучше не брать. Снизу — термобелье, защита, штаны. Сверху — термобелье, защита, кофта, легкая куртка. Больше всего мерзнут руки.

Если перчатки успели промокнуть, не лишней будет запасная пара.

Экипировка

Летом в городе многие мотоциклисты из экипировки используют только шлем и перчатки. На эндуро даже в теплую погоду важно защищаться по-полной: черепаха, наколенники, высокие кроссовые ботинки, кроссовый шлем. От обычного кроссовый шлем отличается выступающим «подбородком» и козырьком.

Еще у него нет визора. Можно надевать очки, но они сильно потеют, поэтому я ездил с открытым лицом. Это не лучший вариант — ветки деревьев, грязь и песок могут попасть в глаза. Ситуацию с запотеванием спасают спреи для очков. Есть шлемы специально для эндуро.

Они схожи с кроссовыми, но оснащены визором.

Это дорогое хобби?

Давайте считать. Самый доступный 250-кубовый эндуро-мотоцикл стоит в салоне в районе 2 тысяч долларов. На рынке хватает китайских моделей за эти деньги. Не будем называть отдельные бренды, все они плюс-минус одинаковые.

Конечно, для покорения серьезных хард-эндуро-трасс эти мотоциклы не годятся, но для новичка — отличный вариант. Те, кто брезгует покупать «китай», могут присмотреться к подержанным японским моделям.

Ну а если денег куры не клюют, можно начинать с KTM 150 EXC-TPI (у минского дилера он стоит 27,5 тысячи рублей).

Желательно уметь крутить гайки самому. Из-за падений такие мотоциклы часто ломаются, и иногда ремонт приходится устраивать в чистом поле.

Масло в подобных эндуро-моделях меняется не по километражу, а по моточасам: раз в 10—15 часов. Как правило, в 250-кубовых моделях 1 литр масла.

Если не хотите постоянно подтягивать цепь (она у китайских моделей часто «тягучая»), можно отдать еще 170 долларов за «дидовскую» цепь и новые звезды.

Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.

— По-моему, главное в этом деле — желание. Поверьте, эндуро подойдет далеко не каждому человеку. Я знаю много примеров, когда мотоциклист впервые пробует езду по пересеченной местности и сразу же отказывается от этой затеи. Так что перед покупкой лучше прокатиться один раз и понять — твое или не твое.

Ну а если решил заниматься любительским эндуро, я бы рекомендовал найти друзей, которые поддержат такое хобби. Купить пару байков, экип и арендовать гараж на четверых не так уж дорого. Для многих эндуро — это в первую очередь развлечение выходного дня. Единственное, чего я категорически не советую, — это ездить в такие покатушки в одиночку.

Это довольно опасно, — предупреждает Геннадий.

Когда я прошел 4 учебных часа, принялся изучать легкие эндуро и кроссовые мотоциклы на «Мотобарахолке». Это действительно интересное мужское (да и не только) хобби. Оказывается, в Беларуси есть довольно большое комьюнити любителей «поэндурить».

Неподалеку от Минска находится несколько стихийно сформированных внедорожных трасс и даже полоса искусственных препятствий (шины, бревна, «качели» и пр.). К тому же, несмотря на частоту падений, эндуро — относительно безопасный способ езды на мотоцикле.

По крайней мере, в лесу тебя точно не собьет сонный таксист, поворачивающий налево.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector