Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Окружающий мир, 2 класс

Урок 27. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Горизонт. Линия горизонта.
  2. Ориентирование на местности.
  • Глоссарий по теме:
  • Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
  • Линия горизонта – это граница между небом и землей.
  • Компас — прибор для определения сторон горизонта.
  • Горные хребты – горы, расположенные рядами.
  • Холм — возвышенность на равнинах.
  • Подножие — место, где начинается холм или гора.
  • Вершина — самая высокая часть холма.
  • Овраг — углубления на земной поверхности.
  • Ключевые слова
  • Горизонт; линия горизонта; стороны горизонта; форма Земли; ориентир; компас; ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.
  • Основная литература по теме урока:
  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 2 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – с.98 — 113

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – С. 10-11.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл./А.А.Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Земля имеет шарообразную форму. А вот в древности у мудрецов были другие предположения. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна. Кажется, что Земля, сколько бы ни шел по дорожке, остается ровной, плоской, как линия. Однако космонавты рассказывают, что оттуда, с большой высоты, Земля выглядит выпуклой, как перевернутая вверх дном тарелка. Ну а можно ли Землю увидеть целиком, всю сразу? Для этого надо подняться еще выше и взглянуть на нее издалека. Например, с Луны. Оттуда наша планета будет выглядеть как шар, с одного бока освещенный Солнцем.
  1. На картине вы видите равнинную местность, где мы видим все, что нас окружает.

Земная поверхность, которую вы видите вокруг себя, называется горизонтом.

  1. Ну а здесь, как небо сходится с земной поверхностью.

Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Нельзя достичь линии горизонта? Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

Есть у горизонта основные стороны и промежуточные стороны.

Север, юг, запад, восток — это основные стороны. Северо — запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток – это промежуточные стороны.

Это бывает указано на специальных приборах — компасах. Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

В повседневной жизни вы обычно ориентируетесь по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.

Ориентация может быть и по местным природным признакам.

В незнакомой местности важно запоминать приметные предметы (ориентиры), которые облегчат поиск обратной дороги.

Уметь ориентироваться на местности следует в любой земной поверхности нашей планеты. Формы земной поверхности бывают разные. Основные формы земной поверхности — равнины и горы.

На равнинах можно встретить возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – овраги. Если говорить о сходстве холма и горы, то нужно отметить, что и гора и холм возвышаются над окружающей местностью. Они имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Холмы имеют высоту до 200 метров, горы – более 200 метров.

На Земле есть много горных хребтов. Самые высокие горы – Гималаи.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Есть они и в покрытой вечными льдами Антарктиде.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Определите, на каких изображениях видна линия горизонта.
  1. Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс
  2. Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс
  3. Правильный вариант ответа
  4. Разбор типового тренировочного задания
  5. Текст вопроса: Соедините картинки со словами
  6. Правильный вариант ответа:
Космонавт Компас Планета Земля

Основы безопасности жизнедеятельности6 класс

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс
Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь: ☛ определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад; ☛ определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.); ☛ выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;

☛ выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути. 

При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.

Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.

Способы определения сторон горизонта

Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.

Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.

Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.

В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.

Определение сторон горизонта на местности можно выполнить по солнцу и часам.

Этот способ менее точен, чем первый (так как наши часы показывают не местное время, а поясное), но для практики ориентирования на местности вполне приемлем.

Кроме того, необходимо помнить, что на территории России стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч).

Учитывая это, стороны горизонта по солнцу и часам определяются в следующей последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол, образованный между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1, мысленно разделить пополам, т. е. провести биссектрису этого угла. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

Стороны горизонта по солнцу и часам приблизительно можно определить и другим способом.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

Из курса географии вы знаете, что Земля совершает полный оборот на 360° за 24 ч. Значит, солнце перемещается по горизонту с востока на запад на 15° за 1 ч. Таким образом, если солнце в полдень в Северном полушарии находится на юге, что соответствует 180° на шкале компаса, то в 17 ч оно будет на юго-за- паде: (17 ч- 14 ч) х 15° = 45°; 180° + 45° = 225° — на компасе это соответствует юго-западному направлению. В 20 ч солнце сместится на 90° и будет на западе (180° + 90° = 270°). Таким образом, глядя на солнце и часы, приблизительно можно определить стороны горизонта.

Стороны горизонта можно определить и по некоторым местным предметам, в том числе по направлению просек и оцифровке на квартальных столбах. Просеки в лесу прорубают, как правило, почти строго по линиям север — юг и восток — запад.

На торцах столбов, установленных на перекрёстках просек, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Таким образом, наименьшая цифра расположена на северо-западном срезе столба, а следующая по порядку — на северо-восточном.

Эти две цифры указывают северное направление.

При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.

Читайте также:  Условные знаки на топографических картах и планах. условные знаки топографических карт (шпаргалка)

Определение сторон горизонта ночью Определение сторон горизонта по квартальным столбам

Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы — это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша.

Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг, справа — на восток, слева — на запад.

Однако и ночью самый надёжный способ определения сторон горизонта — при помощи компаса. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.

Проверьте себя ☛ Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности? ☛ Какие основные элементы включает ориентирование на местности? ☛ Каков порядок определения сторон горизонта по компасу? ☛ Какие признаки местных предметов помогут определить стороны горизонта?

  • ☛ Как можно определить стороны горизонта по солнцу и часам?
  • Определите дома при помощи компаса, в какую сторону горизонта выходят окна вашей квартиры (дома).
  • В школьном дворе или на прогулке определите стороны горизонта по признакам местных предметов, по солнцу и часам, а затем сверьте полученные результаты с показаниями компаса и определите погрешности первых двух способов

Дополнительный материал

Видео к уроку

Определение сторон света ночью (ориентирование)

План-конспект урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

  • Цели урока:
  • — формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;
  • — содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;
  • — развивать познавательный интерес к изучению предмета;
  • — воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.
  • Оборудование: мультимедийная система; карточки с заданиями для самостоятельной работы; индивидуальные компасы; цветные полоски для игры «Палитра», презентация Ориентирование на местности (скачать презентацию)

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. Каждый день — всегда, везде,
  3. На занятиях, в игре
  4. Смело, чётко говорим
  5. И тихонечко сидим.
  6. II.

    Информация об окружающем мире (слайд 1)

  7. Рассказывает ученик.

Сегодня … . День недели — … .

Температура воздуха … , осадки в виде… Дни становятся короче, а ночи — длиннее, солнце поднимается ниже над горизонтом.

Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на зимовку. Стрижи и ласточки первыми улетели в тёплые края. Эти птицы охотятся на насекомых, а так как воздух становится холодным и насекомые прячутся в кору деревьев, пищи нет, и птицы улетают на юг. Практически последними улетают грачи, потому что они ищут корм в почве, а она промерзает к концу осени.

В лесу преобладают жёлтые, красные, коричневые краски. Это наступает золотая осень. К зиме в тёплые шубы переодеваются зимующие в наших краях звери: зайцы, лисы, горностаи, ласки. Накапливают жир и засыпают в своих норах медведь, ёж, барсук. Поглубже в ил на дне водоёма забираются лягушки и там засыпают.

Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов, подготавливают почву к зиме. Они убирают мусор с огородов, перекапывают почву, вносят удобрения, сеют озимую рожь.

  • Приметы:
  • Много жёлудей на дубе — к лютой зиме.
  • Если листопад пройдёт скоро — надо ожидать крутой зимы.
  • Если в сентябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
  • III. Проверка домашнего задания (слайд 2)

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  1. Восстановите схему, расположите объекты(у доски):
  2. — облако — на юго-западе;
  3. — солнце — востоке.
  4. На местах учащиеся выполняют задания на карточках.
  5. Задание 1.
  6. На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  • Задание 2.
  • Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.
  • Задание 3.

На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом — на юг, далее — на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?

Задание 4.

Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?

Задание 5.

Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  1. В то время, пока ученики выполняют задания у доски и на карточках, остальные учащиеся класса отвечают на вопросы учителя. (слайды 3-5)
  2. Фронтальный опрос
  3. — Что называется горизонтом?
  4. — Что такое линия горизонта?
  5. — Когда человек видит горизонт в виде большого круга?
  6. — Назовите основные стороны горизонта.
  7. — Какие стороны, кроме основных, вы знаете?
  8. Учитель проверяет карточки, оценивает ответы учащихся, а остальные дети решают выражения и расшифровывают слово. (слайд 6)

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  • — Какое слово у вас получилось? (ПУТЕШЕСТВЕННИКИ)
  • — Хорошо, отправляемся в путешествие.
  • Диктант

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  1. IV. Изучение нового материала (слайд 7)
  2. Беру я рюкзак,
  3. Удачу, надежду,
  4. Весёлых друзей
  5. И знаний багаж.
  6. Встаю я пораньше
  7. И в путь отправляюсь.

— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. А начнём его с древнегреческого мифа.

  • Миф— древнее народное сказание о происхождении явлений природы и общества.
  • Лабиринт — в Древнем Египте и Древней Греции: сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами.
  • (слайд 8)

— Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище. МИНОТАВР.

Каждые девять лет семь юношей и семь девушек были вынуждены отправляться в лабиринт. Кто не мог найти дорогу обратно из лабиринта, того чудовище убивало. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

(слайд 9)

— Но полюбила Тесея прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток.

  1. (слайд 10)
  2. — Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу.
  3. (слайд 11)
  4. — С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.
  5. Формулировка темы урока (слайд 12)
  6. — Что такое ориентиры?
  7. — Что значит «ориентироваться»? (слайд 13)
  8. — Тема нашего урока — ориентирование на местности. (слайд 14)
  9. Обратимся к толковому словарю.
  10. Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.
  11. — Скажите, почему надо уметь ориентироваться?
  12. Самостоятельная работа с учебником (с. 8) (слайд 15)
  13. — Какие существуют способы ориентирования? (ориентирование по Солнцу, ориентирование по компасу, ориентирование по местным признакам)
  14. Составление кластера.

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

  • Работа в группах
  • Класс делится на три группы, лидеры каждой группы получают задания.
  • Задание для группы № 1
  • Ориентирование по Солнцу

Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» (с. 89).

  1. Постарайтесь запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу.
  2. Задание для группы № 2
  3. Ориентирование по компасу

Прочитайте статью учебника «Ориентирование по компасу» (с. 9).

Рассмотрите, из каких частей состоит компас. Научитесь определять с помощью компаса стороны горизонта.

Задание для группы № 3

Ориентирование по местным природным признакам

Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» (с. 10-11).

Расскажите, по каким местным природным признакам можно определять стороны горизонта.

Ответы групп. Проверка по слайду. (слайды 16-17)

1-я группа: ориентирование по Солнцу. Отвечает ученик.

  • Практическая работа (весь класс)
  • Определить стороны горизонта по Солнцу (условная тень).
  • Физкультминутка
  • Разгадывание кроссворда (слайд 18)

Способы ориентирования на местности 2 класс. Урок №53. «Ориентирование на местности», 2 класс

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.

6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) (слайды 19-26)

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные.

Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

  1. 2-я группа: ориентирование по компасу.
  2. Практическая работа (весь класс)
  3. Из каких частей состоит компас?

Отвечают ученики. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.

  • — Что означают буквы С, Ю, З, В?
  • Ученица. (слайд 27)
  • Есть компас и можно за кладом идти.
  • Но нет, не спеши, погоди!
  • Без знаний дорога длинна и трудна.
  • Как компас работает, не знаю — беда.
  • Друзья, помогите, скорей подскажите,
  • Дорогу по компасу мне объясните.
  • Правила работы с компасом (слайд 28)
  • Ученик показывает, каждый ребёнок держит компас и повторяет за ним.

1) Положить компас на ладонь.
2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.

  1. 3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.
  2. Практическая работа (весь класс)
  3. Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).
  4. 3-я группа: ориентирование по местным признакам. (слайд 29)

— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природным «компасами».)

— По каким местным признакам можно определять стороны горизонта? (слайд 30)

— Можно ли по одному из этих природных признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. (слайд 31)

V. Закрепление (слайды 32-33)

Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

  • Мох растёт с … стороны?
  • VI. Итог урока (слайд 34)
  • Работа по кластеру
  • — Какие виды ориентирования вы знаете?

— Какое ориентирование будет самым точным? Почему?

  1. Загадки
  2. Рассказывают дети, класс отвечает и доказывает, если не согласен.
  3. Годовые кольца шире
  4. С южной стороны берёз.
  5. Это знают во всем мире —
  6. Говорю я вам всерьёз.
  7. (Верно.)
  8. Удалой молодец на тропинке стоит,
  9. Но куда же пойти, он никак не решит.
  10. Посредине тропы серый камень лежит,
  11. Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
  12. (Неверно.)
  13. Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
  14. И прохожим они свою речь говорят:
  15. «Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
  16. Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
  17. С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
  18. В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
  19. (Верно.)
  20. Полдень летний, полдень жаркий,
  21. Солнце светит за спиной.
  22. Лето дарит нам подарки,
  23. Справа — запад, юг — за мной.
  24. (Неверно, слева — запад.)
  25. Рефлексия (слайд 35)
  26. «Я знаю. Я умею»
  27. Игра «Палитра» (слайды 36-37)
  28. Ученики выкладывают цветные полоски.
  29. Вопросы:

1. Основные стороны горизонта.

2. Прибор для определения сторон горизонта.

3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.

4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.

5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.

6. Умение определить стороны горизонта.

7. Видимое вокруг нас пространство.

Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернуть сложится слово МОЛОДЦЫ.

  • VII. Домашнее задание
  • Прочитать статьи «Почему надо уметь ориентироваться», «Ориентирование по Солнцу», ответить на вопросы к ним.
  • Перейти ко всем конспектам уроков в начальной школе!
  • Смотрите также уроки:
  • Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

Урок экскурсия. Ориентирование. Горизонт

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ???? Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Конспект урока на тему

  • Словесный: беседа
  • Словесный: беседа
  • Практический
  • Словесный: беседа
  • Словесный: беседа
  • Практический: работа с учебником
  • Практический: наблюдение
  • Практический: работа с учебником
  • Динамическая пауза
  • 10 мин
  • 2 минуты
  • -Как вы думаете, что такое ориентир?
  • -Ребята, скажите, где находится ваша школа?
  • Какие ориентиры вы можете назвать?
  • -Молодцы!

-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на пути от школы до дома?

-Давайте попробуем мысленно проделать путь от школы до Дома культуры.

Называют слова «направо», «налево», «прямо» и т.д.

  1. -Хорошо, молодцы.
  2. -Как вы понимаете слово ориентирование?
  3. -Давайте откроем учебник на странице 74, прочитаем определение и поймём, были ли вы правы.
  4. -Ну что, совпало ваше мнение с мнением учебника?

-Отлично. Продолжаем дальше.

  • -Давайте проверим как вы ориентируетесь в классе.
  • Вызываю 3 учеников
  • -Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму – на восток, третьему – на юг.

-Почему вы испытали затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

-Для того чтобы легко ориентироваться был изобретён прибор. А какой, вы мне скажете, когда отгадаете загадку.

  1. Качается стрелка туда и сюда.
  2. Укажет нам север и юг без труда.
  3. -Верно, молодцы.
  4. -Давайте посмотрим, какое определение нам даёт учебник. Прочитайте на странице 75
  5. -Скажите, из чего состоит компас?

-Верно. Молодцы!

  • — Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на
  • острие и свободно вращается.
  • -Как вы думаете, для чего концы стрелки окрашены в разные цвета?
  • -Верно, вы самые умные ученики.
  • -Что происходит со стрелкой, когда мы снимаем её с предохранителя?
  • -Посмотрите, где помещается стрелка компаса?
  • -Как вы думаете, достаточно ли у нас знаний, чтобы ориентироваться  по компасу?
  • -Почему?
  • -Давайте прочитаем в учебнике на странице 75.
  • -Скажите, а как мы будем ориентироваться, если не будет компаса?
  • — О каких способах вы уже знаете?
  • -Отлично, давайте прочитаем, как можно ориентироваться без помощи компаса на странице 76-77.
  • Какие новые способы вы для себя узнали?

-Давайте немного отдохнём. Встаём со своих мест и повторяем за мной.

  1.  Мы давно вошли все в лес.
  2. Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево)
  3. Руки подняли и покачали –
  4. Это деревья в лесу.
  5. Руки согнули, кисти встряхнули –
  6. Ветер сбивает росу.
  7. В сторону руки плавно помашем –
  8. Это к нам птицы летят.
  9. Как они сядут тоже покажем –
  10. Руки сложили назад.
  11. Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку:
  12. Утром бабочка проснулась:
  13. Улыбнулась, потянулась.
  14. Раз – росой она умылась.
  15. Два – красиво покружилась.
  16. Три – нагнулась и присела (3 раза).
  17. На четыре тихо села.
  18. Физминутка для глаз.
  19. Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

  • -Молодцы
  • -Знакомые предметы.
  • -на улице Юбилейной, рядом есть улица Новостроящаяся и Администрация.
  • — Это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
  • -Да
  • -Компас
  • -Магнитная стрелка, предохранитель, корпус

— Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий.

— Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север.

— Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

  1. -Нет
  2. -Мы не знаем правила пользования компасом.
  3. -Существуют разные способы, о которых нам подсказывает природа.
  4. -Снег быстрее тает с южной стороны, мох растёт на северной стороне.
  5. -Оказывается можно ориентироваться с помощью солнца.
  6. П(о): структурирование знаний
  7. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  8. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  9. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Конспект урока по познанию мира "Ориентирование на местности" (2 класс)

Автор презентации: Разумейко Дарья Николаевна

  • Цель: формировать умения ориентироваться по местным признакам.
  • Задачи:
  • образовательные: повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», научить ориентироваться по местным признакам;
  • развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
  • воспитательные: воспитывать уверенность в себе; воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.
  • Ход занятия:
  • Актуализация знаний. Повторение пройденного
  • — Здравствуйте, ребята.

  1. Ни начала, ни конца,
  2. Ни затылка, ни лица.
  3. Знают все, и млад, и стар,
  4. Что она – большущий шар. (планета Земля)
  5. Он и летом и зимой –
  6. Между небом и землёй.
  7. Хоть всю жизнь к нему иди –
  8. Он всё будет впереди.( линия горизонта)
  9. Качается стрелка туда и сюда,
  10. Укажет нам север и юг без труда.( компас)

Какая у вас была тема прошлого урока?  Что такое компас?

— Для чего нужен компас?

Компас – это прибор, который помогает определить

стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

  • Кто пользуется компасами?
  • — Кто такой турист?
  • — Подберите к нему синонимы.
  • — Кто из вас ходил в поход?
  • — А кто бы хотел пойти в поход?
  • — Как вы думаете, должен ли турист обладать какими-то специальными знаниями и умениями?

— Какими? Для чего?

Во время беседы учитель подводит детей к пониманию:

1) важности умения определять направление движения, места своего нахождения;

2)  необходимости овладения данным умением не только для любителей походов, но и для других людей, а также для самих ребят, т.к. они часто ходят в лес за грибами, ягодами, 

А знаете ли вы, как называется умение определять направление движения, места своего нахождения?

От какого слова произошло слово «ОРИЕНТИРОВАНИЕ»? Почему?

  1. — Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы правильно ориентироваться на местности?
  2. — Перечислите, какие стороны горизонта вы знаете?
  3. Вспомните, с помощью чего ориентировались древние люди?
  4. — Кто-нибудь из вас знает, как по Солнцу определить стороны гори-зонта?
  5. Ориентирование
  6. по Солнцу.
  7. Самый
  8. древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.
  9. Солнце встает на востоке и заходит на западе. В полдень солнце находится на
  10. юге.
  11. Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от солнца
  12. укажет направление на север, сзади будет направление на юг, справа – восток,
  13. слева – запад.
  14. Солнце восходит на восходе, а заходит
  15. на западе.

По звездам иокружающим признакам.          Издавна по звёздам ориентировалиськапитаны кораблей в открытом море и проводники караванов в пустыни. Не зря жепоявилось выражение «Путеводная звезда» как синоним надёжности.

Этой звездойявляется  Полярная звезда, которая всегда показывает на  север. Полярная звезда является концомручки «ковшика» созвездия Малой Медведицы.

Чтобы  найти Малую медведицу,  нужно найти две крайние правые звезды «ковша» Большой Медведицы, от верхней звезды мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами. В  конце этой линии находится Полярная звезда.

      Кроме звезд существует  много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам: годовые кольца на пнях деревьев с  южной стороны шире,  чем с северной  У отдельно стоящих деревьев ветвиобычно длиннее и гуще с южной стороны. 

Урок окружающего мира во 2 классе «Ориентирование на местности»

Данный материал содержит конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России» и презентацию к интерактивной доске в программе Notebook. Тема урока «Ориентирование на местности».

Цели урока:

  • познакомить с прибором для определения сторон гори зонта – компасом, а также со способами ориентирования на местности;
  • создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, умения работать со схемами, развития коммуникативных умений; 
  • побуждать интерес к познанию окружающего мира. 

«Ход урока.1. Орг. момент.2. Актуализация знаний.- Вы уже многое знаете и без труда сможете дать определение изученным на прошлом уроке понятиям. Что же это за понятия?3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока.

  • Это прибор для определения сторон горизонта.
  • Это прибор, при помощи которого мы можем увидеть линию горизонта.
  • Это прибор, который показывает, куда надо идти. 

«- Чтобы пользоваться компасом, надо знать из каких частей он состоит. На доске вы видите компас. Соедините стрелками названия и части компаса (СЛАЙД 6).- Есть трудности?Учитель совместно с обучающимися приходят к верному ответу.- У каждого на парте есть компас. Определите с его помощью стороны горизонта.-Не получается?- Почему, как думаете?- Т.

е. надо знать как им пользоваться. (СЛАЙД 7)-Внимательно прочитайте правила работы с компасом. Вновь попробуйте определить стороны горизонта.5. Физминутка.6. Работа по теме урока.

-Представьте: вы потерялись в лесу, а компаса у вас нет, тогда какими ориентирами воспользуетесь?По слайдам знакомятся с ориентированием по звёздам, Солнцу, Луне, по местным признакам. (СЛАЙДЫ 8, 9, 10).- Может быть кто-то сможет рассказать как ещё можно ориентироваться, в помощь вам будут рисунки.

(СЛАЙД 11)-Возьмите конверт на парте, достаньте содержимое. Попробуйте составить схему способов ориентирования на местности (кто-то на доске). (СЛАЙД 12)-Давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Я читаю стих, если в нём всё верно, то вы отвечаете «Верно», а если нет, то «Неверно».7. Подведение итогов.

-Что нового на уроке узнали?-Что такое компас?-Как пользоваться компасом?-Какие способы ориентирования на местности знаете?8. Рефлексия.-Подойдите к доске, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению и поставьте его на нужную ступеньку. (СЛАЙД 13)

-Благодарю за активную работу на уроке… Спасибо за урок!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector